Минобрнауки России: мониторинг мониторов! | Официальный сайт
В рамках одной из ключевых работ в 2012-2013 году «Совершенствование системы мониторинга реализации проектов в рамках федеральных и ведомственных целевых программ и внепрограммных мероприятий, заказчиком которых является Минобрнауки России» АНО ГРП “Информэкспертиза” приступила к анализу деятельности организаций, осуществляющих мониторинг в рамках федеральных и ведомственных целевых программ и внепрограммных мероприятий.
Планируется до 1 июня 2013 года провести:
Анализ комплекса организационных и технических процедур и мероприятий, выполняемых организациями, осуществляющими мониторинг хода реализации проектов в рамках программ (далее организация-монитор), во взаимодействии с исполнителями работ по проектам и органами управления программ, по сбору, обработке, анализу статистической, справочной и аналитической информации о выполнении проектов.
Анализ факторов, оказывающих влияние (как положительное, так и отрицательное) на качество выполнения проектов и их результативность, в том числе анализ причин, приводящих к срыву выполнения отдельных проектов.
Для достижения цели данной НИР и обеспечения решения поставленных задач предусмотрены работы, которые можно условно разделить на два блока:
Аналитические исследования (1 и 2 этапы работ по ГК) отчетных и регламентирующих материалов о функционировании систем мониторинга реализации научно-исследовательских проектов, финансируемых за счет государственных средств, за рубежом; нормативно-методического обеспечения реализации программ, заказчиком которых является Минобрнауки России; организационной структуры программ; состава целевых индикаторов и показателей эффективности реализации программ; достаточности требований, устанавливаемых в документации по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд и государственных контрактах на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для осуществления мониторинга реализации проектов в рамках программ; факторов, оказывающих влияние (как положительное, так и отрицательное) на качество выполнения проектов и их результативность, в том числе анализ причин, приводящих к срыву выполнения отдельных проектов; анализ применения информационных технологий (информационно-аналитических систем) организациями-мониторами;
Оптимизация и синтез (3, заключительный, этап работ по ГК) – разработка предложений по выбору оптимального распределения форм и методов и информационно-аналитического обеспечения, взаимодействия участников и органов управления реализацией федеральных целевых программ; выработка рекомендаций по предупреждению причин, приводящих к срыву выполнения отдельных проектов, и рисков невыполнения мероприятий программ; по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе обеспечивающих их экономию, и привлечению дополнительных источников финансирования при выполнении проектов в рамках мероприятий программ; разработка модели интегральной оценки эффективности реализации мероприятий проектов в рамках программ в ходе мониторинга.
Промежуточный отчет о научно-исследовательской работе «Совершенствование системы мониторинга реализации проектов в рамках федеральных и ведомственных целевых программ и внепрограммных мероприятий, заказчиком которых является Минобрнауки России», которая способствует созданию действующего механизма, обеспечивающего повышение результативности реализации проектов в рамках мероприятий программ, заказчиком которых является Министерство образования и науки Российской Федерации.
Мониторинг эффективности вузов возвращается / Образование / Независимая газета
Анзор Музаев подчеркивает, что цель мониторинга – определить в первую очередь для самих вузов их проблемные места. Фото агентства «Москва»
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела экспертную сессию, на которой обсуждалось формирование подходов к проведению аккредитационного мониторинга по программам высшего образования. Мониторинг обещают провести в 2023 году.
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал об условиях проведения мониторинга. По словам Музаева, он стартует осенью 2023 года. И будет дальше проводиться один раз в три года. В частности, приказом Минобрнауки РФ утверждены восемь показателей, в соответствии с которыми должен проводиться аккредитационный мониторинг в отношении вузов. Эти показатели учитывают: средний балл ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний абитуриентов, принятых на обучение по очной форме; наличие электронной информационно-образовательной среды; долю обучающихся, успешно завершивших обучение по образовательной программе; долю научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, ученое звание и различные награды; долю работников, имеющих стаж работы по профилю реализуемой образовательной программы; наличие внутренней системы оценки качества образования, долю выпускников, выполнивших обязательства по договорам о целевом обучении; показатель трудоустройства выпускников в течение года после окончания обучения.
Те, кто уже относительно долго трудится в образовательной сфере, невольно вспомнят мониторинговую эпопею 10-летней давности. Тогда Министерство образования и науки на основе мониторинга и анализа данных о деятельности государственных вузов составило список неэффективных учебных заведений. В список неэффективных и нуждающихся в реорганизации вошли 136 вузов и 450 филиалов. Всего в том мониторинге приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. В список неэффективных вузов вошли такие солидные вузы, как Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Государственный университет управления (ГУУ), Российский государственный социальный университет (РГСУ), Московский архитектурный университет (МАРХИ), Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Московский государственный открытый университет (МГОУ), Литературный институт имени Горького и многие другие.
Минобрнауки тоже оценивало тогда деятельность вузов по ряду параметров: средний балл ЕГЭ поступающих; количество научных работ на одного научного сотрудника; процент выпускников-иностранцев; доходы вуза в расчете на одного научного сотрудника; инфраструктура.
Некоторые эксперты отмечали, что рейтинг эффективности послужит поводом для закрытия университетов. Если не сразу, то постепенно. И действительно, начались реальные слияния и закрытия. А что еще делать с неэффективными вузами, как не «реструктурировать»? Значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должна быть реорганизована или закрыта – вот популярный девиз того времени.
Надо ли напоминать, как долго еще аукался вузам и Минобрнауки РФ тот мониторинг «неэффективности»? Так надо ли опасаться повторения в нынешней ситуации?
«По итогам мониторинга мы не собираемся составлять рейтинг, определять лучшие и худшие вузы. Цель мониторинга – определить в первую очередь для самих высших учебных заведений, где у них есть проблемы, чтобы руководство вуза могло принимать необходимые управленческие решения.
Также даны пояснения директора по развитию ГК «Просвещение» Натальи Алтыниковой, возглавившей рабочую группу по апробации аккредитационного мониторинга. Всего в эксперименте приняли участие 61 вуз из 8 федеральных округов. Предстоящий мониторинг проверит программы университетов. Эксперимент был проведен в отношении 363 образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры. Федеральным центром тестирования была разработана и запущена информационная система «Аккредитационный мониторинг», в которую вузы загружали первичные данные.
Как говорится в сообщении пресс-службы Рособрнадзора, апробация показала, что программы бакалавриата и специалитета чаще преодолевали пороговое значение итогового балла, чем программы магистратуры. По многим образовательным программам информацию для мониторинга вузы по объективным причинам не смогли предоставить в полном объеме.
Эксперимент также выявил ряд проблемных вопросов, с которыми еще предстоит работать. В частности, данные в информационных системах представлены в основном в разрезе направлений подготовки, а не образовательных программ, в отношении которых должен проводиться аккредитационный мониторинг. Не до конца понятно, как подтверждать достоверность предоставленных вузом данных, как учитывать результаты внутренней системы оценки качества образования, механизм учета педагогов в рамках сетевого взаимодействия.
По словам Натальи Алтыниковой, в перспективе перечень показателей аккредитационного мониторинга необходимо будет дополнить учетом результатов внешней оценки. Такой, например, как профессиональная аккредитация и независимая оценка квалификации.
Алтыникова добавляет, что аккредитационный мониторинг необходимо проводить в отношении образовательных программ выборочно, чтобы не перегружать вузы избыточной работой по внесению данных. Критериями отбора таких программ могут быть их приоритетная значимость для развития экономики, наличие набора и выпуска в текущем году, наличие российских студентов.
Министерство науки и образования
Министерство науки и образования
Министерство науки и образования выполняет административные и другие задачи, связанные с дошкольным образованием, начальным и средним образованием в стране и за рубежом; разрабатывает национальную учебную программу; утверждает учебники и вводит правила и стандарты, а также другие требования к воспитательной работе; способствует развитию школьной системы; работает над улучшением студенческого стандарта; проводит проверки; учреждает образовательные учреждения и контролирует юридические аспекты их деятельности; обеспечивает финансирование и условия для образовательной работы; позволяет детям, молодежи и взрослым приобретать технические навыки и компетенции; поддерживает организации, инвестирующие в образование.
Министерство также выполняет административные и другие задачи, связанные с: развитием высшего образования; реализация национальных стратегий и программ высшего образования; предоставление финансирования и помещений для высших учебных заведений и контроль за их деятельностью; подготовка отчетов о деятельности и оценке высших учебных заведений и образовательных программ и представление их на утверждение; субсидирование расходов на обучение; улучшение студенческого стандарта; мониторинг успешности учебных программ и других процессов высшего образования; управление внедрением Хорватской рамки квалификаций; администрирование Реестра высших учебных заведений и Реестра образовательных программ; управление базами данных по высшему образованию; содействие обучению на протяжении всей жизни и высшему образованию для взрослых; административный надзор за высшими учебными заведениями.
Министерство выполняет административные и другие задачи, связанные с: развитием системы науки, техники и инноваций; развитие исследовательских и других учреждений; применение научных достижений в определенных областях; согласование программ финансирования с исследовательскими проектами; разработка и мониторинг политики управления интеллектуальной собственностью посредством гармонизации национального законодательства о правах интеллектуальной собственности с acquis communautaire, а также разработка стратегических мер по совершенствованию защиты и обеспечению соблюдения прав интеллектуальной собственности в целях содействия передаче технологий от исследовательских организаций к деловой сектор и общество; содействие непрерывному технологическому развитию в Республике Хорватии; ведение Реестра исследователей и исследовательских организаций; мониторинг и налаживание научного, профессионального и технического сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями в соответствии с международными договорами; повышение мобильности хорватских и зарубежных исследователей; стипендии, специализации и стажировки отечественных и зарубежных исследователей на основе международных, государственных, деловых и иных договоров; административный надзор за научно-исследовательскими организациями.
Министерство участвует в разработке программ и проектов, а также в реализации проектов, финансируемых ЕС, а также проектов, финансируемых из других международных источников.
Министерство сотрудничает с министерством, уполномоченным управлять государственным имуществом, по всем вопросам управления и распоряжения акциями и долями в государственных компаниях, а также компаниях, которые в основном занимаются деятельностью, подведомственной этому Министерству.
Министерство выполняет задачи, связанные с участием Республики Хорватия в деятельности органов Европейского Союза и других международных органов, относящихся к его компетенции.
Министерство также выполняет другие задачи, отнесенные к его компетенции отдельным законом.
Закон об организации и сфере деятельности министерств
и др. Центральный. Органы государственного управления
(Ведомости № 93/2016, 104/2016, 85/2020)
ЮНИСЕФ и Министерство образования и науки объединяют усилия для повышения безопасности школ на востоке Украины
Пресс-релиз
20 ноября 2020 г.
ЮНИСЕФ
Год назад, 20 ноября 2019 года, Украина стала 100 страной, подписавшей Декларацию о безопасных школах. Министерство образования и науки Украины (МОН) разработало План действий по реализации Декларации и разрабатывает подходы к вводу этого инструмента в действие.
«Министерству образования и науки Украины крайне важно реализовать все принципы и рекомендации Декларации о безопасных школах. Мы работаем с партнерами над разработкой конкретных механизмов мониторинга и систем раннего предупреждения о нападениях на учебные заведения, а также над подготовкой протоколов безопасности для школ. Мы благодарны Детскому фонду ООН (ЮНИСЕФ) в Украине, а также Save the Children и Кластер образования за их решительную поддержку Министерству в этом», – сказал Министр образования и науки Украины и.и. Сергей Шкарлет .
Декларация провозглашает обязательство предотвращать нападения на учебные заведения и их использование в военных целях во время вооруженного конфликта. Документ также предназначен для обеспечения безопасности в учебных заведениях, защиты права на образование и контроля за нарушениями прав ребенка в условиях вооруженного конфликта. Важным аспектом присоединения к Декларации является восстановление инфраструктуры образования, обеспечение психологической работы со школьниками, родителями и учителями, а также пропаганда безопасности и санитарного просвещения.
«Жизнь в условиях конфликта оказывает разрушительное воздействие на психосоциальное благополучие целого поколения детей, которые растут на востоке Украины. Более 400 000 детей ходят в школу вблизи «линии разграничения», где их жизни и благополучию угрожают артиллерийские обстрелы и сильное заражение минами, — сказала Лотта Сильвандер, представитель ЮНИСЕФ в Украине . Декларации, мы видим некоторый прогресс и надеемся, что усилия по защите учебных заведений в условиях конфликта наконец воплотятся в конкретный план действий. При поддержке Гуманитарной помощи ЕС ЮНИСЕФ обладает техническими знаниями и готов помочь правительству. Потому что каждый ребенок имеет право на безопасное место для учебы».
Кроме Министерства образования и науки, Министерства обороны, Министерства реинтеграции временно оккупированных территорий, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Службы безопасности Украины и других органов государственной власти и военно-гражданских Администрации восточных регионов вносят свой вклад в разработку и реализацию Плана действий.
После утверждения Плана действий Министерство образования и науки совместно с партнерами сосредоточит внимание на:
- разработка механизмов мониторинга и отчетности по атакам на образовательные учреждения;
- оценка рисков для выявления учебных заведений, которые подвергаются большему риску нападения или использования в военных целях;
- обеспечение системы раннего оповещения о нападениях на образовательные учреждения и подготовка протоколов безопасности для детей и учителей; и
- интеграцию подходов, учитывающих конфликты, в образовательную политику, учебные планы и пособия.