“Практика для практиков”: Сергей Мясоедов — о программе MBA в РАНХиГС
На что обращать внимание при выборе бизнес школы? Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования ИБДА РАНХиГС, рассказал о преимуществах и особенностях обучения по программе MBA.
— В чем конкурентное преимущество школы?
— Основное конкурентное преимущество нашей школы в том, что она всегда шла по жизни сама. Она учила делать бизнес в условиях рынка и делала образовательный бизнес высочайшего качества сама. Сегодня, по сути, ИБДА РАНХиГС — самая сильная школа мирового уровня в России, единственная бизнес-школа, которая имеет высшую международную аккредитацию AACSB International, единственная в России, первая и единственная. Еще я бы хотел сказать о нашей специфической рыночной нише. Только за последний год мы сделали серьезные программы для Сбербанка, “Росатома”, “Россельхозбанка”, Шереметьево, Microsoft, “Татнефти”.
Мы с самого начала работали с российским средним и крупным бизнесом.
— Чему конкретно будут учить поступающих? На какие дисциплины делается упор?
— Программа MBA имеет довольно жесткую конструкцию. Сильно упрощая предмет, я скажу так: хорошая программа MBA растет снизу вверх, как дерево целей. Вначале есть основание — деловая среда бизнеса. Это, если раскладывать на предметы, микро— и макроэкономический анализ, поведенческая экономика, международные экономические отношения и юриспруденция для бизнеса и менеджмента. Отсюда вырастает ствол общего менеджмента. Мы даем основные подходы и основные инструменты. Затем эти подходы перерастают в следующую дисциплину, которая называется “Организационное поведение”.
Это и структура организации, и организационное проектирование, и корпоративная культура, и теория мотивации, и групповая динамика, и лидерство — блок дисциплин, связанный с личностным развитием менеджера и всей его команды. Следующим блоком идут направления функционального менеджмента. Это управление маркетингом компании, финансовый менеджмент, управление человеческим капиталом, или HR-менеджмент, и операционный менеджмент. Наконец, все это перерастает в стратегический менеджмент и завершается выходным проектом, обычно связанным с деятельностью компании, который пишут наши выпускники. Кроме того, мы должны сегодня сделать вводную практически ко всем направлениям современных технологий в менеджменте. В том числе прорывных технологий и гибких технологий управления.— В последнее время многие школы бизнеса стали предлагать программы мини-MBA. В какой мере такие программы могут заменить традиционные программы MBA?
— Все короткие программы в Российской ассоциации бизнес-образования, те, кто давно работает и занимается бизнес-образованием, объединяют одним емким термином “управленческий фастфуд”. С этой точки зрения мини-MBA, супермини-MBA, двухдневные семинары, полдневные семинары, курсы кройки и шитья — любая учеба — занятие полезное. Только мини-MBA — это не MBA, так же как “Макдональдс” нельзя отнести к еде из ресторана высокой кухни. MBA — жанр сложный, он не может быть короче 600 часов, не может длиться менее чем полтора года.
— Как выбрать школу бизнеса и программу MBA, чтобы не ошибиться? Могут ли здесь помочь рэнкинги бизнес-школ?
— Первое заявление шокирующее циничное — выбирать надо среди дорогих бизнес-школ. Потому что бизнес-школа должна научить человека делать прибыль. Для того чтобы делать успешные бизнесы, производить прибыль, нужен талант. Как определить, насколько у людей есть деловая хватка и способность к бизнесу? Существуют психологические тесты, и мы их проводим. Существуют входные экзамены, эссе, которые пытаются определить типологию личности. Но есть жесткий циничный подход. Если вы после пяти лет работы или тем более десяти лет работы в секторе, где ключевым критерием успеха является создание прибыли, не сумели заработать на то, чтобы проходить программу, наверное, ваш талант ограничен.
А почему важно, чтобы бизнес-школа была дорогая? В дорогой бизнес-школе работают самые дорогие преподаватели. Это самый простой ответ. Я имею в виду самые толковые преподаватели слушатели. Им есть каким опытом обменяться, есть преподаватели, которые, как дирижеры, направят их поиск в нужном русле.Дальше неплохо было бы посмотреть, а что показала проверка качества этих школ бизнеса. Проверка качества бизнес-школ во всем мире осуществляется двумя путями — это аккредитации и рэнкинги. Из национальных аккредитаций я сегодня знаю только одну, на которую можно полагаться. Это аккредитация программ MBA — НАСДОБР. Поскольку эту аккредитацию контролируют не вузы и не бизнес-школы, а представители делового сообщества. А если говорить о зарубежных аккредитациях, в той мере существует три высших аккредитации, которые обычно называют аккредитациями Тройной короны: это AMBA International, это EFMD, это AACSB International. Выбирать программу MBA надо из бизнес-школ, у которых есть аккредитация НАСДОБРа и есть аккредитация AMBA — Ассоциации программ MBA.
Рэнкинги. В России существует целый ряд в целом позитивных рэнкингов, на которые можно ориентироваться. Третий год подряд РБК совместно, при поддержке Российской ассоциации бизнес-образования, выпускает исследования, через черточку — рэнкинг, ведущих бизнес-школ страны. Ценность этого рэнкинга состоит в том, что все бизнес-школы, которые согласились в нем участвовать, имеют право вначале через интервью своего декана рассказать о себе. Очень симпатичный рэнкинг проводит Екатеринбургская школа бизнеса совместно с журналом “Эксперт” по международности бизнес-школ, где оценивают количество стратегических образовательных альянсов российских бизнес-школ с зарубежными партнерами. Абсолютно, с моей точки зрения, уникальный российский рэнкинг — это рэнкинг сайта mba.
Партнерский материал
1 802
Учеба и образование
Реально ли окупается MBA: стоит ли бизнес-образование вложений?
Может ли MBA помочь в работе в эпоху перемен?Бизнес-образование MBA (Master of business administration, мастер бизнес-управления) появилось в США, где еще в конце XIX — начале XX века, в период активного развития экономики, стране понадобились сильные управленческие кадры. В России этой программой подготовки руководящего звена заинтересовались значительно позже — в 80-х годах прошлого века. Однако всего за несколько десятилетий число подобных бизнес-школ заметно увеличилось, и сегодня дополнительное профессиональное бизнес-образование можно без проблем получить и в нашей стране.
Один из самых объективных критериев оценки деятельности бизнес-школы — это наличие одной или нескольких международных аккредитаций, самые престижные среди них в России имеют всего несколько школ: аккредитация AMBA (Ассоциация MBA) есть у Высшей школы бизнеса ГУУ, Школы бизнеса и международных коммуникаций МГИМО и ряде других заведений бизнес-образования; EQUIS (Международная система аккредитации школ менеджмента и делового администрирования) — у Бизнес-школы Сколково; AACSB (Ассоциация по развитию университетских бизнес-школ) есть у Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Все три имеются только у Высшей школы менеджмента СПбГУ — считается, что она обладает «тройной короной» и предоставляет образовательные услуги на уровне ведущих мировых бизнес-школ.
MBA-программы рассчитаны на уже состоявшихся руководителей — владельцев бизнеса, топ-менеджеров и управленцев среднего звена с опытом руководства не менее 2–3 лет. Само обучение проходит преимущественно в формате case-study: на реальных бизнес-ситуациях слушателей MBA-программ учат строить бизнес-процессы и лидировать их, формировать команды, систематизировать знания и развивать собственные hard и soft skills.
Кризисы и активные изменения в экономике, происходящие в мире в последние годы, лишь увеличивают спрос на получение степени MBA. Так, в пандемийном 2020 году количество поступивших на МВА-программы по всему миру выросло на 67%. В периоды, когда рынок труда активно меняется, как сейчас, многие идут за новыми знаниями — чтобы не потерять собственную профессиональную ценность и использовать кризис как время новых возможностей и движения вверх по карьерной лестнице. Кроме того, самому бизнесу для выживания и дальнейшего развития требуются специалисты с опытом антикризисного менеджмента. Но как понять, нужен ли именно вам MBA и релевантно ли будет наличие степени затраченным ресурсам?
Как оценить, нужен ли вам MBA?Цель получения степени MBA у каждого, как правило, разная. Какие конкретные задачи может решить обучение по программе MBA?
- Устранение пробелов в профессиональных и управленческих знаниях
Обучение по программе MBA — это развитие и профессиональных навыков (маркетинг/финансы/операционный менеджмент и пр.), и компетенций, которые формируют лидерские способности и стратегическое видение. Помимо hard skills, студенты развивают и прикладные, но не менее важные навыки — системное мышление, эмоциональный интеллект, работу в команде и т.д.
- Систематизация накопленных знаний
Руководители топ-уровня за долгие годы работы приобретают такой объем знаний, который требует обязательного упорядочения, иначе часть навыков теряется или забывается и, как следствие, не используется.
- Смена окружения, поиск бизнес-партнеров
Программы MBA помогают сформировать еще и абсолютно иной круг общения. Бизнес-школы создают определенную бизнес-среду, где на протяжении нескольких лет обучения студенты формируют социальный капитал и встречают единомышленников, с которыми впоследствии становятся коллегами или партнерами.
- Нехватка знаний в digital topics
С каждым днем знания все быстрее устаревают. Чтобы оставаться востребованным на рынке труда, человеку необходимо не только регулярно обновлять свои знания, но и понимать, какие компетенции будут востребованы завтра. В ответ на требования работодателей все больше программ MBA включают такие предметы, как данные, аналитика и программирование. Важно, что в рамках таких программ выпускников готовят в первую очередь к тому, чтобы научить их работать с людьми, которые владеют вышеназванными навыками, и управлять ими, но не обязательно уметь самостоятельно применять их на практике.
Цифровые технологии в некоторых программах MBA являются ключевым треком на протяжении всего обучения. В ходе него осваиваются все важнейшие digital-инструменты, которые помогают выстроить стратегию трансформации и автоматизации любых бизнес-процессов в компании. Стоит отметить, что digital-треки предлагают не все бизнес-школы. В России обучиться цифровым навыкам в рамках MBA предлагают на программе «Лидеры изменений» Высшей школы менеджмента СПбГУ и Skillbox, «Вызовы цифрового мира» в Высшей школе менеджмента СПбГУ, «Цифровая экономика» в МГИМО и МФТИ и ряде других.
Программа MBA — одна из самых дорогостоящих образовательных ступеней как в России, так и за рубежом. Однако в нашей стране получить MBA все-таки менее накладно: в среднем цена за обучение в России в 10 раз ниже, чем в мире. Полный курс обучения в международной бизнес-школе будет стоить ориентировочно от $60 тыс. до $200 тыс. Российские программы доступнее — их стоимость составляет примерно $5–20 тыс. Если добавить к этой сумме затраты на проживание в другой стране, то разница получается еще более значительной. А в современных реалиях (с учетом экономических санкций и частично закрытых границ) российское MBA-образование становится еще более ценным. К тому же в России есть ряд бизнес-школ, качество образования в которых признано на международном уровне и не уступает заграничным школам.
По результатам исследования международной рекрутинговой компании Hays в России, около 60% работодателей считают, что наличие степени MBA положительно влияет на развитие карьеры, а 77% опрошенных готовы платить больше руководителям с этим дипломом.
Окупаемость диплома MBA зависит, в первую очередь, от бренда и узнаваемости бизнес-школы, где вы его получаете. Чем выше ее уровень, тем выше ценность полученного образования и, соответственно, тем на больший доход вы можете претендовать с этим дипломом в будущем. Но есть и другая вытекающая из этого зависимость: престиж учебного заведения напрямую влияет на стоимость образовательной программы. Однако ориентироваться только на этот критерий не стоит: некоторые компании, для работы в которых необходимо наличие степени MBA, не оценивают, где именно вы ее получали, важен лишь сам факт диплома.
Можно ли реально оценить, окупится ли ваше обучение и как быстро? В рамках запуска программы «Лидеры изменений» мы проводили custdev-интервью выпускников разных бизнес-школ, и практически 100% опрошенных утверждали, что все затраты на обучение они окупили в течение 2–3 лет после его завершения. У кого-то вырос доход, кто-то открыл или трансформировал собственный бизнес, нашел бизнес-партнеров. Были и те, кто спустя год-полтора говорил, что диплом пока не окупился, но они видят, что есть тенденция к этому.
Как платить за MBA меньше?Даже несмотря на очевидную тенденцию к полной окупаемости обучения, многие бизнес-школы предлагают лояльные условия покупки программы MBA: вводят гранты и стипендии, частично или полностью покрывающих ее стоимость. Например, в Skolkovo MBA и у Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Если вы ориентируетесь на какую-то конкретную программу, то можно воспользоваться вариантом раннего бронирования: многие предлагают скидки для тех, кто готов оплатить обучение задолго до его начала. Также будущие студенты часто пользуются вариантами рассрочек или поэтапных платежей. Использовать гранты на программы MBA могут в том числе победители конкурса «Лидеры России».
Если вы работаете в найме и хотите пройти обучение MBA, то вы всегда можете прийти к своему работодателю и согласовать обучение за счет компании. Как правило, в этом случае заключается специальный договор, по которому нужно будет отработать на этом месте еще какое-то время после завершения обучения, но для многих это не является препятствием.
Загрузка…
Новости СМИ2
Insead — Рейтинг бизнес-школ от Financial Times
Поделитесь своим профилемВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность поделиться своим профилем с Insead.
Завершите регистрациюВам необходимо завершить регистрацию, чтобы поделиться своим профилем с Insead.
- Данные рейтинга
Общие
2020 | ||
Экологический, социальный и управленческий разряд | 6 | |
Факультет с докторской степенью (%) | 98 | |
Расположение, по основным кампусам | Франция/Сингапур 900 25 | |
Место в 2020 году | 4 | |
Место в 2021 | 1 | |
Название школы | Insead |
Карьерный рост 900 12
Достигнутые цели (%) | 89 | |
Ранг карьерного роста | 32 | Профессиональное звание | 47 |
Работающие в течение трех месяцев (%) | 82 | |
Место в 2022 году | 3 | |
Повышение заработной платы в процентах | 93 | Зарплата сегодня (долл. США) ** | 189374 |
Средний ранг за три года | 3 | |
Взвешенная заработная плата (долл. США) | 186784 | 9002 0 |
Оценка программы
Рейтинг рекомендаций выпускников | 4 | |
Дополнительные языки | 2 | |
Исследовательский рейтинг FT | 5 | |
Общее удовлетворение** | 9,33 | |
Оценка соотношения цены и качества | 10 |
Оценка разнообразия
Преподавательский состав (%) | 22 | |
Студентки (%) | 37 | |
Международный совет (%) | 90 | 90 020 |
Международный преподавательский состав (%) | 90 | |
Иностранные студенты (%) | 94 | |
Женщины на борту (%) | 45 | 90 028
Международные возможности
Уровень международного опыта курсов | 3 | |
Уровень международной мобильности | 10 |
Индийская школа бизнеса — Рейтинг бизнес-школ от Financial Times
Поделитесь своим профилемВойдите или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность поделиться своим профилем с Индийской школой бизнеса.
Завершите регистрациюВам необходимо завершить регистрацию, чтобы поделиться своим профилем с Индийской школой бизнеса.
- Данные рейтинга
Общие
2021 | ||
Экологический, социальный и управленческий рейтинг | 85 | |
Факультет с докторской степенью (%) | 100 9 0025 | |
Расположение, по основным кампусам | Индия | |
Ранг в 2020 г. | 28 | |
Место в 2021 г. | 23 | |
Название школы | Индийская школа бизнеса |
Карьерный рост
Достигнутые цели (%) 9002 5 | 85 | |
Ранг карьерного роста | 28 | |
Ранг карьерного роста | 43 | |
Занятость через три месяца (%) | 100 | |
Место в 2022 г. | 32 | 90 020 |
Повышение заработной платы в процентах | 184 | |
Зарплата сегодня (долл. США) ** | 160951 | |
Средний ранг за три года | 28 | |
Взвешенная заработная плата (долл. |