Можно ли не ходить в школу? | СветВМир.ру
Можно. Я уже 12 лет знаю это совершенно точно. За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни), а третий ребенок, как и они, не ходит в школу, но уже сдал экзамены за начальную школу и пока не собирается на этом останавливаться.
Честно говоря, сейчас я уже не считаю, что детям нужно обязательно сдавать экзамены за каждый класс. Я просто не мешаю им самим выбирать ту “замену” школе, до которой они могут додуматься. (Хотя, конечно, делюсь с ними своими мыслями на этот счет.)
Но вернемся в прошлое. До 1992 года действительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу, а все родители обязаны “сдавать” туда своих детей, достигших 7-летнего возраста.
И если выяснялось, что кто-то этого не делает к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова “охрана детства” но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться).
Можно ли не ходить в школу?
Чтобы ребенок получил ПРАВО не ходить в школу ему нужно было сначала получить медицинскую справку о том, что он “не может посещать школу по состоянию здоровья”. Вот почему меня все спрашивали, чем больны мои дети!
Кстати, гораздо позже я узнала, что в те времена некоторые родители (которые раньше меня додумались до идеи не “сдавать” детей в школу) просто ПОКУПАЛИ такие справки у знакомых врачей.
Но летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне ЛЮБОЙ РЕБЕНОК (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!!
Более того, там даже говорилось, что школа должна ДОПЛАЧИВАТЬ родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!
В сентябре того же года я пришла к директору школы, чтобы написать очередное заявление о том, что и в этом году мой ребенок будет учиться дома. Она дала мне прочитать текст этого указа. (Записать его название, номер и дату я тогда не додумалась, а теперь спустя 11 лет уже не помню. Кому интересно ищите в Интернете информацию. Найдете – поделитесь.
После этого мне сказали: “Платить Вам за то, что Ваш ребенок не ходит в нашу школу, мы все-таки не будем. Слишком сложно получить средства для этого. Но зато(!) и с Вас мы денег не возьмем за то, что наши учителя принимают у Вашего ребенка экзамены.”
Меня это вполне устроило брать деньги за освобождение моего ребенка от школьных оков мне бы и в голову не пришло. Так что мы расстались, довольные и друг другом, и изменением в нашем законодательстве.
Правда, через некоторое время я забрала документы моих детей из школы, где у них принимали экзамены бесплатно, и с тех пор они сдавали экзамены в другом месте и за деньги -но это уже совсем другая история (про платный экстернат, который организован проще и удобнее, чем бесплатный по крайней мере, так было в 90-е годы).
А в прошлом году я прочитала еще более интересный документ опять-таки, не помню ни названия, ни даты публикации мне показали его в той школе, куда я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка. (Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет. А теперь самое приятное. Завуч реагирует на это СПОКОЙНО!!!) Меня спрашивают, за какой класс он хочет сдавать экзамены. Я объясняю, что у нас нет никаких справок об окончании каких-либо классов, поэтому начинать нужно я полагаю с самого первого!
А в ответ мне показывают официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что ЛЮБОЙ человек имеет право прийти в ЛЮБОЕ государственное учебное заведение в ЛЮБОМ возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за ЛЮБОЙ класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!). А администрация этой школы ОБЯЗАНА создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!!!
То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (или раньше, или позже кому как нравится; вместе с моей дочерью, например, получали аттестаты два бородатых дяденьки ну, приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11-й класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом.
Но это теория. Практика, увы, сложнее ;-(. Однажды я (скорее из любопытства, чем из нужды) зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора. Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7-й класс.
Можно ли не ходить в школу?
Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих идеях но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу.
Они действительно по закону были ОБЯЗАНЫ принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему “домашнее обучение”. С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что консервативные пожилые учительницы, которые составляют в этой школе “решающее большинство” (на “педсоветах”, где решаются спорные вопросы), не согласятся на МОИ условия “домашнего обучения” чтобы ребенок просто один раз подошел к каждому из учителей и сразу сдал годичный курс. (Надо отметить, что с этой проблемой я сталкивалась не раз: там, где экзамены у экстернов принимают ОБЫЧНЫЕ учителя, они настойчиво говорят о том, что ребенок НЕ МОЖЕТ сдать всю программу за одно посещение!!!
Он ДОЛЖЕН “отработать ПОЛОЖЕННОЕ количество ЧАСОВ”! Т.е. их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка их беспокоит только ВРЕМЯ, потраченное на учебу. И они совершенно не видят абсурдности этой идеи )
Они потребуют, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти (потому что не могут же они ставить в классном журнале “прочерк” вместо оценки за четверть, если ребенок ЧИСЛИТСЯ в списке класса).
Кроме того, они потребуют, чтобы ребенок имел медицинскую справку и сделал все прививки (а мы к тому времени вообще не были “сосчитаны” ни в одной поликлинике, и от слов “медицинская справка” у меня начиналось головокружение), а иначе он “заразит” других детей. (Ага, заразит здоровьем и свободолюбием.)
Ну и, конечно, от ребенка потребуют участия в “жизни класса”: мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и т.п.
Понятно, что меня такие перспективы просто рассмешили. Понятно, что я отказалась. Но директор, тем не менее, сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне (бесплатно, под расписку) все необходимые учебники до конца учебного года!
Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок и “участия в жизни класса”) сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.
Но я отвлеклась. Вернемся в прошлый год, когда я привела в “первый класс” 10-летнего ребенка. Завуч предложила ему тесты по программе первого класса оказалось, что он все знает. Второго класса почти все знает. Третьего класса многого не знает. Она составила для него программу занятий, и через некоторое время он успешно сдал экзамены за 4-й класс, т.е. “окончил начальную школу”.
И при желании! мог бы сейчас прийти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками.
Вот только желания такого у него почему-то нет. Наоборот. Ему такое предложение кажется бредом. Он не понимает, ЗАЧЕМ нормальному человеку ходить в школу.
Ксения Подорова
svetvmir.ru
Проблемный сын! Не ходит в школу уже долго, что делать? Ему 14,говорит что нет смысла ему ходить, учится (ился) плохо
Марина Васильева Ученик (94), закрыт 3 года назад Вот описала все максимально подробно но и сжато, прошу войти в положение и прочесть, ваша помощь просто необходима!
Подскажите что делать. Я мать 14 летнего сына, сын сложный, но справляемся, живем без отца.
В школе он учится “не очень”,3 по чему нибудь это настоящая радость, 4 так вообще, плохо понимает алгебру, геометрию, химию, физику, на 2 практически, иногда вытягивают на 3,русский давно плохо, правил не знает, всегда 2 по диктантам или у доски. С каждым годом становилось все зуже в плане обучения, я старалсь с ним поговорить. но до недавнего момента не получалось. Сын был замкнутый, со мной редко общался, но он помогал, Тоесть если ему сказать пойти помыть посуду, от него не дождаться фраз как “Хорошо, мама”,максимум головой кивнет и то редко, но через 5-10 минут пойдет и помоет в школе друзей мало, знаю только двоих, они не плохая компания точно, один осень примерный сын, вежливый, второй тоже, не крят и не пьют, сын тоже (не дай Бог конечно ).
Но сецчас он уже не ходит 3 недели, про овоща лишать телевизора, компьютера, не помогает, он Даже не психует и просто сидит в комнате, чем то занимается, сегодня решила еще раз поговорить с ним, он немного психанул, даже слезы были, и сказал что он не ходит потому что не видит смысла, говорит что школа ему не то, что бы не нужна, а она для него бессмысленна, сказал что каждый урок почти ничего не пишет, ждет звонка, последний урок всегда самый длинный, всегда хочет домой, говорит что нет разницы между тем что ходить в школу и сидеть дома, так как он там ничего не понимает и ему кажется все бессмысленно и не нужно в жизни, говорит что школа отнимает его время, на бессмысленное во всех планах (цитирую) обучение, во первых он ничего не понимает, а во вторых даже если бы и понимал в жизни по его словам это ему никогда не будет нужно
Я не знаю что делать с этим
Учится в 8 классе, на шее висит, но не сильно, сам рабоатет, работает не официально, на рынке у одного продавца ЕМУ знакомого, помощником, там разгружает и тому подобное, сама не одобряю это, т. к старнно и к тому же не официально, что есть его как бы там нет. Сначала не поверила, но несколько раз проверяла, децствительно работает, 4 часа 4 дня в неделю, получает зарплату. Я ему ничего не покупаю почти, не просит, только еду, все что он хочет сам покупает
Что мне делать? Как заставить его ходить? Точнее заставить то никак, но надо же что то делать, жду совета
Дополнен 4 года назад
Что то вбивать моральное бесполезно, сразу говорю
otvet.mail.ru
Что делать если ребенок не хочет ходить в школу
Зачастую родители встречаются с проблемой, когда ребенок не хочет ходить в школу. Для понимания дальнейшей стратегии поведения необходимо понять основание такого категоричного отказа. Причинами могут быть как конфликтные взаимоотношения с одноклассниками, так и непосильное домашнее задание. А могут быть и другие проблемы, с которыми столкнулся малыш в школе. Для понимания глубины возникшего вопроса необходимо разобраться с причинами.
Первопричины нежелания посещать школу
Все дети обладают различными талантами и склонностями к определенному виду работы или творчества. У одних рабочая рука правая, а у других — левая. Некоторые дети любят математику и все, что может быть с ней связанно. А кто-то хорошо танцует и имеет отличную растяжку. Невозможно, создав одни условия для всех, ожидать одинаковых результатов и в учебе, и на дополнительных занятиях. А вот если ребенок категорически отказывается посещать занятия в школе, то обязательно есть причины возникшей проблемы.
Рассмотрим самые основные:
- Несовместимость профориентации. Главная задача родителей выявить таланты своего чада и направить их в нужное русло. Никогда прирожденная балерина не сможет стать экономистом. Не стоит гнаться за красивыми профессиями, которые якобы смогут обеспечить ребенка в будущем. Разрешите ему заниматься тем, что по душе.
- Ребенок не ходит в школу, так как непосильная программа. Если ребенок не может справиться со всем спектром предоставленных в школе заданий, то он будет выглядеть более слабым на общем фоне. У каждого малыша свой уровень интеллектуального развития.
- Чрезмерный контроль. Каждому нормальному человеку нужен полноценный отдых. Почему же по приходу домой со школьника требуют незамедлительного и беспрекословного выполнения домашнего задания. Значит, ребенка преследует усталость и рассеянность, он хуже усваивает материал. Таким способом мозг пытается справиться с непосильной нагрузкой.
- Бесконтрольность. В жизни бывают ситуации, когда родители за работой не успевают уделять детям достаточное количество времени. Таким образом, ребенок начинает отставать от школьной программы. Это нормальное явление, школьник по приходу домой отправится гулять, а не займется домашним занятием. Выходом из такой ситуации может быть прививание малышу самоконтроля и самоорганизованности. Наилучший возраст для такого обучения это 5-6 лет, то есть до школы.
- Проблемные одноклассники. Причиной частого отказа от посещения школы могут быть непризнание личности школьника среди сверстников. В школе могут быть развиты дедовщина или конфликтные ситуации с учителями.
- Семейные проблемы. Очень часто нежелание учиться у школьника возникает вследствие проблемных взаимоотношений в семье. Постоянные конфликтные ситуации, ссоры родителей приводят к замкнутости ребенка.
- Друзья. Иногда на успеваемость детей большое влияние имеет компания, в которой они проводят свободное время. Поэтому не ждите от школьника больших свершений, если среди его друзей нет стремящихся к знаниям.
Для того чтобы определить, почему ребенок не хочет идти в школу, иногда достаточно просто откровенного разговора со школьником.
Профилактические мероприятия для повышения желания посещать учебное учреждение
Понимание первопричин родителями возникшего у ребенка желания не посещать учебное заведение — это уже половина решения проблемы. Однако категорический отказ от посещения школы ребенком не всегда наступает моментально. За несколько недель можно заметить ухудшение настроения при мысли о посещении занятий или жалобы школьника на плохое самочувствие перед выходом из дома. Такие показатели уже говорят о возникших проблемах в учебном заведении.
Для решения и профилактики дальнейшего отказа ребенка ходить в школу или ухудшения школьной успеваемости существует несколько рекомендаций:
- Позволять малышу изредка не посещать учебное заведение. Причинами такого поведения могут быть плохое самочувствие или грусть. Не стоит категорично настаивать на посещении занятий, не выяснив основную причину возникшего нежелания. Это могут быть и конфликтная ситуация с учителем, и ссора с хорошим другом, и непонимание материала школьной программы. Изначально необходимо разобраться с причинами отказа, а потом только принимать решение о дальнейшем обращении к психологу. Ребенок должен знать, что его родители, в первую очередь, будут с ним, а не станут оправдывать учителя или друга. Зная, что вы представляете его интересы, он с удовольствием продолжит посещать обучение.
- Не преувеличивать значение школьной программы. Несколько пропущенных занятий не сделают ребенка умнее, а вот счастливее — возможно. Поэтому изредка можно устраивать непродолжительные каникулы школьнику. Особенно это важно в зимний период, так как в это время организм накапливает усталость быстрее, чем в другие сезоны.
- Если у ребенка наблюдается низкий уровень успеваемости, то лучше взять в поликлинике справку о щадящем обучении. Таким образом, вы освободите школьника от чрезмерных нагрузок и дадите ему возможность заняться посильными ему нагрузками.
И все-таки что делать, если ребенок не хочет посещать школу? Встречаются случаи, что для повышения уровня успеваемости встает необходимость перевести ребенка в другое место обучения. Иногда может возникнуть необходимость в мотивации школьника к обучению или перевести его на домашнее обучение.
Методы мотивации ребенка к обучению
Никогда не стоит забывать о силе мотивации во время обучения. Так иногда и ребенку необходима рука поддержки или помощь со стороны родителей. Помогите развить школьнику интерес к обучению и умению получать удовлетворение от позитивных промежуточных результатов. Ребенок должен понимать, для чего ему необходимо учить весь спектр предоставляемой в школе программы. Мотивируйте ребенка тем, что без образования нельзя достичь успеха в жизни и нет возможности найти работу по душе.
Каждый ребенок имеет какие-нибудь увлечения, которые можно развивать, и малыш будет хотеть их. Перед тем как найти интересующие для малыша увлечения, может быть много проб и ошибок. Поэтому не стоит нападать на ребенка из-за нежелания заниматься интересующим вас хобби, таким как английский язык или дополнительные занятия по алгебре. А вот чтобы определить увлечения ребенка, можно с ним поговорить на эту тему. И после этого помочь малышу определиться с занятиями.
Для того чтобы повысить успеваемость ребенка, можно после каждого успеха или хорошей отметки устраивать школьнику подарок или компенсацию. Таким образом, он будет увлечен и заинтересован в получении более высоких оценок. А вот в качестве компенсации можно сделать небольшой пикник на выходных или купить поощрение. Помните, что ребенку важно получать поддержку от родителей.
При подрастании дети начинают интересоваться законами жизни и правилами. Происходит первое знакомство со справедливостью. Это можно использовать для мотивации и в школе. Очень не хочется учиться, когда в классе никто не проявляет интереса к процессу обучения. Мотивировать получится только в том случае, если ребенку объяснить о его индивидуальности и обговорить с ним его обязанности и права.
Хорошая мотивация это друг, который любит учебное учреждение. Поэтому при встрече таких детей попросите их обсудить школьные дела с вашим ребенком. Мнение ровесника намного важнее, нежели родителей. И зачастую дети прислушиваются к своим сверстникам.
Если у ребенка наблюдается проблема в определенной сфере, нужно обсудить с ним ее. При этом не стоит утверждать, что ребенок виновник в своих неурядицах. Предложите свои решения выхода из сложившихся ситуаций и обсудите это со школьником.
Иногда основная причина нежелания ездить или ходить в школу — это младший брат или сестра, которые остаются рядом с родителями. При этом главное дать ребенку понять, что он взрослый и может нести ответственность за себя. Такого результата можно достичь, разрешая ему немного больше, чем обычно. Например, вместо 3 конфет, предложить своему чаду 5. И указать, что такое увеличение связано с тем, что он подрос и вместе с обязанностями у него появляются и права.
Дополнительно
Главным правилом при мотивировании своего чада это выполненные обещания. Никогда не обещайте то, чего невозможно выполнить. Таким образом, у ребенка не будет чувства, что его используют и обманывают. Утратить доверие школьника очень легко, а вот восстановить его гораздо сложнее.
Не менее важным является и выбор учебного заведения. Так как в этом месте ребенок проводит больше всего времени, он должен испытывать комфорт, который особо важен для продуктивного учебного процесса. Наилучшим вариантом будет и присутствие психолога в школе. Именно он первым заметит изменения в поведении школьника и сможет помочь в сложившейся ситуации.
Изменения в поведении вашего ребенка будут заметны не сразу. Если родители приложили максимум усилий в улучшение своей модели поведения, то результат точно будет. А вот чтобы избежать проблемных ситуаций в школе, необходимо интересоваться жизнью своего ребенка. Просто разговор или определенный совет помогут ребенку чувствовать вашу поддержку .
Рекомендуем так же прочитать по этой теме:
roditeliz.ru
Мой ребенок не хочет ходить в школу. Что делать?
В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка.
Если в школу не хочет идти первоклашка (6-7 лет), скорее всего проблема заключается в крайне болезненной адаптации к школе. В 7 лет наступает очередной возрастной кризис, связанный в том числе и с поступлением ребенка в школу. Если же ребенка отдали в школу раньше, чем его психика была к этому готова, адаптация будет протекать очень тяжело, чем и будет вызвано нежелание ребенка сидеть на уроках. Это может произойти в случае, если учебная деятельность ещё не стала ведущей – ею по-прежнему является сюжетно-ролевая игра, как в 3-6 лет. Возрастной кризис и переход от одной ведущей деятельности к другой не случается ровно по часам, как только малышу исполнилось 7 лет. Поэтому прежде, чем решить отдавать ли ребенка в 1 класс, лучше посетить психолога и выяснить, готова ли психика ребенка к новой деятельности. Лучшая проверка малыша на готовность к школе – его громкий ответ «Да!» на вопрос «ты хочешь в школу?».
Если ребенок учится в первом классе и отказывается ходить в школу, необходимо посещать психолога и следовать его рекомендациям для смягчения процесса адаптации. Возможно, стоит пересмотреть нагрузку, отменить дополнительные занятия и, обсудив вопрос с администрацией школы, освободить ребенка от некоторых предметов. Пусть лучше малыш отдохнет, поиграет, так адаптация к школе будет проходить менее болезненно. Отдых и игра – обязательные процессы для первоклассника, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.
Если в школу не хочет идти ребёнок младшего школьного возраста (7-10 лет), то это вызывает наибольшую тревогу. Ведущей деятельностью в этом возрасте является учебная деятельность – это значит, что ребенок развивается именно через школьное обучение. Если этого не происходит, значит внутри ребёнка происходит что-то, что мешает ему самореализовываться. Это могут быть конфликты с одноклассниками, педагогами, даже возможен буллинг – школьная травля. Обычно в младшей школе буллинг носит физический характер, если речь идет о затяжном конфликте с одноклассниками. Также возможен и буллинг со стороны учителя – например, если педагог позволяет себе психологическое насилие в адрес учеников (обзывает, унижает, сильно давит). Еще одной причиной нежелания посещать школу у ребенка 7-10 лет может быть слишком высокая нагрузка как в школе, так и на дополнительных занятиях. В этом случае стоит пересмотреть весь распорядок ребенка и расставить приоритеты. Обратите внимание и на режим сна и бодрствования – конечно, если малыш вынужден делать домашнее задание до часу ночи, он просто не высыпается, что и вызывает у него вполне логичное желание остаться дома в теплой постельке.
Подростки (11-16 лет) чаще всех остальных детей отказываются идти в школу. Но обычно они не ставят родителей в известность о своем нежелании и просто прогуливают. С кризисом подросткового возраста учебная деятельность перестаёт быть ведущей и отходит на задний план, на смену ей приходит интимно-личностное общение со сверстниками. Подросток развивается через постоянную коммуникацию со сверстниками – тинейджеры постоянно ссорятся, мирятся, общаются, влюбляются, они пробуют на себе разные роли, экспериментируют с отношениями. Учёба совершено не вписывается в их поле интересов – о каких косинусах речь, когда вокруг столько ровесников? Это нормально, но замотивировать подростка ходить в школу все же возможно. Во-первых, школа – это отличное поле для коммуникации с одноклассниками, там можно выбирать себе компанию по вкусу, общаться с ребятами из разных классов. Ничего страшного в том, что мотивация к посещению школы не будет именно учебной, нет, важно просто не отвернуть подростка от школы.
Во-вторых, тинейджерами часто движет любопытство. Попробуйте трансформировать хобби ребенка в научный интерес. Например, информатика отлично демонстрирует создание компьютерных игр, биология – изменения в теле самого подростка, которые его сильно волнуют, литература – предмет, в котором много внимания уделяется именно проблеме отношений, столь важной для тинейджеров. Если же в школе присутствует буллинг (школьная травля), у подростка не складываются отношения со сверстниками или педагогами, то и желание посещать школу пропадает. Буллинг является серьёзной проблемой современной школы, и, если причиной отказа посещать занятия является именно травля, то необходимо срочно принимать меры.
Тем не менее еще одной общей и очень важной причиной нежелания посещать школу для детей всех возрастов является семейная ситуация. Если ребенок недополучает внимания родителей, то ему больше захочется провести день с мамой и папой, чем сидеть за партой и решать уравнения. Поэтому обязательно разговаривайте с ребенком, спрашивайте, чем вызвано его «мама, я не хочу в школу!». Если ребенок честно вам ответит, что хочет просто побыть с вами, возможно, стоит разрешить ему пропустить один учебный день. Для его развития гораздо важнее будет удовлетворить потребность в общении с родителями – погуляйте, поиграйте, просто поговорите по душам. Проводите с детьми больше времени, искренне интересуйтесь их жизнью, и тогда вам удастся избежать этой проблемы.
Материал подготовлен для нашего издания порталом Я – Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с точки зрения родителей, и с точки зрения ребенка.
chips-journal.ru
Ребенок не хочет ходить в школу, что делать
Доброго времени суток, уважаемые родители. Сегодня мы разберемся с вопросом «почему дети не хотят ходить в школу?». Вы можете столкнуться с такой проблемой, отправляя в школьное учреждение первоклашку, а можете и, имея ребенка — подростка. Крайне важно суметь вовремя выявить такое изменение в жизни малыша и не пустить все на самотек, говоря, что ребенок и сам справится со своими сложностями, а первоклашка успеет адаптироваться. Иногда причина нежелания ходить в школу может крыться в серьезных проблемах и своим бездействием, вы только усугубите и без того нелегкую ситуацию.
Причины нежелания
- Физиологическая незрелость ребенка. Некоторые родители не спешат отдавать малыша в школу, даже, если его сверстники уже отправились в первый класс. Детки индивидуальны и кто-то может просто еще не быть готовым. Если такой малыш попадает в школу, неудивительно, что он протестует против ее посещения.
- Часто нежелание посещать школьное учреждение обусловлено ссорами с одноклассниками. Дети могут и обзываться, а встречаются и совсем жестокие «экземпляры», которые распускают руки и унижают остальных.
- Подросток не хочет ходить в школу зачастую из-за проблем с учителем. Причем это может быть только один преподаватель, например, по математике, который за что-то невзлюбил вашего отпрыска. К сожалению, иногда неприязнь возникает даже при виде ребенка, при отсутствии особых действий с его стороны. И сегодня встречаются в школах, как правило, учителя предпенсионного возраста, которые могут срываться на детях, не обязательно на ком-то конкретном, даже обзывать их и оскорблять. Тогда возникает нежелание не идти на физику или физ-ру, а не вообще в школу. Ребенок начинает прогуливать эти уроки. Хоть, если ваш малыш честный и правильный, то он себе этого не позволит и будет всячески пытаться остаться дома в тот день, когда в расписании имеются предметы этого педагога.
- Иногда причиной может быть несоответствие вашего ребенка уровню школы. Такое характерно для тех случаев, когда малыш отправляется в гимназию, а не в обычное общеобразовательное учреждение. Там могут оказаться дети большего достатка или ребенок просто не будет справляться с тамошней нагрузкой. Будет чувствовать себя белой вороной.
- Часто причиной у подростков могут выступать издевательства со стороны одноклассников, насмешки.
Я помню, как в школе дети насмехались над теми, у кого нет модной одежды, кто ходит в мамином пиджаке, потому что не может купить новый или донашивает вещи за старшим братом. На сегодняшний день над вашим сыном или дочкой могут насмехаться, если у него нет смартфона. Например, моего ребенка этим подкалывают, говорят, что он один такой, хоть мне в это мало верится. Вот только у сына нет данного гаджета не из-за нехватки денег, а из-за плохого зрения и запрета на пребывание перед экраном дольше 30 минут, а позволь ему иметь такой девайс, он же от него не отлипнет. Хорошо хоть Никита это понимает и спокойно воспринимает нападки одноклассников.
- Ребенок не справляется со школьной нагрузкой, ему тяжело даются новые знания, в голове каша, не получается учиться.
- Причиной нежелания может быть потеря интереса. Так зачастую случается в начальной школе, если учительница не может заинтересовать детей, скучно излагает свой материал.
- Давление родителей, ожидание того, что их ребенок «свернет золотые горы», будет самым умным в классе и так далее, зачастую просто отбивает всю охоту, к тому же малыш находится в постоянном напряжении, боится допустить ошибку.
- Ребенок может лениться ходить в школу, вставать по утрам. А если родители не сильно контролируют этот процесс, то и вовсе чувствует себя вольно.
- У малыша могут появиться плохие друзья, которые начнут его подбивать прогуливать школу.
- В подростковом возрасте причиной нежелания посещать школьное учреждение может стать невзаимная влюбленность. Особенно, если предмет обожания посмеялся над вашим ребенком или демонстративно проводит время с другим.
- Напряженная психологическая обстановка дома также может вызывать полную апатию и нежелание учиться.
Как помочь ребенку, советы
Проблемы первоклассника
- малыш боится остаться без мамы, особенно, если он до этого не посещал дошкольное учреждение;
- пугает знакомство с большим количеством незнакомых детей, ведь не все они могут быть дружелюбно настроенными;
- ребенок попросту не уверен в том, что сможет хорошо учиться, правильно отвечать на уроках;
- во дворе от друзей, от соседей или от старшего брата, малыш мог слышать негативные высказывания в адрес школы, и теперь у ребенка сформировалось ужасное представление об этом месте.
Что с ними делать
- Задача родителей еще до начала учебного года объяснить малышу, что бояться нечего, рассказать, что все детки впервые окажутся в школе и все, как и он волнуются. Малыш должен знать, что в школьных стенах он найдет новых друзей, получит интересные знания.
- Побороть страх зачастую помогает совместная покупка принадлежностей для школы. Позвольте ребенку самому выбирать ту канцелярию, тот рюкзак, который ему больше всего нравится. Это позволит малышу чувствовать себя гораздо увереннее.
- Хорошей практикой является знакомство со школой, будущим классом и первым учителем на летних каникулах. Пусть малыш заранее увидит, что его скоро ожидает.
- Если у вас есть возможность выбирать между несколькими школами (например, возле нас сейчас находится три школы, причем две из них совсем близко) или предоставляется выбор класса, отдайте ребенка туда, куда идут его друзья по детсадовской группе. Для этого необходимо с родителями детей обговорить, кто и куда собрался поступать.
- Объясните малышу, что не всегда отрицательный опыт других детей является свидетельством того, что и вашему чаду там будет нелегко или нестерпимо. Пусть поймет, что каждый ребенок сам строит свою жизнь. А, если даже и правда возникнут какие-то трудности, то он с легкостью со всем разберется.
- В школе могут проводиться подготовительные занятия. Это так же позволит ребенку заранее познакомится с детьми и учителем, при этом еще не просиживать ежедневно по полдня в школе.
- Конечно, желательно, чтоб малыш ранее посещал детский сад и уже имел опыт адаптации в детском коллективе. Читайте также о том, какие причины могут вызывать нежелание ходить в дошкольное учреждение.
Как нельзя себя вести
zdorovyemalisha.ru
Мальчик, который не ходит в школу
Мой старший сын, которому в мае исполнится 15 лет и который, по идее, должен учиться в восьмом классе, не ходит в школу. Уже полгода. Нет, с ним все в порядке. И со мной тоже. Более чем в порядке. Просто в октябре я перевела его на семейное обучение.
Главной причиной принятия такого решения стало совершенно неудобоваримое расписание на этот учебный год. Судите сами.
К 8:00 я отвожу в школу младшего.
В 10:45 должна отвезти старшего.
В 13:25 забрать младшего и привезти среднего.
В 16:25 забрать старшего.
И, наконец, в 18:25 забрать среднего.
То есть с учетом того факта, что живем мы в 20 километрах от школы, и каждая поездка занимает около 40 минут, в сутки на одну только дорогу уходило бы три с половиной часа. А жить когда? Когда готовить, стирать, убирать, делать уроки?
Дела бумажные
Откровенно говоря, классная руководительница старшего сына еще в прошлом году уговаривала меня перевести его на семейное обучение из-за того, что он, очень легко подхватывая любой чих, 50% учебного времени проводит на больничном. Тогда я отказалась, побоявшись ответственности, но в этом году час пробил.
Порывшись в Интернете и изучив юридическую базу, я отправилась к директору школы. Надо сказать, что у нас просто прекрасная директриса — всегда с пониманием относится к нуждам родителей и учеников. Выслушав меня, она подтвердила, что да, имею я такое право — перевести ребенка на обучение дома. Зачитала статьи закона, относящиеся к этому случаю и даже дала распечатку с собой, попросив на прощание как следует подумать.
Но я вышла из ее кабинета с твердым убеждением, что лично для меня вопрос уже решен. К тому же закон гарантировал мне, что в любой момент, когда мне вздумается, я имею право вернуть своего отпрыска в школу.
Через два дня я опять пришла к ней на прием и сказала, что мое решение окончательное и бесповоротное. И вот тут для меня началось неожиданное. Все те, кто в прошлом году сетовал по поводу того, что мой сын слишком много занятий пропускает по болезни, те, кто предлагал мне перевести его на семейное обучение, теперь начали дружно меня отговаривать от этой аферы. Хорошо, что я умею быстро находить аргументы. «В конце концов, — сказала я, — это мой ребенок, и мне нести за него ответственность».
Не уговаривала только директриса. С молчаливого согласия классной и завуча она дала свое благословение на перевод, еще раз напомнив, что в любой момент, когда я захочу, я имею право вернуть недоросля в стены альма-матер. Пообещав в случае чего воспользоваться этим правом, я отправилась в УНО.
В УНО ко мне отнеслись неплохо, но настороженно. Опять последовал ряд вопросов о причинах, о том, понимаю ли я ответственность, которую взваливаю на себя, смогу ли я в полном объеме дать ему необходимые знания и т. д., затем специалист стала беседовать с моим сыном. Видите ли, с 14 лет у российских детей наступает частичная правовая дееспособность, и на перевод на семейное обучение в обязательном порядке испрашивают их согласие, причем в письменном виде: на моем заявлении он написал, что согласен и поставил свою подпись.
Как выяснилось, в нашем городе всего восемь детей находятся на такой форме обучения. Мы стали девятыми.
На следующий день я опять нанесла визит директрисе, от которой получила приказ об отчислении моего старшего сына из школы. Да, если вы переводите ребенка на «семейку», то его вычеркивают из состава учащихся, и вы отправляетесь в свободное плавание. Где, у кого и как вы будете получать знания — полностью зависит от вас. Будете ли вы учить его сами, будете ли нанимать репетиторов — ваши проблемы. Школа с момента его отчисления не несет никакой ответственности за его культурный и научный багаж. Вас только прикрепят к выбранной вами школе для сдачи полугодовой и годовой аттестации, на время которой вы подаете заявление «Прошу зачислить моего ребенка _ФИО_ для сдачи». По окончании аттестации вы опять свободны как ветер. И еще — учебники вы тоже должны покупать сами. Но нам повезло — из сострадания к нам директриса разрешила нам пользоваться нашими учебниками, полученными в начале учебного года.
Трудовые будни
Итак, мы вернулись домой. Первую неделю сын никак не мог поверить своему счастью: ему не надо вставать в семь утра и собираться в школу. Это был просто какой-то праздник. Он отсыпался, он отдыхал, и зловещее «пора в школу!» больше не висело над ним, как дамоклов меч. На зависть двум другим сыновьям, которые по-прежнему каждый день топали учиться.
Дав ему прийти в себя от внезапно обрушившегося на него счастья, я приступила, собственно, к процессу обучения.
Впрочем, приступила — громко сказано. Попыталась приступить. Рассказывать об этой войне можно долго и нудно, и я думаю, что вам, дорогие читатели, это будет не интересно. Я расскажу лишь о полученном опыте, о подводных камнях, о плюсах и минусах домашнего обучения и о том, как мы со всем этим живем.
Итак, самое главное: учиться дома гораздо лучше и легче, чем в школе. В школе 50% урока проходят то в приструнивании какого-нибудь Васи, то в отчитывании какой-нибудь Маши, то в выяснении, кто и почему не сделал домашнее задание. То есть из всего урока в лучшем случае 15-20 минут дети заняты, собственно, учебой. Дома же у ребенка есть только он сам, и теоретически все время он может посвятить самообразованию.
Огромный плюс: ребенок не утомляется, как от учебы в школе. Он высыпается, он спокоен, ему никто не мотает нервы, если он неважно себя чувствует, он может спокойно не учиться, не переживая по поводу справок и пропущенных уроков. И — что немаловажно — родители тоже не нервничают.
Все уроки есть в видеовариантах. Непосредственно урок занимает всего 20 минут. И чем хороши именно видеоуроки — ребенок может просматривать их хоть 50 раз, если он чего-то не понял. Кроме того, я всегда рядом и всегда готова ответить на возникающие по ходу вопросы. А вопросы возникали самые глупые. Например, просматривая урок по дробям, где преподаватель говорит «числитель Пи и знаменатель Ку», он спросил: «Почему Пи и Ку?». Я объяснила, что это условность. В школе ему никто не будет отвечать на подобные вопросы, а ведь они откладываются, нарастают, как снежный ком, получаются пробелы.
Кстати, о пробелах. Внезапно выяснилось, что у сына из-за частых болезней и пропусков огромные пробелы за шестой и седьмой классы. Пришлось наверстывать и их. И это тоже плюс. После очередного урока он сказал: «Я только сейчас понял, как решать эти дроби». И тогда я поняла, что не ошиблась. Теперь я на самом деле контролировала учебный процесс. Многое он учил сам, кое-что разбирали вместе. Я вспомнила весь школьный курс алгебры и всю геометрию, а заодно химию, физику и биологию. И скажу честно: мне было интересно. А потом стало интересно и ему. Мы вместе проводили часы за видеоуроками, разбирая каждое действие, каждую скобку, каждую цифру и букву, обсуждали, спорили, выясняли, кто умнее. Это был прекрасный опыт общения.
И это был прекрасный опыт ответственности. Мой сын наконец-то понял, что учеба в школе это не хи-хи-ха-ха с приятелями, а серьезный труд. Я первый раз за восемь лет увидела своего ребенка желающим получить знания.
Минусы
А теперь о минусах. Самое сложное во всем этом — донести до отпрыска мысль, что тот факт, что он не ходит в школу, не означает, что он может не учиться. Поэтому если ваш ребенок неорганизованный, не может взять себя в руки, не обладает достаточной ответственностью, то, на мой взгляд, ему лучше продолжать обучение в школе.
Еще один весьма значимый минус: переводя ребенка на домашнее обучение, вы полностью принимаете на себя ответственность за уровень его знаний. И, если что — виноватой в его неуспеваемости будете только вы, и поверьте мне — вас заклюют.
Третий минус: учеба на дому отнимает у родителей массу времени. Потому что теперь вы и химичка, и физичка, и биологичка, и физрук, и историк в одном лице. И если он что-то не понял, то вы откладываете все дела, садитесь с ним и разжевываете материал.
Еще минус: для учителей обучение на дому является непривычной формой, она вызывает у них недоверие, им трудно понять, как мать может дать ребенку необходимые знания, минуя стены школы. И не только мы одни столкнулись с предвзятым отношением некоторых преподавателей: раз ты учишься дома, априори ты ничего не знаешь, и выше тройки оценку не получишь. Имеет место быть. Поэтому если вы психически неустойчивы и не готовы выдержать и отразить все это, то лучше оставить ребенка в школе.
Первые результаты
Предвижу вопросы: ну и как? Каков результат моего эксперимента? Отвечаю: в декабре мы сдали аттестацию. И его оценки за полгода оказались на одном уровне с его успеваемостью, когда он посещал школу. Но — эти оценки гораздо важнее и ценнее, потому что они отражают истинный уровень его знаний, а не то, сколько он успел списать на перемене в туалете.
И вся эта история получила неожиданное продолжение. На днях я сказала среднему сыну, что на следующий год переведу и его на семейное обучение, на что он ответил категорическим «нет».
— Почему? — удивилась я.
— Потому что мне тогда точно придется учиться, — последовал ответ.
www.matrony.ru
Если ребенок не ходит в школу, не хочет или боится
Нежелание ребенка ходить в школу всегда является серьезной проблемой для родителей. В какой-то степени школа является моделью общества, и именно там ребенок учится многим важным вещам, которые в дальнейшем будут ему необходимы для взрослой самостоятельной жизни. Поэтому игнорировать отказ ребенка от посещения школы или действовать только методом принуждения нельзя. Необходимо выяснить причины такого поведения и всеми силами постараться их устранить.
Почему ребенок отказывается ходить в школу?
Если проблема возникла в самом начале учебы, когда ребенок только пошел в первый класс, причины отрицательного отношения к школе могут быть следующими:
- недостаточная подготовка ребенка к школе – из-за ограниченной интеллектуальной подготовки и отсутствия помощи со стороны родителей маленький ученик оказывается неготовым к учебной деятельности, которая для него слишком сложна;
- особенности нервной деятельности – у некоторых детей из-за индивидуальных особенностей тип деятельности слишком медленный и не совпадает с требованиями, которые школа предъявляет ученикам, что приводит к проблемам с учебой и выливается в стресс;
- неумение ребенка осознанно управлять своим поведением – ребенок не хочет или не умеет подчиняться школьным правилам, а ограничения, предусмотренные школьной системой, воспринимает как неодобрение по отношению к себе («не крутись», «сядь прямо», «подними руку, прежде чем говорить»).
Если вовремя не разобраться с этими проблемами, ситуация может усугубиться и дойти до так называемого «школьного невроза», при котором ребенок боится ходить в школу и постоянно находится в состоянии стресса и тревоги.
Бывают и противоположные случаи, когда ребенок слишком хорошо подготовлен к учебе в первом классе: он уже умеет делать все, чему другие дети только учатся, поэтому ему невыносимо скучно на уроках, он не видит смысла в учебной деятельности. Например, это можно наблюдать у детей, которые пошли в школу в семь лет.
В такой ситуации ребенка необходимо отдавать в школу с усложненной программой, направленной на обучение хорошо подготовленных первоклассников. Если эта возможность уже упущена или недоступна, нужно постараться увеличить нагрузку маленькому ученику: попросите учителя давать ребенку дополнительные задания. Также можно увлечь его внеклассными занятиями, желательно проводящимися в школе, например, записать в школьный кружок.
У детей, которые сначала не имели проблем с адаптацией к школьной системе, а потом начали проявлять отрицательное отношение к учебе и отказываться от посещения уроков, причины такого поведения другие. В таких случаях ребенок не ходит в школу из-за лени или потому, что ему скучно на уроках, либо из-за каких-то конкретных обстоятельств, например, по причине конфликта с учительницей или со сверстниками.
Как понять, почему ребенок не хочет в школу?
Ученик младших классов часто не может или не хочет объяснить родителям, почему школа вызывает у него резкое негативное отношение. Обычно это связано с неумением малыша понятно обозначить свои чувства. Дети постарше не желают делиться с родителями своими переживаниями из-за боязни непонимания, которая возникает при недостаточной эмоциональной близости между родителями и ребенком.
Как быть, если ребенок не может нормально объяснить свой отказ от учебы? В таких случаях лучший способ понять, почему ребенок не ходит в школу, это ненавязчивый игровой процесс. В игровой ситуации он раскрепостится и сможет заявить о своих проблемах. Чтобы добиться этого, можно попробовать поиграть с ребенком в школу: возьмите его любимые игрушки и организуйте из них школьный класс. В процессе игры, когда вы увидите, что ребенок поглощен этим занятием, задайте ему вопрос – почему учиться в школе сложно?
Также можно рассказать малышу о своей школьной жизни и попытаться вызвать его на диалог. Даже если ребенок прямо не укажет на негативные стороны школы, которые его беспокоят, их можно будет выявить по его реакции на ваши примеры. Но если вы видите, что у ребенка серьезный стресс и не уверены, что сможете помочь ему справиться с ним самостоятельно, не затягивайте с консультацией психолога. В некоторых случаях только квалифицированный специалист сможет выяснить, почему ребенок не хочет ходить в школу.
Как быть с ребенком среднего и старшего возраста, отказывающимся от посещения школы? Понять мотивы его поведения поможет откровенный разговор. Откажитесь от любых нравоучений, угроз и наказаний. Вместо этого покажите ребенку, что вы на его стороне: не злитесь не него и не отчитываете за прогулы, а хотите ему помочь. Если любые ваши попытки завести разговор кончаются ничем и наладить контакт с ребенком не удается, не пускайте все на самотек и не прибегайте к принуждению, а обратитесь к психологу.
Ребенок не хочет ходить в школу – что делать?
Если вам удалось установить причину, по которой ребенок не ходит в школу, выработайте схему поведения, которая поможет ему адаптироваться к условиям школьной жизни. В каждом конкретном случае она может быть индивидуальной, но общие рекомендации таковы:
- старайтесь сохранять спокойствие и не донимайте ребенка упреками, так как это лишь усилит его негативный настрой;
- оказывайте ребенку поддержку – искренне радуйтесь его успехам и хвалите, а также помогайте с уроками, но не делайте всю работу за него;
- при недостаточной подготовке ребенка к учебе регулярно занимайтесь с ним дополнительно и одновременно позитивно настраивайте его на процесс познания, старайтесь вызвать его интерес к учебе;
- если ребенок не хочет в школу, так как не принимает школьных правил и ограничений, организуйте его домашнюю жизнь так, чтобы и в ней появились определенные правила, которые необходимо соблюдать, но делайте это постепенно;
- организуйте распорядок дня таким образом, чтобы ребенок достаточно отдыхал и развлекался, отвлекаясь от учебы, не допускайте переутомления;
- если ребенок боится ходить в школу и какие-либо упоминания о ней вызывают у него неприятие, подключите к работе психолога.
mezhdunami.net