Пошаговая инструкция по внедрению профессиональных стандартов!
Процедуру внедрения профессиональных стандартов можно разделить на следующие этапы:
- Этап 1 – создание рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов.
Данный этап включает в себя определение состава рабочей группы, которая будет заниматься внедрением профессиональных стандартов, а также полномочий ее участников.
В группу могут входить экономисты по труду или работники, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалисты по управлению персоналом, юристы, а также руководители структурных подразделений.
Создание рабочей группы утверждают соответствующим приказом (Приложение 1). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.
На этом этапе разрабатывается Положение о рабочей группе (Приложение 2). Все члены группы должны быть ознакомлены с ним под подпись.
Заседания рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов оформляются протоколом.
- Этап 2 – изучение нормативно-правовых документов, касающихся профессиональных стандартов.
Члены рабочей группы изучают необходимые нормативно-правовые документы всех уровней, касающиеся профессиональных стандартов.
Примеры нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы, связанные с применением профессиональных стандартов, а также разъясняющих документов:
– статьи 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации;
– Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации”;
– Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 “Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности”;
– письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 и т. д.
- Этап 3 – определение обязательности применения организацией профессиональных стандартов.
Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для случаев, предусмотренных статьями 57 и 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, и не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя:
– согласно части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
– согласно статье 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.
Кроме того, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, государственные или муниципальные учреждения, государственные или муниципальные унитарные предприятия, а также государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности,, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584, обязаны внедрить профессиональные стандарты поэтапно до 1 января 2020 года.
- Этап 4 – разработка Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.
Планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации разрабатываются участниками рабочей группы и содержат сведения:
а) список профессиональных стандартов, подлежащих применению;
б) сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников, полученные на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организации, о проведении соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке;
в) этапы применения профессиональных стандартов;
г) перечень локальных нормативных актов и других документов организации, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, подлежащих изменению в связи с учетом положений профессиональных стандартов, подлежащих применению.
В плане указывают все необходимые мероприятия, сроки их выполнения, ответственных лиц и критерии выполнения процедур внедрения.
- Этап 5 – реализация мероприятий, установленных в Плане мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.
Этот этап работы включает в себя следующие подэтапы:
Подэтап 1. Составление Перечня должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.
Члены рабочей группы разрабатывают Перечень должностей и профессий организации, по которым профстандарты обязательны.
Для этого члены рабочей группы изучают нормативные акты, которые регулируют требования к квалификации по должности, устанавливают льготы или ограничения.
Подэтап 2. Поиск информации об утвержденных на настоящий момент профессиональных стандартах по должностям и профессиям организации, указанных в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов.
Члены рабочей группы на этом подэтапе выясняют, разработан ли по должности и профессии, указанной в Перечне должностей и профессий организации, по которым обязательно применение профстандартов, профессиональный стандарт.
Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса “Профессиональные стандарты” (http://profstandart.rosmintrud.ru (http://profstandart.rosmintrud.ru/)) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ “Научно-исследовательский институт труда и социального страхования” Минтруда России (http://vet-bc.ru (http://vet-bc.ru/)). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.
Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.
Подэтап 3. Проведение функционального анализа должностей.
По мнению специалистов Минтруда России, подборка профстандартов просто по названиям должностей является грубой ошибкой.
Так работодатель придет к некорректным выводам.
Сначала нужно посмотреть, чем занимаются работники организации. Затем соотнести цели работы по должности и цели профессии по профстандарту, т.е. необходимо провести функциональный анализ должностей.
Цель вида профессиональной деятельности указана в начале любого профстандарта. Например, специалист по управлению персоналом обеспечивает, чтобы система управления персоналом функционировала эффективно и помогала достигнуть целей организации.
Чтобы правильно соотнести должность с профстандартом, необходимо смотреть на цели, ради чего создана должность в компании. Затем необходимо сравнить с целями профессии по профстандарту.
Если цели совпадают, по отношению к должности (профессии) можно применять профессиональный стандарт.
Подэтап 4. Приведение наименований должностей в соответствие с теми, которые указаны в профессиональных стандартах.
Согласно статьи 195.2 Трудового кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации устанавливается тождественность тех наименований профессий и специальностей, которые указаны в профессиональных стандартах, тем наименованиям, которые эти же профессии и специальности имеют в единых квалификационных справочниках.
Если в компании нет таких должностей, профессий и специальностей, которые предполагают предоставление компенсаций и льгот или же наличие каких-то ограничений, их наименование в штатном расписании, трудовом договоре и должностной инструкции может не совпадать с тем, которое указано в профстандарте или ЕКС.
Но когда выполнение работ по той или иной должности, профессии или специальности согласно Трудового кодекса Российской Федерации или иным федеральным законам связано с компенсациями и льготами, обусловленными условиями труда, наименования таких должностей, профессий и специальностей должны соответствовать указанным в профстандарте, ЕКТС или ЕКС.
Из сказанного выше следует, что если в компании есть работники, получающие льготы и компенсации, связанные с условиями труда и установленные для конкретной должности, специальности, профессии, необходимо привести в соответствие их наименование с теми наименованиями, которые установлены в профстандартах, ЕКТС или ЕКС. Это требование касается всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы их собственности.
На этом подэтапе необходимо провести аудит всех должностных инструкций, кадровых и иных документов в которых прописан функционал по каждой должности, профессии и специальности, в отношении которой внедряется профессиональный стандарт. Действующие функциональные требования необходимо сопоставить с теми, что указаны в трудовом договоре, должностной инструкции и скорректировать их в соответствии с тем функционалом, который описывает профстандарт.
Подэтап 6. Сверка квалификационных требований к работнику, установленных в организации, с требованиями профстандарта.
На этом подэтапе необходимо сопоставить квалификационные требования, установленные работникам организации, с квалификационными требованиями профстандарта.
Необходимых квалификационных требований профстандартами не установлено только для должностей, имеющих уровень квалификации от 1 до 3. В этом случае ориентироваться следует на конкретные требования, обусловленные спецификой производственной деятельности организации, ее организационной структурой.
Начиная с 4 уровня квалификации, во всех профстандартах указываются конкретные условия и требования, которым должен соответствовать работник.
Подэтап 7. Издание приказа о внедрении профстандарта и уведомление работников об изменении условий трудового договора.
Члены рабочей группы готовят проект приказа о внедрении профстандарта, а работники кадровой службы уведомляют работников об изменении условий трудового договора.
В связи с изменением наименований должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовой договор, личную карточку работника, должностную инструкцию и в другие документы.
В связи с корректировкой функциональных обязанностей по должности, специальности, профессии, необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор, должностную инструкцию и в другие документы.
Подэтап 8. Проведение аттестации работников на соответствие требованиям профстандартов.
Аттестация поможет определить существующие расхождения между тем уровнем квалификации, который имеет каждый работник и тем, который определен профстандартом. Увольнять работников за несоответствие требованиям профессионального стандарта нельзя — нужно повышать их квалификацию до необходимого уровня. Поэтому результаты аттестации должны быть учтены при разработке индивидуальных программ обучения и повышения квалификации работников.
Для проведения аттестации приказом руководителя организации создается аттестационная комиссия.
Заседания аттестационной комиссии оформляются протоколами.
Приложение 1
Образец:
Приказ о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов
в [наименование организации]
г. [место издания приказа] | [число, месяц, год] |
В целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов,
приказываю:
1. Создать рабочую группу по адаптации и внедрению профессиональных стандартов в составе:
Председатель – [должность, Ф. И. О.];
Члены группы – [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.], [должность, Ф. И. О.].
2. Рабочей группе в своей деятельности руководствоваться Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов (Приложение N 1).
3. Утвердить План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации (Приложение N 2).
4. Руководителю отдела кадров [Ф. И. О. полностью] в срок до [число, месяц, год] ознакомить [Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О., Ф. И. О.] с данным приказом под роспись.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение:
1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.
2. План мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в организации.
Руководитель организации [подпись, инициалы, фамилия]
С приказом ознакомлены:
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
[должность, подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]
Приложение 2
Образец:
Утверждено
приказом генерального директора
от 00. 00.0000 № ________
о создании рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов
Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов
1. Общие положения
1.1. Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации] (далее – положение) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.2. Рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов (далее – Рабочая группа) является временно действующим коллегиальным органом, созданным в целях обеспечения поэтапного перехода [наименование организации] на работу в условиях действия профессиональных стандартов.
1.3. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, актами исполнительных органов власти Российской Федерации, законами [наименование субъекта РФ], а также настоящим Положением, Планом мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.
2. Порядок образования рабочей группы
2.1. Рабочая группа состоит из [значение] постоянных членов. Возглавляет Рабочую группу Председатель.
2.2. Персональный состав Рабочей группы утверждается приказом руководителя Организации.
2.3. В состав Рабочей группы включаются [наименование должностей, например, руководитель отдела кадров, представитель юридического управления, представитель финансово-экономического управления].
3. Основные функции рабочей группы
Рабочая группа осуществляет следующие функции:
3.1. Формирует и координирует работу по внедрению профессиональных стандартов в [наименование организации].
3.2. Обеспечивает контроль за реализацией Плана мероприятий по внедрению профессиональных стандартов в Организации.
3.3. Проводит разъяснительную работу среди работников Организации по вопросам применения профессиональных стандартов.
3.4. Взаимодействует с органами власти различных уровней по вопросам внедрения профстандартов, запрашивает у них документы и иные материалы, необходимые для осуществления своей деятельности.
3.5. Организует и проводит совещания, встречи и иные мероприятия для достижения цели, указанной в пункте 1.2 настоящего Положения.
3.6. [Указать иные функции рабочей группы].
4. Регламент работы
4.1. Рабочая группа является коллегиальным органом. Общее руководство Рабочей группой осуществляет Председатель Рабочей группы.
4.2. Председатель Рабочей группы:
– открывает и ведет заседания Рабочей группы;
– осуществляет подсчет результатов голосования;
– подписывает документацию от имени Рабочей группы;
– отчитывается перед руководителем Организации о работе Рабочей группы.
4.3. Члены Рабочей группы обязаны:
– присутствовать на заседаниях Рабочей группы;
– голосовать по обсуждаемым вопросам;
– исполнять решения, принятые на заседании Рабочей группы.
4.4. Члены Рабочей группы вправе:
– знакомиться с материалами и документами, поступающими в Рабочую группу;
– участвовать в обсуждении повестки дня, вносить предложения по повестке дня;
– в письменном виде высказывать особое мнение.
4.5. Решения по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Рабочей группы, принимаются большинством голосов членов Рабочей группы, присутствующих на заседании.
5. Права рабочей группы
5.1. Рабочая группа имеет право:
– вносить на рассмотрение руководителя Организации вопросы, связанные с реализацией введения профессиональных стандартов в Организации;
– вносить предложения и проекты решений по вопросам, относящимся к компетенции Рабочей группы;
– привлекать для принятия участия в работе группы работников Организации для выполнения отдельных поручений.
6. Заключительные положения.
6.1 Настоящее Положение вступает в действие со дня его утверждения руководителем Организации.
6.2. Настоящее Положение действует до его отмены или замены новым Положением о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов.
6.3 Текст настоящего Положения подлежит доведению до сведения членов рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов.
Внедрение профессиональных стандартов | Малоохтинский колледж
Внедрение профессиональных стандартов
Положение о комиссии по внедрению профессиональных стандартов в СПБ ГБ ПОУ » Малоохтинский колледж»
План-график внедрения профессиональных стандартов в СПБ ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж»
Что такое профессиональный стандарт?
Для того, чтобы в полной мере понять, что собой представляет нововведение и какое значение имеют профстандарты для образовательной сферы, необходимо разобраться в самом понятии профстандарта. Статья 195.1 Трудового Кодекса РФ даёт следующее определение:
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Другими словами, профессиональный стандарт — документ, в котором прописаны все знания, умения и навыки, которыми необходимо обладать сотруднику для успешного выполнения своих рабочих обязанностей.
Ещё в начале XX века как в зарубежной, так и в российской практике предпринимались попытки разработать профессиональные стандарты. Основная цель — повышение производительности труда, в связи с которой и проводился анализ трудовой деятельности. С конца XX века были созданы единые квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС), содержащие определенные требования к конкретным должностям руководителей, специалистов и служащих.
Сфера образования постоянно развивается, меняется как содержание педагогической деятельности, так и технологии. Это привело к появлению новых компетенций, которыми должны обладать современные педагоги для достижения целей образовательного процесса. Устаревшие ЕКС не соответствуют актуальным потребностям сферы образования, поэтому есть следующие проблемы:
- Неясность формального комплекса трудовых функций, вследствие чего — неспособность систем профессионального и дополнительного образования гармонично и стабильно развиваться;
- Нет понятных критериев для объективной оценки квалификационного уровня преподавателей.
Следовательно, невозможно организовать систему, которая бы стимулировала профессиональное развитие сотрудников образовательной сферы.
- Подготовка педагогов часто имеет мало общего с реальным положением дел в образовании и условиями практической работы.
Профстандарты педагогов профессионального образования имеют большое значение для современной образовательной сферы.
- Повышение качества образования. Профессиональный стандарт — инструмент для реализации стратегии образования в постоянно меняющемся и развивающемся мире. С их помощью отечественное образование выйдет на международный уровень.
- Оценка квалификации. Стандарт поможет эффективно и максимально объективно оценить квалификационный уровень педагогов профессионального образования.
- Регулирование кадровых вопросов и трудовых отношений. Положения стандарта необходимо использовать как критерии отбора педагогических кадров в образовательные учреждения. На основе профстандарта следует формировать трудовой договор между работодателем и работником.
Разработчики профстандарта преподавателя СПО, ВПО и других форм профессионального образования предполагают, что стандарт значительно повысит интерес специалистов к педагогической деятельности и увеличит ответственность за достижение результатов. Профстандарт призван избавить педагога от выполнения ненужных функций, и поможет сконцентрироваться непосредственно на прямых обязанностях. Стандарт — это ещё и прекрасная мотивация для постоянного повышения квалификации учителей.
Рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении педагогическими кадрами организацииОрганизация применения профессиональных стандартов в образовательных организациях
Презентация_»Профессиональные стандарты в образовательной организации»
Письмо МОН об уровне образования педагогов в СПО
Внедрение профессиональных стандартов в систему высшего образования России как фактор инновационного развития
Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований
Авторы
Хохлова Г. И., Кретова Н.В., Кретова В.Ю. Буров, Е. И. Коршунова
Автор, ответственный за переписку
Н. В. Кретова
Доступен в сети июль 2019.
- DOI
- https://doi.org/10.2991/hssnpp1?
- Ключевые слова
- инновации, национальная система квалификаций, профессиональные стандарты, высшее образование, квалификация работников, обобщенная трудовая функция, трудовая функция, трудовая деятельность технологические инновации и цифровые технологии. Для достижения поставленных целей необходима подготовка высококвалифицированных кадров, повышение уровня кадрового потенциала страны, развитие национальной системы квалификаций, внедрение профессиональных стандартов, в том числе в сфере профессионального образования. Международная практика показывает, что внедрение профессиональных стандартов обеспечивает требования к специалисту и обеспечивает взаимосвязь между рынком труда и компетенциями специалиста, формируемыми системой высшего и среднего профессионального образования.
Сектор науки и образования генерирует «таланты и идеи», которые, в свою очередь, являются источниками инноваций. В исследовании предпринята попытка определить роль профессиональных стандартов в инновационном развитии страны и исследовать механизм их реализации в системе высшего образования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) выявить значение профессиональных стандартов для развития рынка труда и повышения конкурентоспособности национальных инновационных систем; 2) проанализировать нормативно-правовые, организационные и методические аспекты реализации профессиональных стандартов; 3) выявить особенности механизма реализации профессиональных стандартов в системе высшего образования.
- Copyright
- © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Скачать статью (PDF)
- Название тома
- Материалы Международной конференции «Гуманитарные и социальные науки: новации, проблемы, перспективы» (HSSNPP 2019)
- Серия
- Гуманитарные исследования
- Дата публикации
- июля 2019 г.
- ISBN
- 978-94-6252-763-8
- ISSN
- 2352-5398
- DOI
- HTTTIP/5398. использовать DOI?
- Copyright
- © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
- Открытый доступ
- Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).
Цитировать эту статью
ризенвбиб
TY - КОНФ AU - Г. И. Хохлова AU - Н. В. Кретова АУ - В.Ю. Буров AU - Е. И. Коршунова КГ - 2019/07 ДА - 2019/07 ТИ - Внедрение профессиональных стандартов в системе высшего образования России как фактор инновационного развития BT - Материалы Международной конференции «Гуманитарные и социальные науки: новации, проблемы, перспективы» (HSSNPP 2019) ПБ - Атлантис Пресс СП - 457 ЭП-461 СН - 2352-5398 УР - https://doi.org/10.2991/хсснпп-19.2019.86 СДЕЛАТЬ - https://doi.org/10.2991/hssnpp-19.2019.86 ИД - Хохлова2019/07 Скорая помощь -
загрузить .riscopy в буфер обмена
Загадка профессиональных стандартов, автор: Джелмер Эверс
Не так давно у меня было официальное наблюдение за уроком в рамках моей годовой аттестации. Это задумано как основа для профессионального роста, и поэтому оно удалось. Я наслаждался отражением. На мой взгляд, это должна быть регулярная часть работы учителя, а не просто ежегодная разовая работа, которая не оказывает никакого влияния. Рефлексия и рост являются непрерывными и долгосрочными процессами. Поэтому, как часть нашей повседневной жизни в школе, у нас есть много неформальных наблюдений за коллегами в классе, и мы начинаем и заканчиваем каждый день вместе на гибких 15-минутных занятиях у доски, где мы размышляем о прошедшем дне и нашей практике. Это помогает нам расти как учителям.
Чего здесь не хватает, так это того, что у нас нет всеобъемлющей схемы, профессионального языка в Нидерландах. Как профессия, у нас нет общепринятых национальных стандартов. Короче говоря, голландская система очень разрознена и раздроблена, и это одна из причин, по которой в голландском образовании растет неравенство. И меня как профессионала это очень беспокоит.
Все больше и больше стран и юрисдикций разрабатывают и внедряют стандарты обучения, и во всем мире возобновился интерес, в том числе со стороны международных организаций, таких как ОЭСР и ЮНЕСКО, которые берут на себя инициативу в этом процессе, к профессионализации профессии учителя посредством разработки профессиональных стандартов. (ЮНЕСКО, 2017 г.). Однако крайне важно, чтобы это делалось профессией, а не навязывалось ей. Education International начала развивать работу в этом направлении.
С этой целью мы провели опрос среди всех членских организаций EI, изучив мнения профсоюзов о том, как разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты для учителей во всем мире. Выводы этого отчета будут использованы для разработки глобальных рекомендаций по внедрению профессиональных стандартов для профессии учителя.
Профессионализм
Согласно ОЭСР, профессионализм «является уровнем автономии и внутренней регламентации члены занимаются оказанием услуг обществу» (Schleicher 2016). Проблема в том, что многие учителя часто считают профессиональные стандарты проблематичными. Однако сами по себе стандарты не являются проблемой — в простейшем определении стандарты — это «уровень качества или достижений» (Pearsal n.d.), это то, как они используются. В течение 20-го и начала 21-го веков стандарты использовались в качестве подхода к реформе, стандартизации учебных программ, а также обеспечения соблюдения практики посредством навязанной извне подотчетности, «предписанного профессионализма». Как я сам испытал, это нанесло ущерб нашей профессиональной коллективной автономии в школах.
Стандарты также могут поддерживать профессионализм. Слова профессии и профессионал имеют этимологические корни в латинском языке: profiteri ‘публично заявлять, исповедовать’ . В самом общем понимании речь идет о служении обществу. Речь идет о чувстве долга делать хорошую работу. Кроме того, преподавание – это не профессия, основанная на фактических данных, а профессия, основанная на фактических данных. «Что работает» в образовании — не простой вопрос. Идея образования как лечения или вмешательства, которое является каузальным (то есть приводит к определенным, заранее установленным целям), не подходит для сферы образования, как ясно изложил Герт Биеста в «Почему то, что работает, не будет работать» (Biesta 2007). Таким образом, роль педагога в этом процессе заключается не в том, чтобы перевести общие правила в конкретные направления деятельности. Это скорее использование результатов исследований, чтобы сделать решение проблем более разумным. Кроме того, появляется все больше свидетельств того, что владение, практика и сетевое взаимодействие являются ключевыми для развития практики учителей. А для этого требуется система, основанная на высоком уровне доверия и коллективной автономии учителей (Evers & Kneyber, 2015). Стандарты, разработанные с учетом этого, могут укрепить «действующий профессионализм» в профессии учителя.
Джон МакБит (MacBeath 2012) определил профессиональные стандарты как «теоретические знания и сопутствующие навыки, кодекс профессионального поведения или этики» . Большинство национальных стандартов описываются в общих чертах, и мы можем выделить следующие три области, которые они охватывают.
- Сертификация или Минимальные требования , необходимые для получения педагогического образования
- Лицензия или Профессиональное развитие в рамках вашей педагогической карьеры
- Кодекс поведения или этика для определения ценностей учителей в классе и за его пределами пропагандировать определенный взгляд на учение.
Во-вторых, разработка стандартов требует времени , а следует признать уникальность профессии учителя (Sachs 2010).
Важно отметить, что возобновилось давление на профессию из-за сочетания приватизации и стремления использовать образовательные технологии для замены учителей. Чтобы противостоять этой преднамеренной политике, недостаточно сопротивляться и возмущаться. Мы должны предложить положительное видение профессии учителя и учителей как профессионалов, что имеет решающее значение для хорошего государственного образования для всех наших детей. Как мы обнаружили, есть страны, которые работают над множеством разнообразных решений, и профсоюзы могут играть в этом активную роль.
Мы выявили шесть важных результатов исследования.
1. Создайте общее понимание того, что мы подразумеваем под профессиональными стандартами.
В этом есть очевидная необходимость, поскольку стандарты часто понимают неправильно. Многие профсоюзы по-разному интерпретировали слово «стандарты».
Профессиональный стандарт преподавания, как правило, состоит из нескольких областей: учителя знаний , компетенций и навыков , с одной стороны, и кодекса этики или поведения, с другой.
- Квалификация предназначена для описания стандартов начального педагогического образования. В большинстве стран, принявших участие в опросе, имеются те или иные формы этих стандартов.
- Лицензирование может использоваться для стандартов постоянного профессионального развития и обучения учителей, независимо от того, являются ли они обязательными или нет.
- Кодекс этики или Кодекс поведения описывают набор ценностей, которыми учителя руководствуются в повседневной работе в классе и за его пределами
2. Примите во внимание множество различных успешных договоренностей, которые были реализованы по всему миру
Как только мы создадим общее понимание области применения профессиональных стандартов, профсоюзы и политики должны принять во внимание, что существует множество различных механизмов при создании рамки стандартов.
От высокоэффективных систем с только начальным педагогическим образованием в сочетании с более неформальной профессиональной структурой, которая не включает лицензирование, но имеет этический кодекс, до систем, которые имеют всеобъемлющую структуру квалификации и лицензирования и педагогический совет для обеспечения согласованности в система.
3. Убедитесь, что стандарты соответствуют цели, не слишком общие и не слишком подробные
Чем конкретнее стандарты, тем больше мы можем говорить о «предписанном» профессионализме, особенно если это тесно связано с внешней подотчетностью. Это отличается от «инсценированного» профессионализма, существующего в педагогической практике. Профсоюзы должны сосредоточиться на последнем.
Профессиональные стандарты могут поддерживать принятый профессионализм, обеспечивая обучение на протяжении всей жизни и инфраструктуру карьеры для учителей, охватывающую весь спектр профессиональной карьеры учителя. С помощью этих стандартов профессия защищает себя от внешних сил, которые угрожают дерегулированием и депрофессионализацией учителей.
4. Обеспечить реальный голос учителя при разработке и внедрении профессиональных стандартов
Автономия учителей означает, среди прочего, что учителя имеют дискреционные полномочия в школах. Это также работает на системном уровне. Профессия, которая не имеет права голоса в установлении собственных стандартов, не является профессией и не имеет профессиональной автономии. Наличие реального голоса учителя в реализации и поддержании профессиональных стандартов имеет решающее значение для их успеха.
5. Привлекать профсоюзы к разработке и внедрению профессиональных стандартов
Во многих юрисдикциях профсоюзы являются единственными демократически организованными организациями учителей. Слишком часто их участие сводилось к поверхностным консультациям. Иногда кажется, что есть голос учителей, но он должен быть встроен в демократическую структуру, где учителя могут выражать свой индивидуальный и коллективный голос.
6. Обеспечьте надлежащее финансирование и поддержку для внедрения и поддержания профессиональных стандартов
Для продвижения утвержденного профессионализма учителям необходимо время, чтобы применять профессиональные стандарты в своей повседневной практике.
Рабочая нагрузка среди учителей рассматривается как препятствие для успешного внедрения, поэтому ключевое значение имеет внеаудиторное время, посвященное учителям для профессионального развития. Надлежащее финансирование имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы это произошло. В этом смысле стандарты могут использоваться в качестве инструмента адвокации для улучшения условий труда.
Когда мы говорим о профессиональных стандартах для профессии учителя, в конечном счете важно, чтобы учащиеся получали качественное образование и чтобы учителя становились лучше в своей работе. Это не просто вопрос разработки стандартов, а затем их соблюдения с помощью нисходящих и карательных мер. Воспитание и преподавание слишком сложны и многомерны для этого. Одно можно сказать наверняка: во всем мире либо грядет регулирование, либо крупные корпорации хотят дерегулировать нас, нравится вам это или нет. Мы должны убедиться, что учителя и их профсоюзы находятся в центре процесса, когда это происходит.
Мой собственный опыт в моей школе укрепляет меня в моей решимости, чтобы я и мои коллеги по всему миру знали, что работает, и что мы все больше различаем, что является хорошей практикой. Нам необходимо развивать то, что присуще хорошему образованию, и ту практику, которую мы хотели бы видеть в классе и ожидать от наших учеников: высокие стандарты, доверие, сотрудничество и стремление к лучшему миру.
Послушайте наш подкаст EdVoices на тему « Важность профессиональных стандартов в образовании » с Томом Алегоунариасом, председателем Управления по образовательным стандартам Нового Южного Уэльса.
Ссылки
Biesta, G., 2007. Почему «то, что работает», не будет работать: доказательная практика и дефицит демократии в образовательных исследованиях. Теория образования , 57 (1), стр. 1–22.
Эверс, Дж. и Кнейбер, Р., 2015 г. Перевернуть систему: изменение образования с нуля , Рутледж.
МакБит, Дж., 2012 г. Будущее педагогической профессии.