Общая характеристика профессии психолог: описание, плюсы, минусы, где получить

2. Характеристика профессии «психолог»

Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняет­ся как ее место в системе профессий, так и требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога-исследователя относится к изыскательским, психодиагноста – к гностическим, а психолога-консуль­танта – к преобразующим. По условиям труда психолог-теоретик мо­жет быть отнесен к профессиям с работой в микроклимате, близком к бытовому, а психолог-прикладник – к профессиям, связанным с ра­ботой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей. При всем многообразии психологических специальностей (особенно для психолога-практика) общим для них является то, что все они:

  • требуют высококвалифицированного труда, длительной подготовки;

  • относятся к группе профессий «человек – человек»;

  • основными средствами выступают функциональные средства труда;

  • предполагают развитый уровень таких личностных качеств, как рефлексия, эмпатия, критичность и безоценочность, интерес к людям и др.

Профессионал – это субъект профессиональной деятельности, обладающий высокими показателями профессионализма личности и деятельности, имеющий высокий профессиональный и социальный статус и динамически развивающуюся систему личностно-деятельностной нормативной регуляции, постоянно нацеленный на саморазвитие и самосовершенствование, на личностные и профессиональные достижения, которые имеют социально-позитивное значение.

Особое значение в профессии «психолог» имеет личность носителя профессии – его профессионализм, активность, мотивированность, умение понимать другого человека и влиять на него. Поэтому развитие личности, ее профессионально важных качеств

(ПВК) является важнейшим условием успешности психолога в его профессиональной судьбе. ПВК – это психологические качества личности, определяющие продуктивность, качество, результативность и др. деятельности. (Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., 2006. С.54).

Запрос на психологическое знание остро стоял во второй половине 19 века, что, безусловно, было связано с развитием общества, капиталистических производственных отношений, в которые были включены значительные массы людей.

Начало развития психологии как самостоятельной науки датируется 1879 годом, когда в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавлял Вильгельм Вундт (Wundt), философ и одно­временно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.

В 1884 году на лондонской международной выставке английский ученый Гальтон (который по праву считается основателем психодиагностики) впервые демонстрировал опыты по изучению способностей, измерению индивидуальных особенностей людей (рост, вес, мышечная сила, зрительные, слуховые различения).

Следующим знаменательным этапом в развитии психологии традиционно считается разработка психоанализа З.Фрейдом, который не только стал автором психоанализа как научно-психологической школы, но и выдающимся психотерапевтом-практиком, который разработал и успешно применял метод психоанализа для лечения неврозов.

В 1886 году Фрейд получает научную стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко. В 1890 году он публикует книгу «Толкование сновидений». В 1893 – «О психологическом механизме явлений истерии»» «Очерки истерии». В 1910 вокруг Фрейда происходи объединение других молодых психотерапевтов – К.Юнга, А.Адлера и др. С 1911 года оформляется международное психоаналитическое общество. Психоанализ оказал необычайно сильное влияние на развитие культуры, философии, в целом цивилизации западного общества 20 века, и обусловил развитие психотерапевтической и психологической деятельности.

Что касается начальных этапов развития психологии в России, то важно отметить, что русские ученые, врачи, психотерапевты поддерживали тесные контакты со своими коллегами из европейских стран. Многие события в России шли с очень небольшим отставанием от европейских. Так, первая экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в Санкт-Петербурге в 1885 году русским выдающимся физиологом Сеченовым Иваном Михайловичем. Развитие этой лаборатории в последующем привело к ее преобразованию в 1908 году в Психоневрологический институт.

В Москве первая психологическая лаборатория была открыта Челпановым Георгием Ивановичем в 1907 году при МГУ. В 1912 году был создан Институт психологии (ныне это Психологический институт РАО). Развитие экспериментальной психологии, ее распространение в России шло быстрыми темпами. В последующем экспериментальные лаборатории были открыты в дореволюционной России в таких городах, как Харьков, Казань, Киев, Саратов и др.

Развитие психологии приводило к необходимости объединения людей, занимающихся ею профессионально – психологов. В 1906 году в Санкт-Петербурге состоялся первый съезд по педагогической психологии, его организаторами были выдающиеся детские психологи А.П.Нечаев, Н.Е.Румянцев.

После революции становление психологии в Советском Союзе протекало по противоречивому и трагическому сценарию. Популярность в 30-е годы педологии – психологии, изучавшей развитие ребенка, резко оборвалась постановлением правительства «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году.

С этого трагического года развитие практико-ориентированной психологии практически было остановлено.

Тем не менее нельзя остановить то, что необходимо, на что в обществе имеется спрос в его разных сферах существует необходимость, потребность. Продолжала развитие психология академическая. Необходимость психологических исследований была обусловлена развитием оборонной промышленности, авиации, космонавтики. Эти направления психологии разрабатывались в нашей стране как закрытые, секретные. Развивалась методология советской психологии. Теория деятельности (учение Рубинштейна, А.Н.Леонтьева), психологические теории обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др.) общепризнанны в мировой психологической науке.

В 80-годы необходимость введения всеобщего среднего образования и трудности реализации данного проекта обусловили необходимость создания школьной психологической службы. На протяжении около 10 лет в СССР под руководством академика Ю. К. Бабанского проводился эксперимент по созданию школьной психологической службы.

Эксперимент проходил не только в Москве, Ленинграде. Но и других регионах страны: Новосибирске, Красноярске, Тарту, Вильнюсе (Эстония) и т.д. Результаты эксперимента были одобрены и обобщены и стали основанием для принятия «Положения о школьной психологической службе», принятого в 1989.

Введение в штат школ должности педагог-психолог в начале 90-х стало поводом для открытия в Российских педагогических институтах и университетах специальности «психология». С этого времени началось интенсивное развитие системы психологического профессионального образования. За прошедшие полтора десятка лет практико-ориентированная психология бурно и интенсивно развивается: психологически знания и культура становятся востребованы во многих сферах современного общества.

Общая характеристика профессии педагога-психолога – презентация онлайн

Похожие презентации:

Деятельность пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Дружба» МОУ школа № 71

Моя будущая профессия: юрист

Развитие интеллектуальной одаренности детей Новосибирской области с использованием дистанционных образовательных технологий

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

Моя будущая профессия – военный

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

1. Общая характеристика профессии педагога-психолога

Общая характеристика
профессии педагогапсихолога
Выполнили: Аминова , Садыкова

2. Краткое описание

Педагог-психолог – это сотрудник образовательного
учреждения ,который следит за социальной
адаптацией детей , их поведением ,
психологическим развитием.

3. История профессии

Первый опыт практического использования психологии в обучении и
воспитании детей в нашей стране появился в начале ХХ века (1904
год).Занимались этим специалисты в области педологии –
«педологи».
В 1936 году вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических
извращениях в системе наркомпроса (народного комиссариата
просвещения – прим. И.В.)», которое, по сути, объявляло педологию, а
вместе с ней и психологию, – лженаукой, и фактически запрещало её
существование в стране.
В конце 1960-ых годов возобновляется попытка практического участия
психологов в школьной жизни. К началу 1980-ых годов активизируется
становление психологической службы в образовании, которое привело
в 1988 году к введению ставки школьного психолога во все учебновоспитательные учреждения страны.
После введения ставки школьного психолога в
образовательных учреждениях все более повышается
общественная значимость профессиональной
психологической деятельности в сфере образования.
Повышается значение психологической службы
образования, в сферу деятельности которой входят не
только учащиеся образовательных учреждений, но и их
родители, учителя, организаторы и управленцы
образования. Наиболее важным элементом психологической
службы образования является школьный психолог.
В 1994, 1995 и 2003 годах прошли первый, второй и третий
съезды практических психологов образования. Они
показали, что школьные психологи – это полноправные
специалисты системы образования, которые имеют
собственные цели, предмет и средства профессионального
труда.

5. Социальная значимость

Педагог-психолог проводит работу, направленную на
обеспечение психического здоровья и развития детей и
подростков.
Проводит психолого-педагогическую диагностику готовности
детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в
другую и выборе соответствующего уровню психического
развития личности типа образовательной программы.
Формирует психологическую культуру детей, учителей и
родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового
воспитания.
Консультирует по проблемам развития образовательного
учреждения его руководителей и сотрудников, повышает
социально-психологическую компетентность детей, учителей,
родителей.

6. Риски профессии

Основная трудность работы психолога в любой
сфере – это риск эмоционального выгорания. Ведь
психолог, так или иначе, включается в судьбу и
жизнь каждого человека, пропускает его проблемы
через себя.

7. Массовость и уникальность профессии

Педагог-психолог должен быть доброжелательным
и терпеливым.Специалист должен вызывать
доверие и искренне сопереживать, пытаться
помочь.Ведь работа заключается в том, чтобы
слушать и слышать проблемы других людей.

8. Условия работы

Нагрузка педагога-психолога в образовательных
учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них
– индивидуальная и групповая работа с детьми,
консультативная работа с воспитателями и
родителями составляет 24 часа в неделю;

9. Микроклиматические условия работы

Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В
зимнее время, в связи с повышенной сухостью воздуха.
Для изоляции от шумов коридора комната должна быть оборудована двойной
дверью, а для уменьшения шума от работы звуковоспроизводящей
аппаратуры целесообразно обеспечить выносной пульт управления.
Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о
соблюдении тишины.
До и после восстанавливающих, релаксационных или развивающих занятий
применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий
включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Сеансы
релаксации проходят в полузатемнённом помещении, что способствует
снятию напряжения.
Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования
спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного
возбуждения или раздражения.

10. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила

Какие характеристики психолога наиболее полезны?

Какие характеристики психолога наиболее полезны? Кристен 2023-03-02T18:04:01+00:00

Что делает хорошего психолога ? Будущие психологи должны задаться вопросом: « Могу ли я стать хорошим психологом ?» Когда вы думаете о психологе, вы сразу же представляете себе человека терпеливого, умеющего слушать и обладающего большим состраданием. Хотя это важно психологических характеристик , которыми нужно обладать, чтобы быть хорошим психологом, есть много других важных качеств психолога , которыми нужно обладать, чтобы стать успешным психологом. Итак, каковы наиболее важные черты личности для продолжения этой карьеры? Согласно профессиональному справочнику Бюро труда США, существует семь качеств психолога и

наборов навыков, необходимых для того, чтобы стать отличным психологом.

Аналитические навыки

Одним из важных качеств психолога являются аналитические способности. Чтобы любой консультант по психическому здоровью мог помочь своим клиентам, психологам необходимо делать выводы, анализировать и изучать собранную информацию. Быть психологом — это больше, чем просто выслушивать проблемы людей. Специалист в области психического здоровья должен собирать данные о человеке или семье, обращающихся за помощью, и использовать эту информацию, чтобы помочь найти решения для изменений.

Навыки общения

Одним из наиболее важных навыков, которыми должен обладать психолог, являются хорошие коммуникативные навыки. Психологам необходимо общаться с клиентами, другими специалистами в области психического здоровья и медиками, сотрудниками и другими важными людьми. Они должны быть в состоянии эффективно излагать свои мысли и планы действий. Им также необходимо проводить время, слушая, чтобы собрать информацию и определить наилучшее лечение.

Навыки наблюдения

Наблюдательность — хорошее качество для психолога. Большая часть психологической практики состоит не только в разговоре, но и в остром наблюдении. Большинство психологов могут собрать много информации о человеке или семье, просто наблюдая за их взаимодействием. Такие вещи, как язык тела, выражение лица и манеры, могут рассказать гораздо большую историю, чем слова. Клинические психологи оценивают клиента, используя несколько источников информации.

Терпение

Терпение – еще одно из качеств хорошего психолога . Чтобы быть эффективным психологом, вы должны обладать большим терпением. Во многих случаях вы помогаете людям решать сложные вопросы, которые могут занять много времени. Клиентам может потребоваться поделиться подавленными мыслями. Важно, чтобы клиенты работали в своем собственном темпе, и это может быть трудной задачей без большой настойчивости.

Навыки работы с людьми

Наличие необходимых навыков общения с людьми является одним из важных качеств психолога . Поскольку область психологии включает в себя ежедневную работу с людьми, крайне важно обладать хорошими и эффективными навыками общения с людьми. Стать практикующим психологом — это карьера для людей, которым нравится работать напрямую с другими.

Навыки решения проблем

Решение проблем — черты хорошего психолога . Часто люди и семьи обращаются за помощью к психологу, потому что им не хватает навыков для самостоятельного решения проблем, с которыми они сталкиваются. Именно из-за этого психолог должен уметь решать проблемы. Иногда решения проблем просты, но во многих случаях поиск решения требует творчества и изобретательности.

Надежность

Последняя необходимая характеристика психологов — надежность. Если клиент чувствует, что не может доверять своему психологу, хорошего взаимопонимания никогда не будет. Построение взаимопонимания между клиентом и практикующим врачом — единственный способ построить доверительные и эффективные терапевтические отношения.

Психологи и консультанты

Существует много видов психологов и консультантов. Хотя каждая из этих областей может иметь определенные качества, которые будут выделяться по важности, есть много характеристик, которые важны в каждой области психологии. Типы психологов и связанных с ними профессий включают в себя:

  • клинические психологи
  • промышленные организационные психологи
  • психологи-исследователи
  • консультации психологов
  • психологи развития
  • судебные психологи
  • организационные психологи
  • школьные психологи
  • семейный психолог
  • реабилитационные психологи
  • семейный терапевт
  • консультанты по психическому здоровью
  • специалисты в области психического здоровья

Эти психологи работают в таких учреждениях, как:

  • реабилитационные центры
  • система уголовного правосудия
  • школы
  • центры психического здоровья
  • настройки службы здравоохранения
  • агентства социального обслуживания
  • учреждения здравоохранения
  • частная практика

Обычно в обязанности психологов могут входить:

  • проведение тестов на интеллект
  • программ модификации поведения проекта
  • проводить научные исследования
  • проводить исследования расстройств
  • выявить поведенческие проблемы
  • провести тест на эмоциональные паттерны
  • предложить профессиональную экспертизу
  • делать логические выводы
  • продемонстрировать навыки межличностного общения
  • проводить диагностические тесты
  • выписать лекарство
  • опрос пациентов
  • лечить психические расстройства
  • написать исследовательскую работу
  • оценить поведение
  • смягчить психические и поведенческие проблемы
  • продемонстрировать профессиональный опыт
  • пройти курсы повышения квалификации

Часы работы и заработная плата

Как психологу вы часто будете работать в вечерние смены или в выходные дни. Согласно Справочнику по профессиональным перспективам Бюро трудовой статистики (BLS), средняя годовая заработная плата психологов составляет 81 040 долларов. Перспективы работы для консультирования и клинических психологов выше среднего на 10%. Большим спросом пользуются клинические и консультационные психологи. Психологи в целом имеют хорошие перспективы работы на уровне 6%. Во многих штатах действуют разные требования к лицензированию. Законы о лицензировании различаются по штатам. Существуют определенные государственные требования, в зависимости от того, где вы хотите практиковать.

Заключение

Хотя эти характеристик психолога необходимы, есть много других, которые делают его выдающимся практиком. Такие вещи, как эмпатия, уважение, хорошая интуиция и навыки воспитания — все это делает идеального кандидата на роль психолога. Если вы обладаете этими навыками и характеристиками, вы можете изучить множество различных путей, которыми вы можете следовать, получив степень в области психологии. Работа над этими навыками поможет вам в как быть хорошим психологом .

Связанные ресурсы:

  • 30 лучших программ для выпускников по психологическому консультированию
  • Пять характеристик, необходимых аспирантам-психологам
  • Пять удивительных особенностей судебных психологов
  • Карьерные ресурсы для студентов бакалавриата психологии, которые планируют стать профессиональными психологами
  • Рейтинг 30 самых доступных докторских программ по психологии

▷ 7 характеристик психолога

Главная » 7 характеристик психолога

 

Работа психолога может быть напряженной, подавляющей и не всегда такой успешной, как хотелось бы. Находясь в контакте с людьми, которые часто испытывают трудности с управлением своими эмоциями или испытывают серьезные конфликты, этот специалист нуждается в специальной подготовке, причем не только в отношении методов диагностики и лечения, но и в отношении управления эмоциями, фрустрациями и импульсами.

По этой причине подчеркиваются характеристики психолога, и обычно перед началом карьеры также проводятся тесты отношения, несколько испытаний для оценки потенциала, которым обладает кандидат с точки зрения человеческих отношений и самоконтроля.

1. Эмоциональный самоконтроль. Наверное, это самое важное качество, по крайней мере, с точки зрения психического равновесия профессионала, так как эта особенность позволяет ему уверенно и независимо регулировать свои эмоции тем, что происходит с пациентом. Конечно, эмоциональный самоконтроль не означает, что какие-то события не влияют на психолога, ведь он все-таки человек с чувствами и прошлым, но он позволяет ему регулировать свои чувства при встрече с человеком, за реагирование на него. с приступом скорби или гнева. Эмоциональный самоконтроль также способствует формированию у пациента уверенности, а терапевт воспринимается как стабильный человек, на которого можно опереться.

2. Эмпатия. Психолог должен не только сочувствовать человеку, находящемуся перед ним, но и идти дальше, ставя себя на место больного, чтобы чувствовать то, что он чувствует, и думать, что он думает. другого человека, поскольку такое отношение позволяет ему понять масштаб проблемы, с которой сталкивается пациент. Фактически, несколько лабораторных исследований позволили оценить, что мозг людей, которые очень чутки, реагируют так же, как и те, кто сталкивается с проблемой на собственном опыте. Это похоже на то, как при чтении книги вы попадаете в шкуру персонажа и чувствуете то же разочарование, боль или печаль. Если психолог не способен сопереживать, он, скорее всего, сведет к минимуму проблему или причину пациента и в конечном итоге применит неподходящие терапевтические методы.

3. Непредубежденность . Люди настолько доверяют психологу, что часто сообщают ему факты, которые идут вразрез с системой убеждений и ценностей профессионала. В таких случаях психолог должен обладать достаточной ментальной открытостью, чтобы понять, почему человек ведет себя определенным образом, будучи достаточно терпимым, чтобы принять такое поведение. Когда психологу не удается принять человека, находящегося перед ним, он посылает экстравербальные сигналы отторжения, которые, в конце концов, будут обнаружены пациентом, который будет чувствовать себя некомфортно и, вероятно, откажется от терапии.

4. Самоанализ . Это одна из наименее учитываемых характеристик психолога, но также и одна из самых важных. В процессе интроспекции психолог не только уравновешивает свои эмоциональные состояния, чтобы понять свои импульсы и желания, но и становится еще ближе к миру души. Самоанализ, пребывание наедине с самим собой, является краеугольным камнем личного роста, но также и ключом к пониманию того, как работает разум.

5. Терпение . Психотерапия часто представляет собой длительный процесс, в ходе которого происходят реверсии. Вопреки тому, что многие могут подумать, неудачи пациентов также влияют на психолога в тот момент, когда эта часть процесса также заставляет его усомниться в методе или даже в его способности справиться со случаем. По этой причине, а также потому, что не всегда легко справиться с поведением, которое может затронуть кого угодно, терпение является важным качеством, которым должен обладать каждый психолог.

6. Целостность . Психолог должен внушать доверие, чтобы люди чувствовали себя комфортно, рассказывая ему о проблемах, которые, вероятно, никому не решились открыть. Это чувство доверия можно создать, начиная с мелких деталей, таких как движения тела терапевта и заканчивая декором комнаты, но основа находится в системе ценностей психолога. Когда человек чувствует, что профессионал уверен в себе, хорошо знает себя, имеет четкие цели и соответствует тому, что он думает, этот человек будет полагаться и откроется этому психологу.

7. Коммуникабельность . Слово — основное средство психологической работы, но коммуникативные навыки этим не ограничиваются. Психолог должен быть, прежде всего, хорошим слушателем, должен оставаться внимательным к языку тела пациента, чтобы быть в состоянии расшифровать его и передать веру и спокойствие через свои жесты.

Источники:

Норкросс, Дж. К. (2011) Психотерапевтические отношения, которые работают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *