Обязанности лесника в россии: Лесник « Профориентационное направление « Полезная информация

3. основные обязанности лесничего положение о лесничем федеральной службы лесного хозяйства России (утв- рослесхозом 03-05-95) (2023). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛЕСНИЧЕМ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ (утв- Рослесхозом 03-05-95) (2023) Актуально в 2018 году

Лесничий обязан:

3.1. Руководить деятельностью лесничества в соответствии с действующим положением.

3.2. Выполнять в полном объеме должностные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отраслевыми нормативно – техническими документами, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления лесным хозяйством.

3.3. Повышать уровень квалификации, добросовестно исполнять должностные обязанности, знать территорию и характеристику лесного фонда лесничества, постоянно взаимодействовать с предприятиями, учреждениями и организациями, пользующимися лесным фондом или осуществляющими работы в лесу.

3.4. Обеспечивать выполнение предусмотренных лесоустроительными и другими проектами, согласованных с лесхозом видов и объемов работ, своевременность и достоверность представляемой отчетности, ведение технической документации по лесному хозяйству и целевое использование операционных средств и материальных ценностей.

3.5. Подготавливать исходные данные для предоставления участков лесного фонда в пользование и включения в заявку на продажу древесины на торгах.

Лесничий решением районного органа местного самоуправления может быть включен в состав комиссии для проведения продажи древесины на корню на торгах или выступать доверенным лицом лесхоза при проведении торгов.

3.6. На основании лицензии и договора, заключенного лесхозом, передавать участки лесного фонда в аренду.

Осуществлять государственный контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.

3.7. Обеспечивать:

проведение мероприятий по охране лесов от пожаров и незаконных порубок; организацию работы государственной лесной охраны, временных пожарных сторожей и команд пожарно – химических станций лесничества;

своевременное и качественное воспроизводство, улучшение породного состава и повышение продуктивности лесов;

рациональное использование лесного фонда, качественное проведение рубок ухода за лесом и поддержание его в должном санитарном состоянии.

3.8. Представлять лесхозу своевременную информацию о появлении и распространении очагов вредителей и болезней леса, численности диких копытных животных, превышающей оптимальную, и других явлениях, наносящих вред лесу; выполнять профилактические мероприятия, истребительные и другие меры, направленные на ликвидацию этих явлений и их последствий.

3.9. Оказывать владельцам лесного фонда, лесопользователям, арендаторам, находящимся в зоне деятельности лесничества, методическую и техническую помощь в ведении лесного хозяйства.

3.10. Создавать работникам лесничества условия для безопасного труда при проведении лесохозяйственных и других видов работ. На радиоактивно загрязненных территориях осуществлять работы во взаимодействии с радиологическими службами.

3.11. Принимать меры к улучшению жилищных и других социально – бытовых условий жизни работников лесничества. Предоставлять работникам государственной лесной охраны в установленном порядке служебные земельные наделы и другие льготы, предусмотренные законодательством.

3.12. Распространять среди населения знания о значении леса в жизни человека, его влиянии на окружающую среду. Всемерно использовать для этого средства массовой информации.

ЛК РФ Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений \ КонсультантПлюс

До 01.01.2025 данный документ применяется с учетом переходных положений ст. 4 Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ (ред. от 26.03.2022).

ЛК РФ Статья 81. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений

(в ред. Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся:

1) утверждение нормативных правовых актов, предусмотренных настоящим Кодексом, если их утверждение не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

1. 1) выдача аттестата специалиста, имеющего право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, и аннулирование такого аттестата в установленных случаях;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 304-ФЗ)

1.2) ведение реестра специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, и предоставление информации из указанного реестра;

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 304-ФЗ)

2) установление возрастов рубок;

3) установление перечня видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается;

4) установление лесопожарного зонирования;

5) осуществление лесозащитного районирования;

6) осуществление государственного мониторинга воспроизводства лесов;

7) осуществление лесосеменного районирования;

7.1) установление правил использования лесов для осуществления рыболовства;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 112-ФЗ)

8) формирование федерального фонда семян лесных растений;

9) утратил силу с 1 января 2022 года. – Федеральный закон от 02.07.2021 N 304-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) принятие решений о создании, об упразднении лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях, указанных в пунктах 1 и 2, в пункте 4 (в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) части 2 статьи 23 настоящего Кодекса, а также решений об установлении и изменении их границ;

(п. 10 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 304-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) осуществление государственной инвентаризации лесов;

12) ведение государственного лесного реестра;

13) осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), осуществление лесной охраны в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

(п. 13 в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 600-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) осуществление мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров;

16) принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов;

17) принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса;

18) принятие решений о проведении мероприятий по ликвидации возникшей вследствие лесных пожаров чрезвычайной ситуации в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.09.2023 ст. 81 дополняется п. 18.1 и 18.2 (ФЗ от 29.12.2022 N 600-ФЗ).

19) обеспечение эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней;

20) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;

21) иные установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами полномочия;

22) осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения;

(п. 22 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 304-ФЗ)

23) выдача аттестата специалиста, имеющего право на осуществление мероприятий по лесоустройству, и аннулирование такого аттестата в установленных случаях;

(п. 23 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 304-ФЗ)

24) ведение реестра специалистов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству, и предоставление информации из соответствующего реестра.

(п. 24 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 304-ФЗ)

Российская Федерация | Законность лесного хозяйства

Обзор управления

Исторически управление лесным хозяйством в России при Советском Союзе осуществлялось централизованно, по принципу «сверху вниз», при этом планирование лесозаготовок часто не зависело от фактического роста/урожая. В первой половине 20 века практика неустойчивого сбора урожая была обычным явлением, в некоторых случаях с принудительным трудом в лагерях для военнопленных. 1  Начавшиеся с 1992 года политические и экономические реформы в Российской Федерации продемонстрировали медленный переход лесного сектора к условиям рыночной экономики. 2  В 1993 году управление лесами было передано местным органам власти. 3  С тех пор управление лесами несколько раз было централизованным и децентрализованным: Лесной кодекс 1997 года передал функции управления лесными угодьями государственным органам, Федеральный закон №. 122 в 2004 г. централизованное управление лесами и передача функций управления лесами федеральным органам исполнительной власти, и, наконец, в 2006 г. Лесной кодекс 2006 г. децентрализовал управление лесами и передал управление лесными землями государственным органам). Эти изменения, скорее всего, были связаны с неустойчивой позицией федерального органа исполнительной власти в сфере лесных отношений (федеральное агентство лесного хозяйства 4 раза переходило на работу в различные министерства в период с 2000 по 2012 г.). Проблемой для отрасли является нестабильность правового регулирования лесных отношений, несмотря на то, что все леса находятся в государственной собственности и управлении.

4

Действующий Лесной кодекс 5  Российской Федерации был утвержден в декабре 2006 года и вступил в силу с 1 января 2007 года. Стало ясно, что кодекс все еще нуждается в поправках, и в декабре была утверждена поправка в Лесной кодекс. 2010 г. Он децентрализовал управление лесами и передал функции государственного надзора, связанные с лесными угодьями, органам государственной власти субъектов Федерации (которых 83 или 85 (поскольку 2 последних добавленных субъекта международно признаны как часть Украины), состоящих из республик , края/области (области

6 ), городов федерального значения, автономной области и автономных округов 7 (все они равнозначны) Российской Федерации. 8  Лесной кодекс 2010 года и его изменения произошли в результате лесных пожаров 2010 года. Таким образом, новый кодекс направлен на улучшение защиты лесов от пожаров, а также на решение вопросов, связанных с рубками в охраняемых лесах, управлением городскими лесами и незаконными рубками. 9  С 2010 года в Лесной кодекс было внесено шесть поправок, но они были небольшими и касались языка (см. раздел законов).

Многие общественные организации (в том числе WWF России, Гринпис, Центр сохранения биоразнообразия и Российский союз охраны птиц) до сих пор ставят Лесной кодекс под сомнение, в первую очередь в отношении сферы применения законодательства, участия общественности в управлении лесами и сохранение видов. 10  Несмотря на то, что эти НПО представили федеральным властям предложения по поправкам, не все предложенные изменения (например, расширение сферы действия лесного законодательства) были приняты во внимание. 11  В сентябре 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев своим указом утвердил новую Национальную государственную лесную политику, в которой были определены принципы, цели и задачи, связанные с использованием, охраной, охраной и воспроизводством лесов. 12  Это обеспечивает общее руководство по политике и является важным шагом для модернизации нормативно-правовой базы страны в отношении лесохозяйственной деятельности путем создания благоприятных условий для учета социальных и экологических критериев при управлении лесным хозяйством.

Через рабочую группу высокого уровня политика позволяет использовать новые методы расчета годовой расчетной лесосеки (на основе устойчивой добычи), добавить понятие «исторические леса» в планирование для защиты малонарушенных лесных ландшафтов и гармонизировать российскую лесную политику в целом с другими международными стандарты лесной сертификации. 13

В рамках своей лесной политики на 2013 г. Российская Федерация заявила о своем намерении развивать внутренний рынок лесоматериалов, сосредоточить внимание на инвестициях в продукцию лесной промышленности с добавленной стоимостью и повысить конкурентоспособность российской лесной промышленности за счет 2030. Предоставлено субсидирование процентной ставки по кредитам организациям, реализующим инвестиционные проекты, направленные на развитие высокотехнологичных производств.

14

Что касается действующих лесохозяйственных учреждений, то с мая 2012 года Федеральное агентство лесного хозяйства подчиняется Министерству природных ресурсов и экологии. До этого отчитывался перед Минсельхозом (2010-2012), а до этого перед Минприроды. Министерство экономического развития и торговли также участвовало в разработке Лесного кодекса еще в 2002 году, и это привело к ряду проектов кодекса, поскольку Министерство экономического развития и торговли якобы больше ориентировалось на потребности отрасли, а не на защита и устойчивое управление лесами, определенные Министерством природных ресурсов. 15

К текущим задачам Рослесхоза относятся: 16

  • Контроль и надзор в сфере лесных отношений, за исключением лесов особо охраняемых природных территорий 17 ;
  • Оказание государственных услуг; и
  • Управление государственным имуществом в сфере лесных отношений (управление государственными лесами, кроме находящихся в пределах особо охраняемой природной территории).

Федеральное агентство лесного хозяйства оказывает следующие услуги:

  • Государственная лесоустройство и лесоустройство;
  • Лесопатологический мониторинг;
  • Семеноводство;
  • Воздушные лесопожарные работы;
  • Научные исследования; и
  • Дополнительное профессиональное образование.

Данные услуги оказываются учреждениями и предприятиями, подведомственными Рослесхозу, или путем проведения конкурсов на основе государственных закупок. Федеральное агентство лесного хозяйства не имеет территориальных органов в субъектах Российской Федерации. Федеральные полномочия в области лесных отношений на региональном уровне осуществляются через управления лесного хозяйства в восьми федеральных округах и 83 (или 85) субъектах Российской Федерации.

18

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы следующие полномочия:

  • Разработка и утверждение лесных планов, лесохозяйственных нормативно-правовых актов, проведение государственной экспертизы проектов лесопользования;
  • Аренда и концессия лесных участков, заключение договоров купли-продажи древесного сырья, организация и проведение лесных аукционов;
  • Выдача разрешений на проведение геологических работ на землях лесного фонда;
  • Организация управления, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
  • Ведение государственного лесного реестра;
  • Осуществление федерального лесного надзора; и
  • Утверждение перечней должностных лиц, уполномоченных осуществлять федеральный лесной надзор.

Данные полномочия осуществляются государственными органами в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На полевом уровне структуры представлены лесничествами. 19

В России 100% лесов находятся в государственной собственности. 20 Частный предприниматель осуществляет лесопользование на основании договоров аренды. В соответствии с Лесным кодексом лесные участки передаются в аренду юридическим и физическим лицам на основании:

  • Договоров аренды на срок от 10 до 49 лет, в противном случае
  • В соответствии с договорами купли-продажи древостоев на срок не более одного года.

Договоры купли-продажи лесоматериалов в основном направлены на использование лесов для местных нужд и удовлетворения потребности в древесине местного сельского населения. Права на заключение договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи древостоев приобретаются юридическими и физическими лицами на аукционах древесины. 21  Исключение составляют приоритетные инвестиционные проекты, отбор и утверждение которых осуществляется на конкурсной основе. Приоритетными инвестиционными проектами считаются проекты по созданию и модернизации лесоперерабатывающей инфраструктуры на сумму не менее 300 млн рублей. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ведет учет инвестиционных лесных проектов, направленных на инновационное развитие лесного сектора, но они не являются общедоступными. Арендаторы ведут лесохозяйственные работы на арендованных землях, на долю которых приходится более 14 процентов земель лесного фонда. Уполномоченные унитарные предприятия и автономные образования осуществляют лесохозяйственные работы на неарендованных землях. 22

Механизм сдачи в аренду государственных лесов не доказал свою эффективность. Для компаний процедура очень бюрократична, а максимальный срок аренды в 49 лет (введенный Лесным кодексом в 1997 г.) 23 создает неуверенность в будущем. Власти недовольны подходом арендаторов, ориентированным на получение прибыли, при котором лесозаготовка является приоритетом, но при управлении лесами предпринимаются минимальные усилия, а результаты зачастую сомнительны. Почти 12 000 компаний арендовали леса для лесозаготовок, и это очевидное отсутствие усилий означает, что некоторые исследовательские институты (например, Финский научно-исследовательский институт леса) задаются вопросом, все ли компании полностью соблюдают закон. 24

Последствия нестабильности лесного законодательства и институциональных структур можно увидеть в лесах. Обширные сплошные рубки, плохая регенерация и неадекватные рубки для улучшения ценных пород привели к проблемам управления лесами и нехватке коммерчески ценных деревьев. 25

В попытке удовлетворить свои потребности в древесине, больше лесных площадей было выделено для использования в лесном хозяйстве. Давление на вырубку девственных лесов и охраняемых лесных массивов продолжает расти. Большие расстояния транспортировки увеличили затраты на заготовку, и есть проблемы, в частности, с наличием хвойных пиловочников. Давление рынка вынуждает предприятия искать решение для увеличения предложения древесины. 26

В настоящее время представители российского лесного хозяйства, включая политиков, единодушны в необходимости перехода к интенсивному ведению лесного хозяйства в ранее управляемых лесах. Этот подход основан на долгосрочном планировании лесопользования, направленном на эффективное производство древесины. 27  Доказательства действий, предпринимаемых для улучшения лесного хозяйства в России, можно найти, например, в Лесной политике 2013 года.

С точки зрения лесопользователей, внедрению интенсивного лесопользования препятствуют правила ведения лесного хозяйства, которые охватывают всю страну и не учитывают особенности региона и свойства лесных насаждений. Управление лесным хозяйством регулируется различными руководящими принципами, которые не связаны друг с другом и часто трудно реализуемы на практике. 28

Незаконная вырубка, торговля и экспорт древесины из России рассматривается как серьезная проблема. Многие расследования выявили незаконную торговлю древесиной через российско-китайскую границу. Например, в октябре 2015 года Lumber Liquidators (крупная компания по производству паркетных полов из США) признала себя виновной в ввозе в США древесины через Китай, незаконно заготовленной на Дальнем Востоке России. 29


Transparency

Индекс восприятия коррупции (CPI) Transparency International (TI) измеряет воспринимаемый уровень коррупции в государственном секторе по шкале от 0 до 100 (0 = 100% коррупции и 100 = отсутствие коррупции). В 2014 году Россия набрала 27/100 баллов по индексу восприятия коррупции, что свидетельствует о высоком уровне коррупции в стране. В 2014 г. Россия заняла 136-е место из 175 стран, оцененных в рейтинге. В 2015 г. рейтинг России немного улучшился до 29-го места./100, и она заняла 119 место из 167 оцененных стран. 30

Результат ИПЦ подтверждается набором Всемирных показателей управления (WGI) Всемирного банка для всех экономик мира. Эти показатели являются важным барометром с точки зрения оценки риска. Страновые отчеты WGI основаны на шести следующих совокупных показателях управления: право голоса и подотчетность, политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность правительства, качество регулирования, верховенство закона и борьба с коррупцией. Страны ранжируются (модель процентильного ранга) по каждому из шести показателей управления по шкале от 0 до 100, где 0 соответствует самому низкому рейтингу, а 100 соответствует наивысшему рейтингу (лучшее управление).

В 2014 году Россия набрала 20,2 балла по Голосу и Подотчетности; 18.4 в политической стабильности и отсутствии насилия; 44,7 балла за эффективность правительства; 51,4 в нормативном качестве; 26.4 в верховенстве закона; и 19.7 в Борьбе с коррупцией. 31

Коррупция является серьезной проблемой в лесном секторе, поскольку многие государственные закупки и контракты, а также другие услуги, оказываемые правительству или государственным предприятиям, часто предполагают взятки и откаты. По данным аналитического центра Института современной России, коррупция может составлять от 3,5% до 48% ВВП России. 32

____________________________

Pryde (1991) Экологический менеджмент в Советском Союзе  https://books.google.co.uk/books?isbn=0521409055

2 90 0004 90 Раджат Панвар, Ричард Влоски (2014 г.) Глобальный лесной сектор: изменения, практика и перспективы https://www.crcpress.com/The-Global-Forest-Sector-Changes-Practices-and-Prospects/Hansen-Panwar-Vlosky/ стр.книга/9781439879276

ФАО (1993 г.), http://www.ecolex.org/details/legislation/principles-of-the-forest-legislation-of-the-russian-federation-1993-lex-faoc004846/

ФАО (2012): Перспективное исследование лесного сектора Российской Федерации до 2030 года. http://www.fao.org/docrep/016/i3020e/i3020e00.pdf

www.faolex.fao.org

В советское время области могли быть автономными и подчиняться республикам или краям. В современности различий нет.

Это самостоятельные субъекты федерации, но они также считаются административными единицами других субъектов федерации

WWF (2015): Лесной кодекс и НПО. Предложения по его улучшению http://www.wwf.ru/about/what_we_do/forests/codecs/eng

9 WWF России http://wwf.ru/resources/news/article/7662

10 WWF (2015): Лесной кодекс и НПО. Предложения по его улучшению http://www.wwf.ru/about/what_we_do/forests/codecs/eng

11  WWF России http://www.wwf.ru/about/what_we_do/forests/codecs/eng

12  FAO (2013) Оценка лесной политики и политики лесной промышленности на Дальнем Востоке России http: //eastagri.org/meetings/docs/meeting100/Forest%20Policy%20and%20Timber%20Industry%20Policy%20in%20Russia.pdf

13  FSC (2013): FSC помогает формировать новую лесную политику России. https://ic.fsc.org/en/news/id/541

14  Перспективное исследование лесного сектора Российской Федерации до 2030 года, ФАО, 2012 г.   http://www.fao.org/docrep/016/ i3020e/i3020e00.pdf

15  Нистен-Хаарала (2007 г.) Изменение управления возобновляемыми природными ресурсами на Северо-Западе России https://books.google.com/books?id=kG3eCwAAQBAJ&lpg=PT94&ots=tUs2OnJWjz&dq=Nysten-Haarala%20(2007)% 20The%20changeing%20governance%20of%20Renewable%20Natural%20Resources%20in%20Northwest%20Russia&pg=PP1#v=onepage&q&f=false

16  Исследование перспектив лесного сектора Российской Федерации до 2030 года, ФАО, 2012 г.  http:// www.fao.org/docrep/016/i3020e/i3020e00.pdf

17  Эти охраняемые территории находятся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, еще одного агентства Министерства природных ресурсов и окружающей среды.

18  Перспективное исследование лесного сектора Российской Федерации до 2030 года, ФАО, 2012 г.  http://www.fao.org/docrep/016/i3020e/i3020e00.pdf

19  Перспективное исследование лесного сектора Российской Федерации до 2030 г. , ФАО, 2012 г.  http://www.fao.org/docrep/016/i3020e/i3020e00.pdf

20  ПОСЛ (2016 г.),  http://www.pefc.org/forest-issues/who-owns-the-forest

21  Исследование перспектив развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 г., ФАО, 2012 г. http://www.fao.org/docrep/016/i3020e/i3020e00.pdf

22  Перспективное исследование лесного сектора Российской Федерации до 2030 года, ФАО, 2012 г.  http://www.fao.org/docrep/ 016/i3020e/i3020e00.pdf

23  Uusivuori (1999) World Forest, Society and Environment https://books.google.co.uk/books?isbn=9401147469

24  МЕТЛА (2014 г.): Россия стремится перейти от лесозаготовок к лесопользованию. http://www.metla.fi/uutiskirje/bulletin/2014-01/news2.htm

25  The Moscow Times (2014 г.), https://themoscowtimes.com/articles/russia-is-running-out -of-forest-39951

26  The Moscow Times (2014 г.), https://themoscowtimes. com/articles/russia-is-running-out-of-forest-39951

27  METLA (2014 г.) : Россия стремится перейти от лесозаготовки к лесопользованию. http://www.metla.fi/uutiskirje/bulletin/2014-01/news2.htm

28  МЕТЛА (2014 г.): Россия стремится перейти от заготовки древесины к управлению лесами. http://www.metla.fi/uutiskirje/bulletin/2014-01/news2.htm

29  https://eia-global.org/reports/liquidating-the-forests-report

30  Transparency International (2015 г.): Индекс восприятия коррупции за 2014 г. https://www.transparency.org/cpi2014/results

31  Word Bank (2015 г.) Индикаторы управления в мире http://info.worldbank.org/governance/wgi/ index.aspx#countryReports

32  Институт современной России (2013): http://imrussia.org/en/society/376-corporation-in-russia-as-a-business


13 Роль Гринпис России и других общественных Организации по охране лесов России

Посетите сайт NAP. edu/10766, чтобы получить дополнительную информацию об этой книге, купить ее в печатном виде или загрузить бесплатно в формате PDF.

« Предыдущая: 12 Опыт преодоления последствий радиационных аварий: уроки для общества

Страница 91 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Смирнова О.В.

Центр экологических проблем и биопродуктивности леса

ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

В России с 1930-х годов существует экстенсивная модель лесопользования. Для него характерна эксплуатация все более и более древних лесов вместо интенсивного лесоводства в развитых регионах. Лучшая древесина по качеству, запасам и доступности берется в первую рубку, при отсутствии эффективного лесовосстановления. В результате лесные ресурсы быстро исчезают. Вырубка оставшихся древних лесных массивов неизбежна. Например, только 6% таежной зоны европейской части России покрыты естественными лесами. Гринпис России составил карту «Последние оставшиеся лесные массивы европейской тайги» на основе космических снимков и специальных исследований природы.

Большая часть лесов может быть уничтожена через пять-десять лет. Газовая и нефтедобывающая промышленность, золотодобыча и другие добывающие отрасли также несут ответственность за вырубку лесов. Предприятия и геологоразведочная деятельность этих отраслей являются основными причинами пожаров. Лесные угодья, уничтоженные пожаром, сопоставимы с уничтоженными в результате рубок.

Данная закономерность приводит к тотальному разрушению естественных лесных экологических систем на значительной части лесной зоны России, а также к истощению лесных ресурсов. Это вызывает лавину социальных проблем. В 1970-х годов в большинстве таежных районов начался упадок лесопромышленного комплекса. Особенно это проявилось в конце 1980-х и в 1990-х годах. Основной причиной снижения является истощение лесов вблизи предприятий, основанных в 1940-х, 1950-х годах и ранее. С начала 1990-х годов здесь потеряли работу в лесопромышленном комплексе или скоро останутся без работы около миллиона человек. Несколько

Страница 92 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Без средств к существованию остались

тыс. «лесных поселений» преимущественно в отдаленных районах Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока с четырехмиллионным населением.

Характер истощения стимулируется крайне низкими платежами за право пользования лесами (лесной налог). Например, древесина на корню имеет символическую цену не более одного доллара за один кубический метр. Это примерно от 2 до 5 процентов коммерческой стоимости круглых пиломатериалов. В результате у государства не хватает денег на эффективную лесную службу. В 1999 г. плата за право освоения лесов составляла около 15% от общих расходов Федеральной службы лесного хозяйства.

Современное ведение лесного хозяйства приводит как к полному уничтожению последних сохранившихся древних лесов, так и к нарушению экологии лесной зоны (водный баланс, заболачивание, гниение почв, снижение биоразнообразия).

Весь леспром штата убыточен. Также жизнь в лесных поселках социально нестабильна из-за снижения заработков и безработицы.

ВЛИЯНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА

За последнее десятилетие не было принято ни одного постановления правительства для кардинального изменения ситуации и стабильного лесопользования. Лесной кодекс Российской Федерации требует от владельцев древесины вести многоцелевое и устойчивое лесное хозяйство, содействуя сохранению биологического разнообразия. Это требование не выполняется из-за отсутствия соответствующих законов. Не соблюдается даже действующее природоохранное законодательство о лесном хозяйстве и лесоразведке. Например, Закон «Об экологической оценке», принятый в 1919 г.№ 95 требует проведения экологической экспертизы «схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов», в том числе проектов организации и управления лесным хозяйством и рубками. Тем не менее, большинство проектов реализуются без какой-либо экологической экспертизы. Сохранение видов, находящихся под особой охраной, обычно не рассматривается, поскольку эти виды не идентифицируются в рамках ведения лесного хозяйства и планирования. Лесоводство, являющееся основой планирования и управления лесным хозяйством, полностью направлено на учет лесных ресурсов.

«Принципы определения лесосек…», принятые в 1987 г. , действуют до сих пор. Они обеспечивают «уровень рубок главного пользования и возобновления на 20–30 лет». Экономически недоступные леса включаются в производственные резервы. В результате леса, расположенные вблизи дорог в населенных пунктах, подвергаются более интенсивной вырубке.

Полное использование лесосечных площадей в большинстве регионов невозможно из-за отсутствия экономически доступных лесных ресурсов. Предприятия часто пытаются решить эту проблему, игнорируя экологические ограничения, в том числе предусмотренные законодательством.

«Критерии и показатели устойчивого управления лесами России», принятый в 1998 году, не имеет параметров устойчивого управления лесами и не предусматривает каких-либо изменений в действующей системе управления лесами.

Страница 93 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России. ” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Более того, большинство работников лесного хозяйства ничего не знают об этом документе. Общий вид рубки — рубка главного пользования на большой площади (до 50 га). Это вызывает сильную эрозию почв, заболачивание и катастрофические изменения лесной среды с отсутствием лесовосстановления и исчезновением многих видов лесной флоры и фауны. Действующее Лесное законодательство игнорирует международные конвенции по сохранению биоразнообразия и не включает современные научные достижения в области устойчивого лесопользования.

РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ряд общественных организаций занимается охраной лесов. Самые активные присоединились к «Лесному клубу» российских общественных организаций. Это неформальная рабочая группа, состоящая из представителей НПО.

Члены Лесного Клуба:

  • Гринпис Россия

  • Лесная кампания Социально-экологического союза

  • Центр охраны дикой природы

  • Дружины (Студенческий корпус) за движение охраны природы

  • Информационный Центр Сети Спасения Тайги-Россия

  • Комитет Спасения Печоры

  • Индивидуальные активисты

Основной задачей Лесного клуба является координация деятельности НПО по сохранению леса.

Основные виды деятельности Клуба:

  • Совершенствование российского лесного законодательства, лесохозяйственных правил и технических стандартов

  • Инвентаризация естественных старовозрастных лесов и других ценных лесных участков

  • Мониторинг охраняемых территорий на предмет незаконных рубок и браконьерства

  • Содействие экологически и социально ответственному лесному хозяйству и независимой лесной сертификации

  • Публикация Лесного бюллетеня

Существующая государственная система управления лесами не обеспечивает участия НПО в управлении лесами и разработке лесной политики. Подавляющее большинство сотрудников Лесной службы относятся к НПО как к враждебным субъектам, которые не должны вмешиваться в дела леса. Как правило, государственные органы не рассматривают предложения жителей и общественных организаций об изменении рубок, выводе из эксплуатации отдельных участков, изменении системы управления.

Страница 94 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Учет предложений населения действующим лесным законодательством не предусмотрен.

Нормативные акты и лесное законодательство обычно разрабатываются тайно, исключая не только широкую общественность, но и специалистов вне Лесной службы. Научное и природоохранное сообщество узнает о том или ином законопроекте или проекте, когда он вносится в Государственную Думу, регистрируется в Минюсте или утверждается ведомственным постановлением. Как правило, на данном этапе внести какие-либо изменения в документ практически невозможно. В тех единичных случаях, когда проект был открыт для обсуждения, мнения специалистов вне Лесной службы не учитывались. С 1993, ни одному представителю научных или общественных организаций за пределами Лесной службы и других министерств и ведомств не удалось внести какие-либо новшества в документы.

Эффективное взаимодействие власти и общества на федеральном уровне практически невозможно. Единственным эффективным участием широкой общественности является открытый протест против определенных действий и проектов государства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Деятельность НПО разнообразна. Лесной клуб занимается следующими видами деятельности:

  1. Совершенствование российского лесного законодательства; продвижение экологически и социально ответственного лесного хозяйства; и независимая лесная сертификация.

    Подробный анализ незаконных рубок свидетельствует о слабости действующего Лесного кодекса: 20 процентов древесины вырубается нелегально.

    Гринпис предложил лесную программу устойчивого лесопользования, которая обеспечила бы лесные поселения регулярной работой. В справочнике в понятной форме описывается существующая структура лесного хозяйства, а также нормы и правила рубок. Предлагаются возможности участия общественности в управлении лесами в России.

    Гринпис подготовил стандарты для оценки малонарушенных участков леса. Эти стандарты были опубликованы в ряде номеров «Лесного вестника» и неоднократно обсуждались на конференциях экоактивистов и работников лесного хозяйства, в том числе на двух конференциях в 1998 г. , посвященных проблемам ведения и охраны лесов в Карелии и Сахалине.

  2. Инвентаризация естественных старовозрастных лесов и других ценных лесных участков.

    С 1996 г. Гринпис совместно с Центром сохранения биоразнообразия, Социально-экологическим союзом и другими общественными организациями проводил инвентаризацию древних таежных территорий Европейской и Уральской областей России. Работа основана на космических снимках среднего и высокого разрешения 1999–2000 гг. Работа

Страница 95 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: «13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России». Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

включало более ста экспедиций общественных организаций; специалисты Московского, Пушкинского, Тамбовского и других государственных университетов; и рабочие резерва.

НПО используют обновленные источники информации о состоянии лесных угодий и более современные технологии по сравнению с государственными управлениями природных ресурсов. Инвентаризация древних таежных территорий по всей России сейчас проводится в рамках проекта «Лесной дозор России». В акции принимают участие российские научно-производственные институты, технический центр «Сканэкс», Международный институт лесного хозяйства, а также региональные организации, такие как фонд «Алтай-21 век», «Друзья сибирских лесов» (Красноярск), «Бюро региональных общественных кампаний» (Владивосток). проект. Применяются критерии оценки малонарушенных лесов, совершенствуются методы исследований на модельных участках (обычно это заповедники), разрабатываются основы для новых заповедников и национальных парков. В помощь полевым исследованиям издан Атлас-идентификатор таежных растений европейской части России .

  1. Мониторинг охраняемых территорий на предмет незаконных рубок и браконьерства.

    С 1997 года сотрудники Гринпис активно участвовали в ревизии лесоустройства и лесоводства в ряде регионов, таких как Московская область, Ленинградская область, Сахалинская область, Республика Бурятия и Приморский край. В некоторых регионах ревизии проходили неофициально, без участия государственных органов. В Московской и Ленинградской областях поправки привели к улучшению ведения лесного хозяйства и соблюдения действующего законодательства.

    В Приморском крае прошла акция протеста против экспорта в Японию незаконно вырубленного леса, купленного и «легализированного» официальными экспортерами леса. В результате деловая активность некоторых компаний на некоторое время была приостановлена. К сожалению, сейчас ситуация вернулась к исходной схеме.

    Демонстрации для привлечения внимания общественности важны для НПО. Например, в Московской области в непосредственной близости от лесхоза велись незаконные рубки, но лесная охрана никак не отреагировала на эти действия. Эта акция была описана в прессе и показана по телевидению. В результате Правление Московского лесничества для решения таких проблем организовало Общественный совет лесного хозяйства.

    В результате протестов общественных организаций скандинавские компании и российские импортеры древесины в 1997 году объявили мораторий на закупку древесины из лесных массивов Карелии. официальный резерв. В настоящее время консультативная группа обсуждает будущее этих лесных угодий.

  2. Участие общественности в управлении лесами.

    Возможности совместной работы с местными властями в отдельных регионах шире, чем возможности на федеральном уровне. Например, последние пять лет в Московской области проверки соблюдения природоохранного законодательства проводились с участием НПО (фактически проверки были завершены благодаря усилиям самих НПО). Одним из таких примеров является «Резюме

Страница 96 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Итоги межведомственной комиссии по оценке состояния лесного хозяйства Выборгского, Приозерского и Всеволожского районов Ленинградской области».

По результатам проверок за нарушения законодательства часто применялись достаточно жесткие санкции. Например, в Московской области практически прекратились коммерческие «сплошные рубки» в особо охраняемых природных территориях. В настоящее время проводится государственная экологическая экспертиза проектов лесоустройства и планов рубок. «Горячие» вопросы можно обсудить с представителями лесхоза. Тем не менее некоторые проблемы остаются. В августе 2000 года в результате дискуссии представителей местной власти, лесопромышленных предприятий, общественных организаций и научного сообщества был создан государственный заказник «Атлека» в Вологодской области. Это первый случай создания строго охраняемого национального заповедника лесозаготовительным предприятием. Заповедник «Восточный» в Сахалинской области — еще один пример конструктивного взаимодействия общественных и государственных структур. К сожалению, примеры подобного понимания властями действий и требований «зеленых» пока очень редки, а в большинстве регионов и вовсе отсутствуют.

  1. Образовательная деятельность, в том числе просвещение членов экологических организаций и просвещение населения.

    Для повышения профессиональной квалификации членов природоохранных организаций и работников лесного хозяйства Лесной клуб издает журнал Лесной вестник , а также другие материалы, например книгу Европейская тайга на пороге тысячелетий А. Ю. Ярошенко. Буклеты, календари и плакаты публикуются для широкой публики, например, календарь на 1999 и буклет, посвященный Байкалу.

  2. Лоббирование природоохранных инициатив и привлечение внимания общественности к региональным и федеральным экологическим проблемам.

    Основным видом деятельности в 2000 году была организация поддержки экологического референдума. Действующее законодательство требует двух миллионов подписей. Было собрано более 2,5 миллионов подписей, поэтому референдум зависит от правительства России. Он может избежать референдума, объявив подписи «неправильными» или «неточными».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧАСТИЮ НПО В ПРИНЯТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Необходимо разработать законодательный механизм, обеспечивающий участие НПО в принятии экологических решений. Необходим способ доведения информации о постановлениях и действиях правительства до НПО и широкой общественности, а также способ обеспечения реагирования на предложения НПО. До сих пор обычно готовятся важные указы, неизвестные широкой публике. Даже если НПО узнают об указе и выдвигают предложения, их игнорируют без обсуждения.

Страница 97 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Для решения этих задач необходимо:

  • Доводить до всеобщего сведения содержание новых законопроектов и ведомственных и межведомственных нормативных актов, если они не связаны с государственной тайной. Самым простым способом может быть публикация текстов в Интернете и в центральных СМИ. Информация должна быть опубликована не менее чем за месяц до даты их официального рассмотрения, а в случае принятия федерального закона или межведомственного стандарта – не менее чем за три месяца до даты их официального рассмотрения.

  • Разработать способ обеспечения реагирования на предложения общественности по существу новых законов и стандартов, политики в области природных ресурсов и других проблем, затрагивающих интересы различных групп населения. Важное значение имеет обязательность обоснованного ответа на такие предложения со стороны государственных органов в ограниченный срок.

  • Иметь механизм мониторинга министерств и ведомств, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования. В частности, важна регулярная реструктуризация ведомств в регионах с участием в этой реструктуризации общественных организаций. Должны быть созданы и связаны с федеральными министерствами и ведомствами и их региональными подразделениями общественные советы с участием НПО. Следует избегать участия фиктивных «общественных» организаций.

  • Сделать обязательным участие заинтересованных общественных организаций в экспертных комиссиях, проводящих федеральные и региональные экологические экспертизы. Необходимо публиковать информацию о проектах и ​​территориях, которые уже прошли экологическую экспертизу.

  • Требовать общественного контроля за крупными инвестиционными проектами, в том числе с иностранными инвестициями. Самым простым способом сделать это представляется создание общественного совета по каждому проекту с участием НПО. Совет должен иметь доступ к некоммерческим данным о проектах и ​​всей информации о действующем законодательстве.

  • Обеспечить свободный доступ общественности и общественных организаций к данным о реализации проектов в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Необходимо устранить необоснованные препятствия для доступа к экологическим данным, включая затраты, особенно если они уже оплачиваются из бюджетных средств.

Страница 98 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Эта страница в оригинале пуста. 906:50

Страница 91 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России. ” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Страница 92 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Страница 93 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России. ” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Страница 94 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Страница 95 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России. ” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Страница 96 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.” Национальный научно-исследовательский совет. 2001. Роль экологических НПО: российские вызовы, американские уроки: материалы семинара . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство национальных академий. дои: 10.17226/10240.

×

Сохранить

Отменить

Страница 97 Делиться Цитировать

Рекомендуемое цитирование: “13 Роль Гринпис России и других общественных организаций в сохранении лесов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *