Обязанности тьютора в школе: Кто такой тьютор и какова его роль в современном образовании, обязанности и функции тьюторства

Новые рекомендации Минпросвящения по работе с детьми с ОВЗ

Дети с ОВЗ могут обучаться в обычной школе, но для этого им необходимо создать условия в соответствии с их потребностями. И это не только приобретение нужного оборудования, но и создание адаптивных образовательных программ и обеспечение его сопровождения. Поэтому важно, чтобы тьютором был квалифицированный специалист, который знает, как работать с особенными детьми.

Одной из его обязанностей является педагогическое сопровождение, разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Чтобы реализовать эту функцию, тьютор должен решать ряд задач:
‣ проведение диагностики учащегося с ОВЗ с целью определить его способности и потребности;
‣ разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
‣ выбор и адаптация педагогических средств для реализации образовательной программы для детей с ОВЗ. Это нужно для индивидуализации обучения;
‣ проведение индивидуальной работы со своим подопечным, чтобы раскрыть его потенциал, поощрить его познавательные интересы;
‣ активное участие в реализации инклюзивных образовательных программ;
‣ совместная работа с родителями детей с ОВЗ или их опекунами для формирования условий для успешной учебы и гармоничного развития личности;
‣ консультационная работа с педагогами и родителями — объяснение и совместное составление плана дальнейшей работы с особенными учениками.

Другой основной обязанностью тьютора является создание среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов, обучение детей с учетом их психо-физиологических особенностей. Чтобы развить возможности своих подопечных тьютор должен решить следующие задачи:
анализ имеющихся педагогических ресурсов в образовательном учреждении, которые помогут в организации учебы во время уроков и в свободное время;
‣ организация и координирование работы сообществ в социальных сетях для информирования родителей и педагогов о достижениях ребенка, консультации по обучению и воспитанию ребенка с ОВЗ;
‣ создание мер по организации взаимодействия родителей, педагогов с другими специалистами для реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
‣ обеспечение учащимся ко всем образовательным ресурсам, необходимым для реализации учебной адаптированной программы;
‣ создание условий для занятий различными видами деятельности.

Тьютор является связующим звеном между педагогами и родителями ребенка с ОВЗ. Не всегда учителя знают, как правильно выстраивать образовательный процесс таких учеников. Тьютор знает об их психофизиологических особенностях и о том, как правильно адаптировать школьную программу. Он должен консультировать всех участников образовательного процесса по всем вопросам инклюзивного обучения.

Из этого вытекает третья из главных обязанностей тьютора — это организационно-методическая работа. Этот специалист принимает активное участие в разработке адаптированных программ, отслеживает их реализацию. Чтобы реализовать эту рабочую функцию он должен:

Новое звено в цепочке привычных действий – Учительская газета

Еще года два назад слово «тьютор» в российском образовании воспринималось как что-то вроде ассистента учителя в работе с ребенком, имеющим ОВЗ. Некий человек сидит за одной партой с учеником и подсказывает, когда ему надо слушать учителя, а когда взять ручку и начать писать. Однако время мчится стремительно, сегодня все уже знают, что это совсем другая деятельность, для которой требуется специальное педагогическое образование. Давайте разберемся, что входит в обязанности тьютора, какое место он должен занимать в структуре «ребенок – школа – родители».

Тьютор помогает ребенку с ОВЗ


Гордая профессия

«Моя задача как ученого – чтобы вы расправили плечи и поняли, что тьютор – это гордая профессия, – говорит Татьяна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. – В последние годы у нас появился профессиональный стандарт тьютора, профессия введена в Единый квалификационный справочник. И в стандарте четко написано, что тьютор – это педагог, который сопровождает образовательный маршрут, а не кормит ученика на переменках и меняет ему памперсы. Все эти обязанности могут быть лишь дополнительным условием к основной работе тьютора, тем более что существует еще и отдельная должность – «ассистент учителя».

Чтобы выяснить, почему в штатном расписании школ появилась эта новая профессия и почему ее не было раньше, нужно разобраться, какое явление она сопровождает. В ХХI веке школу захватил мощный процесс индивидуализации. Не нужно путать с индивидуальным подходом, когда учитель в классе понимает, что ученики все разные по возрасту, национальности, характерам, и подает материал максимально по-разному. Даже если вы знаете все про конкретного ребенка, что у него за семья, каковы материальное положение, условия жизни и прочее, – это еще не индивидуализация.

Кстати, индивидуализацию часто путают с индивидуализмом и вкладывают в это слово негативный смысл, дескать, дети и так общаются сегодня больше с «железом», чем с людьми, а тут еще одна попытка их разобщить. Однако индивидуализация – это не про разобщение, а скорее про создание индивидуальной образовательной среды для каждого ребенка. В профессиональном тьюторском стандарте есть такое определение: «Индивидуализация – процесс развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности; характеризуется накоплением опыта, развитием инициативности, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности личности».

Предположим, ребенок смотрит по телевизору футбол и хочет заниматься именно им, несмотря на то что… передвигается на коляске. Тьютору предстоит сказочная задача: найти ему «то, чего не может быть», то есть секцию футбола на колясках. И такая, представьте себе, находится! Существует множество секций паралимпийских видов спорта, в том числе и футбола на инвалидных колясках с ручным управлением, футбола для ампутантов. А есть еще голбол – удивительная по зрелищности игра, где принимают участие незрячие спортсмены.

Но мало только нащупать интерес ребенка, важно еще и удержать его так, чтобы этот интерес вплетался в канву обучения. Вполне возможно, что он станет поворотной стрелочкой к будущей профессии. Если обнаружились склонности к технике, информатике, то в помощь тьютору Интернет, в нем найдутся множество навигационных сайтов, кружки, преподаватели, олимпиады и квесты. А может быть, девочку увлекают цветы, она любит плести венки и поливать комнатные растения. Отчего бы не сориентировать ее на обучение ландшафтному дизайну? Тем более что отделение ландшафтного дизайна для детей с ОВЗ есть в московском колледже №21.

Разница между учителем и тьютором в том, что первый формирует мышление, а второй раскручивает интересы, сопровождает их, обеспечивает ресурсами. Иными словами, это процесс поддержки и развития субъективности, то есть личных ценностей, склонностей, возможностей ученика. Тьютор «лепит» образовательную среду для каждого ученика индивидуально, раздвигает рамки зоны комфорта, отправляется в творческий поиск, чтобы найти то, что интересно конкретному ребенку.

Разведчик и победитель

Вот пример. Юноша, назовем его Павел, с отличием окончивший школу, собирался поступать в медицинский. Но несчастный случай, болезнь и почти полная потеря зрения преградили путь к мечте. Павел не мог даже передвигаться на коляске, он только лежал и шевелил пальцами. В Ассоциацию тьюторов обратились отчаявшиеся родители: «Мальчик считает, что жизнь закончилась, мы боимся суицида, не можем выйти из дома… Помогите ему обрести веру в будущее!»

И над парнем взяла шефство тьютор Наталия Морозова. Она на разных примерах известных людей показывала ему, что жизнь незрячих также может быть активной и полноценной, организовывала встречи с врачами и предпринимателями, у которых были различные ограничения здоровья, показывала ему фильмы о людях с инвалидностью, преодолевших социальные барьеры на пути к мечте и ставших успешными, искала вузы, куда принимают и после потери зрения.

Выбор университета оказался для подростка с ОВЗ и его тьютора непростой задачей. Этому предшествовали длительный процесс определения интересов и приоритетов, подготовка и адаптация к учебному процессу. Наталия принялась подбирать для Павла научно-популярную литературу и таким образом вырулила на тему дневника исследователя, ставшую настоящим открытием. Путем знакомства с дневниками, написанными в разных условиях путешественниками, членами научно-исследовательских экспедиций, философами, врачами (в частности, с «Дневником старого врача» великого ученого Н.И.Пирогова, дневником физика Николы Теслы), подросток пришел к идее начать самому писать дневник наблюдений за своим состоянием здоровья. У него возникло желание узнать больше о научной деятельности ученых в сфере биологии, медицины и психологии, особенно заинтересовала высшая нервная деятельность человека и млекопитающих. После совместного изучения информации на сайтах разных факультетов Павел поступил на факультет психологии МГУ с возможностью дополнительно слушать курсы по биологии.

Кроме этого, тьютор вместе с подростком обнаружили ряд качеств и навыков, которые ему следовало развить (так называемые антропологические дефициты): умение четко излагать свои мысли, планировать и мысленно структурировать учебный материал, работать с научными материалами на английском языке и быстро печатать. Для этого подбирались специальное программное обеспечение, дополнительные курсы, учебники.

Наталия описала этот случай в своей магистерской диссертации. «Сталкиваясь со сложностью поиска образовательных ресурсов для человека с инвалидностью, тьютор становится «разведчиком», – отмечает она. – Ресурсы могут быть скрытыми или вовсе отсутствовать, появляясь в результате совместной работы с их потенциальным держателем. Тьютор определяет их важность и оценивает свои усилия, осторожно выявляет информацию, тщательно прорабатывает стратегию переговоров, решает, следует ли пользоваться статусом инвалидности и правами тьюторанта».

Сложность, по мнению Наталии, в том, что тьютор не имеет права сослаться на недостаток опыта и отказаться от поиска решения сложной образовательной задачи, когда нет готовых норм и схем, а школа или вуз не могут дать однозначных ответов, упираясь в собственные границы компетентности. В этом случае тьютор может опереться на умение анализировать, а также на принцип открытости, позволяющий шире взглянуть на ситуацию.

Жизнь постоянно бросала Наталии и ее подопечному вызов, заставляла искать лазейки и «выход за флажки». Проблемой стало шаблонное мышление представителей педагогической системы. Так, на этапе сдачи ЕГЭ представители образовательных учреждений предлагали единственную схему – сдать экзамен с помощью устройства со шрифтом Брайля, что было невозможным из-за нарушений моторики рук у Павла. От него требовали учить шрифт Брайля и при этом отказывали в ассистенте для экзамена, который бы умел писать формулы. При этом конкретных указаний в законе об образовании для таких ситуаций не было. Тьютор призывала педагогов и чиновников образования к совместному поиску нестандартных решений, не противоречащих общим правилам, предлагала разные варианты. Это сопровождалось изучением нормативных документов, общением с родителями, различными экспертами, представителями психолого-медико-педагогической комиссии. В итоге Наталии удалось наладить атмосферу открытости и доверия и найти приемлемый для тьюторанта способ сдачи экзаменов.

Сейчас Павел успешно учится на 4‑м курсе, собирается стать ученым и исследователем. А ведь когда-то ему говорили: «Ты же инвалид, зачем тебе напрягаться учебой?» Но именно учеба стала для него главным мотивирующим фактором и привела к большой победе – возможности встать с постели и потихоньку ходить с поддержкой. Это произошло не только в результате тренировок, но и на фоне колоссального эмоционального подъема.

Промежуточный этап для начинающего педагога

«Я сотрудничала с одним агентством по подбору домашнего персонала, находила людей на тьюторские позиции, а сейчас делаю это полностью самостоятельно как ИП, – рассказывает Анна Сергиенко, в прошлом тьютор, сегодня клинический психолог, педагог-психолог по сопровождению детей с РАС в ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, старший преподаватель МГППУ и руководитель небольшого тьюторского агентства «Солнечный зайчик». – Можно сказать, что я занимаю свою нишу на рынке труда, поскольку предлагаю крафтовый, индивидуальный подбор тьютора, максимально подходящего запросу семьи. В среднем в активном поиске примерно около 10-15 человек на Москву и иногда область, но это зависит от сезона: в августе – сентябре спрос всегда выше. Запросы преимущественно на специалистов по работе с детьми с РАС или синдромом Дауна, а их найти довольно трудно. У меня есть своя тьюторская база, она довольно текучая, поскольку в основном в тьюторы идут молодежь, студенты педагогических вузов, будущие психологи или дефектологи, увлеченные профессией и желающие набраться опыта».

Бывает, что Анна подыскивает им волонтерские позиции, поскольку студенты не всегда готовы серьезно работать с детьми с такими сложными нарушениями. Некоторые быстро выгорают и уходят, а дети привыкают к ним, это травма и для ребенка, и для специалиста. С годами приходит опыт, когда человек понимает, когда нужно быть для подопечного старшим товарищем, постоянно присутствовать рядом, помогая ему сформировать навыки самостоятельности, а когда – отстраниться, отпустить ребенка в жизнь.

Сейчас тьюторские позиции есть в штатном расписании многих школ. Например, в ФРЦ по сопровождению детей с РАС целый штат тьюторов, они работают в каждом классе, период сопровождения зависит от индивидуальной образовательной программы ребенка. Кому-то требуется тьютор только на обучение в первом классе, кому-то – на весь период обучения. ФРЦ – это специализированная школа, обычные общеобразовательные школы не всегда могут позволить себе такую роскошь, на это часто просто нет денег. Но если психолого-медико-педагогическая комиссия рекомендует ребенку тьюторское сопровождение, то любая школа обязана его предоставить.

Проблема еще и в том, что иногда между учителем и тьютором вспыхивают конфликты, ведь учителям не всегда бывает комфортно, когда с ними на уроке «посторонний». В идеале тьютора нужно подбирать под темперамент и методику учителя, так, чтобы они составляли крепкий и продуктивный тандем. А еще с детьми работают дефектолог, логопед, психолог, не нужно забывать и о родителях, которые незримо всегда рядом… Вся эта команда заинтересованных людей должна быть единым организмом, системой, где каждый в курсе того направления, в котором занимаются другие специалисты. Иными словами, действовать в одном ключе и с одной целью: чтобы центр этой системы – ребенок – получил прививку самостоятельности и интереса к учебе, к новым знаниям.

Людмила ПОЛОНСКАЯ

Образец должностной инструкции репетитора

| Workable

 

Используйте это описание работы репетитора для рекламы своих вакансий и поиска подходящих кандидатов. Не стесняйтесь изменять обязанности и требования в зависимости от ваших потребностей.

В обязанности репетитора входит:
  • Проверка классных или учебных тем и заданий
  • Помощь учащимся с домашними заданиями, проектами, подготовкой к экзаменам, рефератами, исследованиями и другими академическими задачами
  • Работа с учащимися, чтобы помочь им понять ключевые понятия, особенно те, которые были изучены в классе

Краткое описание работы

Мы ищем репетитора, который присоединится к нашему учебному заведению, чтобы помочь учащимся проверять классные задания, проверять экзамены и готовиться к тестам как в классе, так и за его пределами.

Репетитор отвечает за помощь учащимся в изучении и понимании новых концепций и выполнении заданий. Они готовят уроки, изучая планы уроков, подробно просматривая учебники, чтобы понять тему, которую они будут преподавать, и предоставляя дополнительные проекты, если это необходимо, во время занятия.

В конечном счете, вы будете работать непосредственно с учащимися, чтобы помочь им лучше понять концепции, преподаваемые в классе. Вы также можете общаться с учителями или родителями, чтобы отслеживать прогресс.

Обязанности

  • Способствовать обучению, росту и развитию учащихся
  • Продемонстрировать академическую компетентность в предметной области (областях) и разработать учебный план
  • Поддерживать установку на рост в отношении обучения и педагогической практики учащихся
  • Облегчение решения проблем благодаря пытливому уму и навыкам критического мышления
  • Эффективно сотрудничать с родителями и организацией для повышения успеваемости учащихся

Требования и навыки

  • Подтвержденный опыт работы репетитором или аналогичной должности
  • Терпеливый, гибкий, позитивный, последовательный, надежный и готовый к сотрудничеству с чувством юмора
  • Способность конструктивно относиться к наблюдению и коррекции
  • Способность положительно контролировать студентов
  • Диплом средней школы или его эквивалент предпочтительнее

Часто задаваемые вопросы

Чем занимается репетитор?

Репетитор обучает студентов за пределами класса и помогает им подготовиться к экзаменам. Они делают это, оценивая свои потребности в обучении и слабые стороны навыков, которые нуждаются в улучшении.

Каковы обязанности и ответственность репетитора?

Репетитор отвечает за оказание индивидуальной помощи ученикам. Они изучают планы уроков и просматривают учебники, чтобы подготовиться к репетиторскому занятию, которое включает в себя подготовку дополнительных проектов, а также ответы на вопросы о материале, изучаемом в классе или в задании, если это необходимо.

Что делает репетитора хорошим?

Хороший репетитор должен обладать отличными коммуникативными навыками, чтобы общаться со своими учениками и делиться сложной информацией в зависимости от потребностей своего ученика. Они также должны иметь четкое представление о различных предметах, чтобы студенты могли учиться во время занятий.

С кем работает репетитор?

Репетитор обычно работает непосредственно со студентами за пределами класса. Иногда они работают с учителями, чтобы узнать, что ученики должны улучшить, чтобы подготовиться к тестам.

Образец должностной инструкции репетитора | Monster.com

Репетитор

[Вводный абзац] Первая часть описания вашей работы репетитора должна познакомить потенциальных репетиторов с вашей возможностью. Итак, возьмите несколько предложений, чтобы выделить вашу уникальную программу обучения и образовательную среду. Используйте это пространство, чтобы выделиться среди конкурентов и продать себя новым сотрудникам.

Репетитор Обязанности:

  • Способствует обучению, росту и развитию учащихся.
  • Демонстрирует академическую компетентность в предметной области (областях) и способность составлять учебный план.
  • Поддерживает установку на рост в отношении обучения студентов и практики преподавания.
  • Облегчает решение проблем благодаря пытливому уму и навыкам критического мышления.
  • Служит образцом для подражания для студентов.
  • Эффективно сотрудничает с родителями и организацией для повышения успеваемости учащихся.
  • Инвестирует в благополучие, здоровье и безопасность учащихся в физическом, социальном и эмоциональном плане.
  • Признает взаимосвязь между социально-эмоциональным обучением и академической успеваемостью и демонстрирует способность обучать «всего ребенка».
  • Разрабатывает и реализует дифференцированные и персонализированные учебные цели и действия, которые следуют согласованной последовательности, согласованы с учебными целями и вовлекают учащихся в познавательную деятельность высокого уровня.

[Часы работы и льготы] Это идеальное место в вашей должностной инструкции репетитора для включения рабочее время и льготы

, а также консультировать соискателей по таким вопросам, как сверхурочная работа или требования к командировкам. Вы также захотите выделить любые преимущества, которые могут выделить вашу позицию, например, медицинское страхование или оплачиваемый отпуск.

Квалификация/навыки репетитора:

  • Эмоциональная зрелость и стабильность
  • Терпеливый, гибкий, позитивный, последовательный, надежный и готовый к сотрудничеству с чувством юмора
  • Способность конструктивно принимать наблюдение и коррекцию
  • Способность позитивно руководить учащимися

Требования к образованию, опыту и лицензированию:

  • Диплом средней школы, GED или его эквивалент
  • Предпочтительна степень бакалавра в области образования или опыт преподавания в предметной области
  • плюс
  • Текущая сертификация CPR

[Призыв к действию] Теперь, когда соискатели знакомы с вашими конкретными должностными обязанностями и требованиями, вам нужно убедить их подать заявку с убедительным

призыв к действию , чтобы закрыть описание работы репетитора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *