Обычаи и нравы средневекового студенчества: Повседневная жизнь и быт средневековых студентов

Содержание

Нищий, пьяный, злой: студенческая жизнь Средневековья / Newtonew: новости сетевого образования

Европейское высшее образование — продукт средневековой культуры. Именно тогда были заложены основные принципы и традиции университетов, которые переходят по наследству из эпохи в эпоху. Многие из них продолжают быть актуальными и сейчас. Тем интереснее проследить, откуда и почему они возникли и как проявляются в современности.

Университетская иерархия

Ещё по этой теме:

Были ли Средние века тёмными?

Расцвет первых университетов в XII веке совпал по времени с активным развитием цехового производства. Средневековые университеты создавались аналогично ремесленным цехам: вокруг известного учёного собирались ученики, которые одновременно помогали ему вести хозяйство, учились под его руководством и участвовали в исследованиях.

С течением времени это вылилось в появление учёных степеней: статусы школяра, бакалавра и магистра были сходны по смыслу со статусами ученика, подмастерья и мастера в цехах.

Перейти с одной ступени на другую запросто было невозможно: желающим предлагалось специальное задание. И если для ремесленников таким заданием было создание «шедевра» — лучшего образца изделия, то для членов научной гильдии — демонстрация знаний.

 

Источник: Wikimedia Commons

После того как студент постигал «семь свободных искусств» и сдавал экзамен, он мог претендовать на степень бакалавра, а после защиты диссертации — магистра искусств. Магистр уже мог продолжить обучение на одном из высших факультетов, после окончания которого получал докторскую степень. Непрерывное обучение могло длиться 20 лет, что с учётом средневековой продолжительности жизни занимало добрую её половину.

Устройство университетов

Европейские университеты в то время, как и сейчас, состояли из множества подструктур. Деление на факультеты появилось с созданием первых университетов. Наиболее востребованными в Средние века были юристы — из-за развития практики письменного законодательства — и богословы — благодаря расширению влияния христианства. Медицина к этому времени стала более эффективной, чем языческие целительные практики.

Урок анатомии, 1491 г.

Источник: outlook.wustl.edu

Так что любой средневековый университет имел четыре факультета: теологический, юридический, медицинский и артистический (факультет «свободных искусств») — подготовительный. На артистическом факультете студенты постигали тривиум (грамматику, логику и риторику), а затем квадриум (арифметику, геометрию, астрономию и гармонику), после чего поступали на один из трёх старших факультетов.

Примечательно, что юридические и медицинские факультеты до сих пор сохраняют привилегированное положение, а получение соответствующих специальностей влечёт зазубривание большого количества теории в лучших традициях средневековья.

Это может быть интересно:

Между небом и землёй: телесность в Средние века

Аналогом современных студенческих братств были «нации», на которые делились факультеты. Члены «наций» сообща отстаивали имущественные и образовательные интересы, организовывали неформальную студенческую жизнь, помогали друг другу в беде.

Колледжи появились в то же время как общежития для нуждающихся студентов. Они создавались монашескими орденами или аристократией, а обеспечивали их существование успешные выпускники. Постепенно колледжи стали центрами университетской жизни: здесь часто преподавали, организовывали библиотеки и своеобразные подработки для студентов (к примеру, переписку рукописей, учебные консультации, секретарскую службу). Оксфорд и Кембридж вообще превратились с XIV века в конфедерацию отдельных колледжей, нанимавших преподавателей и персонал. В англоязычной образовательной среде такой тип устройства университета преобладает до сих пор.

Научное бродяжничество

Академическая мобильность сегодня — университетский принцип, возможность без затруднений перемещаться между высшими учебными заведениями для преподавания и обучения. Это учёба по обмену, приглашение иностранных преподавателей для чтения курсов и тому подобное. Принцип восходит к средневековью, когда университеты представляли единое пространство без национальных и социальных границ.

Образование было универсальным.

Преподавали везде на латыни, факультеты и программы обучения во всех университетах были одинаковыми, студенты штудировали одни и те же книги и разрешали одни и те же схоластические проблемы.

Учёные степени признавались во всех вузах христианского мира. Кроме того, в Средние века студенту было гораздо проще отправиться в другой город и лично познакомиться с интересующим его учёным, нежели разыскать рукописи его лекций.

 

Источник: earlymedievalarchaeology.co.uk

Путешествия между университетами ради научных знаний были настолько распространены, что возник даже особый тип средневековой богемы, занимавшейся «научным бродяжничеством», — голиарды. Костяк голиардов составляли студенты, обучающиеся от случая к случаю в разных местах и противостоящие феодализму с его стремлением закрепить каждого человека за конкретным делом и местом. В среде голиардов зародился студенческий гимн всех времён «Гаудеамус», прославляющий профессоров, вино и студенческую свободу.

Особый статус научного сообщества

Как и сегодня, научное сообщество средневекового университета было носителем особого мировоззрения и привилегий. Первым методом познания стала схоластика — соединение христианского богословия и логики Аристотеля. На основе схоластики сформировался тип научного мышления, знакомый нам и сейчас. Обучение и преподавание стали строиться на цитировании авторитетов, формальной логике, рационализме и размышлении путём разрешения проблем.

В Средние века распространилось мнение, что образование наделяет человека не только знаниями, но и добродетелями. Оно как бы сообщало истинное благородство, превосходящее благородство по рождению. Так начала формироваться интеллигенция.

 

Источник: news.stanford.edu

Во многих странах студенты и учёные были освобождены от уплаты налогов, воинской повинности и вообще от всех видов деятельности кроме интеллектуальной. Это формально уравнивало их с аристократией.

Статусность учёные подчёркивали и сами, перенимая обычаи знати. Например, в Венском университете накануне получения степени бакалавра или магистра кандидат должен был совершить церемониальное омовение, что напоминало процесс получения дворянского звания. В университетах Испании новоиспечённым докторам вручали меч, как на церемонии посвящения в рыцари.

Читайте также:

Комфорт вместо свободы, мораль вместо терпимости

Принципом самоуправления университеты тоже обязаны средневековью. Университет тогда создавался как государство в государстве. Для его организации необходимо было получить санкции светской и церковной властей, но в остальном в университетах царили самоуправление и демократия. Ведущие должности были выборными, принятие решений осуществлялось на общих собраниях, учёные степени присуждались коллегиально. В университеты принимали всех, независимо от социального и материального положения.

Высшая школа наделялась такой внутренней свободой потому, что городу было выгодно её существование: во-первых, она обеспечивала приток горожан, во-вторых, образованные работники делали своё дело гораздо эффективнее.

Миф о том, что женщинам не место в науке, тоже родом из Средневековья. В то время образование женщинам было недоступно, как существам, повинным в первородном грехе. Но кроме этого учёным настоятельно рекомендовалось соблюдать целибат, так как обучение, подобно богослужению, было несовместимо ни с чем имеющим отношение к женскости.

Прообразы лекций и семинаров

Две основные для университетов формы образовательной деятельности были заложены в Средние века. Средневековые школяры получали знания на лекциях и диспутах. Лекции по формату изменились мало. Они представляли собой чтение профессором научной или богословской литературы с комментариями и разъяснениями.

Чтение лекций под диктовку не поощрялось, если не было запрещено вовсе.

Изучаемые тексты были достаточно объёмными. К примеру, теологам читали Библию, медикам — труды Авиценны и Гиппократа. Перед началом занятия лектор, как правило, давал обзор трудов автора и изучаемой книги, доказывал подлинность текста. Для облегчения преподавания начали создаваться «суммы» — сборники ключевых мыслей книг с комментариями, аналоги хрестоматий.

 

Источник: medieval.berkeley.edu

Диспуты, схоластические споры, были прототипами семинаров. Диспуты строились на искусстве диалектики: на них нужно было обращать в свою пользу логические и стилистические ошибки противников, искать противоречия в их речах. Ординарные диспуты проводились еженедельно и выглядели как споры оппонентов современных дискуссионных клубов — последовательное высказывание аргументов и контраргументов к тезисам.

 

Источник: npr.org

В ходе диспута необходимо было соблюдать моральный кодекс и христианский канон. Резкие и бранные выражения предписывалось заменять нейтральными типа «недопустимо» или «не является истинным».

Тем не менее, нередко диспуты переходили в драки, иногда с применением палки — непременного атрибута студента. Возможно, с этим связано появление крылатого выражения «argumentum ad baculum» — «аргумент к палке».

Чем-то вроде современных конференций были диспуты «о чём угодно» (кводлибеты), которые могли продолжаться неделями. На них часто обсуждались темы, имеющие фривольный или злободневный политический характер. Излюбленной, к примеру, была тема «О верности проституток клирикам».

Средневековый посвят

Из Средних веков пришла и традиция причащения новобранцев к университетской жизни. Посвящение происходило через обряд инициации, который был синонимом перерождения в качестве студента. В обществе того времени инициация занимала важное место, потому что человека определяло в первую очередь сообщество, к которому он принадлежал. А принадлежность к университету была крайне почётна.

Яркий пример инициации — обряд «Сбивание рогов». Обряд символизировал прощание с деревенским невежеством. Бакалавры унижали студента-новичка, которого именовали «быком» — агрессивным и нечистым животным. Средневекового абитуриента избивали, привязывали к его голове самодельные рога, а затем обламывали их.

Встреча докторов в Парижском университете, XVI в.

Источник: Википедия

В процессе инициации новичков могли заставить есть помои, полоскать горло мочой, вырывать зубы и так далее. Заканчивалось всё действо пародией на схоластическое испытание, в котором нужно было продемонстрировать сообразительность.

Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! («Итак, будем веселиться, пока мы молоды!»)

Начиная с создания первых университетов студенчество вело подчёркнуто гедонистический образ жизни. И если члены «учёного цеха» не корпели над книгами, то непременно праздно шатались по городу или распивали вино, дискутируя о насущном.

Попойки были атрибутом учёности.

К примеру, согласно уставу Сорбонны, штрафы за поведение измерялись мерами вина, а выражение «напоить по-богословски» существовало и в Новое время. Тогда же была заложена традиция проведения пиршеств после присуждения учёной степени за счёт новоиспечённого бакалавра или магистра.

 

 

Обыденными были нападения студентов на горожан и постоянные драки друг с другом. В целях уменьшения ущерба от подобного поведения организовывались студенческие дуэли. И хотя убийства на них были очень редки, большинство участников получали серьёзные травмы и даже увечья. Агрессивное эпикурейство считалось необходимым аспектом университетского образования, а потому прощалось властями.

В Средние века возник также и архетип нищенствующего студента. Тогда преподаватели впервые стали брать гонорар за чтение лекций, больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней, покупка книг и письменных принадлежностей, форменной одежды. Большинство оплачивали также жильё и питание. Поэтому средневековый студент был в вечном поиске заработка, да и вообще любого источника существования.

Автономность и самоуправление, единство преподавания и исследования, образовательная мобильность, структурность и иерархия, особый статус учёных и традиции неформальной студенческой жизни — всё это современный университет унаследовал от средневекового. Конечно, университетская культура менялась с течением времени, но её основы остались прежними. А по демократичности современное высшее образование даже больше напоминает средневековое, чем образование последующих эпох.

Быт и нравы средневекового студенчества

 

Введение

Любая система образования  исторична, она тесно связана  с эволюцией общества. Определенной стадии развития общества, как правило, соответствует и определенная система  образования и воспитания. В каждом обществе существует свой образовательный  механизм производства новых форм жизни. 

Средние века в нашем сознании ассоциируются, прежде всего, с тремя их институтами – Церковью, Империей и Университетом. Из них два первых пришли в средние века из античности, и лишь университет рожден именно средними веками. Яркой особенностью средневековой культуры является ее письменный характер. Вместо характерного для античности просвещенного досуга (“схоле”) появляется ученый труд (“прагматейя”), вместо устной культуры – письменная. Это дает возможность транслировать знания в другие эпохи. Утверждается культ слова. Поэтому такое большое значение в средние века имеют проповеди и молитвы. Огромное значение приобретает Текст. Достичь цели, которую ставил перед собой средневековый человек, а именно постичь Бога, это значило всю жизнь читать и интерпретировать один и тот же текст, т.е. Библию. Подчинена педагогической цели и природа. Весь мир становится учебником, природа – наглядным пособием.

 
Средневековые университеты, концепция университета

Средневековый университет, несомненно, был продуктом именно западноевропейской средневековой  цивилизации. В определенном смысле его предшественниками были некоторые  учебные заведения классической древности: философская школа в  Афинах (4 в. до н. э), школа права в  Бейруте (3-6 вв.), императорский университет  в Константинополе (424 – 1453).

Для 20 – го века, как правило, университет – это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин “университет” означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. Для их обозначения применялось также слово коллегия. Эти объединения, таким образом, включали в себя людей с общими интересами и независимым правовым статусом. В Болонье, Падуе, Монпелье существовало фактически несколько университетов, но они считали себя частями одной “universitas”. Даже город называли университетом граждан (universitas civium), любой ремесленный цех. Только в 14-15вв. университет станет отдельным академическим учреждением. От университетов отличали школы. [3]

Они делились на:

генеральные, т.е. не местные, а предназначавшиеся для всех представителей наций, которые благодаря  приобретенным ученым степеням имели  право преподавать в любом  районе христианского мира.

studium universale,

studium commune,

studium solempne, т.е. обыкновенные. [2]

Чаще эти школы назывались просто Studium, изредка – Академия.

Примерно с 14-го века существует эпитет alma mater, т.е. нежная мать (термин заимствован из канонического права и литургического языка). Это во многом связано с тем, что скопление вокруг некоторых школьных центров (Болонья, Париж, Монпелье, Оксфорд, Саламанка и др.) явилось результатом стихийного паломничества во имя науки молодежи из среды горожан, мелкого рыцарства и низшего духовенства. Отсутствие элементарной безопасности и общественных служб, враждебность городских властей и местной церкви заставляли как учителей, так и учеников объединяться в эти ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права. К 14-му веку утверждается общее название – universitas scolarium et magistrorum. К этому времени складывается и концепция университета.

Университет обладал целым  рядом прав и привилегий:

право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах существовало, как правило, четыре факультета: младший – подготовительный, он же – факультет семи свободных искусств, артистический, художественный, философский; старшие – медицинский, юридический, теологический.

право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.

право обладателя степени  из одной школы преподавать в  любом другом университете без дополнительных экзаменов (ius ubique docendi).

особая подсудность для  школяров по выбору или перед учителями  или местным епископом вместо общей подсудности городским  судьям.

право издавать свои законы, статуты и распоряжения, регламентирующие оплату труда преподавателям, приемы и методы обучения, дисциплинарные нормы, порядок проведения экзаменов  и т.д. [6]

Были и другие привилегии, носившие в основном местный характер. Таким образом, перед нами, по сути, идея “ученого цеха”. Везде стало  складываться общее обозначение “studentes”: так именовались не только учащиеся, но все, кто “штудирует”, т.е. посвящает себя научным занятиям, учителя и ученики.

Таким образом, эти ассоциации организовывались по образцу ремесленных  и купеческих гильдий и стремились добиться корпоративности, т.е. утвержденного  высшей властью права иметь общую  собственность, избираемых должностных  лиц, составленные самими членами ассоциации статуты, печать, собственный суд. Борьба за эти права тянулась долго и  новое слово “университет” вызывало такую же неприязнь, как слово “коммуна”.

 

 

Возникновение университетов

В общей массе средневековых  университетов выделяются так называемые “материнские”. Это – университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. По мнению некоторых исследователей, это были своего рода факелоносцы и остальные университеты лишь подражали им. Особенно подражали Парижскому университету, который даже прозвали в средние века “Синаем учености”. [7] Таким образом, выражение “материнские университеты” имеет два значения:

это были первые по времени  университеты,

на новые учебные заведения  после провозглашения их университетами автоматически переходили завоеванные  материнскими права и привилегии.

По мнению отдельных исследователей “самым ранним университетом средневековой  Европы” был Салернский. Он развивался на основе древнейшей Салернской медицинской школы, первое упоминание о которой относится к 197 г. до н.э. В период существования римской империи небольшой городок Салерн в глубине Пестанского залива в Кампании был своеобразны курортом. В 9в. Он был столицей лангобардского королевства, а с 11 века стал резиденцией норманнского герцога Робера Гюискара. Существовавшая здесь “Гиппократова община” (civitas Hippocratica) хранила и развивала лучшее из античного медицинского наследия.

Первым европейским университетом  традиционно считается Болонский  университет, возникший на основе Болонской  юридической школы. Годом ее основания  называют 1088 год. Основателем считается  знаменитый правовед того времени Ирнерий, впервые ставший в широкой аудитории читать римское право. Это имело принципиальное значение для тогдашней Европы, где широко распространялся новый тип города – феодальный. Торговля и ремесла нуждались в правовом обосновании своего существования. Именно римское право является универсальным и уже в этом смысле подходило для интегрирующейся христианской Европы. Лекции Ирнерия оказались очень популярны и к нему стали стекаться ученики со всех концов Европы.

Но подлинный рост значения Болонской школы начинается с  середины 12 века. В 1158 году германский император Фридрих I Барбаросса захватил один их самых богатых городов  Ломбардии г. Милан и созвал на Ронкальском поле (на р. По, между Пьяченцей и Пармой) сейм с целью навязать североитальянским городам новый порядок управления. В благодарность за помощь со стороны болонских профессоров в этом же году он издал закон, по которому:

брал под свое покровительство  тех, кто “путешествует ради научных  занятий, в особенности преподавателей божественного и священного права”;

болонские школяры освобождались  от круговой поруки в уплате налогов  и от подчинения городским судам  Болоньи. [2]

Эти привилегии усилили приток слушателей. По свидетельствам современников  к началу 13 века в Болонье обучалось  до 10 тысяч человек со всей Европы. У знаменитого болонского профессора Ацо будто было так много слушателей, что приходилось читать лекции на площади. Здесь были представлены почти все языки Европы. Школа стала называться генеральной. Именно в Болонье впервые стали появляться так называемые нации (землячества).

Иной тип объединения  представлен Парижским университетом. Здесь объединение начали не школяры, а преподаватели. Но это были не простые  преподаватели, а студенты старших  факультетов, успевшие закончить подготовительный факультет. Они являлись одновременно магистрами семи свободных искусств и студентами. Естественно, что они  начали противопоставлять себя другим преподавателям, школярам – подготовишкам и горожанам, требовать определения своего статуса. Новый университет развивался бурно, Объединение с другими факультетами происходило постепенно. Могущество университета выросло в ожесточенной борьбе с духовными и светскими властями. Основание университета датируют 1200 годом, когда вышли указ французского короля и булла папы Иннокентия III, освобождавшие университет от подчинения светской власти. В 13 веке возникает и Оксфордский университет. Как и Парижский университет, он возникает после массы конфликтов с городскими и церковными властями. После одной из таких стычек в 1209 году студенты в знак протеста ушли в Кембридж и там возник новый университет. Эти два университета настолько тесно связаны друг с другом, что часто объединяются под общим названием “Оксбридж”. Здесь в меньшей степени были представлены богословские проблемы, зато гораздо большее внимание уделялось естественным наукам. Особенностью Оксбриджа является и наличие так называемых колледжей (от слова “коллегия”), где студенты не только учились, но и жили. Образование в общежитиях привело к появлению такого феномена децентрализованного университета. [1]

Гордостью Испании является университет в Саламанке (1227г). Об основании его окончательно было заявлено в грамоте короля Альфонса X в 1243 году.

Много университетов появилось  в 14-15 вв.:

1347г. – Пражский.

1364г. – Краковский.

1365г. – Венский.

1386г. – Гейдельбергский.

1409г. – Лейпцигский.

К 1500 году в Европе существовало уже 80 университетов, численность которых  была самая разная. В парижском университете в середине 14 века обучалось около трех тысяч человек, в пражском к концу 14 века – 4 тысячи, в краковском – 904 человека. [1]

 

 

 

Учебный процесс в средневековом университете

В средние века не было отделения  высшего образования от среднего, поэтому в университетах и  существовали младший и старшие  факультеты

Вслед за изучением латыни в начальной школе школяр в 15-16, а иногда даже в 12-13 лет зачислялся в университет на подготовительный факультет. Там он штудировал “семь свободных искусств” заключавшиеся в двух циклах – “тривиум” (“перекресток трех путей знаний”: грамматика, риторика, диалектика) и “квадривиум” (“перекресток четырех путей знания”: музыка, арифметика, геометрия, астрономия). [4] Только лишь после этого изучения “философии” давалось право устраиваться на старшие факультеты: юридический, медицинский, богословский.

Вот пример подготовительного  факультета и процесс обучения на нем.

Учебные занятия в университете были рассчитаны на весь учебный год. Разделение на полугодия или семестры появляется лишь к концу средневековья  в германских университетах. Правда, учебный год делился на две  неравных части: большой ординарный учебный период с октября, а иногда с середины сентября и до Пасхи, а  также малый ординарный учебный  период с Пасхи и до конца июня. Учебный план, однако, составлялся  на весь учебный год.

Основных форм преподавания было три.

Лекции – полное, регулярное изложение учебной темы, по программе, прописанной в статутах, в определенные часы. Эти лекции разделялись на ординарные (обязательные) и экстраординарные (дополнительные). Это происходило потому, что в средние века школяры не прослушивали курс конкретной науки, скажем, курс философии или римского права и т.п. Тогда было принято заявлять, что некий преподаватель читает или некий студент слушает такую-то книгу. Одни книги почитались более существенными и непременными (ординарными) для учащегося, другие – менее значительными и необязательными (экстраординарными). Различие лекций определило и деление преподавателей на ординарных и экстраординарных. Ординарные лекции, как правило, читались в утренние часы (с рассвета и до 9 часов утра), как более удобные и рассчитанные на более свежие силы слушателей. Экстраординарные лекции назначались на послеобеденные часы (с 6 до 10 часов вечера). Длительность лекции составляла 1 – 2 часа. [5]

Начало лекции преподаватель  предварял кратким вступлением. В нем он назначал характер работы над книгой и не брезговал саморекламой. Главной задачей преподавателя  являлось сличение различных вариантов  текстов и предоставление необходимых  разъяснений к ним. Согласно статутам, студентам запрещалось испрашивать повторения или неспешного чтения.

Обучающиеся были обязаны  являться на лекции с книгами. Это  происходило за тем, чтобы вынудить всякого слушателя самому непосредственно  познакомиться с текстом. В то время книги были очень дорогими, поэтому школяры брали их в  пользование напрокат. Уже в 13 веке университеты начали собирать рукописи, копировать их и организовывать свои собственные образцовые тексты. Аудиторий в современном смысле слова долгое время не существовало. Каждый преподаватель читал лекции определенному кругу своих учеников в любом наемном помещении или у себя дома.

Repetitio – это детальное истолкование отдельно взятого текста с различных сторон, с учетом всевозможных сомнений, возражений и противоречий. Еще одной формой было повторение части прочитанного. Одновременно готовились к диспутам.

Одной из самых распространенных форм преподавания был диспут. Руководство  университетов придавало им очень  большое значение. Именно диспуты  должны были научить школяров искусству  спора, защите приобретенных знаний. В них на первое место выдвигалась  диалектика.

Самым распространенным методом  проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые  должны были стать предметом спора, затем в течение нескольких дней собирал со школяров все “за” и “против”. Самым любопытным и  самым торжественным был проходивший  на подготовительном факультете диспут “о чем угодно”. Темы диспутов были самые разнообразные. [1]

После окончания учебы  студент сдавал экзамен. Его принимала  группа магистров от каждой нации  во главе с деканом. Студент должен доказать, что читал рекомендованные  книги и участвовал в положенном количестве диспутов (6 у своего магистра и 3 общеуниверситетских). Интересовались здесь и поведением школяра. Затем  его допускали к публичному диспуту, на котором полагалось ответить на все вопросы. Наградой была первая степень  бакалавра. Два года бакалавр ассистировал магистру и получал “право на преподавание”, становясь “лиценциатом”. Спустя полгода он становился магистром  и должен был прочесть торжественную  лекцию перед бакалаврами и магистрами, дать клятву, устроить пир.

Средние века: факты, рабочие листы, события, культура и традиции для детей

Рабочие листы /Обществознание /Всемирная история /Средневековье Факты и рабочие листы

Премиум

Не готовы приобрести подписку? Нажмите, чтобы загрузить бесплатную пробную версию   Загрузить образец

Содержание

В европейской истории Средневековье , или Средневековый период, длился с 5 по 15 века. Он начался с крахом Западной Римской империи и слился с Ренессансом и Эпохой географических открытий.

Дополнительную информацию о Средневековье см. в файле фактов ниже или, в качестве альтернативы, вы можете загрузить наш 21-страничный пакет рабочих листов по средневековью для использования в классе или дома.

Основные факты и информация

КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Средневековье относится к периоду в истории Европы с 400 по 1500 год нашей эры. Это произошло между падением Римской империи и эпохой Возрождения.
  • Историки обычно делят Средневековье на три меньших периода, называемых Ранним Средневековьем, Высшим Средневековьем и Поздним Средневековьем.
  • В эпоху Возрождения ученые и мыслители стали называть предшествующую эпоху Средними веками, так как она разделяла культуру Древнего Рима и Греции и Возрождение. Некоторые называют ранний период Темными веками, когда Европа была захвачена византийцами и арабами.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И ИНСТИТУТЫ

  • В период Средневековья католическая церковь стала самым доминирующим и могущественным институтом в Европе, оказывающим влияние на монархов. Одним из примеров было то, что папа Лев III назвал Карла Великого императором Священной Римской империи в 800 году нашей эры. Более того, именно католическая церковь организовала военные экспедиции в Иерусалим, широко известные как Крестовые походы, в конце 11 века.
  • В 1095 году Папа Урбан II призвал всех христиан Европы изгнать мусульман (неверных) со Святой Земли. Периодические крестовые походы продолжались до конца 15 века, которые принесли европейскую культуру в Иерусалим и мусульманскую культуру в Европу.
  • Средние века характеризовались феодальной системой в большей части Европы. Эта система состояла из королей, лордов, рыцарей, вассалов и крестьян. Люди, которые были частью церкви, также играли важную роль. Когда человек рождался в определенной группе, он редко переходил на другой уровень.
  • В Средние века феодальное общество работало, так как король даровал обширные земли, называемые ленами, дворянам и епископам. Эти землевладельцы нуждались в крестьянах, чтобы сажать и собирать урожай на их землях. Взамен крестьянам разрешалось жить на земле под защитой местных лордов в случае вторжения.
  • Усадьбы состояли из больших замков, окруженных небольшими деревнями и местной церковью. В этот период около 90% населения работало на земле в качестве крестьян или крепостных. Лорды и бароны приносили клятву верности королю.
  • В этот период также возникли группы ремесленников, называемые гильдиями. Каждая гильдия имела специальности и могла продвигаться по социальной лестнице благодаря упорному труду. Некоторыми примерами были гильдии ткачей, красильщиков, оружейников, художников, каменщиков, бухгалтеров, пекарей и свечников. У них были четко определенные должности, включая учеников, подмастерьев и мастеров. Несмотря на то, что в этот период они были квалифицированными рабочими, женщинам не разрешалось вступать в свои собственные гильдии или создавать их.
  • Большая часть местной экономики находилась под влиянием гильдии торговцев, поскольку они контролировали поток торговли.
    Прежде чем подмастерье сможет стать мастером, ему нужно создать шедевр, который будет одобрен мастерами гильдии.

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ

  • Помимо крестовых походов, Черная смерть, распространившаяся по Европе между 1347 и 1350 годами, вызвала огромное сокращение населения. Бубонная чума была вызвана блохами на крысах, которые убили по крайней мере одну треть людей в Европе. Были случаи, когда чума полностью уничтожала небольшие деревни и города.
  • С 1337 по 1453 год между Англией и Францией велась прерывистая серия сражений, известная как Столетняя война. Конфликт начался, когда король Англии Эдуард III заявил, что он является законным монархом Франции, в то время как другие причины включали споры о торговле, земельном контроле и союзах.
  • В 1215 году король Англии Джон, брат Ричарда Львиное Сердце, насильно подписал Великую хартию вольностей, в которой говорилось, что король не выше закона страны. Подписав документ, король Англии был обязан вести справедливое правительство и защищать права людей.
  • В 1066 году Эдуард Исповедник, король Англии, умер, не оставив наследника. В результате на трон претендовали три короля, включая короля Норвегии Харальда Хардрада, графа Англии Гарольда Годвинсона и герцога Нормандии Вильгельма. Спор закончился битвой при Гастингсе, в результате которой был убит король Гарольд и коронован Вильгельм как новый король.
  • С 718 по 1492 год христианские королевства в Европе и мусульманские мавры вели серию войн за контроль над Пиренейским полуостровом. Реконкиста закончилась только в 149 г.2 после того, как король Фердинанд Арагонский и королева Изабелла Кастильская отвоевали Гренаду у мавров.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА

  • Великое проявление церкви в Средние века было видно через искусство и архитектуру. Церковные постройки, включая соборы и монастыри, были построены в романском стиле (13–15 вв.) с округлыми каменными арками и цилиндрическими сводами.
  • К 1200 году готический стиль в архитектуре был замечен в соборах, таких как церковь аббатства Сен-Дени во Франции, для которой характерны огромные витражи и стрельчатые своды и арки. Помимо строительных конструкций, в церковных интерьерах преобладали религиозные фрески и мозаики.
  • Большинство форм искусства этого периода находились под влиянием византийского, романского и готического стилей. Темы в скульптуре, живописи, работе с металлом, гравюре, рукописях и окнах часто изображали католические предметы и фигуры. Среди художников были Донателло, Джотто, Лоренцетти и ди Джузеппе.
  • Кроме того, монахи и священнослужители часто писали литературу на темы о боге в форме гимнов и песен. Среди самых известных произведений этого периода — «Беовульф», «Кентерберийские рассказы», ​​«Божественная комедия», «Декамерон» и «Гимн Кэдмона».

Рабочие листы Средневековья

Это фантастический комплект, который включает в себя все, что вам нужно знать о Средневековье, на 21 подробной странице. Это готовых к использованию рабочих листов по средневековью, которые идеально подходят для обучения студентов средневековью или периоду Средневековья, который длился с 5 по 15 века. Он начался с крахом Западной Римской империи и слился с Ренессансом и Эпохой географических открытий.

Полный список рабочих листов

  • Факты средневековья
  • Феодальная система
  • Акт рыцарства
  • Средневековые технологии
  • Черная смерть
  • О средневековье
  • La Danse Macab re
  • Крестовые походы
  • Крестьянская жизнь
  • Золотой век ислама
  • Периоды истории

После заполнения этих рабочих листов учащиеся смогут:

  • Иметь четкое представление об истории средневековья и ее важности.
  • Пройдите ряд тестов и заполните пустые задания, чтобы проверить свои знания по предмету.
  • Поймите теории о том, как общество развивалось в течение этого ключевого периода времени.
  • Иметь представление о технологических достижениях того периода и о том, как они влияют на нас сегодня.
  • Понимание фактов и вымыслов на основе исследований.
  • Поделитесь мыслями и высказываниями о том, что они изучили.
  • Понимать хронологию и временные рамки и использовать даты для определения других известных периодов времени.
  • Разрабатываются несколько основных навыков грамотности, которые составляют основу этого пакета учебных листов.

Ссылка/цитирование этой страницы

Если вы ссылаетесь на какой-либо контент этой страницы на своем собственном веб-сайте, используйте приведенный ниже код, чтобы указать эту страницу как первоисточник.

Средневековье: факты и рабочие листы: https://kidskonnect. com — KidsKonnect, 6 февраля 2019 г.

Ссылка появится в виде фактов и рабочих листов о средневековье: https://kidskonnect.com – KidsKonnect, 6 февраля 2019 г.

Используйте с любой учебной программой

Эти рабочие листы были специально разработаны для использования с любой международной учебной программой. Вы можете использовать эти рабочие листы как есть или отредактировать их с помощью Google Slides, чтобы сделать их более конкретными для ваших собственных уровней способностей учащихся и стандартов учебной программы.

12 причудливых средневековых трендов | Live Science

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

(Изображение предоставлено: Все об истории)

Каждое время имеет тенденцию оглядываться на старшие поколения и судить об обычаях, верованиях и традициях того времени. Однако будет справедливо сказать, что мало найдется периодов в истории, к которым мы относимся так же странно, как к Средним векам.

Средневековье было неудачным временем для рождения, и все согласны с тем, что люди были бедны, еда была скучной, все было грязным, и для подавляющего большинства население мёрзло, как мухи. Чего мы не слышим, так это того, что люди создали некоторые из самых странных, причудливых, веселых и поразительных тенденций в истории человечества. Давайте потратим немного времени, чтобы охватить средневековый период и все его привлекательные эксцентричности.

Связанный: 10 величайших мифов о средневековых пытках

1. Суд над животными

(Изображение предоставлено журналом All About History)

Жизнь в средневековые времена могла быть тяжелой, и это относилось не только к людям. Как и их двуногие владельцы, всевозможные животные, от домашнего скота до насекомых, привлекались к суду, если подозревались в нарушении закона. Имеются записи по меньшей мере о 85 судебных процессах над животными, имевших место в Средние века, и рассказы варьируются от трагических до абсурдных, как описано в книге Э. П. Эванса «Уголовное преследование и смертная казнь над животными» (Е. П. Даттон и Компания, 1906).

Безусловно, самыми серийными преступниками были свиньи, обвиняемые и осужденные за отгрызание частей тела и даже поедание детей. Большинство из них были признаны виновными и приговорены к смертной казни через повешение или сожжение на костре. В 1386 году осужденную свинью для казни одели в жилетку, перчатки, панталоны и человеческую маску.

Однако не только свиньи почувствовали жало закона. В 1474 году суд признал петуха виновным в «противоестественном преступлении» — яйцекладке; нежелательные крысы часто получали письмо в резкой форме с просьбой покинуть помещение; и, как ни странно, в Марселе в 159 г. состоялся суд над дельфинами.6. 

Однако не все испытания заканчивались жестокостью. Одна ослица, оказавшаяся жертвой нежелательных сексуальных домогательств, была объявлена ​​невиновной после настоятельной рекомендации настоятеля монастыря, объявившего ее добродетельным и хорошо воспитанным животным.

(Изображение предоставлено журналом All About History)

2. Невероятная мужская мода

Одежда была очень важна для средневековой элиты, так как это был способ продемонстрировать свое богатство и общее превосходство над бедняками. Из-за этого по Европе прокатились различные необычные модные тенденции, такие как длинные остроносые туфли для мужчин, как описано в книге Пэм Крэбтри «Энциклопедия общества и культуры в средневековом мире» (Facts of File, 2008). Чем длиннее была обувь, тем выше был достаток владельца и, следовательно, его социальный статус. Некоторые туфли были настолько длинными, что их приходилось укреплять китовым усом.

Мужчины конца 14-го века стремились продемонстрировать свое тело в дерзкой и открытой одежде и носили опасно короткие туники с колготками. За этой тенденцией последовал гульфик — мешочек, прикрепляемый к передней части мужских брюк, форма и подкладка которого подчеркивали их мужественность.

Похожие: Высокая цена моды: как каблуки вредят телу Согласно книге Конора Маккарти «Брак в средневековой Англии» (The Boydell Press, 2004), это было редко по любви, а скорее для политической и социальной выгоды. И женщины, как почти во всех аспектах средневековой жизни, не имели права голоса. На самом деле мужчины и женщины считались готовыми к браку, как только их тела достигали половой зрелости, в возрасте 12 лет для девочек и 14 лет для мальчиков.

Однако церемония бракосочетания в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, была совсем другой. Начнем с того, что формальная церемония проводилась намного позже, и парам не требовалось разрешение на вступление в брак. Они могли сделать это в считанные мгновения, произнеся согласие, что привело к бракам на улице, в пабе или даже в постели. Это означало, что стало довольно трудно доказать, что люди действительно женаты, поэтому в 12 веке это было объявлено священным таинством, которое должен соблюдать Бог.

И нужно было соблюдать не только брак. Завершение, особенно среди молодоженов из высшего сословия, было далеко не частным. Для невесты не было ничего необычного в том, что ее семья несла ее в постель. Акт «постельного белья» считался не интимным моментом, а скорее актом вклада в союз, который требовал наблюдения свидетелей. Некоторые пары избавлялись от румянца благодаря роскоши полога на кровати, но это касалось не всех, и наблюдатели вместо этого ждали по комнате, пока действие не будет «завершено».

4. Куртуазная любовь

(Изображение предоставлено журналом All About History)

Как уже упоминалось, большинство средневековых браков высшего сословия часто были шелухой без любви, предназначенной исключительно для финансовой и социальной выгоды. Поэтому, чтобы не броситься в ближайшее болото, средневековые вельможи исполняли свои романтические желания в «придворной любви».

Неудивительно, что куртуазная любовь, предпринятая членами двора, позволяла лордам и дамам практиковать элементы любви независимо от их семейного положения, объясняет Памела Портер в своей книге «Куртуазная любовь в средневековых рукописях». Это включало в себя рискованные действия: танцы, хихиканье и даже держание за руки. Секс, однако, был строго запрещен и предназначался только для супруга. Куртуазная любовь была настолько популярна, что был составлен список правил, в том числе: «Брак — не настоящее оправдание для того, чтобы не любить».

Похожие: 13 научно доказанных признаков того, что вы влюблены их споры. Вместо того, чтобы просто спорить, как любая нормальная пара, они вышли на ринг. Судебный поединок был популярным способом решения разногласий, а когда муж и жена дрались, существовали причудливые ограничения, например, муж должен был стоять в яме, заложив руку за спину, а жена бегала с мешком, наполненным горные породы.

Похожие: 6 научных советов для успешного замужества

(Изображение предоставлено журналом All About History)

Средневековье, согласно книге Маргарет Шаус «Женщины и пол в средневековой Европе: энциклопедия» (Routledge, 2006).

Поскольку лоб считался центральной точкой лица, женщины удаляли ресницы и брови, чтобы подчеркнуть его. Некоторые были настолько увлечены этим, что выщипывали свои волосы, чтобы добиться идеально овального лысого лица.

7. Прекрасная смерть

(Изображение предоставлено журналом «Все о истории») человек стали жертвами Черной смерти. В результате в моду вошло направление, известное как «ars moriendi» или «искусство умирать».

Идея заключалась в том, чтобы умереть хорошей христианской смертью, согласно книге Аустры Рейнис под названием «Реформирование искусства умирания» (Ashgate, 2007). Смерть должна быть запланированной и мирной. Просто чтобы добавить еще больше стресса, когда вы собираетесь открыть свои сабо, умирающий должен, подобно Христу, принять свою судьбу без отчаяния, неверия, нетерпения, гордости или алчности. Умереть хорошо было особенно популярно среди духовенства, что привело к появлению многих печально известных средневековых картин монахов и святых людей, принимающих свои жестокие убийства со спокойной безмятежностью. 98. Футбол без правил к «Истории футбола» Монтегю Ширмана (Longmans, Green, and Co., 1901).

То, что мы сегодня называем футболом (или футболом, как его называют за пределами США), было жестоким, хаотичным и даже смертельным. В нем участвовало бесконечное количество игроков, могли участвовать целые деревни, и часто били не по мячу, а по команде соперника. В одной книге правил «Масленичного футбола» указано, что для выигрыша можно использовать любые средства, кроме настоящего убийства. В 1314 году король Эдуард II решил, что с этого достаточно, и запретил игру, издав указ «под страхом тюремного заключения, чтобы такие игры использовались в городе в будущем». Очевидно, он был больше фанатом гольфа.

9. Единороги и Иисус

(Изображение предоставлено журналом All About History)

Если средневековые люди любили две вещи, то это были мифология и религия, и эти две вещи часто сочетались очень своеобразным образом. Согласно «Книге зверей: Бестиарий в средневековом мире» (Музей Дж. Пола Гетти, 2019 г.) Элизабет Моррисон.

Средневековые люди увлеклись этой идеей, и единорог, или что-то, что они считали единорогом, неоднократно возникало в религиозном средневековом искусстве. Поскольку только невинным девушкам разрешалось прикасаться к единорогам, единорог также использовался как странно неудобная аллегория Христа, входящего в утробу его матери.

10. Шуты

(Изображение предоставлено журналом All About History)

Быть шутом в средние века может показаться ужасной судьбой — в конце концов, их шляпы были смоделированы по образцу ослиных ушей. Но шутам также были предоставлены уникальные привилегии, согласно книге Беатрис К. Отто «Дураки повсюду: придворный шут во всем мире» (University of Chicago Press, 2007).

Поскольку все, что исходило из их уст, согласно королевскому указу, должно было восприниматься как «шутка», они могли безнаказанно клеветать на лордов и придворных дам и высказывать свои политические взгляды в то время, когда это было строго запрещено. . Быть забавным выгодно даже при средневековом дворе.

11. Петухи в шлеме

(Изображение предоставлено журналом All About History)

Если вы были бедным человеком в средние века, еда по большей части была скучной, скучной и однообразной. Однако для богатых не было ничего запретного, как объясняется в книге Теренса Скалли «Искусство кулинарии в средние века» (BOYE6, 2005). Им нравилось обедать лебедями, а в качестве подпитки — бобровым хвостом.

Тем не менее, они перегрызли так много животных, что были вынуждены создавать новых и более причудливых. Фаворитом стола был петух в шлеме, приготовленный путем сшивания петуха так, чтобы казалось, что он едет верхом на свинье.

Связанный: Poop Sausage to Pee Drinks: 7 Gross ‘Human Foods’

12. Праздник дураков

(Изображение предоставлено журналом All About History)

Многие люди средневековой Европы объединились на начало января, чтобы отпраздновать Праздник дураков. Это эклектичное событие, как и большинство христианских фестивалей, было вдохновлено языческим праздником — сатурналиями — и перевернуло статус-кво с ног на голову, согласно «Священной глупости: новая история праздника дураков» (Cornell University Press, 2011) автора Макс Харрис. Высшие уважаемые чиновники поменялись местами с низшими, служанки стали господами, а король бесчинства был коронован.

Хотя первоначально предполагалось, что праздник будет проходить только в священных залах церквей, простые люди взяли на себя празднование. Были парады, комические представления, костюмы, переодевание в одежду другого пола, похабные песни и, конечно же, пьянство.

Связанный: Вот сколько алкоголя разрешено пить в 19 странах церкви, и на протяжении всей службы прихожане заменяли «аминь» на «хи-ха».

Учитывая, что праздник проходил в сверхстрогой христианской средневековой Европе, впечатляет, что он просуществовал так долго. Однако со временем правила ужесточились, некоторые действия были запрещены, а последний гвоздь в крышку гроба веселья вбила протестантская реформация, которая осудила все забавные излишества.

Дополнительные ресурсы:

  • Галерея: Поразительные богатства средневековой Африки
  • 9 Библейские теории, домыслы и другие ереси
  • 7 причудливых древних культур, о которых забыла история

(Изображение предоставлено Future)

Будьте в курсе последних научных новостей, подписавшись на нашу рассылку Essentials.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *