История тьюторства – Межрегиональная тьюторская ассоциация
Историческая справка:
- Тьютор (от англ. tutor) означает «домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун».
- Тьюторство как одна из институционализированных форм наставничества возникло в первых Британских университетах: Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.)
- В дореволюционной России в связи с немецкой моделью университетского образования нашло применение только в домашнем обучении
Тьютор– (от лат. tutorem– наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего студента в занятиях» фиксируется в источниках с 1580 года. Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился в конце XIV века в классических английских университетах (в Оксфорде и несколько позднее в Кембридже). С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным студентом.
История тьюторства в России:
1989-1990 гг. – проект факультета тьюторства в Школе Культурной Политики (П.Г. Щедровицкий), г.Москва.
1991 г. – создание первой тьюторской группы в школе «Эврика-развитие» (науч.рук. Т.М.Ковалева), г.Томск.
1996-2013 гг., 2016 г. – Всероссийские научно-практические тьюторские конференции (г.Томск).
2007 г. – создание Межрегиональной тьюторской ассоциации.
2008 г. – введение профессии «тьютор» в реестр профессий, в номенклатуру должностей.
с 2008 г. – международные тьюторские конференции в Москве.
2010 г. – открытие магистерской программы подготовки тьюторов (МПГУ).
2011-2017 гг. – разработка корпоративного стандарта профессиональной тьюторской деятельности.
2012 г. – концепт тьюторской модели образования стал одним из победителей конкурса «Школа Сколково».
2012-2015 гг. – Проект «Разработка системы оценки качества условий индивидуализации образования», ФИП МОиН РФ.
2012 г. – ПЕРВЫЙ Летний университет тьюторства в г. Геленджике.
2013 г. – программа подготовки экспертов в сфере индивидуализации и тьюторства по корпоративным стандартам МТА.
2015 г. – открытие кафедры индивидуализации и тьюторства (МПГУ)
2015 г. – совместно с АНО ДПО “ПрЭСТО” проведение первого Всероссийского конкурса «Тьютор года».
2016 г. – заключен договор о сотрудничестве с Международной ассоциацией организаций финансово-экономического образования – Тьютор финансовой грамотности.
2017 г. – утверждён профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» включивший в себя обобщенную трудовую функцию “Тьюторское сопровождение обучающихся”
2017 г. – МТА выиграла Президентский грант на реализацию проекта “Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства”.
2017 г. – совместно с АНО ДПО “ПрЭСТО” проведение второго Всероссийского конкурса «Тьютор года».
2018 г. – первая магистратура по Тьюторству в России переезжает из МПГУ (Московский Государственный Педагогический Университет) в МГПУ (Московский Городской Педагогический Университет).
2018 г. – ЛУТ в Санкт-Петербурге.
2019 г. – МТА выиграла Президентский грант на реализацию проекта “Тьюторский хакатон: площадка для разработки и апробации технологий индивидуализации и персонализации образования”.
2019 г. – совместно с АНО ДПО “ПрЭСТО” проведение третьего Всероссийского конкурса «Тьютор года».
2019 г. – ЛУТ в Томске.
2020 г. – МТА выиграла Президентский грант на реализацию проекта “Навыки самообразования” – интенсивный учебный курс подготовки тьюторов.
2020 г. – ЛУТ в Геленджике.
2021 г. – принят Этический кодекс тьютора Правлением МТА и директоратом АНО ДПО “ПрЭСТО”.
2021 г. – ЛУТ в Ижевске.
2022 г. – IV Всероссийский конкурс “Тьютор года”
2022 г. – ЛУТ «Экосистема тьюторства в РФ: специализация, разделение труда и сетевое взаимодействие».
Формат: онлайн, оффлайн, гибридный, очный. Карта тьюторских мест.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
Цели и задачи тьютораЦель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
Задачи тьютора:
1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе.
-
Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство).
-
Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.
-
Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.
-
Обеспечить ребенку особый школьный режим.
-
Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.
2. Обеспечить социализацию ребенка.
-
Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.
-
Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.
3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы.
-
Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.
-
Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.
-
Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.
-
Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.
Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня
-
Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.
-
Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.
-
Ведет дневник наблюдений.
-
Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.
Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.
Коммуникация со школой
Тьютор или предоставляется школой по решению ПМПК и является членом ее коллектива, или нанимается родителями. Тогда образовательное учреждение заключает с ним договор о волонтерской работе.
Чтобы дети с ограниченными возможностями могли успешно участвовать и реализовываться в учебном процессе, тьютору необходимо соблюдать следующие принципы коммуникации со школой
1. Открытость. Согласованный с учителем выход за рамки стандартной программы и использование всех культурно-социальных ресурсов, включая музеи, дома науки и творчества и т.п.
2. Вариативность. Использование всех имеющихся ресурсов школы (кружки, секции, библиотека, доолнительные занятия) и создание новых: «Комната тишины» для детей с РАС, «Комната с батутом» для гиперактивных школьников.
3. Непрерывность. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют постоянного последовательного сопровождения в школе на всех возрастных этапах, но с изменением содержания работы. Первый класс — сопровождение на всех уроках и переменах. Далее, в зависимости от успехов ребенка — помощь на письменных предметах, в решении конфликтных ситуаций в классе. В старшей школе —участие в подготовке учебно-исследовательских проектов и в профориентации.
4. Индивидуальный подход. Выбор наиболее удобных форм, темпов и способов обучения. Единая система коммуникации тьютора и учителя с учеником в зависимости от его ведущей системы восприятия: визуальной, аудиальной, кинестетической. Например, ребенок с проблемой мелкой моторики пишет на доске пример не мелом, а губкой и решает до того, как вода высохнет.
5. Индивидуализация. Совместное с учителем принятие и следование индивидуальным приоритетам ребенка. Обучение тому, что именно сейчас для этого ребенка наиболее важно. Так на уроке географии все дети зачитывают доклады о природе Севера, а «особый» ребенок показывает подборку ярких видеосюжетов о народных традициях региона. Или при сильной антипатии ребенка и учителя-предметника тьютор предлагает дистанционный вариант.
Еще не все учителя психологически готовы принять тьютора. У одних присутствие на уроках другого специалиста подсознательно вызывает негативные эмоции. Другие контактирую с «особым» учеником исключительно через тьютора. Но стоит учителю осознать, что тьютор — это дополнительный профессиональный ресурс и партнер, как начинается процесс взаимодействия.
Ставятся общие образовательные цели и задачи с учетом харатера ребенка и его поведенческих реакций. Намечаются пути преодоления трудностей. Решаются технические задачи: на каком уроке тьютор нужен, на каком нет. Или когда тьютор может на несколько уроков оставить подопечного и поработать в другом классе (если у специалиста несколько тьюторантов). В итоге, эффективно сотрудничая с учителем и формируя у ребенка понимание о главной роли учителя в обучении, тьютор становится связующим звеном между учеником и школой.
Если с ребенком трудно
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.
Купить
Коммуникация с родителями.
-
Помогает осознать и принять индивидуальность ребенка и на ее основе выбрать индивидуальную учебную стратегию.
-
Вместе с родителями развивает положительное отношение ребенка к самому себе, уверенность в своих силах.
-
Рассказывает родителям, как прошел учебный день, с какими трудностями столкнулся ребенок и как их преодолел.
-
Обсуждает с родителями свои записи в дневнике наблюдений.
-
Вместе с родителями контролирует выполнение домашних заданий.
-
Организует совместное посещение (ребенок-тьютор-родитель) индивидуальных корреционных занятий у психолога и дефектолога.
-
Вместе с родителями консультируется у учителей-предметников.
-
Знакомит родителей с одноклассниками ребенка.
-
Помогает наладить общение с родительским коллективом класса.
Тьютор встречает ребенка в школе, помогает раздеться, ведет на урок
На уроке
-
Привлекает внимание к учителю: «Смотри На Анну Ивановну». «Слушай». «Смотри на доску». «Открой учебник». «Напиши слово…».
-
Использует письмо «рука в руке».
-
Дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на новое задание. Выбирает для выполнения более доступные задания.
-
Следит за физическим и эмоциональным состоянием: применяет точечный массаж пальцев, мочек ушей, выводит в игровую комнату и там проводит занятие адаптивного ФК.
На переменах
-
Наблюдает за общением детей и подключает к нему тьюторанта.
-
Во время общения с одноклассниками учит ребенка строить диалог, обращаться с просьбой, благодарить.
-
Помогает ребенку решать конфликты.
-
Отвечает на нетактичные вопросы детей, используя алгоритм: «Когда он был маленьким, то заболел…. Ему трудно (что трудно)….А в остальном Саша такой же как и все. Он любит….Ему нравится….Ему интересно…»
-
Главное для тьютора — иметь доверительные и эмоциональные отношенй с тьюторантом, быть его проводником, защитником, помощником, выразителем желаний.
-
В результате тьюторского сопровождения в инклюзивном образовании у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы.
Дети включаются в школьную жизнь и успешно проходят образовательный маршрут. Значит, профессия «тьютор» выполняет свою миссию.
Смотрите также:
- Физкультура для детей с ОВЗ
- Категории детей с ОВЗ
- Инклюзивное образование в России: вопросы и ответы
репетитор | значение слова tutor в Longman Dictionary of Contemporary English
Из Longman Dictionary of Contemporary English Похожие темы: Education, Collegetutortu‧tor1 /ˈtjuːtə $ ˈtuːtər/ ●●○ существительное [исчисляемое]
1 SETEACHкто-то, кто дает частные уроки одному студенту или небольшой группе и оплачивается непосредственно ими
Детей обучали дома несколько наставников. ► см. тезаурус у учителя2 Преподаватель SECa в британском университете или колледже → учебник
Она была моим репетитором в Дареме. Примеры от Корпустутора • Регулярная программа обучения совместно спланирована консультантами по обучению взрослых и старшими логопедами. • Программа, которую проводил Чип, включала консультантов и репетиторов и предоставляла широкий спектр услуг. • Андроид репетитор имел специальное помещение. • Стажер вместе с репетитором в бюро должен разработать и пройти индивидуальный курс обучения. • Репетиторы языков с почасовой оплатой также сталкиваются со все более требовательными работодателями. • математика репетитор• Они наняли частного репетитора, чтобы помочь Карлосу с его английским языком• Когда она болела, она занималась дома с частным репетитором.• Кроме того, репетитор может посоветовать альтернативное оборудование или программное обеспечение, которое будет выполнять необходимые функции быстрее или больше эффективно. • В такой компании Минтон выделялся как репетитор с более континентальным взглядом.
• Больше используйте своих репетиторов — составьте список запросов, а затем договоритесь о встрече с репетитором за помощью.
Похожие темы: Educationtutortutor2 глагол [переходный]
SETEACHучить кого-либо в качестве репетитора
Он был частным репетитором. обучал кого-то в чем-то
Молодых мужчин обучали искусству обращения с лошадьми.► см. тезаурус в разделе «Обучение»→ см. таблицу глаголовПримеры из Corpustutor• Эта система также может работать для подростков старшего возраста, но если вам больше шестнадцати лет, вы не имеете права на бесплатное обучение.• Все учащиеся получила репетиторство, а также академические и личные консультации.• Один ребенок обучался дома, и все они были в порядке.• Еще два года назад он обучался дома.• Она хотела свою собственную машину, быструю, и механика, готового чтобы обучать ее.• Один из авторитетов в этой области обучил их акценту, использовавшемуся в то время.
• Я занимался репетиторством три дня в неделю и встречался примерно с пятью или шестью учениками в день.обучал кого-то чему-нибудь• Лидия обучала детей французскому во время лето. Происхождение tutor1 (1300-1400) Латинские пачки; ПОПЕЧИТЕЛЬ
Викторины
Викторины
- Пройдите наши быстрые тесты, чтобы потренировать свой словарный запас.
- У нас есть тысячи тестов из шести вопросов.
- Выберите словосочетания, синонимы, фразовые глаголы и многое другое.
Картинки дня
Что это?
Нажмите на картинки, чтобы проверить.
Слово дня украшать сделать что-то более красивым, добавив к нему украшения
Репетитор Определение и значение | Британский словарь
1 репетитор /ˈtuːtɚ/ Брит /ˈtjuːtə/ существительное
множественное число репетиторы
1 репетитор
/ˈtuːtɚ/ Брит /ˈtjuːtə/
существительное
множественное число репетиторы
Britannica Словарь определения TUTOR
[считать]
1
:
учитель, который работает с одним учеником
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2
британский
:
преподаватель британского университета, который работает с одним студентом или небольшой группой студентов
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
2 репетитор /ˈtuːtɚ/ Брит /ˈtjuːtə/ глагол
репетиторы; обучал; репетиторство
2 репетитор
/ˈtuːtɚ/ Брит /ˈtjuːtə/
глагол
репетиторы; обучал; репетиторство
Britannica Словарь определения TUTOR
:
научить одного ученика
:
учить кого-либо в качестве репетитора
[нет объекта]
[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры
[+ объект]
Она была репетитором своего сына по математике.