Особенно тесно развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте: развитие в младшем и старшем дошкольном возрасте

Содержание

развитие в младшем и старшем дошкольном возрасте

Содержание

  • 1 Как проявляются познавательные способности в дошкольном возрасте
    • 1.1 Виды познавательных способностей
    • 1.2 Особенности формирования познавательных способностей
  • 2 Условия развития познавательных способностей
    • 2.1 Развитие любознательности младших дошкольников
    • 2.2 Формирование интереса к познанию у старших дошкольников
  • 3 Использование песка в развитии способностей дошкольников

Познавательные способности дошкольника – не достаточное, но необходимое условие для его дальнейшего развития и готовности к поступлению в школу. Стремление как можно больше узнать об окружающем мире и понять, что и как в нем устроено, сопровождаются познавательной активностью и мотивацией к определенным видам деятельности. Такое стремление важно поддерживать и поощрять. 

Как проявляются познавательные способности в дошкольном возрасте

Прежде чем говорить о поддержке и развитии познавательных способностей у дошкольников, нужно выяснить, что подразумевает под данным понятием практическая психология.

Замечая, как ребенок проявляет любознательность и наблюдательность, как самостоятельно выявляет закономерности, взрослые чаще называют подобную активность умственными способностями.

Однако это узкое понимание. Возрастная психология выделяет несколько видов познавательных способностей, а также изучает особенности их формирования. Интеллектуальные (или умственные) – только часть из них.

Виды познавательных способностей

Ядром познавательных способностей считают умение образно представлять предметы, их строение, предполагать свойства и связи с другими предметами и явлениями. Способности к познанию разделяют на следующие виды:

  • сенсорные;
  • интеллектуальные;
  • творческие.

Сенсорный способ изучения окружающего мира активно формируется с 3-4 лет. Дети усваивают сенсорные эталоны: начинают различать все цвета спектра, осваивают геометрические формы. Они с интересом обследуют каждый новый предмет.

В дальнейшем ребенок мысленно использует эти эталоны, чтобы определиться с цветом, формой или размером. При этом для него открывается новое поле познания и развиваются сенсорные способности.

К примеру, если треугольник или квадрат он уже умеет различать, то его привлекает другая фигура с большим количеством углов. Если заменить привычные для ребенка игрушки одного цвета на подобные, но иной яркой расцветки, малыш направит свое внимание именно на эти новые для него объекты.

Взрослому кажутся такие манипуляции простыми, а в младшем дошкольном возрасте это чуть ли не научный эксперимент, когда нужно найти связь с уже известными предметами или сравнить с эталоном, сложившемся в детском мозгу.

Интеллектуальные способности основаны на мыслительных операциях и на моделировании. Самое простое проявление интеллектуальных способностей малыша прослеживается, когда он выбирает замещающий предмет для своих игр: кубик служит столом для куклы, палочка – ложкой и пр.

А самым значительным проявлением интеллектуальных способностей дошкольника будет самостоятельное построение функциональной модели.

Когда на столе или в уголке ребенок выстраивает подобие комнаты, назначает какие-то предметы мебелью, расставляет все атрибуты по своим местам, это как раз и есть применение интеллектуальных способностей.

Познавательные способности тесно связаны с воображением и подталкивают дошкольника к созданию оригинальных образов. Поэтому развитие творческих способностей дошкольников и  познавательных тесно переплетено.

Дети интересуются объединением несовместимых элементов (Как бы выглядела собака, если бы у нее были крылья?..), придумывают необычные способы решения задачи, сочиняют истории, новые правила для игр. Чем больше увлекается дошкольник творческой деятельностью, тем разнообразнее его идеи и образы.

Особенности формирования познавательных способностей

Чтобы понять природу познавательных способностей, следует посмотреть на полный процесс развития ребенка. После трех лет начинается активное развитие познавательных процессов: восприятия, наглядно-действенного, а вслед за ним образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Получая массу новой информации, дошкольник неосознанно пытается «разложить по полочкам», структурировать, связать одно с другим. У одних деток это получается лучше, у других вызывает трудности. В первом случае отмечают познавательные способности, как составляющую общей одаренности, и перечисляют их особенности:

  • это часть процесса освоения окружающей действительности;
  • жажда познания побуждает ребенка к активной деятельности;
  • выраженная способность к познанию является основой детской одаренности.

Ребенок проявляет любознательность и настойчивость. Это значит, он хочет глубже понять суть явления или предмета. Таким образом, познавательные способности дошкольников проявляются в доступных им опытных действиях, образных представлениях, в выявлении закономерностей, в успешности познания.

Условия развития познавательных способностей

Давно признано, что из детской любознательности рождается настоящий исследовательский интерес. Не каждый любознательный дошкольник станет в будущем ученым-разработчиком или исследователем. Но познавательные способности – это потенциал ребенка, благодаря которому развивается интеллект, формируется системность мышления, повышается творческая активность, интерес к обучению.

Взрослые находят новые формы активизации познавательных способностей детей. Это и построение сюжетных картин на песке, и путешествие по Экологической тропе, и применение различных информационно-коммуникативных игровых технологий.

Развитие любознательности младших дошкольников

Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста осуществляется через поддержку их любознательности.

Вся деятельность ребенка в этом возрасте направлена на познание и стремление понять то, что окружает человека. Его любознательность проявляется в различных формах: задает вопросы, наблюдает, пытается экспериментировать.

Любопытство может проявляться к чему угодно: помещается ли мячик в коробочку, какие следы оставляют разные по цвету карандаши, почему день сменяется ночью, куда «садится» солнце, откуда берется дождик, может ли голубь быть папой воробью?. .

Любой вопрос не возникает на пустом месте. Ему предшествовала мысль, но дошкольник еще не нашел ответ в своей системе знаний. Часть ответов ребенок находит опытным путем – в возрасте 3-4 лет преобладает именно этот способ, то есть, проявляются сенсорные познавательные способности.

Другие вопросы легче прояснить, обратившись к взрослому, чем провести опыты и наблюдения. В этих случаях особенно важна поддержка родителей, придающая уверенности ребенку, что его любознательность – верное поведение, чтобы узнать больше. Дошкольники внимательно слушают, если им интересно рассказывают о различных явлениях. Доступные разъяснения взрослого помогают ребенку понять закономерности окружающего мира.

Формирование интереса к познанию у старших дошкольников

Развитие познавательных способностей старших дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.

Важно, чтобы окружающая предметная среда была представлена соответствующими возрасту книгами познавательного характера, наборами конструкторов, разнообразием средств для рисования и поделок.

Не менее важно создавать атмосферу, благоприятную для новых идей и проявления интереса у детей. В некоторых семьях есть масса развивающих игр и средств, но ребенка ежеминутно одергивают, чтобы он не раскидывал, не мусорил, не начинал новое занятие, пока не завершит начатое…

Подобные строгие правила заглушают желание к познанию, а полезное занятие могут превратить в рутину и скуку.

В старшем дошкольном возрасте также стоит поощрять сюжетно-ролевые игры. Тем более что для игры старшим дошкольникам не обязателен полный набор атрибутов. Им достаточно распределить роли. Ценность заключается в том, что в этой деятельности ребенок обыгрывает и проживает содержание. Происходит познание качеств и свойств личности, а Человек – самый сложный многоплановый объект с познавательной точки зрения.

Использование песка в развитии способностей дошкольников

Практически идеальным средством для развития моделирования служит песок, так как это естественная среда для дошкольника. Какой ребенок не «выпекал» куличики из песка или не грузил совочком кузов игрушечной машины? Это пример традиционной деятельности ребенка в песочнице, которая важна и полезна на младшем дошкольном возрастном этапе.

С 5 лет игры в песочнице могут приобрести иной характер, если взрослые зададутся целью организовать специальное развивающее пространство. Для этого потребуется смастерить деревянный ящик, запастись чистым просеянным песком, собрать коллекцию различных миниатюрных предметов, фигурок и природных материалов.

Желательно выкрасить внутреннюю часть ящика голубым цветом, чтобы, засыпав песок, создать иллюзию линии горизонта и неба. Хорошо зарекомендовали себя с практичной стороны размеры ящика 70 см на 50 см.

Песок выступит как средство развития познавательных способностей, если дошкольник будет создавать картину с помощью фигурок и других маленьких предметов. Детям нравится моделировать различные сюжеты на песке: сказочную страну, свой город, эпизоды из мультфильмов.

Фантазию дошкольника стимулируют, предложив создать африканскую саванну или морское побережье, мамину работу или жизнь в деревне. Можно создавать иллюстрации на песке к любимым сказкам или детским рассказам.

Такие нетрадиционные методы и подходы побуждают ребенка анализировать, представлять, задавать уточняющие вопросы взрослым и выстраивать свою модель. Практикуя умения наглядного моделирования, дошкольник напрямую развивает познавательные способности.

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста | Консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:

Консультация для воспитателей:

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.                     Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.          Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.                                                                                                                Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.                                                                                               Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.                                                                             Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи).                                                                                                                                              В своем сообщении  хочу остановиться на  некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Восприятие.                                                                                                                Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.                                                                                                                              Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию к новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.                                                                                                                                          В младшем дошкольном возрасте  восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава – зеленая,  лимон – кислый и желтый.                                              Восприятие в среднем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным,  анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени.                                                                                                                                        В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет)- Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

           Знания о предметах и свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности. В этом возрасте складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.                                                                                          Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия  интеллектуализируется.

Внимание.                                                                                                                         Внимание – это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Первые признаки внимания – на 2-3 неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения.                                                                                         Внимание ребенка раннего дошкольного возраста является непроизвольным.                                                                                                                                В начале дошкольного детства внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него.                        Непроизвольное внимание – преобладающее на протяжении всего  дошкольного детства.                                                                                                  Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей  внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.                                                                    Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру – 25-30 минут. Старшие дошкольники – до 1-1,5 часов.                                                                         Дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием.         Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.      Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности.

Память.                                                                                                                                    Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.                                                                                                                                   Узнавание – первый процесс памяти, появляющийся у ребенка.                         После 8 месяцев формируется воспроизведение – восстановление в памяти образа.                                                                                                                          Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы.                                                      Третий и четвертый год жизни становятся годами первых детских воспоминаний.                                                                                                                                      В 4-5 лет начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности.                                                            На  пятом году  жизни память начинает играть ведущую  роль в организации психических процессов становится доминирующей функцией.                                                                                                                                           К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти.                                                                                           6-7лет – благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка в старшем дошкольном возрасте становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия.                                                                 Именно в этом возрасте наблюдается  высокий уровень моторной памяти.                                                                                                                                                      У детей возрастает потребность в двигательной активности. Они осваивают сложные движения, выполняют их быстро, точно.  Появляется согласованность, слитность движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Поэтому многие дети в старшем дошкольном возрасте   начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление.                                                                                                                     Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.                                                       Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной связи. Эти отношения выясняются детьми путем  практических проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.                                                Ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой – формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений.

В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).        По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольного возраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия.                                             Основным видом мышления, присущим  ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к  умозаключениям он не готов.               В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение.                                                                                                           Воображение – это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими.                                                      Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.                                                                                                                                       В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов.                              В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.                                                                   Старший дошкольный возраст является  сенситивным – чувствительным – для развития воображения. Именно в этот период  воображение ребенка становится управляемым.                                                            В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения, к произвольному запоминанию. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа.                            Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации, а также в рисовании, конструировании и т.п.

 Воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Перестраивается воображение, из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.                                                                                                     Таким образом, рассмотрев некоторые особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста нам взрослым, не следует забывать, что дошкольники еще не научились управлять ходом своего познания и развития. Здесь им нужна поддержка взрослых, их умное руководство и организация.

Литература:

1.Смолер, Е.Н. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: популярное пособие для педагогов учреждений дошкольного образования/ Е.Н.Смолер. – Мозырь: Белый ветер, 2014 – 103, {1}c.

2.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 2010. — 192 с., ил.

Развитие человека идет непрерывно, всю жизнь и у каждого протекает по-своему.                                                                                                               Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка.                                                                                                                                Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным   является и процесс его развития. Одни дети растут быстрее и  опережают своих одногодок,  другие  отстают в развитии. В возрастной психологии понятие нормы носит скорее статистический характер, то есть нормальным признаются такой темп и направленность развития  детей, которые наблюдаются у большинства  из них на определенном  этапе развития.

          Дети  дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Это познание  возможно за счет наличия у них психических познавательных способностей (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи)

В своем сообщении  хочу остановиться на  некоторых наиболее типичных особенностях развития психических познавательных процессов у дошкольников.

Детство: физическое и когнитивное развитие

Цели обучения

  • Объяснить физическое развитие, происходящее с младенчества до детства
  • Объясните когнитивное развитие, происходящее от младенчества до детства

Физическое развитие

В младенчестве, дошкольном и раннем детстве физическое развитие тела происходит быстро (рис. 1). В среднем новорожденные весят от 5 до 10 фунтов, вес новорожденного обычно удваивается за шесть месяцев и утраивается за год. К 2 годам вес увеличится в четыре раза, поэтому мы можем ожидать, что 2-летний ребенок должен весить от 20 до 40 фунтов. Средняя длина новорожденного 190,5 дюйма, увеличиваясь до 29,5 дюймов к 12 месяцам и 34,4 дюймов к 2 годам (Многоцентровая исследовательская группа ВОЗ по эталонным показателям роста, 2006 г.).

Рисунок 1 . Дети испытывают быстрые физические изменения в младенчестве и раннем детстве. (кредит «слева»: модификация работы Керри Чешик; кредит «средний слева»: модификация работы Кристи Фаузель; кредит «средний справа»: модификация работы «devinf»/Flickr; кредит «справа»: модификация работы Роуз Спилман)

В младенчестве и детстве рост не происходит с постоянной скоростью (Carel, Lahlou, Roger, & Chaussain, 2004). Рост замедляется в возрасте от 4 до 6 лет: за это время дети набирают 5–7 фунтов и растут примерно на 2–3 дюйма в год. Когда девочки достигают 8–9 летлет их темпы роста опережают темпы роста мальчиков из-за пубертатного скачка роста. Этот всплеск роста продолжается примерно до 12 лет, совпадая с началом менструального цикла. К 10 годам средняя девочка весит 88 фунтов, а средний мальчик весит 85 фунтов.

Мы рождаемся со всеми клетками мозга, которые у нас когда-либо будут — примерно 100–200 миллиардов нейронов (нервных клеток), функция которых заключается в хранении и передаче информации (Huttenlocher & Dabholkar, 1997). Однако нервная система продолжает расти и развиваться. Каждый нейронный путь формирует тысячи новых связей в младенчестве и дошкольном возрасте. Этот период быстрого роста нервной системы называется расцветом. Нервные пути продолжают развиваться в период полового созревания. Затем за периодом цветения нейронного роста следует период обрезки, когда нейронные связи уменьшаются.

Считается, что обрезка заставляет мозг функционировать более эффективно, позволяя овладеть более сложными навыками (Hutchinson, 2011). Цветение происходит в течение первых нескольких лет жизни, а обрезка продолжается в детстве и в подростковом возрасте в различных областях мозга.

Попробуйте

Размер нашего мозга быстро увеличивается. Например, мозг 2-летнего ребенка составляет 55 % от его размера взрослого человека, а к 6 годам мозг составляет около 90 % его взрослого размера (Tanner, 1978). В раннем детстве (3–6 лет) лобные доли быстро растут. Вспоминая наше обсуждение четырех долей мозга ранее в этой книге, лобные доли связаны с планированием, рассуждениями, памятью и контролем импульсов. Поэтому к моменту достижения детьми школьного возраста они в силу своего развития способны управлять своим вниманием и поведением. В начальной школе увеличиваются в размерах лобная, височная, затылочная и теменная доли. Всплески роста мозга, наблюдаемые в детстве, имеют тенденцию следовать последовательности когнитивного развития Пиаже, так что значительные изменения в функционировании нервной системы объясняют когнитивные достижения (Kolb & Whishaw, 2009). ; Overman, Bachevalier, Turner, & Peuster, 1992).

Попробуйте

Моторное развитие происходит в упорядоченной последовательности, когда младенцы переходят от рефлекторных реакций (например, сосания и копания) к более развитым двигательным функциям. Например, младенцы сначала учатся держать голову, затем сидеть с посторонней помощью, затем сидеть без посторонней помощи, а затем ползать, а затем ходить.

Двигательные навыки относятся к нашей способности двигаться и манипулировать объектами. Навыки мелкой моторики сосредоточены на мышцах пальцев рук и ног и глазах и позволяют координировать мелкие действия (например, хватать игрушку, писать карандашом и пользоваться ложкой). Навык крупной моторики s сосредоточен на больших группах мышц, которые контролируют наши руки и ноги и включают в себя более крупные движения (например, балансирование, бег и прыжки).

По мере развития двигательных навыков маленькие дети должны достичь определенных этапов развития (таблица 1). Для каждой вехи указан средний возраст, а также диапазон возрастов, в котором эта веха должна быть достигнута. Примером вехи развития является сидение. В среднем большинство младенцев сидят одни в возрасте 7 месяцев. Сидение требует как координации, так и мышечной силы, и 90% детей достигают этого рубежа в возрасте от 5 до 9 месяцев. В другом примере дети в среднем способны держать голову в возрасте 6 недель, а 90% детей достигают этого в возрасте от 3 недель до 4 месяцев. Если ребенок не держит голову к 4 месяцам, у него задержка. Если у ребенка наблюдаются задержки на нескольких этапах, это повод для беспокойства, и родитель или опекун должны обсудить это с педиатром ребенка. Некоторые задержки развития можно выявить и устранить с помощью раннего вмешательства.

” The second row contains “3; climbs and runs, pedals tricycle; takes turns, expresses many emotions, dresses self; names familiar things, uses pronouns; and plays make believe, works toys with parts (levers, handles).” The third row contains “4; catches balls, uses scissors; prefers social play to solo play, knows likes and interests; knows songs and rhymes by memory; and names colors and numbers, begins writing letters.” The fourth row contains “5; hops and swings, uses fork and spoon; distinguishes real from pretend, likes to please friends; speaks clearly, uses full sentences; and counts to 10 or higher, prints some letters and copies basic shapes.””>
Таблица 1. Вехи развития в возрасте 2–5 лет
Возраст (лет)
Физический
Личный/Общественный Язык Познавательный
2 Удар ногой по мячу; ходит вверх и вниз по лестнице Играет вместе с другими детьми; копии взрослые Указывает на объекты, если их назвать; соединяет 2–4 слова в предложение Сортирует формы и цвета; следует двухэтапным инструкциям
3 Лазает и бегает; педали трехколесные По очереди; выражает множество эмоций; платья самостоятельно Называет знакомые вещи; использует местоимения Игры притворяются; рабочие игрушки с деталями (рычаги, ручки)
4 Ловит мячи; использует ножницы Предпочитает социальную игру одиночной игре; знает симпатии и интересы Знает песни и стишки на память Называет цвета и числа; начинает писать буквы
5 Прыжки и качели; использует вилку и ложку Отличает настоящее от притворного; любит радовать друзей Говорит четко; использует полные предложения Считает до 10 или больше; печатает некоторые буквы и копирует основные фигуры

Попробуйте

Попробуйте

Рисунок 2. Мужчина с ребенком.

Когнитивное развитие

В дополнение к быстрому физическому росту маленькие дети также демонстрируют значительное развитие своих когнитивных способностей. Пиаже считал, что способность детей понимать объекты — например, узнавать, что погремушка издает звук при встряхивании, — это когнитивный навык, который медленно развивается по мере того, как ребенок взрослеет и взаимодействует с окружающей средой. Сегодня специалисты по психологии развития считают, что Пиаже был неправ. Исследователи обнаружили, что даже очень маленькие дети понимают объекты и то, как они работают, задолго до того, как у них появится опыт работы с этими объектами (Baillargeon, 19).87; Байаржон, Ли, Гертнер и Ву, 2011 г.). Например, дети в возрасте 3 месяцев продемонстрировали знание свойств предметов, которые они только видели и не имели с ними предварительного опыта. В одном исследовании трехмесячным младенцам показывали грузовик, катящийся по рельсам за ширмой. Коробка, которая казалась твердой, но на самом деле была полой, была помещена рядом с гусеницей. Грузовик проехал мимо коробки, как и следовало ожидать. Затем ящик поставили на гусеницу, чтобы преградить путь грузовику. Когда на этот раз грузовик покатился по трассе, он продолжил движение беспрепятственно. Младенцы проводили значительно больше времени, глядя на это невозможное событие (рис. 2). Байяржон (1987) пришли к выводу, что они знали, что твердые тела не могут проходить друг через друга. Выводы Байяржона показывают, что у очень маленьких детей есть понимание объектов и того, как они работают, что, по словам Пиаже (1954), выходит за рамки их когнитивных способностей из-за их ограниченного опыта в мире.

Рисунок 2 . В исследовании Байяржона младенцы наблюдали, как грузовик (а) катится по свободному пути, (б) катится по свободному пути с препятствием (коробкой) рядом и (в) катится и проезжает через то, что казалось препятствием.

Точно так же, как есть физические вехи, которых мы ожидаем от детей, есть и когнитивные вехи. Полезно знать об этих вехах, поскольку дети приобретают новые способности думать, решать проблемы и общаться. Например, младенцы качают головой «нет» в возрасте 6–9 месяцев и отвечают на словесные просьбы сделать что-то вроде «помахать на прощание» или «послать воздушный поцелуй» в возрасте 9–12 месяцев. Помните идеи Пиаже о постоянстве объектов? Мы можем ожидать, что дети усвоят концепцию того, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно, примерно к 8 месяцам. Поскольку малыши (то есть в возрасте 12–24 месяцев) освоили постоянство объектов, им нравятся такие игры, как прятки, и они понимают, что, когда кто-то выходит из комнаты, он возвращается (Loop, 2013). Малыши также указывают на картинки в книгах и смотрят в соответствующие места, когда вы просите их найти предметы.

Точно так же, как есть физических вех , которых мы ожидаем от детей, есть также когнитивных вех . Полезно знать об этих вехах, поскольку дети приобретают новые способности думать, решать проблемы и общаться. Например, младенцы качают головой «нет» в возрасте 6–9 месяцев и отвечают на словесные просьбы сделать что-то вроде «помахать на прощание» или «послать воздушный поцелуй» в возрасте 9–12 месяцев. Помните идеи Пиаже о постоянстве объектов? Мы можем ожидать, что дети усвоят концепцию того, что объекты продолжают существовать, даже если их не видно, примерно к 8 месяцам. Поскольку малыши (то есть в возрасте 12–24 месяцев) освоили постоянство объектов, им нравятся такие игры, как прятки, и они понимают, что, когда кто-то выходит из комнаты, он возвращается (Loop, 2013). Малыши также указывают на картинки в книгах и смотрят в соответствующие места, когда вы просите их найти предметы.

Дети дошкольного возраста (т. е. 3–5 лет) также стабильно прогрессируют в когнитивном развитии. Они не только умеют считать, называть цвета и называть вам свое имя и возраст, но также могут самостоятельно принимать некоторые решения, например, выбирать наряд для ношения. Дети дошкольного возраста понимают основные концепции времени и последовательность (например, до и после), и они могут предсказать, что произойдет дальше в истории. Они также начинают получать удовольствие от использования юмора в рассказах. Поскольку они могут мыслить символически, им нравится притворяться, что они играют и изобретают сложных персонажей и сценарии. Одним из наиболее распространенных примеров их когнитивного роста является их расцветающее любопытство. Дети дошкольного возраста любят спрашивать «Почему?»

В этом возрасте у детей происходят важные когнитивные изменения. Напомним, что Пиаже описывал детей 2-3 лет как эгоцентричных, что означает, что они не осознают точки зрения других. В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных. Это известно как теория разума (ТОМ). Дети могут использовать этот навык, чтобы подразнить других, убедить родителей купить шоколадный батончик или понять, почему брат или сестра могут злиться. Когда у детей развивается ТОМ, они могут распознавать ложные убеждения других (Деннетт, 19 лет).87; Каллаган и др., 2005).

В этом возрасте у детей происходят важные когнитивные изменения. Напомним, что Пиаже описывал детей 2-3 лет как эгоцентричных, что означает, что они не осознают точки зрения других. В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных. Это известно как теория разума (ТОМ) . Дети могут использовать этот навык, чтобы подразнить других, убедить родителей купить шоколадный батончик или понять, почему брат или сестра могут злиться. Когда у детей развивается ТОМ, они могут распознавать ложные убеждения других (Деннетт, 19 лет).87; Каллаган и др., 2005).

Watch It

Задания на ложные убеждения полезны для определения усвоения ребенком теории разума (ТОМ). Взгляните на этот видеоклип, показывающий задание на ложное убеждение с использованием коробки цветных карандашей.

Вы можете просмотреть расшифровку теста «Ложное убеждение: теория разума» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Когнитивные навыки продолжают развиваться в среднем и старшем детстве (6–11 лет). Мыслительные процессы становятся более логичными и организованными при работе с конкретной информацией (рис. 3). Дети в этом возрасте понимают такие понятия, как прошлое, настоящее и будущее, что дает им возможность планировать и работать для достижения целей. Кроме того, они могут обрабатывать сложные идеи, такие как сложение и вычитание и причинно-следственные связи. Тем не менее, продолжительность концентрации внимания детей, как правило, очень ограничена, пока им не исполнится около 11 лет. После этого момента он начинает улучшаться во взрослом возрасте.

Рисунок 3 . Поскольку они понимают удачу и справедливость, дети среднего и позднего детства (6–11 лет) могут следовать правилам игр. (кредит: Эдвин Мартинес)

Одним из хорошо изученных аспектов когнитивного развития является овладение языком. Как упоминалось ранее, порядок, в котором дети изучают языковые структуры, одинаков для детей и культур (Hatch, 1983). Вы также узнали, что некоторые психологи-исследователи предположили, что дети обладают биологической предрасположенностью к овладению языком.

Еще до рождения у младенцев начинают развиваться языковые и коммуникативные навыки. При рождении младенцы, по-видимому, узнают голос своей матери и могут различать язык(и), на котором говорит их мать, от иностранных языков, и они отдают предпочтение лицам, которые движутся синхронно со слышимой речью (Blossom & Morgan, 2006; Pickens, 1994). ; Spelke & Cortelyou, 1981).

Дети передают информацию с помощью жестов задолго до того, как они говорят, и есть некоторые доказательства того, что использование жестов предсказывает последующее развитие речи (Iverson & Goldin-Meadow, 2005). Что касается производства разговорной речи, дети почти сразу начинают ворковать. Cooing — это односложная комбинация согласного и гласного звука (например, coo или ba). Интересно, что младенцы воспроизводят звуки своего собственного языка. Ребенок, чьи родители говорят по-французски, будет ворковать другим тоном, чем ребенок, чьи родители говорят по-испански или на урду. После воркования ребенок начинает лепетать. Лепесток начинается с повторения слога, например, ма-ма, да-да или ба-ба. Когда ребенку около 12 месяцев, мы ожидаем, что он произнесет свое первое слово для обозначения и начнет комбинировать слова для обозначения значения примерно в 18 месяцев.

В возрасте около 2 лет малыш использует от 50 до 200 слов; к 3 годам их словарный запас достигает 1000 слов, и они могут говорить предложениями. В дошкольном возрасте словарный запас детей увеличивается быстрыми темпами. Это иногда называют «словарным всплеском» и, как утверждается, связано с расширением словарного запаса со скоростью 10–20 новых слов в неделю. Недавние исследования могут указывать на то, что, хотя некоторые дети испытывают такие всплески, они далеко не универсальны (как обсуждалось в Ganger & Brent, 2004). Было подсчитано, что 5-летние дети понимают около 6000 слов, говорят 2000 слов, могут определять слова и задавать вопросы об их значении. Они умеют рифмовать и называть дни недели. Семилетние дети бегло говорят, используют сленг и клише (Stork & Widdowson, 19 лет). 74).

Чем объясняется такое драматичное изучение языка детьми? Бихевиорист Б. Ф. Скиннер считал, что мы изучаем язык в ответ на подкрепление или обратную связь, например, благодаря одобрению родителей или тому, что нас понимают. Например, когда двухлетний ребенок просит сока, он может сказать «мой сок», на что его мать может ответить, дав ему чашку яблочного сока. Ноам Хомский (1957) подверг критике теорию Скиннера и предположил, что все мы рождаемся с врожденной способностью изучать язык. Хомский назвал этот механизм устройством овладения языком (LAD). Кто прав? И Хомский, и Скиннер правы. Помните, что мы являемся продуктом как природы, так и воспитания. В настоящее время исследователи считают, что овладение языком частично происходит врожденно, а частично приобретается в результате нашего взаимодействия с языковой средой (Gleitman & Newport, 19).95; Сторк и Уиддоусон, 1974).

Чем объясняется такое драматичное изучение языка детьми? Бихевиорист Б. Ф. Скиннер считал, что мы изучаем язык в ответ на подкрепление , например, благодаря родительскому одобрению или тому, что нас понимают. Например, когда двухлетний ребенок просит сока, он может сказать «мой сок», на что его мать может ответить, дав ему чашку яблочного сока.

Ноам Хомский (1957) подверг критике теорию Скиннера и предположил, что все мы рождаемся с врожденной способностью изучать язык. Хомский назвал этот механизм устройством овладения языком (LAD). Кто прав? И Хомский, и Скиннер правы. Помните, что мы являемся продуктом как природы, так и воспитания. В настоящее время исследователи считают, что овладение языком частично происходит врожденно, а частично приобретается в результате нашего взаимодействия с языковой средой (Gleitman & Newport, 19).95; Сторк и Уиддоусон, 1974).

Ежедневная связь: важность игры и отдыха

По данным Американской академии педиатрии (2007 г.), неструктурированная игра является неотъемлемой частью развития ребенка. Это развивает творческие способности, навыки решения проблем и социальные отношения. Игра также позволяет детям развивать теорию мышления, поскольку они творчески воспринимают точку зрения других.

Игры на свежем воздухе дают детям возможность напрямую познавать и ощущать окружающий мир. При этом они могут собирать предметы, с которыми сталкиваются, и развивать интересы и хобби на всю жизнь. Они также получают пользу от увеличения количества упражнений, а участие в играх на свежем воздухе может фактически увеличить степень их удовольствия от физической активности. Это помогает поддерживать развитие здорового сердца и мозга. К сожалению, исследования показывают, что современные дети все меньше и меньше играют на свежем воздухе (Clements, 2004). Возможно, неудивительно, что снижение уровня физической активности в сочетании с легким доступом к высококалорийным продуктам с низкой питательной ценностью способствуют тревожным уровням детского ожирения (Karnik & Kanekar, 2012).

Несмотря на неблагоприятные последствия, связанные с сокращением количества игр, некоторые дети перевыполняют расписание и имеют мало свободного времени для участия в неструктурированных играх. Кроме того, в некоторых школах у детей отняли перемены, чтобы они лучше справлялись со стандартными тестами, и многие школы обычно используют потерю перемены как форму наказания. Согласны ли вы с этими практиками? Почему или почему нет?

Глоссарий

когнитивная эмпатия: способность принимать точку зрения других и чувствовать заботу о других

мелкая моторика: использование мышц пальцев рук, ног и глаз для координации мелких действий

крупная моторика: использование крупных групп мышц для управления руками и ногами при крупных движениях тела

моторика: способность двигать телом и манипулировать объектами

подкрепление:  обратная связь, укрепляющая будущее поведение

теория разума:  дети начинают понимать, что у людей есть мысли, чувства и убеждения, отличные от их собственных

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Когнитивное развитие – Восточное

Свиток

Приведенные ниже видеоролики и ресурсы иллюстрируют важную роль, которую играют воспитатели для детей младшего возраста в поддержке когнитивного развития детей. Тщательно подготавливая материалы и среду, тщательно планируя учебный процесс, предоставляя строительные леса по мере необходимости и используя моменты, которые можно использовать для обучения, взрослые могут помочь детям развить навыки понимания окружающего мира и с энтузиазмом использовать возможности обучения. Вот некоторые из концепций, рассматриваемых в этих видеороликах:

  • Поощрение решения проблем в классе
  • Планирование выбора при обустройстве классной комнаты
  • Ценность и важность игры
  • Использование активной музыки и игр для поддержки мышления младенцев и малышей

 

Предоставление возможностей для экспериментов и решения проблем

В этом видео «Отражение с поля» учитель дошкольного образования Карен ДельМастро описывает, как она целенаправленно планирует опыт, чтобы дать детям возможность экспериментировать и решать проблемы. Предоставляя разнообразные материалы и преднамеренно создавая «проблемы» для детей, она предлагает своим ученикам богатый опыт.

Подробнее

Поддержка критического мышления у малышей

В этом «Размышлении» учитель делится стратегиями поддержки развития навыков критического мышления у малышей. Она привлекает внимание детей к их размышлениям и побуждает их рассказывать о своих наблюдениях. Посредством беседы она способствует их обучению, поддерживая их идеи и побуждая их расширять свое мышление. Она также описывает свои мыслительные процессы для детей.

Подробнее

Включение двигательной игры в учебную программу дошкольного учреждения

В этом видеоролике из серии «Поддержка физических игр и игр на свежем воздухе» рассказывается, как активная игра способствует обучению детей, и рассказывается, как взрослые могут включить двигательную игру в класс для повышения вовлеченности. .

Подробнее

Исследование игрушек TIMPANI

Ежегодное исследование игрушек TIMPANI (Игрушки, которые вдохновляют на осознанную игру и развивают воображение) исследует, как маленькие дети в естественных условиях играют с различными игрушками, и определяет игрушки, которые лучше всего вовлекают детей в интеллектуальную, творческую и социальную жизнь. и вербальное взаимодействие в дошкольных классах.

Подробнее

Важность игры

Исследования показывают, что игра играет важную роль в обучении детей. В этом видеоролике обсуждается важность игры, и специалистам по раннему развитию рекомендуется обратить внимание на несколько элементов детской игры, в том числе участие в придуманной игре, социальное взаимодействие во время игры и сложность игры.

Подробнее

Использование Math Talk с дошкольниками для поддержки обучения

В этом видео объясняется, как важно говорить с детьми о числах и побуждать их объяснять свои математические процессы. Когда учителя и дети участвуют в регулярных беседах о количествах, измерениях и размерах, дети приобретают математические и общие когнитивные навыки.

Подробнее

Поддержка мышления у младенцев и малышей с помощью активной музыки и игр

Исследования показывают, что движение поддерживает когнитивное развитие детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *