Особенности УМК “Начальная школа XXI века” | Материал по теме:
Особенности программы «Начальная школа XXI век»
Клименко Г. П.,
Учитель начальных классов
МБОУСОШ № 3 пгт Рослякоово
«Начальная школа XXI века» – это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта – заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна.
Система учебников «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. УМК «Начальная школа XXI века» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования». Коллектив авторов «Начальной школы XXI века» был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.
Сегодня в условиях внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения начальная школа должна реализовывать следующие приоритетные цели:
- Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
- Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
- Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень образовательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника.
Главными характеристиками развития младшего школьника являются
- сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи;
- сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески;
- сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с образцом; самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи;
- высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи.
Учитывая важность формирования ведущей (учебной) деятельности младшего школьника, авторы проекта обратили на это особое внимание, выделив специальную программу «Учебная деятельность».
В связи с особенностями концептуальных и методических подходов авторов программы, большое значение придаётся интеграции и дифференциации обучения, что позволяет рассматривать ученика как субъект деятельности, т. е. как равноправного его участника. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Таким образом, создаются учебно-познавательные мотивы, влияющие на процесс и результат деятельности ученика, создающие возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность и творчество.
В учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI век» реализованы следующие идеи:
- обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младших школьников, их индивидуальности и способностей;
- методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
- обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку способностей.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования учебных умений, которое должно осуществляться на каждом уроке любого предмета.
Основные учебные умения:
- умения принимать и решать учебную задачу. Практическая задача – «что делать» и учебная – «как делать».
- Умения анализировать, сравнивать, классифицировать.
- Работа с моделями (построение и преобразование различных моделей).
- Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Постепенный переход от итогового контроля «что сделано» к пооперационному «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».
В УМК «Начальная школа XXI век» представлены следующие предметы: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, включающее в себя литературное слушание, математика, окружающий мир, музыкальное искусство, технология, изобразительное искусство.
По всем предметам программы для обучающихся разработаны учебники, рабочие тетради, тетради для отработки навыков счёта, грамотного письма, тетради для контрольных работ; проверочные тестовые работы по классам.
Например, русский язык:
- Учебник 2 части
- Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 части.
- Рабочая тетрадь «Учимся писать без ошибок»
- Тетрадь для контрольных работ.
Во всех учебниках и рабочих тетрадях используется одна система условных обозначений, что позволяет школьникам быстро их запомнить и правильно выполнять задания без дополнительных комментариев педагога.
Например, «трудное задание» – нарисована гиря; ладонь с выставленным указательным пальцем – «подсказка» и т. д.
Кроме обязательных учебных пособий также имеется и справочная литература «Хрестоматия по литературному чтению», «Книгочей» (словарь-справочник).
Для педагогов разработаны сборник программ к УМК, методические пособия по всем предметам, для осуществления контроля знаний обучающихся имеются сборники «Оценка знаний».
Также разработаны программы по внеурочной деятельности, осуществление которой требуется ФГОС НОО. Авторами предусмотрена работа по следующим направлениям:
- Общеинтеллектуальное направление: «В мире книг», «Занимательная математика», «Удивительный мир слов», «Шахматы»
- Духовно-нравственное направление: «Праздники, традиции и ремёсла народов Росси», «Этика: азбука доброты»
- Социальное направление: «Моя первая экология», «Экономика: первые шаги»
- Спортивно-оздоровительное направление: «Юный турист: изучаю родной край», «Я – пешеход и пассажир».
Таким образом, можно утверждать, что программа «Начальная школа XXI век» обеспечивает формирование у младших школьников как предметных знаний и умений, так и универсальных учебных действий.
По мнению родителей, данная программа детям интересна, учебники насыщенны заданиями, которые рассчитаны на любой уровень подготовленности, позволяют работать ребёнку в индивидуальном темпе. К каждому предмету разработаны красочные тетради с творческими заданиями.
По окончании 1 года работы по программе «Начальная школа XXI века» я провела опрос родителей с целью выявления уровня удовлетворённости программой, учебниками, организацией учебного процесса, заинтересованности обучающихся учением.
Результаты опроса родителей представлены на диаграммах (см презентацию).
По итогам года в 20011 – 20012 уч. г. обучающиеся моего класса показали следующие результаты:
- базовый уровень усвоения программного материала – 7 чел.
- выше базового – 14 чел.
- продвинутый уровень – 4 человека.
Таким образом, можно утверждать, что программа «Начальная школа XXI века» позволяет всесторонне развивать каждого обучающегося, формировать способность к самообразованию.
Литература:
1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, МОиН РФ, 2009 г.
2. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа ХХI века»: ведущие идеи и основные задачи // Информационный бюллетень «Начальная школа».- 2007. – Выпуск 1. – С. 6-7. URL: http://www.vgf.ru/pedagogu/ Metod.aspx
3. Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой- 3-е издание – М. «Вентана – Граф», 2011.
4.Сборник программ внеурочной деятельности. под редакцией Н. Ф. Виноградовой– М. «Вентана – Граф», 2011.
УМК “Школа 21 век”: за и против
О программе «Школа XXI век» порой высказываются прямо противоположные мнения. Причем, как среди учителей, так и среди родителей.
Но сначала предлагаю посмотреть и добавить в закладки страницу с оглавлением тренировочных упражнений по русскому и математике в 1-4 классах:
Начальная школа.

Внимание! Не важно, по какой программе вы учитесь! 2 + 2 всегда = 4, а ЖИ-ШИ будем писать с буквой “И” ↓ полезные материалы ↓Советские учебники → доступны к скачиванию бесплатно! Тренировочные…
Перейти к упражнениям
Надеюсь, будет полезной при обучении по любой программе начальной школы. Посмотрите обязательно, материал постоянно добавляется.
Добавили? Замечательно!
Теперь можем вернуться к нашей теме. Итак.
→ официальное мнение о программе «
Школа XXI век«:Программа уделяет большое значение диагностике учащихся. Это важно:
Ученику — позволяет снять напряжение, поскольку диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы, тем, что её результаты не оцениваются по пятибалльной шкале оценок.

В УМК «Начальная школа XXI века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
С этой точки зрения особенно важен адаптационный период в первом классе. Это побудило авторов обратить особое внимание при изучении конкретного предмета на:
- приоритетное использование наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста;
- целесообразное включение игровых методов обучения, которая остается важнейшим методов обучения младших школьников на протяжении всех лет пребывания в школе, хотя доля и цели игры меняются от 1 к 4 классам;
- такую организация учебного процесса, которая обеспечивала бы ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.
→ отзывы родителей и учителей от этой программы:
(орфография сохранена, уж извините)
…в 21 веке мне нравится, что:
1. по математике учат записывать условие задачи решение ответ…т.е. структурировано,
Массу примеров решают
2. Письмо не знаю, особенностей никаких не заметила…потихоньку учат правила, ребёнок пишет грамотно (но он в принципе грамотно пишет)
Программа 21 век замечательная, так же, как и 2100. Но луяше всего эти две программы комбинировать.Если учитесь по программе 2100, то рус.яз. лучше брать из 21 века, Если по программе 21 век, то лучше математику брать Петерсона. А вообще, родители должны четко понимать насколоко ребенок подготовлен к школе и не прынать выше головы. Я думаю, что программы 21,2100, Занкова – это программы для подготовленных детей. Мой ребенок идет в 1 класс, очень, бегло читает, считает, пишет, поэтому я выбирала программы исходя из уровня подготовки ребенка. Для не подготовленного ребенка, лучше выбирать программу «Школа России».
Моя дочь учится в 1-м классе по данной программе.На мой взгляд,программа как тёмный лес.Дети прыгают с темы на тему.Возьмём математику:чуть-чуть умножение,чуть-чуть деление,в общем всё поверхностно.В учебнике по русскому языку не сыщешь правил.Приходится пользоваться правилами,прописанными в учебниках из других программ.Очень много раскрашиваний ,но мало каких-то реальных действий.Литературное чтение мне нравится.Тут уж авторы постарались)В общем,я так поняла,что программа рассчитана на помощь родителей в обучении ребёнка. Не очень…
Впервые за много лет работы увидела, что дети с интересом и желанием работают на уроке русского языка. Они считают эти уроки любимыми. Спасибо авторам этого учебника!
Учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой – великолепная, умная, абсолютно новая книга, которую с большим вниманием и интересом читают не только дети, но и их родители. Действительно, у детей целостная картина мира, где всё связано и не может восприниматься по кусочкам.
ПРОГРАММА ОТВРАТИТЕЛЬНА!!!
Дети получают не знания, а сведения. Материал не закрепляется и дается обрывочно. Темы не прорабатываются.
Участие и контроль родителей необходимы.
Конкретные примеры : ПРОПИСИ-отсутствуют наклонные линии,так что стойте над ребенком и напоминайте что писать следует с наклоном или прочертите сами. Масштаб строки 6 мм,после него детям сложно перейти к масштабу в тетради.
А как теперь пишется буква «Ы» прописная?! Загляните не пожалеете…
Не говорю о нижнем соединении прописных букв- это приводит к прерывистому письму и что делать дальше, когда потребуется более высокая скорость письма?
А зачем скажите в первом классе проходить части речи, если они не даются в полном объеме? Дети по-тупому должны заучить вопросы к существительному, прилагательному и глаголу. При этом опускается что имя существительное может быть разного рода и иметь множ.
Математика тоже прыг-скок, мало закрепляется состав числа и вы сами должны «гонять» ребенка, иначе не пойдет счет во втором десятке. И в первом классе давать умножение и деление в обрывочном варианте абсолютно ни к чему!
А вот Вам чудесное правило см. учебник Математика 2 ч. стр.29 «Чтобы к числу прибавить 2, можно назвать по порядку два следующих за ним при счете числа». Назвать какое число, первое или второе? Очень четкое правило.
Окружающий мир- ни о чем. По-моему только Виноградова не знает,что кормить ежей молоком НЕ СЛЕДУЕТ /стр.129/. Окр.мир.
И т.д. и т.п. МНОГИЕ В НАШЕМ КЛАССЕ ЗАНИМАЮТСЯ С РЕПЕТИТОРАМИ И МЕТОДИСТАМИ( у них волосы дыбом от программы) А МЫ-РОДИТЕЛИ ПРОПЛАЧИВАЕМ ПРОБЕЛЫ ПРОГРАММЫ.
Хочется подать в суд на возмещение затрат хотя бы по переучиванию прерывистого письма и чудесной буквы «Ы».

Дорогие коллеги! Работаю по этой программе 3 год. Сначала тоже многое казалось ненужным. Но сейчас уже могу судить о достоинствах. Мониторинги в 5 классах по русскому языку показвают, что наши детки намного грамотнее других. В математике,согласна, много недоработок.Методичка по окружающему миру скудная. Надеемся, что все наши пожелания, которые мы высказываем на встречах с редакторами, будут учтены. А в целом программа хорошая, развивающая, разработана диагностика, прекрасные рабочие тетради.
Я работаю по этой программе. Честно говоря, она мне не очень нравится. Дети к 1-му классу должны уже уметь читать, писать, считать и т. д. Тех, кто ничего этого не умеет приходиться оставлять на доп. занятия. Родители жалуются, что ничего не понимают, дети приходят домой без «задних ног». А завуч требует , чтобы дети ещё и на кружки ходили.
Работаю по УМК Виноградовой (Школа 21 века) второй год. Не в восторге. Русский язык еще так себе, можно согласиться. А вот математика… В учебниках математики материал расположен вразброс, нет четкой и стройной системы подачи материала. То мы складываем, то вычитаем. Не закрепив навыки сложения и вычитания, вдруг перескакиваем на умножение и деление. Много путаница. В учебниках для первого класса мне не нравится оформление. Какие-то уродливые рисунки. Мы с детками даже как-то не могли определить, кто нарисован на картинке. Или это белочка, а может быть медвежонок.
Отзывы собраны как по сети Интернет, так и из личной переписки при согласии на публикацию.
Обучение в XXI веке, начиная с начальной школы
Изучение стихийных бедствий, связанных с погодой, является серьезным делом для подающих надежды метеорологов в начальной школе Уайт-Оук в Шугар-Хилл, штат Джорджия. Для недавнего проекта STEM (наука, технология, инженерия и математика) одна команда пятиклассников разработала планы реагирования на чрезвычайные ситуации, которые они планировали представить аудитории инженеров-строителей. Другая команда наметила экскурсию для детей младшего возраста, чтобы помочь им понять погодные условия. Другие студенты обдумывали, как они могли бы использовать Minecraft или снимать видео, чтобы поделиться тем, что они узнали в ходе своих исследований погоды.
Когда директор Джин Лоетен-Пейн наблюдает за исследовательскими проектами, она хочет, чтобы студенты «творили свои чудеса, писали с определенной целью, думали о своей аудитории и готовились к публичности». Цели содержания также имеют значение, но Loethen-Payne знает, что изучение учебников само по себе не подготовит учащихся к предстоящим задачам. «Как мы развиваем навыки 21-го века, — спрашивает она, — чтобы наши дети были там, где им нужно быть к старшей школе?»
Это не теоретический вопрос. Начальная школа Уайт-Оук является частью кластера Lanier, группы школ в обширном школьном округе округа Гвиннетт, в которых особое внимание уделяется проектному обучению (PBL), STEM и навыкам 21-го века. Задачи, которые ожидают учащихся средних и старших классов, включают в себя подлинное решение проблем с партнерами по сообществу, инновации, основанные на технологиях, и стажировки в мире за пределами школы. Чем раньше они разовьют навыки и образ мышления 21-го века, тем лучше. P21 — Партнерство для обучения 21-го века — недавно назвало кластер Ланье образцом обучения 21-го века.
Начиная с основы
Построение конвейера для обучения 21-го века не означает, что обучение выглядит одинаково на всех уровнях обучения.
В начальной школе Уайт-Оук учителя создают прочную основу, чередуя PBL и более традиционные блоки, обычно выполняя по крайней мере один крупный проект в течение каждого девятинедельного периода. Даже когда учителя не ведут проект, они делают упор на поиск и используют модель семинара для чтения, математики и письма.
Предоставлено начальной школой White Oak
Учащиеся начальной школы White Oak совместно работают над проектом.
Начиная с детского сада и заканчивая пятым классом, учителя укрепляют навыки, необходимые для самостоятельного обучения учащихся. Например, документы планирования, опубликованные в Google, помогают учащимся научиться управлять своим временем и нести ответственность перед членами команды. Явные уроки сотрудничества «раскрываются снова и снова», — говорит Лотен-Пейн.
В средней школе Lanier учащиеся могут продолжить развивать свои навыки 21-го века, подав заявку на участие в междисциплинарной программе TWIST, или «Командная работа с инновационными навыками и технологиями».
Готовность к инновациям
Как только учащиеся поступят в среднюю школу Lanier, их ждет еще больше самостоятельного обучения. Студенты могут выбрать одну из четырех академий, каждая из которых ориентирована на свою карьеру.
Самой проектной академией является Центр дизайна и технологий. С тех пор как в 2010 году CDAT открылся в качестве пилотного проекта, в котором приняли участие 30 девятиклассников, он расширился и теперь включает более 400 учащихся 9–12 классов. учиться.
Например, недавний проект был вдохновлен знаменитой «последней лекцией» профессора Рэнди Пауша на TED. Преподаватель словесности Наоми Киршнер предложила учащимся подражать Паушу и приносить к столу что-то, отражающее их интересы или увлечения. Они использовали технологические навыки для продвижения этого аспекта себя, как если бы они претендовали на собеседование или стажировку.
В другом проекте учащиеся должны были применять словесные и технологические навыки, чтобы пережить заражение зомби.
«У нас нет формулы [PBL], — говорит Майк Рейли, основатель CDAT и консультант по инновациям Lanier Cluster. Он побуждал студентов получать патенты на свои изобретения и привлекать внимание местного бизнеса.
CDAT постепенно формирует у учащихся независимость по мере прохождения ими программы. Первокурсников обучают процессу выполнения проектов и знакомят с различными технологическими инструментами. Второкурсники углубляются в свои интересы, такие как программирование, инженерия или кинопроизводство. Юниоры занимаются проектом, рассчитанным на один год, таким как создание документального фильма, программирование автомобиля с автономным управлением или запуск инициативы общественных работ. Пожилые люди могут свободно покидать кампус для стажировок или программ двойного зачисления, чтобы начать зарабатывать кредит колледжа.
«Первое, что я слышу о наших учениках, — говорит Рейли, — это то, что наши дети разговаривают [с посетителями] так, как не говорит большинство старшеклассников. Они лучше общаются и сотрудничают, потому что у них так много диалогов с преподавателем и другими учениками».
Право собственности учителя
Во всем кластере Lanier учителя также имеют возможность учиться вместе.
В начальной школе Уайт-Оук Лотен-Пейн уделяет особое внимание сотрудничеству учителей с момента открытия школы в 2009 году.. «Нам нужно работать в команде и вместе искать лучшие ответы, чтобы создать лучшее для наших детей», — говорит она.
Точно так же рост CDAT «был органичным, а не сверху вниз», — говорит Киршнер. Она ценит общее время планирования с командой 10-х классов и регулярные возможности «натыкаться друг на друга в коридорах, вместе обедать и обсуждать дела вместе. Мы постоянно сотрудничаем».
Несмотря на значительный прогресс, процесс обучения в 21 веке не идеален, признает Рейли. В кластере Ланье ПОО еще не доходит до каждого учащегося. Но ученики, поступающие в среднюю школу с прочной базой навыков 21-го века, как объясняет Рейли, демонстрируют «явную разницу».
Что такое образование 21 века?
23.04.2019
Мы все слышали этот термин. Многие из нас даже используют его регулярно. И, вероятно, у всех нас есть внутреннее ощущение того, что такое обучение 21-го века или образование 21-го века. Но можем ли мы дать ему определение?
Возможно, было бы легче определить его, объяснив сначала, чем образование 21 века не является (или чем было образование 20 века — и до сих пор остается во многих местах).
Образование 21-го века – это не группа учеников, тихо сидящих за партами ровными рядами и записывающих каждое слово, которое учитель говорит или пишет на доске (или смарт-доске). Это не преподавание теста, не указание учащимся, что им нужно выучить, чтобы получить пятерку, предполагая, что каждый ребенок идет или должен идти по одному пути, или оценка школ или учителей исключительно по средним баллам ACT и уровню поступления в колледж.
И это не то, что заканчивается в 3 часа каждый день, или в пятницу каждой недели, или даже весной каждого года. Это путешествие длиною в жизнь. Как сказала доктор Кимберли Питч Миллер, директор школ города Бексли (Огайо), «финишная черта — это не май 12-го класса».
Определение и предоставление обучения 21-го века немного сложнее, чем это. Это немного сложнее. Чуть больше нюансов. Гораздо сложнее оценить. И когда все сделано правильно, создается среда, в которой вовлеченные учащиеся активно формируют свое обучение.
Роль преподавателей в 21 веке должна заключаться в том, чтобы помочь каждому учащемуся научиться учиться. Это вдохновляет творчество , поощряет сотрудничество , ожидает и вознаграждает критического мышления и обучения детей не только общению, но и силе эффективного общения . Это навыки, которые студенты должны развивать, чтобы преуспеть в сегодняшнем и завтрашнем динамичном рабочем месте.
Для ясности: мы не предлагаем детям больше не нуждаться в 3R, занятиях STEM или технической подготовке для профессионального пути. Мы просто говорим, что одних этих вещей недостаточно. Мы также говорим, что 4C недостаточно сами по себе. Образование 21 века должно быть чем-то большим, чем любая одна или две из этих вещей.
Если мы хотим дать каждому учащемуся образование 21-го века, мы должны способствовать более глубокому обучению путем целенаправленной интеграции строгого академического содержания с опытом, который намеренно развивает навыки, образ мышления и грамотность, необходимые учащимся, чтобы учиться на протяжении всей жизни и вносить свой вклад в наш постоянно меняющийся мир.
А для этого нам нужно изучить все в наших школьных системах. Что нужно и что ненужно? Какие аспекты развивают навыки, которые учащиеся могут взять с собой на всю оставшуюся жизнь, а какие факты им необходимо знать для теста? Как мы намеренно развиваем компетенции и навыки, которые мы хотим, чтобы наши студенты могли развивать после выпуска?
В Battelle for Kids мы предлагаем ряд ресурсов, которые помогут обеспечить образование 21 века.
A Portrait of a Graduate
Our national EdLeader21 network and statewide SOAR networks for visionary educational leaders
The P21 network for businesses, organizations, and associations collaborating to accelerate 21st century learning
However , эти ресурсы и сети действительно полезны только тогда, когда все педагоги, руководители школ, руководители округов, члены школьных советов, учителя, члены сообщества и учащиеся имеют общее понимание того, что такое образование 21-го века, и, что более важно, зачем предоставлять и его получение имеет решающее значение для успеха вашей школы, ваших учеников, вашего сообщества, нашей страны и нашей планеты.