Особенности программы начальная школа 21 века: Программа Начальная школа 21 века

Особенности УМК “Начальная школа XXI века” | Материал по теме:

Особенности программы «Начальная школа XXI век»

Клименко Г. П.,

Учитель начальных классов

МБОУСОШ № 3 пгт Рослякоово

«Начальная школа XXI века» – это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Система разработана коллективом учёных Института содержания и методов обучения РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. Руководитель проекта – заслуженный деятель науки Российской Федерации, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Виноградова Наталья Федоровна.
Система учебников «Начальная школа XXI века» входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. УМК «Начальная школа XXI века» входит в раздел перечня «Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования». Коллектив авторов «Начальной школы XXI века» был удостоен премии Президента Российской Федерации в области образования.

Сегодня в условиях внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов второго поколения начальная школа должна реализовывать следующие приоритетные цели:

  1. Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
  2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
  3. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень образовательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Направленность процесса обучения на достижение этих целей обеспечит развитие школьника.

Главными характеристиками развития младшего школьника являются

  • сформированное умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств  для решения учебной задачи;
  • сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески;
  • сформированное умение осознавать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с образцом; самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи;
  • высокий (в соответствии с возрастными возможностями) уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи.

Учитывая важность формирования ведущей (учебной) деятельности младшего школьника, авторы проекта обратили на это особое внимание, выделив специальную программу «Учебная деятельность».

В связи с особенностями концептуальных и методических подходов авторов программы,  большое значение придаётся интеграции и дифференциации обучения, что позволяет рассматривать ученика как субъект деятельности, т. е.   как равноправного его участника. При этом руководящая роль учителя скрыта для ученика, а ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия.  Таким образом,  создаются учебно-познавательные мотивы, влияющие на процесс и результат деятельности ученика, создающие возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность и творчество.

В учебно-методическом комплекте «Начальная школа XXI век» реализованы следующие идеи:

  • обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младших школьников, их индивидуальности и способностей;
  • методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
  • обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку способностей.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования учебных умений, которое должно осуществляться на каждом уроке любого предмета.

Основные учебные умения:

  • умения принимать и решать учебную задачу. Практическая задача – «что делать» и учебная – «как делать».
  • Умения анализировать, сравнивать, классифицировать.
  • Работа с моделями (построение и преобразование различных моделей).
  • Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Постепенный переход от итогового контроля «что сделано» к пооперационному «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

В УМК «Начальная школа XXI век» представлены следующие предметы: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, включающее в себя литературное слушание, математика, окружающий мир, музыкальное искусство, технология, изобразительное искусство.

По всем предметам программы для обучающихся разработаны учебники, рабочие тетради, тетради для отработки навыков счёта, грамотного письма, тетради для контрольных работ; проверочные тестовые работы по классам.

Например, русский язык:

  • Учебник 2 части
  • Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2 части.
  • Рабочая тетрадь «Учимся писать без ошибок»
  • Тетрадь для контрольных работ.

Во всех учебниках и рабочих тетрадях используется одна система условных обозначений, что позволяет школьникам быстро их запомнить и  правильно выполнять задания без дополнительных комментариев педагога.

Например, «трудное задание» – нарисована гиря; ладонь с выставленным указательным пальцем – «подсказка» и т. д.

Кроме обязательных учебных пособий также имеется и справочная литература «Хрестоматия по литературному чтению», «Книгочей» (словарь-справочник).

 Для педагогов разработаны сборник программ к УМК, методические пособия по всем предметам, для осуществления контроля  знаний обучающихся имеются сборники «Оценка знаний».

Также разработаны программы по внеурочной деятельности, осуществление которой требуется ФГОС НОО. Авторами предусмотрена работа по следующим направлениям:

  1. Общеинтеллектуальное направление: «В мире книг», «Занимательная математика», «Удивительный мир слов», «Шахматы»
  2. Духовно-нравственное направление: «Праздники, традиции и ремёсла народов Росси», «Этика: азбука доброты»
  3. Социальное направление: «Моя первая экология», «Экономика: первые шаги»
  4. Спортивно-оздоровительное направление: «Юный турист: изучаю родной край», «Я – пешеход и пассажир».

Таким  образом, можно утверждать, что программа «Начальная школа XXI век» обеспечивает формирование у младших школьников как предметных знаний и умений,  так и универсальных учебных действий.

По мнению родителей,  данная программа детям интересна, учебники насыщенны заданиями, которые рассчитаны  на  любой уровень подготовленности, позволяют работать ребёнку в индивидуальном темпе. К каждому предмету разработаны красочные тетради с творческими заданиями.

По окончании 1 года работы по программе «Начальная школа XXI века» я провела опрос родителей с целью выявления уровня удовлетворённости программой, учебниками, организацией учебного процесса, заинтересованности обучающихся учением.

Результаты опроса родителей представлены на диаграммах (см презентацию).

По итогам  года в 20011 – 20012 уч. г. обучающиеся моего класса показали следующие результаты:

  • базовый уровень усвоения программного материала – 7 чел.
  • выше базового – 14 чел.
  • продвинутый уровень – 4 человека.

Таким образом, можно утверждать, что программа «Начальная школа XXI века» позволяет всесторонне развивать каждого обучающегося, формировать способность к самообразованию.

Литература:

1.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, МОиН РФ, 2009 г.

2. Виноградова Н.Ф.  «Начальная школа ХХI века»: ведущие идеи и основные задачи // Информационный бюллетень «Начальная школа».- 2007. – Выпуск 1. – С. 6-7. URL:  http://www.vgf.ru/pedagogu/ Metod.aspx

3. Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой- 3-е издание – М. «Вентана – Граф», 2011.

4.Сборник программ внеурочной деятельности. под редакцией Н. Ф. Виноградовой– М. «Вентана – Граф», 2011.

 

УМК “Школа 21 век”: за и против

О программе «Школа XXI век»  порой высказываются прямо противоположные мнения. Причем, как среди учителей, так и среди родителей. 


Но сначала предлагаю посмотреть и добавить в закладки страницу с оглавлением тренировочных упражнений по русскому и математике в 1-4 классах: 

Начальная школа.

Тренировочные упражнения.

Внимание! Не важно, по какой программе вы учитесь! 2 + 2 всегда = 4, а ЖИ-ШИ будем писать с буквой “И” ↓ полезные материалы ↓Советские учебники → доступны к скачиванию бесплатно! Тренировочные…

Перейти к упражнениям