что это такое, содержание рабочей программы, особенности, плюсы и минусы, отзывы специалистов
Программа «Школа России» была создана в 2001 году. Она стала преемником советского образования и сохранила его лучшие традиции. При этом учебный комплекс регулярно обновляется и совершенствуется: к классическим методикам добавляются новые подходы и современные технологии обучения.
«Школа России» нацелена на то, чтобы дети получили не только базовые знания, но и духовно-нравственное развитие. Учебные дисциплины воспитывают патриотизм, семейные ценности и любовь к природе.
Что такое программа «Школа России»
«Школа России» — это учебно-методический комплекс (УМК), по которому занимаются дети с 1 по 4 класс. В него входят учебники, рабочие тетради, книги для чтения, атласы и другие пособия. С их помощью учителя могут составить разнообразные уроки, а родителям проще разобрать с ребенком домашнее задание.
«Школа России» включает основные учебные дисциплины начального образования. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и пользуется популярностью среди педагогов.
На занятиях по программе учителя используют проблемно-поисковый подход. Перед школьниками ставят задачу, которую нужно решить: самостоятельно или вместе с педагогом. Так дети учатся работать с информацией, развивают логику, мышление и получают новые знания.
Полезные факты о программе «Школа России»
Учебно-методический комплекс разработали ученые | Автор программы — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. Он составил для школьников учебники по окружающему миру. Авторы остальных учебных пособий — известные ученые и методисты. |
Программа включает в себя полный набор дисциплин начальной школы | Дети изучают следующие предметы: русский язык и русскую азбуку, математику, литературное чтение, окружающий мир, информатику, музыку, технологию, физкультуру, ИЗО, основы религиозных культур и светской этики.![]() |
Чтобы начать учиться, не требуется специальной подготовки | Не беда, если ребенок при поступлении в 1 класс не умеет читать, считать и писать. Он освоит программу наравне с другими, потому что в «Школе России» дети начинают учебу с изучения алфавита и цифр. |
В УМК собраны разнообразные задания | Один из принципов «Школы России» — это обучение в деятельности. Одни задания учат школьников работать с книгами, другие — искать разные решения, а проекты, которые дети делают с родителями, помогают семье проводить больше времени вместе. |
Программа «Школы России» получила признание ученых | Академики РАН и РАО высоко оценили «Школу России», отметив, что она помогает детям полностью усвоить программу начальной школы. |
Содержание программы «Школа России»
Программа «Школа России» дает основные знания, которые позволяют ученику без проблем перейти в среднюю школу. Учебный процесс построен так, чтобы ребенок вовлекался и участвовал в занятии, а не просто отсиживался за партой.
1 класс
В первом классе основными предметами являются русский язык, математика, литературное чтение, технология, изобразительное искусство и окружающий мир. Во время занятий школьники изучают азбуку и счет, учатся писать, решать простые задачи и формулировать собственные мысли.
В программе предлагаются задания разного уровня сложности. Есть вопросы, которые разбирают вместе с учителем, и упражнения для самостоятельного изучения, для работы в паре и в группах. К учебникам прилагаются дополнительные пособия: рабочие тетради, прописи, атласы, словари.
это интересно
«Планета знаний»: плюсы и минусы программы
Выясняем, в чем особенность популярной методики обучения в начальной школе
подробнее2 класс
Во втором классе программа углубляется. Появляется больше заданий для учеников с разным уровнем знаний. Например, пособия по конструированию и задачник с нестандартными упражнениями по математике.
Материал в учебниках структурирован по рубрикам: «Страничка для любознательных», «Проектные задания», «Проверь себя». Благодаря этому дети учатся работать с разными видами информации, обогащают словарный запас, развивают грамотность и начитанность.
3 класс
В третьем классе школьники начинают изучать новый предмет — информатику. Теорию дети осваивают по учебнику, а знания закрепляют с помощью заданий в рабочей тетради и тетради проектов.
Знания по другим дисциплинам выстраиваются в последовательную систему. К каждой теме добавляются задачи, которые нужно уметь выполнять после изучения материала.
В учебниках есть рубрики на повторение пройденных параграфов и самостоятельную проверку знаний. Появляется больше примеров из реальной жизни, задач на логику и смекалку, на развитие творческого мышления и интереса к учебе.
4 класс
Четвертый класс — последняя ступень программы «Школа России». Темы уроков становятся более объемными, поэтому делятся на несколько частей. С помощью упражнений и тестов учитель проверяет, как школьники усвоили отдельные вопросы и тему в целом.
Задания можно найти как в учебниках, так и в рабочих тетрадях. К общим вопросам добавляются нестандартные упражнения, которые развивают память, воображение и наблюдательность. Дети учатся самостоятельно проверять знания и оценивать свои успехи в учебе.
Особенности программы «Школа России»
«Школа России» ориентирована на духовно-нравственное развитие — в этом ее главная особенность. Авторы программы считают, что учителя должны не только давать знания, но и воспитывать детей, прививать им общечеловеческие ценности.
Обучение по УМК формирует у школьников интерес к родной культуре, патриотизм и уважение к национальным традициям. Так работает принцип воспитания гражданина России.
Отдельное внимание уделяется вопросам экологии. Школьники изучают экологические проблемы и учатся относиться к природе бережно.
Еще одна особенность программы — формирование универсальных учебных действий. Это те навыки, которые помогают ребенку учиться.
Обучение строится так, чтобы дети получили определенный результат: новые знания и умения, а не просто оценку в дневник. Благодаря этому у школьников появляется интерес к учебе, они становятся более ответственными и внимательными.
Кому подходит программа «Школа России»
По программе «Школа России» может заниматься ребенок с любым уровнем подготовки. С помощью разнообразных заданий учитель подстраивает нагрузку под ученика. Например, в первом классе начинается изучение букв, а для детей, которые умеют читать, выделены дополнительные упражнения.
«Школа России» модернизировала классическое советское и российское обучение. Поэтому УМК подойдет тем родителям, которые не готовы применять малоизвестные методики и хотят учить ребенка так же, как учились сами.
Кроме того, программа подходит детям, которые поменяли место жительства. Дело в том, что «Школа России» используется в большинстве российских образовательных учреждений. Если в предыдущей школе ребенок учился по этому УМК, ему будет проще адаптироваться на новом месте и не придется «догонять» одноклассников.
Плюсы программы «Школа России»
Главное преимущество «Школы России» — ее содержание. Ребенок получает комплексные знания по всем предметам и ему проще учиться на следующей ступени.
В программе оформлен сильный курс по русскому языку: правила хорошо структурированы, много упражнений на развитие грамотности. В комплекте идут прописи и рабочие тетради.
Большой объем информации изложен в учебниках по окружающему миру. Предусмотрены практические задания, с помощью которых ребенок закрепляет знания.
При этом дети не получают высокой нагрузки. Материал в учебниках изложен доступным языком, а домашние задания довольно простые.
это интересно
Что такое система Занкова
Индивидуальный подход, развитие мышления и самостоятельность – в чем особенность этой методики обучения
подробнееМинусы
программы «Школа России»Родители, чьи дети занимаются по этому УМК, отмечают недостатки программы. Во-первых, материал слишком упрощен. Способным детям и школьникам, которые ходят на дополнительные курсы, может быть скучно на уроках.
В частности, программа по математике рассчитана только на начальный и средний уровень знаний. А изучение одной темы растягивается на несколько уроков.
Во-вторых, большинство заданий по программе учат школьников переписывать и повторять информацию из учебников. Заданий на логику и творческое мышление не так много, как хотелось бы некоторым родителям и учителям.
Отзывы экспертов о программе «Школа России»
Татьяна Гаценко, учитель начальных классов, ведущий консультант Домашней школы «ИнтернетУрок»:
Учебная программа «Школа России» работает десятки лет и представляет собой более современный вариант традиционной системы обучения.
Система заданий позволяет обучаться детям с разными способностями и подготовкой, знания даются в легкой, доступной форме, от простого к сложному, все темы связаны между собой. Учебные пособия написаны доступным и понятным языком, что позволяет освоить необходимый объем предметных знаний и получить необходимые универсальные учебные действия каждому ребенку.
Популярные вопросы и ответы
Отвечает Татьяна Гаценко
Какая главная цель у программы «Школа России»?
Программа УМК «Школа России» основана на опыте отечественной педагогики. В ней уделяется внимание патриотическому воспитанию, формированию гражданской позиции. В России как в многонациональной стране особенно важно с детства прививать уважение к культуре разных народов, любовь к Отечеству и родному языку.Особая роль отводится семье, изучению духовных ценностей, бережливому отношению к окружающей среде. Кроме того, УМК способствует развитию таких моральных качеств, как отзывчивость, взаимопомощь и доброта.
Какие методы используются в программе?
Учебно-методический комплекс «Школа России» основан на проблемно-поисковом методе, позволяющем научить школьников коммуницировать друг с другом, работать с информацией. Этот метод закладывает основы навыков планирования и оценки пережитого опыта.Большое внимание уделяется творческой и проектной деятельности, что особенно важно для школьников младших классов.
Можно ли учиться по программе «Школа России» онлайн?
В программе предусмотрены разнообразные организационные формы обучения, в том числе с использованием информационных образовательных ресурсов. Следовательно, есть возможность ее использования при домашнем обучении или онлайн-обучении.
МБОУ Школа №81 г.Владивосток. Образовательная программа. Программа по НПО
Основная образовательная программа начального общего образования (далее — Образовательная программа) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 81 г. Владивостока» разработана коллективом педагогов школы с учетом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010), а также концептуальных положений учебно-методического комплекса (УМК) «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования.
Территориальная удаленность школы от центра города, отсутствие культурных и спортивных объектов – специфические социальные условия, в которых функционирует школа, выполняя роль культурно-образовательного центра микрорайона. Абсолютное большинство социальных заказчиков школы – рабочие, служащие, интеллигенция, предприниматели. Социологические исследования показывают, что сохранение и укрепление здоровья, условия социально-эмоциональной комфортности, эрудированность, целеустремленность, умение решать проблемы – важнейшие образовательные ценности для родителей.
Для обеспечения доступности качественного образования используется очная форма освоения образовательных программ.
Образовательное учреждение, организуя процесс обучения и воспитания обучающихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нём, достигать социального успеха. Разработка образовательной программы начального общего образования осуществлялась школой самостоятельно с привлечением органов самоуправления (педагогический совет, совет школы), обеспечивающих государственно-общественный характер управления.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учтены характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Дидактические системы, используемые в начальной школе, носят вариативный характер и адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, при этом доминирует деятельностный подход. В предыдущие годы начальной школой были достигнуты следующие качественные характеристики:
— все выпускники начальной школы сохраняют высокую мотивацию к обучению, активной познавательной, креативной и социальной деятельности;
— выпускники начальной школы являются субъектами высокого уровня коммуникативной включенности, о чем свидетельствуют: свободное межличностное общение, высокая способность к монологич-ной речи, развитие навыков и способностей к письменной речи, освоение на пользовательском уровне основ компьютерной грамотности; начальное владение иностранным языком;
— учащиеся являются носителями культуры здоровья;
— дети знают культуру своей страны, отличаются толерантностью, воспитанностью, высокой организацией;
— выпускники начальной школы отличаются готовностью к активному непрерывному образованию.
Эти показатели отвечают требованиям качества образовательного процесса и работают на достижение модельных характеристик выпускника первой ступени обучения.
Кроме вышеперечисленного, при разработке образовательной программы были учтены:
— уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в школе работают квалифицированные педагогические кадры, педагоги имеют высшую квалификационную категорию, прошли обучение на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов, участвующих в переходе на ФГОС, владеют современными образовательными технологиями, опытом разработки и внедрения иннова-ционных программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов;
— материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает компьютерный класс, библиотека, спортивный зал, имеется выход в Интернет; учебные кабинеты начальной школы оснащены необходимым оборудованием (мебель, аудио-, видеотехника, библиотека художественной и методической литературы, наглядные, раздаточные, дидактические материалы и пособия;
— традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой цикл общешкольных мероприятий, участие педагогов в освоении современных образовательных технологий, своевременное повышение курсовой и квалификационной подготовки и т. д.;
— цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
— учебно-методическую базу реализации учебных программ.
УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает всепредметные области учебного плана ФГОС, включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогичес-кого и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих образовательных задач:
1. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в учебно-методическом комплексе «Школа России». В содержании системы учебников УМК «Школа России» заложен значительный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в системе учебников УМК «Школа России» реализуется различными средствами.
Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Во-вторых, это родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия.
В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учётом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности,способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу,знакомству с культурами народов других стран мира,Россия предстаёт перед учеником как часть многообразного и целостного мира,а её граждане — одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития.
Рабочие программы, учебники и учебные пособия построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно открывает свою планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества.
Обращение, в первую очередь, к человеческим качествам развивающейся личности не означает недооценки других составляющих развития ребёнка: психических процессов, творческих способностей, системного включения младшего школьника в учебную деятельность.
В программе принципиальное значение отводится воспитанию ребёнка именно в процессе реализации системно-деятельностного подхода, так как словосочетание «развитие и воспитание» в контексте ФГОС есть суть формирования личности гражданина России. Решение современных задач, выдвигаемых жизнью (включение младших школьников в социально-значимую проектную деятельность, освоение компьютерной грамотности, развитие здоровьес-берегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности и др. ), гармонично сочетается с решением базовых задач начального образования (научить осознанному чтению, письму, правильной речи, началам математики, видению окружающего мира; привить определённые трудовые навыки и др.).
Полный текст программы по НОО скачать
ОСОБЕННОСТИ образования в России и российской системы образования
Россия простирается от восточных равнин Европы до востока Азии. Страна занимает площадь 17 075 400 квадратных километров, что делает ее самой большой страной в мире. Официальным языком является русский, хотя среди 160 этнических групп, зарегистрированных для проживания в пределах России, говорят примерно на 100 языках. Это делает Россию невероятно разнообразной страной, в которой нет ни одной культуры, которая могла бы направлять ваши ожидания.
Российское высшее образование наиболее известно своим превосходством в области науки и исследований. Говорят, что более четверти мировой научной литературы издается на русском языке — удивительно однообразном языке, несмотря на его огромное распространение по странам и народам. Он также является одним из шести официальных языков Организации Объединенных Наций.
Российская система образования во многом основана на центральноевропейской системе и очень похожа по своей структуре. Система разделена на четыре основные части: начальное, среднее, высшее и последипломное образование. Хотя названия в целом соответствуют тем же типам образования, что и в других местах, есть некоторые различия.
Среднее образование в России можно получить за 11 лет вместо 12, как во многих других странах. Годы с первого по девятый обязательны. После этого каждый студент может выбрать один из нескольких способов продвижения вперед. Аттестат о базовом общем образовании, полученный после девятого класса, может привести к еще двум годам обучения в средней школе, что дает аттестат о полном среднем образовании, который, в свою очередь, дает учащемуся право на поступление в высшие учебные заведения. Другой альтернативой является получение степени младшего специалиста в школе или колледже ремесленников, которая длится три года и, как правило, ведет непосредственно к работе.
Высшее образование в России
В России существует три основных типа высших учебных заведений. Это университеты, академии и институты. Университеты предлагают широкий спектр программ на всех уровнях образования. Академии предоставляют высшее образование на всех уровнях и проводят большое количество исследований, обычно специализирующихся в одной отрасли, такой как наука, искусство или архитектура. Институты являются самостоятельными частями университетов или академий, предлагающими программы профессионального образования.
В России больше выпускников университетов, чем в любой другой стране Европы. Во многом это связано с тем, что в советское время государство финансировало все образование и высшее образование, включая расходы на проживание. В России около 519 высших учебных заведений и 48 университетов. Россия исторически уделяла большое внимание науке и технологиям в образовании, и большинство государственных учреждений специализируются в этой области. Здесь также наилучшая репутация российского высшего образования. В дополнение к этим традиционным российским учебным заведениям появилось много частных высших учебных заведений, часто предоставляющих образование в тех областях, которые традиционно не были в центре внимания, таких как экономика, бизнес и право.
Дипломные структуры в России
Высшее образование в России обычно длится от четырех до шести лет. Первые четыре года очного обучения в университете приводят к получению степени бакалавра (бакалавра). Для завершения курса требуется исследовательский проект и сдача государственных выпускных экзаменов. Степень бакалавра присуждается во всех областях, кроме медицины, где первый этап длится шесть лет.
После получения степени бакалавра студенты имеют право на поступление в программу получения диплома специалиста и магистра. В России это не считается последипломным образованием, как в большинстве других стран. Степень магистра присуждается после двух лет обучения, один из которых – год исследований, включая практику, подготовку и защиту диссертации. Кроме того, вы также должны сдать выпускные экзамены.
Степени бакалавра и магистра относительно новые. Их не было в советской системе, и они были введены, чтобы привести российскую систему в соответствие с более международным стандартом в соответствии с Болонским процессом. Мы надеемся, что это изменение будет означать более широкое признание и признание российских ученых степеней за рубежом, что в прошлом было проблемой для иностранных студентов и сдерживало число иностранных студентов.
Степень магистра дает студенту право на поступление в аспирантуру. Послевузовское образование можно получить в университете или научном институте и разделить на две части. На первом уровне обычно присуждается степень кандидата наук, то есть кандидата наук. Этот первый уровень примерно эквивалентен докторской степени. В Соединенных Штатах.
Дальнейшее последипломное образование (2-4 года) приводит к получению степени доктора наук, которая затем ведет к получению степени доктора наук. Последняя редко присуждается лицам моложе 40 лет, поскольку время между этими двумя степенями обычно составляет около 10 лет.
Иностранные студенты в России
Поскольку язык обучения в основном русский, большинство иностранных студентов в России приезжают из Польши и прибалтийских государств, многие из которых ранее входили в состав Советского Союза. Однако все больше иностранных студентов со всего мира приезжают в Россию – обычно из-за ее превосходного образования в области технологий и науки и очень доступной стоимости обучения. Китайские студенты составляют особенно большую группу, за которой следуют Ближний Восток и Северная Африка. С увеличением числа иностранных студентов некоторые школы начали программы на английском языке, чтобы привлечь больше студентов из-за рубежа. Большинство этих программ можно найти в двух основных международных центрах Москвы и Санкт-Петербурга.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Россия является одним из мировых лидеров в области образования, науки и технологий. Это делает ее одной из самых привлекательных стран для ее приобретения среди иностранных студентов.
Помимо высокого качества, конкурентным преимуществом российского образования является относительная доступность по сравнению со странами Северной Америки, Европы и другими развитыми странами (средняя стоимость учебного года, включая проживание в студенческом общежитии , составляет 1500-3000 долларов США).
К высшим учебным заведениям России относятся около 1300 учреждений, академий и университетов, осуществляющих обучение по более чем 300 направлениям и специальностям высшего образования, программам магистратуры, аспирантуры и резидентуры. Российское образование – это доступ к самым современным лабораториям и научно-техническим центрам, квалифицированному профессорско-преподавательскому составу, престижным дипломам, признанным во всем мире, традициям, заложенным веками.
Продолжительность учебного года в российских вузах составляет 10 месяцев (с 1 сентября по 30 июня). Учебный год делится на 2 семестра: первый семестр: 1 сентября – 25 января; второй семестр: 9 февраля – 30 июня. В конце каждого семестра (январь и июнь) студенты сдают зачеты и экзамены по изучаемым предметам. Между семестрами для студентов предусмотрены каникулы: зимние каникулы (2 недели: с 25 января по 9 февраля), летние каникулы (2 месяца: с 1 июля по 30 августа). Студенты могут провести зимние и летние каникулы в России или уехать домой.
Система оценок в российских вузах исторически сложилась на основе пятибалльной шкалы: 5 – отлично; 4 – Хорошо; 3 – Удовлетворительно; 2 – неудовлетворительное; Прошел и не прошел. Самый низкий проходной балл – 3 или сдано. Однако в последнее время наряду со стандартной российской пятибалльной шкалой активно используется более привычная для иностранцев стобалльная шкала. Стандартная система оценок конвертируется в общепринятую в рамках повышения узнаваемости российского образования: A, B, C, D, E и т. д.
Обучение иностранных граждан по основным образовательным программам осуществляется в очной форме, а для иностранных граждан с визовым режимом – в заочной (вечерней) форме. Обучение граждан с безвизовым режимом возможно в очной и заочной формах, а также в заочной форме.
Обучение в российских вузах осуществляется на русском языке. Обучение по некоторым специальностям осуществляется также на английском языке (около 20 специальностей и направлений подготовки).
При выборе обучения на английском языке с кандидатами по прибытии будет проведено собеседование на знание языка. Предоставление результатов международных тестов (IELTS, TOEFL, CAE, DALF, TCF и др.) не требуется. Образовательная программа на английском языке включает обязательный курс русского языка, необходимый для пребывания иностранных студентов в России, полноценного общения и использования многомиллионных баз учебных материалов в период обучения.
По окончании обучения в вузах выпускникам выдается диплом государственного образца РФ с указанием степени/квалификации (бакалавр наук, магистр наук, специалист/инженер) и специальности.
Выпускники могут пожелать получить дополнительный документ – «Европейское приложение», позволяющее получить эквивалентность диплома в любой из 47 европейских и других стран, подписавших Конвенцию о признании квалификаций, касающихся высшего образования в Европейском регионе, для дальнейшего образования или трудоустройства в этих странах.
В настоящее время все дипломы российских государственных вузов признаются в любой стране мира.
Заявления на обучение на подготовительном отделении принимаются круглогодично.
Заявления на получение основного образования (1 и последующие годы) принимаются ежегодно с 1 июня по 15 августа для безвизовых стран и с 1 июня по 15 июля для визовых стран. Начало занятий 1 сентября.
Требования к документам об образовании иностранных граждан основываются на требованиях и законах страны, выдавшей их. Если иностранный гражданин имеет документы об образовании, дающие ему право на поступление в вуз страны проживания по желаемой специальности или направлению подготовки, то он имеет такое же право подать заявление о приеме в российский вуз.
Страхование жизни и здоровья является обязательным для каждого иностранного гражданина, прибывающего в Российскую Федерацию для обучения.