Отличительные признаки педагогика марии монтессори: Суть, методы и отличительные черты системы обучения М. Монтессори

Содержание

основные принципы и суть методики раннего развития Монтессори

  • Text Link

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей XIX века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!  

Поэтому Мария начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержкой развития. Но, убедившись в успехе своей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. 

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему основу для интересных занятий и учит его пользоваться ей. 

Основные принципы методики

  • Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.  
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
  • Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

<<Форма демодоступа>>

Преимущества и недостатки системы

Плюсы:

  • Дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. 
  • На занятиях не скучно, малыши любознательны и инициативны. 
  • Они могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.
  • Дети знают, что такое «личные границы» и «кто Я есть».

Минусы:

  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Пособия довольно дорогостоящие, и они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.
  • Сложно воссоздать монтессори-среду в домашних условиях.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку. А вот маме и папе, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка без привязки к стандартной системе, метод, скорее всего, не подойдёт.

Детям, у которых нет проблем с общением и социализацией, будет легче, чем замкнутым. Любителям спокойно поиграть или порисовать будет проще освоиться, чем тем, кому нужно много подвижных игр в течение дня.

<<Форма курс 1-4>>

В России относительно распространены частные монтессори-сады, центры раннего развития или группы, где дети занимаются по системе. Обычно помещение разделено на зоны, в каждой из которых ребёнок может находиться по своему усмотрению. Занятия проходят индивидуально с каждым малышом.

Монтессори-группа

Из садика дети могут перейти в монтессори-классы, где оценки ставятся по принципу «получилось — не получилось». Такие школы — большая редкость, иногда частные учреждения берут отдельные монтессори-принципы. Но и те и другие считаются экспериментальными площадками. В школе дети встречаются не только с «хочу», но и «надо сейчас», то есть с обязательными уроками.

Монтессори-педагогика — это лишь один из методов. Его можно сочетать с другими. Например, есть ТРИЗ, вальдорф, интерактивное обучение, перевёрнутый класс, система Эльконина-Давыдова.

Откройте удивительный мир хоумскулинга!

Почувствуйте свободу альтернативного образования. В «Домашней школе Фоксфорда» вас ждут живые занятия, общение с преподавателями, интерактивные домашние задания и гибкое расписание.

Принимаю условия соглашения и политики конфиденциальности

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту [email protected]

Бесплатный курс для родителей юных хоумскулеров

Узнайте, как наладить семейное обучение в 1–4-м классах. Рассказываем, как построить здоровый режим дня, научить учиться и социализировать ребёнка.

Записаться

Принципы педагогической системы Монтессори и их воплощение в работе педагога

Основные принципы Монтессори педагогики

Отличительная черта подхода в том, что ребенку любого возраста определенным организуется среда, в которой тот может свободно перемещаться и самостоятельно выбирать себе занятие. При этом все предложенные занятия и материалы разработаны с учётом потребностей возраста и ставят перед собой цель не просто научить ребенка механическим действиям, но раскрыть перед ним суть изучаемых явлений.

Название Монтессори воспитательная система получила от своего основателя, итальянского врача и педагога Марии Монтессори, создавшей его в начале 20 века. Подход стал настоящим прорывом для педагогики того времени, так как сместил фокус с взрослых на нужды самих детей.

Педагогическая деятельность Марии Монтессори началась с наблюдения за поведением детей и определением, по каким законам происходит развитие психики ребенка. На основе этих наблюдений она выделила несколько возрастных периодов, определила основные образовательные потребности детей разного возраста, а также разработала воспитательную систему, призванную помочь детям развиваться гармонично.

Можно выделить несколько главных принципов Монтессори педагогики:

  • Ребенок – это личность достойная уважительного отношения с первого дня жизни
  • Образование детей всегда должно быть практическим. Невозможно объяснить ребенку, что такое треугольник, не показав и не дав ему пощупать этот треугольник.
  • Образование не может быть одинаковым для всех. Эффективность обучения определяется искренним интересом ребенка в познании, а, значит, организация класса должна позволять создание индивидуальных программ в соответствии с интересами и способностями ребенка
  • Детям важно взаимодействовать с другими детьми, находящимися на разных ступеньках развития, поэтому Монтессори педагогика подразумевает использование разновозрастных групп
  • Каждый ребенок имеет право обучаться в своём темпе
  • Глобальная задача системы педагогики Монтессори – это сделать ребенка самостоятельным, разумным и уверенным в  себе созидателем
  • Педагог не должен напрямую передавать детям знания, но должен стать мудрым наставником, умеющим создать в классе атмосферу, располагающую к обучению
  • Оценка ребенка должна вестись только с учётом индивидуальных способностей, отражать сильные качества ребенка и зоны роста
  • Нельзя допускать грубого сравнения детей между собой и их конкуренцию за оценки и похвалу взрослых

Как понять, что воспитатель придерживается педагогических принципов Монтессори?

Как же в реальности выглядит работа с ребенком в педагогической системе Монтессори? Сегодня мы предлагаем разобраться с фразами, которые зачастую можно услышать в классе.

«Я вижу, как ты стараешься!» Оцениваем не результат, а затраченные усилия

Монтессори сообщество искренне верит в то, что в детском образовании главное не результат, а сам процесс. Это же отражается и в обратной связи от педагога. Мы стараемся поощрять не сам результат («отличная работа!» или «какой красивый рисунок!»), а обращать внимание ребенка на то, как он пришел к своему результату, как работал, не отвлекаясь в течение долгого времени, как следил за почерком.

Такой педагогический приём Монтессори способствует обретением ребенка адекватной самооценки и понимания, что результат складывается из затраченных усилий.

  • Вместо привычной похвалы «Какой хороший мальчик!» расскажите ребенку, что в его поведении вам так понравилось «Как здорово, что сегодня ты помог младшему брату убрать его игрушки! Спасибо тебе!»
  • Вместо «Ты у меня настоящий художник!» попробуйте обратить внимание на усердие малыша «Я горжусь тем, что ты дорисовал всех персонажей, несмотря на то, что это было сложно»

«Что скажешь?» Помогаем малышу самостоятельно оценивать результаты своего труда

Главным учителем для малыша всегда является он сам. Взрослые же помогают ребенку научиться самостоятельно ставить цели и оценивать результаты. Огромное значение в этом процессе играет умение объективно оценивать собственную работу.

Когда ребенок спросит вас, нравится ли вам его рисунок, постарайтесь не просто выразить бурный восторг, но и подтолкнуть малыша к самостоятельному анализу: «Что ты думаешь?», «Мне очень нравится, как ты выбрала цвета, а тебе?». Приучите не искать похвалу других людей, а анализировать результаты самостоятельно.

«Что может тебе помочь?» Учим ребенка самостоятельно решать проблемы

Метод научной педагогики Монтессори разворачивается вокруг главной цели – сделать ребенка самостоятельным.

Несмотря на то, что часто проще сделать что-то за малыша, очень важно потратить чуть больше времени и научить его справляться с задачей самостоятельно: «Где мы можем найти ответ на твой вопрос?», «Кто может нам помочь?», «Где ты последний раз видел потерянную книжку?»

Такие вопросы приучают малыша быть инициативней и не прибегать к помощи взрослых там, где он уже может справиться без неё.

«Как я могу тебе помочь?» Учим ребенка нащупывать границы своих возможностей и зоны роста

Принципы педагогической системы Монтессори гласят, что ребенку важно и нужно регулярно расширять границы возможного. Дети осваивают всё более сложные задания, получают всё больше ответственных поручений по дому  и по классу.

Иногда случается так, что малыш не рассчитал свои силы или не был готов к сложности упражнения. Вместо того чтобы показать ему, что он маленький и безответственный, молча выполнив работу за него, можно попытаться вмешаться гораздо более мягко.

«Тебе нужна помощь?», «Давай я буду доставать тарелки, а ты ставить их на стол?», «Давай мы оставим только зеленые карточки, и ты разложишь их по размеру?», «Можем прерваться на обед, а после попробуешь ещё раз».

Такими фразами вы покажете ребенку, что вы на его стороне, видите его усилия и верите в него.

«В классе мы…» Бережное приучение ребенка к дисциплине

Без правил ни одно сообщество существовать не сможет, поэтому даже в такой свободной Монтессори среде существуют правила. Важно донести до ребенка, что правила – это не команда и не попытка указать ребенку на его место, а неотъемлемая часть общества.

Подчеркнуть необходимость кооперации и создать ощущение принадлежности к группе позволит простой трюк: начинайте любые разговоры о дисциплине со слов «В классе/дома мы…».

Сравните эмоциональный посыл: «Сядь и ешь спокойно» и «Дома мы едим сидя и не отвлекаемся на другие дела».

Как и нам всем, детям важно быть частью группы (будь это семья, класс или просто группа друзей), поэтому и выполнять общие для всех правила гораздо приятнее, чем просто подчиняться командам взрослых.

«Пожалуйста, не отвлекайте ребенка» Оберегаем личное пространство ребенка

Научная педагогика Монтессори собрала немало доказательств того, что произвольная фокусировка на конкретной задаче – это движущая сила развития всех остальных сфер ребенка. Именно поэтому важно не отвлекать и не прерывать ребенка, который сосредоточен на самостоятельной работе с материалом.

Монтессори класс, как правило, предоставляет детям возможность работать в свободном режиме в течение 3 часов. Детей не дёргают каждые несколько минут с предложением заняться чем-то новым, а позволяют научиться самостоятельно определять время начала и окончания занятия с материалом.

Кажется глупостью, но иногда и не вовремя сказанные комментарии могут отвлечь ребенка от занятий, даже если сами по себе они позитивные. Поэтому Монтессори педагоги советуют приберечь все восторги по поводу нового рисунка малыша на момент, когда он завершит работу и покажет её вам.

«Что нужно именно этому малышу?» Учимся следовать за ребенком

Педагогическая деятельность Монтессори педагога продиктована потребностями каждого конкретного ребенка. Да, есть много правил и рекомендаций, но их применение должно происходить только тогда, когда ребенок, так или иначе, выражает потребность в этом.

На консультациях с родителями мы часто слышим вопросы, какие материалы и занятия стоит внести в распорядок дня.

Ответ всегда один: те, к которым ребенок сейчас проявляет интерес. Да, можно предлагать ребенку новые и незнакомые активности, но если пока они не захватывают его внимание, стоит проанализировать его поведение и спросить себя, что сейчас важно ребенку.

Следовать за ребенком также значит не пытаться подогнать его развитие под нормы из интернета. Это не отменяет посещение врачей и заботы о его здоровье, но требовать от малыша соответствия вашим ожиданиям как минимум несправедливо.

Иногда родители возражают: «Как быть, если ребенок ни в какую не хочет заниматься «полезными» активностями, например, читать?» Даже в такой ситуации можно найти ключик. Подумайте, чем любит заниматься ваш ребенок, и предложите почитать книгу об этом. Любит смеяться и придумывать шутки – почитайте смешную детскую книгу. Помните, у любой проблемы всегда есть несколько решений.

Выводы

Педагогическая система Монтессори – это не только про обучение детей, но и про философию отношения к ним. Подход призывает относиться к детям любого возраста бережно и уважительно, верить в их успехи и вдохновлять на новые свершения, а также признавать их способность самостоятельно делать выборы. Даже если ваш ребенок не посещает Монтессори клуб, вы всегда можете привнести в свой дом основные принципы Монтессори педагогики.

Заключение

Сеть детских Монтессори центров «Созвездие» приглашает семьи, заинтересованные в бережном и гармоничном развитии своих детей на занятия по системе Монтессори. Вас ждут групповые и индивидуальные занятия, творческие и языковые кружки, курсы подготовки к школе и занятия с психологами и логопедами, выстроенные в соответствии с философией Монтессори воспитания.

Для того чтобы познакомиться с работой наших клубов и его педагогами, мы приглашаем вас записаться на бесплатное пробное занятие. На встрече педагог поможет подобрать вам наиболее подходящее расписание, а также даст индивидуальные рекомендации по воспитанию малыша. Записывайтесь к нам на занятие прямо сейчас! Увидимся!

 

Статью подготовила Монтессори-педагог

Соколова Оксана

Монтессори или вальдорф, сравниваем и выбираем

Как правильно воспитывать детей? Этот вопрос задают себе родители иногда ещё до появления ребёнка. Часто сравнивают вальдорфскую систему педагогики и педагогику Марии Монтессори. В них действительно много общих черт, но есть и существенные различия. Наш блогер Тамила Казанок предлагает взглянуть на обе системы и решить, какая подходит именно вам.

История и современность

Во всём мире насчитывается 1227 вальдорфских школ в 67 странах (и это только официально признанные и оформленные школы.) Что касается учебных заведений по системе Монтессори, их только в США существует больше 8 000.

Основатель вальдорфской системы — Рудольф Штайнер, основоположник антропософии, живший с 1861 по 1925 годы. В 1907 году вышла в свет его книга под названием «Образование ребёнка», где впервые излагались идеи этой педагогической системы. По просьбе Вальдорфа, хозяина табачной фабрики в Штутгарте, в 1919 году была открыта первая школа, работающая по этой системе для детей рабочих этой фабрики.

Основателем второй системы является Мария Монтессори, итальянский врач и антрополог (1870–1952 годы). Эта педагогика начала развиваться с 1897 года. Тот факт, что первые наблюдения, озарения и выводы великий педагог сделала на основании работы с умственно неполноценными детьми, позволяет многим нашим современникам сделать поспешный и ошибочный вывод, что педагогика Монтессори не подходит для развития обычных здоровых детей.

Роль ребёнка. Фазы развития

Обе системы объединяет гуманистический подход к личности ребёнка. Нет и речи о «формировании психики».

Подразумевается, что вновь рождённый человек приходит на Землю со своими задачами и планом развития души. Роль взрослого — помогать в осуществлении этого плана, создавая благоприятные условия развития личности.

Мария Монтессори разработала четыре стадии развития:

  • до 6 лет — дети являются исследователями в процессе развития независимости и создания собственной личности;
  • 6-12 лет — дети учатся социализации, постигают силу умозаключений и воображения, формируют моральные качества;
  • 12-18 лет — в этом возрасте молодые люди преодолевают психологическую нестабильность, созданную половым созреванием, осознают чувство справедливости и личное достоинство;
  • 18-24 года — в этом возрасте молодые люди готовы глубоко изучать культуру и науки, осваивать лидерские роли и достигать финансовой независимости.

Вальдорфская педагогика основывается на трёх главных постулатах, основанным Рудольфом Штайнером:

  • до шести лет — фаза имитации — дети учатся, копируя других, через практическую деятельность;
  • 7-14 лет — фаза воображения — дети учатся с помощью искусства и творческой деятельности, направляемой учителем;
  • 15 лет и старше — молодые люди изучают абстрактные мысли и концептуальные суждения, познают основы этики и социальной ответственности.

Роль учителя

Это пункт, в котором возможно выделить только диаметрально противоположные подходы обеих систем.

В Монтессори-педагогике учителю отводится роль наблюдателя, всегда готового подсказать, как действовать с каким-либо предметом из окружающей среды.

В Вальдорфской педагогике учитель на центральном месте. Именно он предлагает модели поведения в быту и в творчестве. Предполагается, что на протяжении восьми лет группу детей ведёт один и тот же учитель.

Роль родителей

И в той, и в другой системах взаимоотношения между учебным заведением и родителями играют большую роль. Гораздо большую, нежели в традиционных учебных заведениях.

В вальдорфской системе родители принимают непосредственное участие в подготовках ко всем многочисленным праздникам, ярмаркам и выставкам, в изготовлении игрушек, являются важными действующими лицами и главными зрителями.

В монтессори-системе родители посещают семинары, где постигают идеи и принципы выбранной педагогики, осознают важность создания опережающей образовательной среды в домашних условиях, приглашаются к роли внимательного наблюдателя за развитием своего ребёнка.

Роль общества

Обе системы схожи в своём стремлении оградить ребёнка от лишнего потока информации и стрессов современной жизни. Поэтому настоятельно рекомендуют родителям оградить ребёнка от просмотра телевизора и чрезмерного использования гаджетов.

Вальдорфская система отводит большую роль религиозному воспитанию как важному инструменту для развития души. Но предполагается, что вид религии в каждом учебном заведении выбирается в зависимости от местных устоявшихся традиций.

Монтессори-система особенно громко заявляет о неприкосновенности личного пространства и свободы воли ребёнка (например, ребёнок сам выбирает, чем ему заниматься в данный момент, и никто в помещении не имеет права его отвлекать, нарушать его личное пространство, зачастую ограниченную размерами дидактического коврика). Сторонние наблюдатели замечают, что у таких детей очень сильно развита способность концентрироваться и доводить до конца задуманное, но слабо развито умение строить отношения и работать в команде.

В обеих системах уделяется большое внимание практической направленности. В более старшем возрасте детей учат даже коммерции.

Роль природы

И в монтессори-педагогике, и в вальдорфской огромное значение придаётся экологическому воспитанию. Предполагаются работы в саду, уход за животными, для старших детей — работа на ферме. Из окружающей ребёнка среды исключается пластик, предпочтение отдаётся изделиям из дерева.

В вальдорфской педагогике, предполагающей использование игрушек (в отличие от Монтессори–педагогики, где вместо игрушек окружающая среда укомплектована дидактическими материалами), большое место занимает использование шерсти.

Отношение к искусству

Это тот пункт, за который монтессори-педагогика часто подвергается критике. Сама Мария Монтессори была человеком очень рациональным. Её с детства увлекали точные науки и совершенно не интересовали темы творчества и искусства. Подобными чертами обладает и созданная ею педагогическая система. Детям предлагаются готовые образцы, которые можно изучать, но не предлагается возможность творить и фантазировать.

В вальдорфской системе, напротив, для творчества созданы все условия: музыка, танцы, рукоделия, изобразительное искусство, театр, сказки.

Как любой живой организм, системы развиваются. И современная педагогика всё больше внимания уделяет развитию не только интеллектуальных способностей ребёнка, но и творческих

Материалы

В обеих системах уделяется большое внимание созданию окружающей среды. Но здесь наблюдается существенное отличие.

В монтессори-педагогике окружающая среда оборудована открытыми полочками с расположенными на них красивыми и экологичными дидактическими материалами и не предполагает наличия игрушек и зон для творчества. Все дидактические материалы были заранее приготовлены взрослыми. Уже много лет существует целая индустрия по производству специальных материалов. Использовать их по своему назначению ребёнку нельзя, так как в каждый комплект вложена особая обучающая идея, которую ребёнку предстоит выяснить и усвоить.

А в вальдорфской среде основными материалами являются как раз игрушки (из дерева, шерсти, ткани, глины и так далее) и материалы для творчества. Даже стены помещения рекомендовано окрашивать в определённые цвета, в зависимости от возраста детей. Игрушки расставляются в смысловые композиции, словно создающие сказочный мир и приглашающие ребёнка поучаствовать в постановке.

Каштаны, орехи, жёлуди, веточки, листики, камешки, шишки, ракушки — все эти природные материалы в большом количестве присутствуют в помещении, аккуратно разобранные по корзиночкам, шкатулочкам и коробочкам.

Организация учебного процесса

В отличие от традиционных школ, опирающихся на дисциплину, режим и принуждение, школы альтернативной педагогики (или свободные школы), к которым относятся вальдорфская и монтессори-педагогика, во главу угла ставят ценность свободы личности как главного инструмента её развития. Учебные программы составляются с учётом индивидуальности учеников.

Для монтессори-педагогики приоритетно развитие интеллекта. Именно для этого разрабатывались многочисленные дидактические материалы: как измерять, взвешивать, подсчитывать, классифицировать.

Ребёнок часто сам решает, чем ему интересно заниматься на данный момент и работает с выбранными пособиями по заданному алгоритму. Педагог наблюдает и приходит на помощь, если ребёнок об этом попросит. Существуют и специально разработанные монтессори-уроки, основанные на принципах простоты, сжатости и объективности.

В вальдорфской системе детей не нагружают академическими знаниями лет до семи, основной упор делая на развитие эмоционального, нравственного, физического и творческого потенциала личности.

Культивируется междисциплинарный подход, что позволяет ребёнку приобрести целостный взгляд на мир. Между получением практических навыков (работа в саду, на кухне, на производстве, уход за животными) и занятиями искусством (живопись, скульптура, танцы, музыка) соблюдается тщательный баланс.

Фото: Shutterstock (YakyCorbalan)

1.2 Особенности развития ребенка и его потребностей в педагогике Марии Монтессори. Отражение идей свободного воспитания в педагогической деятельности Марии Монтессори

Отражение идей свободного воспитания в педагогической деятельности Марии Монтессори

курсовая работа

Мария Монтессори очень большое внимание уделяла развитию ребенка и его потребностям. Она всегда утверждала, что «ребенок наделен великими возможностями». И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих способностей. Исследования последних лет убедительно доказали, что малыши обладают совершенно особой психикой. Это открытие указывает новый путь в процессе обучения, его новую форму, которая обращена к самой природе человека, до сих пор не принимавшейся в расчет. Даже поверхностные наблюдения доказывают, что детский разум обладает способностью впитывать знания и возможностью самообучения».

К двум годам малыши умеют различать людей и предметы, окружающие их. Масштаб их созидательной деятельности очень велик – ведь все наши знания приобретены тем малышом, которым каждый из нас был в первые годы жизни. Речь идет не только о том, что дети учатся узнавать то, что их окружает, понимать и приспосабливаться к этому окружению. Равным образом важно, что в тот период, когда никто не может стать для него учителем, ребенок сам формирует основу своего интеллекта, создает некий прообраз будущего религиозного чувства и особенностей своего национального и социального сознания. К трем годам дети уже закладывают в себе основы человеческой личности и начинают нуждаться в специальной помощи обучающего воспитания. Сравнивая способности детей и взрослых, психологи утверждают, что нам потребовалось бы шестьдесят лет напряженного труда, чтобы добиться того, к чему ребенок приходит всего за три года. К трем годам ребенок формируется как человек, несмотря на то, что его способность впитывать в себя окружающий мир к этому времени далеко не исчерпана.

Обладая именно таким – неосознанным – типом умственной деятельности, ребенок делает свои удивительные свершения, начиная с познания окружающего мира. Ребенок обладает настолько сильной восприимчивостью, что окружающие вещи пробуждают в нем интерес и энтузиазм, которые пронизывают его жизнь. Ребенок ассимилирует впечатления не разумом, но всей своей жизнью. На примере того, как ребенок учится говорить, можно понять какое огромное значение имеет абсорбирующий разум ребенка. Ребенок не запоминает звуки, но впитывает их, а затем безошибочно воспроизводит. Он говорит, следуя сложнейшим правилам и исключениям родного языка, не потому, что выучил его, и не потому, что обладает тренированной памятью. Детская память не удерживает это знание сознательно, однако владение языком становится частью психики ребенка, частью его личности. Он обладает абсорбирующей восприимчивостью по отношению ко всему, что находится вокруг него, а адаптация возможна лишь посредством наблюдения и абсорбции окружающей среды. Такая форма деятельности свидетельствует о неосознанных способностях, присущих исключительно детям.

М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, одновременно приводит к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию.

Младенческий период имеет созидательный характер. Нельзя сказать, что при появлении на свет малыш обладает хоть какой-то долей разумности, памяти, воли, но он готов расти и развиваться дальше. Поэтому очень важно чтобы ребенок имел возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность.

Становление человеческого существа начинается, прежде всего, с развития разума. Все остальное следует за ходом развития психики, которая формирует отличительные черты личности. В каждом ребенке имеются скрытые возможности, присущие только его личности.

Некая жизненная сила действует в индивидууме и ведет его развитие, пока маленькое существо растет, совершенствуется и преодолевает препятствия на своем пути. Эта жизненная сила – «орме» («horme»). Именно эта жизненная сила эволюции побуждает ребенка к различным действиям, и если малыш развивается нормально, если его активность не наталкивается на препятствия, в нем возникает то, что мы зовем «радостью жизни». То есть ребенок постоянно находится в состоянии восторга и счастья.

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Ребенок, у которого отсутствуют признаки регрессии, весьма очевидным и энергичным образом демонстрирует свое стремление к функциональной свободе. Его развитие становится толчком к обретению все большей и большей независимости.

Мария Монтессори в своих работах приводит фазы развития ребенка с указанием преобладающих тех или иных сфер развития на каждом этапе:

Таблица 1

Возраст ребенка

Доминанта развития

От 0 до 3 лет

«Впитывающее сознание»

От 3 до 6 лет

«Строитель самого себя»

От 6 до 9 лет

«Исследователь окружающего мира»

От 9 до 12 лет

«Ученый»

От 12 до 18 лет

«Социальный работник»

1. Первые два из этих периодов условно объединены в один, который растянулся от рождения ребенка до шести лет. Несмотря на разнообразие своих проявлений, тип умственной деятельности остается единым для всего этого периода. В пространстве от нуля и до шести лет четко выделяются две подфазы. Первая – от рождения до трех лет – характеризуется таким типом ментальности, подступиться к которому взрослые не в состоянии. Следовательно, оказывать прямое воздействие на него невозможно. И действительно, для детей этого возраста не существует учебных заведений. На второй подфазе – от трех до шести лет – тип остается прежним, но ребенок уже может подвергаться некоторому воздействию. Данному периоду в целом свойственна глубокая трансформация личности. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на отличие новорожденного младенца от шестилетнего ребенка. Мы не будем задаваться здесь вопросом, как происходит такая трансформация. Факт тот, что, по общему мнению, в шесть лет индивид становится настолько разумным, что его можно отдавать в школу.

2. Следующий период – от шести до двенадцати лет – характеризуется ростом без качественных изменений. С точки зрения психики это период спокойный и безмятежный, период здоровья, силы и устойчивости.

3. Третий период – от двенадцати до восемнадцати лет – своими бурными трансформациями напоминает нам самый первый. Он также может быть разделен на две подфазы: от двенадцати до пятнадцати и от пятнадцати до восемнадцати лет. Он также характеризуется физическими изменениями тела, которое достигает своей зрелости. После восемнадцати лет человек может считаться совершенно развившимся, и никаких значимых изменений с ним уже не происходит. Дальше он растет только в возрастном плане.

Уделив такое большое внимание к особенностям развития ребенка, Монтессори построила свою педагогическую систему, основываясь на этих особенностях и вытекающих из них потребностях ребенка.

В главе «Свободное воспитание как основополагающая идея педагогической системы Марии Монтессори» нами были рассмотрены педагогические принципы Марии Монтессори, а также ее взгляды на развитие ребенка.

Анализируя научно-педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, в своей работе мы рассмотрели пять принципов Монтессори-педагогики, а именно 1) содействия естественному развитию; 2) взаимодействия с «подготовленной средой»; 3) свободы выбора в «подготовленной среде»; 4) индивидуальной активности в учении; 5) предметности в учении.

Рассматривая и анализируя данные принципы, хотелось бы выразить свою точку зрения относительно их (принципов):

1. Принцип содействия естественному развитию соответствует принципу природоссобразности, зарождение которого мы можем увидеть еще в идеях Я.А. Коменского, И.Г. Песталлоци, Ф.А. Дистревега. В чем же разница взглядов на данный принцип у М. Монтессори и вышеперечисленных педагогов. На наш взгляд разница заключается в видении самой природы ребенка и его развития. Различие необходимо искать в особом философском мировоззрении Монтессори, которая не относилась к детям как к маленьким людям, а воспринимала их как совершенно других существ, наделенных отличительными признаками от взрослых. Данное видение природы ребенка, вероятно, будет несколько мешать отечественным педагогам, которым в силу ментальности и образования в отечественных ВУЗах предлагается посмотреть на малыша как на еще не выросшего человека, личность и т.д.

2. Принцип взаимодействия с «подготовленной средой» был очень хорош и замечателен на наш взгляд, если бы не проблема его реализации. Иными словами, если у современного родителя не получилось определить ребенка в дошкольное образовательное учреждение, то это принцип просто не будет работать, т.к. его реализация возможна только в специально организованной среде. Данную среду родитель способен организовать сам. Известны примеры.

3. Принцип свободны выбора в «подготовленной среде» не будет работать без данной среды, кроме того, у отечественных педагогов слишком много ограничений по отношению к детям, т.к. существует, режим, ограничения участка для прогулок, преемственности между педагогами как одного учебного заведения, так и в цепочке детский сад-школа.

4. Очень импонирует (при изложении своих выводов не надо давать оценочные суждения и тем более эмоциональные реакции, это противоречит научному стилю изложения) нам принцип индивидуальной активности в учении, который, вероятно будет работать как в рамках домашней обстановки, так и в рамках организованного образовательного процесса.

5. Принцип предметности в учении оптимальнее всего использовать в рамках перехода образования на ФГОС, приоритетным направлением которого является деятельностный подход в обучении (точнее системно-деятельностный, и он кстати наоборот предполагает отказ от предметоцентризма в пользу личностных и метапредметных результатов образовательного процесса)

Кроме того, в главе 1 данной курсовой работы, мы можем увидеть фазы развития ребенка, согласно взглядам Марии Монтессори, которые заключаются в следующем: 1 фаза соответствует возрасту ребенка от 0 до 6 лет, и характеризуется глубокой трансформацией личности; 2 фаза относительно спокойна и протекает в возрасте от 6 до 12 лет; самая бурная фаза развития соответствует возрасту от12 до 18 лет.

Рассматривая данную периодизацию, нельзя не отметить, что она отличается от возрастной периодизации развития Д.Б. Эльконина, являющейся интеграцией концепций Л.С. Выготского и А.Н. Леонтеьева, где критические периоды совпадают с изменением основного вида деятельности ребенка, кроме того, невозможно не заметить, что система отечественного образования учитывает периодизацию Д.Б. Эльконина. Например, дошкольный возраст 3-7 лет, в это период ребенок посещает детский сад, а с 7 лет начинается обучение в школе (младший школьный возраст).

Таким образом, подводя итог первой главы, можно сказать, что для реализации принципов воспитания Марии Монтессори в условиях отечественного образования, необходимо понимать философскую основу ее взглядов на ребенка, а также учитывать возможности и мастерство педагогов учебного образовательного учреждения.

Воспитание свободой: о методе Монтессори

  • Теги:
  • Методики воспитания
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • методы воспитания

«Помоги мне сделать это самому!» – вот уже более ста лет в разных уголках мира этот призыв является символом детских садов и центров, работающих по методике Марии Монтессори. Педагогический метод, созданный итальянским врачом и педагогом на рубеже 19-20 веков, не только не теряет своей актуальности в веке нынешнем, но и является одним из самых востребованных в современных реалиях. 

Главная особенность педагогики Монтессори в ее отношении к ребенку как к индивидуальной личности. Монтессори родители и педагоги верят, что каждый ребенок неповторим и талантлив от природы и развивается согласно своему внутреннему плану. Каждый ребенок имеет право на свободный выбор и собственные интересы. 

Важнейшие элементы Монтессори педагогики неизменны и являются ее уникальными отличительными чертами. Стандарты Монтессори образования задает Международная ассоциация Монтессори педагогов (AMI), созданная в 1929 году автором методики. В этой статье мы рассмотрим основные черты Монтессори педагогики, без которых невозможно полноценное и гармоничное развитие ребенка в духе свободного воспитания. 

Итак, Монтессори педагогика это:

 

1. Специально подготовленная и оборудованная развивающая среда.  

Для класса Монтессори обычно используют просторное помещение, где вдоль стен располагаются низкие полки, на которых расположены методические материалы. Вся учебная среда разделяется на зоны – практической жизни, сенсорики, математики, русского языка и космического воспитания. Каждая из зон оборудована соответствующими материалами. Правильно подготовленная среда способствует развитию личности и самостоятельности. Успех достигается посредством предоставленных ребенку свобод: 

Свобода движений. 

В Монтессори среде дети не сидят за партами или на стульях (только если сами этого не пожелают), они все время перемещаются по классу. Выбрав занятие, они располагаются за столом или на коврике на полу. Свободное движение – это потребность, заложенная в ребенке самой природой. Только свободно двигаясь, дети способны постоянно искать и находить для себя интересные и познавательные материалы и занятия. Не ограниченные пространством и временем дети с большим рвением погружаются в выбранную ими деятельность. Кроме того, свобода движений и деятельности располагает к социальным контактам. 

Свобода выбора деятельности. 

Каждый ребенок сам выбирает себе занятие, а также количество времени, которое этому занятию уделит. Случается, что ребенок весь день слоняется без дела, а бывает, что интересных упражнений настолько много, что он не успевает закончить их. Но только ребенок может решить будет ли он завершать свою работу или же оставит ее на завтра. Свобода выбора побуждает у ребенка внутреннюю мотивацию выбирать материалы, которые соответствуют его потребностям, и удовлетворять их. Внутренняя мотивация – это ключ к успешному обучению. 

Свобода повторений. 

Ребенок сам решает сколько раз ему требуется повторить то или иное действие или упражнение. Зачастую дети готовы несколько раз в день браться за то дело, которое у них получается хорошо или то, которое, наконец, получилось после долгих усилий. Повторяя, ребенок развивает выдержку и концентрацию внимания, а также чувство уверенности в своих силах.  

Свобода выражения чувств. 

У каждого ребенка есть потребность выражать свои чувства и мысли, чтобы развивать речь. Также у каждого ребенка есть желание быть услышанным. Осознавая, что его чувства имеют значение и, обладая возможностью поделиться своими эмоциями в любой момент, ребенок становится более уверенным в себе, а также проявляет внимание и сочувствие к другим людям. 

Свобода социальных контактов. 

Дети любят решать свои проблемы самостоятельно, хотя взрослые довольно часто вмешиваются в этот процесс. Дети спонтанно стремятся помогать друг другу, сотрудничают, учатся уважать чужой труд. Имея возможность свободно двигаться, дети объединяются в группы по интересам, делятся друг с другом своими достижениями, помогают друг другу. В свободной среде у детей обостряется чувства справедливости и взаимопомощи. 

Таким образом, Монтессори среда дает детям право распоряжаться своей свободой, в результате чего они становятся независимыми личностями, надежными и ответственными за свои поступки. Несмотря на это, свобода в Монтессори среде вовсе не безгранична. Ее границы создаются извне, и ребенок чувствует их. Зачастую такие границы дети устанавливают сами. Любой ребенок хочет, чтобы ему не мешали работать, не трогали его личные вещи, уважали его право на уединение. Тем самым и определяется свобода в Монтессори классе – делай, что хочешь, но не мешай другим. Свобода, ограниченная такими рамками, быстрее ведет к пониманию жизни. 

Свободная работа в Монтессори среде – это не только выбор деятельности по своему уразумению, это также и самостоятельное обслуживание себя в обычных бытовых вопросах. Приходя утром в сад, дети сами переодеваются, моют руки, во время обеда сами накрывают на стол и накладывают еду, сами поддерживают чистоту в классе. 

2. Уникальный Монтессори материал. 

Монтессори материал хорошо узнаваем и стал буквально визитной карточкой методики. Обычно – это качественные деревянные пособия, лаконичные и окрашенные в естественные цвета. Каждое пособие разработано с учётом потребностей ребенка и в полной мере удовлетворяет их. 

Одно из главных свойств Монтессори материала – побуждение к деятельности. Все материалы в Монтессори классе обычно расставлены на открытых полках. Дети имеют возможность брать все, что пожелают в любой момент. Большинство пособий просты и интуитивно понятны, и ребенку не составляет труда самостоятельно разобраться с тем, как работать с ними. Как правило, когда ребенок берет материал в первый раз, педагог проводит презентацию, с помощью которой демонстрирует, как работать с ним. 

Одна из важнейших особенности Монтессори материалов – это контроль ошибок, заложенный в них, что позволяет ребенку самостоятельно понять – здесь что-то не верно, не совпадает. Таким образом, дети могут заниматься без прямого вмешательства взрослого. Если ошибка повторятся, и ребенок не замечает ее, учитель только лишь еще раз показывает, как работать с материалом, и со временем ошибка уходит сама собой. 

Как только дети начинают понимать принцип контроля ошибок, они становятся независимыми от взрослых в своей работе, а также в состоянии самостоятельно оценить, насколько хорошо или плохо они выполнили очередное упражнение. Тем самым, дети не зависят от оценок других людей, а более сконцентрированы на собственном удовлетворении от работы. 

Все материалы в среде Монтессори расположены на полках таким образом, чтобы ребенок мог выбирать упражнения от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Дети довольно быстро улавливают смысл этого порядка и могут сами планировать выбор упражнений независимо от предложений взрослого. 

У каждого материала есть в среде свое место, обычно они располагаются на отдельных подносах, чтобы их удобно было переносить. Педагоги всегда следят за тем, чтобы материалы были чистыми, полностью укомплектованными и в хорошем состоянии. Тогда дети осознают смысл бережного обращения с ними и сами стремятся к аккуратности и порядку. 

Все материалы в Монтессори классе представлены в единственном экземпляре. Такой принцип развивает социальные контакты детей – учит договариваться о совместной работе или о работе по очереди, совместно решать общие проблемы. Дети учатся ждать, наблюдают за работой других детей, учатся находить компромисс. Также тем самым вызывается интерес детей к сложным материалам. Ведь часто ребенка больше интересует то, что есть у другого. 

Наибольшей эффективности работа с материалом достигает тогда, когда рядом находится педагог, вооруженный точными знаниями о работе с ним и готовый всегда прийти на помощь. 

3. Специально обученные педагоги выполняют в Монтессори среде роль активных наблюдателей и помощников. 

Их не называют воспитателями, более точный термин предлагала сама Монтессори – взрослый-наставник. 

Мария Монтессори предъявляла высокие требования к внешнему виду, манере речи и поведению педагога. Взрослый – это образец для ребенка и должен следить за собой, и по возможности корректировать свое поведение, признавать ошибки. 

Главное отличие Монтессори учителя от учителей обычных школ – это его внешняя отрешенность от процесса свободной работы ребенка. По большей части учителя наблюдают за детьми, отмечают их выбор, делают пометки и записи. Затем на основе этих записей составляют дневники наблюдений, определяют интересы и склонности ребенка. Тем самым учитель Монтессори ведет своего рода исследовательскую работу. Роль педагога также заключается в правильном и своевременном предложении той или иной деятельности и соответствующего материала, проведении презентаций работы с пособиями. 

Важнейшее знание, которым обладают Монтессори педагоги – это теория сензитивности. Сензитивные периоды – это одно из главных научных открытий Марии Монтессори. Суть теории сводится к тому, что в возрасте от рождения до семи лет каждый ребенок проживает несколько этапов особой восприимчивости в психическом и физическом развитии (речи, физического развития, сенсорики, чувства порядка, интереса к мелким предметам и социального развития). В каждый из периодов ребенок учится новым умениям легко и свободно. Очень важно, чтобы в эти довольно короткие этапы ребенок имел возможность в полной мере развить в себе соответствующее умение, а возможно это только посредством постоянного наблюдения за свободной работой ребенка, выявления его интересов и наклонностей.  

4. Разновозрастные группы. 

В классическом виде сады Монтессори – это группы для детей в возрасте от 3 до 6 лет. Идеальный возраст для поступления ребенка в детский сад Монтессори – 2,5-3 года. В этом возрасте ребенок уже не так привязан к матери, имеет навыки самообслуживания и сможет прожить в Монтессори среде все важные стадии своего развития до 6-7 лет. После чего Монтессори метод предлагает организованные по тем же принципам начальные школы Монтессори, где учатся дети от 6 до 12 лет. 

Разновозрастные группы представляют идеальные условия для развития самостоятельности, самосознания и демократического поведения. Здесь старшие дети помогают младшим, берут на себя ответственность, подсказывают, обучают. Малыши наблюдают за деятельностью старших, подражают им. В связи с чем, в разновозрастных группах на порядок меньше поводов для конкуренции и конфликтов. Здесь дети самостоятельно решают свои общие проблемы, чувствуют ответственность за свои поступки, стремятся быть справедливыми.  

Таким образом, Монтессори педагогика представляет собой не только педагогическую систему, но и определенный философский взгляд на природу детства. И если родители выбирают для своих детей метод воспитания и обучения, основанный на свободе выбора и уважения к личности ребенка, то эти принципы прочно войдут в традиции семьи и останутся с ребенком на протяжении всей его жизни.

Виктория Виноградова

Что такое Монтессори-педагогика, и чем она так хороша (а чем — не очень): большой ликбез

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от House of Montessori (@house_of_montessori)

В основе Монтессори-педагогики лежат идеи свободного воспитания и гуманистической педагогики. Это значит, что в рамках этой образовательной системы детям предоставлена свобода выбора в установленных границах, а также созданы условия для гармоничного и естественного развития. Главным в образовательном процессе является ребенок, его интересы и желания, а не учитель, который выполняет скорее поддерживающую и направляющую функцию.

  1. Уважение к ребенку. Уважение – это базовый принцип Монтессори-педагогики (стоит отметить, что в начале двадцатого века, когда Мария Монтессори разработала свою систему образования, этот принцип был не очень широко распространен). Уважение проявляется в том, что взрослые не нарушают и не прерывают занятия ребенка, предоставляют им свободу выбора и дают возможность самостоятельно осваивать новые навыки и получать новые знания.
  2. Впитывающий разум. Монтессори-образование основывается на том, что дети непрерывно чему-то учатся, просто взаимодействуя с миром вокруг них. Посредством органов чувств дети постоянно получают самую разную информацию об окружающем мире, а затем анализируют и осмысливают ее.
  3. Сензитивные периоды. Мария Монтессори утверждала, что существуют определенные периоды, в которые дети лучше осваивают новые навыки. Они еще называются “сензитивными периодами”, и длятся они столько, сколько необходимо ребенку для освоения навыков. Сроки наступления разных сензитивных периодов индивидуальны для каждого ребенка. Монтессори-педагогика учит распознавать сензитивные периоды у детей и обеспечивать их необходимыми ресурсами для того, чтобы эти периоды прошли максимально эффективно.
  4. Специальная среда. Метод Монтессори предполагает, что лучше всего дети учатся и развиваются в специально созданной для этого среде. Она должна быть полностью ориентирована на детей, предоставлять им свободу действий и позволять исследовать среду любыми способами.
  5. Автообразование. Принцип автообразования или самообразования заключается в том, что дети способны всему научиться самостоятельно. В рамках Монтессори-образования педагоги обеспечивают детям необходимую среду, вдохновение, наставление и поддержку, необходимую им для самостоятельного исследования мира.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Marissa Frisk (@missymontessori)

Помещения садов и школ, организованных по методу Монтессори, заметно отличаются от групп обычных детских садиков. Вот отличительные особенности Монтессори-среды:

  • Минималистичные интерьеры, приглушенные цвета, минимум декора и прочих отвлекающих элементов
  • Большое количество свободного пространства
  • Отсутствие классических парт и одного закрепленного места для учителя
  • Мебель и дидактические материалы организованы так, чтобы дети могли свободно перемещаться и легко получать доступ ко всему, что их заинтересует
  • Класс разделен на несколько зон, каждой из которых соответствует определенное занятие
  • Использование природных и натуральных материалов
  • Живые растения.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Bright Scholars Academy (@bright_scholars_academy)

Благодаря своей простоте и стремлению к естественности методы Монтессори-педагогики противоположны методам традиционной системы образования, чем и привлекают родителей, которые не готовы с ранних лет погружать детей в негибкую систему со строгими требованиями. Вот, почему родители по всему миру выбирают Монтессори-образование для своих детей.

В рамках Монтессори-педагогики дети занимаются в смешанных возрастных группах (первая ступень обучения подходит детям от трех до шести лет), а это значит, что кроме самостоятельного познания окружающей среды, дети могут перенимать навыки друг у друга, повторяя за более старшими одногруппниками.

Это действительно весомый плюс Монтессори-педагогики: дети получают намного больше свободы и самостоятельности, чем в обычных детсадах, что позволяет им развивать творческий потенциал, учит мыслить нестандартно, лучше контролировать себя и улучшает самооценку.

“Самый значимый и долгосрочный эффект Монтессори-образования, который я наблюдала, это то, что выпускники Монтессори-школ сохраняют любознательность и интерес к людям и миру вокруг них, воспринимая обучение как процесс длиной в жизнь, а не как страдания, которые заканчиваются, едва прозвенит школьный звонок”, – говорит основательница международной школы Монтессори в Японии Карен Рикс.

Согласно принципам Монтессори-педагогики, дети изучают новые навыки по собственному желанию, а педагоги скорее направляют их инициативы в правильное русло. Это и помогает детям сохранить естественный интерес к учебе на протяжении всей жизни.

Система Монтессори-образования с самого начала включала в себя детей с особенностями развития. Свободный подход к образовательному процессу и разновозрастный состав учеников сглаживает границы между нейротипичными детьми и детьми с особенностями, что позволяет им успешнее социализироваться и изучать новое без давления и конкуренции.

Как у любой образовательной системы, у системы Монтессори тоже есть свои минусы, которые для многих родителей могут оказаться существенными. Давайте разберемся, что не так с Монтессори-образованием.

Монтессори-сады и школы по всему миру не могут похвастаться доступными ценами – это логично, учитывая высокие требования к организации пространства и образовательным материалам. Несмотря на то, что популярность Монтессори-учреждений высока и привлекает многих родителей, доступной эту форму образования не назовешь.

За многими садами и школами Монтессори закрепилась слава закрытых и элитарных заведений, куда не так просто попасть. Членские взносы, вступительные сборы, строго ограниченное количество учеников и (опять-таки) высокие цены за обучение делают Монтессори-образование привилегией, которая доступна немногим. Это не очень похоже на то, что изначально задумывала Мария Монтессори, но, скорее всего, эта тенденция сохранится до тех пор, пока государственная система образования не возьмет систему Монтессори на вооружение, чтобы сделать ее более доступной.

Метод Монтессори не предполагает наличия у педагогов четкой образовательной программы – им намного важнее следовать за ребенком, его интересами и способностями. Как и в любых других свободных системах образования, это может порождать дисбаланс между качеством изучения различных предметов и перекос в знаниях ребенка.

Детям, особенно маленьким, нужны границы и предсказуемые правила. В Монтессори-среде тоже есть свои правила, например, после того, как дети поиграли с игрушками или использовали материалы для творчества, они должны самостоятельно убрать их на место, но таких правил совсем мало. Это может стать скорее негативным фактором для некоторых детей, которым требуется больше дисциплины. Да, в традиционной системе образования у детей больше ограничений и правил, однако некоторые ученики могут наоборот чувствовать себя комфортнее в этой полностью отрегулированной и предсказуемой среде.

На данный момент в мире существует порядка 20 тысяч Монтессори-школ (причем пять тысяч из них приходятся на США, среди которых десять процентов школ – бесплатные и общедоступные). По мере того, как усиливается критика традиционной системы образования, тем сильнее растет популярность альтернативных и более свободных образовательных систем – например, таких, как Монтессори.

Понятное дело, что выбор сада и школы для ребенка зависит от миллиона разных факторов, включающих в себя материальное положение семьи и личные особенности ребенка, однако всегда хорошо знать существующие альтернативы, если вам кажется, что традиционное образование вам не подходит.

Ещё почитать по теме

Великая и ужасная адаптация к детскому саду: как проходит, сколько длится, чем помочь? Отвечают психологи


Как устроены детские сады в Германии, Швеции, Англии и Китае


Родительское собрание в детском саду, бессмысленное и беспощадное

Основные компоненты аутентичного Монтессори-образования

Перейти к содержанию

Откройте для себя элементы, необходимые для высокоточного внедрения Монтессори.

Найдите школу Монтессори

Монтессори-педагоги считают детей естественными и способными инициировать и продолжать обучение, руководствуясь своими интересами. Чтобы поддержать детей во время их обучения, школы Монтессори обеспечивают продуманно подготовленную, соответствующую возрасту среду, которая способствует когнитивному, социальному, эмоциональному и физическому развитию детей.

Независимо от типа школы Монтессори — например, независимая, частная или государственная/чартерная; светский или религиозный — Американское общество Монтессори признает 5 компонентов критически важными для высокоточного внедрения метода Монтессори.

Обученные Монтессори-учителя

Монтессори-учитель, имеющий соответствующую квалификацию, понимает важность обеспечения естественного развития детей. Учитель наблюдает за детьми в определенном возрастном диапазоне и знакомит их со сложными и подходящими для развития уроками и материалами, основанными на наблюдениях за уникальными интересами, способностями и социальным, эмоциональным, когнитивным и физическим развитием каждого ребенка.

Подготовленный учитель Монтессори хорошо разбирается не только в теории и философии Монтессори, но и в правильном и правильном использовании материалов Монтессори. У нее есть наблюдательные навыки, чтобы направлять и бросать вызов своим ученикам, прочная основа человеческого роста и развития, а также лидерские качества, необходимые для создания благоприятной среды, которая физически и психологически поддерживает обучение.

Чтобы приобрести эти уникальные навыки, важно, чтобы учителя Монтессори прошли обучение для того возраста, в котором они преподают. AMS признает полномочия преподавателя Монтессори, выданные AMS, Международной ассоциацией Монтессори (AMI) или любыми другими программами обучения учителей Монтессори, аккредитованными Монтессори-аккредитационным советом по педагогическому образованию (MACTE).

Разновозрастной класс

В школах Монтессори разновозрастные группы позволяют младшим детям учиться у старших и решать новые задачи посредством наблюдения. Старшие дети подкрепляют свое собственное обучение, обучая уже усвоенным понятиям, развивая при этом лидерские качества и выступая в качестве образцов для подражания. Поскольку работа каждого учащегося индивидуальна, дети развиваются в своем собственном темпе; между веками существует сотрудничество, а не конкуренция. Такое расположение отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и склонностей.

В классе Монтессори учащиеся работают вместе в разновозрастных группах, соответствующих стадиям развития, на которых основано образование Монтессори. Хотя некоторые школы могут изменить эти возрастные группы по причинам, например, постановлениям штата, лучшие практики Монтессори придерживаются следующих возрастных групп:

  • Младенцы: в пределах диапазона рождения – 18 месяцев
  • Малыши: в диапазоне от 15 месяцев до 3 лет
  • Раннее детство: от 2,5 до 6 лет
  • Младшая начальная школа: 6–9 лет
  • Старшая начальная школа: 9–12 лет (или комбинированная начальная и старшая школа, 6–12 лет)
  • Средняя школа: 12–15 и 15–18 лет или 12–14, 14–16 и 16–18 лет

Использование Монтессори-материалов

Отличительной чертой Монтессори-образования является практический подход к обучению и использование специально разработанных учебных материалов. Красиво и точно созданные уникальные учебные материалы Монтессори обучают одному навыку или концепции. Материалы следуют логической, соответствующей развитию прогрессии, которая позволяет ребенку развивать абстрактное понимание концепции.

Работа, ориентированная на ребенка

Монтессори-образование поддерживает детей в выборе значимой и сложной работы, которая вызывает их интерес, ведет к вовлеченности, внутренней мотивации, постоянному вниманию и чувству ответственности перед собой и другими. Эта работа, направленная на детей, поддерживается дизайном и подачей Монтессори-класса, который создан, чтобы разжечь любопытство каждого ребенка и предоставить возможность работать в спокойном, не загроможденном пространстве индивидуально или со сверстниками.

В классе Монтессори дети могут свободно передвигаться и исследовать — на самом деле, доктор Мария Монтессори, основательница движения более века назад, проектировала свои классы с учетом этого. Учителя направляют детей и удерживают их на пути к обучению, а также обеспечивают уважительную, упорядоченную и продуктивную атмосферу в классе.

Периоды непрерывной работы

В классах Монтессори продолжительный период «свободного выбора», называемый «периодом непрерывной работы», признает и учитывает индивидуальные различия в процессе обучения. В период работы у студентов есть время выбирать и выполнять различные задания и обязанности в своем собственном темпе, без перерыва.

Рабочий цикл ребенка включает в себя выбор действия, выполнение действия до тех пор, пока оно ему интересно, очистку действия и возвращение его на полку, а затем выбор другого действия. В период работы преподаватели поддерживают и контролируют работу студентов, проводят индивидуальные занятия и занятия в малых группах. Период непрерывной работы способствует развитию координации, концентрации и самостоятельности.

Для каждого уровня программы Монтессори AMS рекомендует следующие периоды непрерывной работы:

  • Младенцы и малыши: минимум 2-часовой рабочий цикл в день. Временной блок позволяет взрослым принимать пищу, перекусывать, соблюдать правила гигиены и дремать/отдыхать.
  • Раннее детство: минимум 2-часовой рабочий цикл, 4 дня в неделю. Оптимальным является 3-часовой непрерывный рабочий цикл, 5 дней в неделю.
  • Начальный уровень: минимум 2-часовой рабочий цикл, 4 дня в неделю. Оптимальным является 3-часовой непрерывный рабочий цикл, 5 дней в неделю.
  • Среднее образование: минимум 2-часовой рабочий цикл по основным учебным предметам (математика, английский язык, история или гуманитарные науки, естественные науки и дополнительные мировые языки).

Поддержите своего ребенка

Найдите школу Монтессори