Pisa результаты 2018: Исследование PISA-2018. Материалы

Исследование PISA-2018. Материалы

Министерство просвещения Российской Федерации
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования»

Центр оценки качества образования

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
(2018 г.)

  • Аналитический отчет по результатам международного исследования PISA-2018. скачать (zip, 5,14 МБ) 
  • Примеры открытых заданий для оценки глобальных компетенций PISA-2018. скачать (zip, 4234 КБ)
  • 22-23 октября 2020 года были открыты результаты исследования PISA-2018 по глобальным компетенциям. С отчетом по результатам российских учащихся в данном направлении исследования, подготовленным сотрудниками Центра ОКО ИСРО РАО, которые проводили это исследование в России, можно познакомиться на сайте ФИОКО.
  • Результаты международного исследования PISA-2018 по финансовой грамотности.
    скачать (zip, 1241 КБ)
  • Краткие результаты исследования PISA-2018. скачать (zip, 2768 КБ)
  • Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать (zip, 2657 КБ) смотреть вебинар
  • Материалы совещания региональных координаторов международных сравнительных исследований качества общего образования «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 40 892 КБ)
  • Презентация вебинара «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 7960 КБ) смотреть вебинар
  • Основные подходы к оценке читательской грамотности. скачать (zip, 637 КБ)
  • Примеры открытых заданий по чтению. PISA-2009 (по материалам апробационного исследования). скачать (zip, 891 КБ)
  • Примеры открытых заданий по чтению. PISA-2009 (по материалам аналитического отчета «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA-2009»). скачать (zip, 1089 КБ)
  • Примеры открытых заданий по чтению. PISA-2000. скачать (zip, 2471 КБ)
  • Презентация вебинара «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 6274 КБ) смотреть вебинар
  • Основные подходы к оценке математической грамотности. скачать (zip, 834 КБ)
  • Примеры открытых заданий по математике (по материалам международного исследования образовательных достижений учащихся PISA 2003, 2012 гг.). скачать (zip, 2365 КБ)
  • Примеры открытых заданий по математике. PISA-2003. скачать (zip, 902 КБ)
  • Примеры открытых заданий по математике. PISA-2000. скачать (zip, 240 КБ)
  • Презентация вебинара «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 2568 КБ) смотреть вебинар
  • Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности. скачать (zip, 1189 КБ)
  • Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2015. скачать (zip, 3809 КБ)
  • Открытые интерактивные задания по естествознанию международного исследования PISA-2015 года (на русском языке):

1. Задание «Миграция птиц»

2. Задание «Бег в жаркую погоду»

3. Задание «Исследование склонов долины»

4. Задание «Метеороиды и кратеры»

5. Задание «Рациональное рыбоводство»

  • Примеры открытых заданий по естествознанию. PISA-2006. скачать (zip, 2165 КБ)
  • Примеры открытых заданий по финансовой грамотности. PISA-2012. скачать (zip, 700 КБ)
  • Презентация вебинара «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 5294 КБ) смотреть вебинар
  • Презентация вебинара «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать (zip, 3115 КБ) смотреть вебинар
  • Презентация вебинара «Проведение международного исследования PISA-2018 в образовательных организациях». скачать (zip, 2657 КБ) смотреть вебинар
  • Программа серии вебинаров «Проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 282 КБ)
  • Презентация вебинара 1. «Организация и проведение международного исследования PISA-2018 в России». скачать (zip, 4316 КБ) смотреть вебинар
  • Презентация вебинара 2. «Оценка математической грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 6274 КБ) смотреть вебинар
  • Презентация вебинара 3. «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 7960 КБ) смотреть вебинар
  • Презентация вебинара 4. «Оценка читательской грамотности учащихся основной школы. Использование стандартизированных измерительных материалов, созданных российскими разработчиками с учетом требований исследования PISA». скачать (zip, 17121 КБ) смотреть вебинар
  • Презентация вебинара 5. «Оценка финансовой грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 5294 КБ) смотреть вебинар
  • Презентация вебинара 6. «Оценка естественно-научной грамотности в рамках международного исследования PISA-2018». скачать (zip, 2568 КБ) смотреть вебинар
  • Презентация вебинара 7. «Новое направление международного исследования PISA-2018 – оценка сформированности глобальных компетенций». скачать (zip, 3115 КБ) смотреть вебинар

 

PISA-2018: казахстанские школьники впервые за 10 лет показали снижение уровня грамотности

Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала результаты международного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся PISA-2018. Показатели Казахстана оказались намного ниже стран ОЭСР и собственных результатов прошлых лет. За последние три года по математике произошло снижение на 57, по естествознанию – на 59 и по читательской грамотности на 40 баллов.

Informburo.kz рассказывает, что представляет из себя тест PISA, для чего его проводят в странах ОЭСР и почему в прошлом году казахстанские школьники показали самые низкие с 2012 года результаты.

Что такое PISA

PISA – это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for international student assessment), созданная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Над программой работают учёные со всего мира, которые разрабатывают спецтесты.

По сути, это сравнительная оценка математической, естественнонаучной и читательской грамотности. Тесты проводят для обучающихся 15-летнего возраста. Результаты показывают не уровень академических знаний, а уровень функциональной грамотности, то есть насколько школьники могут применять полученные знания на практике, логически мыслить, делать обоснованные выводы, интерпретировать информационные графики и диаграммы.

PISA не критикует и не поощряет какую-либо учебную программу. По итогам тестов выявляются методы лучшего обучения в той или иной стране. Первые тесты начали проводить в 2000 году.

Читайте также: Казахстан исчез с мировой карты уровня грамотности

Первые результаты Австралии, Канады, Дании и Швейцарии через 10 лет показали, что в этих странах учащиеся с лучшими результатами PISA-2000 достигли более высокого уровня образования к 25 годам. Конечно, есть связь между социально-экономическим статусом семьи учащегося, включая материальные условия жизни и уровень образования родителей. Однако даже после учёта этих факторов у учащихся, которые лучше успевают в PISA в возрасте 15 лет, более высокие показатели образования и занятости через 10 лет.

Директор образовательного направления в ОЭСР Андреас Шлейхер считает, что у школьников, у которых есть материальная возможность учиться, результаты тестирования низки. Причина в том, что ученики из обеспеченных семей могут учиться платно. А у детей из неблагополучных или бедных семей результат теста высокий. Всё потому, что эти подростки чётко понимают, что у них есть один шанс на миллион, и они максимально стараются улучшить своё положение в будущем. Следовательно, потенциала больше у второй группы подростков.


Андреас Шлейхер / Фото с сайта publica


“Только один из 10 студентов может мотивировать свои ответы фактами и опытом из жизни. Интересно, но в Китае ученики, которые считались успешными, провалили тест, в то время как те, что плохо учились, успешно прошли тест. Однозначно можно сделать вывод, что результат учеников напрямую зависит от подготовки и квалификации учителя. В Швеции работают преподаватели высокого уровня. Лидеры в качестве образования – США, Корея, Сингапур и Канада”, – прокомментировал 3 декабря результаты PISA-2018 Андреас Шлейхер.

Что показывают результаты PISA

Результаты PISA показывают, что чем больше затрат на одного ученика, тем выше качество образования. Постоянные лидеры рейтинга – Сингапур, Япония, Финляндия, где госрасходы на одного учащегося составляют 10-14 тысяч долларов. В Казахстане этот показатель равен 2,5 тысячи долларов (по данным 2017 года).

Исследование также показывает разрыв между качеством образования в различных областях. Например, между сельскими и городскими школами. Между теми, кто проходил дошкольную подготовку и кто не учился в “нулёвке”, также между регионами.


Таблица из Национального доклада о состоянии и развитии системы образования Казахстана



Таблица из Национального доклада о состоянии и развитии системы образования Казахстана


К примеру, по итогам PISA-2015 разница в баллах между областями Казахстана варьировалась в пределах 70-90 баллов. Низкие показатели по всем трём предметам продемонстрировала Атырауская область, в лидерах были Нур-Султан, Карагандинская и Жамбылская области.

Какие показатели были у Казахстана в PISA

Казахстан участвует в PISA с 2009 года. Тест проводится раз в три года по трём основным предметам: математика, естествознание и читательская грамотность. Итого учебные достижения казахстанских школьников оценивали четыре раза: в 2009, 2012, 2015, 2018 годах. Первые показатели были самыми низкими, в последующие годы наша страна поднялась в рейтинге с 48 до 52 места. Но по итогам 2018 года показатели по естествознанию и читательской грамотности оказались ниже собственных результатов 2009 года.


Показатели баллов PISA в разбивке по годам и предметам / Таблица Informburo.kz


Если по математике в 2009 году казахстанские школьники набрали 405 баллов из 1000 возможных, потом 432, 460, то в последний раз 423 балла. То есть лучше, чем в первый раз, но хуже, чем в 2012 и 2015 годах. Казахстан занял 54-е место из 78 стран. Первые места в рейтинге занимают Восточно-Азиатские страны (Китай, Сингапур, Макао, Япония, Корея).

По естествознанию в первый раз казахстанские школьники набрали 400 баллов, потом наблюдалось повышение – 425, 456, а в этот раз наши учащиеся скатились ниже собственного уровня за всю историю участия в PISA – 397 баллов. В рейтинге стран Казахстан оказался практически в самом низу –на 69-м месте из 78.

По читательской грамотности первый результат был 390 баллов, потом ситуация улучшилась – 393 и 427 баллов, а по итогам 2018 года откатились назад: 387 баллов. Это 69-е место из 78. Для сравнения, нас опередила Украина, которая впервые участвовала в PISA – сразу 39-е место и 466 баллов. Страны бывшего Советского Союза, некогда считавшие самыми читающими странами мира, стоят в середине рейтинга. Россия и Беларусь на 31-м и 36-м месте соответственно.

Что изменилось в PISA-2018

В 2018 году около 600 000 учащихся приняли участие в тесте. Это 32 миллиона школьников в возрасте 15 лет. Стран-участниц было 79. Впервые в нём приняли участие представители нескольких государств: Беларуси, Боснии и Герцеговины, Брунея-Даруссалама, Марокко, Саудовской Аравии, Украины и Филиппин.

3 декабря в youtube PISA опубликовал видеоролик, по которому можно отследить, какие страны лидировали в рейтинге самых-самых. Как видно с 2000 по 2018 годы в пятёрку лидеров стабильно входят Финляндия, Корея, Япония, Китай, Сингапур. В первую 20-ку Казахстан не входил ни разу.

В Казахстане в 2018 году тест прошли более пяти тысяч учеников. Из-за того, что в первый класс эти дети пошли кто в 6, кто в 7 лет, получилось так, что тестировали 9 и 10-классников. Среди них были и учащиеся Назарбаев интеллектуальных школ, которые показали самые лучшие результаты.

“Результаты НИШ продемонстрировали эффективность образовательных программ. Учащиеся интеллектуальной школы набрали по читательской грамотности 511 баллов, математике – 554 балла, естествознанию – 526 баллов. Их результаты соответствуют показателям топ лидеров PISA-2018”, – прокомментировал министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов.

Министр образования на своей странице в Facebook пояснил, почему показатели Казахстана оказались намного ниже по сравнению с другими странами ОЭСР. По его словам, не следует делать поспешных выводов, так как за этими результатами стоит очень много факторов.

Во-первых, впервые PISA проводили на компьютерах. До этого был бумажный вариант. Для казахстанских ребят это был первый подобный опыт.

“В тесте нет возможности возвращаться назад к предыдущим вопросам. Традиционно ученики привыкли возвращаться к трудным вопросам или пересматривать свои ответы. Этого они не могли сделать по сравнению с бумажной версией. Если посмотреть на результаты PISA-2015, в котором 57 стран-участниц впервые сдавали тест на компьютере, то можно увидеть снижение баллов в большинстве стран. К примеру, результаты одного из лидеров исследования PISA Кореи снизились на 30 баллов по математике, 22 – естествознанию и 18 – чтению”, – написал Асхат Аймагамбетов.

Во-вторых, участниками PISA-2018 стали учащиеся, которые ещё не успели перейти на обновлённое содержание образования.

“Эффект от обновлённых программ мы сможем увидеть, начиная с PISA-2021, в идеале в PISA-2024. К этому времени школьники, которые будут сдавать PISA-2024, будут учиться 7-8 лет по обновлённому содержанию”, – говорит министр.

В-третьих, казахстанские 15-летние школьники – это учащиеся 9 и 10 классов. А в других странах возраст принятия в школу регламентирован, поэтому в PISA-2018 участвовали в основном 10-классники. К примеру, 100% и 90% участников из Японии и Сингапура были учащимися 10-го класса.

Читайте также: СОЧ и СОР: что это за система и почему ею недовольны родители школьников

Глава МОН согласился, что проблемы в образовании есть.

“Результаты ещё раз дали ответ на вопрос: “нужны ли изменения в школьном образовании?” Очевидно, что да. Следующее исследование сможет уже дать промежуточный ответ на вопрос: является ли выбранная стратегия по обновлению программ, внедряемая с 2016 года, эффективной”, – подытожил Асхат Аймагамбетов.

В этом году основным направлением стала читательская грамотность. Это значит, что около половины вопросов преобладали по этому предмету. В 2021 году в тестировании во главе угла встанет математика с дополнительным тестом на творческое мышление. Об этом уже объявлено на официальном сайте программы.

PISA-2024 будет ориентирована на науку и включать в себя факультативную оценку компетентности в иностранных языках.

Что рейтинги PISA 2018 года говорят нам о школах США

Опубликовано вНовости

Результаты указывают на пробелы в успеваемости в каждой школе

к Джилл Баршай

The Hechinger Report — это национальный некоммерческий отдел новостей, освещающий одну тему: образование. Подпишитесь на наши еженедельные информационные бюллетени, чтобы получать подобные истории прямо на ваш почтовый ящик.

В 1967, в первом международном сравнении образовательных достижений по математике Соединенные Штаты заняли 11 место из 12 стран. Студенты из Германии, Англии, Франции и Японии набрали больше баллов, чем студенты из США. Единственной страной, отставшей от США, была Швеция. Никто не удивился. В новостной статье Washington Post объяснялось, что учителя в США не так хорошо подготовлены к педагогике математики и что американское общество не так ценит математические достижения, как в других странах.

После публикации последних рейтингов за 2018 год Программой международной оценки учащихся, или PISA, в начале декабря 2019 года., было сильное заламывание рук и ужас, но результат не сильно отличался. США по-прежнему отстают от той же группы стран, за исключением Израиля, который опустился ниже, и Швеции, которая поднялась выше США. По математике США занимают 36-е место из 79 стран и регионов, участвующих в тесте. .

Стоит отметить, что Министерство образования США считает, что рейтинг США занимает 30-е, а не 36-е место. Это связано с тем, что некоторые из численно более высоких оценок настолько близки, что Национальный центр статистики образования считает их статистически эквивалентными. И не все из 79географические объекты – страны. В некоторых случаях автономные регионы, такие как Гонконг, участвуют отдельно от своих стран. Организация международного сотрудничества и развития (ОЭСР), управляющая PISA, также допускает частичное участие некоторых стран. Первое место в мире занимает группа из четырех провинций Китая (Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян).

Но как ни считай, успеваемость по математике в США ниже среднего международного показателя.

«Что меня удивляет, так это то, насколько стабильны показатели США», — сказал Том Лавлесс, эксперт в области образования, ранее работавший в Институте Брукингса. «Результаты всегда были посредственными».

В США показатели чтения относительно выше, средние, а не ниже среднего. Согласно рейтингу PISA 2018 года по чтению, он занимает 13-е место из 79 стран и регионов. Как и в случае с математикой, успеваемость в США не сильно изменилась со времени первых тестов PISA в 2000 году. Сегодняшние результаты по чтению и математике статистически не отличаются от тех, когда PISA начала тестировать испытуемых в начале 2000-х годов.

Последние баллы PISA подкрепляют результаты теста по математике и чтению Национальной оценки успеваемости (NAEP) 2019 года, который американские учащиеся четвертого и восьмого классов сдают каждые два года. Эти результаты, опубликованные в октябре 2019 г., также обнаружил, что успеваемость в США не изменилась за последнее десятилетие, а для слабоуспевающих учащихся она осталась такой же, как и 30 лет назад. Международный тест PISA сдается старшеклассниками, 15-летними, раз в три года. Большинство тестируемых в США учатся на втором курсе старшей школы.

В условиях длительного застоя следует отметить важное изменение. Неравенство растет. Пегги Карр, помощник комиссара Национального центра статистики образования (NCES), отмечает, что оба экзамена показывают увеличивающийся разрыв в успеваемости между учащимися с высокими и низкими показателями. Каждый пятый 15-летний американец, 19 лет.процентов, набрали настолько низкие баллы в тесте PISA, что у них возникли трудности с основными аспектами чтения, такими как определение основных идей в тексте средней длины.

Связанный: США в настоящее время занимает одно из последних мест среди 35 промышленно развитых стран по математике

Но история неравенства имеет нюансы. Часть неравенства возникает между школами, в которых учащиеся более богатых школ показывают гораздо более высокие результаты тестов, чем учащиеся школ с большим количеством учащихся из неблагополучных семей. Но подавляющее большинство образовательного неравенства в Америке находится внутри каждой школы, согласно отчету о результатах тестов PISA. Статистики математически определили неравенство между школами и внутри каждой школы и обнаружили, что в США только 20 процентов различий в успеваемости учащихся приходится на разные школы. Остальные 80 процентов находятся внутри каждой школы.

Я хотел узнать больше и поговорил с Мияко Икеда, старшим аналитиком из Парижа, отвечающим за анализ данных PISA в ОЭСР. Для читателей, которые хотят поиграть со мной, вот объяснение. Представьте себе пять школ, в каждой по 10 учеников. Учащиеся первой школы происходят из самых бедных семей, а ученики пятой школы – из самых богатых. Остальные три школы лежат между двумя крайностями. Если вы подсчитаете средний балл за тест для 10 учащихся в каждой школе, вы увидите, что средний балл за тест для каждого растет вместе с богатством. В США 93 балла отделяют средний балл в самых бедных школах от самых богатых. Это около трех уровней — разница между достижениями в 10-м и 7-м классах.

  Фото: набросок Мияко Икэда, OECD

Но что интересно, разница в результатах тестов среди учащихся с самыми высокими и самыми низкими показателями успеваемости в каждой школе намного больше. На упрощенной диаграмме США, которую Икеда нарисовал для меня, буква «А» справа, вы можете видеть, что лучшие учащиеся в наиболее неблагополучных школах набирают столько же баллов, сколько и средние учащиеся в «лучших» школах. Каждый «x» представляет студента.

Это резко контрастирует с другими школьными системами по всему миру. В Германии, например, в каждой школе гораздо меньше различий. Результаты студенческих тестов сгруппированы близко друг к другу под каждой крышей. Но существуют большие различия между школами, где наименее благополучные школы имеют гораздо более низкие баллы, чем самые богатые школы. Германия ближе к чему-то вроде «B» на диаграмме. В этом случае ни одна из наименее благополучных школ не приближается к показателям наиболее благополучных школ.

Почему в США так много неравенства внутри каждой школы, вызывает споры. Даже если доходы семей в каждой школе одинаковы, в американских школах может быть больше культурного разнообразия, и некоторые семьи подчеркивают важность образования больше, чем другие. В других случаях в большой средней школе может быть широкий диапазон доходов, и успеваемость учащихся отражает этот широкий диапазон.

Связано с этим: Успеваемость в образовании в США снижается

Андреас Шлейхер, директор по образованию и навыкам в ОЭСР, предполагает, что виновата обычная практика «отслеживания» или разделения более продвинутых учащихся в более сложные классы. Другие ученые пришли к такому же выводу в своем анализе результатов международных тестов. Если то, что студенты изучают в своих классах, отличается, вы ожидаете, что результаты тестов также будут другими.

Хотя споры об интерпретации данных, скорее всего, продолжатся, ясно одно. Нам нужно переосмыслить реформу. Хотя жизненно важно исправлять неблагополучные школы, в которых слишком мало учеников умеют хорошо читать и складывать дроби, эти результаты теста PISA показывают, что нам также необходимо понять, что идет не так в наших самых функциональных и уважаемых пригородных школах, где отстают учащиеся с низкими баллами.

Эта история о рейтинге PISA 2018 была написана Джилл Баршей и подготовлена ​​ The Hechinger Report , некоммерческая независимая новостная организация, занимающаяся неравенством и инновациями в образовании. Подпишитесь на рассылку новостей Hechinger .

The Hechinger Report предоставляет подробный, основанный на фактах, непредвзятый отчет об образовании, доступный бесплатно для всех читателей. Но это не значит, что его можно производить бесплатно. Наша работа информирует педагогов и общественность о насущных проблемах в школах и кампусах по всей стране. Мы рассказываем всю историю, даже если детали неудобны. Помогите нам продолжать делать это.

Присоединяйтесь к нам сегодня.

Tagged: Data and research, International, Proof Points, Testing

PISA 2018: Небольшой прогресс в США, но о чем на самом деле говорят нам результаты?

Автор: Тим Уокер

Опубликовано: 03.12.2019

3 декабря Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты Международной программы оценки учащихся 2018 года, более известной как PISA.

Тест по чтению, математике и естественным наукам PISA проводится каждые три года среди пятнадцатилетних учащихся по всему миру. В 2018 году рекордные 600 000 студентов из 79страны прошли испытание.

Учащиеся из США набрали немного больше баллов по всем трем предметам. Несмотря на то, что статистически незначимый показатель улучшения, этого увеличения было достаточно, чтобы поднять Соединенные Штаты немного выше среднего показателя по ОЭСР по чтению и естественным наукам, но все еще ниже по математике. Их оценки были такими же, как у студентов из Австралии, Германии, Новой Зеландии, Швеции и Соединенного Королевства, по крайней мере, по двум из этих трех предметов.

И снова Китай (провинции Пекин, Шанхай, Цзянсу и Чжэцзян) и Сингапур вышли на первое место, заняв первое и второе места соответственно по всем трем предметам. Эстония, Канада, Финляндия и Ирландия замкнули первую пятерку (см. диаграмму ниже).

В своем отчете ОЭСР отмечает, что в целом прогресс стран-участниц за последнее десятилетие был вялым. Например, более десяти миллионов учащихся, сдавших тест в 2018 году, “не смогли выполнить даже самые простые задания по чтению”.

Несмотря на ранжирование 79 стран, ОЭСР подчеркивает, что результаты не являются соревнованием — частая критика теста: «Цель PISA — предоставить полезную информацию педагогам и политикам о сильных и слабых сторонах системы образования их страны. , прогресс, достигнутый с течением времени, и возможности для улучшения».

Кроме того, при ранжировании стран всегда следует учитывать социальные и экономические условия.

Согласно результатам 2018 года, 10 процентов наиболее социально-экономически обеспеченных учащихся превзошли своих 10 процентов наиболее неблагополучных сверстников по чтению на 141 балл в среднем по странам ОЭСР.

В частности, в Соединенных Штатах 27% учащихся из обеспеченных семей, но только 4% учащихся из неблагополучных семей были лучшими в чтении.

Тем не менее, многие лидеры образования и политики в странах-участницах с нетерпением ждут результатов PISA, поскольку они считают их достаточно точным показателем того, насколько хорошо работают их системы образования.

Данные могут быть полезными, сказала президент Национальной ассоциации образования Лили Эскельсен Гарсия, но важно учитывать результаты в перспективе.

«Эти цифры являются единственным показателем успеваемости, но даже с учетом этого мы ясно видим, что все реформы «проверить и наказать» на самом деле навредили нашим наиболее уязвимым ученикам», — сказала она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *