Почему нужно ходить в школу – Зачем ходить в школу – основные причины, особенности и рекомендации :: SYL.ru

Содержание

Зачем ходить в школу – основные причины, особенности и рекомендации :: SYL.ru

В нашем обществе заведено так, что взросление каждого человека состоит из следующих этапов: дошкольный возраст, получение среднего и профильного (не у всех) образования, трудоустройство и долгие годы работы.

Этот процесс является устоявшимся годами в России и за границей, он считается оптимальным вариантом становления личности любого человека.

Однако детям зачастую непонятно, зачем ходить в школу. Почему нельзя обучаться дома с родителями, зачем вообще нужна математика или химия?

На такие вопросы ответы можно найти в этой статье.

Дошкольные времена

Странно получается: ребенок ходит в садик, но мечтает быстрее пойти в школу, учится в школе, а желает поступить в университет, получает в вузе высшее образование, а думает о том, как хорошо будет, когда устроится на работу и начнет зарабатывать деньги. В конце концов, после трудоустройства, мечты о райской взрослой жизни рушатся, действительность не оправдывает ожидания, человек с теплотой в душе вспоминает школьные годы, которые ранее были столь ненавистными для него.

Дошкольник с восхищением смотрит на опрятных школьников и школьниц с портфелями на спине и спрашивает родителей: “Зачем ходить в школу?” На этот вопрос мама с папой начинают рассказывать о веселой и забавной школьной жизни, о том, какая это прекрасная пора.

Детский сад подготавливает будущего школьника к учебе в общеобразовательном учреждении. Уже с раннего детства ребенок привыкает к утреннему подъему, учится общению со сверстниками, получает базовые знания об окружающем мире, осваивает технику чтения и счета.

Без подобной базовой подготовки малышу будет очень сложно влиться в коллектив в первом классе и не отставать от сверстников по школьной программе.

Что такое школа

И вот наступил долгожданный день: первый раз в первый класс! Школьный инвентарь подготовлен, портфель собран, туфли начищены, улыбка озаряет лицо первоклассника.

Но бывает и так, что юный школьник не до конца понимает, зачем мы ходим в школу и как себя вести на занятиях. В сознании ребенка все еще находится устоявшийся распорядок детского сада.

Часто родители не знают, как объяснить малышу, зачем нужно ходить в школу, как с первых дней привить ему любовь к школьным занятиям.

Крайне важно рассказать маленькому чаду, что школа – это второй дом, который будет сопровождать его следующие девять или одиннадцать лет. Во время обучения в школе он сможет найти верных друзей, которые, возможно, останутся с ним на всю жизнь. Также юнец получит много новых знаний и станет совсем взрослым человеком (к чему стремятся большинство детей).

Зачем ходить в школу

Важно с первого дня привлечь внимание ребенка к школе. Если этого не сделать, то все последующее обучение может стать для него неприятным или даже ненавистным.

Перед тем как попытаться объяснить ребенку о необходимости получения успешного школьного образования, нужно самим взрослым четко ответить себе на вопрос: “Зачем ходить в школу?” Основными причинами являются следующие:

  • социализация и коммуникации;
  • развитие мышления;
  • познание нового и освоение необходимых наук;
  • самостоятельность и умение справляться с трудностями;
  • определение профессиональной ориентации и предпочтений;
  • получение документа о законченном среднем образовании для последующего трудоустройства.

Далее в статье рассмотрим подробнее каждую из причин необходимости посещения образовательного учреждения и получения соответствующего качественного образования.

Социализация

Наверное, самым правильным ответом на вопрос: “Зачем дети ходят в школу?” – будет социализация. Что это значит? Достаточно представить ребенка, находящегося 11 лет на домашнем обучении, который никак не контактировал со сверстниками. Сможет ли такой человек стать полноценным во взрослой жизни и устроиться на высокооплачиваемую работу? Нет.

По мнению многих специалистов, самой главной функцией школы (помимо получения знаний) является обучение коммуникациям со сверстниками и учителями. Ребенок начинает понимать, что общение с соседом по парте должно отличаться от общения с учителем и другими незнакомыми взрослыми. Если этого не смогли объяснить родители в дошкольном возрасте, ребенок вырос избалованным, то в школе все встанет на свои места.

Еще школьники учатся дисциплине. В садике была возможность бегать и играть весь день, однако в школе распорядок дня меняется. Для игр есть перемена, а во время урока необходимо соблюдать тишину и быть внимательным к словам учителя.

Развитие мышления

Вопрос: “Зачем ходить в школу, если вы хотите стать богатым?”, должен содержать примерно следующий ответ.

На протяжении долгих лет во время школьного обучения сознание человека все время меняется. Если в начальной школе многое сходило с рук, наказания были мягкими и снисходительными, которые не имели серьезных последствий, то в старших классах все по-другому.

Достаточно пропустить пару тем и не слушать учителя, и недостаток знаний начнет нарастать снежным комом в дальнейшем. Более взрослым ученикам становятся известны такие понятия, как ответственность, пунктуальность, самодисциплина, исполнительность, инициативность и многие другие.

Не сделал домашнее задание, проиграв весь день в компьютерные игры? Не понял тему, не смог разобраться со следующей, на перекрестном предмете уже вообще становится все непонятно, а как следствие – занятия с репетитором и дополнительные денежные затраты семьи.

Если ребенок хочет в будущем стать богатым и успешным, то нужно объяснить ему, что такой человек ценит и уважает свое и чужое время, а, следовательно, не будет растрачиваться им по пустякам, доставлять близким людям очередные проблемы. Таких примеров может быть много.

Познание нового

Следующим по важности ответом на вопрос: “Почему ходить в школу полезно?” – является возможность получения новых знаний. Многие школьники считают, что физика, химия или геометрия никогда не понадобятся в жизни, а поэтому их учить не обязательно.

В первую очередь изучение сложных предметов развивает интеллектуальные способности, заставляет мозговые клетки работать активнее. Чем сложнее предмет, тем больше он принесет пользы для развития мозга.

Кроме этого, школьников обучают очень важным и нужным во взрослой жизни дисциплинам. Например, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). На этих уроках ребят учат оказывать первую помощь пострадавшим в различных ситуациях, рассказывают, как себя вести, если загорелась проводка, случился пожар, или во время других стихийных бедствий. Полученные знания помогут в любой момент спасти свою жизнь или жизнь другого человека.

Самостоятельность

В стенах школы за долгие годы обучения чего только не происходит: первая двойка, первая драка, влюбленность, вызов родителей в школу…

Школа учит человека быть самостоятельным и пытаться решать проблемы самому. Конфликт с одноклассником? Ребенок в детском саду расплачется и побежит жаловаться маме. В школе же такое поведение презирается и высмеивается. Проблемы решаются без вмешивания взрослых. С одной стороны, это хорошо, но с другой – нужно объяснить своему ребенку, что не все решается физически, можно ведь просто поговорить и разрешить конфликт.

Также на уроках проводится большое количество самостоятельных работ и практикумов, где ученик может полагаться только на себя и собственные знания.

Профориентация

Профессий много, а жизнь одна. Как найти свое место во взрослом мире и пойти своей дорогой?

В старших классах будущим выпускникам предлагают пройти множество психологических тестов на выявление профессиональной ориентации. Все они направлены на поиск сильных и слабых сторон ученика, а также содержат рекомендации на тему того, на какие профессии стоит обратить внимание, а на какие не следует.

Конечно, все зависит только от желания человека и его целеустремленности. Ведь если захотеть, то можно освоить любую профессию, вне зависимости от того, есть ли предпосылки к ней.

Получение аттестата

Зачем надо ходить в школу, если не за получением аттестата? Так считают многие старшеклассники. Они отчасти даже правы.

Конечной целью обучения в общеобразовательном учреждении является вручение документа, подтверждающего освоение школьной программы.

Аттестат необходим для поступления в высшее учебное заведение, а также при приеме на работу. В случае с поступлением в вуз, оценки играют большую роль, но при приеме на работу рекрутер никогда не спросит: “А что у вас было по математике в 8 классе?”

Исходя из этого, обучаясь в старших классах, необходимо расставить приоритеты: нужно ли поступать в институт или сразу устроиться на работу.

Если принято решение продолжить обучение и получить диплом о высшем образовании, то следует особое внимание обратить на оценки в аттестате. Если же нет желания продолжать обучение, то нет ничего сложного – можно окончить школу “кое-как”. Однако в данном случае на высокооплачиваемую работу рассчитывать не приходится.

Заключение

В этой статье были подробно рассмотрели основные причины, зачем ходить в школу. Как уже было сказано, ребенку с самого начала обучения необходимо объяснить важность успешного окончания школы, здесь все зависит от освоения школьной программы с первого класса.

Во время обучения ребенка в школе его необходимо поддерживать, помогать по мере сил, направлять, а иногда и контролировать. Нужно помнить, что, если заставить непослушного школьника сегодня сесть за выполнение домашнего задания, завтра он успешно окончит школу, послезавтра поступит в хороший университет, потом устроится на высокооплачиваемую работу и скажет “спасибо”. Однако перегибать палку не стоит, иначе есть риск отбить у ребенка все желание к настоящему и последующему обучению.

Как объяснить ребенку, зачем нужно ходит в школу? Ответы на этот вопрос есть в статье. Школа – это важный этап становления личности. Нельзя игнорировать общение со сверстниками и учителями, ведь это помогает лучше ориентироваться в социуме.

www.syl.ru

Зачем ходить в школу – основные причины, описание и план

Казалось бы, ходить в школу нужно обязательно. Практически каждый ребенок, достигший возраста 6-8 лет, ежедневно собирается по утрам на занятия.

Вполне стандартный образ жизни всех цивилизованных людей. Но однажды могут попросить учеников написать сочинение на интересную и в то же время сложную тему о том, зачем ходить в школу. Что делать в таком случае, да и вообще вопрос на самом деле жизненно важный. Давайте с вами рассмотрим не только варианты и идеи для сочинения, но и разберемся, для чего, собственно, нужна школа и какие у нее достоинства.

С одной стороны, ответ элементарный – здание, в котором дают знания. Но все гораздо сложнее. На самом деле, общеобразовательное учреждение готовит детей во взрослую жизнь, учит быть самостоятельными и тренирует выдержку. Речь идет о моральном состоянии, умении владеть ситуацией и применять полученные знания на практике. Например, на уроке ОБЖ рассказывают, что делать, если замкнет проводку и начнется пожар. Человек, учившийся в школе и изучавший данный предмет, сразу сообразит, что нужно отключить рубильник на главном проводе, идущем в квартиру/дом. Он также в курсе, что ни в коем случае нельзя перерезать провода, находящиеся под напряжением.

Другой пример: при устройстве на работу предлагают высокооплачиваемую должность, где нужно уметь общаться с людьми. Только благодаря школе можно стать полноценным работником.

Зачем нужно ходить на занятия?

Приходится каждое утро неохотно вставать, чтобы пойти на первый урок. Нельзя пропускать школу. Далеко не каждый ученик понимает, что в будущем, когда обучение закончится, возможно, вставать на работу придется еще раньше. Поэтому нужно привыкнуть с раннего детства к подъему.

Также вы можете написать в сочинении так: утренние сборы полезны тем, что организм пробуждается с природой. Мозг лучше всего работает в утренние часы. А во второй половине дня будет обязательно свободное время для отдыха и развлечений.

Зачем в школу ходить, если иногда там, казалось бы, делать нечего. Например, очень скучный предмет первым уроком по расписанию. На самом деле, и скучный можно сделать интересным. Допустим, не нравятся уроки обществознания, учитель ничего не объясняет. Стоит попробовать самому изучить параграф или предложить одноклассникам создать мероприятие на актуальную тему.

Почему учатся не дома у родителей?

Наверняка каждый из вас задумывался, зачем нужно ходить в школу, если можно и дома позаниматься. Ничто так не тренирует силу воли, как указания со стороны. Например, опишите в сочинении, как помогает школа бороться со своими желаниями, которые могут быть вредными. Например, если бы не строгая учительница по математике, велевшая изучить пройденный урок наизусть в какой-то определенный момент, то не удалось бы сдать государственный экзамен. Вместо этого тот день можно было провести за компьютерной игрой, которая спустя несколько часов забылась бы навсегда. Но пройденный урок, который пришлось делать через «не хочу», выручит когда-то в будущем. У вас может быть и другой вариант для эссе.

План для сочинения

Сочинение «Зачем ходить в школу», как и другие темы, требует составления плана. Стоит отметить, что именно он помогает создать красивый и читабельный текст, имеющий хорошую структуру (содержание). Давайте подумаем, что мы можем сделать.

Для начала надо написать вступление. Как правило, в нем излагается цель текста, а также кратко (по необходимости) перечисляется содержание.

Основная (главная) часть является самой сложной. Именно здесь нужно проработать структуру, разбить текст на абзацы. Давайте представим приблизительный план:

  1. Вступление (ваше мнение о том, зачем ходите в школу).
  2. Краткий сравнительный анализ дошкольных времен. Допустим, до семи лет не нужно было вставать в 7 утра, а потом пришлось приучать себя, как бы это ни было тяжело. Зато в настоящее время уже все привыкли к раннему подъему.
  3. Кто объяснит сложные вещи? Опишите, что самостоятельно изучать предметы практически невозможно. Только учитель поможет разобраться в сложных задачах и формулах.
  4. Появляются друзья и одноклассники. Человек без коллектива существовать не может. Опишите, например, длительную болезнь, при которой приходится быть целыми днями одному. Многие в данный момент мечтают быть здоровыми и общаться со всеми.
  5. Узнавание нового. Что, как ни школа, даст все необходимые знания и научит сложным вещам?
  6. Заключение. Здесь можно дать ответ на вопрос: что подарит школа в будущем?

Теперь рассмотрим каждый фрагмент содержания отдельно и подробнее.

Идеи для вступительной части

Можно начать сочинение примерно так:

  • “Я хочу поведать свое мнение о том, зачем нужна школа…”.
  • “Школа – это мой второй дом, в котором получаю не только знания. Далее я расскажу, почему нужно каждый день приходить на занятия, а также опишу свою точку зрения о…”.
  • “В этом сочинении расскажу, зачем я хожу в школу…”.

Как видите, вступление может быть разным. Все зависит только от вашей фантазии. Действительно, оно же и самое сложное. Оно же является ответственным звеном во всем сочинении.

Что хорошего можно написать о школе?

Несмотря на личное отношение к одноклассникам, учителям и наукам, нужно научиться понимать, что ходить на занятия очень важно. Во-первых, одноклассники и учителя также являются уникальными личностями со своими достоинствами и недостатками. С этим нужно смириться, иначе во взрослой жизни будет очень тяжело.

А еще почему ходить в школу полезно? Стоит подумать над данным вопросом. Можем ограничиться подсказкой по поводу приобретения новых знаний, которые невозможно получить дома. Не только родители, но даже учителя практически не способны знать абсолютно все. Разве могут родители с гуманитарным образованием объяснить, как решить задачу по химии или построить график по математике?

Коллектив и друзья

Очень важно бывать в обществе, чтобы научиться быть среди людей. Ведь все мы взаимосвязаны между собой. Если уметь выстраивать с каждым доверительные и дружелюбные отношения, то и жизнь будет счастливее. Согласитесь, что человек, который не может ни с кем ужиться, становится неполноценным. Соответственно, дела у него тоже идут не очень хорошо. Вот зачем в школу ходить. Конечно, далеко не каждый ученик учится любви и терпению. Поэтому пусть вашей задачей станет описание того, как поддерживать хорошие отношения со своим коллективом и старшими.

Такие разные учителя

Учителя являют собой пример взрослых людей. Разумеется, данному специалисту нужно быть сдержанным, ответственным и тактичным. К сожалению, далеко не все являются идеальным примером. Такое разнообразие позволяет ученикам отличать хорошее от плохого. Вырабатываются вкусовые предпочтения и взгляды на ситуацию, поведение со стороны.

Напишите о положительных сторонах учителей: умение объяснять урок, отвечать на вопросы и согласовывать проекты с учащимися.

Свободное размышление о том, зачем нужна школа

Сочинение-рассуждение «Зачем я хожу в школу» поможет самому ученику разобраться, какая цель на самом деле. Желательно найти положительные стороны, чтобы полюбить учебу, серьезно взяться за ум и получить образование успешно.

Опишите, какой у вас есть любимый предмет и почему. Расскажите, кто у вас любимый учитель. Также можно кратко одной или двумя фразами написать, кем вы хотите стать в будущем, какую пользу хотите принести людям благодаря наукам.

Чем школа поможет в будущем?

Если есть возможность, то опишите, зачем ходить в школу, чем она поможет в будущем. Рекомендуется поговорить с родителями, старшими родственниками, чтобы они рассказали, как им помогла учеба и зачем вообще ходить на уроки.

Независимо от того, какая будет профессия, учеба обязательна. Даже если человек выбирает профессию повара, он должен чуть-чуть знать химию, анатомию и математику, чтобы понимать, какие ингредиенты можно смешивать, а какие нельзя.

В быту также без школьных знаний не обойтись. Зачастую приходится сталкиваться с ситуациями, при которых пригодились бы те или иные науки.

Что сделать, чтобы любить школу и уроки?

В заключение следует добавить абзац о том, зачем дети ходят в школу, как сделать, чтобы им это нравилось. Рекомендуется самостоятельно подумать над этим вопросом. Можно отдельно разработать мероприятия по улучшению отношения к учебе, затем применить на себе. Помните о том, что успешен тот взрослый человек, который умеет находить правильные и эффективные решения в тех или иных ситуациях. Пусть подобная тема сочинения поможет вам развить мышление, научит управлять ситуацией. Не забывайте также о грамотности и стиле текста, которые играют важную роль и помогут в будущем стать хорошим специалистом.

fb.ru

Зачем ходить в школу, если вы хотите стать богатым и счастливым?

Зачем ходить в школу ? Большинство из нас потратили на школьную программу по 11 лет. Что нам это дало, кроме того, что сейчас вы в состоянии прочитать эту статью и посчитать свою скромную зарплату. Я не выступаю против образования, но наша школьная программа давно устарела. Наиболее ярко это демонстрируется на уроках информатики. Не знаю как было у вас в школе, а мы сидели за морально старыми компьютерами, которые с трудом отрисовывали интернет странички. Зачем-то проходили basic и pascal. Из нужно было только то, как включить и выключить компьютер. А самое обидное, что обучали нас люди, которые знали о мире ИКТ намного меньше, чем мы сами. Такова система образования и по сей день. 

Зачем ходить в школу, если она не дает там тех знаний, которые нам необходимы. Сегодня вообще работая по профессии сложно заработать на жизнь. Если углубиться в своих размышлениях, то знания, которые нам дает вуз, тоже негде применить. Реальная жизнь отличается от той, к которой нас готовят в школе и вуза. Сегодня гораздо нужнее знать о том, как работать максимально эффективно, чем знания о косинусах и синусах. За 3 года работы мне не пришлось ни разу в жизни столкнуться с тем, чтобы мне пришлось решать квадратное уравнение. В общем, школьные знания нужны только в школе.

Что касается образования в целом, то тут все более очевидно. Зачем нам нужно образование – понятно сразу. Оно помогает дисциплинировать разум, насыщает его новой информацией. Другое дело, что иногда мы учим то, что нам совершенно не пригодится в жизни.

В ВУЗе мы уже получаем более профильные знания, которые более-менее применимы в жизни. Вот тут я сразу думаю о том, как  повезло юристам: их знания окутываю все сферы жизнедеятельности человека, в силу развития бюрократического аппарата.

В целом, вообще образование штука интересная. Учиться нужно, но гораздо важнее не забыть о том, что

существует самообразование. Оно гораздо важнее. Человек может легко обучить себя всему, что он захочет. Если человек захочет самостоятельно научиться делать сайты или писать стихи (но тут еще вес имеет врожденный талант), то он это сделает. Наши возможности безграничны, если мы чего-то действительно сильно хотим.

Зачем ходить в школу

Школа необходима нам для расширения кругозора и формирования своего мировоззрения. Хотя, я считаю, что мы должны выбирать профильные предметы для себя сами, а все остальные проходить на пониженном уровне. Такая система реализована в школах США. Мне она нравится. Я считаю её наиболее удачной.

Школьное образование помогает прощупать наши слабые стороны. Помогает определиться с будущей профессией и систематизировать наши способность. На большее оно не пригодно – жестокая правда. Еще одна важная сторона школьного образования, про которую все забывают – это развитие коммуникативных способностей. Получается, что самое полезное на уроках: выступление у доски с докладом и тайный треп с соседом по парте.

Какие знания наиболее важны сегодня?

Наиболее важными знаниями сегодня можно назвать юридические, экономические и бытовые. Разумеется, что под экономически я не имею в виду “школу высшей экономики”, я включаю сюда такое понятие как “язык денег”. Иногда я удивляюсь над тем, насколько мы финансово не грамотны. Мы не умеем распоряжаться собственными деньгами. Зачастую, мы идем на поводу у маркетологов и выкидываем большие деньги на совершенно не нужные нам вещи. В общем, финансовая грамотность должна быть включена в школьную программу. Люди должны знать, что существуют инвестиционные фонды и т.д.

Хотя, видимо у наших в крови заложено недоверие к инвестициям любого рода. Многие из нас даже деньги в банк под проценты не отдают, а хранят их под подушкой, считая это максимально надежным способом. В целом, сегодня с Российской экономикой идут всякие непонятки и я боюсь что-то советовать.

Воспользуюсь словами Степана Демуры.

“Детям надо прививать чувство собственного достоинства, чтобы они никогда не становились рабами. Их нужно обучать каким-нибудь единоборством, чтобы они могли себя защитить. И самое главное – учите их думать, учите их критическому мышлению. А это даётся работой в семье и хорошим образованием. Хорошее образование всего лишь даёт возможность учиться думать. Надо прививать детям желание учиться, и желание думать самостоятельно. А когда у вас есть все эти три качества – такими людьми тяжело управлять, и они на многое способны.”

По моему, именно этому нужно учиться сегодня в первую очередь. Жаль, что школы занимаются далеко не этим.

Не забывай поделиться с друзьями и близкими

Об Авторе

От себя не убежать, но я регулярно стараюсь это сделать.

obretu.ru

Занятие “Зачем ходить в школу?”

Конспект адаптационного занятия в 1 классе

Тема: «Зачем ходить в школу»

Цель: создание условий для осознания детьми своего нового статуса.

Ход занятия

Упражнение «Поздороваться носами»

Цель: разогреть группу

За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками и т. д.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: настрой на работу.

Дети завершают предложения, которые произносит ведущий: «Я хотел идти школу, потому что…» «Я хожу в школу, чтобы научиться…» и т.д.

Упражнение «Самый лучший первоклассник»

Цель: осознание своего нового статуса

Ход упражнения: Психолог. На прошлом занятии мы с вами познакомились со зверятами первоклассниками. А сейчас представьте себе, что ясным сентябрьским утром зверята пришли в лесную школу. На улице светило яркое солнышко, ветерок играл золотыми осенними листьями. Звонок еще не прозвенел, и зверята сидели за своими партами и разговаривали. Им очень нравилось ходить в школу, и каждый из них хотел стать самым лучшим первоклассником.

– Давайте с вами попробуем помочь зверятам и каждый из вас получая рисунок зверенка будет говорить почему его подопечный самый лучший первоклассник.

Упражнение «Для чего ходят в школу»

Цель: осознание детьми для чего нужна школа

Ход упражнения. Психолог: «Зайчонок не знает, для чего ходят в школу. Он сидит, и размышляет. Ребята, давайте поможем зайчонку. Если то, что он говорит, правильно, вы хлопните и ладоши. Если неправильно топаете ногой

В школу ходят, чтобы играть.

В школу ходят, чтобы читать.

В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.

В школу ходят, чтобы дружить.

В школу ходят, чтобы считать.

В школу ходят, чтобы писать.

В школу ходят, чтобы учиться.

В школу ходят, чтобы драться.

В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.

В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.

В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.

В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.

Психолог: «Итак, сегодня мы узнали, что в школу ходят для того, чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выполнять его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжелательно относиться друг к другу

Рисунок «Я в школе»

Цель: выявить, как ребёнок видит себя и свое место в школе.

Детям предлагается нарисовать себя в школе.

Упражнение «Рисуем настроение»

Цель: отражение эмоционального состояния учащихся на конец занятия.

Ход упражнения: Психолог раздает детям наборы цветных карандашей или фломастеров, альбомные листы. Ребятам предлагается нарисовать свое настроение. Под спокойную музыку дети выполняют упражнение. После того как все закончили рисовать, психолог предлагает выбрать цвет, рядом с которым дети считают нужным повесить свои рисунки. Так могут появиться «желтые», «синие» и другие рисунки. Получившийся коллаж, будет отражать настроение детей.

Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Цель: развитие качества умение благодарить и выражать дружеские чувства. Это так же дружеский ритуал завершения занятия

Ход упражнения: Психолог. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим занятие и завершается. Если представится возможность, психолог старается тоже оказаться в центре круга.

infourok.ru

Почему детям не нужно ходить в школу

Если ребенок не хочет ходить в школу, у него наверняка есть на это причины. Но и у родителей есть причины задуматься о необходимости школьного образования. Михаил Эпштейн поднял эту тему и рассказал 9 поводов не ходить в школу.

Так ли необходимо школьное обучение? С появлением первых ростков домашнего образования в Украине этот вопрос стал актуальнее. Одна из причин распространения хоумскулинга – качество получаемых знаний.

Михаил Эпштейн – российский философ, лингвист, литературовед, культуролог, профессор теории культуры и русской литературы университета Эмори, профессор русской литературы и теории культуры и руководитель Центра гуманитарных инноваций Даремского университета. За годы работы он издал 30 книг по философии, лингвистике и другим наукам. Тесно сталкиваясь с реалиями школьного образования, Эпштейн вывел свои 9 причин не ходить в школу.

Читай также: Реформа школьного образования: с какого года дети будут учиться 12 лет

«Обозначу тенденцию кратко – массовая школа теряет смысл своей основной деятельности. Говоря грубо – школа как ШКОЛА вымирает. Что я имею ввиду? Попробуем прикинуть список ответов на вопрос «Зачем ребенку ходить в школу?». Я имею в виду не социально-охранительную функцию школы как институции: наличие закона об обязательном образовании, проблему с тем, куда деть детей пока родители на работе и прочее. В этом смысле массовая государственная школа никуда не денется, и будет жить еще долго. Я говорю о смысле школы как места, где воспитывается, образовывается новое поколение в целом и его отдельные личности, в частности», – пишет Эпштейн.

ЗАЧЕМ НУЖНА ШКОЛА?

1. Чтобы получать знания

Но думаю, что не будет ни для кого новостью, если я скажу, что знания как информацию сейчас можно добывать из многих иных источников – пресловутого Интернета, в частности. Многие исследования свидетельствуют, что современные подростки скорее нужные сведения узнают из телевидения и от сверстников, чем от школы. Да и, честно говоря, назвать массовую школу местом, в котором дети узнают что-то действительно новое, актуальное о современной науке, технике, экономике, социальной жизни, сложно. Те, кто мало-мальски знаком с действующими программами обучения, это подтвердят.

Резюме: школа на сегодня уже не является единственным (и даже основным) источником знаний для подрастающего поколения.

Читай также: Как научить ребенка адаптироваться к разным ситуациям: педагогика Джона Дьюи

2. Чтобы научиться учиться

Тут вот тоже возникает большая проблема. Вероятно это и было бы главной задачей школы: в ситуации, когда угнаться за все ускоряющимся изменением объема конкретных знаний все сложнее, учить детей справляться с этим потоком информации. Но беда как раз в том, что массовая школа не умеет этого делать.

Она не учит самостоятельному мышлению, заставляя детей повторять высказанные учителем истины и ставя за это (именно за это) оценки. Она и не учит самостоятельно работать с информацией – любой преподаватель ВУЗа подтвердит, что большинство приходящих абитуриентов не могут сделать нормальный конспект, не могут самостоятельно прочитать текст и выделить в нем главное, не умеют выступать и высказывать устно свои собственные мысли и т.д.

Значит, учиться этому нужно где-то в другом месте. Если родители ребенка хотят этому его научить. Ну, например, происходит это сплошь и рядом – когда родители вместе с детьми делают домашние задания. И, тем самым, получается, что главному, чему должна учить школа – работать самостоятельно с информацией – учат родители, те, кто могут.

3. Чтобы потом сдать экзамены и получить аттестат

Опыт многих семей показывает, что совершенно не обязательно ежедневно в течение 10 (а теперь еще и 11) лет ходить в школу, чтобы сдать экзамены и получить аттестат. Можно учиться дома, можно заниматься и сдавать экзамены экстерном… И также через экстернат получать государственный аттестат.

Более того, многие дети при нормальной организации их жизни способны освоить школьную программу за более короткий срок и сдать экзамены без всякого ущерба для их здоровья. И, тем самым, не тратить 10-11 лет на формальное хождение в школу.

Читай также: Педагогический подход Селестена Френе: 3 правила школьного образования

4. Чтобы потом поступить в ВУЗ

Как показывает опыт, в настоящий момент поступление в ВУЗ не прямо связано с хождением в школу в течение 10-11 лет. Во-первых, оказывается, что огромное количество старшеклассников в 10-11 классах учатся параллельно в двух учебных заведениях: в школе – для «галочки» и аттестата, и в ВУЗе на подготовительных курсах – для поступления.

В 10-11 классах оказывается, что обилие предлагаемых предметов совершенно никак не связано с теми экзаменами, которые надо сдавать в конкретный ВУЗ. И в некотором смысле школа даже мешает подготовке к поступлению, перегружая подростка «вдвойне» – изучением «не нужных» ему предметов… 

И совсем уж «выпукло» эта ситуации проявляется, когда многие одиннадцатиклассники уже в апреле-мае оказываются «поступившими» в тот или иной ВУЗ, пройдя через систему олимпиад, но при этом все еще продолжают изучать школьную программу…

5. Чтобы получить поддержку тем, кто не успевает, не укладывается в общие сроки, не такой как все

Может быть, массовая общеобразовательная школа готова помогать тем, кто не укладывается по тем или иным причинам в общие рамки? Нет, скорее массовая школа рада оттолкнуть от себя таких неудобных, создав все условия, чтобы они покинули школу. Именно такими детьми пополняются частные школы, экстернаты, занимаются частные репетиторы.

6. Чтобы получить основы профессиональных навыков (компетентности), которые потом позволят найти себе работу в современной экономике

К сожалению, и здесь массовая школа не преуспевает. Она не дает возможности подросткам получить опыт жизни в реальной экономике, не учит основам человеческой коммуникации, не дает нормального владения иностранными языками, хождение в школу не поможет выпускнику научиться представлять себя при устройстве на работу и т.д.

Читай также: 5 практичных советов, как повысить успеваемость ребенка

7. Чтобы научиться жить в коллективе

С коллективной жизнью тоже проблема. Во-первых, и раньше такая жизнь удавалась только в случае, если классу везло с руководителем. Что бывало не часто. В последние же годы государство совсем перестало уделять внимание этой сфере жизни, оставляя на первом плане перед учителем не педагогические, а методические задачи.

Главное для учителя – быть предметником, подготовить детей к сдаче ЕГЭ, а не заботиться об установлении тех или иных отношений в классе, в каком-то ином школьном коллективе. Этому же продолжает способствовать и пединститут, по-прежнему растящий из студентов в лучшем случае хороших преподавателей предмета, но не педагогов, работающих с коллективом. 

И в этом смысле, если родители хотят, чтобы у ребенка был «свой коллектив», то его часто проще искать «на стороне» – в кружке, клубе, секции, экспедиции… Но не в школе.

8. Чтобы найти себе друзей, свою «референтную» группу, людей ценностно близких, говоря современным подростковым языком – свою тусовку

Ну, друзей, как и коллектив, можно (а иногда и проще) найти себе не только в школе. А вот с ценностно близкими людьми и подавно сложнее. В массовую школу приходят не по собственному выбору. Класс – это не группа людей, которую выбирают себе сами ребята.

Состав класса определяется не ими и их желанием, а внешней волей. Так что речи о близости ценностей здесь не идет. И если не окажется рядом с подростками дельного педагога, который озаботится выращиванием этих общих ценностей, то их и не возникнет в течение всего срока обучения. А вот в кружках, клубах, секциях, куда приходят дети по своему выбору, таковая близость появится скорее. Именно в них находят дети отдушину. 

Есть, конечно, в городе школы, в которых многое говорит о том, что туда собираются дети именно по определенному родству жизненных ценностей, приоритетов, предпочтений. Но, согласитесь, такие школы скорее исключение из правил, подтверждающее правило. Короче говоря, если уж школа это и место, где может появиться «своя тусовка» для вашего ребенка, то уж всяко не единственное такое место, где таковая может зародиться.

Читай также: 6 «технологических» трендов современного образования

9. Чтобы развиваться и личностно расти

С этим тоже вопрос. В массовой школе практически нет ни людей, ни времени, чтобы специальным образом этим заниматься. Психолог – в лучшем случае один-два на всю школу. Классный руководитель – и группой-то не успевает заниматься, не то, что личностями. Да и не обучены они (как и все педагоги, заканчивающие в основном педагогический институт) индивидуальной поддержке и сопровождению личности, да и не имеют, если по-честному, на это времени.

Массовой школе не так важен этот самый личностный рост вашего ребенка. Грубо говоря – с нее за это не спрашивают. Посмотрите на критерии, по которым оценивают школу. Там все что угодно, кроме личностного роста детей и учителей. А за то, что не спрашивают, то, обычно, в массовых учреждениях и не вырастает.

Если нет на это индивидуальной воли конкретного учителя (и тогда вам очень повезло) или конкретного директора, что бывает реже, потому что в систему работы массовой школы эти процессы вписать очень сложно. И тогда, опять же получается, что нужно этим делом самим родителям заниматься. Либо искать «клубную компанию» с хорошим дельным взрослым, либо психологические тренинговые центры, которых в городе становится все больше …Ищущий – да обрящет… Но, опять же, чаще всего вне школы.

Вот и получается, что из школы уходит вся ее внутренняя содержательная сущность, остается лишь внешняя рамка: стены; закон, обязывающий ее посещать; удобство, спокойно отсидев положенное количество лет, получить корочку; возможность сдать ребенка в «камеру хранения», пока родители на работе. Но согласитесь, какие-то все это нешкольные функции школы.

А как ШКОЛА массовая школа вымирает. Перерождаясь в иные формы. И образование (если говорить об образовании, а не о документе) сейчас, выходит, можно получить не только (и не столько) в школе, сколько иными способами. И это точно и тонко чувствуют многие подростки, а многие не только чувствуют, но и начинают говорить вслух. И это видят и понимают многие родители. Это заметно по все возрастающей тенденции увода родителями детей из массовой школы.

Родители обучают детей дома самостоятельно, переводят их в частные школы, устраивают в экстернаты, растет количество родительских групп, объединяющих семьи в совместном поиске путей развития своих детей, растет количество групп, предлагающих детям развивающие образовательные программы вне школы…

И мне представляется, что тенденция эта будет только нарастать. По крайней мере, я не вижу никаких изменений в государственной политике в образовании, которые бы позволили утверждать обратное.

Читай также: Учеба за границей: как выбрать зарубежный ВУЗ

Читай также: Как изменится образование через 10 лет

Читай также: «Школа мечты» Как выбрать учебное заведение для ребенка?

Загрузка…

www.uaua.info

Зачем нужно ходить в школу?

Этот вопрос постоянно задают дети, потому что очень уж не хочется тратить большую часть свободного времени на уроки и наставления учителей.

Мальчикам и девочкам хочется не ходить куда-то по утрам, а поспать, поиграть во дворе, заняться интересным делом. Получать образование нужно, но ходить в школу – это так сложно и неинтересно для многих. А все из-за нежелания посмотреть на положительные стороны учебного процесса, найти в этом выгоду. В статье мы вам расскажем о некоторых плюсах хождения в школу.

Для чего перемены ученикам?
Зачем в школе оценки?
Зачем нужна литература в школе?
Зачем физкультура в младших и старших классах?
Для чего уроки музыки всем школьникам?

Для чего перемены ученикам?

Явно не для выяснения отношений, поедания булочек и списывания домашнего задания. Это время для отдыха, общения с друзьями, разминки, прогулок на свежем воздухе в хорошую погоду.

За отведенные на перемену 10-15 минут вы легко перейдете в другой класс, обсудите упражнения, которые задали, подготовитесь к восприятию новой информации. Вы сможете пройтись, размять мышцы, сделать гимнастику для глаз, а значит, настроитесь на дальнейшую работу и меньше устанете.

Зачем в школе оценки?

А действительно, первоклашки и старшеклассники в один голос скажут, что без оценок жилось бы проще. Но достаточно отменить баллы хоть на неделю, чтобы мнение кардинально поменялось. Не верите? Зря, ведь оценки в школе просто выполняют свою роль, причем позитивную.

Низкий балл говорит о том, что надо подтянуться, а высокий является чем-то вроде благодарности за старание, свидетельствует о правильно выбранном направлении. Без оценок в школе было бы просто скучно. К чему стремиться, зачем читать или зубрить, проявлять себя, если и так все равны?

Зачем нужна литература в школе?

Конечно, большинство детей любят читать, вот только уроки литературы воспринимают негативно. Опять же, это связано с обязаловкой. Дети всегда хотят сделать наоборот, если им что-то навязывают. Здесь дается огромный список, нужно читать толстые и скучные книги, писать сочинения на неинтересные темы, причем и индивидуальность особенно не проявить.

Однако по прошествии лет многие понимают, что литература в школе нужна, это на 100% так. Без уроков вы бы просто не познакомились с классикой, не выработали собственный взгляд на различные вопросы, разучились бы нормально мысли формулировать. И это как минимум.

Пускай вы думаете не так, как учитель, критики, но вам определенно есть что сказать, вы знаете, о чем идет речь. Литература расширяет кругозор, помогает сформироваться как личность. Книга способна стать подсказкой, другом и прекрасным времяпрепровождением.

Зачем физкультура в младших и старших классах?

В первом случае мы говорим о детях, которые, казалось бы, и так большую часть времени проводят на улице за подвижными играми. Во втором – имеем дело с почти взрослыми людьми, у которых на носу экзамены, серьезная подготовка, а тут лишние уроки.

А теперь давайте реально посмотрим на ситуацию. Вы очень много первоклашек во дворе видите сейчас? Некоторые попросту из-за компьютера не вылазят, часами телевизор смотрят. А тинейджеры и вовсе стали практически жить в Интернете.

Физкультура становится чуть ли не единственным поводом активно подвигаться, улучшить самочувствие и заняться каким-то видом спорта, пускай и не профессионально. Именно на уроках физкультуры ученики снимают стресс, забывают об умственных нагрузках, заботятся о собственном здоровье.

Для чего уроки музыки всем школьникам?

Вот правда, есть же музыкальные школы, различные дома культуры. Да, вот только ходить туда будут единицы. Нужно иметь огромное желание, время и иногда связи, чтобы попасть в хороший кружок, где научат играть на каком-нибудь инструменте, разбираться в нотной грамоте и петь.

В школе же на уроках музыки вы поймете, есть ли у вас хоть какие-то способности, интересно ли вам это. Вам подскажут, в каком русле развиваться, помогут узнать азы. Кроме того, музыка сближает, заставляет забыть о неприятностях, усталости, будущих заданиях и уроках. Это отличная возможность отдохнуть, улучшить настроение, заняться творчеством.

www.mnogo-otvetov.ru

Действительно ли нужно ходить в школу?

13 Сен162145

Галина Джазаирова, практикующий психолог: Как ни странно, школа препятствует процветанию личности. В начале прошлого века, когда объем знаний для усвоения был равным воскресному выпуску “Таймс”, стандартизированная недорогая форма обучения себя оправдывала. Но общество за последние тридцать лет глубоко изменилось. Особенно за последнее десятилетие.

Огромный объем информации теперь всегда доступен, зачем таскать на себе горы книжек? Детям важно не запоминать, а учиться думать, задавать вопросы, исследовать, структурировать, творить.

Современная школа эти качества не поддерживает, мягко говоря. Как и телесное здоровье.

Вспомните: в начале прошлого столетия рабочие на фабриках и заводах боролись за сокращение рабочего дня с 16 до 8 часов. Наши маленькие и большие детки учатся практически полную 40-часовую рабочую неделю плюс домашние задания. Немыслимо! Для меня это отражение философии, где люди – мусор, пусть работают до изнеможения, умрут – народятся новые. Злюсь.

Часть общества ищет альтернативы. Мои друзья, сестры спрашивают, как учить по-другому, какие шаги нужно сделать.

Один из вариантов – домашнее обучение.

Сразу скажу, что оно не всем подходит, так как требует внимания, времени, фокуса от родителя. Для тех же, кто готов, домашнее обучение пока видится землей неизведанной, полной опасностей.

У меня появился шанс расспросить смелую маму Алию, решившуюся проложить здесь тропинку:

Алия, у вас сын, дочь? Сколько лет вашему ребенку?

У меня дочь, 9 лет, ее зовут Жанель.

Когда пришло решение не отдавать ребенка в школу? Сразу после рождения или позже? Был ли опыт обучения в школе?

Жанель проучилась 2 класса: первый обучалась в государственной (105-й) школе, а второй – в частной школе.

Моя дочь отличается от других детей. А, может, мне так кажется? Она эмоциональна и чувствительна. Любое замечание преподавателя или плохую оценку переживала глубоко. Бывало, приходила из школы в слезах и просила не отдавать ее в школу. Она не могла понять, почему учитель кричит или ругает ее.

Моя дочь плохо слышит на правое ухо, поэтому ей вдвойне бывает тяжелее. В 105-й школе было 42 ученика в классе. Я не виню учителя, справиться с такой оравой в течение 45 минут нереально. Поэтому я решила сменить обстановку, отдала ее в частную школу.

А в декабре 2012 года мы с семьей уехали на месяц на море. Там, вдали от школы и от моей работы, я сделала открытие. Поняла, что давно не проводила длительное время наедине с дочерью. И для меня было шокирующим осознанием, что мы не умеем этого делать. Она все время рядом, ее надо развлекать, и мне некуда деться от обязанностей мамы. Нет работы, нет домашних забот. Ребенок стоит перед тобой и просит твоего внимания с утра до вечера. И я поняла, что я, как мама, разучилась общаться с собственным ребенком!

Когда мы вернулись, Жанель в школу уже больше не ходила, то есть на сегодняшний день она девять месяцев не получает школьное образование. Решение я приняла быстро. Мы с подругами начали обсуждать анскулинг, делились мнениями и впечатлениями. Их привлекает такой метод обучения, но пока они не решились.

Созрело ли решение постепенно? Или был какой-то решающий момент, во время которого вы сказали школе “нет”?

Решение, наверное, зрело во мне некоторое время. Я чувствовала, что хочу помочь ребенку. Разговаривала с учителем в 105-й школе. Поняла, что учитель порой делает выводы о ребенке, основываясь на своем мнении. Меня она ни разу не вызвала в школу, не спросила, не посоветовалась.

Интуитивно я чувствовала, что-то идет не так. Но ведь я не могу изменить систему, не могу ругаться с учителем, жаловаться директору школу. Как правило, ребенка таких родителей потом не очень-то и жалуют. Я почитала информацию на сайте www.freeedu.ru и поняла, что надо пробовать. Идея мне понравилась. И я просто сделала это. Теперь мы говорим твердое “нет” школе.

Государство узурпировало систему образования. С одной стороны, это забота о гражданах, но от этой заботы сложно избавиться. Для поступления в институт нужны аттестаты, для поступления на работу нужны дипломы. Как вы смотрите на встраивание вашего ребенка в эту социальную машину?

Что касается аттестата, диплома – это, пожалуй, следующий часто задаваемый вопрос после социализации. Ну что ж, диплом это здорово. Я, к примеру, преподаватель английского языка, но никогда по специальности не работала. Сегодня мне 31 год, и я начинаю понимать, сколько всего мне хочется делать, и это никак не связано ни с экономикой, юриспруденцией или преподаванием языков.

Сейчас я работаю в крупном международном тренинговом центре для руководителей. Поверьте, чтобы стать успешным работником с хорошей зарплатой, диплома и аттестата недостаточно. Только в зрелом возрасте люди обучаются таким навыкам, как коммуникация, управление временем, эффективные переговоры, культура. Почему бы не начать обучать этому в школах? Никому в 30-40 лет не нужна физика и химия. Никто не помнит, как он учился или насколько учеба была важна.

И потом, я уверена, что 30% учеников, сдающих ЕНТ, его проваливают и просто покупают себе аттестат. Это не конкретная статистика, а лишь мое предположение. Не можешь сдать, сможешь купить – эта практика всем известна в Казахстане.

Галина, выбора действительно нет. В России уже принят закон о домашнем обучении. Я надеюсь, что когда-нибудь и наше государство предпримет такой шаг. Но для этого нужно менять стереотипы.

Биологически мы рассчитаны на малые группы от 70 до 100 человек, где разновозрастные дети составляют лишь часть группы, и нет нездоровой групповой динамики среди сверстников. Я, как психотерапевт, считаю, что взрослые должны защищать детей, пока дети не вырастут. Это и есть наша базовая, главная природная родительская задача. Что вы думаете по этому поводу?

Когда я рассказываю людям о том, что моя дочь не учится в школе, самый первый вопрос, который мне задают: “А как же социализация?” Я до конца не могу сформулировать ответ на этот вопрос, но вижу, что социализация в школе не управляема.

По сути, когда ребенок уходит утром в школу, мы не знаем, что с ним происходит. Да, знаем расписание. Но что происходит во время общения ребенка с одноклассниками, с окружающими? Я как-то проходила вечером мимо 105-й школы. На пути стояла толпа школьников-парней. Они окружили девушку и крыли ее матом. Она просто стояла в середине, опустив голову. Я уверена, что эта девушка придет домой и не поделится с мамой тем, что произошло. В этом возрасте им трудно открыться родителям, признаться в том, что их унижают или обижают.

Возможно, это единичный случай, но он мне ярко запомнился. Я и себя помню в школе. Несмотря на то, что моя мама преподавала у меня же английский язык во всех классах, она не знала, что происходит со мной, внутри меня, какие у меня чувства или переживания. Оценки, результат, успеваемость – это то, что волнует сегодня родителей, волновало всегда. Но никого не волнует, что неподъемный рюкзак деформирует кости в период их роста. Конечно, родители вздыхают, но продолжают отправлять ребенка в школу.

Мой ребенок не страдает нехваткой социализации. Наша социализация менее масштабна (а зачем нужна толпа вокруг?), но она намного качественнее. Она сама выбирает себе друзей, не так много, но зато отношения выстраиваются серьезно. Мой ребенок очень открытый и совсем не стеснительный: самостоятельно ходит по магазинам, общается с незнакомыми людьми, если ей нужно что-то спросить, может поговорить с вами на английском без всякого страха. Вот это я называю способностью адаптироваться в социальном мире.

Мне видится, что решение не перекладывать ответственность за обучение ребенка на “старшего и авторитетного” показывает степень личностной зрелости, умение отвечать за себя и доверять своим выборам. Что вы думаете по этому поводу? Что вам помогает доверять себе?

Я с вами согласна на 100%. Но таких, как мы, очень мало. На мое решение забрать ребенка из школы смотрят чаще как на необдуманный поступок. Очень сложно принять такое решение, но сложнее продержаться.

Часто бывает так, если человек что-то меняет в своей жизни, начинает жить по-другому, то его воспринимают, как революционера, и почему-то хотят быстренько его вернуть в свои ряды ))) Это неосознанный стадный инстинкт, который я часто наблюдаю вокруг.

В анскулинге нет проблем с ребенком, нет проблем, как устроить обучение. Серьезная проблема сидит в родителях. Смогут ли они, несмотря ни на что, пойти дальше, в то время как вокруг одна критика и непонимание?

Я думаю, что мне помогает результат. Я верю, что в семье важно не то, какие оценки ты приносишь, а как мы строим отношения. Конечно, здорово, если ребенок отличник. Тогда мы его любим, гордимся им. А если он не отличник, а троечник, почему мы думаем, что с ребенком что-то не так? Нам стыдно, мы с завистью слышим о заслугах одноклассника-отличника. Отношения портятся, мы постоянно что-то требуем от ребенка. А он боится нас подвести, но, в конце концов, просто забивает на нас, на школу.

Честно, я не хочу такого конца. С тех пор, как Жанель не ходит в школу, наши отношения наладились. Мы научились регулировать время и договариваться. Сейчас я займусь своими делами, а потом мы поделаем что-то вместе. Мы можем гулять везде, где хотим и когда хотим. Мы можем в понедельник поехать в аквапарк, ходить в кино хоть каждый день. При этом мой ребенок всегда доволен, ее никто не оценивает и она знает, что любима просто так. Потому что она есть. Через три недели мы, например, вместе едем в Гималаи на два месяца. Это богатейший опыт для ребенка, намного полезнее, чем сидение за партой.

Но прежде чем пробовать анскулинг, родителям предстоит колоссальная внутренняя работа.

Нельзя забрать ребенка из школы, не поняв всей ответственности этого вопроса. По сути, что такое школа? Это мое мнение, другие вправе с ним не согласиться, но мы родили ребенка, отдали в сад, отдали в школу — сняли с себя ответственность. Мы отдали свое чадо неизвестной тете, у которой теперь их 30-40 человек. Она не знает их характер, переживания и особенности. Начинается адаптация.

И так ребенок проводит 11 лет, сидя за партой. Школа заканчивается. Ура, институт. Мы как-то выбираем факультет. Потом еле-еле находим работу. И самое интересное, что эти три стадии (школа, институт, работа) часто далеки друг от друга.

Закончил школу, обучился на преподавателя, работаю психологом. Для чего нужны были эти 16 лет? Конечно, так не у всех. Моя тетя, к примеру, по образованию архитектор, и работает в качестве архитектора высокого уровня. Но ведь таких меньшинство. Я считаю, что не нужно тратить почти полжизни на такое образование. Эти годы можно провести более эффективно, интереснее и счастливее!

Нравится ли такое обучение вашему ребенку?

Ох, очень нравится.

Первого сентября мы ходили поздравлять племянника с поступлением в школу, прямо на линейку. Все в форме, а моя дочь – в ярком нарядном платье. Я спросила ее, хочет ли она снова пойти в школу… конечно неееет… ей очень нравится.

Как официально оформить домашнее обучение? Нет ли попыток со стороны государства противодействовать вашему выбору?

Слава Богу, государство меня лично не знает, иначе осудили бы, выставили на всеобщее порицание. Это правда.

У нас есть такая процедура в школах: если вы забираете ребенка из школы, то вам не выдадут документы, пока вы не принесете прикрепительный талон из новой школы. Когда я пришла забрать документы, написать заявление, что мы уходим, на меня (на взрослого человека) строго посмотрели из-под бровей и спросили: “А где сейчас ребенок???”

Мне кажется, система зомбировала людей. Особенно учителей. Сама идея, что ребенок не в школе, приводит их в ужас. Мне не хотели отдавать документы до тех пор, пока не принесу прикрепительный талон. Было забавно наблюдать, как несколько тетей окружили и пытались надавить на меня. По какому праву? Пришлось сказать, что мы уезжаем из страны, и никаких талонов я им не дам. На этом и разошлись.

Получается, что в нашей стране я не имею право обучать ребенка самостоятельно.

Как вы организовали само обучение? Учите сами? Приглашаете учителей? Учите по программам, но дома? Или даете ребенку возможность свободно исследовать те области знаний, где у него интерес, не придерживаясь программы?

Я не придерживаюсь программ. Мой случай, возможно, нельзя применить ко всем родителям, каждый уникальный. К примеру, я планирую переезд в другую страну, и это влияет на то, что мы выбираем для обучения.

Вначале моего “проекта” я пустилась в эксперименты. Мы изучали минералы, выписывая журнал. Моя дочь очень интересуется камнями. Мы ездили в обсерваторию, ее интересуют звезды и планеты. Ходили в различные кружки: танцы, рисование, йога. Кстати, на рисование ходили вместе, т.е. я сидела в классе с детками и тоже рисовала. Это супер-опыт. Мы многое пробовали.

Также мы прошли 5-дневный финансовый тренинг для детей. Хотя предварительно я его сама посетила, то есть версию для родителей. Все родители-участники вынесли много полезного с тренинга. Мы поняли, что нужно поменять свое отношение к деньгам, а потом уже учить ребенка, то есть тренинг знакомит деток с деньгами. В каждом возрасте обращение  с деньгами должно быть разное. Должна быть ответственность, осознание. Если все дети получали бы такие знание с 3-5 лет, то поверьте, к 15 они бы начали уже зарабатывать самостоятельно.

Возможно, мой первоначальный сверх-энтузиазм возник из-за страха. Когда вдруг ваш ребенок остается дома, когда все дети идут в школу, вы начинаете переживать, что он ничего не делает. Вам кажется, он ничему не учится и надо срочно что-то предпринимать. Мама начинает затевать деятельность, опять же навязывая что-то ребенку.

Сейчас все немного по-другому. Жанель делает то, что хочет. Она не любит читать книги, и я не заставляю. Мы не занимаемся математикой, чтением. Она уже умеет читать, считать в той степени, в которой ей нужно. Мы не смотрим телевизор, но смотрим хорошее кино на дисках, в кинотеатрах.

Жанель любит детские сериалы на ютюбе. Слышу часто, как она сидит в наушниках и хохочет. Почему я должна запрещать это?

Она ест сколько и когда захочет. В ее жизни нет никаких отторжений или непонятных запретов. Кто сказал, что если ребенок будет так жить, то он будет несчастен или беден, или останется один? Почему у нас образование равноценно счастью, здоровью, стабильности в жизни? Работа? Да, от нее многое зависит! А на работе – отношения, интриги, цифры, отчеты. И знания об этом в начале карьеры равны нулю. Вот над чем надо подумать.

И не нужно бояться, что ваш ребенок будет глупее других. На самом деле дети учатся каждый день, не только в школе. Они учатся каждую минуту. Потому что все ситуации и вопросы для них новы.

В жизни человека важно следовать внутренним ритмам. У всех они разные. Как вы задаете ритм обучения? Опираясь на желания ребенка? Или есть достаточно жесткая структура?

Нет никакой жесткости, все очень мягко, все по обоюдной договоренности.

Я не утверждаю, что у нас нет проблем. Моя дочь порой капризничает, просит то, что я не могу сейчас ей дать. У нее свои желания и свои тараканы. Но при этомона имеет право голоса. Она имеет право сказать, что ей не нравится или что она не хочет делать. Самый сильный и эффективный инструмент, хотя, пожалуй, и единственный – это разговор. Вы ничего не добьетесь от ребенка, если не объяснитесь.

У каждого человека свои ритмы. Особенно у детей. Когда мы взрослеем, наши ритмы как-то выравниваются, особенно в семье. Мы живем вместе и все делаем вместе. Но при этом согласитесь, взрослого человека никто не заставляет поесть именно сейчас и именно столько. Сделать отчет по работе именно сейчас. Взрослому можно филонить, ведь ему никто ничего не скажет. А если кто попробует, то получит фразу вслед. Почему же ребенку это не позволено?

Как ребенок относится к тому, что он не обучается, как все?

Вполне нормально. Ребенок понимает меня, я понимаю ребенка. Ребенок не считает меня ненормальной, а просто доверяет мне =)

Когда я предлагала сыну (ему тогда было 15 лет) отказаться от школы, в которую он не хотел ходить, и нанять учителей, ответом было: “Мама, я что, туда учиться хожу?” Если ваша дочь захочет в школу, предоставите ли вы ей такой выбор?

Если захочет, то пойдет в школу. Анскулинг – это не просто моя прихоть, у нас все действия согласованы. Мнение каждого учитывается.

Ваш сын прав, Галина. Дети ходят в школу не за знаниями, а за «тусовкой». Только мы ее по-другому называем – социализация!

Частое возражение против домашнего обучения, что без школы ребенку будет не хватать социальных навыков. От себя скажу, что здесь критичен период от 7-ми до 11-ти лет, когда на мышечном и поведенческом уровне происходит формирование умения быть в группе. У нас в Бодинамике это называется структурой солидарности. Как вы считаете, как ваш ребенок справится с этой задачей?

Мне кажется, что необязательно находиться в группе сверстников. Если ребенка окружают разные люди, разных возрастов, национальностей, то его опыт становится ярче и богаче. У моей дочери есть любимая подруга, практически сестра. Она старше на 3 года. Вы не представляете, какой это союз! Как много подруга дает моей дочери. Она часто выступает в роли моей помощницы в воспитании дочери. Для подруги это тоже ценный опыт – она учится ухаживать за младшими.

С 7 до 15 лет вообще очень критичный и важный период. В этот период дети должны общаться со всеми, но важна также близость с родителями. А на практике выходит наоборот. К периоду полового созревания мы теряем наше чадо, которое носится, непонятно где, социализируется так сказать. И мы уже не знаем, как справиться. То ли обращаться к психологу, то ли запирать ребенка дома.

Сказать школе “нет” готова лишь часть общества. Многие с головой погружены в бытовые заботы и работу, и не могут уделять столько внимания ребенку. Другие хотели бы, но не могут проводить время с детьми в результате своих детских травм. Альтернативное обучение может вызвать сильное раздражение и поток негатива. Если да, как вы с ним справляетесь? Что вас поддерживает?

Я всегда и везде сталкиваюсь с непониманием. Начиная  с родственников и заканчивая коллегами, друзьями. Я никак не справляюсь, просто не обращаю внимания.

Я понимаю, что моя модель воспитания противоречит их убеждениям. Ведь на этом все выросли, это в нашей крови, если так можно сказать. “Без диплома мы никто”. Я не считаю нужным переубеждать кого-либо, вызывать в единомышленники. Я выбрала свой путь, в котором моей маленькой семье очень комфортно.

При этом чаще остальные пытаются меня уговорить вернуть ребенка в школу, что также бесполезно. Я слишком верю в то, что я делаю, я слушаю себя, знаю, что мне это по силам. Я бы вернула ребенка в класс, если бы у нас были другие школы.

А какой вы хотели бы видеть школу?

О, в этой школе нет классов, нет оценок. Дети разных возрастов учатся вместе и самостоятельно выбирают предметы. Младшие слушаются старших, старшие руководят младшими (чем не школа лидерства?). В этой школе нет парт, есть аудитории со столами, с диванами, даже с кроватями, если кто-то вдруг устал и захотел поспать. Их очень-очень вкусно кормят. Но при этом не заставляют доесть всю тарелку.

Деткам не задают домашнего задания – а зачем? Для чего тогда нужна школа? Ведь делать все вместе намного интереснее и веселее, а значит и запоминается лучше.

В такой школе учителя – не учителя, а лишь гиды в новые знания. Они направляют, помогают, отвечают на вопросы. Но не лезут ни с какой программой. Зачем ребенку поверхностные знания по 20 предметам? Он может выбрать пять предметов, к примеру, и изучать их в глубину.

В такой замечательной школе не пичкают ребенка ненужными знаниями, а помогают раскрыть талант. В такой школе с самого раннего возраста девочек учат, как выбрать себе мужа, кто такой вообще мужчина. Что с ним делать? Как общаться? Как вести себя в конфликтных ситуациях в семье? Как стать мамой, что такое быть мамой. Как ухаживать за своим ребенком, а главное – общаться с ним. Мы ведь привыкли думать, что если я женщина – значит, я все об этом знаю. Мол, материнский инстинкт подскажет. Бред – оглянитесь вокруг.

Мы думаем, что знаем, как нужно искать партнера по жизни, как нужно ухаживать за женой/мужем. А на практике получаем высокий процент абортов и разводов. Да и с мальчиками есть, над чем поработать, есть, чему научить.

Разве это не главные знания в жизни? Каким образом пятерка по физике поможет мне наладить отношения с супругом или дочерью?

Пора признаться в том, что мы просто сняли с себя ответственность,неосознанно отказались от воспитания собственных детей. Мы надели маски, отправили ребенку в крутую школу и сидим довольные, думаем, что устроили их жизни. Проходят годы, и мы вдруг не узнаем наше чадо. “Неужели я родила этого монстра?”

Ах, если бы у нас были такие школы, которые я описала выше! В каком обществе мы бы жили! К сожалению, это только грезы. Потому что школы, ВУЗы – все это система, благодаря которой удобно контролировать людей. Мы наперед знаем, кто где окажется, что нас ожидает. Скучно…

Знаете, я, когда выхожу из дома, всегда наблюдаю за родителями и детьми. То, как родители разговаривают со своими детьми, приводит меня в ужас! Честно, мне хочется подойти к такому родителю и стукнуть его сковородкой по голове. По какому праву они могут обзывать своих детей? Бить? Шлепать мальчика, будущего мужчину, по попе? Почему вдруг дети стали предметом унижения и бичевания? При этом дети любят таких родителей безусловной любовью.

Ведь мы знаем о том, что сейчас дети другие. Они меняются. Кто-то называет их “дети-индиго”. Но образование, какое было в прошлом веке, таким и осталось. Поменялись только картинки на обложках учебников. Ах, ну да, история периодически переписывается….. теми, кому это выгодно =) В семьях какое было непонимание 100 лет назад, таким и осталось.

Вот такой у меня взгляд на наше образование и воспитание детей. Это неразрывные вещи. Если бы родители были родителями в полном смысле этого слова, то школа не нужна. Я понимаю, что, читая меня, у многих возникнет полное непонимание, осуждение. Это нормально.

Я здесь не для того, чтобы уговорить всех взяться за анскулинг. Я здесь вообще ни для чего. Все, что я делаю, это для себя самой и своей дочери. Для этого я меняю свою работу. Я выбрала для себя новое занятие в жизни, которое мне очень нравится, у меня хорошо получается. Оно будет приносить мне прибыль, и, главное, у меня будет предостаточно времени проводить время с ребенком. Ах да, мы еще и путешествовать сможем вместе J

Хочется поблагодарить Алию за смелость, зрелость, мудрость! Пожелать удачи, ведь первопроходцам всегда труднее.

От себя я замечу, что отсутствие выбора, чему и как учиться (и часто даже отсутствие выбора одежды!), является ограничением свободы. Мало, кто об этом задумывается, но здесь возникает вопрос о том, кто распоряжается нашим временем жизни и нашими мозгами. Думаю, что государство будет поначалу сопротивляться альтернативному обучению, ведь из школы приходят более или менее одинаковые, понятные человечки, которыми проще управлять. А когда вместо них появятся те, кто умеет думать нестандартно, творчески, умеет задавать вопросы и делать выводы… о, ужас…

Но в долгосрочной перспективе выиграют страны, которые уже сейчас притягивают таких людей, создают им условия. Страны жестко конкурируют за мозги и талант. Ребенок, которого учили не по шаблону, не обрезали талант и способность мыслить, а вырастили с бережностью и вниманием, имеет больше шансов выиграть главную конкуренцию будущего.

Своего ребенка я бы сейчас не отдала в школу, искала бы варианты.

Смотрите также чек-лист для родителей «Школа без крайностей»

Оригинал

soznatelno.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *