Повышение профессиональной квалификации: Повышение квалификации педагогических работников

Содержание

Повышение квалификации педагогических работников

«Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации»(ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО). 

По определению   ТК РФ  (ст. 195.1)  «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». 

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России  от 1 июля 2013 года № 499.

Дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование,  осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) (Закон об образовании (ст.

76)).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и  краткосрочные программы, но  объемом  не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее  250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. Обучение по дополнительным профессиональным программам   может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании,  а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании). Посещение  отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

К педагогическим работникам относятся работники, которые работают по  трудовому договору и выполняют обязанности по обучению, воспитанию детей и организации образовательной деятельности (п.21 ст.2 ФЗ от 29.12.2012 № 274-

ФЗ). Должности педагогов перечислены в  Номенклатуре, утвержденной  постановлением Правительства от 08.08.2013  №678.  

Право педагогических работников  на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения  повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования,  регулярного обновления  знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит   обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают. 

Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников

Персонифицированная модель повышения квалификации – повышение квалификации работников ОУ, осуществляемое по образовательным программам повышения квалификации, включенным в реестр заказа Комитета по образованию.

Персонифицированная модель повышения квалификации – это повышение квалификации, обеспечивающее возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных траекторий обучения.

Нормативно-правовые документы

  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга №2748-р от 05.09.2017 «О реализации распоряжения Комитета по образованию от 29.01.2014 №189-р в 2018 году»
  • Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 3912_р от 18.12.2017 г.

  • “Об утверждении реестра заказа Комитета по образованию на программы квалификации руководящих и педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администрации районов Санкт-Петербурга, на 2018 год»

  • Персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга 

  • Распоряжение Комитета по образованию N189-р от 29.

    01.2014 

  • Распоряжение Комитета по образованию N188-р от 29.01.2014 

Материалы сайтов:

  • http://k-obr.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/pedagogicheskie-kadry/povyshenie-kvalifikacii-pedagogicheskih-kadrov/ Комитет по образованию Санкт-Петербурга
  • http://spbappo.ru  СПб АППО
  • https://de.herzen.edu.ru  РГПУ им. А.И.Герцена

Полезные ссылки по КПК

  • cerm.ru (по рекомендации ИМЦ Петродворцового района)

когда нужно проходить и кто за это платит

Повышение квалификации педагога: когда нужно проходить и кто за это платит

Что нужно знать об организационной стороне вопроса.

Повышение квалификации — это дальнейшее обучение педагога своей профессии после получения диплома о высшем или среднем специальном образовании. Оно происходит в рамках дополнительного профессионального образования (ДПО). После повышения квалификации педагог получает соответствующее удостоверение или диплом.

Обучение педагогов — в интересах образовательной организации, где они работают. В учреждении ведут график, в котором прописываются сроки и виды обучения для каждого сотрудника.

 

 

Зачем педагогам повышать квалификацию?

 

Есть несколько основных целей дополнительного образования педработников:

 

1. Развивать профессиональные компетенции педагогов.

2. Научить педагогов применять инновационные средства во время работы.

3. Обновлять и расширять теоретические знания своего предмета у педагогов.

4. Обеспечить структуру педагогической работы, педагогического состава и всей образовательной системы.

5. Знакомить педагогов с новыми методиками и формами обучения.

6. Развивать навыки моделирования у педагогов.

Каждый из этих пунктов служит общей цели — повысить качество обучения и совершенствовать образовательную систему.

 

Повышение квалификации имеет две основные формы:

 

1. Форма самообразования: сотрудник берет на себя ответственность за изучение теоретического и практического материала, улучшение своих профессиональных навыков, внедрение новых способов в учебно-воспитательный процесс.

 

2. Форма организованного стороннего профессионального обучения. Есть несколько способов повысить квалификацию таким образом:

– пройти стажировку;

– пройти краткосрочные (до 72 часов, но не менее 16) или долгосрочные (более 72 часов) курсы;

– пройти дистанционные курсы;

– пользоваться накопительной системой повышения уровня квалификации: участвовать в конкурсах профмастерства, мастер-классах, научных конференциях, семинарах.

 

 

Стажировка нацелена на получение практических навыков, необходимых на занимаемой должности. образовательная организация определяет продолжительность стажировки: она зависит от цели обучения и должности. Еще стажировку выбирают как способ профессиональной переподготовки — если сотруднику нужно получать знания в другой области или получить новую квалификацию.

 

Продолжительность обучающих курсов зависит от объема материала, тематики, предметной области и целей обучения.

 

Если нет возможности направить сотрудника на очное обучение, он может пройти дистанционные курсы. Этот формат часто применяют для обучения инновационным методикам преподавания или организации урока.

 

 

Повышение квалификации учителей школ

 

1. Раз в три года педагог обязан проходить курсы повышения квалификации: средства на это отведены в подушевых нормативах. В рамках этого периода работодатель устанавливает периодичность повышения квалификации каждого сотрудника.

 

2. Направить педагога на курсы и оплатить их должен работодатель. Договор об оказании образовательных услуг заключается между школой и организацией, оплата производится по безналичному расчету. Если директор хочет направить педагога еще на какие-то курсы, он сам должен их оплатить.  

 

Педагог проходит обучение за свой счет только по собственной инициативе. 

 

 

3. Педагог не обязан проходить обучение во время своего отпуска. В Трудовом кодексе ясно сказано, что этот период человек имеет право использовать по своему усмотрению — отдыхать и заниматься вопросами здоровья. Получается, педагога нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, если он откажется проходить курсы во время отпуска. 

 

4. Если педагог согласен пройти курсы повышения квалификации в календарные дни отпуска, работодатель может отозвать его из отпуска или перенести его.

 

5. При направлении педагога на курсы повышения квалификации с отрывом от работы работодатель обязан сохранить для сотрудника его должность и среднюю заработную плату по основному месту работы. Если педагог отправляется повышать квалификацию в другой населенный пункт, работодатель должен оплатить ему командировочные расходы.

 

Если работодатель не предоставляет работнику гарантий и компенсаций, предусмотренных законом и договором, педагог имеет право отказаться получать ДПО. В остальных случаях без уважительных причин педагог не вправе отказаться повышать квалификацию, иначе это будет считаться дисциплинарным проступком. За его совершение работодатель может сделать работнику замечание, выговор или уволить его.

 

Работодатель не выполняет обязательства по допобразованию сотрудников. Что делать?

 

Если педагог не может получить дополнительное образование из-за отказа работодателя выполнить соответствующие обязательства, закрепленные в договоре, педработник может обратиться за восстановлением нарушенного права в комиссию по трудовым спорам, суд или государственную инспекцию труда.

Как поощрять профессиональное развитие сотрудников

  • Сотрудники, стремящиеся к профессиональному развитию в своей карьере, как правило, более продуктивны и удовлетворены работой.
  • Работодатели должны создавать возможности для формального и неформального профессионального развития.
  • Некоторые программы профессионального развития включают в себя «обед и обучение», внутреннее наставничество, выступления экспертов компании или отрасли и онлайн-программы.
  • Эта статья предназначена для владельцев малого бизнеса, менеджеров по персоналу и руководителей групп, которым нужны идеи профессионального развития, помогающие сотрудникам учиться и расти.

По мере развития мирового делового ландшафта, отвечающего капризам технологий и растущей конкуренции, возрастает и важность программ профессионального развития. Эти программы, предназначенные для того, чтобы вооружить сотрудников новыми ресурсами для достижения успеха на своих должностях и даже подготовить их к выполнению дополнительных обязанностей внутри компании, становятся все более популярными, сложными и необходимыми.

По словам Стива Хоутера, вице-президента по обучению и развитию The Learning Experience, профессиональное развитие «контролирует готовность сотрудника вносить свой вклад в компанию новыми способами, независимо от того, принимает ли компания новую стратегию, расширяется или нуждается в изменениях».

Чтобы не отставать от быстрых изменений в деловом мире, сотрудников необходимо поощрять и поддерживать, чтобы они проходили курсы повышения квалификации и принимали новые вызовы.

«Не менее важно изучить тему или навык, чем быть в состоянии адаптироваться к новым и меняющимся задачам на рабочем месте», — сказала Business News Daily Нанетт Майнер, доктор медицинских наук, владелец The Training Doctor. «Важно не оставаться динозавром в своей отрасли, чтобы сохранить свою работу и оставаться ценным».

Обучение и повышение квалификации

Существуют определенные различия между обучением и профессиональным развитием, сказал Хаутер. «Обучение заполняет пробел, но развитие ориентировано на будущее и рост компании и сотрудников».

По мнению Майнера, профессиональное развитие начинается с первого дня новой работы. «Для долголетия компании должен быть четкий карьерный путь», — сказала она.

И наоборот, обучение основывается на потребностях организации в данный момент. Хотя сотрудники могут совместно обучаться по взаимно согласованной теме, бюджеты на профессиональное развитие за последние несколько лет сократились.

«Компании не инвестируют в свои таланты, — сказал Майнер. «Я считаю, что больше денег нужно вкладывать в самоуправление, этику, общение (письменное и устное) и лидерские навыки».

Основные выводы: Обучение заполняет пробел, тогда как профессиональное развитие направлено на рост сотрудников и компании.

Важность программ профессионального развития

Многие работодатели уклоняются от программ профессионального развития, считая их ненужными. Однако есть несколько способов, которыми эти программы могут принести пользу не только вашим сотрудникам, но и вашему бизнесу.

Знания сотрудников и продвижение по службе

Помимо преимуществ дополнительного обучения для работы, профессиональное развитие повышает ценность сотрудника и гарантирует, что он останется актуальным в своей карьере, сказал Стив Смит, основатель и генеральный директор GrowthSource Coaching. Профессиональное развитие может также включать получение сотрудником сертификата в области, дополняющей его текущую должность.

Сертификация развития — это один из способов для сотрудников продемонстрировать, что они могут делать больше и лучше, повышая свою ценность для своих работодателей и рабочей силы в целом.

«Стать ненужным — это самый быстрый способ потерять работу или, если [у вас есть] компания, привести к упадку вашего бизнеса», — сказал Смит.

Удовлетворенность работой сотрудников

По словам Смита, многие люди занимаются профессиональным развитием, чтобы укрепить свою уверенность в том, что они делают на работе, «что является благородной причиной для того, чтобы продолжать самосовершенствоваться». Эта уверенность может привести к более высокой общей удовлетворенности работой, что, в свою очередь, повысит производительность, производительность и моральный дух сотрудников.

Удержание сотрудников

В компаниях, которые не предлагают своим сотрудникам возможностей для карьерного роста, текучесть кадров выше, чем в тех, которые предоставляют такие ресурсы. Майнер сказал, что незаинтересованность коррелирует с тем, «почему компаниям так сложно нанимать и удерживать сотрудников. Они не инвестируют в профессиональное развитие, и сотрудники уходят».

Интересное, сложное и способствующее карьере образование становится «ожиданием» сотрудника, сказал Хоутер. Компании, которые не инвестируют в культуру, которая отдает приоритет образовательным программам обучения для своих сотрудников, рискуют потерять их в пользу работодателей, которые это делают.

Основные выводы: Программы профессионального развития улучшают знания сотрудников, их навыки и удовлетворенность работой, что приводит к более высокому удержанию сотрудников.

Основы сильной программы профессионального развития

Даже самая впечатляющая программа профессионального развития обречена на провал, если участник не «поддержит» инициативу, сказал Хаутер. Вот два столпа жизнеспособной программы профессионального развития:

  1. Он должен обеспечивать постоянное развитие.
  2. Он должен позволять сотрудникам определять темпы своего обучения, предоставляя им контроль над своим образовательным путем.

Непрерывные возможности микрообучения

По словам Хаутера, «микрообучение» — это модное словечко в мире обучения и развития. Микрообучение означает образовательную возможность, которая фокусируется на небольших концепциях.

Одним из примеров такого нишевого обучения является обучение сотрудника тому, как взаимодействовать с мобильным поколением. Эти знания особенно важны, поскольку постоянно растущее число миллениалов и представителей поколения Z работают удаленно. По словам Хоутера, поскольку современная рабочая сила состоит из трех или четырех поколений, универсальный подход к обогащению сотрудников просто устарел.

Возможности формального и неформального обучения

Доступность как формальных, так и неформальных возможностей профессионального развития крайне важна для современной рабочей силы. Вебинары и подкасты являются примерами неформального обучения, которое дает участникам полный контроль над тем, когда они обращаются за помощью. Отчасти поэтому неформальные программы профессионального развития более эффективны в сочетании с формальными предложениями.

Лучшие программы профессионального развития контролируются профессиональными организациями, такими как Dale Carnegie Training, потому что эти семинары «сосредоточены на лидерстве», сказал Смит. «Эти программы предназначены для обучения новым вещам, но также предоставляют планы действий, чтобы помочь [компаниям] внедрить профессиональное развитие на рабочем месте».

Последующие действия программы

Даже компании, которые начинают с самых лучших намерений, могут перестать полностью поддерживать усилия по обучению и развитию в долгосрочной перспективе, сказал Смит. Регулярные последующие проверки необходимы для того, чтобы сотрудники использовали все, чему они научились, для улучшения своей работы.

Хоутер призывает компании не преуменьшать важность развития сотрудников, в основном потому, что «PD гарантирует, что сотрудники знают об инвестициях компании в них, и демонстрирует реальную заботу компании» об их благополучии.

Основные выводы: Эффективная программа профессионального развития должна предлагать постоянные формальные и неформальные возможности развития сотрудников, которые соответствуют потребностям сотрудников.

Идеи профессионального развития сотрудников

Как члены команды, ваши сотрудники могут работать как индивидуально, так и вместе для достижения общей цели. Личностный рост каждого сотрудника способствует успеху всего бизнеса.

По словам Адриана Риднера, генерального директора и соучредителя Study.com, признание талантов и успехов сотрудников в выполнении своих должностных обязанностей укрепляет их уверенность в себе, что повышает удержание сотрудников и моральный дух.

Исследование Akumina показало, что миллениалы предпочитают переходить с одной работы на другую. Расширение прав и возможностей сотрудников, особенно молодых работников, склонных к смене места работы, для достижения успеха в их текущих ролях и, в конечном итоге, для продвижения по службе, может снизить эту текучесть кадров.

У сотрудников есть множество способов профессионального развития. Выполните следующие действия, чтобы найти программу или комбинацию программ, которые лучше всего подходят для вашей команды.

1. Проконсультируйте сотрудников об их потребностях в развитии.

Устранение пробелов в навыках среди сотрудников имеет важное значение для владельцев бизнеса и менеджеров. Вы и руководители вашей команды или представители отдела кадров должны регулярно встречаться с вашими сотрудниками, чтобы обсудить эффективность работы каждого из них и области, в которых профессиональное развитие принесет пользу им и компании. Разговор должен включать предложения по улучшению, показывая сотруднику, что компания заботится о нем и его будущем.

Кроме того, обмен идеями профессионального развития в офисе позволяет сотрудникам играть важную роль в программе, одновременно поощряя личный и профессиональный рост.

«Создание культуры обучения на рабочем месте — это общая ответственность, — сказал Риднер. Он добавил, что сотрудники должны свободно предлагать программы академического или профессионального развития.

2. Формируйте партнерские отношения с другими компаниями и представителями отрасли.

Предприятиям следует рассмотреть возможность установления партнерских отношений или предоставления доступа к обучению на рабочем месте, например онлайн-урокам и внутренним тренингам, сказал Риднер. Вы также можете обратиться к отраслевым онлайн-предложениям или связаться с экспертами в своей области.

3. Используйте технологии в своих интересах.

Для сотрудников крайне важно идти в ногу с социальным и технологическим развитием. Поскольку стремительное развитие технологий влияет на большинство отраслей, профессионалы, обладающие разнообразными навыками и способностями, предлагают работодателям больше гибкости и ценности, чем те, чье обучение застопорилось.

«С появлением технологий и онлайн-обучения стало проще и дешевле, чем когда-либо, развивать культуру обучения на рабочем месте», — сказал Риднер.

4. Создайте внутреннюю программу наставничества.

По словам Риднера, работодатели должны организовывать группы мозгового штурма или программы наставничества, чтобы помочь сотрудникам общаться друг с другом. Например, Study.com организует 24-часовые «Рокетоны», во время которых компания формирует небольшие команды для обсуждения идей, создания прототипов, улучшения инструментов и многого другого. [Читать статью по теме:  Как найти наставника ]

5. Начните постоянную программу «обедай и учись».

Наймите опытного оратора или знающего члена команды, чтобы он обучал ваших сотрудников в неформальной обстановке за обедом. Эксперт может представить команду, а затем сотрудники могут участвовать в творческом обсуждении с экспертом, получая передовые знания по конкретной теме. Это отличное ежемесячное мероприятие, которое может помочь обучать сотрудников, не отнимая у них слишком много времени. Многие компании платят за обед, чтобы сотрудники ели во время прослушивания ораторов, что дает сотрудникам стимул приходить и вызывает еще более позитивные ассоциации с сессиями.

7. Поощряйте активное участие.

В то время как некоторые сотрудники приветствуют возможности профессионального развития, другие могут сопротивляться. Как работодатель, вы должны поощрять образовательные занятия на рабочем месте и вне его. Вы также можете организовать инициативы, чтобы стимулировать новые идеи.

Ключевая информация: Посоветуйтесь со своими сотрудниками, какие программы профессионального развития кажутся им наиболее полезными. Некоторые идеи — это обед и обучение, выступления отраслевых экспертов, онлайн-курсы и/или внутреннее наставничество.

Сэмми Карамела и Скай Скули внесли свой вклад в подготовку и написание этой статьи. Некоторые интервью с источниками были проведены для предыдущей версии этой статьи.

Учителя штата Нью-Джерси играют в Fortnite, гладят собак, занимаются йогой в необычный день «профессионального развития»

Вместо того, чтобы в пятницу проводить обычный день профессионального развития для обучения учителей новым учебным планам и методам обучения, школьный округ Южного Джерси применил новый подход чтобы помочь педагогам снизить стресс.

Школьный округ Хэддон-Хайтс в округе Камден провел «нетрадиционный день профессионального развития», в котором 130 учителей приняли участие почти в трех дюжинах занятий, посвященных здоровью, благополучию, искусству, релаксации и развлечениям, сообщили официальные лица.

Учителя играли в Fortnite и другие видеоигры, занимались музыкальной терапией, занимались йогой, поднимали тяжести и участвовали в «повышении самооценки» под руководством терапевта, согласно обзору, предоставленному округом. Были также занятия с настольными играми, искусством, танцами, исцелением звуком и собаками-терапевтами.

«Мы хотели организовать день, посвященный психическому здоровью наших учителей», — сказал Рональд Корн, директор учебной программы округа K-12.

У школьников был выходной в пятницу.

Стресс учителей оказался в центре внимания с тех пор, как три года назад началась пандемия COVID-19, вынудившая школьные округа быстро перейти на дистанционное обучение и гибридное обучение. Многие преподаватели также стали жертвами межпартийных столкновений по поводу учебной программы и призывов запретить книги в школьных библиотеках. Между тем, учителей по всей стране попросили помочь учащимся справиться с трудностями в обучении и эмоциональными проблемами, усугубленными пандемией.

Общенациональное исследование, проведенное в прошлом году, показало, что учителя и директора борются со стрессом, связанным с работой, в два раза чаще, чем работающие взрослые в целом.

«Обучение после пандемии действительно сказалось на многих людях. Это выявило многие проблемы психического здоровья, которые существовали ранее, и которые теперь стали темой для обсуждения», — сказал Корн, педагог с более чем 30-летним стажем.

Пятничные занятия проводились в средней школе Хэддон-Хайтс под руководством местных владельцев бизнеса, партнеров по сообществу и экспертов в данной области, в том числе сертифицированного специалиста по позитивной психологии.

Корн сказал, что некоторые люди, проводившие сеансы, пожертвовали своим временем, а другие предоставили скидки.

Для школьного округа не было затрат, потому что он мог покрыть любые расходы за счет школьного финансирования, финансируемого федеральным законом об американском плане спасения, который гарантирует услуги, связанные с психическим здоровьем.

Корн провел сессию, посвященную виниловым пластинкам, в том числе культовому альбому Брюса Спрингстина «Born to Run» 1975 года.

«Это было расслабляющее занятие, когда я просто расслаблялся и изучал искусство коллекционирования винила, его очистки и хранения», — сказал Корн позже.

Пятница была не только забавой и игрой для учителей, так как день начался в 8:30 утра с обязательного онлайн-курса по предотвращению самоубийств.

Другие сеансы дня проводились в четыре этапа по 50 минут, начиная с 9:50 и заканчивая в 14:45 с перерывом на обед, сказал Корн.

Цель нетрадиционного дня, по словам Корна, состояла в том, чтобы дать учителям «знать, что мы понимаем стресс, в котором они находятся, и предоставить механизм, чтобы позаботиться о себе и своем психическом здоровье».

Исследование, проведенное Исследовательским центром EdWeek в июле 2021 года, показало, что 60% учителей сообщили, что часто или постоянно испытывают стресс, связанный с работой. Только 9% процентов сказали, что они никогда или редко испытывают стресс. А 41% опрошенных учителей заявили, что считают себя менее эффективными в условиях стресса.

В том же исследовании был поставлен вопрос о влиянии так называемой «заботы о себе». Многие учителя заявили, что их стресс уменьшится благодаря изменениям в работе, в том числе сокращению размеров классов, предоставлению дополнительного времени на планирование и возможности отказаться от выполнения обязательных заданий, когда обстоятельства становятся особенно сложными.

Кукуруза сказала, что не знает, привел ли стресс учителей к ранее запланированным выходам на пенсию и другим отъездам в Хэддон-Хайтс.

«Трудно сказать. Всегда есть (есть) учителя, которые уходят на пенсию. Я просто знаю, что уровень стресса у учителей, безусловно, высок», — сказал Корн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *