Пожарная служба и мчс это одно и тоже: МЧС и пожарные – одно и то же или нет: входят ли огнеборцы в структуру министерства

Содержание

Интервью начальника Главного управления МЧС России по Самарской области О.В. Бойко / Актуальные интервью / Департамент общественной безопасности / Структура администрации / Власть / Администрация городского округа Тольятти

 

08 Сентября

Об истории и развитии противопожарной службы на современном этапе в Самарской области рассказывает начальник Главного управления МЧС России по Самарской области генерал-майор внутренней службы Бойко Олег Васильевич.

Олег Васильевич, какие основные факторы (особенности региона) отличают Самарскую область от остальных регионов России в плане вопросов, связанных с пожароопасностью?

В Самарском регионе сконцентрировано большое количество объектов производственного назначения, в том числе пожаро- и взрывоопасных производств, а также трубопроводного транспорта различного назначения (нефть, нефтепродукты, газ, аммиак)

История пожарной службы Самарской области насчитывает уже 175 лет. Какой исторический период вы могли бы особо выделить в плане развития пожарного дела и работы по предупреждению пожаров?

Самару и Самарскую губернию во все времена не обходили стороной катастрофические по размерам пожары. История едва ли не каждого населённого пункта нашего края необычайно богата на описания крупных пожаров, которые в отдельных случаях целиком стирали этот город или посёлок с лица земли. Самара уничтожалась огнём с тревожной постоянностью, а в 17-18 веках такое происходило, по крайней мере, один раз в десять лет. Вплоть до конца 19 века, когда в нашем городе был сооружён первый в России противопожарный водопровод, самарские огненные происшествия каждый год уничтожали целые кварталы и уносили жизни сотен людей.

В истории пожарной службы Самарской области можно выделить несколько значимых периодов.

Так, 16 октября 1841 года Указ императора Николая I «Об утверждении штатов Самарской городской полиции» положил начало созданию самарского пожарного обоза и организации профессиональной борьбы с пожарами. Именно эту дату и следует считать днём создания профессиональной пожарной охраны Самары. Поскольку Самара, согласно указу императора, в том же году была поделена на два района, в каждом из этих районов сначала была создана полицейская часть, а при каждой из них – пожарная команда из двенадцати человек с десятью лошадьми. Хотелось отметить, что в середине 19 века, вплоть до 80-х годов, из-за отсутствия собственных зданий у властей и полиции пожарные команды размещались в арендованных у купцов домах. В этот же период городские власти начали приобретать для них пожарные инструменты. Но в 1848 и 1850 годах, буквально накануне образования Самарской губернии, город пережил два опустошительных пожара, выгорев при этом почти дотла. Тогда от огненной стихии сильно пострадали здания и имущество пожарных команд. Пришлось заново заниматься техническим оснащением самарских огнеборцев.

15 августа 1885 года был подписан договор с фирмой «Торговый дом братьев Бромлей и К» и началось строительство самарского водопровода.

Самарский противопожарный водопровод со своими специальными приспособлениями для тушения пожаров был уникальным сооружением этого рода не только в России, но и в Европе. 

В 1888 году построена первая в Самаре пожарная часть – на Полицейской площади (ныне площадь Дзержинского), между Александровским садом и старым театром, а в 1904 году 1-ая пожарная часть была передислоцирована в это здание.

К 1917 году Самарский пожарный обоз имел одно из лучших в России для этого времени техническое оснащение.

17 апреля 1918 года Совет труда и обороны принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Этим документом было положено начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности послереволюционной России. Учреждён пожарный совет под председательством главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М.Т. Елизарова.

В июле 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров пожарное дело было передано в ведение НКВД.

В мае 1923 года пожарный подотдел городского коммунального хозяйства преобразован в управление пожарной охраны (УПО) города Самары. Начальником УПО назначен Николай Иванович Жданов, который, согласно утвержденному положению, подчинялся заведующему губернским отделом коммунального хозяйства города. Одновременно было создано УПО Самарской губернии. Его первым начальником назначили Николая Андреевича Артузи.

В июне 1927 года постановлением Совета Народных Комиссаров ВЦИК и РСФСР утверждено «Положение об органах государственного пожарного надзора в органах РСФСР», в котором указывалось, что руководство пожарной охраной на территории СССР с этого момента осуществляет НКВД СССР, а на местах – НКВД губерний и республик.

21 декабря 1994 года – издан Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

30 апреля 1999 года – издан Указ Президента РФ «Об установлении Дня пожарной охраны».

Новая страница в истории пожарной службы Самарской области – это вхождение в состав МЧС. Когда это произошло?

В ноябре 2001 года вышел Указ Президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности».

 В результате этого 278 тысяч человек сотрудников ГПС вошли в состав МЧС России, численность которого была до этого 70 тысяч человек.

С 2002 года федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Каковы основные принципы работы пожарной службы области сегодня?

Основной задачей подразделений пожарной охраны является спасение людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидации пожара в кротчайшие сроки. Решение основной задачи достигается современными методами тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ проведением надзорных и профилактических мероприятий, а также повышением профессионального мастерства личного состава. В настоящее время помимо тушения пожаров пожарно-спасательные подразделения участвуют в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, а также в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Есть такая поговорка: «Тяжело в учении – легко в бою». Какая работа ведется сегодня в МЧС Самарской области в плане повышения профессиональной подготовки личного состава пожарной службы?

В настоящее время вопросы профессиональной подготовки личного состава пожарно-спасательных подразделений приобретают всё большую актуальность. Следовательно, подготовка кадров сама по себе предполагает постоянный поиск новых, более эффективных средств, форм и методов обучения и воспитания с учётом современных требований к их квалификации в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты в чрезвычайных ситуациях. Во всем мире специальность пожарного входит в десятку самых опасных и рискованных. Профессиональный кодекс чести обязывает их делать все возможное и, при необходимости, рисковать собственной жизнью. Несомненно, что именно благодаря самоотверженной работе пожарных, труд которых приравнивается к подвигу, удается сократить число человеческих жертв при пожаре. Вместе с тем, бесспорно и то, что без соответствующих навыков борьбы с огнем и работы в психологически напряженной обстановке эффективность действий пожарного резко нивелируется. А ведь от его действий и знаний зависят жизни и здоровье людей. Примером высококвалифицированной подготовки пожарных является старейшее на территории России федеральное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Самарский учебный центр федеральной противопожарной службы». Его история насчитывает почти 90 лет! Именно в 1929 году в Самаре были созданы первые краевые пожарно-технические курсы.

Вместе с ними повышался и статус учреждения. Краевые курсы были преобразованы в пожарный комбинат, пожарно-техническую школу, затем – учебный отряд, школу подготовки младшего и среднего начальствующего состава и, наконец, учебный центр. Оставалось неизменным лишь то, что с момента своего создания это учебное учреждение считается головным на всей территории Поволжья.

За время своего существования Учебный Центр внес большой вклад в подготовку квалифицированных кадров для пожарной охраны, дав путевку в профессию десяткам тысяч специалистов более чем из 25 регионов страны. Он гордится своими выпускниками, проявляющими чувство преданности избранной профессии, героизм и мужество при спасении людей и ликвидации пожаров. Многие из выпускников Самарского Учебного Центра ФПС продолжили свою учебу в высших учебных заведениях МВД и МЧС России.

В стенах Самарского учебного центра ФПС ежегодно проходят обучение более 3000 сотрудников и работников государственной противопожарной службы и других видов пожарной охраны.

Профессия «пожарный» всегда была в почете, но в то же время всегда была очень опасной. Но, несмотря на это, всегда находились те, кто готов был рисковать жизнью ради спасения людей на пожаре. Имена героев прошлых лет хорошо известны, и память об их подвиге бережно хранится. А кто они – герои нашего времени? Сколько их и кого вы могли бы отметить особо?

4 июля 1948 года произошел пожар на нефтебазе в Куйбышеве, когда горящая нефть вылилась в реку Самарку и превратила ее в огненную реку. В общей сложности этот пожар унёс 35 человеческих жизней, в том числе 19 работников пожарной охраны.

В тот год стояла сильная жара. Все ждали дождя, и начавшаяся утром гроза была желанной. Никто не думал, что она принесет столько бед. От сильнейшего грозового разряда загорелся резервуар номер 17 с сырой нефтью. Немедленно были вызваны пожарные. На всякий случай началась эвакуация населения из примыкающих к базе жилых домов и родильного дома. 320 пожарных расчетов, прибывших из всех районов области, вели борьбу с огнем около 5 часов и почти потушили резервуар. Но вдруг изнутри его раздался зловещий шум и буквально через несколько секунд произошел выброс кипящей нефти. Несколько тонн ее выплеснулось наружу.

Мгновенно пламя охватило огромную территорию. Загорелась пожарная машина. Ее пытались вывести из огня, но не успели. Горящая нефть полилась в реку Самарку и быстро достигла противоположного берега. Наблюдавшие за пожаром с лодок зеваки не успели догрести до суши и сгорели прямо в реке. Там же погибло несколько пожарных, искавших в воде спасения от огня.

Благодаря самоотверженности бойцов и командиров пожарной охраны УМВД Куйбышевской области, работников пароходства, нефтебазы и других предприятий и учреждений, проявленной ими в тушении пожара, очаг пожара был ликвидирован в течение суток и большая часть нефтехранилищ и нефтепродуктов базы сохранена. Была отмечена умелая организация и руководство пожаротушением со стороны начальника управления пожарной охраны Иванова К.К., благодаря чему в сложной обстановке и при значительной потере в людях и технике организация пожаротушения оставалась на высоком уровне. Все пожарные, боровшиеся с огнём, получили ордена и медали. А 19 погибших были захоронены в братской могиле на городском центральном кладбище.

В то время у самарских пожарных не было опыта тушения горящей нефти. Трагедия 4 июля дала тяжелый, но очень поучительный урок всем, кто имеет дело с нефтепродуктами. Именно тогда появился термин «выброс горящей нефти», была разработана специальная методика предотвращения таких выбросов, одним из важнейших элементов которой стало охлаждение водой горящих резервуаров. Она помогла избежать повторения подобных трагедий на других пожарах, которые не раз возникали на нефтепромыслах области.

 

Каким численным составом располагает сегодня пожарная служба  области, сколько пожарных частей действует на ее территории, и что вы можете сказать по поводу их технического оснащения?

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

муниципальная пожарная охрана;

ведомственная пожарная охрана;

частная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана.

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории Самарской области осуществляют более ста подразделений государственной противопожарной службы численностью свыше 4,5 тыс. человек личного состава и более 400 единиц техники. Обеспечение пожарной безопасности на объектах и частных предприятиях осуществляют подразделения ведомственной и частной пожарной охраны общей численностью более 2,5 тыс. человек личного состава и 150 единиц техники. Помимо профессиональной пожарной охраны на территории Самарской области имеет большое развитие добровольная пожарная охрана. На сегодняшний день её численность свыше 16 тыс. человек и 900 единиц техники.

Пожарно-спасательные подразделения Самарской области обеспечены современной техникой и пожарно-техническим вооружением, что позволяет им в кратчайшие сроки ликвидировать пожары и проводить аварийно-спасательные работы, спасая жизни людей.

 

Каким видят сегодня в МЧС области дальнейшее развитие пожарной службы, и на какие «особые моменты» предполагается обратить особое внимание?

Особое внимание в развитии противопожарной службы на территории Самарской области уделяется современному техническому оснащению подразделений, совершенствованию методов профессиональной подготовки, поиску наиболее эффективных методов и способов тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Олег васильевич, что пожелаете огнеборцам в честь 175-летия и Года пожарной охраны

История пожарной охраны нашей страны хранит много славных имен. На протяжении 366 лет, в условиях любых политических формаций, этот опаснейший труд всегда был нужен людям.

Каждый пожарный считает свою работу обычной, и работы этой не становится меньше – ни в будни, ни в праздники. Решая задачи по профилактике пожаров, спасению людей и имущества при возгораниях, обеспечению безопасных условий их жизнедеятельности, проведению аварийно-спасательных работ, огромной выдержкой и личной дисциплиной вы ежедневно доказываете, что среди сотрудников МЧС России нет случайных людей.

Однако только тот, кто видел боевую работу пожарных, может по-настоящему оценить ваше непреходящее мужество, знания, навыки и хладнокровный расчет. Даже в самой сложной ситуации неизменны преданность долгу, самоотверженность и отвага тех, кто сквозь жаркое пламя, вопреки боли и усталости, носит гордое звание огнеборца.

Ваше профессиональное мастерство – залог спокойствия граждан.

От всей души желаю действующим пожарным и ветеранам пожарной охраны крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, неиссякаемого оптимизма и дальнейших успехов в нелегкой, но почётной работе!

Диспетчер (радиотелефонист) пункта связи пожарной охраны — это… Что такое диспетчер (радиотелефонист) пункта связи пожарной охраны (значение, термин, определение) — основные задачи диспетчера связи пожарной охраны, основные права диспетчера пункта связи пожарной охраны, основные обязанности диспетчера пункта связи пожарной охраны— ПожВики Портала про Пожарную безопасность

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.

Для определения категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130 со встроенным справочником веществ и материалов

Сервис RiskCalculator предназначен для определения расчетной величины индивидуального пожарного риска для i-го сценария пожара QB,i в соответствии с «Методикой определения величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», утвержденной приказом МЧС от 30.06.09 № 382 (с изм.)

Сервис RiskCalculator — расчет пожарного риска для производственного объекта предназначен для оценки величины индивидуального пожарного риска R (год-1) для работника при условии его нахождения в здании. Методика утверждена Приказом МЧС России от 10 июля 2009 года № 404 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» с изменениями, внесенными приказом МЧС России № 649 от 14. 12.2010

«Пожарная проверка ОНЛАЙН» представляет дополнительный функционал, упрощающий работу с чек-листами. Используя сервис, вы можете провести самопроверку быстро, легко и максимально корректно.

Сервис поиска исполнителя в области пожарной безопасности с лицензией МЧС по регионам

Описание сервиса

Описание сервиса

Описание сервиса

Описание сервиса

Для определения категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с СП 12.13130 со встроенным справочником веществ и материалов

Для определения расчетной величины индивидуального пожарного риска для i-го сценария пожара QB,i в соответствии с «Методикой определения величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности»

Для производственного объекта предназначен для оценки величины индивидуального пожарного риска R (год-1) для работника при условии его нахождения в здании.

«Пожарная проверка ОНЛАЙН» представляет дополнительный функционал, упрощающий работу с чек-листами. Используя сервис, вы можете провести самопроверку быстро, легко и максимально корректно.

Сервис поиска исполнителя в области пожарной безопасности с лицензией МЧС по регионам

Выбор системы противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации АУПС, автоматической установки пожаротушения АУПТ) для зданий

Выбор системы противопожарной защиты (системы пожарной сигнализации СПС, автоматической установки пожаротушения АУП) для сооружений

Определение требуемого типа системы оповещения и управления эвакуацией

Выбор системы противопожарной защиты (СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ (СПС), АВТОМАТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ (АУП)) для оборудования

Определение необходимого уровня звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре

Сектор аварийно-спасательных служб | CISA

Сектор аварийно-спасательных служб (ESS) — это сообщество миллионов высококвалифицированных, обученных сотрудников, а также физические и киберресурсы, которые обеспечивают широкий спектр услуг по предотвращению, обеспечению готовности, реагированию и восстановлению в течение дня. текущие операции и реагирование на инциденты. ESS включает в себя географически распределенные объекты и оборудование как на платной, так и на добровольной основе, организованные в основном на федеральном, государственном, местном, племенном и территориальном уровнях управления, такие как городские полицейские управления и пожарные депо, офисы окружных шерифов, полиция Министерства обороны и пожарные и городские отделы общественных работ. ESS также включает ресурсы частного сектора, такие как промышленные пожарные части, частные охранные организации и частные поставщики услуг неотложной медицинской помощи.

Обзор сектора

Миссия сектора аварийно-спасательных служб заключается в спасении жизней, защите собственности и окружающей среды, оказании помощи сообществам, пострадавшим от стихийных бедствий, и содействии восстановлению во время чрезвычайных ситуаций.

Пять отдельных дисциплин составляют ESS, охватывая широкий спектр функций и ролей реагирования на чрезвычайные ситуации:

  • Правоохранительные органы
  • Пожарно-спасательные службы
  • Скорая медицинская помощь
  • Аварийное управление
  • Общественные работы

ESS также предоставляет специализированные аварийно-спасательные службы с помощью отдельных сотрудников и групп. Эти специализированные возможности могут быть найдены в одной или нескольких различных дисциплинах, в зависимости от юрисдикции:

  • Тактические группы (например, спецназ)
  • Группа по обращению с опасными устройствами/Обеспечение общественной безопасности
  • Водолазные группы / морские подразделения общественной безопасности
  • Клыки
  • Авиационные подразделения (например, полицейские и медицинские вертолеты)
  • Опасные материалы (например, HAZMAT)
  • Поисково-спасательные отряды
  • Пункты обслуживания общественной безопасности (например, колл-центры 9-1-1)
  • Центры синтеза
  • Частная охрана
  • Гражданская поддержка Национальной гвардии

Отраслевой план

Отраслевой план аварийно-спасательных служб на 2015 год подробно описывает, как реализуется структура управления рисками Национального плана защиты инфраструктуры (NIPP) на 2013 год в контексте уникальных характеристик и ландшафта рисков сектора. Каждое отраслевое агентство по управлению рисками разрабатывает отраслевой план посредством скоординированных усилий с участием своих партнеров из государственного и частного секторов. Министерство внутренней безопасности назначено Секторальным агентством по управлению рисками для Сектора аварийно-спасательных служб. Ознакомьтесь с информационным бюллетенем по секторальному плану аварийно-спасательных служб.

ESS имеет зависимости и взаимозависимости с несколькими критически важными секторами инфраструктуры и функциями экстренной поддержки Национальной структуры реагирования, которые обеспечивают помощь как для эксплуатации, так и для защиты активов ESS.

Доступ к реагированию на кризисные события и восстановлению (CERRA)

Способность государственных, местных, племенных и территориальных властей безопасно, надежно и эффективно контролировать и координировать доступ ключевых ресурсов реагирования и восстановления в пострадавший район во время чрезвычайной ситуации. было определено как решающий фактор успеха в обеспечении общего восстановления сообщества. Структура реагирования на кризисные события и доступа к восстановлению (CERRA) направлена ​​на поддержку государственных, местных и региональных усилий по обеспечению успешного транзита и доступа к критически важным ресурсам реагирования и восстановления до, во время и после чрезвычайных ситуаций. Ознакомьтесь с информационным бюллетенем «Реагирование на кризисные ситуации и доступ к восстановлению» (CERRA).

Вводный видеоролик о реагировании на кризисные ситуации и доступе к восстановлению (CERRA)

Вступительный видеоролик CERRA обсуждает проблему доступа и повторного входа, а также знакомит с интероперабельным подходом к управлению доступом, изложенным в DHS CERRA Framework.

 

Профиль сектора аварийно-спасательных служб

Профиль сектора аварийно-спасательных служб представляет собой подборку данных, представляющих картину ESS в целом и открывающих возможности для более тесной координации между федеральным правительством и отраслевыми партнерами в отношении определений дисциплин аварийных служб; национальная перепись и методы сбора данных; и осведомленность сообщества о возможностях, зависимостях и взаимозависимостях.

Информация, представленная в этом информационном бюллетене, была получена из общедоступных источников и по согласованию с соответствующими федеральными департаментами и агентствами и другими партнерами по сектору, включая Министерство труда США, Бюро статистики труда; Управление пожарной охраны США; Министерство юстиции США, Бюро статистики юстиции; Национальная администрация безопасности дорожного движения, Управление скорой медицинской помощи; и различные профессиональные и национальные ассоциации.

Ландшафт сектора аварийных служб

Ландшафт сектора аварийных служб дает характерную для сектора характеристику соответствующих факторов и движущих сил принятия решений, влияющих на текущую рабочую среду, а также состояние безопасности и устойчивости ESS. Правительственные и отраслевые партнеры могут использовать этот документ для выявления и устранения факторов, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность или устойчивость объектов, персонала и операций.

Ресурсы сектора аварийно-спасательных служб

Министерство внутренней безопасности предлагает широкий спектр бесплатных ресурсов, в том числе Инициативу по кибербезопасности и Инициативу по обмену информацией, партнерам из правительства и частного сектора для выполнения миссии Сектора экстренных служб.

Обучение сотрудников службы экстренной помощи

Министерство внутренней безопасности, наряду с другими государственными учреждениями, предлагает широкий спектр бесплатных программ обучения для партнеров из государственного и частного секторов, чтобы облегчить миссию сектора службы экстренной помощи.

 
Для получения дополнительной информации свяжитесь с группой управления сектора экстренных служб по адресу [email protected].

МЧС готовится к новому отопительному сезону

15 ноябрь 2022, 13:34

На заседании Правительства под председательством Премьер-министра Алихана Смаилова рассмотрен вопрос о мерах пожарной безопасности на отопительный период 2022-2023 гг. С докладами по данному вопросу выступили министр по чрезвычайным ситуациям Юрий Ильин, акимы Жамбылской области Нуржигитов Нуржан и Костанайской области Архимед Мухамбетов.

Министр по чрезвычайным ситуациям Юрий Ильин начал свое выступление со статистики. По его словам, с начала года в стране зарегистрировано 9647 пожаров, в результате которых погибло 249 человек, получили ожоги и отравления различной степени тяжести 212 человек.

“По сравнению с аналогичным периодом 2021 года зафиксировано незначительное снижение количества пожаров на 2,2%, количества погибших на 18,6% и количества пострадавших на 40,8%. Около 6000 пожаров произошло в жилом секторе, что составляет 61% от общего количества пожаров. Увеличилось число погибших при пожарах в Алматы и Астане, Костанайской и Акмолинской областях» сказал Ильин.

Из числа погибших при пожарах 107 человек, или 43%, находились в состоянии алкогольного опьянения, сказал он. В 60% случаев пострадавшими от пожаров являются безработные и пенсионеры, не прошедшие систему обучения пожарной безопасности по месту работы или учебы.

“В этом году отопительный сезон начался 1 октября и с тех пор в жилом секторе произошло 835 пожаров. Следует отметить, что до сих пор зарегистрированы факты групповой гибели и травматизма в жилом секторе”

сообщил глава МЧС.

Например, в Актюбинской области четыре человека получили ожоги во временном жилище и были госпитализированы 30 сентября текущего года. 25 сентября в Жетысуском районе при пожаре в жилом доме погибли трое человек, в том числе один ребенок.

Как сообщил далее министр, МЧС изучил международный опыт обеспечения пожарной безопасности в наиболее развитых странах мира. Проанализирована глобальная статистика пожаров. Научные исследования в области пожарной безопасности показали, что гибель человека при пожаре наступает уже через 5-6 минут после его возникновения. А в нашей стране время прибытия пожарных расчетов составляет 10 минут в городах и 20 минут в сельской местности.

В республике гибель людей регистрируется при каждом тридцатом пожаре, что в 2 раза меньше, чем, например, в соседней России (один пострадавший на 18 пожаров) и в 3 раза меньше, чем в Беларуси (один пострадавший на 12 пожаров) ). Однако этот показатель в 11 раз выше, чем в США (одна жертва на 360 пожаров), в 14 раз в Великобритании и в 32 раза во Франции.

Эти результаты, по словам министра, в указанных странах достигаются за счет реализации одного из двух направлений в сфере пожарной безопасности.

Первый – прибытие пожарных в города в течение 5 минут. Достижение данного показателя для Казахстана затруднено с экономической точки зрения в связи с необходимостью увеличения численности пожарных частей более чем в 2 раза.

Второе направление, т.е. активное внедрение систем «пассивной» защиты населения, предназначенных для раннего обнаружения возгорания, оповещения людей и соответственно их своевременного выхода из опасных зон, является наиболее приемлемым.

«В целях исключения фактов травматизма и гибели людей и минимизации ущерба от пожаров в прошлом году МЧС внесены соответствующие изменения в государственные стандарты в области архитектуры и градостроительства в части обязательных требований к оборудованию жилых домов до 10 этажей с системами пожарной сигнализации, а также обязательные требования по оснащению всех газовых помещений газоанализаторами”, – сказал Ильин.

На сегодняшний день, по его словам, они уже реализованы и ведется проектирование жилых домов в соответствии с новыми нормативами.

Также, по словам министра, продолжается работа по внедрению современных технологий в области предупреждения и ликвидации пожаров. Автоматизация рабочих мест дежурно-диспетчерских служб успешно внедрена в территориальных подразделениях МЧС Астаны, Алматы, Шымкента, Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Мангистауской и Северо-Казахстанской областей.

В Алматинской, Кызылординской, Павлодарской, Улытауской, Жетысуйской и Туркестанской областях прорабатывается разработка и внедрение цифровых технологий.

«Мы рассматриваем все возможные пути сокращения времени оказания помощи нуждающимся гражданам при возникновении пожара. Государственной противопожарной службой зафиксировано местонахождение 94 172 инвалидов, что дает возможность автоматически информировать спасателей о возникновении пожара. нахождение наиболее уязвимых граждан в условиях пожара”, – сказал Ильин.

По словам Ильина, самым доступным способом информирования граждан о пожарной безопасности в жилище остается масштабная информационная кампания. Так, с апреля по август текущего года МЧС централизованно провело три республиканские информационные кампании. На ноябрь и декабрь запланированы информационные кампании «Осторожно, угарный газ» и «Безопасный Новый год».

В целях принятия отмеченных мер по повышению уровня пожарной безопасности в жилом секторе с 15 сентября по 30 сентября совместно с органами внутренних дел проведена республиканская профилактическая мера «Жатакхана». Всего за 10 месяцев текущего года на данной категории зданий произошло 22 пожара, на которых погибли 6 человек.

Масштабное мероприятие было направлено на массовую разъяснительную работу и выявление незаконно действующих общежитий. По 38 фактам незаконной перепланировки жилых домов под общежития жилищным инспекциям, государственному архитектурно-строительному контролю, а также налоговым органам предписано принять соответствующие меры.

«Совместно с органами соцзащиты поставлено на учет 106 224 жилища социально незащищенного населения. На сегодняшний день сотрудниками МЧС проведены осмотры более шестисот тысяч домов, в ходе которых проинструктировано и выявлено более ста тысяч нарушений требований пожарной безопасности», — сообщил Юрий Ильин.

Министр отдельно остановился на проблемных вопросах, связанных с использованием бытового газа.

«Взрывы газовых баллонов и выбросы газовоздушной смеси без возникновения пожара за период с 2018 по 2022 год повлекли за собой 346 случаев, при этом пострадали 522 человека, из них 97 погибли. Основными причинами летальных исходов являются нарушение требований безопасности при эксплуатации бытовых газовых приборов, отсутствие тяги в дымоходах, герметичность соединительных труб, использование неисправного оборудования, использование газовых плит для отопления помещений”, – сказал Ильин.

Сегодня, по его словам, на акиматы возложен контроль за соблюдением требований по безопасной эксплуатации газового оборудования бытовых и бытовых потребителей. Сервис газовых баллонов находится в конкурентной среде. Обслуживание газовых систем, в том числе газоснабжение и оценка дымоходов, осуществляется аккредитованными организациями на платной основе. В целях усиления контроля за деятельностью обслуживающих организаций предлагается ввести требования, обязывающие их информировать о проведенных профилактических работах и ​​имеющихся фактах нарушений техники безопасности. Кроме того, эти организации должны быть отнесены к категории высокого риска и подлежат постоянному мониторингу.

“При расследовании случаев гибели или телесных повреждений граждан, вызванных неисправностью систем газоснабжения и газовых баллонов, следственным органам необходимо провести оценку качества оказания услуг и причин происшествия, тем более, что такая практика уже существует”, – сказал Ильин. .

Министр привел дело женщины и четверых ее несовершеннолетних детей, погибших в феврале прошлого года в Туркестанской области от отравления угарным газом. Этот факт вызвал широкий общественный резонанс. Следователи Туркестанского областного управления полиции возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 306 УК РК Производство или сбыт товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие смерть человека по неосторожности. Проведена экспертиза. В результате установлено, что установка и монтаж газовых сетей не соответствуют строительным нормам; при установке газового оборудования ответственные специалисты допустили ряд ошибок. В результате Туркестанский суд в декабре 2021 года приговорил директоров двух газовых компаний к четырем годам лишения свободы9.0003

По мнению Министра, розничной реализацией СУГ должны заниматься газораспределительные организации и владельцы АЗС, которые должны обеспечивать исправное техническое состояние бытовых газовых баллонов и их аварийный и плановый ремонт. В настоящее время в городах и районах республики завершены организационные мероприятия по возложению вышеуказанных функций на жилищные (газотехнические) инспекции.

Однако, по словам министра, акиматы недостаточно делают в плане государственного контроля в сфере газа и газоснабжения. Например, областные акиматы, кроме столичного, не формируют полугодовых графиков специальных проверок. Причиной этого является нехватка кадров. Следует отметить, что данный вопрос неоднократно рассматривался на различных заседаниях, в том числе на уровне Правительства. Полномочия МЧС в этой сфере ограничиваются общим надзором за соблюдением требований пожарной безопасности объектов хранения газа, станций хранения газа и систем газоснабжения промышленных потребителей.

В целях повышения уровня подготовки по инициативе МЧС в апреле т.г. в Академии гражданской защиты прошли курсы повышения квалификации для работников жилищных инспекций акиматов.

Далее Министр отметил, что на особом контроле МЧС находится вопрос обеспечения пожарной безопасности на объектах теплоэнергетики. В период с июля по август текущего года проведены проверки противопожарного состояния 845 объектов, отнесенных к повышенной опасности. По результатам проверок на 611 объектах 3379выявлены нарушения требований пожарной безопасности, к ответственности привлечено 196 должностных лиц, вручены предписания по устранению. О результатах проверок проинформированы областные акиматы.

«Важным вопросом является вывоз опасного технического оборудования и встроенных котлов из многоквартирных домов, объектов социально-культурного, развлекательного и спортивного назначения и учебных заведений», — сказал Ильин.

Например, после взрыва 2017 года в поселке Шахан Карагандинской области по заданию Правительства местными исполнительными органами были проведены работы по демонтажу встроенных котлов из многоквартирных жилых домов. Всего на безопасное расстояние перенесено 1140 котельных, в том числе 685 учреждений образования, 105 учреждений здравоохранения, 79учреждения культуры, развлечений и спорта, 13 объектов социального назначения и 258 многоквартирных домов.

К сожалению, не решен вопрос 90 жилых домов в Жетысуском районе и Алматинской области.

В завершение своего выступления Министр еще раз обозначил основные мероприятия, которые необходимо реализовать для снижения риска крупных аварий в отопительный период.

По словам Министра, областные акиматы совместно с территориальными подразделениями МЧС должны:

1) обеспечить массовую работу с собственниками объектов, в том числе государственного и индивидуального жилья, а также обслуживающими организациями по соблюдению норм пожарной безопасности;

2) принять комплекс мер по предупреждению пожаров в жилом секторе, особенно в районах проживания социально незащищенных слоев населения, многодетных семей, инвалидов;

Министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с акиматами областей, Астаны, Алматы и Шымкента:

1) принимает меры по усилению действенного контроля жилищными инспекциями за сохранностью жилища, в том числе за соблюдением техники безопасности в сфере газоснабжения с применением мер административного взыскания;

2) обеспечивает информирование владельцев газонаполнительных станций о порядке идентификации бытовых баллонов и работе систем учета бытовых баллонов;

3) обеспечить контроль за выносом автономных котельных из объектов образования, социального и жилищного фонда.

Аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов сообщил, что отопительный сезон в этом году в Жамбылской области начался 10 октября.

“Все источники тепла работают в штатном режиме, соблюдаются меры пожарной безопасности. В ТЭК имеется 136 пожарных кранов, которые полностью исправны”, – сказал Нуржигитов.

Котельные работают без отклонений от установленного температурного режима, – сказал он.

На сегодняшний день из 371 населенных пунктов области 259или 88,9% всего населения обеспечены природным газом. До конца текущего года будет дополнительно газифицировано еще 17 населенных пунктов с населением 11,3 тыс. жителей.

Кроме того, у 39 884 абонентов, или 18% от общего числа абонентов, пользующихся газом, установлены специальные газоанализаторы для обеспечения соблюдения правил техники безопасности. Работы по установке газовых датчиков продолжаются. Обеспечены необходимым напором воды 2 895 пожарных кранов в 4 городах области.

По сообщению акима, в текущем отопительном сезоне в 60 жилых домах произошли пожары, в результате которых пострадали 2 человека. Погибших в результате пожаров нет.

“В преддверии отопительного сезона 2022-2023 гг. зарегистрировано 6 288 жилых домов, в которых проживают социально незащищенные слои населения. В текущем году выявлено 2 981 нарушение требований пожарной безопасности, из них устранено 1 164. Работа в данном направлении продолжается”, Нуржигитов сказал.

В отдаленных населенных пунктах области с населением более двух тысяч человек к 2025 году планировалось создать 36 пожарных частей, введено в эксплуатацию 15 пожарных частей. Эти работы, по словам акима, продлятся до 2025 года и будут выполнены полностью.

Аким также обратил внимание на материально-техническое оснащение областного управления по чрезвычайным ситуациям. По его словам, для ведомства из местного бюджета выделено 554,2 млн тенге, приобретено 8 единиц техники, 121 пожарная одежда.

В целях предупреждения пожаров в отопительный сезон проводятся информационно-профилактические мероприятия.

«Ход отопительного сезона в регионе находится под постоянным контролем», – заверил Нуржигитов.

В свою очередь аким Костанайской области Архимед Мухамбетов начал с принятых мер по обеспечению пожарной безопасности. По его словам, в рамках этой работы утвержден план мероприятий по предупреждению пожаров. Были сформированы списки и исключены 100% социально незащищенных слоев населения. Всего 1,19Выявлено и устранено в полном объеме 0 нарушений требований пожарной безопасности. Кроме того, ежедневно проводится поквартирный обход всего жилого сектора.

«На сегодняшний день проведены мероприятия по капитальному ремонту домов социально незащищенных слоев населения, ремонту отопительных плит, замене электророзеток и очистке дымоходов. Всего установлено 3,9 тыс. датчиков угарного газа. Благодаря датчикам, установленным в жилых домах многодетными семьями и одинокими пенсионерами удалось избежать отравления угарным газом» Мухамбетов сказал.

Областные акиматы и общественные организации планируют закупить и установить около 1500 датчиков угарного газа, сказал он.

Региональные телеканалы и светодиодные экраны транслируют видеоролики по пожарной безопасности. В социальных сетях, мессенджерах и на официальных сайтах размещено более 3 тысяч информационных материалов. Населению области роздано более 142 тысяч памяток. Для предотвращения пожаров в жилом секторе (за счет средств местного бюджета) закуплено 150 000 экземпляров агитационных материалов (листовки, брошюры).

Ведутся работы по укреплению материально-технической базы областного ДЧС.

«По комплексному плану социально-экономического развития Костанайской области закуплено 11 единиц автотранспорта и 165 единиц пожарно-технического оборудования на общую сумму 517 млн ​​тенге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *