Преподавать историю: Как преподавать историю в школе, чтобы было интересно всем

Как преподавать историю в школе, чтобы было интересно всем

Картина Григория Мясоедова «Страдная пора. Косцы», 1887 год

Кажется, что сейчас заинтересовать ребёнка историей проще простого. Столько красивых книг, новых платформ, фильмов! Но, к сожалению, для детей история часто становится одним из самых скучных предметов в школьной программе. Как это изменить, рассказывает наш блогер Тимур Надыршин.

Если вы учились в школе, и вам преподавали историю, то согласитесь, что значительная часть материала была вами благополучна забыта. Как сейчас преподаются историю? За основу взят хронологический принцип. Это значит, что в 6 классе мы говорим об истории древней Руси до XVI века. В 7 классе — о России с Петра Великого до Екатерины II и т. д. В течение одного года обучения школьникам рассказывают о том, как было устроено общество в этот период, о развитии хозяйства, о политической истории и т. д. Однако, если честно, этот подход страдает определенными ограничениями. К старшим классам основной материал предыдущих лет будет благополучно забыт.

В ходе своих исследований исторической памяти я опросил как-то школьников о том, что они помнят о Петре Великом. На вопрос «Какие вы можете назвать результаты правления царя?» школьники говорят о том, что он «привёз картошку», создал армию и флот, построил Петербург. В подавляющем большинстве случаев ученики не способны детализировать состав перечисленных реформ. Экономические, культурные, сословные, административные реформы практически полностью выпадают из памяти. Я уже не говорю о других правителях. И это проблема хронологического подхода передачи исторического материала.

Но ведь могут существовать и другие формы преподнесения истории. В большинстве случаев история — это жизнь великих людей, правителей. Сюда можно отнести и историю войн. Но если мы посмотрим на жизнь общества, то для большинства людей на протяжении последнего тысячелетия основу жизни составлял труд на земле. То есть можно рассказать, как развивалось земледелие от древности до современности. В учебниках история эта темы ограничена одним-двумя параграфами. А между тем невозможно понять развитие общественных отношений без понимания того, что представляла земля для нашей страны. Отсюда вытекает значимость преподавания экономики. От понимания этого мы поймем, почему у нас так долго сохранялось крепостное право и много других аспектов, например особенности культуры, ментальности и т. д.

Возможно, ещё раньше, чем «историю земледелия» нужно показать, как мыслил человек от древности до современного периода. Духовный мир общества, к сожалению, затёрт политической, военной и даже хозяйственной историей. А между тем, культура даже важнее перечисленного. Например, в средних веках было совсем другое понимание того, что есть время, пространство, любовь, семья, природа. Другие отношения были у человека с окружающими, детьми, своим телом. Было другое понимание того, как надо есть, спать, общаться, трудиться и даже ходить в туалет. В итоге школьникам пытаются исключительно прагматическими мерилами, линзами сегодняшнего времени объяснить жизнь людей прошлого. Насколько действительно влиял правитель, сидящий на троне за тысячи верст на повседневную жизнь крестьянской семьи?

Я не говорю о том, что нужно отказаться от хронологического принципа. Но, возможно, хронологически историю можно, например, рассмотреть обзорно в 5-9 классах, а оставшееся время посвятить изучению вышеперечисленных тем. Ниже я перечислю некоторые аспекты, которые могут быть рассмотрены:

1. История ментальности

2. История быта и хозяйства

3. История социальной структуры общества

4. История воспитания и образования

5. История государственного управления

Согласитесь, что понимание повседневной жизни человека намного важнее, чем политические события, происходящие, как правило, в столице. Всё-таки жизнь значительной части общества привязана к более насущным делам и история в школе на данный момент рассматривает эти вопросы пока в меньшей степени. Хотя пересмотр историко-культурного стандарта несколько изменили, но оставили во главе политический принцип. Эти проблемы рассматривает такая наука, как историческая антропология, однако на сегодняшний день её влияние на преподавание истории в большинстве стран малозначительно.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Как преподавать историю, когда прошлое становится предметом для манипулирования

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Общество

16.03.2022 22:30

Поделиться

Елена Новоселова

Страна сейчас переживает поистине исторический момент, заявил глава Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин. “Решается судьба России, ее будущее место в мире, – сказал он на первом заседании Экспертного совета по вопросам исторического образования при Минобрнауки России. – Наши предки, сталкиваясь с подобными вызовами, всякий раз черпали силу в нашем историческом опыте, в национальном самосознании, в вековых традициях отечественной культуры и наших ценностях. Анализируя развитие страны, глава РИО назвал стержнем ее тысячелетней истории суверенитет – “право самостоятельно, свободно и осознанно определять свою судьбу”.

Константин Завражин

“Суверенитет – это гарантия благополучия и достоинства наших граждан, это будущее наших детей. В таких вопросах Россия никогда не отступала и не отступит, потому что в противном случае перестанет быть Россией”, – добавил он, подчеркнув, что решение о проведении специальной военной операции по защите населения Донбасса и безопасности страны опиралось на глубокий анализ исторических закономерностей и предельно точную, реалистичную оценку ситуации в мире.

Следовательно, образовательная, просветительская историческая повестка приобретает в эти дни особое значение. Уже в следующем году бюджетный прием на исторические специальности будет открыт во всех без исключения регионах страны. Напомним, по данным РИО на лето прошлого года, во многих университетах страны не было этого приема.

“Считаю правильным сосредоточиться на том, чтобы студенты-историки, вне зависимости от того, в каком вузе они учатся, получали бы актуальные, востребованные профессиональные знания”, – сказал Нарышкин.

Речь шла и о востребованности выпускников-историков. “Работая с контрольными цифрами приема, следует руководствоваться не только предполагаемыми потребностями рынка труда, но и пониманием того, что профессиональный историк – это универсальный аналитик, – убежден председатель РИО. – Наличие достаточного количества историков в регионе – необходимый фактор стабилизации общественной жизни… Уверен, что историк, работающий в органах государственной и муниципальной власти, в СМИ и даже органах безопасности, трудится по специальности”. Откликнувшись на эту мысль, члены Экспертного совета обратили внимание на возможность “мягко” влиять на работодателей, а также попросить минтруд переработать квалификационные требования к соискателям должностей гос- и муниципальных служащих.

По словам министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова, история учит по-новому смотреть на настоящее. “Задача любого университета – это формирование в первую очередь системы ценностей, общей культуры, что невозможно без истории, – отметил он и рассказал, что министерство делает особую ставку на отраслевую историю. – В России система высшего образования построена уникальным образом. У нас россыпь отраслевых вузов: аграрные, медицинские, транспортные, педагогические. Отраслевая история приобретает особую значимость”.

Министр выделил несколько точек приложения усилий ведомства и экспертного сообщества. “Мы хотим развернуть целую серию летних школ и специальных курсов для молодых преподавателей, чтобы это были полноценные дискуссионные площадки с возможностью привлечения лучших экспертов”.

Еще одна важная задача – привести в порядок исторический контент. По данным минобрнауки, сегодня в вузах используется 4095 учебных пособий и учебников, но нет единых рекомендаций относительно их содержания: учебные заведения действуют по своему усмотрению.

“Совершенно очевидно, что ни студенты, ни школьники не должны учить историю по книгам блогеров, которые события 1812 года трактуют как развязывание войны российским императором Александром Первым”, – привела пример замусоренности контента замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина. К слову, учить отделять “зерна от плевел” и противостоять фальсификаторам – одна из задач нового экспертного совета.

“На фоне невероятной волны фейков и дезинформации, когда для многих государств такое понятие, как исторический факт, стирается, а любые события становятся лишь предметом для манипулирования общественным мнением, сохранение исторической правды – это ясная, понятная и необходимая мера, – подчеркнула замминистра. – Работа по созданию такого фундамента помогает вырабатывать критическое мышление.

В вузах используется 4095 учебных пособий и учебников, но нет единых рекомендаций относительно их содержания

Дружинина представила структуру нового экспертного сообщества. В его рамках уже созданы три рабочие группы. Первые две займутся созданием историко-культурного стандарта, концепции преподавания истории в вузах, экспертизой учебных пособий, научно-просветительской работой. А третья будет работать над очень непростым вопросом – определением гражданской идентичности. Запланирована и социологическая работа, например, на тему того, какие факторы, даты и события формируют гражданскую идентичность у современных россиян, а также на тему ситуации в среде молодежи и влияния миграции на формирование идентичности. Результаты социсследования станут основой для единого пособия для вузов.

Пристального внимания требует и то, как изучают историю отечества на непрофильных (неисторических) факультетах, считает исполнительный директор фонда “История Отечества” Константин Могилевский. “На практике получается так, что большая часть часов на историю отводится на так называемую самостоятельную подготовку студентов. Мы понимаем с вами прекрасно, что от этого качество знаний не улучшается. Между тем для физкультуры часы в учебном плане находятся”, – беспокоится он и предлагает подумать над стандартом по истории для непрофильных вузов, подобным тому, который удалось выработать для школы: с перечнем минимума событий, персонажей и дат, который каждый человек с высшим образованием все-таки обязан знать.

На первом заседании в структуру Экспертного совета решено было добавить четвертую команду, которая будет заниматься мировой историей, интерес к которой, по словам научного руководителя Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, в последнее время резко возрос.

Российская газета – Федеральный выпуск: №57(8705)

Поделиться

ИсторияМинобрнауки

Главное сегодня

  • Медведев не считает правильным церемониться с США: “Американцы вконец оборзели”

  • CNN: США отправляли на место крушения MQ-9 Reaper в Черном море еще один БПЛА

  • Французский политик Филиппо обвинил США в подрыве газопроводов “Северный поток”

  • Профессор Хаттори: Гениальность россиян позволила снизить влияние западных санкций

  • Bloomberg: Вашингтон использует супертанкеры для экспорта американской нефти в Европу

  • Экс-советник Кучмы Соскин: Украина находится на грани взрыва из-за политики Зеленского

Преподавание американской истории

Преподавание американской истории — это бесплатный ресурс, который объединяет первичные документы, курсы повышения квалификации и сообщество учителей американской истории.

Стать участником

Перейти в наш книжный магазин

Этот том об Аврааме Линкольне уникален в коллекции основных документов Преподавания американской истории, поскольку он посвящен одному человеку. Кто-то может заявить, что другие заслуживают такого отличия, но мы не думаем, что кто-то станет отрицать, что это делает Линкольн. Государственная мудрость Линкольна — его стремление выбрать наилучший курс действий в всегда неопределен- Эти 26 документов содержат размышления о Декларации независимости и ее связи с конституцией; значение равенства; верховенство закона; роль религии в американской политике; и роль Верховного суда и других ветвей власти по отношению к Суду; и верховенство закона, которые остаются фундаментальными для понимания американского эксперимента в области самоуправления.

Представляем Авраам Линкольн

Получите кредит на 15 часов профессионального развития! См. Весеннее расписание

Присоединяйтесь к нам на семинарах выходного дня в Остине, Литл-Роке, Бостоне или Сент-Луисе, где вы сможете провести семинары по различным актуальным и своевременным темам.

Объявление многодневного расписания TAH на весну 2023 г.

Получите степень магистра в TAH

Программы преподавания американской истории отличаются от других обучающих семинаров, которые вы можете посетить. На наших семинарах участники читают первоисточники по американской истории и проводят время в вдумчивом обсуждении. Они уходят с более глубоким пониманием более широких тем истории и лучше понимают, как привнести обучение на основе дискуссий в свои собственные классы.

Программы магистратуры Многодневные семинары Однодневные семинары

Однодневный

17 марта 2023 г.

Усадьба, Пенсильвания

Бесплатно

Многодневный

17 марта 2023 г.

Литл-Рок, AR

Бесплатно

Однодневный

22 марта 2023 г.

Онлайн

Бесплатно

Однодневный

24 марта 2023 г.

Даллас, Техас

Бесплатно

Просмотреть все предстоящие однодневные семинары

Наши партнеры-учителя укрепляют свои позиции на уроках американской истории, государственного управления и обществоведения посредством обсуждения первичных документов. Узнайте больше об их опыте.

Наши партнеры-учителя

Прочная основа из первичных документов

Коллекции основных документов, отредактированные с комментариями ведущих ученых, содержат ключевые первичные источники, которые отслеживают одну тему на протяжении всей американской истории. Доступные учителям в мягкой обложке или в формате PDF, они являются основой любой учебной программы, основанной на документах.

Посетите книжный магазин

В подкасте

Слушай сейчас

В подкасте

Слушай сейчас

В подкасте

В подкасте

В подкасте

В подкасте

О компании | Преподавание американской истории

Мы поддерживаем учителей американской истории, государственного управления и обществоведения, считая, что они выполняют самую важную работу в Америке. Мы помогаем им перенести документы и дебаты прошлого Америки в настоящее с помощью бесплатных семинаров на основе документов, сборников документов как в Интернете, так и в печатном виде, а также с помощью других ресурсов. Мы стремимся сделать каждый курс американской истории, правительства и гражданского общества в Америке лучшим.

Заявление о принципах

Первичные документы представляют историю Америки словами тех, кто ее написал. Когда студенты читают эти документы, они имеют прямой доступ к уму тех, как великих, так и скромных, которые сформировали историю нашей страны. Они могут видеть проблемы, с которыми сталкивались предыдущие поколения, анализировать свои намерения и участвовать в великих дебатах, которые определяли их выбор. Как выразился преподаватель наших программ, «чтение первичных документов позволяет учащимся задавать вопросы о себе, задавать вопросы друг другу и, в конечном счете, задавать вопросы по истории».

Книжный магазин

Целью наших семинаров является серьезный разговор о непреходящих проблемах американской истории и правительства, потому что разговор — лучший способ углубить знания. Не менее важно то, что серьезный разговор требует от его участников — забота об истине, выслушивание других, ожидание своей очереди говорить, скромное, но напористое изложение своих взглядов, уважение к взглядам других и т.

добродетели, требуемые от граждан в нашей республике. Таким образом, каждый из наших семинаров является в некотором смысле маленькой республикой, примером самоуправления и подтверждением принципов свободы и равенства, на которых зиждется наш образ жизни.

Семинары

Наши партнеры-учителя приезжают со всей страны и участвуют в различных бесплатных однодневных и многодневных онлайн-семинарах или очных семинарах; программы профессиональной сертификации; и вебинары. Некоторые поступают на нашу магистерскую программу по американской истории и государственному управлению. Все получают пользу от наших дискуссионных семинаров и сообщества обучения и практики, которое они поощряют.

В лучшем случае курс американской истории, управления или обществоведения укрепляет американскую республику, прививая манеры, понимание и наклонности, которые требуются самоуправляемым гражданам.

Наши учителя

На семинарах TAH вы будете учиться вместе с учеными, стремящимися обсудить ключевые документы американской истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *