Преподаватель обж должностная инструкция профстандарты: Должностная инструкция преподавателя-организатора ОБЖ (профстандарт)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КАДРОВГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Экспериментальная площадка ФГАУ “ФИРО”


“Профессиональные стандарты как инструмент развития кадровго потенциала региональной системы среднего профессионального образования”

Цель:выявление и создание комплекса нормативно-правовых, организационно-методических, кадровых и информационных условий для обеспечения перехода профессиоанльных организаций на профессиоанльные стандарты.

Основые задачи исследования:

1. Разработать и провести апробацию модельных локальных нормативных актов по внедрению и применению профессиональных стандартов в ПОО.

2. Разработать и апробировать в экспериментальном режиме новую методику (регламент) проведения аттестации педагогических работников профессиональных образовательных организаций на региональном уровне в условиях внедрения Профессиоанльных стандартов.

3. Совершенствовать региональную модель ДПО, обеспечивающую проведение квалификации работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.

4. Разработать и апробировать модель применения профессиональных стандартов при установлении системы оплаты труда педагогических работников.

5. Обобщить и систематизировать результаты работы

 

Свидетельство о присвоении статуса экспериментальной площадки

Соглашение о создании экспериментальной площадки

Приказ о создании рабочей группы

План работы экспериментальной площадки на 2017-2020 гг.

Отчет о работе экспериментальной площадки (ноябрь 2017)

Отчет о работе экспериментальной площадки  (июнь 2018)

 

 Пилотная региональная площадка

“Апробация и внедрение профессиональных стандартов в профессиональных образовательных организациях Иркутской области”

Распоряжение министерства образования Иркутской области об утверждении пилотных площадок

 

Нормативная база:

ФЗ № 238-ФЗ от 03. 07.2016 “О незавсимой оценки квалификации”

Приказ № 536 от 27.05.2015 “Об органищации в Министерстве образования и науки РФ работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы”

Приказ № 148н от 12.04.2013 “Утверждение уровней квалификаций”

ПИСЬМО от 2 ноября 2015 г. N АК-3192/06 О ПИЛОТНОМ ВВЕДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Постановление Правительства РФ № 406 от 13.05.2016 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23”

Приказ Минтруда России №832 от 02 ноября 2015 г. «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»

Словарно-справочное пособие “Разработка и применение проессиональных стандартов”

ФЗ от 02.05.2015 № 122-ФЗ “О внесении изменений в ТК РФ”

Методические рекомендации по актуализации моделей подготовки педагогов

Письмо Минобра от 27. 04.2016 “Рекомендации по внедрению профстандартов”

Письмо Минтруда от 04.04.2016 “О применении профстандартов”

Постановление правительства № 970 “Внесене изменений в Правила разработки, утверждения и применений профстандартов”

Распоряжение Правительства РФ от 5 мая 2014 № 755-р ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сборник нормативных документов “ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ”

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН 03.12.2012 № 236-ФЗ “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ” 

Приложение к приказу Минтруда от «29» сентября 2014 г. № 667н О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 “О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов”

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2007 Г. N 309-ФЗ “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОНЯТИЯ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА”

Реестр профессиональных стандартов

Постановление от 27 июня 2016 г. n 584 Об особенностях применения профессиональных стандартов

 

ПРОФСТАНДАРТЫ:

ПРИКАЗ от 24 июля 2015 г. N 514н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)”

Приказ № 608н от 08 сентября 2015 “Об утвердении проефссионального стандарта Педагог профессионального обученя, профессионального образования и ДПО”

Приказ № 691н от 6 октября 2015 “Об утвердении проефссионального стандарта Специалист по управлению персоналом”

Профессиональный стандарт Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 мая 2015 г. N 276н)

ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Профессиональный стандарт “Специалист в области охраны труда”

Приказ Минтруда России от 10. 01.2017 N 10н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания” (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)

Профстандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт Слесарь-электрик

Профессиональный стандарт “Бухгалтер” (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2014 г. N 1061н)

Профессиональный стандарт “Повар”

Профессиональный стандарт Слесарь домовых санитарно-технических систем и оборудования

Профессиональный стандарт Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме

Приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 5 октября 2015 г. n 688н “Ооб утверждении профессионального стандарта “Специалист по технической поддержке информационно-коммуникационных систем”

 

Должностные инструкции:

Должностная инструкция «ВОСПИТАТЕЛЬ»

Должностная инструкция «ПСИХОЛОГ»

Должностная инструкция «ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛЕНИЕМ»

Должностная инструкция «ЛАБОРАНТ»

Должностная инструкция «МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Должностная инструкция «ПЕДАГОГ ОРГАНИЗАТОР»

Должностная инструкция «ПЕДАГОГ БИБЛИОТЕКАРЬ»

Должностная инструкция «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ОРГАНИЗАТОР ОБЖ»

Должностная инструкция «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»

Должностная инструкция «РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Должностная инструкция «СЕКРЕТАРЬ УЧЕБНОЙ ЧАСТИ»

Должностная инструкция «СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ»

 

 

МЫ ОБСУЖДАЕМ

Лист самооценки по ОТФ “Преподавание по программам профессионального обучения, среднего профессиоанльного образования и дополнительным профессиоанльным программам (ДПП), ориентированным на соотвествующий уровень квалификации”

Лист самооценки по ОТФ “Организация и проведение учебно-производстенного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности”

Лист самооценки по ОТФ “Социально-педагогическая поддержка обуающихся в процессе социализации”

Лист самооценки по ОТФ “Воспитатльная работа с группой обучающихся”

 

 

Должностная инструкция дежурного учителя – Центр трансфера технологий МОУ СОШ № 37 г.

Комсомольск-на-Амуре

 

Рассмотрено

На педагогическом совете

Протокол №

от

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора   МОУ СОШ №37

от                          №

 Директор школы  _____ С.А.Тамбовская

 

Должностная инструкция

дежурного учителя

в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №37

г.Комсомольска-на-Амуре

 

                                         1. Общие положения:

 

1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Уставом школы.

2. Дежурный учитель назначается из числа педагогов образовательного учреждения согласно графику, утвержденному директором школы.

3. Дежурный учитель подчиняется дежурному администратору и в случае его отсутствия выполняет обязанности дежурного администратора.

4. В подчинении дежурного учителя находятся учащиеся дежурного класса.

5. В своей работе дежурный учитель руководствуется Уставом школы, локальными актами образовательного учреждения, настоящей должностной инструкцией и распоряжениями дежурного администратора.

6. Дежурный учитель контролирует выполнение учащимися Единых требований к учащимся (ЕТУ), а также исполнение обязанностей дежурными учениками.

 

                                    II. Обязанности дежурного учителя

 

Дежурный учитель обязан:

1. Прибыть на дежурство за 20 минут до начала первого урока, уточнить у дежурного администратора порядок дежурства.

2. Встретить и проинструктировать дежурных учеников

3. Осуществлять контроль за работой гардероба, столовой и выполнением своих обязанностей дежурными учениками.

4. На переменах проверять состояние школьных коридоров, холлов, центрального входа (крыльца), не допускать курение учащихся в помещениях школы и на пришкольной территории.

5. Проверять соблюдение учениками правил пользования учебными кабинетами и мастерскими.

6. Оперативно реагировать на все случаи нерадивого отношения к школьному имуществу. При сообщении о порче имущества учениками немедленно докладывать об этом дежурному администратору.

7. При чрезвычайных ситуациях или несчастных случаях действовать по указанию дежурного администратора.

8. По окончании дежурства:

• проверить состояние вверенной территории;

• сделать необходимые замечания по ее  состоянию  и по возможности организовать устранение недостатков;

9. Замечания по дежурству оставлять в письменном виде в журнале дежурного администратора.

 

                 Ш. Дежурный учитель имеет право:

 

1. В пределах своей компетенции самостоятельно отдавать распоряжения учащимся.

2. В случае необходимости заходить на уроки и другие занятия, беспрепятственно проходить во все помещения школы.

3.Оставаться в школе после окончания занятий не более чем на 20 минут.

 

Порядок организации дежурства учащихся и обязанности дежурных

Дежурный учащийся должен знать:

— свои обязанности;

— правила поведения учащихся;

— расписание звонков;

— фамилии, имена, отчества работников администрации, преподавателей школы, техперсонала;

— график питания учащихся в столовой;

— расположение аварийных выходов из здания школы.

 

Общие обязанности дежурных:

— прибыть за 20 минут до начала занятий на инструктаж к дежурному администратору и дежурному учителю; принять свой пост, проверив состояние закрепленного участка и мебели на нем;

— предотвращать случаи нерадивого отношения к школьному имуществу, нарушения дисциплины; обо всех случаях нарушений, порчи имущества школы немедленно ставить в известность дежурного учителя, дежурного администратора;

— записать фамилии дежурных по классам, закрепленных за кабинетами на этаже, в журнал дежурства, по окончании смены выставить оценки за уборку кабинетов;

— по окончании учебных занятий и уборки кабинетов сдать пост.

— следить за порядком и чистотой на всех этажах учебного корпуса, в спортивном зале, на лестнице, за состоянием выставок и стендов;

— уточнять у приходящих в школу, к кому они идут и указывать приходящим в школу расположение учебных классов, мастерских, актового зала, кабинетов работников администрации и других помещений.

особенностей работы учителя-организатора ОБЖ в школе. Обязанности учителя

Учитель

  1. Описание
  2. Плюсы и минусы профессии
  3. Рабочие обязанности
  4. Требования
  5. Права и обязанности
  6. Образование и карьера

В настоящее время безопасность является обязательным условием и одним из ведущих критериев эффективной работы образовательного учреждения. Этим и объясняется необходимость такого учителя, как учитель ОБЖ. Из материала данной статьи вы узнаете, в чем суть работы специалиста, каковы плюсы и минусы профессии, обязанности педагога.

Описание

Учитель ОБЖ считается педагогическим работником. Имеет высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Образование и педагогика». Назначение специалиста или его увольнение осуществляется приказом директора.

Профессия учителя ОБЖ направлена ​​на формирование у обучающихся:

  • знаний по элементам норм социальной и технической безопасности;
  • потребности в бережном отношении к собственному здоровью;
  • забота об окружающей среде и общественной безопасности;
  • Организация здорового и безопасного образа жизни в обществе.

Профессия учителя ОБЖ предполагает выполнение неочевидных задач. Учитель должен заниматься не столько теорией, сколько практикой … Его уроки должны быть полезны ученикам. Нужно учить детей не только правилам спасения при землетрясениях и наводнениях. Важно поделиться с ними знаниями о том, как безопасно пользоваться Интернетом, научить нюансам правильной реакции в различных ситуациях (например, на вечерних прогулках, при посещении дискотек).

Необходимо донести до детей информацию о том, что гулять в одиночестве вечером сегодня опасно. Учащиеся должны осознавать, что нельзя идти домой и доверять незнакомому человеку. Учитель также объясняет, что нельзя пить алкогольные напитки «за компанию», курить и употреблять наркотики.

Высококвалифицированный специалист умеет заинтересовать детей на практике, проводит мероприятия, меняющие представления учащихся о приоритетах в жизни. Все это направлено на обучение нормам общества и воспитание студентов сильными личностями.

Плюсы и минусы профессии

Профессия учителя ОБЖ имеет ряд преимуществ. Например, специалист может работать в разных учебных заведениях. По желанию он может устроиться на работу не только в государственное, но и в частное учебное заведение. При правильной организации рабочего времени специалист может не только вести уроки в школе, но и заниматься внеурочной деятельностью. Профессия предполагает повышение по карьерной лестнице. , что сегодня случается нечасто.

При желании специалист может со временем стать начальником отдела образования, заместителем директора или даже самим директором учебного заведения. Причем работа подходит людям, здоровье которых не позволяет, например, построить военную карьеру.

Уровень заработной платы такого специалиста зависит от ставки (количества рабочих часов), стажа работы и количества преподаваемых им дисциплин. Те учителя, которые по совместительству ведут уроки физкультуры, получают больше. Учителя высшей категории получают до 75 000 рублей, средняя зарплата около 35 000 рублей .

Однако у этой профессии много недостатков. Зачастую уроки ОБЖ воспринимаются как «приложение» к основным дисциплинам. Ввиду этого учителю приходится долго работать, чтобы заслужить авторитет среди учеников. Кроме того, ему часто приходится решать социальные проблемы, что является препятствием для изучения рабочей программы.

В эпоху развития социальных сетей дети разучились общаться и не понимают, каким должен быть их образ жизни. Родители же считают, что все это нужно делать в школе, а потому объяснения ложатся только на плечи учителя. Доступные образовательные программы часто устарели. Ввиду этого учителю приходится составлять новые, способные заинтересовать учащихся.

Еще плохо, что теория считается приоритетом программы. Количество часов практики намного меньше необходимого. Однако дети должны уметь правильно вести себя в нестандартных ситуациях. Это касается всех сторон жизни, охватить которые просто невозможно.

Хорошему учителю иногда приходится объяснять, как защитить себя от хулиганов и даже уберечь детей от плохих компаний.

Должностные обязанности

Обязанностей у преподавателя ОБЖ много, они включают в себя ряд задач, например:

  • выбор правильных и эффективных методов работы с учетом возраста учащихся, их интересы и обучение;
  • проведение основных и факультативных занятий по программе;
  • оценка эффективности изучения пройденного материала, дополнительная работа с плохо понимающими тему;
  • проведение практикума, закрепление теории практикой и самостоятельной работой;
  • проведение занятий по охране труда и охране здоровья детей;
  • допризывная подготовка курсантов, медицинские осмотры для них;
  • организация помощи детям, планирующим поступление в вузы с военным уклоном;
  • планирование работ по ГО, привитие интереса к своему предмету;
  • мастер-класс по правильному и быстрому реагированию в экстремальных ситуациях;
  • обучение детей правилам эвакуации;
  • контроль количества и состояния средств индивидуальной защиты детей и взрослых образовательного учреждения;
  • своевременное заполнение журнала успеваемости, оформление отчетов для военкоматов и о проделанной работе.

Кроме того, преподаватель ОБЖ должен заниматься совершенствованием учебно-материальной базы, он следит за тем, чтобы теория могла быть подкреплена практикой. У преподавателя-организатора очень много обязанностей. Он должен разбираться в различных аспектах и ​​нюансах своей работы. Важно, чтобы он четко понимал принципы преподавания своего предмета. … Перед началом образовательного процесса ему предстоит определить цели и задачи работы, определить приоритетные направления с учетом развития системы образования Российской Федерации. Учитель должен быть не только учителем, но и психологом.

Кроме того, важно, чтобы он понимал суть методов обучения и видел примерный результат работы на каждом этапе работы.

Требования

К преподавателям по безопасности жизнедеятельности предъявляется множество требований. Например, важно, чтобы у наемного специалиста были методы убеждения и аргументации своей позиции. Важны такие критерии, как знания, навыки, личностные качества.

Знания и навыки

Преподаватель ОБЖ понимает положения, регламентирующие образовательную деятельность. Он должен владеть информацией о законодательстве в сфере гражданской обороны. Наемный учитель знает Конвенцию о правах ребенка, правила охраны жизни. Кроме того, он может объяснить, как правильно тренироваться на спортивных снарядах и других приспособлениях.

Преподаватель знает нюансы графика работы образовательного учреждения … Знает правила пожарной безопасности. Во время обучения он должен уметь строить практические занятия для студентов, не забывая о безопасности используемого оборудования и приспособлений. Также учитель должен знать основы социологии, экономики и экологии.

Кроме того, учитель должен уметь вести документацию в электронном виде … В школе ему придется работать с электронным дневником, занося в него оценки учеников. Важно, чтобы преподаватель умел работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами и электронной почтой. Если он делает презентации, то должен уметь с ними работать.

Среди прочих требований от преподавателя ожидается умение оказывать первую помощь в экстренных ситуациях … Также возможно, что в ходе учебного процесса ему придется столкнуться с конфликтными ситуациями. Поэтому он должен уметь решать их максимально быстро и эффективно.

Личные качества

Учитель ОБЖ должен быть опрятным внешне, развитым и социализированным. Многое зависит от его внешности и умения себя вести. Такой человек должен обладать психологической устойчивостью, социальной и моральной ответственностью, способностью обдуманно и адекватно принимать решения в нештатных ситуациях. … Он должен быть решительным, развивающимся и совершенствующимся человеком, с которого дети смогут брать пример и которого будут уважать.

Это значит, что специалист должен не только рассказывать о здоровом образе жизни, но и следовать ему, придерживаясь принципов, которые он прививает своим ученикам. Важно, чтобы учитель был дисциплинированным, в меру строгим и требовательным. … От такого преподавателя ожидается умение найти индивидуальный подход к каждому ученику в случае необходимости.

Однако важно также, чтобы он понимал, где нужна верность, а где непоколебимость.

Права и обязанности

Педагог-организатор безопасности жизнедеятельности имеет право:

  • принимать участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с уставом конкретного учреждения;
  • заниматься самостоятельным выбором методов обучения и воспитания обучающихся;
  • выбрать на свое усмотрение учебный материал по изучаемому предмету;
  • своевременно повышать собственную квалификацию в вузах, а также в учреждениях, где возможна переподготовка;
  • иметь сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск;
  • пользоваться дополнительными льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;
  • получают пенсию по выслуге лет, а также другие социальные гарантии.

Педагог-организатор безопасности жизнедеятельности несет ответственность за:

  • выполнение своих должностных обязанностей;
  • организация собственной работы с учетом правил внутреннего распорядка;
  • своевременное оформление отчетов и необходимой документации;
  • безопасность его уроков и другой деятельности;
  • состояние здоровья обучающихся во время практической деятельности;
  • качество своей работы и своевременное принятие мер по устранению нарушений техники безопасности.

Образование и карьера

Согласно профессиональному стандарту учителя, желающим стать учителем ОБЖ необходимо получить высшее или среднее специальное образование в области гражданской обороны или безопасности жизнедеятельности. Преподавательской деятельностью с таким образованием можно заниматься, даже если в документе не указана квалификация «преподаватель». При наличии другого высшего или среднего специального образования требуется переподготовка. В этом случае достаточно пройти курсы, которые обычно длятся не более полугода.

Карьерный рост данного учителя зависит от различных факторов: от личных и профессиональных качеств учителя, его профессионального роста и эффективности его работы. Профессиональная карьера предполагает переход в разные квалификационные статусы (первая, высшая категория, ректор вуза). В рамках школы или другого учебного заведения он может стать заместителем директора, директором.

В дальнейшем учитель может стать работником городского, областного органа управления образованием, Министерства образования и науки.

Нормативные требования и оценка научных исследований врача-психиатра при рассмотрении вопроса о присвоении квалификационной категории врача

Научная работа практикующего врача-психиатра трудно поддается оценке, поскольку, с одной рекомендательного, а не обязательного характера, с другой стороны, для него очень ярко характерен интерес к анализу результатов собственного труда, творчества и научной деятельности [52,53].

Первым показателем любого анализа являются, конечно же, количественные результаты. И в этом случае они достаточно убедительны для ученого любой квалификации, тем более для практического врача. Общий персональный объем работ составил 197,85 условных авторских страницы (по 40 000 знаков каждая). Качественный анализ работ, прежде всего, определяет соотношение работ, опубликованных в научных изданиях (141): монографии, научно-практические и научно-методические журналы, сборники трудов научно-практических съездов, съездов, конференций, в том числе международных, учебно-методические издания (143). Следующий вопрос, на который нужно ответить, что пишет автор: многочисленные рефераты по 3 абзаца на 12-18, а то и 25 авторов (так называемые «братские могилы») или научные монографии и журнальные статьи. Интегральный показатель личного участия врача-психиатра в каждой публикации объемом 0,70 условных печатных листов характеризует солидный объем личного вклада в научные исследования.

Серьезная работа над двумя учебниками за 10 лет, их актуальность, выразившаяся в 4-х кратном переиздании, была оценена не только пользователями (студентами, курсантами), но и научной общественностью: в 2004 г. оба издания были отмечены грифом Министерства образования Российской Федерации. Публикации практикующего врача представлены в национальных библиотеках. Их можно найти на страницах 13 различных отечественных и зарубежных научно-практических журналов.

Как оценить эти результаты? По материалам электронной библиотеки трое ведущих ученых Российской Федерации (РФ) опубликовали в среднем (№ 1 = 24215 + № 2 = 5575 + № 3 = 5438): 3 = 11742,7 научных статей каждый. Если принять, что средняя продолжительность научной деятельности современного ученого составляет 50 календарных лет (от 22-25 до 72-75 лет), то руководители научных исследований ежегодно публикуют 234,9работ (не только статей, но и монографий и учебников) в течение 290-300 рабочих дней (две работы за 3 дня). Если взять результаты трех ведущих ученых медицинских специальностей, то результаты будут скромнее (№ 2 = 5575 + № 28 = 1484 + № 43 = 1313): 3 = 2790,6 – 55,8 рабочих мест в год, 4,7 рабочих мест в месяц, 1 задание в неделю, но все же вне досягаемости практикующего врача.

Современная наука стала измерять ценность публикаций научными метрическими показателями, в том числе количеством цитирований. Индикатор важный, но не очень объективный и в какой-то мере достаточно «хитрый». В современном мире научных журналов издается огромное количество научных журналов (в том числе и в электронном виде), но их доступность резко ограничена из-за очень малых тиражей, а также оплаты электронных копий, если они предоставляются редакцией, издательства или интернет-библиотеки. В настоящее время трудно представить себя провинциальным врачом, самостоятельно выписывающим одновременно два-три профессиональных журнала (как правило, издаваемых ведущими научно-исследовательскими центрами или институтами психиатрии в Москве и Санкт-Петербурге, плюс еще что-то из Европе или США на общепринятом английском языке). Но такая ситуация была довольно распространена в каждом отделении любой советской больницы 25-30 лет назад (были международные журналы из дружественных стран Восточной Европы на русском языке).

С тех пор писать и публиковаться стало во много раз больше, а результаты исследований стали гораздо меньше читать и применять на практике, в основном из-за финансовой недоступности научных периодических изданий и недостаточной информированности об их результатах. И, тем не менее, есть электронная библиотека (www.e-library.ru) и Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), которые проводят комплексный анализ публикаций автора в режиме онлайн, рассчитывают всевозможные индексы и показатели. Оказалось, что в РИНЦ представлены только 13,90% обсуждаемых научных и учебно-методических публикаций практического врача. Это значительно снижает научный рейтинг, что не всегда оправдывается большинством современных ученых. Причина кроется в ограниченной доступности РИНЦ для практических самостоятельных пользователей, так как это обычный коммерческий проект. За размещение публикаций ученых, опубликованных в журналах, расходы несет Интернет-портал, а за внедрение и исправление личных печатных работ вне периодических изданий – научное учреждение.
На какую-то оплату от практических врачей ненаучных и неучебных государственных медицинских учреждений РИНЦ рассчитывать не приходится. Таким образом, научное цитирование осуществляется объективно только для зарегистрированных ученых, научных и образовательных учреждений, оплачивающих эти услуги.

Для объективности оценки научной работы важно понимать, как работает исследователь: на постоянной основе или время от времени. Для этого важно знать показатели научной метрики научных публикаций исследователя за последние 3-5 лет. Они могут быть низкими, в том числе среди профессиональных научных работников, или, наоборот, пользоваться уважением, как в данном конкретном случае.

Во главу практической значимости любой научной публикации в настоящее время, с точки зрения кураторов научных метрических проектов и порталов, ставится абсолютное количество ее цитирований другими авторами. И в этом важном показателе может быть некоторая доля лукавства. Как часто читатели научных изданий и изданий, находящихся в свободном доступе в библиотеках или Интернете, цитируют прочитанный ими текст? Судите сами: три статьи авторов, опубликованные в 2013 году в одном из международных электронных журналов OA Publishing London, на момент написания статьи (через 6 лет) по данным автоматизированной программы портала имеют соответственно 14303, 14146 и 11676 просмотров. и — ни одного цитирования, например, в Web of Science. Исследователи и пользователи смотрят, возможно, читают и даже копируют находящиеся в свободном доступе pdf-файлы, но не считают нужным цитировать литературные источники (непредсказуемый Интернет!). С другой стороны, 40 125 читателей проявили интерес к произведениям из России. Это тоже очень важный результат. Однако просмотры не являются цитатами, и научное сообщество относится к ним как к «смайликам» — заинтересованным смайлам из Интернета и не более того.

Следует отметить, что исключительно тщательно (скрупулезно) и добросовестно цитируют только авторы диссертаций на соискание ученой степени кандидатов и докторов наук, так как им необходимо набрать 150-200-300 авторов-предшественников для солидности исследования. И в таких работах стараются цитировать всех авторов, опубликовавших работы на эту тему. В России существует специальный сайт Научной электронной библиотеки диссертаций и авторефератов (Pubmed: https://www.dissercat. com/), фонд которой составляет более 740 тысяч научных работ – свыше 440 тысяч диссертаций (386 тысяч кандидатских и 54 тысячи докторских работ) и 300 тысяч авторефератов и отражает всю современную науку страны и ее развитие. Список цитирований каждой диссертации находится в свободном доступе, то есть востребованы научные труды предшественников и современников автора. Целесообразно размещать эти результаты цитирования в РИНЦ, но правообладатель Dissercat.com и возможный правопреемник этого почему-то до сих пор не делают. И только в том случае, если диссертанты самостоятельно размещают свои работы в РИНЦ, можно узнать авторов цитируемых научных работ и объективно оценить их индекс Хирша.

В обычной журнальной (не диссертационной) статье задача комплексного цитирования не стоит. Редакция строго ограничивает количество цитирований статей до 10-15 источников, литературных обзоров – 30-45 в условиях для авторов. И таким образом, многие исследования не упоминаются и остаются за пределами основного научного показателя. Иногда авторы не упоминаются намеренно, так как они работают в одном научном направлении или упоминаются обязательно и неоднократно, так как они могут быть (или стать) наиболее вероятными рецензентами статьи, работодателями, научными руководителями автора, рецензентами диссертационная работа или ее оппоненты.

Для того чтобы статья начала «жить» в современной научной жизни, она должна быть не только написана и опубликована, но и внесена в электронные базы библиотек и мировых авторитетных поисковых платформ Scopus, Web of Science и других. Как это сделать, если ваша организация не является абонентом РИНЦ, и у нее нет уполномоченного лица для этого. Выход только один – само цитирование в соседней статье, если оно попадает в научную систему автоматически. Но это цитирование не будет учитываться как равное цитирование в научном профиле для расчета индекса Хирша и будет отнесено к довольно унизительной и не уважаемой категории – «само цитирование».

Авторы часто самостоятельно находят в Интернете публикации, цитирующие их работы коллег, работающих в параллельных научных областях, но если с этими публикациями не заключен договор, не оплачиваются услуги, то цитирования нет. Обладатели авторских лицензий должны сами вносить всю информацию о публикации и цитировании, в том числе в РИНЦ. Нет оплаты – нет отзыва.

Часто исследователи допускают ошибки не только в именах авторов, но даже в названиях журналов, поэтому упомянутая научная работа никогда не будет включена в список их цитирования. Например, в одном российском научном издании при ссылке на Дальневосточный медицинский журнал он назван Морским медицинским журналом. Сама цитата не находится в РИНЦ, но работа размещена на Mendeley.com, дочерней платформе Scopus. Для исправления неточностей необходимо вступить в правоотношения с цитирующей площадкой, что для практика представляет длительные непредсказуемые трудности, которые обычно исключаются за ненадобностью.

Таким образом, за последние 20 лет с благими намерениями создавались системы отечественного и международного цитирования научных публикаций, что требует комплексного правового и финансового регулирования отношений между учеными, научными центрами и цитирующей организацией.

Понимая хотя бы малую часть приведенных аргументов, люди, способные эффективно заниматься научными исследованиями, не вступают на этот тернистый путь и не сворачивают уже начатую деятельность. Мотивация, как правило, сводится к формулировке: «Время и деньги огромные — практические результаты сомнительны». Зачем продолжать это?

Поэтому в настоящее время практика показывает, что практические работники в большинстве случаев все чаще воздерживаются от обсуждения результатов своей работы и публикации их не только в научной печати, но и от представления их в аттестационные комиссии из-за больших затрат личных время на оформление работы и низкая финансовая мотивация. в случае успешного прохождения аттестации и присвоения медицинской квалификационной категории. Приняв по записи после основного рабочего приема двух-трех больных в месяц на платной основе, они легко компенсируют заработную плату при отсутствии квалификационной категории.

Нормативная база показателей и требований к оформлению отчета также далека от совершенства. Судебная экспертиза (юрист, действительный государственный советник 3 класса Республики Коми Шаповалова П.К.) отмечает отсутствие синхронизации в повседневной работе практического врача, его должностных обязанностей с формулировкой Положения. При заключении трудового договора с работодателем в нем не упоминается, что врач должен заниматься научной работой, и она является неотъемлемой частью его функциональных обязанностей и квалификационных требований. Научная деятельность не упоминается в действующем Приказе Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификация” характеристика должностей работников сферы здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. N 18247). А вот Приказ Минздрава № 240н от 23.04.2013 «О порядке и сроках аттестации медицинских работников и работников фармацевтики на получение квалификационной категории» одинаково трактует квалификационные требования на вторую, первую и высшую категории врача в контексте научной деятельности (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2013 г. ): специалист должен ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее в своей профессиональной деятельности, но ориентироваться не означает заниматься исследовательской работой и публиковать ее результаты.

В большинстве медицинских учреждений на уровне сельских, районных и отдельных городских больниц научная работа вообще не ведется, так как для этого нет материальной базы, нет административно-методического и научного руководства. И только во время выезда на повышение квалификации в центральные вузы заинтересованные врачи могут подключиться к научным исследованиям, а некоторые из них находят научного руководителя, определяют тему, выполняют и успешно защищают диссертации. Если в должностной инструкции врача нет требований заниматься научной работой, и они не входят в его функциональные обязанности, то в большинстве случаев не может быть научных результатов и их публикаций. Поэтому нет оснований требовать от врача обязательного отчета о научном исследовании, тем более вводить в Положение о квалификационной работе самостоятельный раздел. Врачи находят выход из ситуации по-разному. Чаще всего в большинстве квалификационных работ избегают нумерации разделов в соответствии с требованиями, и раздел 6 автоматически исчезает. Научная работа. Но если с первого дня работы врача должностные обязанности обязывали его заниматься научной работой, то через 3, 5, 7 лет (минимальный стаж работы по специальности для присуждения второй, первой и высшей квалификационных категорий, соответственно) она, несомненно, была бы представлена.

Нормативная база показателей и требований к оформлению отчета также далека от совершенства. Судебная экспертиза (юрист, действительный государственный советник 3 класса Республики Коми Шаповалова П.К.) отмечает отсутствие синхронизации в повседневной работе практического врача, его должностных обязанностей с формулировкой Положения. При заключении трудового договора с работодателем в нем не упоминается, что врач должен заниматься научной работой, и она является неотъемлемой частью его функциональных обязанностей и квалификационных требований. Научная деятельность не упоминается в действующем Приказе Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификация” характеристика должностей работников сферы здравоохранения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. N 18247). А вот Приказ Минздрава № 240н от 23.04.2013 «О порядке и сроках аттестации медицинских работников и работников фармацевтики на получение квалификационной категории» одинаково трактует квалификационные требования на вторую, первую и высшую категории врача в контексте научной деятельности (Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 2013 г.): специалист должен ориентироваться в современной научно-технической информации и использовать ее в своей профессиональной деятельности, но ориентироваться не означает заниматься исследовательской работой и публиковать ее результаты. Второй важный аспект этой проблемы заключается в том, что работодатель в лице главного врача не мотивирует сотрудников заниматься научными исследованиями. Что следует за выполнением работы – ее докладом на научной конференции, как правило, с выездом в областной, а чаще – центральный город. Путь от Петропавловска-Камчатского до Петербурга неблизкий и очень дорогой. Необходимо оплатить организационные расходы и проезд, что в условиях хозрасчета медицинских учреждений не всегда возможно, особенно в больших количествах. Публикация в научном журнале становится непомерным бременем для врачей и исследователей. Редакторы устанавливают самые разные тарифы от щадящих 8 тысяч рублей за статью до 5 тысяч рублей за страницу. Электронные почтовые ящики переполнены предложениями публикаций в зарубежных журналах, но стоимость в некоторых из них превышает 2000-2500 условных единиц, и даже обещание последующего цитирования в системе Scopus не вызывает желания столь «дорогого» научного сотрудничества. Поэтому Раздел 11.2. Перечень публикаций, заверенных в научных журналах и сборниках, тезисы докладов является серьезным испытанием для практического врача и требует гарантий финансовой поддержки со стороны работодателя, предъявляющего к нему такие серьезные требования. Хотя сложно представить, чтобы государственное учреждение здравоохранения платило значительные суммы за публикации врачей, особенно массовые. В настоящее время относительно хорошим показателем считается, если более половины врачей медицинского учреждения имеют квалификационные категории. То есть каждый второй специалист медицинского учреждения потенциально не только может, но и должен быть автором научного исследования.

Третья проблема сформулирована в п. 11.3. Список выступлений на международных, всероссийских и республиканских конференциях. Для современного практикующего специалиста подготовка и представление своего отчета по материалам раздела собственных результатов аттестационной работы не представляются трудоемким процессом. Подача заявки и получение положительного отзыва от анонимного рецензента – это уже большая удача для практикующего врача. Что дальше? Какое решение примет работодатель? Отправит ли он работника в оплачиваемую командировку, которая станет примером и стимулом для остального медицинского коллектива. Вопрос в цене. Всероссийская конференция, конгресс обойдутся в 25-30 000 рублей, а международная, где только регистрационный взнос составляет 500-600 условных единиц, не менее 1800-2000 долларов США. И тут администрация, пожалуй, только улыбнется в ответ и предложит поискать другие варианты оплаты, в том числе научные гранты, получить которые бывает крайне сложно (а практикующему из провинции просто невозможно) или воспользоваться личными средств (с формулировкой «за счет очередного трудового отпуска»). Но, обратите внимание, что квалификационное заключение врача не будет полным, если вышеуказанный пункт не будет заполнен.

Крайне редко, но также возможно манипулирование научным разделом со стороны администрации и (или) квалификационной комиссии, когда врач задерживается, откладывается или понижается в квалификации в связи с отсутствием, «недостаточным» или «некачественным» научных публикаций в рассматриваемый квалификационный 3-летний период.

С ростом квалификационных требований объем работ, а также финансовые затраты на ее оформление и техническое сопровождение значительно вырастают.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *