Профессии биология – Профессии, связанные с биологией

Профессии, связанные с биологией

Биология — быстроразвивающаяся востребованная наука, а наше время – век биотехнологий и открытий. Лекарство от рака, вакцина против гепатита В, протезирование, выращивание тропических растений в Сибири, технологии переработки мусора с использованием специально выведенных бактерий — все это благодаря профессиям, связанным с биологией. Наверное, поэтому особо любознательные школьники стремятся связать свою жизнь именно с этой наукой и выбрать себе соответствующую профессию. В материалах этой статьи мы расскажем о наиболее популярных и востребованных профессий, связанных с изучением биологии.

Список профессий, связанных с изучением биологии

Список профессий, связанных с биологией, на самом деле очень велик. Охватить абсолютно все вряд ли удастся, но мы постараемся рассказать о наиболее популярных и востребованных профессиях, которые могут заинтересовать старшеклассников.

Агроном

Агроном – это специалист в области земледелия (растениеводства). Он решает когда, где, как и какие растения выращивать. Агроном должен хорошо разбираться в ботанике: знать все существующие и когда-то существовавшие виды сельскохозяйственных культур, все стадии роста растений их особенности. Разбираться в типах почв, климатических условиях, земледельческих технологиях.

Все эти знания помогают ему подобрать качественные семена, правильно их высеять, внести нужное количество удобрений в почву, бороться с вредителями растений. От грамотности человека этой профессии напрямую зависит количество и качество полученного урожая. Часто он занимается еще и подготовкой и организацией самих сельскохозяйственных работ. И, чтобы во всем этом разбираться, качественно выполнять свою работу и получать достойную заработную плату нужно изучать биологию.

Специальность агронома доступна к изучению в любом сельскохозяйственном или аграрном техникуме, вузе России.

Эта профессия подходит людям:

  • с крепким физическим здоровьем
  • выносливым
  • без аллергических реакций на растения, химикаты, составляющие удобрений, солнце
  • умеющим принимать быстрые нестандартные решения

Учитель/преподаватель биологии

Учитель/преподаватель биологии – это человек, который со школьной скамьи прививает детям любовь к себе и окружающему миру, помогает разобраться в тайнах живых организмов, растит интерес к ботанике, зоологии и анатомии. Он знает, как появляются бабочки, почему медведь сосет лапу, сколько лет баобабу и чем цветы привлекают пчел. Учитель биологии может рассказать много интересного о природе и человеке.

Если такая профессия по душе, то поступать следует в высшие педагогические учебные заведения. В России их очень много, они есть практически в каждом крупном городе всех регионов страны. Поэтому проблем с выбором, где получить образование, возникнуть не должно.

Профессиональные качества учителя/преподавателя биологии:

  • любовь к детям
  • грамотность
  • умение заинтересовать и донести информацию
  • устойчивость к стрессам
  • терпеливость
  • умение быстро принимать решения
  • ответственность
  • культура

Эколог

Эколог – человек, занимающийся изучением взаимодействия объектов окружающей среды между собой и влияния на них деятельности человека. Они разбираются во всех катаклизмах и их причинах, работают над внедрением технологий для охраны природы, ее сохранением для будущих поколений. Ежедневно в СМИ звучат упоминания, о тех или иных мероприятиях по защите природы. Проблемы загрязнения окружающей среды, потепления климата, исчезновения видов животных и растений – это все сфера деятельности эколога. Эта профессия тесно связана не только с биологией, но и химиейы, физикой, экологией. Ученые считают, что в будущем профессия «Эколог» станет неотъемлемой в каждой сфере деятельности.

Экологом можно стать, отучившись по любой из специальностей, связанной с охраной окружающей среды и/или рациональным использованием природных ресурсов.

Люди, неравнодушные к состоянию живой природы, умеющие командно работать в экстремальных условиях, целеустремленные, ответственные и смелые найдут себя в этой профессии.

Врач

Врач – самая древняя, благородная и нужная профессия. Получают ее только люди, готовые посвятить себя здоровью каждого человека. Быть врачом почетно и сложно. Нужно уметь сохранять внутреннее спокойствие в случаях, когда человеку помочь невозможно, быть уверенным в собственном выборе методов и действий, быть храбрым и ответственным, ведь иногда приходится поступать во благо больного, но во вред самому себе (например, обследование и лечение людей в местах эпидемий). Во всех специализациях и направлениях медицинской практики применяются знания биологии — лечение травами, профилактика здоровья человека, операции и протезирование. На протяжении всей своей деятельности врачу предстоит учиться для повышения уровня профессионализма.

При поступлении в учебные заведения медицинского направления обязательна сдача экзамена по биологии. Деятельность медика предполагает, что специалист обладает целым рядом личных качеств:

  • устойчив к стрессу
  • несет ответственность за себя и своих коллег
  • внимателен
  • умеет принимать скорые правильные решения в сложных ситуациях
  • настойчив и усерден в работе

Ветеринар

Ветеринар – это врач, который лечит домашних и сельскохозяйственных животных. Ветеринарные клиники есть в каждом городе. Профессия очень тесно взаимодействует с такими науками, как химия, биология, фармацевтика. Ни одна сельскохозяйственная ферма, занимающаяся животноводством, ни обходится без врача для животных.

Это интересный, увлекательный, очень ответственный, в большей мере умственный труд. Ведь ветеринар должен уметь правильно поставить диагноз, назначить лечение, помочь животному в опасной для жизни ситуации. А внимания будут требовать самые разнообразные представители животного мира: от маленьких хомячков, преданных собак, ласковых кошек до птиц, дельфинов и огромных слонов. Профессия требует храбрости и выдержки, ведь врач работает и с животными дикого мира, совершенно неприрученными и даже опасными. В ходе работы возможны взаимодействия с экологами, инженерами лесного хозяйства, медиками.

Между тем высококвалифицированных ветеринаров не так уж и много. Получить специальность «Ветеринарный врач» можно в аграрных и сельскохозяйственных учебных заведениях.

Если человек ответственный, терпеливый, умный, с детства любит животных, ухаживает за ними и заботится, то направление в выборе профессии для него очевидно.

Инженер лесного хозяйства

Инженер лесного хозяйства — человек, заботящийся о лесе — специалист, который занимается восстановлением лесных запасов, принимает решения о вырубке определенных участков, следит за пожарной и санитарной безопасностью на отведенной лесной территории.

Разбивка городских парков, скверов и другого ландшафтного строительства требует планирования, оценки и реализации со стороны таких профессионалов. Инженер лесного хозяйства принимает непосредственное участие в проведении инвентаризации, ведет кадастрового учет ландшафтов, обеспечивает бесперебойное, рациональное, восполнимое использование лесных ресурсов для народного хозяйства. То есть провести качественную проверку леса с целью выявить сухостой и больные деревья, а так же деревья, подходящие для вырубки в промышленных масштабах, провести мероприятия по пополнению лесного богатства, борьба с незаконным уничтожением леса и подготовка соответствующей рабочей документации – это задачи людей, занимающих должности инженеров лесного хозяйства.

Очень часто взаимодействуют с экологами, многие употребляют названия этих профессий как одной, не различая их функциональных различий.

Успешным специалистом в этой области возможно стать, воспитывая в себе такие качества:

  • любовь к природе и неравнодушие к окружающему миру
  • внимательность
  • высокий уровень развития памяти
  • выносливость
  • конкретность

Получить высшее образование можно в вузах по специальностям «Лесное дело», «Лесоинженерное дело», «Лесное и лесопарковое хозяйство» и др.

Ландшафтный дизайнер

Ландшафтный дизайнер — человек, занимающийся проектированием парков, скверов, садов и околодомовых территорий. В деятельности объединены знания из растениеводства, дизайна, экологии, архитектуры. Профессия творческая, очень интересная и увлекательная. Ландшафтный дизайнер чаще всего работает с заказчиками, выполняя индивидуальные заказы по облагораживанию территорий. Нужно уметь презентовать дизайн-проект, разбираться в многообразии растительного мира, знать основы установки фонтанов и водоемов. Для этого быть креативным, внимательным, ответственным, исполнительным, любознательным человеком.

Очень востребованная и популярная профессия, особенно в больших городах, где жизнь подчинена модным тенденциям. Самыми престижными учебными заведениями, где обучают этой специальности, являются Московский государственный университет леса, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна и др.

Технолог пищевой промышленности

Технолог пищевой промышленности – специалист, который отвечает за производство качественных безопасных продуктов питания. Он полностью контролирует все работы производственного цикла. Деятельность технолога распространяется на процессы от закупки сырьевых материалов до упаковки уже готового изделия. Его главное назначение — избежать нарушений в технологии производственного процесса, исключить появление непригодной в пищу продукции. Профессия очень важная и ответственная, ведь от этих специалистов напрямую зависит качество еды на столе каждого человека.

Стрессоустойчивость, аккуратность, внимание, высокий уровень интуиции, терпение и ответственность, умение запоминать и воспроизводить большое количество информации – признаки характера людей этой профессии.

Диплом технолога пищевой промышленности можно защитить, успешно окончив вуз по специальности:

  • «технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий»
  • «технология мясной и молочной промышленности»
  • «технология бродильных производств и виноделия»
  • «технология продуктов питания»
  • «технология консервного производства»

Биофизик

Биофизик проводит исследовательскую работу и изучение физических процессов, происходящих внутри организмов. Из названия понятно, что профессия требует глубоких знаний биологии и физики. Но эта деятельность затрагивает все естественные науки, предполагает умение работать в лаборатории и с высокотехнологичной техникой. В работе не бывает предположений, основанных на интуиции. Все заключения делаются на основе экспериментов.

Работа биофизика очень сложная и требует серьезного образовательного уровня. Результаты деятельности, полученные в ходе экспериментов, анализа, исследований, находят свое применение в отраслях сельского хозяйства, экологии, в сфере медицины и биотехнологий.

В характере биофизика должны обязательно присутствовать такие личностные характеристики, как:

  • ответственность
  • усидчивость
  • умение сконцентрироваться на задаче
  • усердие и нестандартное мышление

Для получения этой профессии следует поступать в НИИ, политехнические университеты, исследовательские академии.

Биоинженер

Биоинженер – квалифицированный работник, занимающийся изучением материй и организмов с целью создания новых продуктов и для поиска решений вопросов медицины и генетики. Благодаря их деятельности появилось искусственное сердце, всевозможные протезы, сложные медицинские аппараты. Одним из направлений этой области является генетическая инженерия. Результатом работы биоинженеров стало появление инсулина, интерферона, гормона человеческого роста, появились искусственные человеческие органы, ГМО.

Не каждый человек выдержит такой труд. Для работы в этой области нужно иметь:

  • аналитический склад ума
  • терпение
  • ответственность
  • скрупулезность и целеустремленность

Получить знания для работы можно в учебных заведениях по специальности «биоинженерия и биоинформатика».

Вместо заключения

Как видно, профессий, связанных с биологией, множество и они часто взаимодействуют или используют научные и труды друг друга. Перед выбором специальности следует максимально изучить ее характеристики, направления, требования, сферы применения, ее актуальность и востребованность, уровень заработной платы, чтобы при поступлении на выбранный факультет не сомневаться, а приложить максимум усилий в сдаче вступительных экзаменов.

 

childage.ru

Профессии,связанные с биологией – site_1554

Вторая половина прошлого века принесла человечеству несколько блестящих прорывов в этой сфере человеческих познаний, а на рубеже столетий эти прорывы стали приносить плоды в прикладных исследованиях. Биология может серьезно изменить нашу жизнь, причем в самом ближайшем будущем, точно также как физика изменила жизнь человека в прошлом веке.

Открытия последних десятилетий в биологии могут подарить нам новый мир. Генетика, биотехнология, генная инженерия, нанотехнологии, исследования человеческого мозга и стволовых клеток – все эти направления биологической науки стремительно развиваются. Новые сорта растений и породы животных решат проблему голода, мы победим болезни, научимся выращивать новые органы и продлим человеческую жизнь еще на несколько десятилетий.

Если прошлый век был веком металла, временем, когда человек менял окружающий мир (далеко не всегда удачно), то нынешний может стать веком живой материи. Возможно, человечество научится приспосабливаться к окружающему миру и жить в гармонии с ним.

Если вы хотите заниматься биологией, то вы точно сможете найти интересную работу и получать за нее приличное вознаграждение. Биология – очень обширна и разнообразна, эта наука – это огромный комплекс различных дисциплин, среди которых вы точно сможете найти занятие себе по душе.

На свете существуют множество профессий, в которых без знаний биологии просто никак.


  • Учёный

Биология очень разнообразна и состоит из многих специальностей, иногда очень непохожих друг на друга. Ну, например, работа биофизика и зоолога отличаются очень сильно. Если первый большую часть рабочего времени проводит в лаборатории, колдуя в белом халате над пробирками и чашками Петри, то для второго местом работы часто служит лес или степь, где он изучает жизнь представителей животного мира. Также сильно отличается деятельность эколога и биохимика. Но для любой биологической специальности знать основы науки необходимо. К тому же, многие специалисты работают на стыке нескольких направлений. Так что биохимику необходимо знать и физиологию животных и растений, а экологу – ботанику. Работать без таких знаний они не смогут.

www.sites.google.com

Биология в профессиях. – PDF

Транскрипт

1 Биология в профессиях. Наша планета Земля не только прекрасна, она удивительна и неповторима. А уникальна она тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями, животными, микроорганизмами. Жизнь есть везде: в лесах и горах, морях и пустынях. Наука, изучающая жизнь во всех ее проявлениях и свойства живого, называется биологией. В последние годы человечество является свидетелем бурного развития биологии. Эта наука становится все более интересной людям самых разнообразных профессий. А знаете ли вы, в каких областях деятельности человека необходимы знания этой науки? Люди каких профессий используют биологические знания? Будет ли ваша будущая профессия связана с биологией? Чем обусловлен Ваш выбор будущей профессии? Биология это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования, биотехнологии переживают расцвет, твёрдая поступь биологии ощущается на всей планете. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены и обычные люди (независимо от профессии) связывают с биологией свои надежды: преодоление экологического кризиса, перспективы генной инженерии и многое другое. Следовательно, профессия – признак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Выбрать себе профессию это значит не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Сколько же всего существует профессий? В документе, который называется «Единый тарифноквалификационный справочник», насчитывается более 6 тыс. профессий и специальностей, имеющихся на сегодняшний день в России. В таком огромном количестве довольно трудно ориентироваться, тем более что постоянно появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые дробятся и делятся. Чтобы лучше ориентироваться в мире профессий, познакомимся с их основными группами и требованиями, которые они предъявляют к качествам личности работника. В основе классификации лежит определение предмета труда, т. е. того, на что направлено трудовое действие человека, с чем ему приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа. 1 СТРАНИЦА. Выделяют пять типов профессий.

2 1. К типу «Человек человек» относят профессии, связанные с медицинским и социальным обслуживанием (врач, медсестра, фельдшер, социальный работник), обучением и воспитанием (воспитатель, учитель, преподаватель, тренер, психолог), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант, менеджер по продажам, маркетолог, агент), правовой защитой (юрист, следователь, адвокат). 2. Тип «Человек техника» включает профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея), ремонтом техники (слесарьремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования). 3. Тип «Человек знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, переводчик, библиотекарь, наборщик, печатник), цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир, товаровед), чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). 4. К типу «Человек художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор, архитектор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства по эскизу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, музыкант, цветоводдекоратор). 5. К типу «Человек природа» относят профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, эколог, геолог), уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, садовник, техник-озеленитель, фермер, зоотехник), профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринарный фельдшер, ветеринар, фитопатолог). Остановимся на типе профессии «Человек человек». Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, речевые способности. Тип профессии «Человек – природа». Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта в работе. 2 СТРАНИЦА. Познакомимся с более востребованными профессиями современности. В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.

3 Эколог. Повседневная работа защитника окружающей среды изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. Приведем пример. В санатории «Сергиевские минеральные воды» от работы эколога зависит качество лечения пациентов, ведь он изучает состояние подземных, родниковых вод, питающих Серное озеро, состояние почвы и грязи, которые используются в лечебных процедурах. Рост вредных выбросов в атмосферу ставит проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. Самарские и тольяттинские экологи изучают состояние волжской воды и городского воздуха, с тем чтобы давать рекомендации по снижению вредного воздействия окружающей среды на здоровье человека. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов. В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов. Инженер-эколог. Главной задачей инженеров-экологов является обеспечение соблюдения природоохранного законодательства на предприятии. Представители этой профессии участвуют в проведении экологической экспертизы проектов, технологий и оборудования предприятия, разрабатывают и согласовывают проектную и разрешительную документацию. Инженеры-экологи ответственны за составление планов по охране окружающей среды, разработку мер по предотвращению загрязнения биосферы, а также осуществляют контроль за их выполнением. Лаборант-эколог, аппаратчик химического производства со знанием основ промышленной экологии, техник-технолог по охране окружающей среды -профессии новые и перспективные. Данные специалисты проводят лабораторный анализ экологических свойств воды, воздуха, почвы; следят за технологическими процессами очистки сточных вод, промышленных отходов, детоксикацией ядовитых веществ и др. В системе среднего и высшего профессионального образования готовят экологов, агрономов-агроэкологов, инженеров-технологов по лазерным технологиям и экологическому приборостроению, инженеров по защите окружающей среды в строительстве, промышленности, энергетике, водном хозяйстве, специалистов по радиационной безопасности окружающей среды и человека, юристов-экологов и т. д. Названные профессии требуют прочных знаний по биологии и экологии, а также по математике, химии, физике и социальным наукам. Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные

4 продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое. Где его получить? Специальности «Биотехнология», а также «Химическая технология и биотехнология» открыты в Самарском государственном техническом университете. Психоаналитик. Как правило, это «доверенные лица» политиков, звезд шоу-бизнеса, бизнесменов. Довольно редкая в настоящее время специальность, все более востребованная по ходу развития современного общества. Страх потерять плоды своих достижений, не суметь достичь новых высот вызывает неврозы, депрессии и различные тревожные состояния. Специалисты-психоаналитики помогают вернуть человеку душевное равновесие, покой и уверенность. Как правило, психоаналитики это люди, способные хорошо чувствовать людей, склонные к анализу, умеющие слушать. Медицинский представитель. Эта профессия появилась на российском рынке относительно недавно. Ещё лет назад существовало довольно размытое представление, как о медицинском представителе, так и о его деятельности. Одной из причин ее появления стал запрет на законодательном уровне прямой рекламы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача. «Медицинский представитель» информирует врачей о преимуществах продвигаемого препарата по сравнению с препаратами компаний-конкурентов, приводит результаты сравнений их характеристик, рекомендации и отзывы авторитетных экспертов. Также распространяет среди врачей различные информационные материалы, схемы лечения заболеваний с применением продвигаемых препаратов. Что немаловажно, МП собирают факты применения продвигаемых лекарственных средств и передают их для аналитики в медицинский отдел компании. Медицинский представитель, помимо контактов с конкретными специалистами, проводит большую информационную работу среди работников аптек, широкого круга врачей на специальных фарм. кружках, лекциях. Участвует в различных конференциях, выставках, встречах с авторитетными экспертами и т. п.», – рассказывает Анна Щеголева. Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессиюфитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии. Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лесных и садовоархитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства. Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузах готовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строитель-

5 ства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков. Ландшафтный дизайнер. Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус. 3 СТРАНИЦА – Советы, рекомендации Как видите, профессий, связанных с биологией, достаточно много. Это еще не полный перечень. Как же не ошибиться с выбором? Советуем сориентироваться в трех направлениях. Во-первых, определить свои профессиональные интересы и склонности (с помощью теста и путем изучения содержания различных профессий). Также необходимо проанализировать собственные мотивы выбора. Мотивы могут быть следующие: интересная работа, наличие способностей, легко устроиться на работу по специальности, хорошие условия труда, достойная оплата. Второстепенные мотивы: желание учиться с друзьями, легкость получения профессии, желание быть похожим на кого-то, мода на профессию. Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества. К ним относятся: здоровье, профессиональные способности, индивидуально-психологические особенности, т.е. надо ответить на вопрос: «Смогу ли я получить выбранную профессию, а затем успешно работать по ней?». В-третьих, узнать, по каким профессиям можно найти работу. Таким образом, выбор будет удачен, если вы найдете профессию, которая: интересна и привлекательна для вас; соответствует вашим способностям; пользуется спросом на рынке труда. Во избежание ошибок при выборе профессии прочтите внимательно памятку. 1. При выборе профессии соотноси личные интересы, склонности и способности с качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

6 2. Не отождествляй школьный предмет биологию и «биологическую» профессию. Биология основа для многих профессий, но каждая имеет свои особенности. 3. Современные биологические знания востребованы не только в профессиях биологического, сельскохозяйственного, медицинского профиля, но и в области педагогики, техники, инженерии, кибернетики, юриспруденции и т.д. 4. Не выбирай профессию «за компанию». Наличие профессиональных способностей у твоего товарища не гарантирует их наличия и у тебя.


docplayer.ru

Профориентационный проект “Биология в мире современных профессий”

Профориентационный проект

«Биология в мире современных профессий»

Цель: расширить информированность учащихся о мире профессий с биологической направленностью

Задачи:

1.Сформировать представления о значении биологических знаний в жизни человека

2.Привлечь учащихся к работе с дополнительными источниками информации

3.Познакомить учащихся с перечнем профессий, относящихся к перечисленным в классификации типам «Человек-человек», «Человек-природа», с новыми профессиями на рынке труда

1.Введение

от Био… и …Логия – совокупность наук о живой природе.

Предмет изучения биологии — все проявления жизни: строение и функции живых существ и их природных сообществ, их распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и с неживой природой.

Б. тесно связана со многими науками и с практической деятельностью человека. Для описания и исследования биологических процессов Б. привлекает химию, физику, математику, многие технические науки и науки о Земле — геологию, географию, геохимию. Так возникают биологические дисциплины, смежные с другими науками, — биохимия, биофизика и пр., и науки, в которые Б. входит как составная часть, например почвоведение, включающее изучение процессов, протекающих в почве под влиянием почвенных организмов, океанология и лимнология, включающие изучение жизни в океанах, морях и пресных водах.

Вскрываемые Б. закономерности — важная составная часть современного естествознания. Они служат основой медицины, с.-х. наук, лесного хозяйства, звероводства, охотничьего и рыбного хозяйства. Использование человеком богатств органического мира строится на принципах, вскрываемых Б. Данные Б., относящиеся к ископаемым организмам, имеют значение для геологии. Многие биологические принципы применяют в технике. Использование атомной энергии, а также космические исследования потребовали создания и усиленного развития радиобиологии и космической Б.

2. Система биологических наук

Система биологических наук чрезвычайно многопланова, что обусловлено как многообразием проявлений жизни, так и разнообразием форм, методов и целей исследования живых объектов, изучением живого на разных уровнях его организации. Всё это определяет условность любой системы биологических наук. Одними из первых в Б. сложились науки о животных — Зоология и растениях — Ботаника, а также анатомия и физиология человека — основа медицины. Другие крупные разделы Б., выделяемые по объектам исследования, — Микробиология — наука о микроорганизмах, Гидробиология — наука об организмах, населяющих водную среду, и т.д. Внутри Б. сформировались более узкие дисциплины; в пределах зоологии — изучающие млекопитающих — Териология, птиц — Орнитология, пресмыкающихся и земноводных — Герпетология, рыб и рыбообразных — Ихтиология, насекомых — Энтомология, клещей — Акарология, моллюсков — Малакология, простейших — Протозоология; внутри ботаники — изучающие водоросли — альгология, грибы — Микология, лишайники — лихенология, мхи — бриология, деревья и кустарники — Дендрология и т.д. Подразделение дисциплин иногда идёт ещё глубже. Многообразие организмов и распределение их по группам изучают Систематика животных и Систематика растений. Б. можно подразделить на неонтологию, изучающую современный органический мир, и палеонтологию — науку о вымерших животных (Палеозоология) и растениях (Палеоботаника).

Другой аспект классификации биологических дисциплин — по исследуемым свойствам и проявлениям живого. Форму и строение организмов изучают морфологические дисциплины; образ жизни животных и растений и их взаимоотношения с условиями внешней среды — Экология; изучение разных функций живых существ — область исследований физиологии животных и физиологии растений; предмет исследований генетики — закономерности наследственности и изменчивости; этологии — закономерности поведения животных; закономерности индивидуального развития изучает эмбриология или в более широком современном понимании — Биология развития; закономерности исторического развития — Эволюционное учение. Каждая из названных дисциплин делится на ряд более частных (например, морфология — на функциональную, сравнительную и др.). Одновременно происходит взаимопроникновение и слияние разных отраслей Б. с образованием сложных сочетаний, например гисто-, цито- или эмбриофизиология, цитогенетика, эволюционная и экологическая генетика и др. Анатомия изучает строение органов и их систем макроскопически; микроструктуру тканей изучает Гистология, клеток — Цитология, а строение клеточного ядра — Кариология. В то же время и гистология, и цитология, и кариология исследуют не только строение соответствующих структур, но и их функции и биохимические свойства.

Можно выделить в Б. дисциплины, связанные с использованием определённых. методов исследования, например биохимию, изучающую основные жизненные процессы химическими методами и подразделяемую на ряд разделов (биохимия животных, растений и т.п.), биофизику, вскрывающую значение физических закономерностей в процессах жизнедеятельности и также подразделяемую на ряд отраслей. Биохимическое и биофизическое направления исследований зачастую тесно переплетаются как между собой (например, в радиационной биохимии), так и с другими биологическими дисциплинами (например, в радиобиологии). Важное значение имеет Биометрия, в основе которой лежат математическая обработка биологических данных с целью вскрытия зависимостей, ускользающих при описании единичных явлений и процессов, планирование эксперимента и др.; теоретическая и математическая Б. позволяют, применяя логические построения и математические методы, устанавливать более общие биологические закономерности.

В связи с изучением живого на разных уровнях его организации выделяют молекулярную биологию, исследующую жизненные проявления на субклеточном, молекулярном уровне; цитологию и гистологию, изучающие клетки и ткани живых организмов; популяционно-видовую Б. (систематику, биогеографию, популяционные направления в генетике и экологии), связанную с изучением популяций как составных частей любого вида организмов; биогеоценологию, изучающую высшие структурные уровни организации жизни на Земле, вплоть до биосферы в целом. Важное место в Б. занимают как теоретические, так и практические направления исследований, резкую границу между которыми трудно провести, т.к. любое теоретическое направление неизбежно связано (прямо или косвенно, в данный момент или в будущем) с выходами в практику. Теоретические исследования делают возможными открытия, революционизирующие многие отрасли практической деятельности, они обеспечивают успешное развитие прикладных дисциплин, например промышленной микробиологии и технической биохимии, защиты растений, растениеводства и животноводства, охраны природы, дисциплин медико-биологического комплекса (Паразитология, Иммунология и т.д.). В свою очередь, отрасли прикладной Б. обогащают теорию новыми фактами и ставят перед ней задачи, определяемые потребностями общества. Из практически важных дисциплин быстро развиваются Бионика (изучение технических приложений биологических закономерностей), Космическая биология (изучение биологического действия факторов мирового пространства и проблем освоения космоса), Астробиология или Экзобиология (исследование жизни вне Земли). Изучением человека как продукта и объекта биологической эволюции занимается ряд биологических дисциплин — Антропология, генетика и экология человека, медицинская генетика, психология,— тесно связанных с социальными науками.

Особо следует выделить несколько фундаментальных областей Б., исследующих наиболее общие, присущие всем живым существам закономерности и составляющих основу современной общей Б. Это наука об основной структурно-функциональной единице организма — клетке, т. е. цитология;

наука о явлениях воспроизведения и преемственности морфо-физиологической организации живых форм — генетика; наука об онтогенезе — биология развития; наука о законах исторического развития органического мира — эволюционная теория, а также физико-химическая Б. (биохимия и биофизика) и физиология, изучающие функциональные проявления, обмен веществ и энергии в живых организмах. Из приведённого далеко не полного перечня биологических дисциплин видно, как велико и сложно здание современной Б. и как прочно вместе с соседними науками, изучающими закономерности неживой природы, оно связано с практикой.

3.Значение биологии для сельского и промыслового хозяйства, медицины

Человек как гетеротрофный организм неспособен непосредственно усваивать солнечную энергию, поступающую на Землю. Необходимые для питания белки, жиры, углеводы, витамины человек получает в основном от культурных растений и прирученных животных, используя в одних случаях длинные, в других короткие «цепи» от автотрофов (главным образом зелёных растений) до гетеротрофов (животных). Знание законов генетики и селекции, а также физиологических особенностей культурных видов позволяет совершенствовать агротехнику и зоотехнию, выводить более продуктивные сорта растений и породы животных. Уровень знаний в области биогеографии и экологии определяет возможность и эффективность интродукции и акклиматизации полезных видов, борьбы с вредителями посевов, с паразитами с.-х. животных. Биохимические исследования позволяют полнее использовать получаемые органические вещества растительного и животного происхождения. Разработка новых методов селекции, теории Гетерозиса (обеспечивающего повышение продуктивности с.-х. животных и растений), получение организмов с заранее заданными свойствами, совершенствование методов биологической борьбы с вредителями, перевод лесного хозяйства, звероводства, промыслов (охоты, рыболовства) на плановые, научно обоснованные рельсы (что связано с решением ряда проблем, например динамики численности, оптимального размера, места и времени промыслового изъятия части популяции) — эти и многие другие задачи могут быть решены только при активном сотрудничестве биологов разных специальностей с практиками сельского хозяйства, лесного дела, охотоведами, звероводами и др.

Другой важнейший практический аспект Б. — использование её достижений в медицине. Успехи и открытия Б. определили современный уровень медицинской науки. Дальнейший прогресс медицины также основан на развитии Б. Представления о макро- и микроскопическом строении человеческого тела, о функциях его органов и клеток опираются главным образом на биологические исследования. Гистологию и физиологию человека, которые служат фундаментом медицинских дисциплин — патанатомии, патофизиологии и др., изучают как медики, так и биологи.Учение о причинах и распространении инфекционных болезней и принципах борьбы с ними основано на микробиологических и вирусологических исследованиях. Уже выделено, вероятно,

большинство болезнетворных бактерий, изучены пути их переноса и попадания в человеческий организм, разработаны методы борьбы с ними путём асептик, антисептики и химиотерапии. Выделены и исследованы многие патогенные вирусы, изучаются механизмы их размножения, разрабатываются средства борьбы со многими из них.

Представления о механизмах Иммунитета, лежащего в основе сопротивляемости организма инфекциям, также опираются на биологические исследования. Изучена химическая структура антител, исследуются механизмы их синтеза. Особое значение для медицины приобретает исследование тканевой несовместимости — главного препятствия для пересадки органов и тканей. Для подавления иммунной системы организма пользуются рентгеновским облучением и химическими препаратами. Преодоление тканевой несовместимости, не связанное с такими опасными для жизни воздействиями, станет возможным с раскрытием механизмов иммунитета, что осуществимо лишь при широком биологическом подходе к проблеме. Подлинная революция в лечении инфекционных заболеваний, служивших в прошлом основной причиной смертности, связана с открытием антибиотиков. Использование в медицине веществ, выделяемых микроорганизмами для борьбы друг с другом, — крупнейшая заслуга Б. 20 в. Массовое производство дешёвых антибиотиков стало возможным лишь после выведения высокопродуктивных штаммов продуцентов антибиотиков, достигнутого методами современной генетики. С увеличением средней продолжительности жизни людей, обусловленным в значительной мере успехами медицины, возрос удельный вес заболеваний старшего возраста — сердечно-сосудистых, злокачественных новообразований, а также наследственно обусловленных болезней. Это поставило перед современной медициной новые проблемы, в решении которых важная роль принадлежит Б. Так, многие болезни сосудов объясняются ещё не вполне изученными биохимией и физиологией нарушениями жирового и холестеринового обмена. Над проблемой рака единым фронтом работают цитологи, эмбриологи, генетики, биохимики, иммунологи, вирусологи.

Результаты исследований биологов используют не только в области сельского хозяйства и медицины, но и в других прежде далёких от Б. областях человеческой практики. Яркий тому пример — широкое использование микробиологии в промышленности: получение новых высокоэффективных лекарственных соединений, разработка рудных месторождений с помощью микроорганизмов.

Генетика человека, в том числе медицинская генетика, изучающая наследственно обусловленные заболевания, становится сейчас важным объектом медико-биологических исследований. Уже поддаются точному диагнозу болезни, связанные с нарушением числа хромосом. Генетический анализ позволяет обнаруживать у человека вредные мутации. Борьба с ними ведётся путём лечения и медико-генетических консультаций и рекомендаций. Разумные пути избавления человечества от вредных мутаций активно обсуждаются в биологической литературе.

Всё большее внимание привлекает проблема психического здоровья человечества, решение которой невозможно без глубокого естественно-исторического, биологического анализа возникновения у животных высших форм нервной деятельности, ведущих к психике. Выделение среди биологических дисциплин этологии — науки о поведении — существенно приближает решение этой сложнейшей и важнейшей проблемы, имеющей не только теоретическое, но и философское и методологическое значение.

4. Профессии с биологической направленностью

Биология – это «наука о жизни», а значит, она не может быть скучной. Сегодня, когда биологические исследования, биотехнологии переживают расцвет, твёрдая поступь биологии ощущается на всей планете. Профессиональные биологи, политики, бизнесмены и обычные люди (независимо от профессии) связывают с биологией свои надежды: преодоление экологического кризиса, перспективы генной инженерии и многое другое. Следовательно, профессия – признак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Выбрать себе профессию — это значит не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Сколько же всего существует профессий? В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 6 тыс. профессий и специальностей, имеющихся на сегодняшний день в России. В таком огромном количестве довольно трудно ориентироваться, тем более что постоянно появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые дробятся и делятся. Чтобы лучше ориентироваться в мире профессий, познакомимся с их основными группами и требованиями, которые они предъявляют к качествам личности работника. В основе классификации лежит определение предмета труда, т. е. того, на что направлено трудовое действие человека, с чем ему приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа. По этому признаку все профессии разделены на 5 типов.

К типу «Человек — человек» относят профессии, связанные с медицинским и социальным обслуживанием (врач, медсестра, фельдшер, социальный работник), обучением и воспитанием (воспитатель, учитель, преподаватель, тренер, психолог), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант, менеджер по продажам, маркетолог, агент), правовой защитой (юрист, следователь, адвокат). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

К типу «Человек — природа» относят профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, эколог, геолог), уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, садовник, техник-озеленитель, фермер, зоотехник), профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринарный фельдшер, ветеринар, фитопатолог). Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта в работе.

Кроме того, можно выделить группы профессий, связанных непосредственно с биологией:

1. Профессии, требующие знаний в области биологии. Медицинские специальности.

2. Исследовательские биологические профессии: зоологи, ботаники, селекционеры, цитологи, генетики.

3. Применение знаний в области биохимии и биофизики на практике. Профессии в области биохимии, биофизики.

4. Профессии в области лесного и лесопаркового хозяйства: лесники, инженеры лесного хозяйства, флористы, фитодизайнеры.

5. Животноводческие профессии и специальности: ветеринары, зооинженеры, пчеловоды.

6. Аграрные профессии: агрономы, садоводы, цветоводы, овощеводы.

7. Профессии и специальности в области экологии.

8. Профессии и специальности в области педагогики и психологии.

Расскажем о некоторых профессиях более подробно.

В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов.

Эколог. Повседневная работа защитника окружающей среды — изучение состояния земли, воды и воздуха, анализ влияния отходов производства на человека, растения, животных. В санаториях от работы эколога зависит качество лечения пациентов, ведь он изучает состояние подземных, родниковых вод, состояние почвы и грязи, которые используются в лечебных процедурах. Рост вредных выбросов в атмосферу ставит проблемы экологии на одно из первых мест в будущем глобальном мире. Орские экологи изучают состояние городского воздуха, с тем чтобы давать рекомендации по снижению вредного воздействия окружающей среды на здоровье человека. Специальность эколога требует знаний физики, химии, биологии, умений компьютерного моделирования происходящих в природе процессов.

В будущем эта профессия станет одной из важнейших и наиболее востребованных. Уже сейчас без экологической экспертизы нельзя ни построить жилой дом, ни проложить новую дорогу, ни открыть фабрику, завод или небольшое кафе. Ни одно промышленное предприятие не может функционировать без наблюдения экологов.

Инженер-эколог. Главной задачей инженеров-экологов является обеспечение соблюдения природоохранного законодательства на предприятии. Представители этой профессии участвуют в проведении экологической экспертизы проектов, технологий и оборудования предприятия, разрабатывают и согласовывают проектную и разрешительную документацию. Инженеры-экологи ответственны за составление планов по охране окружающей среды, разработку мер по предотвращению загрязнения биосферы, а также осуществляют контроль за их выполнением.

Лаборант-эколог, аппаратчик химического производства со знанием основ промышленной экологии, техник-технолог по охране окружающей среды – профессии новые и перспективные. Данные специалисты проводят лабораторный анализ экологических свойств воды, воздуха, почвы; следят за технологическими процессами очистки сточных вод, промышленных отходов, детоксикацией ядовитых веществ и др. В системе среднего и высшего профессионального образования готовят экологов, агрономов-агроэкологов, инженеров-технологов по лазерным технологиям и экологическому приборостроению, инженеров по защите окружающей среды в строительстве, промышленности, энергетике, водном хозяйстве, специалистов по радиационной безопасности окружающей среды и человека, юристов-экологов. Названные профессии требуют прочных знаний по биологии и экологии, а также по математике, химии, физике и социальным наукам.

Биотехнолог. Представитель этой профессии работает с технологиями, использующими биологические системы и их элементы, генную инженерию. Биотехнолог — это специалист, который с помощью живых организмов или их компонентов (генов, ферментов, белков) создает то, чего раньше даже не существовало в природе — новые организмы, растения и продукты. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно-модифицированные продукты. Биотехнологии используют в молекулярной медицине, в биофармацевтических производствах и в других отраслях. Образование биотехнологу требуется биологическое или химическое. Где его получить? Специальности «Биотехнология», а также «Химическая технология и биотехнология» открыты в Самарском государственном техническом университете.

Психоаналитик. Как правило, это «доверенные лица» политиков, звезд шоу-бизнеса, бизнесменов. Довольно редкая в настоящее время специальность, все более востребованная по ходу развития современного общества. Страх потерять плоды своих достижений, не суметь достичь новых высот вызывает неврозы, депрессии и различные тревожные состояния. Специалисты-психоаналитики помогают вернуть человеку душевное равновесие, покой и уверенность. Как правило, психоаналитики — это люди, способные хорошо чувствовать людей, склонные к анализу, умеющие слушать.

Медицинский представитель. Эта профессия появилась на российском рынке относительно недавно. Ещё 10-15 лет назад существовало довольно размытое представление, как о медицинском представителе, так и о его деятельности. Одной из причин ее появления стал запрет на законодательном уровне прямой рекламы лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врача. «Медицинский представитель» информирует врачей о преимуществах продвигаемого препарата по сравнению с препаратами компаний-конкурентов, приводит результаты сравнений их характеристик, рекомендации и отзывы авторитетных экспертов. Также распространяет среди врачей различные информационные материалы, схемы лечения заболеваний с применением продвигаемых препаратов. Что немаловажно, МП собирают факты применения продвигаемых лекарственных средств и передают их для аналитики в медицинский отдел компании. Медицинский представитель, помимо контактов с конкретными специалистами, проводит большую информационную работу среди работников аптек, широкого круга врачей на специальных фарм. кружках, лекциях. Участвует в различных конференциях, выставках, встречах с авторитетными экспертами.

Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии.

Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства. Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузах готовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков.

Ландшафтный дизайнер. Это специалист в садово-парковой области, какого бы размера ни были эти сады и парки — от традиционных нескольких соток до безграничных территорий загородных резиденций. Дизайнер ландшафта умеет создавать красоту буквально на ровном месте. Возвести «альпийскую горку», высадить редкие растения, устроить беседки, бассейны, фонтаны, скульптурные сооружения, вплести все это в окружающую среду. Эта работа для людей, которые любят рисовать, с уважением относятся к природе и растениям, имеют вкус.

В Орске вы можете получить некоторые медицинские специальности в медколледже: фельдшер, медсестра, в ОГТИ: педагог-психолог.

В Оренбурге есть Медицинская и Сельскохозяйственная Академии, где можно получить ряд вышеперечисленных профессий.

5.Заключение

Как видите, профессий, связанных с биологией, достаточно много. Это еще не полный перечень. Как же не ошибиться с выбором? Советуем сориентироваться в трех направлениях.

Во-первых, определить свои профессиональные интересы и склонности (с помощью теста и путем изучения содержания различных профессий). Также необходимо проанализировать собственные мотивы выбора. Мотивы могут быть следующие: интересная работа, наличие способностей, легко устроиться на работу по специальности, хорошие условия труда, достойная оплата. Второстепенные мотивы: желание учиться с друзьями, легкость получения профессии, желание быть похожим на кого-то, мода на профессию.

Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества. К ним относятся: здоровье, профессиональные способности, индивидуально-психологические особенности, т.е. надо ответить на вопрос: «Смогу ли я получить выбранную профессию, а затем успешно работать по ней?».

В-третьих, узнать, по каким профессиям можно найти работу.

Таким образом, выбор будет удачен, если вы найдете профессию, которая:

• интересна и привлекательна для вас;

• соответствует вашим способностям;

• пользуется спросом на рынке труда.

Во избежание ошибок при выборе профессии прочтите внимательно памятку.

1. При выборе профессии соотноси личные интересы, склонности и способности с качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

2. Не отождествляй школьный предмет биологию и «биологическую» профессию. Биология — основа для многих профессий, но каждая имеет свои особенности.

3. Современные биологические знания востребованы не только в профессиях биологического, сельскохозяйственного, медицинского профиля, но и в области педагогики, техники, инженерии, кибернетики, юриспруденции и т.д.

4. Не выбирай профессию «за компанию». Наличие профессиональных способностей у твоего товарища не гарантирует их наличия и у тебя.

infourok.ru

Курс по выбору “Биология в моей будущей профессии”

Курс по выбору

“Биология в моей будущей профессии”.

Пояснительная записка.

Предлагаемый курс рассчитан на 4 часа. В жизни выпускника наступает ответственный этап выбора дальнейшего жизненного пути. Главное не ошибиться и правильно сделать свой выбор, определиться с учебным заведением по выбранной специальности. Все профессии можно отнести к тем или иным типам в зависимости от предмета труда. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Данный курс поможет определить тип профессии и возможность учащихся сориентироваться при выборе профессии на старшей ступени обучения.

Задачи курса:

– установить тип профессии;

– показать необходимость углубленного изучения биологии для правильного выбора профессии.

План курса:

1. Профессии. Типы профессий. Требования к качеству личности.

2. Профессии типа “Человек – человек”

а) профессии связанные с обучением и воспитанием;

б) профессии связанные со сферой обслуживания.

3. Профессии типа “Человек – человек”

а) профессии связанные с медицинским обслуживанием;

4. Профессии типа “Человек – природа”

а) профессии связанные с растительным миром;

б) профессии связанные с охраной окружающей среды.

5. Профессии типа “Человек – природа”

а) профессии связанные с сельскохозяйственным производством.

…Очень давно у первобытных людей не существовало разделения труда, поэтому не было и профессий. Каждый человек занимался всем сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было — между мужчинами и женщинами. Мужчины охотились на животных, строили жилища, делали оружие. Женщины собирали съедобные растения, готовили пищу, «шили» одежду, растили детей.

По мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми, появилась специализация по видам деятельности. Одни становились охотниками, другие — рыбаками, третьи — земледельцами, четвертые — строителями, пятые — ткачами, кузнецами, гончарами, знахарями и т.д. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Так возникли профессии.

Следовательно, профессия — признак, который характеризует группу людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности. Выбрать себе профессию — это значит не только выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни. Каждая профессия включает в себя множество специальностей — более узких областей профессиональной деятельности: например, «врач» — профессия, а «врач-педиатр» — специальность.

Сколько же всего существует профессий? В документе, который называется «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 6 тыс. профессий и специальностей, имеющихся на сегодняшний день в России. В таком огромном количестве довольно трудно ориентироваться, тем более что постоянно появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые дробятся и делятся.

Например, традиционно считалось, что биология — основа для получения прежде всего сельскохозяйственных профессий: агроном, зоотехник, ветфельдшер, доярка, птичница. Однако потенциал современной биологии намного шире и богаче. Элементы биологических знаний сейчас востребованы во многих областях профессиональной деятельности, таких, как медицина, бионика, биологическая кибернетика, тканевая и клеточная инженерия, экология и т.д.

Чтобы лучше ориентироваться в мире профессий, предлагаем вам познакомиться с их основными группами и требованиями, которые они предъявляют к качествам личности работника. В основе классификации лежит определение предмета труда, т. е. того, на что направлено трудовое действие человека, с чем ему приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа. Выделяют пять типов профессий.

1. К типу «Человек — человек» относят профессии, связанные с медицинским и социальным обслуживанием (врач, медсестра, фельдшер, социальный работник), обучением и воспитанием (воспитатель, учитель, преподаватель, тренер, психолог), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант, менеджер по продажам, маркетолог, агент), правовой защитой (юрист, следователь, адвокат).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам личности, как умение устанавливать и поддерживать контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, ре­чевые способности.

3. Тип «Человек — техника» включает профессии, связанные с созданием,

монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3. Тип «Человек — знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, переводчик, библиотекарь, наборщик, печатник), цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир, товаровед), чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Людям этих профессий необходимо иметь способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

4. К типу «Человек — художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор, архитектор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства по эскизу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, музыкант, цветовод-декоратор).

Для этих профессий требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

5. К типу «Человек — природа» относят профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, эколог, геолог), уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, садовник, техник-озеленитель, фермер, зоотехник), профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринарный фельдшер, ветеринар, фитопатолог).

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта в работе.

Учитель биологии. Эта профессия сегодня престижна, поскольку в настоящее время наблюдается развитие новых областей знаний, таких как космическая биология, экология, молекулярная биология, генетика и т.д. Учитель биологии преподает ботанику, зоологию, анатомию, физиологию и гигиену человека, общую биологию. Ему должны быть присущи наблюдательность, точность восприятия, любовь к природе, к детям, специфические практические умения. Сфера применения специальности биолога обширна. Помимо общеобразовательной

школы, учителя могут преподавать в лицеях, колледжах не только биологию, но и садоводство, агрономию, экологию и т.д. Учителей биологии готовят соответствующие факультеты педагогических вузов. Срок обучения на базе одиннадцати классов 5 лет.

Для сохранения здоровья людей важна работа поваров. Старая русская пословица гласит: «Добрый повар стоит доктора». Повар, как и врач, не может быть равнодушным, он должен знать особенности анатомии и физиологии пищеварительной системы человека. Повар выполняет следующие операции: прием сырья и его переработка, хранение продуктов, приготовление холодных закусок, горячих блюд, мучной выпечки, оформление и раздача блюд. Часто

считают, что повар – женская профессия, однако в крупных ресторанах эту работу выполняют мужчины, которые не только не уступают в мастерстве женщинам, но зачастую и превосходят их в умении. Профессия повара требует постоянного поиска, изобретательности, творческой фантазии. Она рекомендована людям, которые любят готовить и экспериментировать, имеют развитые вкусовые и обонятельные восприятия, аккуратны. Эта профессия в настоящее время востребована и перспективна в будущем. Готовят поваров в средних профессионально-технических училищах и лицеях, срок обучения зависит от уровня образования — от 1 года (на базе одиннадцати классов) до 2 лет 10 месяцев(на базе девяти классов).

Красивым и привлекательным человека делает современная аккуратная прическа и ухоженная кожа, поэтому работу парикмахера и косметолога часто сравнивают с искусством. Во время обучения этим специальностям слушателям преподают рисование и эстетику, историю причесок, современное направление косметологии и парикмахерского искусства. Основные производственные обязанности парикмахера: выполнение различных видов стрижек, бритье, окраска и мытье головы, завивка и укладка волос. Косметолог проводит процедуры по оздоровлению кожи, подбирает косметические средства, учит правильно ухаживать за кожей. Для работы по данным профессиям необходимы знания анатомии и физиологии человека, особенно кожных покровов и производных кожи, а также фантазия чувство современности, эстетический вкус и умелые руки. Эти профессии можно получить в соответствующих лицеях и колледжах.

Фармацевт изготавливает и отпускает лекарственные средства. Часто в работе ему приходится сталкиваться с гомеопатическими препаратами, создаваемыми на основе растительных компонентов, поэтому он должен знать особенности строения и жизнедеятельности растений, а также их экологию и систематику. Профессию фармацевта — востребованную в настоящее время и очень перспективную в будущем — можно получить в фармацевтических колледжах.

Если вас больше привлекает анатомия, физиология и гигиена человека, то можно остановить свой выбор на медицинских профессиях. Диплом среднего медицинского персонала (фельдшер, медицинская сестра) можно получить в медицинских колледжах и училищах на базе IX и XI классов.

Фельдшер имеет право самостоятельно обслуживать больных в определенных условиях и оказывать им доврачебную медицинскую помощь. Особенно эта профессия пользуется авторитетом в сельских фельдшерско-акушерских пунктах, где такой специалист часто – единственный медик, который в первые моменты обращения больного заменяет врачей всех специальностей.

Фельдшер «скорой» и «неотложной» помощи работает в составе бригады, он ближайший помощник врача, снимает электрокардиограмму, вводит назначенные врачом лекарства, участвует в остановке кровотечения и в других экстренных лечебных мероприятиях. Он должен обладать хладнокровием, выдержкой, выносливостью, ответственностью и способностью быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

Фельдшер-лаборант проводит исследования биологического материала в клинической, биохимической, бактериологической и других лабораториях. Он должен быть аккуратным, усидчивым, педантичным, добросовестным, иметь

хорошее зрение.

Медицинская сестра (брат) — квалифицированный помощник врача, обеспечивает всесторонний уход за больным, выполняет различные диагностические и лечебные процедуры. Необходимые качества: способность к сопереживанию и сочувствию, коммуникабельность, исполнительность, аккуратность, терпеливость, отзывчивость. Существует множество специальностей медицинских сестер:

– участковая медицинская сестра работает вместе с участковым врачом, в

ее обязанности входит заполнение различной медицинской документации, измерение температуры и артериального давления пациентам;

– медицинская сестра специализированных отделений должна обладать определенным набором знаний и профессиональных навыков по специальности врача, которому она помогает;

– палатная медицинская сестра работает в больнице, следит за состоянием больных, раздает лекарства, измеряет температуру, делает уколы, выполняет различные процедуры, вносит в истории болезней данные лабораторных исследований;

– операционная медицинская сестра помогает оперирующему врачу, следит за стерильностью хирургического оборудования и инструментов, перевязочного и шовного материалов; необходимые качества: хорошее знание анатомии человека, латинской терминологии, выносливость и терпеливость, способность длительное время выдерживать эмоциональные и физические нагрузки.

– медицинская сестра по массажу работает в составе физиотерапевтических отделений.

Профессия врача — одна из наиболее почетных и ответственных. Наверное, именно поэтому срок обучения в медицинских вузах или на медицинских факультетах университетов составляет 6-8 лет. Существует две основные группы врачебных специальностей: врачи-лечебники и санитарные врачи. Врачи-лечебники занимаются непосредственно больным или здоровым человеком. Существует множество лечебных специальностей: кардиология, пульмология, нефрология, гастроэнтерология и т.д. Санитарные врачи имеют дело со средой обитания человека, заботятся об оздоровлении условий труда, быта, руководят и осуществляют предупредительный санитарный надзор при подготовке строительных объектов, изготовлении новых моделей одежды, тканей, производстве продуктов питания, контролируют соблюдение санитарного законодательства. Любому врачу необходимы прочные знания о строении и функциях организма здорового человека, а также знания гистологии, биохимии, патологической анатомии и физиологии, фармакологии и др. Врачи должны обладать высоким профессионализмом, коммуникабельностью, ответственностью, добросовестностью, честностью, трудолюбием, самоотверженностью во имя здоровья людей.

Профессии врача-стоматолога и зубного техника имеют эстетическую направленность и творческий характер. Ведь красиво изготовленный или запломбированный зуб — это своего рода произведение искусства. Профессию врача-стоматолога можно получить на стоматологических факультетах медицинских вузов, срок обучения на базе одиннадцати классов — 5 лет. Стоматологи проводят работу по профилактике и лечению зубов, протезированию, хирургическому устранению дефектов челюстей, губ, носа, пластике лица. В работе врача-стоматолога помогает стоматолог-гигиенист,

который подготавливает пломбировочный материал, стоматологический инструмент и др. Зубной техник изготавливает зубные протезы (отливка гипсовых моделей, пайка металла, полировка) и по роду своей деятельности должен обладать способностью длительное время удерживать внимание, выполнять кропотливую работу. Специальности стоматолога-гигиениста и зубного техника можно получить в меди­цинских колледжах.

В последнее время все возрастающее значение имеет работа экологов. Лаборант-эколог, аппаратчик химического производства со знанием основ промышленной экологии, техник-технолог по охране окружающей среды -профессии новые и перспективные. Их можно получить в училищах и лицеях. Срок обучения: от одного года до 2 лет 11 месяцев в зависимости от уровня образования. Данные специалисты проводят лабораторный анализ экологических свойств воды, воздуха, почвы; следят за технологическими процессами очистки сточных вод, промышленных отходов, детоксикацией ядовитых веществ и др. В системе среднего и высшего профессионального образования готовят экологов, агрономов-агроэкологов, инженеров-технологов по лазерным технологиям и экологическому приборостроению, инженеров по защите окружающей среды в строительстве, промышленности, энергетике, водном хозяйстве, специалистов по радиационной без­опасности окружающей среды и человека, юристов-экологов и т. д. Данные специальности можно приобрести в технических и юридических техникумах и вузах. Названные профессии требуют прочных знаний по биологии и экологии, а

также по математике, химии, физике и социальным наукам.

Если вам нравится работать с растениями, у вас развито эстетическое чувство, вкус, воображение и фантазия, то можно выбрать профессию фитодизайнера. Люди этой профессии должны хорошо ориентироваться в мире растений: знать особенности строения и жизнедеятельности, разбираться в их многообразии.

Интересны и актуальны профессии в области зеленого строительства. В лесных и садово-архитектурных лицеях и колледжах можно получить профессии садовника, мастера растениеводства (цветовод-декоратор, цветовод-овощевод), техника лесного и лесопаркового хозяйства. Обучение на базе одиннадцати классов от 2 лет до 3 лет 5 месяцев. Специалисты этих профессий ухаживают за садово-парковыми растениями, выполняют работу по благоустройству городских улиц, организуют и осуществляют мероприятия по защите лесных насаждений. В лесотехнических вузах готовят инженеров лесного и лесопаркового хозяйства, инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и организуют работы по устройству садов и парков. Срок обучения на базе одиннадцати классов — 4-5 лет.

Любовь к животным, желание ухаживать и наблюдать за ними вы можете реализовать, получив профессии зооинженера, ветеринарного фельдшера и ветеринарного врача. Зооинженер планирует и руководит мероприятиями по уходу за животными. Эту профессию можно по­лучить в аграрных университетах. Ветеринарный фельдшер и ветеринарный врач осуществляют мероприятия по уходу за животными, оказывают им необходимую помощь. Кроме того, они участвуют в научных экспериментах, в выведении новых пород животных. Этих специалистов готовят, соответственно, в техникумах и

ветеринарных вузах. Они должны обладать наблюдательностью, выдержкой, состраданием, сочувствием, способностью работать в некомфортных условиях, быть хорошими организаторами.

Ветеринарный врач занимается охраной здоровья сельскохозяйственных, промысловых и домашних животных. В ветеринарии нет узкой специализации. Ветеринарный врач одновременно терапевт, хирург, акушер, стоматолог, паразитолог, патологоанатом. Ветеринарная наука занимается также изучением возбудителей инфекционных болезней у животных, модернизацией способов массовых профилактических прививок. В настоящее время актуальна работа ветеринаров в предприятиях аграрного профиля. Главная цель такой работы — способствовать росту поголовья скота и птицы, а значит, увеличению производства мяса, молока, яиц.

Ветеринарный врач ведет постоянную борьбу с антропозоонозами — инфекционными болезнями, общими для человека и животных. Ими человек заражается от больных или переболевших животных, через полученные от них продукты и сырье (птичий грипп, сальмонеллез). Ветеринарная служба контролирует санитарное качество мяса, молока и других продуктов животноводства. Ветеринарный врач агрофирмы, например, следит, чтобы работники ферм четко соблюдали правила зоогигиены, контролирует санитарное состояние доильных агрегатов, молочного инвентаря. Под постоянным ветеринарным надзором находятся почвы, корма, пастбища, вода и места поения животных, помещения для их содержания, территория ферм и комплексов, т. е. все объекты, с которыми соприкасаются животные.

Ветеринарный врач проводит ветеринарно-санитарную экспертизу, определяет доброкачественность продуктов, поступающих в продажу и в сферу общественного питания (молоко, масло, мясо, яйца, рыба, мед и др.). В ряде случаев он может накладывать запрет на продажу некаче­ственных продуктов или проводить их конфискацию. Ветеринары держат под контролем применение ядохимикатов с целью предотвращения возможности их накопления в живых организмах, а также загрязнения продуктов питания.

Ветеринарные врачи работают и в ветеринарных клиниках, где оказывают помощь домашним животным. Такой труд не менее достоин и благодарен, чем работа лечащего врача, ведь для владельцев домашних животных болезнь их любимца вызывает часто большие моральные страдания, чем собственные недуги.

Ветеринарные врачи востребованы на водном, железнодорожном и автотранспорте, так как без их визы не разрешен провоз продукции животного происхождения. Даже пограничные и таможенные службы не обходятся без ветеринаров. В составе санитарной охраны ветеринарные врачи контролируют импортные и экспортные операции с продуктами, могут запретить ввоз и вывоз животных, ввести карантин, конфисковать продукцию и даже закрыть границы. Не обойтись без ветеринарных врачей в зоопарках и цирках, государственных заповедниках, на ипподромах, мясокомбинатах, биофабриках и молочных заводах, мясомолочных контрольных станциях, в лабораториях, научно-исследовательских учреждениях. Профессию ветеринарного врача можно получить только после окончания вуза ветеринарного профиля.

Ветеринарный фельдшер — специалист со средним специальным образованием. Работают они преимущественно в животноводстве,

непосредственный предмет их заботы -здоровое поголовье хозяйственных животных, безупречные, в отношении санитарии и гигиены, условия их содержания. Ветфельдшер проводит прививки, лечит заболевших животных

фермы или животноводческого комплекса, а также животных, принадлежащих населению. Проводит мероприятия по предупреждению распространения заболеваний животных.

Есть ветеринарная служба и на предприятиях по первичной обработке продуктов животноводства, в учреждениях, ответственных за их качество. Доброкачественные, незараженные продукты животного происхождения (мясо, молоко, масло, яйца, жир), а также добротное сырье для промышленности (шерсть, кожи, железы и ткани для лечебных препаратов) — это результат работы в том числе и ветфельдшеров.

Профессии ветеринарного врача и фельдшера предъявляют определенные требования к индивидуальным особенностям специалиста. Чтобы успешно освоить эту профессию, необходимо любить животных, владеть приемами подхода к ним.

Ветеринарные профессии предъявляют особые требования к скорости принятия решений, к способности работать и тогда, когда результаты труда выявляются по истечении длительного срока. Наблюдательность, терпеливость, настойчивость, физическая сила, выносливость, отсутствие брезгливости, аккуратность — также необходимые качества для людей этой профессии. Им необходимы также твердость и прин­ципиальность, чтобы успешно противостоять попыткам недобросовестных людей «пустить в ход» недоброкачественные продукты животно­водства. Специалисты ветеринарной медицины не всегда работают в условиях уюта и комфорта. Им приходится привыкать и к тяжелому запаху, и к работе в неблагоприятных погодных условиях, поэтому только стойкий к трудностям человек сможет добиться профессионального успеха.

Существуют медицинские противопоказания для профессий ветеринарного врача и фельдшера. Это тяжелые заболевания легких, туберкулез, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, хронические болезни почек и нервной системы.

Профессию ветеринарного фельдшера можно получить в сельскохозяйственных и зооветеринарных техникумах или колледжах, а специальность ветеринарного врача — в ветеринарных вузах или на ветеринарных факультетах университетов аграрного профиля.

Каждый, кто поступает на учебу в институт или колледж, должен иметь четкое представление о будущей профессии и, конечно, хороший багаж знаний.

Во время обучения студенты осваивают целую систему ветеринарных наук. Современная ветеринария объединяет три условно выделенные группы дисциплин. Ветеринарно-биологические (физиология, морфология, микробиология, фармакология и др.) —- изучают строение и жизнедеятельность здорового и больного организмов, возбудителей болезней, влияние на организм лекарственных средств. Клинические (эпизоотология, терапия, акушерство и т.д.) -изучают болезни животных, способы диагностики, профилактики и лечения. Ветеринарная санитария (зоогигиена, ветеринарно-санитарная экспертиза) — изучает воздействие на организм внешних факторов, проблемы оптимизации среды обитания животных, улучшение качества продукции

животноводства.

К базовому ветеринарному образованию помимо обязательных дисциплин во многих вузах предусмотрена дополнительная специализация, например: биология и болезни пчел, биология и болезни рыб, ветврач мелких домашних животных, ветврач по болезням птиц, зоопсихология собак и др.

Срок обучения по профессии ветеринарного врача — 5 лет, ветеринарного фельдшера — 3 года 10 месяцев (на базе IX классов), 2 года 10 месяцев (на базе XI классов).

Для поступления в вузы необходимо сдать экзамены по биологии, химии, русскому языку и литературе.

Если в школе вам интересно изучать зоологию, проводить лабораторные работы по биологии, работать на пришкольном участке и в живом уголке, выполнять работу в юннатских кружках, ухаживать за животными, то можете смело выбирать профессию ветеринарного врача или фельдшера.

Как видите, профессий, связанных с биологией, достаточно много. Как же не ошибиться с выбором? Советуем сориентироваться в трех направлениях.

Во-первых, определить свои профессиональные интересы и склонности (с помощью теста и путем изучения содержания различных профессий). Также необходимо проанализировать собственные мотивы выбора. Мотивы могут быть следующие: интересная работа, наличие способностей, легко устроиться на работу по специальности, хорошие условия труда, достойная оплата. Второстепенные мотивы: желание учиться с друзьями, легкость получения профессии, желание быть похожим на кого-то, мода на профессию.

Во-вторых, оценить свои профессионально важные качества. К ним относятся: здоровье, профессиональные способности, индивидуально-психологические особенности, т.е. надо ответить на вопрос: «Смогу ли я получить выбранную профессию, а затем успешно работать по ней?».

В-третьих, узнать, по каким профессиям можно найти работу.

Таким образом, выбор будет удачен, если вы найдете профессию, которая:

• интересна и привлекательна для вас;

• соответствует вашим способностям;

• пользуется спросом на рынке труда.

Во избежание ошибок при выборе профессии прочти внимательно памятку.

1. При выборе профессии соотноси личные интересы, склонности и способности с качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

2. Не отождествляй школьный предмет биологию и «биологическую» профессию. Биология — основа для многих профессий, но каждая имеет свои особенности.

3. Современные биологические знания востребованы не только в профессиях биологического, сельскохозяйственного, медицинского профиля, но и в области педагогики, техники, инженерии, кибернетики, юриспруденции и т.д.

4. Не выбирай профессию «за компанию». Наличие профессиональных способностей у твоего товарища не гарантирует их наличия и у тебя.

medznate.ru

Программа курса по выбору “Биология в профессии”

Рабочая программа

Курса по выбору

«Биология в профессии»

ФИО: Бородина Ольга Олеговна

Должность: учитель биологии

Место работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 119» г. Пермь

Электронный адрес: [email protected]

Направление рабочей программы: социальное

Тема: Биология в профессии

Цель: профессиональная ориентация учащихся

Задачи:

  • Развить и поддержать интерес к изучению биологии

  • Познакомить учащихся с различными биологическими профессиями

  • Помочь с выбором профессионального направления обучающимся

  • Развить нравственность, культуру и патриотизм у учащихся

Содержание программы:

Основным направлением модернизации системы российского образования является переход старшего звена к профильному обучению. Для правильного выбора профессионального направления необходимо определиться с приоритетами дальнейшего пути образовательного процесса.

Курс по выбору «Биология в профессии» направлен на расширение знаний обучающихся о биологических профессиях, о значимости и применении биологических процессов в различных областях науки и промышленности.

Курс по выбору носит социальную, практическую и развивающую направленность.

Курс по выбору рассчитан на 10 часов обучения в 9-х классах.

Программа данного курса предусматривает теоретический материал, дискуссии, экскурсии и творческую работу.

Введение. Мир биологических профессий. (1 час)

Познакомить учащихся с миром биологических профессий, применением биологических знаний в различных отраслях промышленности.

Биология и медицина (3 часа)

Познакомить учащихся с медицинскими профессиями, требованиями к медицинскому персоналу. Выявить значимость медицинских работников, их мужество и самоотверженность.

Экскурсия

Биология и педагогическая деятельность (2 часа)

Познакомить учащихся с биологическими знаниями учителей, выявить связь предмета биология с такими предметами как химия, физика, музыка, изобразительное искусство и мировая художественная культура.

Экскурсия

Биология и различные отрасли промышленности (3 часа)

  • Познакомить учащихся с применением биологических знаний в различных отраслях промышленности (химик-технолог, эколог, метеоролог, микробиолог, ветеринар, агроном и др.)

Экскурсии

  • Посещение Пермского Государственного Национального Исследовательского Университета с целью знакомства со специальностями химика, эколога, биолога и др.

  • Посещение Пермской Государственной Сельскохозяйственной Академии им. Д. Н. Прянишникова с целью знакомства со специальностями ветеринара, агронома, ландшафтного дизайнера.

Итоговое занятие курса по выбору «Биология в профессии» (1 час)

Защита творческих работ на тему «Моя будущая профессия»

Учебно-тематический план:

темы

Название темы

Общее количество часов

Лекции

Экскурсии

Формы контроля

1

Введение. Мир биологических профессий

1

1

0

Профессиональная карта учащегося

2

Биология и медицина

3

2

1

Выполнение творческой работы по теме: «Врач – работа или призвание?»

3

Биология и педагогическая деятельность

2

1

1

Проектная деятельность «Педагог – кто он такой?»

4

Биология и различные отрасли промышленности

3

1

2

Творческая работа «Промышленность = биология?»

5

Итоговое занятие курса по выбору «Биология в профессии»

1

1

0

Конференция «Моя будущая профессия»

Итого

10

6

4

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, обучающие фильмы о различных биологических профессиях, плакаты «Профессии».

Список литературы:

  1. Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Э.М.Александровская, Н.И. Кокурина, Н.В. Куренкова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.

  2. Вакуленко В.В. и др. Декоративное садоводство: Пособие для учителей / В.В.Вакуленко, М.Ф.Труевцева, Вл. В. Вакуленко. – М: Просвещение,1982.

  3. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. Для учащихся. – М., 1984.

  4. Программа проведения профконсультационной работы со старшеклассниками /Под ред. Е.М. Борисосвой и др. – М.,1996.

  5. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М. Издательство “ Первое сентября”, 2000.

  6. Евграфова Ольга Владимировна: Авторская программа элективного курса по теме “Биология в профессиях”

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *