Статья “Профессиональный стандарт педагога”
Учитель – это одна из самых важных и почетных профессий. Ежедневно ему приходится заниматься развитием детей, доносить до них различные знания. Еще одна не менее важная задача, которая ложится на плечи учителя – воспитание. Именно педагоги учат малышей жить в коллективе, уважать старших, любить свою родину. Чтобы всегда идти в ногу со временем и соответствовать самым высоким требованиям людям этой профессии приходится постоянно заниматься саморазвитием и повышать свою квалификацию.
Профессиональный стандарт: суть требований
Раньше педагогу нужно было просто строго соблюдать требования должностной инструкции. Для современных учителей «планка поднята» значительно выше. О необходимости создания профессионального стандарта впервые заговорили 5 лет назад. Именно в 2013 году был создан документ, определяющий требования к педагогу. Их можно условно поделить на три группы:
- личностные характеристики;
- уровень профессиональной подготовки;
- применяемые методы обучения.
Изучив документ, эксперты в сфере образования приняли решение о том, что он требует некоторых доработок. Так 18 октября 2013 года появился Приказ №544Н, изданный Министерством труда Российской Федерации. В нем говорилось о необходимости внесения в документ некоторых корректировок и проведении тестирования на ряде учебных заведений страны. Изначально эксперимент планировалось проводить до наступления 2015 года, но спустя некоторое время было принято решение о продлении работы в тестовом режиме еще на 2 года.
В проверке профессиональных стандартов для учителей участвовало 43 региона страны. Необходимость их применения и эффективность обсуждали практически все педагогические коллективы России.
Анализ результатов эксперимента позволил сделать вывод о том, что применение профстандартов значительно улучшил такие показатели учебного процесса:
- существенно выросли балы, полученные при сдаче ЕГЭ;
- изменился уровень преподавания;
- улучшились условия обучения.
Высокие показатели по каждому из перечисленных пунктов заставил Министерство труда РФ принять решение о внедрении профстандартов. Утвержденный правительством России документ был направлен во все учебные заведения страны. Он обязал каждого преподавателя не только подтвердить уровень своей квалификации, но и использовать в работе новые положения.
Направления, которых коснулся профстандарт
Профессиональные стандарты для педагога можно условно поделить на три направления:
- обучение;
- воспитание;
- развитие.
Разделы, регулирующие первые два направления содержат требования, касающиеся:
- уровня знания предмета;
- степени владения определенными педагогическими приемами;
- способности донесения знаний до каждого учащегося.
Что касается развития, то оно должно существенно увеличить компетенцию учителя. Считается, что современных преподаватель должен владеть навыками, например, психолога. Подтвердив свою квалификацию в дополнительной сфере такой специалист может рассчитывать на определенную прибавку к заработной плате.
Профстандарт разрабатывался с учетом требований современной жизни. В соответствии с этим документом, работники сферы образования должны быть:
- всесторонне развитыми;
- эрудированными;
- прогрессивными;
- компетентными в своей сфере.
Предполагается, что учитель обязан досконально владеть информацией, касающейся его предмета. В процессе работы современным педагогам придется учиться находить общий язык с детьми, имеющими разные способности и уровень развития. Преподаватель должен уметь определить возможности учащегося и с уважением относиться к ученику, как к личности.
Документ определил уровни квалификации педагогов и требования к каждому из них:
Уровень квалификации | Требования |
Учитель |
|
Старший учитель |
|
Ведущий учитель |
|
Правительством РФ было принято решение уменьшить число задействованных в процессе обучения узконаправленных специалистов. Оптимизация дошкольных заведений и школ позволит изыскать дополнительные возможности для повышения заработной платы подтвердивших свою квалификацию педагогов. Перед учителями открылась отличная возможность улучшить свое финансовое положение. Для этого теперь достаточно пройти курсы повышения квалификации и освоить одну из смежных профессий.
Цель введения профстандартов
Вводя профстандарты для педагогов правительство России преследовало такие цели:
- сформировать в обществе новый взгляд на деятельность педагогов;
- повысить профессиональный уровень учителей;
- развить личные качества преподавателей;
- научить преподавателей понимать проблемы учеников.
Современным учителям приходится работать в условиях постоянного развития научно-технического прогресса. Освоение новых технологий позволит им применять иные формы подачи материала.
Основная задача прфстандартов – выведение преподавателя за рамки привычного для нас понятия «учитель». Теперь он станет универсальным специалистом, хорошо ориентирующимся в различных сферах.
Постоянно развивающийся преподаватель на собственном примере покажет ученикам, насколько важно расти и не «стоять на месте». Такой подход позволит существенно улучшить уровень российского образования.
МБОУ Критовская СОШ
Знаете ли вы? Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, — несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к учительской деятельности.
Характеристики, содержащиеся в ЕКС не подвергались обновлениям и доработкам и перестали соответствовать задачам модернизации этой области. Согласно Постановлению правительства №584 для перехода на новые стандарты определён период до 01.01.2020 г. К этому времени во всех учреждениях сферы образования должно произойти внедрение профстандарта педагога, соответствие которому будет являться основным критерием при принятии нового сотрудника на работу в образовательную организацию.
План по организации применения профессиональных стандартов Профессиональные стандарты применяются государственными или муниципальными учреждениями поэтапно на основе утвержденных планов по организации их применения (п. 1 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584).
Форма документа не утверждена федеральными нормативными актами. При использовании необходимо учитывать требования норм региональных и муниципальных правовых актов.
Требования профстандарта педагога.
В соответствие с планом Минобрнауки применение профстандарта педагога должно решить следующие задачи:
-установить чёткие требования к квалификации учителей различных направлений и сфер деятельности.
-обеспечить необходимый уровень подготовки будущих работников школ и дошкольных организаций.
-заранее уведомить педагогов о тех требованиях, которым они должны соответствовать для выполнения своих обязанностей.
-активно привлекать учителей и преподавателей к повышению общего уровня образования в государстве.
Знаете ли вы? Профстандарт педагога должен будет применяться при приёме сотрудника на работу, а также при проведении аттестации соответствующими надзорными инстанциями либо самими учреждениями (в случае наличия у них таких полномочий). В отличие от действующих сегодня нормативов, которые в большинстве случаев безнадёжно устарели и довольно редко применяются на практике, новый стандарт педагога должен стать официальным документом, регламентирующим целый ряд аспектов трудовой деятельности. В частности, от соответствия этому документу зависит возможность работы конкретного специалиста в сфере образования. Он же оказывает непосредственное влияние на карьерный рост работника.
Все госстандарты разрабатываются профильными министерствами и ведомствами в соответствии с единым образцом, утверждённым Министерством труда в приказе №147. В соответствии с этим приказом все профстандарты учителей должны включать в себя следующие положения:
Общие сведения о профессии: наименование, описание осуществляемой сотрудником деятельности, официальная классификация. Описание функций, входящих в сферу деятельности педагога. Характеристику каждого из направлений деятельности с подробным описанием функций и требований к квалификации сотрудника. Также в этом разделе излагаются требования к знаниям и умениям работникам отдельных сфер образования — воспитателям, учителям, преподавателям и т.д. Профстандарты в образовании разрабатываются уже с 2013 года.За это время были созданы нормативы для следующих направлений педагогической деятельности:
Наименование профстандарта | Возможные наименования должностей | Утверждающий документ |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Воспитатель Учитель | Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) | Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации | Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых | Педагог дополнительного образования; Старший педагог дополнительного образования Тренер-преподаватель Старший тренер-преподаватель Преподаватель Методист Педагог-организатор | Приказ Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н |
То есть на сегодня все специалисты, осуществляющие процесс обучения на той или иной его стадии, подпадают под действие государственных нормативов — будь это стандарт воспитателя дошкольного учреждения или профстандарт педагога среднего профессионального образования.
Нормативная база введения профессиональных стандартов
Глоссарий к рекомендациям по обеспечению внедрения профессионального стандарта педагога
Компетенции учителей согласно профстандарту педагога РФ
Приказ «О применении профессиональных стандартов»
Протокол педсовета №9 от 05.02.2019г. «Введение профстандарта педагога как одна из составляющих изменений в деятельности школы»
ПРИКАЗ от 8 сентября 2015 года № 613н Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”
ПРИКАЗ от 18 октября 2013 года № 544н Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”
ПРИКАЗ от 24 июля 2015 года № 514н Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”
ПРИКАЗ от 4 августа 2014 года № 528н Об утверждении профессионального стандарта “Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту”
Положение о рабочей группе по внедрению профстандартов
План мероприятий по организации внедрения профессиональных стандартов
Стандарты для преподавателей штата Висконсин | Wisconsin Department of Public Instruction
Стандарты для преподавателей штата Висконсин определяют характеристики хороших педагогов, определяя компоненты и определяя качества наилучшей профессиональной практики.
Колледжи и университеты штата Висконсин включают Стандарты для преподавателей штата Висконсин в программы подготовки преподавателей. Педагоги штата Висконсин используют эти стандарты для профессионального развития на протяжении всей карьеры.
Педагоги определяются как специалисты, работающие в школах штата Висконсин в качестве учителей, специалистов по обслуживанию учащихся и администраторов. Чтобы получить лицензию преподавателя в штате Висконсин, заявитель должен пройти утвержденную программу и продемонстрировать надлежащие знания, навыки и склонности в соответствии со стандартами штата Висконсин, которые соответствуют его образовательной профессии:
Стандарты учителей
Десять стандартов для повышения квалификации учителей и лицензирования:
- Развитие учеников . Учитель понимает, как ученики растут и развиваются, признавая, что модели обучения и развития различаются индивидуально внутри и между когнитивными, языковыми, социальными, эмоциональными и физическими областями. Учитель разрабатывает и реализует развивающие и сложные обучающие программы для учащихся.
- Отличия обучения . Учитель использует свое понимание индивидуальных различий учеников и различных культур и сообществ, чтобы обеспечить инклюзивную среду обучения, которая позволяет каждому ученику соответствовать высоким стандартам.
- Учебная среда . Учитель работает с другими, чтобы создать среду, которая поддерживает индивидуальное и совместное обучение и поощряет позитивное социальное взаимодействие, активное участие в обучении и самомотивацию.
- Знание содержимого . Учитель понимает основные понятия, инструменты исследования и структуру каждой дисциплины, которую он или она преподает. Преподаватель создает учебный опыт, который делает дисциплину доступной и значимой для учеников, чтобы обеспечить усвоение содержания.
- Применение контента . Учитель понимает, как соединять понятия и использовать разные точки зрения, чтобы вовлечь учеников в критическое мышление, творчество и совместное решение проблем, связанных с подлинными локальными и глобальными проблемами.
- Оценка . Учитель понимает и использует несколько методов оценки, чтобы вовлечь учеников в их собственный рост, следить за прогрессом учеников и направлять процесс принятия решений учителем и учеником.
- Планирование обучения . Учитель планирует обучение, которое поддерживает каждого ученика в достижении строгих целей обучения, опираясь на знания предметных областей, учебного плана, междисциплинарных навыков, педагогики, учеников и школьных сообществ.
- Учебные стратегии . Учитель понимает и использует различные стратегии обучения, чтобы побудить учащихся к глубокому пониманию предметных областей и их связей, а также к развитию навыков осмысленного применения знаний.
- Профессиональное обучение и этическая практика . Учитель занимается постоянным профессиональным обучением. Учитель использует доказательства для постоянной оценки своей практики, включая влияние выбора и действий учителя на учеников, их семьи, других педагогов и общество. Учитель адаптирует практику учителя к потребностям каждого ученика.
- Лидерство и сотрудничество . Учитель ищет соответствующие руководящие роли и возможности, чтобы взять на себя ответственность за обучение учеников, сотрудничать с учениками, их семьями, педагогами и обществом, а также продвигать свою профессию.
Стандарты администратора
Одиннадцать стандартов администратора для развития и лицензирования администраторов:
- Миссия, видение и основные ценности . Эффективные лидеры в сфере образования разрабатывают, отстаивают и претворяют в жизнь общую миссию, видение и основные ценности высококачественного образования, успехов в учебе и благополучия каждого ученика.
- Этика и профессиональные нормы . Эффективные лидеры образования действуют этично и в соответствии с профессиональными нормами, чтобы способствовать академическим успехам и благополучию каждого ученика.
- Справедливость и культурная отзывчивость . Эффективные лидеры образования стремятся к равенству образовательных возможностей и учитывают культурные особенности, чтобы способствовать академическим успехам и благополучию каждого ученика.
- Учебный план, инструкции и оценка . Эффективные лидеры в сфере образования разрабатывают и поддерживают интеллектуально строгие и согласованные системы учебных программ, инструкций и оценок, чтобы способствовать академическим успехам и благополучию каждого ученика.
- Уход и поддержка . Эффективные лидеры в сфере образования создают инклюзивное, заботливое и поддерживающее школьное сообщество, чтобы способствовать академическим успехам и благополучию каждого ученика.
- Профессиональные способности школьного персонала . Эффективные лидеры образования развивают профессиональный потенциал и практику школьного персонала, чтобы способствовать академическим успехам и благополучию каждого ученика.
- Профессиональное сообщество . Эффективные лидеры в сфере образования создают профессиональное сообщество учителей и других профессиональных сотрудников, чтобы способствовать академическим успехам и благополучию каждого ученика.
- Значимое обязательство . Эффективные лидеры в сфере образования вовлекают семьи и общество в осмысленные, взаимные и взаимовыгодные способы содействия академическим успехам и благополучию каждого ученика.
- Операции и управление . Эффективные лидеры в сфере образования эффективно управляют школьной деятельностью и ресурсами, способствуя академическим успехам и благополучию каждого ученика.
- Улучшение школы . Эффективные лидеры в сфере образования действуют как агенты непрерывного совершенствования школы, способствуя академическим успехам и благополучию каждого ученика.
- Стандарты учителей . Эффективные лидеры в сфере образования понимают и демонстрируют компетентность в отношении стандартов для учителей, предусмотренных ст. ПИ 34.002.
Стандарты услуг для учащихся
Семь стандартов обслуживания учеников для профессионального развития и лицензирования услуг учеников:
- Специалист по обслуживанию учеников понимает Десять стандартов учителей.
- Специалист по обслуживанию учеников понимает сложности обучения и знает всесторонние, скоординированные практические стратегии, которые поддерживают обучение учеников, здоровье, безопасность и развитие.
- Специалист по обслуживанию учащихся может использовать исследования, исследовательские методы и знания о проблемах и тенденциях для улучшения практики в школах и классах.
- Специалист по обслуживанию учащихся понимает и представляет профессиональную этику и социальное поведение, приемлемые для школы и общества.
- Специалист по обслуживанию учеников понимает организацию, разработку, управление и содержание совместных и взаимоподдерживающих программ обслуживания учеников в образовательных учреждениях.
- Специалист по обслуживанию учащихся способен всесторонне решать широкий круг социальных, эмоциональных, поведенческих и физических проблем и обстоятельств, которые могут ограничивать способности учащихся достигать положительных результатов обучения посредством разработки, внедрения и оценки общесистемных вмешательств и стратегий.
- Специалист по обслуживанию учащихся успешно взаимодействует с учениками, родителями, профессиональными педагогами, работодателями и общественными системами поддержки, такими как ювенальная юстиция, здравоохранение, социальные службы и образование для взрослых.
Австралийские профессиональные стандарты для учителей — Стандарты преподавания
Австралийские профессиональные стандарты для учителей
Австралийские профессиональные стандарты для учителей (APST) — это публичное заявление, в котором описываются профессиональные знания, профессиональная практика и профессиональное участие, требуемые от учителей. Они включают семь Стандартов, описывающих, что учителя должны знать и уметь. Они взаимосвязаны, взаимозависимы и отражают сложную роль обучения.
Стандарты сгруппированы в три домена:
Домены обучения | Стандарты |
---|---|
Профессиональный Знание |
|
Профессиональный Упражняться |
|
Профессиональный Обручение |
|
Стандарты разделены на четыре этапа карьеры: выпускник, опытный, высококвалифицированный, ведущий, чтобы отразить континуум развития профессионального мастерства учителя. Характеристики этапов карьеры проиллюстрированы дескрипторами для каждой области деятельности.
APST также лежит в основе решений о регистрации на различных этапах карьеры.
- Уровень «Выпускник» APST является эталоном для тех, кто завершает программы начального педагогического образования и подает заявку на предварительную регистрацию.
- Учителя, переходящие на полную регистрацию или продлевающие свою полную регистрацию, должны соответствовать APST на уровне «Профессионал».
Австралийский профессиональный стандарт для директоров
Австралийский профессиональный стандарт для директоров представляет собой публичное заявление, в котором излагается, что директора должны знать, понимать и делать для достижения в своей работе и обеспечения положительного влияния своего лидерства. Он представлен как взаимозависимая и интегрированная модель, которая признает три требования к лидерству, на которые руководитель опирается в пяти областях профессиональной деятельности.