Профессиональный стандарт воспитателя – 18.10.2013 N 544 ” ” ( , , , ) (, )” ( ) |

Содержание

Профессиональный стандарт воспитателя

Определение 1

Профессиональный стандарт воспитателя или педагога представляет собой документ, который включает список личностных и кадровых требований к человеку, осуществляющему педагогическую деятельность на территории Российской Федерации.

Рисунок 1. Структура профессионального стандарта педагога-воспитателя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Профессиональный документ педагога–воспитателя считается на сегодняшний день основным стандартом в государстве. Он разработан для смягчения требований и правил квалификационных особенностей. Данный вид норматива, предназначенный для грамотного проведения дошкольного образования, способствует создать необходимые должностные инструкции только для этой категории работников.

Замечание 1

В рассматриваемом документе используют термин “профессиональные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) компетентности”.

Тут подразумевается применение новых методик в пределах решения методических задач. Аудит является системным, документированным и независимым процессом объективного оценивания работы воспитателя для определения уровня соблюдения выдвигаемых норм.

Внутренняя аудиторская деятельность осуществляется в рамках учебного учреждения, а внешняя экспертиза включает проведение плановых аттестаций педагогических сотрудников представителями региональной власти, в задачи которых входит улучшение образования.

Содержание стандарта воспитателя

Профессиональный норматив сотрудников педагогической сферы содержит требования, которые необходимо обязательно выполнять.

Педагог-воспитатель обязан:

  • понимать особенности образовательной программы и предмета;
  • иметь соответствующее образование;
  • уметь планировать, анализировать, проводить уроки и занятия;
  • владеть ключевыми приемами, методами, формами внеурочной деятельности;
  • находить к каждому ребенку индивидуальный подход;
  • применять в работе критерии оценки;
  • использовать ИКТ.

Профессиональный стандарт воспитателя также включает требования к воспитанию, поэтому педагог должен: знать и использовать способы воспитательной деятельности; организовать экспедиции, походы, экскурсии; вовлекать дошкольников в процесс обучения и воспитания, стимулировать их познавательную деятельность; расставлять приоритеты и воспитательные цели, нацеленные на развитие детей; сотрудничать с родителями, привлекая их к образовательным вопросам.

Современный сотрудник педагогической сферы должен владеть и использовать методики, позволяющие ему проводить грамотно составленную развивающую и коррекционную работу, анализировать нововведения в образовательной системе и происходящие с ребенком изменения.

Значимость профессионального стандарта воспитателя

Указанный вид государственной документации позволяет отсекать дополнительные нагрузки и обязанности, отвлекающие педагога от работы с детьми. К примеру, в профессиональный стандарт воспитателя не включается разработка образовательных приложений и программ.

В исследуемом документе указывается, что он является хорошей альтернативой морально устаревшим критериям оценки профессиональной работы педагога-воспитателя.

Профессиональный норматив дошкольного образования способен раскрепостить современного воспитателя, дать ему новые силы и желание для саморазвития посредством идеи совершенствования педагогических сотрудников. Авторы документа предполагают, что данная документация должна побуждать учителя к нахождению уникальных решений. Подобная ситуация подразумевает расширение общего пространства для творчества, объединения в одном воспитателе сразу нескольких специальностей: дефектолога, социального представителя, психолога.

Замечание 2

Стандарт педагога-воспитателя выступает механизмом внедрения новой образовательной системы в современных условиях, методом увеличения качества дошкольного воспитания. Он помогает выйти отечественному образованию на более высокий, международный уровень.

Профессиональный норматив в педагогической сфере стал основой для создания трудового контракта, содержащего принципы взаимоотношений между работодателем и работником. Согласно учрежденному документу, воспитатели-педагоги обязаны совершенствовать навыки поведения дошкольников во Всемирной паутине, развивать знания поликультурного общения, способствовать формированию толерантности по отношению к другим людям.

Функции стандарта и требования к современному воспитателю

Рисунок 2. Значение профстандарта педагога-воспитателя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данный вид профессиональных нормативов устанавливает границы требований к уровню квалификации педагогического сотрудника. Профессиональный документ воспитателя определяет деление работы на определенные этапы, учет специфики интеллектуальной деятельности в образовательных дошкольных учреждениях. Проекты в сфере образования структурируют воспитание и развитие ребенка, наполняя педагогический процесс обновленными методиками.

Профессиональный стандарт современного воспитателя выполняет такие функции:

  • помогает педагогу преодолеть технократический подход в общей оценке учительской работы;
  • обеспечивает постепенное увеличение ответственности педагогического сотрудника за собственные профессиональные итоги;
  • мотивирует воспитателя на постепенное повышение уровня квалификации.

В связи с перечисленными функциями, учитель должен стать подлинным гражданином своей родной страны, осознавать свою значимость и принадлежность к определенному обществу, уважать права и свободы личности. В процессе деятельности сотрудник педагогической сферы непременно руководствуется цельностью социальных норм и правил, принятых в конкретном государстве. Он обязан знать и применять в своей работе возрастные и личностные особенности дошкольников, формировать условия для реализации коммуникативной компетентности учащихся.

Применение профессиональных стандартов воспитателя

Профессиональные стандарты воспитателей и педагогов применяют не только в процессе плановой аттестации, а также при отборе потенциальных кандидатов на должность. Подобная документация позволяет определить и объективно оценить уровень знаний учителя, помогать в увеличении собственного опыта работы.

Стоит отметить, что после распада Советского Союза в российском образовании в течение длительного периода времени функционировали неразбериха и хаос. Те образовательные системы и программы, которые были предназначены для деятельности воспитателей, устарели по содержательному основному компонент и не могли удовлетворять нормам, установленным обществом к выпускникам образовательных учреждений и детских садов.

Применение профессиональных стандартов помогает структурировать и упорядочить работу педагогов, повышая общий уровень знаний учащихся. Определенные трудности часто возникают у членов экспертных групп и аттестационных комиссий, связанные с оценкой результатов профессиональной работы воспитателей. Решение сложившейся ситуации является обязательным условием для определения размера заработной платы сотрудникам данной сферы труда. Разработка и реализация в системе школьного и дошкольного образования указанного норматива позволяет более эффективно решать подобные вопросы, объективно оценивать целесообразность деятельности талантливых учителей и воспитателей.

spravochnick.ru

Методическая разработка на тему: Профстандарт педагога (воспитателя)

Слайд 1

Профессиональный стандарт педагога в соответствии с ФГОС ДО подготовила: педагог-психолог Борутто Е.А.

Слайд 2

Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель. Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов. Не важно, кто учитель по специализации – математик, физик, воспитатель ДО, историк – это все равно – обучение, воспитание и развитие. Это структура общей профессиональной деятельности. Разработчики взяли понятие «педагог», так как оно шире понятия «учитель».

Слайд 3

Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. зарегистрирован Министерством юстиции 06. 12. 2013 г. вводится в массовое применение с 1 января 2017 г. но с 2016 г.– режим апробации.

Слайд 5

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем. Можно коротко сформулировать практическое применение профессионального стандарта: Для работодателя: – формулировка требований к работникам. Для работника – оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя. Для системы профессионального педагогического образования – разработка образовательных стандартов и программ, соответствующих требованиям рынка труда.

Слайд 6

Профессиональный стандарт педагога : документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю (воспитателю), действующий на всей территории Российской Федерации. готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.

Слайд 7

Особые условия допуска к работе

Слайд 8

Требования к образованию и обучению Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации Требования к опыту практической работы не предъявляются!

Слайд 9

Новые компетенции педагога, их 5: 1. Работа с одаренными обучающимися 2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. 3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии. 4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной. 5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьѐзные отклонения в поведении. Цель применения профстандарта педагога: 1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания ребенка. 2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда. 3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиям. 4. Содействовать вовлечению педагога в решение задачи по повышению качества образования.

Слайд 10

Содержание профессионального стандарта педагога 4.1. Часть первая: обучение Педагог должен: Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. Владеть ИКТ-компетенциями

Слайд 11

4.2. Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен: Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка(культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

Слайд 12

Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать)воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). Уметь поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.

Слайд 13

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. Умение отслеживать динамику развития ребенка. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

Слайд 14

Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.

Слайд 15

Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Слайд 16

4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования Педагог дошкольного образования должен Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

Слайд 17

Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Слайд 18

5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога 5.1. Общие подходы Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада. Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.

Слайд 19

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СПЕЦИФИКУ РАБОТЫ НА ДОШКОЛЬНОМ УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ (обобщение) Педагог должен : Знать специфику дошкольного образования Знать общие закономерности развития детей Уметь организовывать ведущие виды деятельности Владеть теорией и методиками развития детей дошкольного возраста Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми Уметь планировать и корректировать образовательные задачи по результатам мониторинга Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей Владеть ИКТ- компетенциями

Слайд 20

Индивидуальный образовательный маршрут педагога Представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития.

Слайд 21

Основные направления проектирования ИОМ

Слайд 22

Методы повышения мотивации и профессиональной мобильности педагогов Методы экономического стимулирования: доплата за активное участие, высокие показатели разовые премии Административные методы: рациональная расстановка кадров Психолого-педагогические методы воздействия: совет, просьба, пожелания стимуляция творческой активности, инициативности сотрудников

Слайд 23

качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; профессиональный стандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.

Слайд 24

Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать!

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

nsportal.ru

«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования»

Подготовила ст.воспитатель МАДОУ «Детский сад № 16» Тодорова А.Ю.

«Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступает время, когда профстандарты из рекомендаций становятся обязательными нормами. Разберемся же, что собой представляет профессиональный стандарт для воспитателя и какое он имеет значение.

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? Слайд № 2 – 4

К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС ДО, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Требования к профессиональному стандарту педагога Слайд № 5

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  • Общие сведения о стандарте
  • Функциональная карта
    • обучения;
    • воспитания;
    • развития.
  • Характеристика функций
  • Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Педагог дошкольного образования должен знать Слайд № 6 – 11

В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет время…

infourok.ru

Профессиональный стандарт воспитателя дошкольного образования :: BusinessMan.ru

Профессиональный стандарт педагога–воспитателя является в данное время основным документом в стране. Он создан для облегчения требований квалификационных характеристик.

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования способствует формированию должностных инструкций для этой категории сотрудников.

Важные аспекты

Он позволяет отсекать дополнительные обязанности, которые отвлекают педагога от непосредственной работы с детьми. К примеру, в профессиональный стандарт педагогической деятельности воспитателя не включается составление образовательных программ.

Значимость стандарта

В рассматриваемом документе говорится о том, что он является альтернативой устаревшим морально нормам оценки профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования должен раскрепостить современного учителя, дать ему силы и возможности для саморазвития.

Идея совершенствования педагогических работников

Авторы документа считают, что стандарт обязан побуждать педагога к нахождению нестандартных решений. Подобное качество предполагает расширение пространства педагогического творчества, объединение в одном наставнике сразу нескольких специалистов: тьютора, дефектолога, социального работника, психолога.

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя является инструментом реализации новой образовательной стратегии в современных условиях, способом повышения качества воспитания. Он способствует выходу отечественного дошкольного образования на международный уровень.

Профессиональный стандарт воспитателя стал базой для формирования трудового договора, содержащего отношения между работодателем и сотрудником.

Характеристика документа

Он представляет собой документ, который определяет границы требований к квалификации педагогического работника. Профессиональный стандарт воспитателя предполагает деление на уровни, учет специфики работы педагога в дошкольных образовательных учреждениях. Он структурирует развитие и воспитание ребенка, наполнен психологическими и педагогическими компетенциями.

Функции стандарта

Выделим основные предназначения анализируемого документа. Профессиональный стандарт воспитателя выполняет следующие функции:

  • способствует преодолению технократического подхода в оценке учительского труда;
  • обеспечивает рост ответственности педагогического работника за свои профессиональные результаты;
  • мотивирует учителя на систематическое повышение квалификации.

Сфера применения

Профессиональные стандарты учителей и воспитателей используют при отборе потенциальных кандидатов на вакантную должность, в процессе аттестации. Этот документ позволяет выявлять уровень педагога, помогать в повышении своего опыта работы.

Определения и термины

Профессиональный стандарт – требования к воспитателю, его готовности к деятельности в сфере образования. Квалификация работника суммируется из разнообразных профессиональных компетенций. Под этим понятием подразумевается способность использовать умения, знания, действовать на базе практического опыта в процессе решения общих педагогических задач.

Общий профессиональный стандарт воспитателя дошкольного образования предполагает дополнения на региональном уровне. Под ним подразумевается документ, который включает дополнительные требования к квалификации педагогических работников, дающие им возможность качественно выполнять функциональные обязанности на конкретной территории.

Профессиональный стандарт социального воспитателя составляется с учетом ключевых требований: воспитания, обучения, развития детей.

Виды компетенций

В анализируемом документе применяют термин – профессиональные ИКТ компетентности. Они предполагают применением в рамках решения профессиональных задач информационно-коммуникативных технологий.

Аудит – это независимый, системный, документированный процесс объективного оценивания для установления уровня выполнения выдвигаемых требований.

Внутренний аудит осуществляется в рамках организации, а внешняя экспертиза предполагает проведение аттестации педагогических сотрудников региональной властью, в функции которой входит сферы образования.

Содержание документа

Профессиональный стандарт воспитателя, педагога содержит требования, предъявляемые к данной категории работников. Педагог обязан:

  • владеть программой и предметом;
  • иметь высшее педагогическое образование;
  • уметь составлять, проводить, анализировать занятия и уроки;
  • владеть основными методами, приемами, формами внеурочной работы;
  • находить индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • использовать в профессиональной деятельности критерии оценки;
  • применять ИКТ.

Профессиональный стандарт воспитателя от 18. 10. 2013 № 544н содержит требования к воспитанию. Педагог обязан:

  • знать и применять методы и формы воспитательной деятельности, организации походов, экскурсий, экспедиций, музейной педагогики;
  • вовлекать детей в процесс воспитания и обучения, мотивировать их учебную и познавательную деятельность;
  • ставить воспитательные цели, направленные на развитие детей;
  • устанавливать правила поведения в детском коллективе;
  • оказывать помощь и поддержку ученическим органам самоуправления;
  • уважительно относиться к детям;
  • вести воспитательную деятельность с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников;
  • работать с родителями, привлекать их к вопросам воспитания;
  • помогать детям разрешать конфликтные ситуации;
  • поддерживать позитивный настрой и традиции в дошкольном (школьном) учебном заведении.

Какие еще функции должен выполнять воспитатель в социальной сфере? Профессиональный стандарт предполагает готовность оказывать адресную помощь и поддержку детям вместе с иными специалистами: психологами, врачами, логопедами, дефектологами. Современный преподаватель обязан владеть методиками, позволяющими ему проводить коррекционную и развивающую работу, анализировать изменения, происходящие с ребенком. Документ «Профессиональный стандарт: педагог (педагогическая деятельность), воспитатель, учитель» предполагает:

  • применение данной категорией работников психологических подходов: культурно-исторического, развивающего, деятельностного;
  • разработку и проведение мероприятий, способствующих предотвращению разных форм насилия в образовательной организации;
  • осуществлять работу по образовательным программам программа дополнительного, общего среднего образования;
  • вместе с психологом проводить периодические мониторинги индивидуальных возможностей детей, составлять их психолого-педагогические характеристики.

Согласно принятому документу, педагогические работники обязаны развивать навыки поведения подрастающего поколения во Всемирной паутине, совершенствовать навыки поликультурного общения, формировать толерантность по отношению к представителям других национальностей.

Профессионалом считается то преподаватель, который владеет психолого-педагогическими технологиями, направленными на развитие и воспитание следующих категорий:

  • одаренных детей;
  • социально уязвимым школьников, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях;
  • сирот;
  • мигрантов;
  • детей с ОВЗ;
  • учеников с девиантным поведением.

Методы оценки работы педагога

Проводят итоговую оценку профессиональной деятельности учителя по результатам, демонстрируемым его учениками в рамках проверочных работ, итоговой аттестации. Для оценки соответствия тем требованиям, которые выдвигаются в рамках профессионального стандарта к педагогам, допустимо проведение внутреннего аудита с анализом отчетов и планов работы, посещением учебных занятий и внеурочных мероприятий.

Данные могут быть получены и с помощью интервью, анкетирования, наблюдения, записей.

ИКТ компетенции учителя

Они предполагают использование педагогом приемов, правил применения ИКТ, навыки устранения неполадок. Отдельное внимание в данной компетенции уделяется в стандарте соблюдению техники безопасности. Современный профессионал, работающий в дошкольном учреждении (школе) обязан владеть методами клавиатурной печати, навыками организации и проведения конференций, семинаров.

Психологические требования к современному учителю (воспитателю)

Современный учитель должен быть подлинным гражданином своей страны, понимать свою принадлежность к обществу, уважать свободы и права личности. В своей работе воспитатель (педагог) руководствуется совокупностью социальных норм, принятых в конкретном обществе. Он обязан знать и использовать в своей профессиональной деятельности личностные и возрастные особенности детей, создавать условия для развития коммуникативной компетентности дошкольников (учащихся).

В процессе осуществления прямых функциональных обязанностей педагог учитывает возрастные особенности детей, применяя в рамках учебного занятия (внеурочного мероприятия) различные виды деятельности, способствует формированию целостной картины мира.

Профессиональный стандарт учителя математики и информатики

Преподаватель обязан в полной мере соответствовать всем требованиям, предъявляемым к профессиональному стандарту учителя, формировать:

  • способности к формированию и совершенствованию логики;
  • знать основы математических моделей существующих процессов и объектов, умений моделирования объектов для анализа их свойств.

В математической и информационной деятельности формируются следующие умения и навыки:

  • умения и навыки в области информатики и математики;
  • возможности преодоления интеллектуальных затруднений, уважения к интеллектуальной деятельности и ее результатам.

Работа педагога должна в полной мере соответствовать всем требованиям федеральных образовательных стандартов нового поколения всех ступеней образования. Среди тех требований, которые указываются в рассматриваемом документе, можно отметить:

  • навыки решения элементарных математических задач, включая и новые, возникающие в рамках работы с классным коллективом;
  • разбор заданий олимпиадного характера.

Учитель математики и информатики должен выполнять задания существующих открытых банков на уровне, который устанавливается с учетом его квалификации. Согласно профессиональному стандарту, утвержденному для российского учителя математики, такой специалист должен применять в своей работе современные информационные источники, следить за обновлениями в математической области, знакомить с ними своих воспитанников. Также в его обязанности входит проведение консультаций по сложным методическим и математическим вопросам молодым коллег. Настоящий профессионал выстраивает логические цепочки, стремится осознать и проанализировать рассуждения своих учеников. Педагог поощряет выбор ребятами нестандартных способов решения заданий повышенного уровня сложности, стимулирует саморазвитие своих учеников. Он находится в тесном контакте и связи с коллегами-предметниками, выполняет задания из смежных научных областей: физики, химии, биологии, предполагающих проведение математических действий и вычислений.

Вместе со школьниками учитель математики (информатики) анализирует жизненные и учебные ситуации, где допустимо использование основных математических инструментов. Он поощряет инициативу ребят в приобретении дополнительных математических знаний и навыков.

Согласно профессиональному стандарту, преподаватель математики и информатики умело пользуется приемами и методами осознания математического текста, анализирует данные, получаемые в рамках экспериментальной деятельности на уроках биологии и химии, а также в рамках общественных учебных дисциплин.

Какие еще требования к учителю данной направленности предъявляет новый профессиональный стандарт? Среди тех навыков, которыми обязан овладеть учитель математики и информатики, отмечают:

  • рисование от руки на доске и на бумаге набросков;
  • использование мультимедийного оборудования;
  • построение на компьютере и вручную объемных геометрических фигур и изображений объектов;
  • вести индивидуальный и коллективный диалог со школьниками в процессе рассмотрения математической задачи.

Заключение

После распада Советского Союза в отечественном образовании длительное время функционировал хаос и неразбериха. Те образовательные программы, которыми пользовались в своей профессиональной деятельности педагоги. Устарели по своему содержательному компоненту, они не способны были удовлетворять требованиям, предъявляемым обществом к выпускникам детских садов и образовательных учреждений среднего звена.

Определенные сложности возникали у членов аттестационных комиссий (экспертных групп) и в оценке результатов профессиональной деятельности педагогов и воспитателей, что является обязательным условием для установления данной категории сотрудников размера заработной платы.

Разработка и внедрение в системы дошкольного и школьного образования профессионального стандарта педагога (воспитателя) позволило эффективно решать подобные вопросы, адекватно оценивать результативность деятельности талантливых воспитателей и учителей.

businessman.ru

Методическая разработка на тему: Профессиональный стандарт педагога

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

 Педагогический совет

 (с элементами деловой игры)

«Профессиональный стандарт педагога»

        Цель: Совершенствовать социально-психологическую культуру современного воспитателя.

Задачи:

-Сформировать компетенции  в вопросе педагогического стандарта педагога.

-Стимулировать развитие инициативы, творчества.

-Воспитать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.

-Определить перспективы дальнейшей методической работы в дошкольном учреждении.

Технологическая схема организации педсовета

«Профессиональный стандарт педагога»

Этап

Ход мероприятия

средства

метод

Ожидаемый результат

Предварительная работа

Проведение анкетирования педагогов и анализ анкет.

( приложение 1)

анкеты

диагностический

Выявление профессиональных  затруднений педагогов

Основная часть

1.Вступительное слово старшего воспитателя с анализом анкет, с определением профессиональных затруднений.

2. Выступление старшего воспитателя по теме «Профессиональный стандарт педагога»

Слово

Презентация

Лекционный

лекционный

Структурирование проблем педагогов

Повышение компетенции в знании профессионального стандарта педагога.

Творческие задания:

Коллектив разбивается на 3 группы( причем обязательное условие , чтобы в группы входили и молодые и опытные педагоги). Задание построение творческого  портрета педагога с основными качествами.  Качества можно разделить на сформированные, но требующие усовершенствования  

(синего цвета), и полностью сформированные

(красные).

По завершению группы представляют портреты с комментариями. Ведущий составляет общий портрет

Листки бумаги , цветные карандаши

Подгрупповая работа

Умение работать в коллективе, структурирование качественных характеристик педагога.

Творческая лаборатория:

Уважаемые коллеги вам хорошо знаком кейсовый метод. И сегодня я предлагаю вам заняться решением практических задач.

3-м  группам предоставляется 3 кейса и время для обсуждения. По итогам каждая группа выступает со своим вариантом решения.

По результатам выстраивается схема внутрифирменного обучения и структура творческой лаборатории.

Кейсы

кейс-метод

Получение практического опыта, в решении практических задач

Итоговая часть

Подводя итоги встречи педагоги делятся своим впечатлением, что узнали нового , чтобы хотелось еще рассмотреть.

Беседа

Рефлексия

Получение информации о качестве проведенного мероприятия

План педагогического совета

1. Выступление старшего воспитателя. Определение темы встречи. Знакомство педагогов с результатами анкетирования.

2.Знакомство с документом  «Педагогический стандарт педагога». Презентация.( прил №2)

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

 Приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н” Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”(Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) принят «Профессиональный стандарт педагога». Данный документ будет, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

3.Творческое задание «Портрет современного педагога ДОУ» (выработка портрета педагога).

4.Кейс-метод. Повышение компетентности педагога.

        Участники: 3 группы (сформированы молодые, и опытные педагоги обязательно присутствуют в каждой группе).

Предварительная работа:

  1. Подбор кейсов педагогических ситуаций.

        План проведения:

1. Проведение творческого задания « Портрет педагога»

2. Решение кейсов в группе

Ход  творческих заданий :

1.Вступительное слово ведущего(старший воспитатель):

К педагогу дошкольного учреждения предъявляются особые и очень серьезные требования. Воспитатель детского сада должен применять самые разнообразные знания из различных областей науки. Например, ему не обойтись без знания возрастной психологии. Ведь многие поступки детей обусловлены именно возрастными изменениями их психики. То, что взрослым подчас кажется капризом, для ребенка на самом деле вполне нормально. Однако не нужно забывать и про личностный подход. Педагог должен уметь определять индивидуальные способности малышей, развивать их и обращать внимание родителей на успехи или проблемы их отпрысков. А тут уже требуется знание психологии взрослого человека, ведь родители тоже все разные. Вашим группам предлагается составить портрет современного воспитателя. Данные качества можно разделить на две части:

 – качества воспитателя которые требуют усовершенствования;( синего цвета)

– качества воспитателя полностью сформированные и не требующие корректировки.( красного цвета)

     По итогам работы каждая команда представляет свой портрет и комментирует представленные качества. Ведущий по итогам выступлений определяет общий портрет воспитателя.

  1. Вступительное слово ведущего:

    В процессе перехода на новые федеральные образовательные стандарты дошкольного образования изменились требования, предъявляемые как образовательному процессу, так и  профессиональным качествам педагога, как основному носителю и ретранслятору знаний. Внедрение и использование современных педагогических технологий  способствует развитию  ключевых компетенцией у педагога. И в современных условиях  наиболее важной  компетенцией у педагога является умение и способность оперативно решать профессиональные задачи. В связи с этим, предлагаю вам, решить практические задачи,  используя,  вам знакомый кейсовый метод.

  Группам выдаются кейсы, и дается время для принятия решения, учитывая тот портрет педагога, который получился ранее. По окончанию, группы выступают с своими вариантами. Ведущий, подводя итоги, выстраивает систему внутрифирменного обучения и структуру творческой лаборатории.

Подведение итогов: Подводя итог педагогического совета, мы возвращаемся к портрету, разработанному до начала игры и стараемся изменить или скорректировать спорные вопросы в портрете педагога. На основании корректировки в конце мероприятия определяются основные проблемные моменты, связанные с компетентностью педагога. Выстраивается план повышения квалификации, включая в себя внутрифирменное обучение, посещение районных мероприятий по обмену опытом, виртуальная творческая лаборатория.

Приложение 1

Анкета

«Профессиональный стандарт педагога»

1.Знаете ли вы  виды организованной деятельности, осуществляемые в дошкольном возрасте.

Да

частично

не знаю

другое_______________________________________________________________

2.Применяете ли вы  методы физического, познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ОП организации.

Да

частично

не знаю

другое_______________________________________________________________

3.Используете ли вы  методы и средства анализа педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ.

Да

частично

не знаю

другое_______________________________________________________________

4.Владеете ли вы всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Да

частично

не знаю

другое_______________________________________________________________

5.Выстраиваете ли вы  партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач

Да

частично

не знаю

другое_______________________________________________________________

6.Владеете ли вы  ИКТ- компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы

Да

частично

не знаю

другое_______________________________________________________________

7.Знаете ли вы особенности  организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Да

частично

не знаю

другое_______________________________________________________________

8. Владеете ли вы основными  психологическими  подходами: культурно-исторический, деятельностный и личностный;

Да

частично

не знаю

другое_______________________________________________________________

9.Знаете ли вы основы дошкольной педагогики.

Да

частично

не знаю

другое______________________________________________________________

10. Знаете ли вы особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Да

частично

не знаю

другое______________________________________________________________

11. Знакомы ли вы с современными  тенденциями  развития дошкольного образования.

Да

частично

не знаю

другое______________________________________________________________

Приложение 3

Кейс №1

        Дошкольное образовательное учреждение «Семицветик» находятся в одном из старых районов Петербурга. Учреждение имеет хорошее положение в районе.

При введении ФГОС ДО учреждение поставило цель подготовить педагогические кадры к данному введению. В связи с этим была создана виртуальная творческая лаборатория. Для более эффективной работы была разработана структура творческой лаборатории.

Задание: вы участники рабочей группы, которые должны предложить собственную структуру творческой лаборатории, которая окажет максимальную помощь педагогам в повышении компетенции в современных условиях.(какие разделы необходимы педагогу для работы)

Кейс №2

        Вы опытный педагог в учреждении. Старший воспитатель собрал группу опытных педагогов. Их задача  повысить компетенцию молодых специалистов через внутрифирменное обучение. Вам как опытным педагогам дано задание, спланировать работу по внутрифирменному обучению. Какие разделы и темы вы внесли в свой план для более эффективной работы с молодыми педагогами.

месяц

задачи

Тема

Ожидаемый результат

ответственный

Кейс №2

        Вы молодой  педагог в учреждении. Старший воспитатель собрал группу молодых педагогов. Ваша  задача  повысить компетенцию опытных  специалистов через внутрифирменное обучение  по теме «Информационные технологии». Вам дано задание,  спланировать работу по внутрифирменному обучению. Какие разделы и темы вы внесли в свой план для более эффективной работы с опытными педагогами.

месяц

задачи

Тема

Ожидаемый результат

ответственный

nsportal.ru

Образец профстандарта воспитателя в 2019 году

Задать вопрос эксперту ClubTK