Профессиональный стандарт воспитателя: Профстандарт воспитателя ДОУ – педагога дошкольного образования

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

Содержание статьи

  • 1 Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту
  • 2 Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада

Дистанционное обучение педагогов.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

«Переподготовка, повышение квалификации педагогов».

Наш телефон  8-800-775-09-71
Бесплатный звонок по России!

 

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

 Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

 Основная функция современного детского сада любого вида — целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

 Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

 Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада

Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

  1. Общие сведения о стандарте

 В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

  1. Функциональная карта

 Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:обучения;воспитания;развития.

  1. Характеристика функций

 В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.

  1. Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

 Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

 Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

3.2.1. Трудовая функция

Наименование Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Код B/01.5 Уровень (подуровень) квалификации 5
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Трудовые действия Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.
) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
Формирование психологической готовности к школьному обучению
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
Необходимые умения Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Необходимые знания Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Дистанционное обучение педагогов.

По завершению курсов выдаются удостоверения и дипломы.

Подробней на странице

«Переподготовка, повышение квалификации педагогов».

Наш телефон  8-800-775-09-71
Бесплатный звонок по России!

Профессиональный стандарт педагога – Детский сад Ручеек

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет. К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.)

 

Сейчас применяется 2 вида стандартов:

  -ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  -профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

 Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2019 года. Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

 

Что включает в себя профстандарт воспитателя детского сада?

Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя следующие структурные части:

 – Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
 – Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучения, воспитания, развития.
– Характеристика функций

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
 – Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.

Профессиональная практика

Лицензированные профессии часто имеют стандарты поведения, которым должны следовать их члены. Во Флориде сертифицированные преподаватели обязаны соблюдать стандарты поведения, изложенные в Уставе Флориды и в Правилах Совета по образованию штата. Принципы профессионального поведения представляют собой ориентиры того, что профессиональные педагоги и члены сообщества могут и должны ожидать от педагогов. Они также служат напоминанием педагогу о том, что существуют обязательства и ожидания, связанные с профессией. В дополнение к стандартам Флоридская практика педагогических достижений включает профессиональную ответственность и этику в качестве основополагающего принципа государственных программ подготовки учителей, требований к сертификации педагогов и систем оценки преподавательского состава школьного округа.

Эти уставы и правила создают основу для специалистов в области образования во Флориде.

Важно отметить, что не все случаи неправомерных действий, которые могут показаться нарушением Принципов профессионального поведения, требуют дисциплинарного взыскания против сертификата. Стандарты этического поведения представляют собой высшие идеалы педагогической профессии. Иногда нарушение одного или нескольких стандартов является исключительно вопросом трудоустройства и наиболее подходящим образом решается работодателем; в других случаях поведение может потребовать более суровых и значительных мер.

К сожалению, неправомерные действия педагогов имеют место и вызывают серьезную озабоченность у сообществ, школ, школьных округов и штатов по всей стране. Безопасность студентов Флориды имеет первостепенное значение, и соблюдение профессионального кодекса поведения является лишь одним из нескольких важных компонентов, с помощью которых мы обеспечиваем заботу о студентах, честность профессии и уважение общества. В дополнение к вреду, который это может причинить нашим ученикам, неправомерные действия педагогов позорят общество и порочат профессию. Наша цель состоит в том, чтобы уменьшить неправомерные действия педагогов за счет расширения знаний и понимания педагогами своих профессиональных обязанностей и потенциальных последствий неправомерных действий. Эта веб-страница содержит множество ресурсов, которые помогут преподавателям лучше понять процесс расследования и судебного преследования неправомерных действий педагогов.

Управление профессиональной практики Департамента образования Флориды управляет процессом рассмотрения жалоб на уровне штата и играет неотъемлемую роль в обеспечении принятия соответствующих дисциплинарных мер в отношении сертификата преподавателя, сертифицированного для преподавания во Флориде. Служба профессиональной практики (PPS) расследует предполагаемые неправомерные действия преподавателей во Флориде, имеющих сертификат педагога, и применяет дисциплинарные меры в отношении сертификатов преподавателей, уличенных в совершении неправомерных действий. PPS расследует, когда представлены факты, свидетельствующие о том, что нарушение имело место, как это предусмотрено в ст. 1012,796 Устава Флориды и определяется правилами Совета по образованию штата. Такие факты дают основание для дальнейшего расследования того, нарушил ли преподаватель закон или Принципы профессионального поведения, которые определяют стандарты поведения, ожидаемые от сертифицированных педагогов во Флориде.


Рэнди Косек-младший Шеф
Уэст-Гейнс-стрит, 325,
Таллахасси, Флорида 32399-0400
Телефон: 850-245-0438
Факс: 850-245-0621

Совет по профессиональным стандартам штата Делавэр – Департамент образования штата Делавэр

перейти к содержанию

Совет по профессиональным стандартам штата Делавэрddoe_admin2023-01-24T14:53:41-05:00

С 2000 года Совету по профессиональным стандартам (PSB) было поручено работать совместно с Департаментом образования штата Делавэр (DDOE) над разработкой системы профессионального развития, профессиональных стандартов, лицензирования и сертификации, предназначенной для постоянного улучшения качества образования. обучение детей Делавэра в государственных школах Делавэра.

Комитеты

Дополнительная информация

Заявление о миссии

Миссия Совета по профессиональным стандартам штата Делавэр заключается в обеспечении компетентности и поощрении передового опыта среди профессиональных педагогов для удовлетворения потребностей сообщества учащихся в штате.

Комитеты

Комитет по критериям лицензирования и сертификации – отвечает за внедрение трехуровневой системы лицензирования, чтобы гарантировать, что все педагоги штата Делавэр обладают высокой квалификацией и отвечают высоким стандартам профессиональной компетентности.

Комитет по профессиональному развитию и соответствующему вознаграждению. Требуется, чтобы преподаватели участвовали как минимум в 90 часах высококачественного профессионального развития в течение пяти лет, чтобы иметь право на продление лицензии. Дает рекомендации по видам профессионального развития и профессиональным обязанностям, которые дают педагогам право на дополнительные надбавки к заработной плате. Обеспечивает педагогам доступ к профессиональному развитию и профессиональным обязанностям, которые улучшают обучение учащихся и постоянно улучшают качество преподавания и лидерства в образовании в школах штата Делавэр.


Дополнительная информация