Программа Подготовка детей к школе
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На МО школы: Зам.директора по УВР Директор МКОУ СОШ № 1
«__» ____20 «__»_______20 «__»_______20
Протокол № __от ___ _______Аверьянова О.В. __________Блинов В.М.
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
Учитель: Лычагина В.П.
г. Лиски
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного.
О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в государственных документах: «Федеральной целевой программе развития образования» и «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ».
Программа «Подготовка детей к школе» составлена на основе Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Преемственность», которая разработана ведущими специалистами дошкольного и начального образования, методических рекомендаций «Дошкольное обучение: подготовка к школе» (авторский коллектив: Федосова Н.А. «От слова к букве», Волкова С.И. «Математические ступеньки», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Щирова А.И. и др. «Волшебный мир народного творчества» – М., «Просвещение», 2011, Образовательная система «Школа России»)
Программа «Преемственность» позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе, не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и даёт возможность подготовить ребёнка к обучению по любой системе.Данная программа скорректирована, так как образовательная программа «Преемственность» рассчитана на обучение в течение 1 года, поэтому она не может быть реализована полностью. В связи с этим в данной программе заложен тот минимум содержания, который позволит обеспечить каждому ребёнку необходимые стартовые возможности для обучения в первом классе.
Программа «Подготовка детей к школе» предназначена для организации подготовки детей 6 -7 лет к обучению в школе, не посещающих ДОУ.
Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования. Реализация цели предполагает решение ряда задач.
1. Создание развивающей среды.
2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
3. Формирование опыта самопознания.
Программа «Подготовка детей к школе» позволяет организовать системную подготовку детей к обучению в школе. Организация подготовки детей к школе по данной программе предусматривает проведение занятий на базе школы 1 раз в неделю. Занятия имеют продолжительность 30 минут. Подготовка к обучению начинается с 17 января и заканчивается в марте. Продолжительность учебных занятий – 10 недель.
Содержание программы обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа состоит из разделов:
1. Обучение грамоте и развитие речи.
2. Математика.3. Творчество
Программа «Обучение грамоте и развитие речи»
Программа «Математика»
Программа «Творчество»
Занятие № 1
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Знакомство с учащимися.
Оборудование: Незнайка, Буратино, гном Загадайка; ответы к загадкам (сами предметы)
План занятия.
1) Знакомство со сказочными героями.
– К нам на занятия пришли сказочные герои. Узнали вы их?
Незнайка, Буратино, гном Загадайка.
– Незнайка и Буратино ничего не знают и не умеют, поэтому он будут учиться вместе с нами, а гном Знайка будет готовить на каждый урок для нас интересные задания.
– С героями вы познакомились, а теперь настала пора и нам познакомиться.
Меня зовут …
2) Беседа о школе.
– Что такое класс?
– Что такое урок?
-Что такое каникулы?
– В классе учатся дети одного возраста или разного?
– Как можно узнать, что пора идти в класс?
– Что такое перемена и для чего она нужна?
– Что такое отметка?
– Какие отметки хорошие, а какие плохие?
– Что такое дневник и для чего он нужен?
– Как в школе называется стол, за которым сидят дети?
– На чём пишет учитель, когда объясняет правило или задание?
– Как нужно обращаться к учительнице?
– Что нужно сделать, если необходимо спросить что-то у учительницы или когда хочешь ответить на заданный вопрос?
– Что нужно сказать, если необходимо выйти в туалет?
Физкультминутка.
-Размялись немного, а теперь разомнём нашу память.
Заучивание скороговорки:
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.– Гном Знайка приготовил для вас загадки. Отгадаем их, узнаем, что надо иметь для школы.(отгадки выкладываются у доски).
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?.. (Карандаш)
Отгадай, что за вещица, –
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки. (Ручка)
Хоть я и не прачка, друзья,
Стираю старательно я. (Резинка)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ранец)
Страну чудес откроем мы
В строчках
На листочках,
Где станции на точках. (Книга)
Листы у неё белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток. (Тетрадь)
Я люблю прямоту, Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,. Кто же я? ( Линейка)
– А теперь, когда всё готово для работы, посмотрите на листочки, которые я раздала вам в начале занятия. Кто может, напишите на нём своё имя. Напишите буквы, которые знаете.
-Молодцы. А теперь поиграем. Вы посидите тихо и послушаете, что происходит вокруг, а потом расскажете мне, что же вы услышали.
– Звуки, которые вы слышали – это звуки окружающего мира. А кто знает, какие еще есть звуки? Звуки речи. Они бывают гласные и согласные. А на бумаге их обозначают специальные символы. Кто догадался какие? Правильно. Это буквы. Кто уже знает гласные звуки? Давайте их назовём! (Параллельно ведётся запись, обозначающих их букв). А,е,ё,и,о,у,ы,э,ю,я. Гласные звуки мы можем пропеть, протянуть. Этим они и отличаются от согласных.
Давайте попробуем (Показывать на букву и петь звук)
3) Итог.
– О чём говорили на первом занятии?
Математика
Тема: Одинаковые? Разные?
Оборудование:7 ласточек, 7 ромашек, слайд со сказочными героями.
План занятия.
1) Счёт предметов с опорой на наглядность.
Проверить прямой и обратный счет.
– Добавь в ряд столько предметов, сколько не хватает до количества, указанного цифрами?
5ласточек
6ромашек
– Поставь в верхний ряд предметы так, чтобы их стало
– поровну
– на 1 больше, чем в нижнем
– на 1 меньше, чем в нижнем
2) Задание гнома Загадайка. (слайд)
– Посчитай сказочных героев
– Сколько всего сказочных героев?
– А почему не уменьшилось их количество, ведь мы считали с разных мест?
Физкультминутка. (как играем в снежки)
3) Работа в тетради.
– Перед вами листочки, возьмите ручку, слушайте задание
4) Итог.
– Что делали на занятии?
Творчество
Тема: Рисуем астру
План занятия.
– Какая буква стоит первой в алфавите?
– А какие цветы начинаются на эту букву?
А – астра.
-Что вы знаете об этом цветке? На что он похож?
В осеннее небо глядится цветочек
Сердцевинкой своей золотой.
За лучистый, прямой лепесток
С древнейших времён он назван звездой.
-Мы сейчас нарисуем астру и вы подарите своим родителям красивый цветок. Это будет очень кропотливый труд.
Занятие № 2
Математика
Тема: Счёт предметов
Оборудование: слайды, картинки: утята -8шт, картинки с прописью 1 и 2.
План занятия
1) Счёт предметов (порядковый номер)
– Считаем сказочных героев. Кто стоит первый, последний, пятый, восьмой? (слайд с предыд.занятия, но с др анимацией)
2) Незнайка перепутал ряд чисел
– Я попросила Незнайку помочь мне и посмотрите, что он сделал. Верно ли? Давайте исправим. (слайд с перепутанными числами, восстановить порядок)
3) Гном Загадайка принёс свои задания
– Найди соседа. (слайды)
На поляне на лесной,
Среди цветов и гномиков,
Ты скорее поиграй
Соседа цифры отгадай!
4) Решение простых задач
Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковь ещё ей купить,
Сколько их будет?
Ты можешь сложить? (2)
Ну-ка, сколько здесь ребят,
На горе катаются?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается. (4)
В снег упал Серёжка,
А за ним – Алёшка,
А за ним – Иринка,
А за ней – Маринка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят? (5)
5) Уравнивание чисел
Посмотрите внимательно и скажите, сколько здесь утят? (6)
Докажите, что их 6.
К ним прибежали ещё 2 утёнка. Сколько их стало? Больше или меньше? На сколько?
Три утёнка убежали напруд. Сколько их осталось? Больше или меньше?
Физминутка (снежки)
6) Работа в тетради
11
2
2
7) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Текст. Деление на предложения.
Оборудование: книга со стихотворениями, сюжетные картинки
План занятия
1) Заучивание стихотворения из книжки
2) Составление текста
Картинки в определённой последовательности
– Составьте к каждой картинке предложение
– Сколько предложений?
– Как можно назвать одним словом?
– Кто может , глядя на картинки, повторить предложения?
– А теперь попробуем каждое предложение разделить на слова.
Вы сейчас составляли предложения, текст. Это всё речь. Любой рассказ, выступление – это устная речь. Мы будем учиться правильной, красивой и грамотной речи.
В книжках страницы заполнены буквами. Буквами записана речь – это письменная речь. Наша речь состоит из предложений. В конце предложения мы понижаем голос. Послушайте и скажите, сколько я произнесла предложений:
Меня зовут Петя. Мне шесть лет. В школу я еще не хожу.
Предложение на схеме обозначается так: .
Предложение состоит из слов: Мама купила мне куклу. Сколько слов в этом предложении?
Вывод: Из чего состоит наша речь? (из предложений) Из чего состоит предложение? (из слов)
Физминутка
3) Письмо
4) Итог
Творчество
Тема: Графический диктант. Азбука вежливости.
Оборудование: половинки листочков в клетку,
План занятия
1) Графический диктант
– 3 клетки вниз, вверх 1 клетка, вправо 1 клетка, …
2) Развивающие упражнения
Работа выполняется самостоятельно с индивидуальными пояснениями и заданиями для всех
– Найди лишнюю картинку
– Раскрась в соответствии с цифрами
– Дорисуй волны по пунктиру
4) Итог
Пирамида
1 Жёлтый
2 Синий
3 Красный 1
4 Зелёный
5 Белый 2
3
4
5
Занятие № 3
Математика
Тема: Порядковые отношения
Оборудование: картинки из набора по математике, виноград, груши, картинка с прописью 3.
План занятия
1) Счёт предметов
– Гном Загадайка привёл из леса своих друзей. Узнали их?
– Сколько гостей пришло на урок?
– Кто стоит первый, десятый, третий, восьмой, перед, после, между?
– Закройте глаза. Что изменилось?
Физминутка
2) Уравнивание предметов
– Сколько кистей винограда? Груш?
– Что можно о них сказать?
– Как сделать так, чтобы их стало поровну?
3) Решение задач
– Сколько ушей у трёх мышей? (6)
– Сколько лап у двух медвежат? (8)
– У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)
– Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (6)
Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое – маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей? (7)
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? (3)
4) Работа в тетради
33
3
– Возьмите в руки голубой (синий) карандаш и соедините вершины первого и второго узора.
-Возьмите в руки красный карандаш и через клетку раскрасьте узор.
5) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Составление по картинкам времена года
План занятий
1) Загадки о временах года
– Гном Загадайка приготовил вам загадки
Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром.
(Зима)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня …
(Весна)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …
(Лето)
У избы помоет крышу,
Отведет в берлогу Мишу,
Труд крестьянский завершит,
А потом листвой шуршит.
Мы ее тихонько спросим:
«Кто ты?» И услышим …
(Осень)
– Как можно объединить эти слова?
– Давайте вспомним о каждом из них, назовём признаки
– Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние
Физминутка
2) Запись предложений
– Посмотрите на доску. У нас получился целый ряд из времён года. Давайте составим к каждой картинке предложения.
– Чертим схемы в тетради.
3) Игра «Полслова за вами»
– Отгадайте, что я хочу сказать
ВЕ…
ЛЕ…
Работа в тетради
4) Итог
Творчество
Тема: Рисуем время года
План занятия
1) Рисование
– Сегодня на первом занятии мы вели разговор о временах года. Назовите их названия.
– Назовите своё любимое время года. Почему?
– Сегодня мы их будем рисовать.
2)Тест
-Нарисуй следующую картинку
– Зачеркни все круги
– Проведи линии по пунктирам
3) Итог
Занятие № 4
Математика
Тема: Уравнивание групп предметов. Решение простых задач.
План занятия
1) Соседи числа
На поляне на лесной
Среди цветов и гномиков
Живут цифры в домиках.
Ты скорее поиграй,
Соседа цифры отгадай!
2) Порядковые отношения
– Первый, последний, за, перед, между, после
3) Решение простых задач на нахождение суммы
4) Уравнивание предметов
В тетради
Физминутка
5) Работа в тетради
6) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Выделение слов из предложения. Слоги.
План занятия
1) Выделение слов из предложения
– Посмотрите на картинку Какое время года?
– Какие ещё знаете?
– Составим по картинке предложение.
– О ком говорится в предложении?
– Каких птиц знаете?
Физкультминутка
2) Деление слов на слоги
хлопок – слог
3)
– Назовите птиц
– Чем питаются?
– Где живут?
– Какие из этих птиц улетают?
– Какие остаются?
4) Игра «Скажи наоборот»
– Я называю слово, а вы противоположное.
Задание каждому.
5) Итог
Творчество
Тема: Графический диктант. Логические упражнения.
План занятия
1) Графический диктант
2) Расскажи сказку
3) Сам. работа
1. Зачеркни лишнее
2. Раскрась стрелки
3. Заштрихуй машинки
4) Итог
Занятие № 5
Математика
Тема: Счёт. Порядковые отношения
План занятия
1) Решение задач
2) Счёт предметов. Уравнивание
3)Диктант
-Нарисуйте столько кружочков, сколько яблок на доске
-Нарисуйте треугольников на 1 меньше, чем кружочков
– Нарисуйте квадратов на 1 больше, чем треугольников
15 клеток
1 – красным
4 – зелёным
Между 5 и 7 – синим
Слева от зелёного – жёлтым
Справа от синего – жёлтым
5 – красным
Между красным и жёлтым – синим
4) Работа в тетради
5) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Ударный слог
План занятия
1) Работа по картинке
– Составьте предложения
– Назовите последнее слово в предложении
– Какие игрушки вы знаете?
– Делим слова на слоги
– Ставим знак ударения
2) Собираем картинку
– Составляем предложение (каждый)
3) Игра «Скажи наоборот»
аккуратный беда беднеть больше
большой боязливый брать будущий
вбежать ввернуть вежливый великан
верх вечер включать влево
вместе внешний внутри военный
восход вперёд враг встреча
глупец говорить голодный грязный
густой
4) Итог
Творчество
Тема: Обводим шаблоны
План занятия
1) Графический диктант
2) Тест «Готовность к школе»
3) Нарисуй по образцу
4) Выполни штриховку
5) Итог
Занятие № 6
Математика
Тема: Счёт предметов. Уравнивание.
План занятия
1)Решение задач
– Гном Загадайка принёс вам задачки:
Весёлый ёж – колючий бок
Шагал домой и нёс грибок.
Ёж шёл и песню напевал
И вдруг под ёлкой увидал
Ещё 1 румяный гриб – красавец
К шляпке лист прилип
Ёж гриб сорвал, домой несёт
И громко песенку поёт.
Просты у песенки слова:
«Несу домой грибов я …» 1+1
Мишка по лесу идёт
И 2 ягодки несёт,
А там, где старая сосна,
Видит он ещё одна!
Ну, девчонки и мальчишки,
Сколько ягодок у мишки? 2+1
6 весёлых поросят
У корытца в ряд стоят!
Тут 1 улёгся спать –
Поросят осталось … 6-1
Возле норки 7 ежат
Днём на солнышке лежат.
2 убежали спать
И осталось ровно 7-2
2) Счёт предметов
Сказочные герои
Ряд чисел
Физминутка
3) Диктант
– Нарисовать столько ∆, сколько окон у нас в классе. (клетку не пропускаем)
– Пропусти вправо клетку и нарисуй ○ на 1 больше.
– Пропусти вправо клетку и нарисуй столько □, сколько раз я хлопну в ладоши.
– Пропусти вправо клетку и нарисуй ∆ на 1 меньше, чем □.
– Пропусти вправо клетку и нарисуй ○ на 2 меньше, чем ∆.
∆∆ ○○○ □□□□ ∆∆∆ ○
4) Работа в тетради
– Раскрась светофор в разных позициях.
5) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Ударный слог. Повторение.
План занятия
1) Работа с предложением и словом
– Кто может прочитать?
На доске: Открыт овощной магазин. Там продают овощи и фрукты.
-Незнайка составил к ним схемы. Давайте проверим.
– Исправим ошибки.
– Что продают в магазине?
– Какие овощи вы знаете?
– Какие фрукты вы знаете?
Картинки, запись слов.
Физкультминутка
2) Логические упражнения
– Незнайка сочиняет
Если зимой потеряешь дорогу,
Если затем набредёшь на берлогу.
Того, кто там спит,
Ты, дружочек, не трожь!
Ведь тот, кто там спит,
Называется ёж!
По улицам бродил
Двугорбый крокодил!
У белки – бельчонок, у мыши – мышонок, у кукушки – кукушонок, у кошки – котёнок. Давайте продолжим игру. Но будьте внимательны!
У вороны – …, у галки – …, у козы – …, у лошади – …, у свиньи – …, у собаки – …, у овцы – …, у лягушки – …, у курицы – …, у коровы – …, у зайчихи – …, у щуки – …, у тюленя – ….
3) Итог
Творчество
Тема: Графический диктант
План занятия
1) Графический диктант
2) Обведение шаблонов 2Сложная штриховка»
3) Скороговорка
На пальчике у Олечки
Колечко от Колечки.
То колечко Олечке
Не нравится нисколечко.
Ромашка
Что же это за цветок?
Серединка – как желток1
Лепестки – белее нет!
Собрала я их в букет,
А потом сказал мне Сашка:
«Это попросту ромашка!
Если хочешь погадать,
Любит или нет, узнать,
Лепесточек оторви –
Раз, два, раз, два, раз, два, три!»
Занятие № 7
Математика
Тема: Больше, меньше, выше, ниже
План занятия
1) Работа в тетради
2) Больше, меньше, столько же
-Сравните предметы
-Не считая можно сказать, чего больше?
– А чего меньше?
– Как уравнять7
– Сколько героев взяли себе по игрушке?
– Примеры решите, проговаривая
1+1= 2+1= 5+1=
3-1= 4-1= 8-1=
-Решите задачи
3) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Предложение, слово, слог, ударение
План занятия
1) Составляем рассказы по картинкам
2) Делим слова на слоги
– В альбоме рисуем
3) Составляем предложение по картинке
Схема
4) Игра «Подбери слово»
– Я называю действие, а вы подбираете слова, которые подходят к этому действию
Прыгает – заяц, лягушка, мальчик, спортсмен
Плавает – Шипит – Поливает –
Говорит – Читает – Стучит –
Смотрит – Растёт – Ползает –
Бегает – Кусает – Печёт –
Светит – Горит – Идёт –
5) Итог
Творчество
Тема: Штриховка
1) Выполнение сложной штриховки
2) Рассказывание стихотворения
3) Учим скороговорку
4) Насекомые
– Назовите, раскрасьте
5) Итог
Занятие № 8
Математика
Тема: Счёт предметов
План занятия:
1) Числа, предметы
– Сколько предметов не хватает до количества, указанного цифрами
5 –
2) Подбери к примеру рисунок
– У каждого из вас листок с примерами и картинками. Решать их не надо, а надо к каждому примеру подобрать соответствующий рисунок.
3) Работа в тетради
4) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Предложение, слог, ударение, закрепление.
План занятия
1) Составь предложение
– У вас на парте картинка. Составьте по этой картинке предложение.
Опросить каждого
2) Кроссворд «Игрушки»
1. Не утонет в речке …? мяч
2. За мальчиком с корабликом скачут …? Лягушки
3. Игрушка, верхом на которой можно поехать в гос-
ти? Лошадка
4. В грузовике не привык кататься …? Кот
5. Под дождём до ниточки промок …? Зайка
3) Делим слова на слоги
4) Итог
Творчество
Тема: Графический диктант. Рисование.
План занятия
1) Графический диктант
2) Рисование
– Обведи и раскрась картинки (попугай, цветок, бабочка)
3) Итог
Занятие № 9
Математика
Тема: Счёт предметов. Геометрические фигуры
План занятия
1) Считаем устно
Сколько бубликов в мешок
Положил ты, петушок?
2, но дедушке дадим
И останется … ( 1 )
На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал ещё 1
И уселся рядом с ним.
Кто ответит из ребят,
Сколько стало всех щенят? ( 2 )
Утка морковку в корзине несла.
Этой покупкой довольна была.
Если морковку ещё ей купить,
Сколько их будет –
Ты сможешь сложить? ( 2 )
2) Геометрические фигуры
– Я показываю предмет, а вы ищите и рисуете фигуру, которая похожа на предмет.
3)
– Расставьте знаки в домино.
4) Работа в тетради
5) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Закрепление изученного. Развитие речи
1) Развитие речи
– Составь предложение из слов
На доске: самолёт небо по летать
лиса бежать заяц по
девочка вырезать бумага из цветок
– Закончи предложение
Повар взял кастрюлю, поставил её на плиту и …
Однажды, когда кот спал, к нему подкрались мыши и …
Когда дети смастерили скворечник …
Дети надели тёплую одежду …
Утром показались яркие лучи солнца …
Дети нашли под ёлкой ёжика …
2)
– Делим слова на слоги
3) Игра «Кто, что»
– Услышите слово, отвечающее на вопрос кто – хлопок в ладоши, что – по парте
Заяц, слон, автобус, арбуз, кот, солнце, кит, телевизор, девочка, собака, удочка, часы.
4) Итог
Творчество
Тема: Развитие и логические упражнения
План занятия
1) Оригами «Лодочка»
2) Определение кругозора у уч-ся
– Задаю вопросы по темам:
1. Время
2. Мир и человек
3. Природа
4. География
3) Стихи
4) Итог
Занятие № 10
Математика
Тема: Повторение
План занятия
1) Повторение изученного
Счёт
Сравнение, уравнивание
Решение задач
2) Работа в тетради
3) Итог
Подготовка к обучению грамоте
Тема: Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление
План занятия
1) Назови предмет по описанию
жёлтый высокая весёлая маленький бумажный
кислый колючая проворная лесной лёгкий
овальный зелёная рыжая колючий самодельный
лимон ёлка белка ёж кораблик
круглое белое продолговатое маленькая
жёлтое воздушное холодное хрупкая
яркое лёгкое шоколадное фарфоровая
солнце облако мороженое чашка
2) Штриховка, графический диктант
3) Итог
Творчество
Тема: Любимое занятие, любимая игрушка
План занятия
1) Рисование на свободную тему
infourok.ru
Авторская программа подготовки детей к школе
Разделы: Работа с дошкольниками
В современных условиях подготовки детей к школе необходимо учитывать основные компоненты школьной готовности. На сегодняшний момент ребенку не достаточно дать определенный запас знаний и представлений (научить считать, писать, читать). На первый план выходит психологическая и физическая готовность к школе.
Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: математика и логика, грамота (чтение и письмо), психология и естествознание и ориентирована на различный возрастной состав дошкольников:
– “один шаг к школе” для детей от 4-5 лет;
– “два шага к школе” для детей от 5-6 лет.
Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам и тетрадям. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются индивидуальные “рабочие листы”, которые состоят из различных заданий и упражнений, направленных не только на изучение буквы или цифры, но и на развитие высших психических функций. Данные “рабочие листы” накапливаются у детей в папках и в дальнейшем образуют “альбом подготовки к школе”.
Содержание данного курса занятий и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
– развитие коммуникативных способностей детей; знакомство с буквами русского языка (понятие гласных-согласных, звонких-глухих, парных-непарных, твердых-мягких согласных); введение основной смысловой единицы речи – фонемы; знакомство с понятиями звук, слог, слово, предложение, текст; обучение слоговому чтению, письму по слогам, пересказу, составлению слова из заданных слогов, предложения из заданных слов.
– знакомство с цифрами и числами, составом чисел первого десятка, приемами вычисления +1, -1, +2, -2, +3, -3, образованием чисел второго десятка, решение простых задач с опорой на наглядность; знакомство с геометрическими фигурами.
– психологическая подготовка к школе: развитие познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы.
“1 шаг к школе”
Психология и естествознание (33 ч.)
Эмоциональная сфера (9 ч.)
Знакомство с эмоциями, диагностика и развитие эмоциональной сферы, особенности самооценки дошкольников. Семья, внутрисемейные отношения, семейное общение, диагностика внутрисемейных отношений.
Познавательные способности (21 ч.)
Восприятие: особенности восприятия, диагностика восприятия, иллюзии восприятия.
Внимание: диагностика, развитие и коррекция внимания. Зрительно-моторная координация.
Мышление: диагностика и развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Память: диагностика и развитие памяти (зрительной, слуховой,), развитие опосредованного запоминания.
Воображение и творчество, развитие воображения.
Сказкотерапия (3 ч.)
Математика и логика (33 ч.)
Доцифровой период (5 ч.)
Знакомство с понятиями “больше-меньше-столько же”, “длиннее-короче”, “выше-ниже”, “направо-налево”, “вверх-вниз”, “раньше-позже”. Знакомство с геометрическими фигурами.
Цифровой период (14 ч.)
Названия, последовательность, обозначение и состав чисел первого десятка. Число и цифра. Счет предметов, сравнение предметов.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (8 ч.)
Смысл сложения и вычитания. Приемы сложения и вычитания +-1, +-2, +-3.
Простые задачи (3 ч.)
Составление и решение простых задач с опорой на наглядность.
Образование чисел второго десятка (3 ч.)
Понятие однозначных и двузначных чисел. Название и образование чисел второго десятка. Чтение и запись однозначных и двузначных чисел. (см. Рисунок 1,2 “Число и цифра 3”, Рисунок 3,4 “Число и цифра 5”).
Грамота (33 ч.)
Добуквенный период (6 ч.)
Понятие предложения, слова, слога. Составление предложения по картинке, деление слов на слоги.
Буквенный период (24 ч.)
Понятие буквы и звука. Знакомство с буквами русского языка. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки. Составление слов из слогов. Чтение и запись слогов (см. Рисунок 5 “Буква Оо, звук [о], Рисунок 6,7 “Буква Рр, звуки [р], [р’]”).
Чтение и письмо (3 ч.)
Чтение и письмо под диктовку слогов, слов, простых предложений (см. Приложение 1 “Планирование занятий”).
“2 шага к школе”
Психология и естествознание (66 ч.)
Эмоциональная сфера (16 ч.)
Знакомство с эмоциями и чувствами, диагностика и развитие эмоциональной сферы, особенности самооценки дошкольников. Семья, внутрисемейные отношения, семейное общение, диагностика внутрисемейных отношений.
Познавательные способности (44 ч.)
Восприятие: особенности восприятия, диагностика восприятия, иллюзии восприятия.
Внимание: диагностика, развитие и коррекция внимания. Зрительно-моторная координация.
Мышление: диагностика и развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Память: диагностика и развитие памяти (зрительной, слуховой,), развитие опосредованного запоминания.
Воображение и творчество, развитие воображения.
Развитие крупной и мелкой моторики.
Сказкотерапия (6 ч.)
Математика и логика (66 ч.)
Доцифровой период (7 ч.)
Знакомство с понятиями “больше-меньше-столько же”, “длиннее-короче”, “выше-ниже”, “направо-налево”, “вверх-вниз”, “раньше-позже”. Знакомство с геометрическими фигурами.
Цифровой период (26 ч.)
Названия, последовательность, обозначение и состав чисел первого десятка. Число и цифра. Счет предметов, сравнение предметов.
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 (13 ч.)
Смысл сложения и вычитания. Приемы сложения и вычитания +-1, +-2, +-3, +-4. Перестановка слагаемых.
Простые задачи (5 ч.)
Составление и решение простых задач с опорой на наглядность.
Образование чисел второго десятка (6 ч.)
Понятие однозначных и двузначных чисел. Название и образование чисел второго десятка. Чтение и запись однозначных и двузначных чисел.
Умножение (4 ч.)
Раскрытие смысла умножения, умножение на 2. Решение простых задач на умножение (с опорой на наглядность)
Деление (5 ч.)
Раскрытие смысла деления, деление на равные части, деление по содержанию. Решение простых задач на деление с опорой на наглядность.
Грамота (66 ч.)
Добуквенный период (10 ч.)
Понятие предложения, слова, слога. Составление предложения по картинке, деление слов на слоги. Ударение, ударный и безударный слоги.
Буквенный период (48 ч.)
Понятие буквы и звука. Знакомство с буквами русского языка. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные согласные звуки. Составление слов из слогов. Чтение и запись слогов.
Чтение и письмо (8 ч.)
Чтение и письмо под диктовку слогов, слов, простых предложений. Чтение текстов (см. Приложение 2 “Планирование занятий”).
Рисунки.
20.04.2009
urok.1sept.ru
Методическая разработка по теме: Программа “Подготовка детей к школе”
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос предшкольного образования детей. Значимостью и важностью решения данной проблемы является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, поступающих в начальную школу. Целенаправленная и системная работа с ребенком перед школой должна быть этапом всестороннего развития ребенка – личностного, социального, когнитивного.
О значимости качественного дошкольного образования всех детей именно этой возрастной группы говорится в государственных документах: «Федеральной целевой программе развития образования» и «Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ».
Программа «Подготовка детей к школе» составлена на основе Программы развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Преемственность», которая разработана ведущими специалистами дошкольного и начального образования, методических рекомендаций «Дошкольное обучение: подготовка к школе» (авторский коллектив: Федосова Н.А. «От слова к букве», Волкова С.И. «Математические ступеньки», Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Щирова А.И. и др. «Волшебный мир народного творчества» – М., «Просвещение», 2011, Образовательная система «Школа России»)
Программа «Преемственность» позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе, не допускает дублирования материалов первого класса общеобразовательной школы и даёт возможность подготовить ребёнка к обучению по любой системе.
Данная программа скорректирована, так как образовательная программа «Преемственность» рассчитана на обучение в течение 1 года, поэтому она не может быть реализована полностью. В связи с этим в данной программе заложен тот минимум содержания, который позволит обеспечить каждому ребёнку необходимые стартовые возможности для обучения в первом классе.
Программа «Подготовка детей к школе» предназначена для организации подготовки детей 6 -7 лет к обучению в школе, не посещающих ДОУ.
Основная цель данной программы – обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования. Реализация цели предполагает решение ряда задач.
1. Создание развивающей среды.
2. Разработка содержания, обеспечивающего развитие личностных качеств ребенка, а также его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы.
3. Формирование опыта самопознания.
Программа «Подготовка детей к школе» позволяет организовать системную подготовку детей к обучению в школе. Организация подготовки детей к школе по данной программе предусматривает проведение занятий на базе школы 1 раз в неделю. Занятия имеют продолжительность 30 минут. Подготовка к обучению начинается с 1 марта и заканчивается в мае. Продолжительность учебных занятий – 10 недель.
Содержание программы обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа состоит из разделов:
1. Обучение грамоте и развитие речи.
2. Математика.
3. Творчество
Программа «Обучение грамоте и развитие речи»
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1 | Знакомство с учащимися | |
2 | Текст. Деление на предложение | |
3 | Составление предложений по картинкам времена года | |
4 | Выделение слов из предложений. Слоги | |
5 | Ударный слог | |
6 | Ударный слог. Повторение | |
7 | Предложение, слова, слоги, ударение | |
8 | Предложение. Слог. Ударение. Закрепление | |
9 | Закрепление изученного.Развитие речи | |
10 | Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление знаний, умений, навыков |
Программа «Математика»
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1 | Счёт предметов | |
2 | Счёт предметов | |
3 | Порядковые отношения | |
4 | Уравнивание групп предметов | |
5 | Счёт. Порядковые отношения. Диктант | |
6 | Счёт предметов. Уравнивание. Диктант | |
7 | Больше, меньше, выше, ниже | |
8 | Счёт предметов | |
9 | Счёт предметов. Геометрические фигуры | |
10 | Закрепление изученного |
Программа «Творчество»
№ п/п | Тема занятия | Дата |
1 | Рисуем настроение | |
2 | Графический диктант. Азбука вежливости | |
3 | Рисуем время года | |
4 | Графический диктант. Логические упражнения | |
5 | Обводим шаблоны | |
6 | Графический диктант | |
7 | Штриховка | |
8 | Графический диктант. Рисование | |
9 | Рисование и логические упражнения | |
10 | Графический диктант |
nsportal.ru
Обязательная программа – подготовка детей 6 и 7 лет к школе по государственным стандартам
Подготовка детей 6 и 7 лет к школе по ФГОС – консультации родителям
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»
Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».
Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;
- Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.
- Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.
Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, главной целью которого – формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта – поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Каков должен быть выпускник ДОУ?
Ребенок – выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.
Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа – к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а были способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.
Цель детского сада – эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.
Подготовка к школе в детском саду очень важна для ребенка. Ведь первое чему учится ребенок в дошкольном учреждении это умению общаться и взаимодействовать со сверстниками. Самые первые и самые главные навыки малыш приобретает в дошкольном возрасте. Также в детском саду дети учатся первым навыкам письма, чтения и счета. От воспитателя в этом вопросе зависит очень многое, и самое главное это развить в ребенке интерес к учебе, именно познавательный интерес.
Таким образом, подготовка к школе в детском саду осуществляется двумя способами: через тематические занятия и проекты и посредством общения со взрослыми и сверстниками.
В связи с введенными впервые в нашей стране Федеральными стандартами образования, начальная школа является естественным продолжением детского сада.
Анкетирование родителей на предмет выявления актуальных проблем. По итогам анкетирования возможно проведение дополнительных консультаций с учителем-логопедом, с педагогом-психологом и другими.
Информирование родителей о трудностях адаптации к школе, о возможных решений. Педагоги готовят для мам и пап будущих первоклассников памятки: «Как играть с детьми?», «Как привить ребенку чтение».
Совместные игровые тренинги для родителей и детей. Особенно актуальны тренинги, задействующие мелкую моторику. Специалисты отмечают у большинства современных первоклассников проблемы с речью, с написанием букв.
Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
На занятиях по подготовке к школе воспитатель выполняет следующие задачи:
Формирование у дошкольников представления о школьных занятиях как о важной деятельности для приобретения необходимых знаний, умений и навыков. В соответствии с этим представлением у детей вырабатывается познавательная активность на занятиях;
Выработка ответственности, настойчивости, самостоятельности и старательности. Это способствует стремлению ребенка овладевать знаниями, умениями и навыками, прилагая для этого достаточные усилия;
Овладение навыками коллективной деятельности, позитивного отношения к сверстникам, формирование способности активно воздействовать на своих сверстников как на участников общей деятельности. То есть способности оказания посильной помощи, вынесения справедливых оценок результатов работы сверстников, выработка тактичности в оценке допущенных ошибок;
Приобретение дошкольниками навыков организованного поведения и учебной деятельности в условиях коллектива. Эти навыки способствуют формированию у дошкольников самостоятельности в выборе вида деятельности, игры или занятий.
ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ – РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ВАЖНО! Быть готовым к школе – не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.
Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее.
Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребёнку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
Критерии готовности:
1. физическая;
2. интеллектуальная;
3. социальная;
4. мотивационная.
1. Физическая готовность – это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребёнку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребёнка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребёнка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребёнка (Хорошо ли ребёнок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребёнок здоровым, бодрым).
2. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребёнок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
3. Социальная готовность – это настрой ребёнка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребёнка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребёнок с игровым мотивом («Там много ребят, и можно будет играть с ними») не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребёнок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребёнок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребёнок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, своё рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребёнок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребёнка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг её не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребёнка.
Он должен привыкнуть:
– к новому педагогу;
– к новому коллективу;
– к новым требованиям;
– к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребёнок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребёнка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание. Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
Причины:
Родители ребенка до 6 -7 – летнего возраста:
– не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет ещё научиться, для этого школа есть!»),
– не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),
– на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),
– не обучают ребёнка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности. Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
– «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
– «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
– «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
– «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
– «Попробуй мне только ещё сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности). Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх- низ и т.д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах
20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
– Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.
– Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.
– Пожелайте ребенку удачи, подбодрите – у него впереди трудный день.
– После школы, не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.
– Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
– После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.
– Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
– Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.
– Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, Если что – то не получается, посоветуйтесь с учителем.
– Будьте внимательны к жалобам ребенка.
Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
– Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
– Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
– Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
– Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
– Приучайте ребёнка к самостоятельности.
– Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
– Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
worknet-info.ru
Программа подготовки детей к школе “Дошколёнок”
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников группы формируются из детей дошкольного возраста;
- продолжительность обучения составляет (октябрь – март)
- наполняемость групп до 20 человек;
- режим занятий: 1 раз в неделю – 3 занятия по 30 минут
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика».
На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.
«Основы грамоты».
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
«Умелые ручки».
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий:
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
- Развитие слуховой и зрительной памяти.
- Развитие мышления и речи.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
- Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
- Совершенствование навыков монологической речи.
- Совершенствование навыков диалогической речи.
- Развитие мимики и пантомимики.
- Развитие фантазии и воображения.
- Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
- Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование эмоционально-волевой сферы.
- Формирование этических представлений.
- Повышение уверенности в себе.
- Научить принимать решения.
Учебный план курса «Дошколенок»
Направление | Количество часов в неделю | Всего часов |
«Занимательная математика» | 3 | 24 |
«Основы грамоты» | 3 | 24 |
«Умелые ручки» | 3 | 24 |
Календарно – тематическое планирование
занятий «Занимательная математика»
№ пп | Тема занятий | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Свойства предметов. Сравнение. | 12.10.17 |
|
2 | Понятия: равные, одинаковые. Понятия: длинный – короткий. На, над, под, справа, слева. | 19.10.17 |
|
3 | Понятия: Сколько? Много, мало. Столько же, одинаково. Один. Много. | 26.10.17 |
|
4 | Точка, линия, прямая и кривая линия. | 02.11.17 |
|
5 | Ломаная линия. Многоугольник. Угол. | 09.11.17 |
|
6 | Замкнутые и незамкнутые линии. Числовой отрезок. | 16.11.17 |
|
7 | Знаки +, -, =, ≠. Ориентировка на листе. | 23.11.17 |
|
8 | Знаки <, >, =, ≠. | 30.11.17 |
|
9 | Соотношение количества предметов с цифрой. | 07.12.17 |
|
10 | Математические загадки. | 14.12.17 |
|
11 | Раньше, позже. Математические игры. | 21.12.17 |
|
12 | Длиннее, короче. Измерение длины. | 28.12.17 |
|
13 | Тяжелее, легче. Сравнение по массе. Измерение массы. | 11.01.18 |
|
14 | Объем. Сравнение по объему. Измерение объема. | 18.01.18 |
|
15 | Соотношение количества предметов с цифрой. | 25.01.18 |
|
16 | Задачи, шутки. Ориентировка во времени. | 01.02.18 |
|
17 | Работа в тетради в клетку. | 08.02.18 |
|
18 | Геометрические формы. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб. | 15.02.18 |
|
19 | Составление фигур из частей и деление фигур на части. | 22.02.18 |
|
20 | Соотношение количества предметов с цифрой. | 01.03.18 |
|
21 | Решение арифметических задач. | 15.03.18 |
|
22 | Работа в тетради в клетку. | 22.03.18 |
|
23 | Логические задачи. | 29.03.18 |
|
24 | Математические символы. Логические задачи. | 05.04.18 за 05.10.17 |
|
Календарно – тематическое планирование занятий «Умелые ручки»
№ пп | Тема занятий | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Дары осени. Лепка овощей и фруктов. | 12.10.17 |
|
2 | Моделирование самолета. | 19.10.17 |
|
3 | Лепка по сказке колобок. | 26.10.17 |
|
4 | Лепка. Забавные животные «Утка с утятами». | 02.11.17 |
|
5 | Декоративная работа. Аппликация из геометрических фигур. | 09.11.17 |
|
6 | Аппликация « Павлин» | 16.11.17 |
|
7 | Аппликация по шаблону «Грибок» | 23.11.17 |
|
8 | Оригами «Лебедь» | 30.11.17 |
|
9 | Конструирование «Домик у дороги» | 07.12.17 |
|
10 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных украшений | 14.12.17 |
|
11 | Елочная игрушка «Дед Мороз» (с использованием ваты) | 21.12.17 |
|
12 | Мастерская Деда Мороза. Изготовление елочных украшений. | 28.12.17 |
|
13 | Аппликация «Снеговик» | 11.01.18 |
|
14 | Объемное моделирование «Елочка» | 18.01.18 |
|
15 | Лепка «Посуда из колец» | 25.01.18 |
|
16 | Мозаика «Кораблик» | 01.02.18 |
|
17 | Оригами «Лиса и колобок» | 08.02.18 |
|
18 | Оригами «Лиса и колобок» | 15.02.18 |
|
19 | Изготовление подарка для папы к 23 февраля. | 22.02.18 |
|
20 | Изготовление подарка (открытка) для мамы к 8 марта. | 01.03.18 |
|
21 | Плыви, плыви кораблик (оригами из бумаги) | 15.03.18 |
|
22 | Аппликация «Ракета в космосе» | 22.03.18 |
|
23 | Аппликация «Весенняя композиция» | 29.03.18 |
|
24 | Коллективная работа «Панно из наших ладошек» | 05.04.18 за 05.10.17 |
|
Календарно – тематическое планирование
занятий «Основы грамоты»
№ пп | Тема занятий | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1 | Различение на слух звуков. Обведение по шаблону крупных знакомых предметов, их раскрашивание. | 12.10.17 |
|
2 | Текст. Деление на предложение. Знакомство с разлиновкой тетради. | 19.10.17 |
|
3 | Текст. Деление на предложение. Обведение по шаблону крупных знакомых предметов, их раскрашивание. | 26.10.17 |
|
4 | Составление предложений по картинкам времена года. Узкая строка. Письмо прямых – коротких линий. Считалки | 02.11.17 |
|
5 | Составление предложений по картинкам. Письмо прямых – коротких линий. | 09.11.17 |
|
6 | Выделение слов из предложений. Слоги. Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками | 16.11.17 |
|
7 | Ударный слог. Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв. | 23.11.17 |
|
8 | Ударный слог. Повторение. Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. | 30.11.17 |
|
9 | Предложение, слова, слоги, ударение. Знакомство с линованной бумагой | 07.12.17 |
|
10 | Предложение, слова, слоги, ударение. Письмо коротких линий с наклоном. | 14.12.17 |
|
11 | Предложение, слова, слоги, ударение. Письмо коротких линий с наклоном. | 21.12.17 |
|
12 | Русские былинки, бывальницы и сказки. | 28.12.17 |
|
13 | Русские народные считалки, пословицы и поговорки, прибаутки, сказки, былины. | 11.01.18 |
|
14 | Игра «Найди букву» | 18.01.18 |
|
15 | Предложение. Слог. Ударение. Закрепление. Штриховка-копирование | 25.01.18 |
|
16 | Речь (устная и письменная) – общее представление. Штриховка-копирование | 01.02.18 |
|
17 | Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные» | 08.02.18 |
|
18 | Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику» | 15.02.18 |
|
19 | Слово. Слог. Звуки и буквы. | 22.02.18 |
|
20 | Звуки и буквы. Короткие, длинные наклонные палочки. | 01.03.18 |
|
21 | Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление знаний, умений, навыков. Штриховка-копирование | 15.03.18 |
|
22 | Текст. Предложение. Слово. Слог. Закрепление знаний, умений, навыков. Штриховка-копирование | 22.03.18 |
|
23 | Закрепление изученного. Развитие речи | 29.03.18 |
|
24 | Слово. Семья. | 05.04.18 за 05.10.17 |
|
ЛИТЕРАТУРА:
- Волина В.В. Праздник букваря. – М., 1999.
- Волина В. В. Учимся играя. – М., 1994.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение – М., 1998.
- Герасимова А.С., Жукова О С., Кузнецова В.Г. Энциклопедия развития и обучения дошкольников. – Изд. Олма Медиа Групп. – М., 2007.
- Ильин М.А. Готовим ребёнка к школе. – Издательский дом «Литера», 2004.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: 1985.
- Беженова М. А. Весёлая математика. Д. Сталкер –
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород, 1995.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: 2001.
- Казинцева Е.А., Померанцева И.В. Формирование математических представлений. –В.: Учитель, 2009
- Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. – М.: Просвещение, 2013.
- Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2013.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Развитие речи в картинках. М.: Астрель АСТ, 2002.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н Л, Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся читать. Серия «Школа для дошколят». – Издательство «Росмэн-Пресс», 2002.
- Ю. А. Соколова. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребёнка. Серия «Академия дошкольного развития, – М.: Эксмо, 2010.
- Ю. А. Соколова. Игры и задания на готовность к школе. – М.: Эксмо, 2010.
- Р. Орен. Секреты пластилина. Серия «Академия дошколят» – Издательство «Махаон», 2015.
egorschool5.edumsko.ru