|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Искусство эпохи Возрождения. «Ars nova» – новое искусство
1. Искусство эпохи Возрождения
«ars nova» — новоеискусство
• Основные центры и характерные особенности искусства Эпохи Возрождения.
• Периодах эпохи Возрождения «дученто», «треченто», «кватроченто»,
«чиквеченто».
• Архитектура Проторенессанса. Арнольфо ди Камбио .
• Скульптура Проторенессанса. Николло Пизано, Джованни Пизано, Андреа
Пизано
• Живопись Проторенессанса.
Флорентийская школа. Джотто ди Бондоне .
Сиенская школа.

• Литература Проторенессанса. Данте Алигьери, Франческо Петрарка,
Джованни Боккаччо.
• Музыка Проторенессанса. Франческо Ландино.
Задание:
• узнать о творчестве великих деятелей искусства Проторенессанса.
• найти общее и отличие средневекового искусства и арс-нова.
• узнать значение новых терминов.
гуманизм
античность
антропоцентризм
«дученто»
«треченто»
«кватроченто»
«чиквеченто»
базилика
палаццо
кампанила
баптистерий
регистр
маэста
мадригал
качча
баллада
лауда
Характер искусства Возрождения
Возрожде́ние, или Ренесса́нс зародившаяся в Италии в 13 веке, эпоха,
пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Новому времени.
Характер искусства эпохи Возрождения – интерес к человеческой личности,
ее безграничным творческим возможностям, духовной и физической красоте,
утвердили за ним право свободной личности.
В основе культуры Возрождения лежат идеи
гуманизма (лат.

провозгласившие высшей ценностью человека и его
общественное благо.
Искусство начинает носить светский
характер.
Деятели искусства эпохи Возрождения обратились
к культуре античности. Взамен теоцентризма
средневековья приходит антропоцентризм .
…Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь — весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все — открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда — вскрыть все таинства природы.
И. А. Бунин
Основные периоды эпохи Возрождения
Предвозрождение (проторенессанс) «дученто», «треченто» (конец 13 – 14в.),
Раннее Возрождение «кватроченто» 15 в.,
Высокое Возрождение «чинквеченто» конец 15 – начало 16 в.),
Позднее Возрождение середина и вторая половина 16 в.).
Северное Возрождение (15 – 16
вв.), которое подразумевает страны,
расположенные севернее Италии, — Нидерланды, Францию, Германию,
Великобританию.

Предвозрождение «Проторенессанс»
В переходное время Проторенессанса, сложившегося на основе византийско-готических
традициях, был подготовлен будущий взлет искусства, зародился неподдельный интерес к античности, возникло восприятие человека как сознательной и мыслящей личности.
Сложившееся к тому времени гуманистическое направление в философии во многом
определило особую ценность человеческой личности, ее роль в нравственном воспитании общества.
Религиозное сознание по-прежнему определяло особенности художественного творчества, но
это было уже иное осмысление христианской истории, наполненное новым содержанием.
Центрами Возрождения стали города Тосканы (север Италии) Флоренция, Милан,
Сиена, Болонья, Пиза, Падуя. Первенство принадлежало Флоренции (Цветущая) – ее роль в
культуре Италии подобна роль Афин в Греции.
Архитектура Проторенессанса
Италии мало коснулась культура варваров, позднеантичная традиция здесь почти не
прерывалась, широко применялась ордерная система и готика не получила широкого развития,
архитектура отличалась соразмерностью человеку, развитием не ввысь, а в ширину, использованием
прямоугольных форм, использование инкрустации (узор из цветных мраморов, расчлененный
ордерными колоннами).

В конце 13 века во
Флоренции возводится главное
храмовое сооружение, ставшее
символом города – Санта Мария
дель
Фьоре
архитектора
Арнольфо ди Камбио 12401310 гг.
Затем работу продолжил
Джотто, построивший стройную
пятиярусную
кампанилу
(колокольню).
Санта Мария дель Фьоре.
Флоренция.
13 век.
Палаццо Веккьо. Флоренция.
13 век.
Церковь Санта Кроче. Флоренция.
13 век.
Арнольфо ди Камбио стал также автором проекта здания синьории (городского совета)
Палаццо (дворец) Веккьо и церкви Санта Кроче.
Изобразительное искусство Проторенессанса
Скульптура
Ранее
всего
изобразительное
искусство
Проторенессанса проявилось в скульптуре. Она связана
прежде всего с именами Арнольфо ди Камбио, Николло
Пизано, Джованни Пизано, Андреа Пизано.
Николло Пизано 1220 – 1284 гг. стал одним из
родоначальников новых традиций, отказавшись от
бестелесности готических фигур.
В обнаженной, еще не вполне пропорциональной
фигуре атлета «аллегория Силы», служившим украшением
кафедры баптистерия (пристройка или здание для
крещения) в Пизе, он пытался утвердить физическую
красоту и силу человека.

заговорила античность, но его реформы не нашли
последователей.
Подлинным основателем флорентийской
школы был Андреа Пизано 1290-1339 гг. Его
главными работами стали южные двери
баптистерия
и
барельефы
колокольни
флорентийского собора (совместно с Джотто).
Живопись
В живописи Проторенессанса уже ощутимо светское
начало, внимание к исторической тематике, портретному,
бытовому и пейзажному жанрам. На смену плоскостным
изображениям приходят пространственность и пластичность
форм. Живопись проторенессанса представлена двумя школами:
Флоренции и Сиены.
Флорентийская школа
Основателем стал живописец, архитектор, скульптор
Джотто ди Бондоне 1266 – 1337 гг. Характерной
особенностью его работ стал реалистический взгляд на мир.
Не выходя из круга религиозных тем, Джотто изображал жизнь земных людей с их
радостями и страданиями. Он первым изобразил реальное трехмерное пространство, построенное
на перспективно-линейном основании, ввел в живопись объём фигур, изобразил интерьер.

меняет свое значение, он теперь не исходит от фигур, а падает извне. Фигуры еще не отбрасывают
тень, но в них уже есть форма и тяжесть, объёмность и материальность. Пространство
становится реальным и уходит в глубину.
Капелле дель Арена (Скровеньи). Падуя. 13 век
Фрески в капелле дель Арена в Падуе посвящены жизни Христа, Марии и ее родителей. Художнику
удалось передать благородство и стойкость человеческого духа, целомудрие и материнскую
нежность, ужас предательства и измены.
В отличие от средневековых росписей, где сюжеты располагались по строго отведенным местам
сверху вниз, росписи капеллы дель Арена Джотто расположил на двух противоположных стенах,
разделив их на три яруса (регистра), каждый ярус разбит на шесть сюжетов.
Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи)
В верхнем ярусе северной стены Джотто рассказывает о жизни Иоакима и Анны, родителей
Марии. На среднем ярусе идет повествование о рождении Христа до бегства в Египет.

Фрески капеллы дель Арена (Скровеньи)
На противоположной стене верхний ярус рассказывает о деяниях и чудесах Христа после
возвращения в Иудею. Нижние ярусы стен рассказывают о Страстной неделе Жизни Христа.
Фрески капеллы дель
Арена (Скровеньи)
Среди
лучших
творений
художника фреска «Оплакивание
Христа», рассказывающая об
одном из самых драматических
событий Священной истории.
Скорбь, доходящая до высших
пределов человеческого отчаяния,
здесь сочетается со смирением и
надеждой.
Сиенская школа
Достижения Джотто были не сразу восприняты современниками, исключение составляет «сиенская
живописная школа», основателем которой считают Дуччо Буонинсенья 1255 – 1319 гг. чьи
симпатии были на стороне византийского и готического искусства. для которых характерны
мягкость, хрупкость, мелодичность ритмов.
«Маэста».
Алтарная
перегородка.
14 век. Сиена.
«Маэста». Зал совета в Палаццо Пубблико. 14 век.

Одним из самых выдающихся
её представителей, другом и
любимым художником поэта
Петрарки
был
Симоне
Мартини 1285 – 1344 гг.
произведения
которого
проникнуты светским духом,
декоративностью,
изяществом и поэтической
одухотворённостью.
«Благовещение».
Алтарная
перегородка.
14 век. Сиена.
Симоне Мартини
Литература Проторенессанса
Данте Алигьери 1265-1321 гг. был «последним поэтом Средневековья и вместе с тем
первым поэтом Нового времени», создателем итальянского литературного языка и политическим
деятелем.
Героиней многих его произведений была молодая флорентийка Беатриче, которая рано умерла и
любовь к которой он пронёс через всю жизнь
Его поэтическую славу составила «Божественная Комедия»
— поэма, названная «Божественной» уже после его смерти.
В основе сюжета «Божественной комедии» лежит распространённый в
Средние века жанр «видений» или «хождений по мукам». Это рассказ о
странствиях человека по трём царствам загробного мира представляет
опыт морального совершенствования человека.

части: «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых состоит из 33
песен. Данте проходит девять кругов ада и кручи чистилища, очищаясь
от семи смертных грехов. По аду и чистилищу поэта сопровождает
языческий поэт Вергилий, а по раю — его возлюбленная Беатриче.
Вслед за Данте дело создания единого итальянского языка продолжил истинный гуманист,
учёный-филолог, знаток античности, поэт Франческо Петрарка 1304-1374 гг. В
исторических и поэтических произведениях он прославлял идеалы Древнего Рима.
Но в памяти потомков Петрарка
остался прежде всего, как поэт-лирик,
автор сборника стихотворений на
итальянском языке «Канцонере»
(«Книга песен»), большая часть
которых посвящена Лауре. В его
сонетах и канцонах Лаура предстаёт
идеалом
красоты
и
духовного
совершенства.
Основоположник ренессансной авантюрной
новеллы — Джованни Боккаччо 13131375 гг. Пушкин назвал Боккаччо «творцом
шутливых повестей».

«Декамерон» показана широкая картина
быта и нравов Италии 14 в. Герои новелл,
представленные живо и с большим юмором, —
это люди всех сословий Италии. У Боккаччо
было
много
последователей.
Однако
гуманисты приняли «Декамерон» не сразу.
Это предвидел Боккаччо: «Найдутся, вне
всякого сомнения, и такие, которые скажут,
что в моих повестях слишком много шуток и
прибауток и что человеку степенному это не
пристало».
Музыка Проторенессанса
Музыка Проторенессанса так же испытывала
влияние гуманизма и опиралась на античное наследие. В
данном случае — это литературные и поэтические
произведения Древней Греции и Древнего Рима.
Так же, как и в других искусствах, в музыке усиливалось
светское начало и ослабевало церковное влияние, началось
становление национальных музыкальных школ,
исполнение песен на родном языке, а не на латыни.
Главным представителем нового искусства в музыке был итальянский органист, композитор и
поэт Франческо Ландино 1325- 1397 гг.

Органист. Он был автором около 120 баллад, 12 мадригалов, качч.
Музыкальные жанры Проторенессанса
Мадригал (от лат. Matricale — песня на родном языке) – это итальянская двух- или трёхголосная,
чаше лирическая песня из нескольких коротких куплетов с припевом. Этот музыкальный жанр
связан с творчеством поэта Петрарки и композитором Ландино.
Качча (итал. Caccia — букв, «охота», «погоня – это жанр светских вокальных (чаще двухголосных с
инструментальным сопровождением) пьес, в которых изображались жанровые картинки охоты, а
музыка иллюстрировала содержание слов. Музыкальная форма этого жанра использовала канон в
котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но начинают её разновременно и получается
как бы «преследование» одним голосом другого.
Баллада — танцевальная песня или сценка, исполнялась соло с инструментальным
аккомпанементом, а иногда и с хором.
Лауда — это лирическая или сатирическая многоголосая хоровая песня ремесленников духовноназидательного характера.

1. Ответить на вопросы (устно).
• Назовите временные рамки, перечислите основные
центры и характерные особенности искусства
Эпохи Возрождения.
• Расскажите об основных периодах эпохи
Возрождения, поясните термины дученто,
треченто, кватроченто, чиквеченто.
• Расскажите об архитектуре Проторенессанса.
• Расскажите о скульптуре Проторенессанса.
• Расскажите о живописи Проторенессанса.
• Расскажите о литературе Проторенессанса.
• Расскажите о музыке Проторенессанса.
2. Составить конспект, сделать вывод (письменно).
3. Выписать определения.
гуманизм
античность
антропоцентризм
«дученто»
«треченто»
«кватроченто»
«чиквеченто»
базилика
палаццо
кампанила
баптистерий
регистр
маэста
мадригал
качча
баллада
лауда
Чему мы можем научиться у каждого?
Перейти к разделу
Какие этапы жизни?
8 стадий жизни
Другие теории об этапах жизни
Как ориентироваться и преуспевать на этапах жизни
Если бы кто-нибудь спросил вас, на каком этапе вашей жизни вы находитесь, что бы вы ответили?
Многие из нас считают этапы жизни просто детством и взрослой жизнью. Но можно ли действительно разделить нашу жизнь на две основные категории?
На протяжении жизни мы сталкиваемся с радикальными изменениями и большими вехами. С самого рождения мы постоянно учимся, растем и развиваемся.
Человеческое развитие сложно разделить на четкие этапы. Но многие специалисты в области психологии развития создали теории, помогающие лучше понять наше интеллектуальное и когнитивное развитие.
Эти теории дают нам лучшее представление о том, как мы достигаем различных жизненных целей в разное время.
Давайте рассмотрим различные этапы жизни и узнаем, почему их понимание может помочь вашему личному развитию.
Какие этапы жизни?
Стадии жизни — это различные фазы, через которые проходят все люди в течение обычной жизни. На каждом этапе у большинства людей будут общие интересы, действия и поведение.
Когда мы говорим о концепции этапов жизни, на ум приходят три различных этапа: детство, взрослость и старость.
Однако в жизненном цикле человека есть и другие нюансы. Мы все уникальные личности, которые чувствуют, думают и испытывают разные вещи по мере взросления.
Резкое изменение образа жизни часто характеризует переход на другой этап жизни. Люди часто говорят, что кто-то вступает в новый этап жизни, когда они переезжают из дома, получают высшее образование, выходят на пенсию или заводят детей.
Но сколько этапов жизни? Ну, это зависит от того, кого вы спросите.
Некоторые специалисты по развитию разбивают продолжительность жизни человека на девять этапов. Другие считают двенадцать более подходящим числом.
В некоторых из этих теорий первой стадией является внутриутробное развитие. Так что в глазах некоторых психологов жизненный цикл начинается еще до рождения.
Хотя существует множество теорий, важно помнить, что все мы люди с уникальным опытом. Этапы жизни просто предназначены для того, чтобы быть линзой, через которую можно увидеть нашу жизнь.
8 жизненных стадий
Вскоре мы углубимся в другие концепции жизненных стадий, но давайте сначала обсудим популярную теорию психосоциального развития Эрика Эриксона.
Эрик Эриксон — известный американо-немецкий психолог ХХ века. Он специализировался на изучении эго и использовал психоаналитические инструменты как для исследования, так и для представления своих теорий.
Эриксон известен разработкой концепций кризиса идентичности и стадий психосоциального развития.
Его теория психосоциального развития делает упор на социальные взаимодействия. Он утверждает, что социальные контексты и опыт человека определяют его личность.
Конфликт также занимает центральное место в теории. На каждом этапе жизни Эриксон предлагает конфликт. Каждый конфликт является переломным моментом, когда человек сталкивается с борьбой за достижение психологического качества. Затем эти конфликты приводят к переходу человека на следующую стадию.
Итак, согласно теории Эрика Эриксона, каковы этапы жизни? Его гипотеза охватывает восемь конкретных этапов жизни:
- Детство
- Детство
- Дошкольные годы
- Младшие школьные годы
- Подростковый возраст
- Молодость
- Середина взрослой жизни
- Поздняя взрослость
Когда ты молод, у тебя может быть грандиозное представление о том, кем ты видишь себя через десять лет. Многие дети мечтают стать супергероями или президентами. Но со временем эти надежды и мечты, скорее всего, превратятся в более обоснованное и конкретное видение.
По мере того, как вы растете в себе, вы взращиваете набор ценностей, интересов и устремлений. Естественно, личные цели восьмилетнего человека будут сильно отличаться от целей сорокалетнего.
Разный жизненный опыт помогает вам расти и учиться, а ваш взгляд на мир меняется. С возрастом растет и ваш уровень зрелости.
С большей зрелостью приходит уровень уважения, сострадания и самосознания. Ваши отношения с самим собой меняются.
1. Младенчество
Младенчество начинается с рождения человека и продолжается до восемнадцатимесячного возраста. Это время в значительной степени характеризуется отношениями младенца с опекунами и конфликтом доверия и недоверия.
Если о нем хорошо заботятся, младенец начинает доверять своему родителю или опекуну. Если ими пренебрегают, они, скорее всего, проецируют это недоверие на отношения на других этапах своей жизни.
Хотя люди всех возрастов борются с проблемами доверия, это характерная черта первого этапа жизни.
Достоинством младенчества является надежда. Если в младенчестве о человеке надлежащим образом заботятся, а в более позднем возрасте он оказывается в сложной ситуации, он более склонен верить, что кто-то придет ему на помощь.
2. Детство
Эта стадия раннего детства длится от восемнадцати месяцев до трех лет. В этом возрасте малыши начинают учиться самостоятельно. Если поощрять чувство независимости и уверенности малыша в себе, это способствует его автономии.
Но если этих маленьких детей ругают или высмеивают за их любопытство, у них может развиться чувство стыда, неуверенности в себе и вины. Эта неуверенность может препятствовать их личностному росту, потому что уверенность жизненно важна для развития человека. Следовательно, основной конфликт — это автономия против стыда и сомнения.
Добродетелью малыша является воля. Чувство воли является продуктом растущей уверенности ребенка в своих физических и когнитивных способностях.
3. Дошкольные годы
Дошкольный возраст варьируется от трех до пяти лет. В этом возрасте основной конфликт возникает между инициативой и чувством вины. Как и в детстве, это симптом их попыток учиться самостоятельно и стать более полноценными людьми.
Если опекун поощряет ребенка делать что-то самостоятельно, он вырастает личностью, проявляющей инициативу и имеющей цель в жизни. Если их опекуны критикуют и демотивируют их, у них развивается чувство вины.
В отличие от более ранних стадий, взаимодействие с другими детьми примерно того же возраста способствует большей части развития здесь.
4. Младшие школьные годы
Младшими школьными годами являются дети в возрасте от пяти до двенадцати лет. Они испытывают напряжение между трудолюбием и неполноценностью.
На этом этапе жизни ребенок все больше осознает себя. Эта самореализация включает в себя социальное и эмоциональное развитие.
Также особое внимание уделяется когнитивному развитию — на этом этапе вы учитесь читать и писать.
Достижения и похвалы сделают ребенка на этом этапе трудолюбивым. Но отсутствие признания приводит к чувству неудачи и неполноценности. Если ребенок чувствует одобрение и поддержку в своих начинаниях, он разовьет добродетель компетентности.
5. Подростковый возраст
Этот этап жизни известен своей бурностью. В возрасте от двенадцати до восемнадцати лет большинство людей испытывают кризис идентичности. Этот период ориентирован на будущее, поскольку подростки думают о своем будущем и вкладывают средства в социальные связи.
Больше всего на свете обычный подросток хочет быть принятым сверстниками.
Подросток исследует различные типы ролей, которые он может играть во взрослом возрасте. Это период всепоглощающего самопознания, и это путешествие может быть очень запутанным.
Достоинством подростков является верность. Здоровая сеть поддержки поможет подростку развить способность формировать отношения, несмотря на потенциальные различия.
6. Молодость
Молодость наступает в возрасте от восемнадцати до сорока лет. Как правило, люди на этом этапе строят социальные, профессиональные и финансовые основы, которые им понадобятся на всю оставшуюся жизнь.
Основной конфликт раннего взросления — близость против изоляции. Эта напряженность основана на наличии или отсутствии интимных личных отношений. Тип развития прежде всего социальный.
Если молодой человек избегает близости из-за боязни неудачи, разочарования или обязательств, он, скорее всего, будет чувствовать себя изолированным и одиноким. Молодые люди могут испытывать такие вещи, как кризис четверти жизни. Тем не менее, они также могут начать учиться на своих ошибках.
Однако, если они создадут прочную социальную сеть, они будут чувствовать себя связанными с окружающим миром и, надеюсь, понятыми им. Достоинством этой стадии является повышенная способность к любви.
7. Средний возраст
Согласно Эриксону, средний возраст начинается в сорок и заканчивается в шестьдесят пять. Основным конфликтом на этом этапе среднего возраста является перетягивание каната между генеративностью и стагнацией. Генеративность — это выбор взрослых передать то, чему они научились, молодому поколению.
Если взрослый на этой стадии недоволен или обижен на свою жизнь, он может предпочесть вариться в своем недовольстве и избегать участия в жизни общества. Если они решат быть позитивными и продуктивными членами своего сообщества, они разовьют добродетель заботы.
8. Поздняя взрослость
Восьмая и последняя стадия жизни — поздняя взрослость. Эта стадия относится к любому человеку старше шестидесяти пяти лет.
Поздняя взрослость — время глубоких размышлений и самоанализа. Если вы гордитесь жизнью, которую вы вели, то вы должны испытывать чувство умиротворения. Однако если вас преследуют сожаления и неудачи, вы, вероятно, испытаете отчаяние и обиду.
Согласно Эриксону, либо эго-целостность, либо эго-отчаяние характеризуют конец жизни пожилых людей. Достоинством этой стадии является мудрость.
Другие теории о стадиях жизни
Теория Эрика Эриксона не единственная: в течение многих лет философы, психологи и ученые спорят о количестве жизненных стадий и о том, когда они происходят. Чтобы получить лучшее представление обо всех этапах жизни и о том, как эта структура может вам помочь, давайте рассмотрим некоторые другие теории.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже
В то время как Эриксон предлагает восемь стадий жизни, Жан Пиаже предлагает только четыре. Его теория рассматривает природу интеллекта. Он считает, что то, как дети приобретают знания, определяет поступательное умственное развитие.
Эти стадии:
- сенсомоторная (от рождения до двух лет)
- предоперационный (возраст от двух до семи лет)
- бетон в рабочем состоянии (от семи до одиннадцати лет)
- формальный операционный (двенадцать лет и старше)
Пиаже подчеркивает важность любознательности в когнитивном развитии.
Теория сезонов жизни Даниэля Левинсона
В отличие от теории Пиаже, которая заканчивается подростковой стадией жизни, Левинсон рассматривает всю жизнь человека. Он подчеркивает развитие, которое происходит во взрослом возрасте.
Теория сезонов жизни состоит из последовательных этапов. Эти этапы происходят в течение двух типов периодов. Стабильный период — это время, когда мы делаем решающий жизненный выбор. Переходный период — это когда заканчивается один этап и начинается другой.
Основным недостатком этой теории является то, что исследование касается исключительно мужского опыта. Левинсон решил взять интервью только у биологических мужчин.
Измерение развития Клауса Ригеля
Теория Ригеля не отображает единый процесс развития. Вместо этого его теория подчеркивает непредсказуемую природу жизни.
Ригель предполагает, что личное развитие происходит благодаря внешним и внутренним изменениям, которые вы испытываете во взрослой жизни.
Он выделяет четыре взаимосвязанных внутренних и внешних измерения развития:
- внутренний психологический уровень включает эмоциональный интеллект и умственные способности.
- Внутреннее физическое измерение описывает физическую и половую зрелость.
- Внешнее культурно-социологическое измерение относится к ожиданиям и возможностям общества.
- Измерение внешней среды включает в себя политический, физический и экономический контекст, в котором живет человек.
Как ориентироваться и преуспевать на этапах жизни
Хотя мы можем описать жизненный цикл человека четко очерченными этапами, мы постоянно и постепенно меняемся изо дня в день.
Когда ты молод, у тебя может быть грандиозное представление о том, кем ты видишь себя через десять лет. Многие дети мечтают стать супергероями или президентами. Но со временем эти надежды и мечты, скорее всего, превратятся в более обоснованное и конкретное видение.
По мере того, как вы растете в себе, вы взращиваете набор ценностей, интересов и устремлений. Естественно, личные цели восьмилетнего человека будут сильно отличаться от целей сорокалетнего.
Чтобы пройти эти этапы жизни и преуспеть, вам нужно подготовиться к тому, чтобы извлечь уроки из одного этапа в другой. Таким образом, вы сможете продолжать становиться более счастливой и лучшей версией себя по мере прохождения этапов жизни.
Вот несколько способов сделать это:
- Проработайте свою детскую травму с помощью специалиста по психическому здоровью
- Сделайте свой личностный рост приоритетом, работая с внутренним ребенком и тенью
- Поймите свои модели и то, что действительно важно для вас, отправившись в путешествие по самопознанию
- Примите решение внести необходимые изменения в жизнь, заручившись поддержкой тренера, семьи и друзей
Эти практики помогут вам взрослеть с возрастом. Это хорошо и для вас, и для ваших близких — с большей зрелостью приходит больше уважения к себе и другим, больше сострадания и больше самосознания.
Продвижение по этапам жизни может быть сложным, но увлекательным, потому что дает нам возможность стать самим собой. Если вы научитесь ориентироваться в волнах перемен, вы будете благодарны за все шансы, которые жизнь дает вам для роста.
Понимание этапов жизни для личного роста
Жизнь — это путь самопознания. На протяжении всего курса вы найдете возможности для обучения, чтобы стать лучшим другом, партнером и членом семьи.
Рост и изменения, происходящие с нами на протяжении всей жизни, выходят за пределы физического мира. У нас есть самосознательные, саморефлексивные и социальные способности, которые мы можем развивать.
Понимая этапы жизни и то, что влечет за собой каждый этап, вы можете развить свое самосознание. И с самосознанием вы можете жить своей жизнью с целью и намерением.
Хотя на дороге могут быть ухабы, трудности, с которыми мы сталкиваемся, — это возможности для роста. Личностный рост – это не всегда легко, но это полезно.
Если вы хотите инвестировать в свой личный рост и нуждаетесь в профессиональном и структурированном руководстве, свяжитесь с BetterUp сегодня.
Периодов развития человека | Продолжительность жизни Развитие
Результаты обучения
- Опишите основные периоды развития человека
Подумайте о продолжительности жизни и составьте список того, что вы считаете основными периодами развития. Сколько периодов или этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию часто разбивают продолжительность жизни на восемь этапов:
- Пренатальное развитие
- Младенчество и юность
- Раннее детство
- Среднее детство
- Подростковый возраст
- Раннее взросление
- Средняя взрослость
- Поздняя взрослость
Кроме того, к теме «Смерть и умирание» обычно обращаются после позднего взросления, поскольку в целом вероятность смерти увеличивается в более позднем возрасте (хотя существуют индивидуальные и групповые вариации). Смерть и умирание будут темой нашего последнего модуля, хотя это не обязательно этап развития, происходящий в определенном возрасте.
Список периодов развития отражает уникальные аспекты различных стадий детства и взрослой жизни, которые будут рассмотрены в этой книге, включая физические, когнитивные и психосоциальные изменения. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, когнитивные навыки и социальные отношения. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.
Пренатальное развитиеРисунок 1 . Эмбрион на 8 неделе развития.
Происходит зачатие и начинается развитие. Существует три стадии внутриутробного развития: зародышевый, эмбриональный и плодный периоды. Все основные структуры тела формируются, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Существуют различные подходы к родам, родам и родам с потенциальными осложнениями беременности и родов, а также риски и осложнения у новорожденных, а также достижения в тестах, технологиях и медицине. Влияние природы (например, генетики) и воспитания (например, питания и тератогенов, которые являются факторами окружающей среды во время беременности и могут привести к врожденным дефектам). Эволюционная психология, наряду с изучением близнецов и усыновлений, помогает нам понять взаимодействие факторов и относительное влияние природы и воспитания на человеческое развитие.
Рисунок 2 . Основное развитие происходит в течение первых двух лет жизни, о чем свидетельствуют этот новорожденный ребенок и его младший брат.
Первые полтора-два года жизни — это годы стремительного роста и перемен. Новорожденный со многими непроизвольными рефлексами и острым слухом, но плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего и говорящего малыша. Воспитатели аналогичным образом трансформируют свои роли из тех, кто управляет графиками кормления и сна, в постоянно меняющихся гидов и инспекторов по безопасности для мобильных, энергичных детей. Развитие мозга происходит с удивительной скоростью, как и физический рост и развитие речи. Младенцы имеют свои собственные темпераменты и подходы к игре. Взаимодействие с основными опекунами (и другими) претерпевает изменения под влиянием возможной тревоги разлуки и развития стилей привязанности. Социальные и культурные проблемы сосредоточены вокруг грудного вскармливания или искусственного вскармливания, сна в кроватках или в постели с родителями, приучения к туалету и необходимости делать прививки.
Рисунок 3 . Раннее детство или дошкольные годы в возрасте от 2 до 6 лет наполнены невероятным ростом и изменениями.
Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют формальному школьному обучению, примерно в возрасте от 2 до 5 или 6 лет. В дошкольном возрасте ребенок занят изучением языка (с удивительным ростом в словарный запас), обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Однако это знание не приходит быстро, и у дошкольников могут изначально возникать интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, например, демонстрация того, сколько времени что-то займет, расставив два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.
Среднее детство
Рисунок 4. Среднее детство охватывает большую часть того, что традиционно считается начальной школой, или возраст от 6 до 11 лет.
Возраст от 6 до 11 лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы. Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков и оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы участвуют в этом процессе, сравнивая учеников и публикуя эти сравнения через командные виды спорта, результаты тестов и другие формы признания. Мозг достигает своего взрослого размера к семи годам, но продолжает развиваться. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. Дети также начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками; однополая дружба особенно заметна в этот период.
Подростковый возраст
Рисунок 5. Подростковый возраст, или возраст примерно от 12 до 18 лет, характеризуется половым созреванием и половым созреванием, что сопровождается серьезными социально-эмоциональными изменениями.
Подростковый возраст – это период резких физических изменений, характеризующийся всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание; время может варьироваться в зависимости от пола, когорты и культуры. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода. По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь. Исследования развития мозга помогают нам понять склонность подростков к риску и импульсивное поведение. Основная задача развития в подростковом возрасте связана с установлением собственной идентичности. Подростки обычно изо всех сил пытаются стать более независимыми от своих родителей. Сверстники становятся более важными, поскольку подростки стремятся к чувству принадлежности и принятия; смешанные группы сверстников становятся все более распространенными. Изучаются новые роли и обязанности, которые могут включать свидания, вождение автомобиля, подработку и планирование будущей учебы.
Ранняя взрослость
Рисунок 6. Ранняя взрослость, примерно в возрасте от 20 до 40 лет, может быть разделена на еще одну категорию «зарождающейся взрослости», поскольку между более молодыми людьми и теми, кому за 30, часто существуют глубокие различия.
Поздний подростковый возраст, двадцатые и тридцатые годы часто считают ранним взрослением (учащимся в возрасте от 30 до 30 лет может понравиться слышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других. Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни. В последние десятилетия было отмечено (в США и других развитых странах), что молодым людям требуется больше времени, чтобы «взрослеть». Они дольше ждут, чтобы покинуть родительские дома, закончить формальное образование, начать работу/карьеру, выйти замуж и завести детей. Один психолог, Джеффри Арнетт, предположил, что существует новая стадия развития после подросткового возраста и до начала взрослой жизни, называемая «начинающейся взрослостью», от 18 до 25 (или даже 29 лет).), когда люди все еще исследуют свою идентичность и еще не совсем чувствуют себя взрослыми. Когорта, культура, время в истории, экономика и социально-экономический статус могут быть ключевыми факторами, когда молодежь берет на себя роли взрослых.
Средневзрослый возраст
Рисунок 7. Средний возраст охватывает период от 40 до 65 лет.
Возраст от тридцати (или 40 лет) до середины 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда начавшееся ранее физиологическое старение становится более заметным, период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично смотреть на возможности в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно. Называемые поколением сэндвичей, взрослые среднего возраста могут заботиться о своих детях, а также заботиться о своих стареющих родителях. Заботясь о других и о будущем, люди среднего возраста могут также сомневаться в собственной смертности, целях и обязательствах, хотя и не обязательно переживают «кризис среднего возраста».
Watch It: The UP Series
В 1964 году исследователи и кинематографисты начали снимать увлекательный и знаковый документальный сериал, известный как UP Series. Британская команда World in Action, вдохновленная принципом иезуитов: «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится семь, и я дам вам мужчину», провела интервью с разнообразной группой семилетних детей со всей Англии. В первом фильме под названием «Семеро вверх!» они расспрашивали семилетних детей об их жизни, мечтах и страхах перед будущим. Майкл Аптед, исследователь оригинального фильма, возвращался, чтобы взять интервью у этих людей каждые семь лет с тех пор, в возрасте 14, 21, 28, 35, 42, 49 лет. , 56 лет и, наконец, в возрасте 63 лет.
В этом видео дается хороший обзор сериала (через призму анализа фильма о том, что делает его таким успешным и привлекательным). Сериал Up можно посмотреть на YouTube.
Вы можете просмотреть стенограмму «Some Kind of Connection — The Up Series» здесь (откроется в новом окне).
Поздняя взрослостьРисунок 8. Поздняя взрослость обычно считается возрастом 65 лет и старше, но существуют невероятные различия в состоянии здоровья и образе жизни между «молодыми стариками» и «самыми старыми стариками», которые могут быть здоровыми в их 100s.
Этот период продолжительности жизни, поздняя взрослость, увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах, по мере увеличения средней продолжительности жизни. Поздняя взрослость охватывает широкий возрастной диапазон с множеством вариаций, поэтому полезно разделить ее на такие категории, как «молодые люди» (65–74 года), «пожилые люди» (75–84 года) и «самый старый» (85+ лет). Молодые люди похожи на взрослых среднего возраста; возможно, все еще работает, женат, относительно здоров и активен. Пожилые люди имеют некоторые проблемы со здоровьем и проблемы в повседневной жизни; самые старые старые часто немощны и нуждаются в длительном уходе. Тем не менее, здесь задействовано множество факторов, и лучший способ оценить разнообразие пожилых людей – это выйти за рамки хронологического возраста и изучить, переживает ли человек оптимальное старение (как у джентльмена, изображенного на рис. 8, у которого очень хорошее здоровье для его возраста и продолжает вести активную, стимулирующую жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушенное старение (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста) .
Смерть и умирание
Рисунок 9. То, как люди думают о смерти, относятся к ней и справляются со смертью, зависит от многих факторов. Фото предоставлено Робертом Полом Янгом
Исследование смерти и умирания редко получает то внимание, которого оно заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Такие факторы, как возраст, религия и культура, играют важную роль в отношении и подходах к смерти и умиранию. Существуют разные виды смерти: физиологическая, психологическая и социальная. Наиболее распространенные причины смерти зависят от возраста, пола, расы, культуры и времени в истории. Умирание и скорбь — это процессы, которые могут иметь общие стадии реакции на утрату. Есть интересные примеры культурных различий в ритуалах смерти, траура и скорби. Концепция «хорошей смерти» описывается как включающая личный выбор и участие близких на протяжении всего процесса. Паллиативная помощь — это подход к поддержанию уровня комфорта умирающих, а хоспис — это движение и практика, включающая профессиональную и волонтерскую помощь и уход за близкими.