Особенности развития детей раннего возраста – Детский сад и ребенок
Рубрика — Детская психология
Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.
В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.
Особенности развития детей раннего возраста с рождения
В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.
В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.
Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.
Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.
Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет
В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.
Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.
Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.
Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.
Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.
Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:
- Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
- Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
- Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
- Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
- Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
- Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
- Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
- Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет
Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.
Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.
Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).
На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.
Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.
Общие рекомендации
- Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
- Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
- Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
- Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.
Автор — педагог-психолог Анна Макарова
Ранний возраст — Особенности развития детей раннего возраста
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. Впервые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Следовательно, все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир “взрослых” предметов, преобладают мотивы сотрудничества. Взрослый становится для ребёнка образцом человеческих действий с предметами.
Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:
-во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
-во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;
-в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству с взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.
Новой социальной ситуации развития соответствует и новый тип ведущей деятельности ребёнка –предметная деятельность. Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка данного возраста носит преимущественно непосредственный характер – ребёнок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребёнка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребёнка. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими и требуют учёта величины, формы, местоположения различных предметов.
Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Мышление ребёнка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира.
Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Ситуация, в которой возникает речь, должна представлять предметное сотрудничество ребёнка с взрослым. Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребёнка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого.
Действия маленького ребёнка с предметами — это ещё не игра. Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста. Сначала ребёнок играет исключительно с реалистическими игрушками и воспроизводит с ними знакомые ему действия (причёсывает куклу, укладывает её спать, кормит, катает в коляске и пр.). Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Другой ребенок становится не только “интересным” предметом, но и партнером по общению. Первые субъектно-ориентированные контакты с ровесниками появляются именно в этот период жизни малыша. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность, отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность, нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнёра.
Таким образом, ранний возраст – период интенсивного психического развития ребенка,
которое происходит по нескольким линиям
.Наиболее важными из них являются:
- развитие предметной деятельности и делового общения с взрослым;
- развитие активной речи ребенка;
- развитие произвольного поведения;
- появление игровых замещений;
- формирование потребности в общении со сверстником;
- развитие самосознания и самостоятельности ребенка.
педагог-психолог
Отдела ранней помощи
Мусилович Татьяна Анатольевна
Что такое раннее развитие детей? Руководство по развитию мозга
Здоровое развитие в раннем возрасте (особенно в возрасте до трех лет) обеспечивает строительные блоки для достижений в учебе, экономической продуктивности, ответственного гражданства, здоровья на всю жизнь, крепких сообществ и успешного воспитания следующего поколения. Что мы можем сделать в этот невероятно важный период, чтобы у детей была прочная основа для будущего развития? Центр развития ребенка создал это Руководство по развитию детей в раннем возрасте (ECD), чтобы помочь родителям, опекунам, специалистам и политикам понять важность развития детей в раннем возрасте и узнать, как поддерживать детей и семьи на этом критическом этапе.
Посетите раздел «Введение в РДРВ 2.0», чтобы ознакомиться с новыми ресурсами, основанными на знаниях, представленных ниже.
Шаг 1. Почему раннее детство так важно?
Этот раздел знакомит вас с наукой, которая связывает ранний опыт от рождения (и даже до рождения) с будущей способностью к обучению, поведением, физическим и психическим здоровьем.
Brain Hero
В этом 3-минутном видео показано, как действия родителей, учителей, политиков и других лиц могут повлиять на результаты жизни как ребенка, так и окружающего сообщества.
InBrief: наука о развитии детей в раннем возрасте
В этом видеоролике из серии InBrief рассматриваются основные концепции развития детей в раннем возрасте, установленные за десятилетия исследований в области неврологии и поведения.
InBrief: The Science of Early Childhood Development
В этом кратком обзоре объясняется, как наука о раннем развитии мозга может дать информацию для инвестиций в раннее детство, и показано, почему развитие ребенка, особенно от рождения до пяти лет, является основой для процветания и устойчивого развития. общество.
Шаг 2: Как происходит раннее развитие ребенка?
Теперь, когда вы понимаете важность РДРВ, в этом разделе мы углубимся в науку, в том числе о том, как ранний опыт и отношения влияют и формируют схемы мозга, а также как воздействие токсического стресса может ослабить архитектуру развивающегося мозга.
Три основные концепции раннего развития
Достижения в области нейробиологии, молекулярной биологии и геномики теперь дают нам гораздо лучшее понимание того, как ранний опыт встроен в наше тело и мозг, к лучшему или к худшему. Эта серия видео из трех частей объясняет.
8 вещей, которые нужно помнить о развитии ребенка
В этом важном списке, представленном в отчете «От передового опыта к прорывному влиянию», Центр развития ребенка устанавливает рекорд в отношении некоторых аспектов развития детей в раннем возрасте.
InBrief: The Science of Resilience
В этом кратком изложении представлена наука об устойчивости и объясняется, почему ее понимание поможет нам разработать политику и программы, которые позволят большему количеству детей полностью раскрыть свой потенциал.
Шаг 3: Что мы можем сделать для поддержки развития ребенка?
Понимание того, насколько важны ранний опыт и отношения для развития на протяжении всей жизни, является одним из шагов в поддержке детей и семей. Следующим шагом является применение этих знаний к текущей практике и политике. В этом разделе представлены практические способы, с помощью которых специалисты-практики и лица, определяющие политику, могут поддержать РДРВ и улучшить результаты для детей и семей.
От передового опыта к революционным результатам
В этом отчете обобщены достижения науки о раннем детстве и раннем развитии мозга за 15 лет, а также представлена основа для внедрения научно обоснованных инноваций в политике и практике в отношении детей младшего возраста.
Три принципа улучшения результатов для детей и семей
Понимание того, как опыт, полученный детьми с рождения, даже в пренатальный период, влияет на результаты на протяжении всей жизни, а также основные способности, необходимые взрослым для процветания, обеспечивает прочную основу, на которой политики и общественные лидеры могут разработать общую и более эффективную повестку дня.
Три основные концепции в ранней разработке
Мультимедиа
Здоровое развитие в ранние годы обеспечивает строительные блоки для достижений в образовании, экономической продуктивности, ответственной гражданской позиции, здоровья на всю жизнь, крепких сообществ и успешного воспитания следующего поколения. В этой серии видео из трех частей, подготовленной Центром и Национальным научным советом по развитию ребенка, показано, как достижения в области нейробиологии, молекулярной биологии и геномики теперь позволяют нам лучше понять, как ранний опыт встраивается в наши тела и мозг. или к худшему.
Опыт создает архитектуру мозга
Базовая архитектура мозга создается в процессе, который начинается в раннем возрасте и продолжается во взрослой жизни. Сначала появляются более простые цепи, а затем на них строятся более сложные мозговые цепи. Гены обеспечивают базовую схему, но опыт влияет на то, как и будут ли экспрессироваться гены. Вместе они формируют качество архитектуры мозга и создают прочную или хрупкую основу для всего последующего обучения, здоровья и поведения. Пластичность, или способность мозга к реорганизации и адаптации, наиболее высока в первые годы жизни и снижается с возрастом.
Взаимодействие подачи и возврата формирует схему мозга
Один из самых важных опытов в формировании архитектуры развивающегося мозга — это взаимодействие «обслуживание и отдача» между детьми и значимыми в их жизни взрослыми. Маленькие дети естественным образом стремятся к взаимодействию с помощью бормотания, мимики и жестов, а взрослые реагируют на них таким же вокалом и жестами в ответ. Этот возвратно-поступательный процесс имеет фундаментальное значение для работы мозга, особенно в самые ранние годы.
Токсический стресс подрывает здоровое развитие