Народный МВА | Компетенция на РБК+
РЕЙТИНГ
Карьера выпускников признанных бизнес-школ может развиваться быстрее, а доходы расти существеннее, чем у тех, кто не учился на бизнес-программах. Фактор репутации учебного заведения играет все большую роль. По результатам опроса выпускников портал «МВА в Москве и России» сформировал очередной, седьмой по счету, «Народный рейтинг» лучших российских школ МВА.
Фото: Zuma/ TASS
Последние пять лет российские бизнес-школы преимущественно ориентировались на менеджеров 25–35 лет. Исследование «МВА в Москве и России» (www.mba.su) показало, что на группу 36–40 лет приходится около трети учащихся, а менеджеры возрастной группы 41+ численно лишь немного уступают молодым.
Более 70% участников опроса отметили, что начинали получать бизнес-образование, работая на позициях менеджеров среднего и высшего звена, 10% — в статусе владельцев бизнеса. Через четыре года (два года обучения плюс два года после его окончания) доля менеджеров среднего звена уменьшилась на 19%. Соответственно, почти вдвое выросли доли менеджеров высшего звена (до 52%) и владельцев бизнеса (до 21%).
Большинство выпускников отечественных бизнес-школ, по данным опроса, составляют мужчины (в некоторых — до 89%), однако в школах с преимущественно более молодой аудиторией доля женщин выше.
Критерии эффективности
Один из главных показателей эффективности обучения на МВА во всем мире — это уровень дохода через два года после окончания программы. В большинстве случаев выпускники МВА улучшают свою карьерную позицию, сопровождая ее увеличением дохода. По данным mba.su, доходы менеджеров среднего звена после МВА в среднем растут на 44%, менеджеров высшего звена — на 57%, владельцев бизнеса — на 96%. Даже в случае нулевого карьерного роста выпускники МВА фиксируют увеличение дохода на 29–54%.
В среднем по школам бизнеса, выпускники которых приняли участие в опросе, рост их дохода через два года после окончания программы МВА составил 54%. По итогам обучения 11% менеджеров среднего и высшего звена стали владельцами бизнеса.
Стимулы для роста дохода сводятся не к самому наличию диплома, а к тем новым возможностям влияния на общий успех бизнеса, которые дает полученная экспертиза. Новое образование помогает иначе организовать свою работу и повысить эффективность рабочих процессов. Все большее значение приобретает развитие качеств soft skills, направленных на лидерские навыки, эмоциональный интеллект, эффективные коммуникации.
Рейтинг российских школ МВА — 2016
№ |
Бизнес-школа |
Место, 2016 г. |
Сумма |
Оценка выпускниками результатов обучения |
|||
Увеличение дохода |
Карьерный рост |
Деловые связи |
Личностное и профессиональное развитие |
||||
1 |
Высшая школа менеджмента СПбГУ |
1 |
17,52 |
4,08 |
4,08 |
4,36 |
5,00 |
2 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС |
17,52 |
4,33 |
4,12 |
4,13 |
4,94 |
|
3 |
Программа МВА&EMBA Кingston / РАНХиГС (Институт общественных наук РАНХиГС) |
17,52 |
4,25 |
4,35 |
4,25 |
4,67 |
|
4 |
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО |
2 |
17,35 |
3,95 |
4,30 |
4,40 |
4,70 |
5 |
Институт делового администрирования и бизнеса Финансового университета |
17,34 |
3,86 |
4,29 |
4,38 |
4,81 |
|
6 |
Высшая школа бизнеса ГУУ |
17,33 |
3,98 |
4,14 |
4,31 |
4,90 |
|
7 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС |
3 |
17,23 |
4,32 |
4,24 |
3,81 |
4,86 |
8 |
Школа IT-менеджмента экономического факультета РАНХиГС |
17,22 |
4,11 |
4,14 |
4,05 |
4,92 |
|
9 |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС |
17,21 |
4,19 |
4,23 |
4,17 |
4,62 |
|
10 |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС |
4 |
16,75 |
4,10 |
3,95 |
3,85 |
4,85 |
11 |
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) |
16,73 |
3,80 |
4,05 |
3,93 |
4,95 |
|
12 |
МВА-центр (бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург) |
16,72 |
3,94 |
4,00 |
4,28 |
4,50 |
|
13 |
Экономический факультет МГУ им. М.В, Ломоносова |
5 |
16,53 |
4,10 |
4,00 |
3,76 |
4,67 |
14 |
Плехановская школа бизнеса Intregral РЭУ им. Г.В. Плеханова |
16,50 |
4,06 |
4,17 |
3,83 |
4,44 |
|
15 |
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) |
6 |
16,47 |
3,96 |
3,92 |
3,67 |
4,92 |
16 |
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ |
16,46 |
3,94 |
3,98 |
3,67 |
4,87 |
|
17 |
Международная школа бизнеса Финансового университета |
7 |
16,30 |
3,79 |
3,71 |
4,00 |
4,80 |
18 |
Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск) |
16,30 |
3,92 |
3,92 |
3,75 |
4,71 |
|
19 |
Институт коммуникационного менеджмента ВШЭ |
8 |
16,12 |
3,81 |
4,06 |
3,75 |
4,50 |
20 |
Бизнес-школа Московского финансово-юридического университета |
16,11 |
3,74 |
3,74 |
3,76 |
4,87 |
|
21 |
plus.rbc.ru
БИЗНЕС-ШКОЛА | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 | 2010 |
Академия PwC | 10 | 13 | |||||||
Байкальская международная бизнес-школа ИГУ | 7 | 5 | 7 | 17 | |||||
Балтийский государственный технический университет | 5 | 6 | |||||||
Банковский институт ВШЭ | 6 | 14 | 12 | ||||||
Бизнес-школа ВАВТ | 7 | 9 | 9 | 9 | 6 | ||||
Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) | 2 | 1 | 4 | 3 | 3 | 3 | 7 | 5 | 12 |
Бизнес-школа МГТУ имени Н.Э. Баумана | 9 | 9 | 20 | 18 | |||||
Бизнес-школа МФЮА | 8 | 10 | 8 | 8 | 10 | ||||
Бизнес-школа AMI (Санкт-Петербург) | 13 | ||||||||
Бизнес-школа УрФУ (МВА-центр) (Екатеринбург) | 6 | 8 | 4 | ||||||
Евразийская школа менеджмента (Бизнес-школа EMAS) | 5 | 6 | 10 | ||||||
Высшая коммерческая школа ВАВТ | 8 | 8 | 23 | ||||||
Высшая школа бизнеса ГУУ | 3 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 4 | 7 | |
Высшая школа бизнеса КФУ (Казань) | 5 | 7 | 6 | 5 | 9 | 5 | |||
Высшая школа бизнеса МГУ | 11 | ||||||||
Высшая школа бизнес-информатики ВШЭ | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 5 | 9 | 25 | |
Высшая школа бизнеса НГУЭУ (Новосибирск) | 8 | 12 | |||||||
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС | 6 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 12 | 13 |
Высшая школа маркетинга ГУУ | 16 | ||||||||
Высшая школа менеджмента СПбГУ | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Высшая школа менеджмента ВШЭ | 2 | 2 | |||||||
Высшая школа управления проектами ВШЭ | 7 | 9 | |||||||
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС | 4 | 8 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 |
Высшая экономическая школа СПбГЭУ(Санкт-Петербург) | 5 | 9 | |||||||
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 7 |
Институт государственной службы и управления РАНХиГС | 5 | 9 | |||||||
Институт делового администрирования и бизнеса ГУУ | 5 | 2 | 2 | 14 | |||||
Институт коммуникационного менеджмента ВШЭ | 7 | 8 | |||||||
Институт мировой экономики и бизнеса РУДН | 7 | ||||||||
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ | 6 | 7 | |||||||
Международный институт менеджмента ЛИНК | 7 | 11 | 2 | 3 | 3 | 5 | 8 | 5 | |
Международная школа бизнеса Финансового университета | 6 | 5 | 7 | 4 | 4 | 4 | 8 | 13 | 10 |
Московский государственный строительный университет | 29 | ||||||||
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 |
Международные программы MBA&EMBA РАНХиГС/ Kingston University London | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 6 | 1 |
Открытая школа бизнеса (Санкт-Петербург) | 11 | ||||||||
Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ им. Плеханова | 5 | 7 | 5 | 6 | 5 | 3 | 17 | ||
Программа EMBA Antwerp Management School / ИБДА РАНХиГС | 2 | ||||||||
Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург) | 3 | ||||||||
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО | 3 | 3 | 2 | 2 | |||||
Школа бизнеса “Синергия” | 9 | 11 | 11 | 19 | |||||
Школа IT-менеджмента Экономического факультета РАНХиГС | 3 | 3 | 3 | 2 | 5 | 4 | 6 | 11 | 24 |
Экономический факультет МГУ | 4 | 4 | 5 | 7 | 8 | 5 | |||
Moscow Business School | 12 | 15 | 13 | 10 | 12 | 6 | 10 | 18 |
www.mba.su
TOP-30 бизнес-школ России. VIII Народный рейтинг MBA.SU-2017
По результатам опроса выпускников портал «МВА в Москве и России» (mba.su) сформировал очередной, восьмой по счету, «Народный рейтинг» лучших бизнес-школ МВА на российском рынке. Опрос проходил при поддержке ассоциаций выпускников большинства российских бизнес-школ.
Как и в прошлогоднем рейтинге, позиции бизнес-школ определялись по сумме среднеарифметических оценок выпускников программ MBA и EMBA следующих параметров: увеличение дохода, карьерный рост, уровень установленных деловых связей, личное и профессиональное развитие. Каждый параметр выпускники оценивали от 1 (бесполезно) до 5 (отлично). Следует подчеркнуть, что все эти оценки выражают степень удовлетворенности выпускников результатами обучения и не всегда напрямую связаны с конкретными цифрами дохода, который выпускники получают через два года после окончания бизнес-школ.
Главной особенностью результатов нынешнего опроса являются более сдержанные оценки практически по всем показателям. Этому может быть несколько объяснений, от снижения качества подготовки до влияния общеэкономической ситуации. Очевидно, в 2014-2015 гг. сильно выросли требования работодателей к знаниям и умениям менеджеров, в то время как рост зарплат был ограничен. Поэтому слушатели, в свою очередь, предъявляют более высокие требования к обучению и хотели бы видеть более эффективную отдачу.
Судя по оценкам, можно предположить, что многие бизнес-школы не смогли быстро перестроиться и продолжают обучать в прежнем, «докризисном» режиме. Только оценки личного и профессионального развития по-прежнему высоки, тут бизнес-школы выдают стабильно высокий результат.
Другой особенностью опроса этого года стали оценки основных бизнес-курсов в программе MBA и EMBA. Слушатели оценивали преподавание следующих дисциплин: экономика, менеджмент, маркетинг, финансы, управление проектами, информационный менеджмент. В подавляющем большинстве случаев оценки преподавания бизнес-курсов выше показателей удовлетворенности результатами обучения в целом. Одно из наиболее вероятных объяснений этого мы видим в трудностях реализации полученных знаний на практике, с которыми сталкиваются выпускники бизнес-школ.
На основе анкетирования выпускников МВА 2013-2015 годов выпуска был обновлен портрет обучающихся на программах МВА в российских школах бизнеса. По-прежнему, большинство составляют мужчины, хотя их доля снизилась с 74% до 68%. Соответственно, доля слушательниц МВА выросла на 6%.
Как видно, наиболее крупные возрастные сегменты составляют более трех четвертей (76%).
Большинство выпускников МВА решило получать бизнес-образование, работая на позициях менеджеров среднего (42%) и высшего звена (28%). Оставшуюся треть составляли линейные менеджеры (19%) и владельцы бизнеса (11%).
После обучения на МВА доля менеджеров среднего звена сократилась на 17%, доля линейных менеджеров – на 15%. В это же время число менеджеров высшего звена выросло на 20% , а число владельцев бизнеса увеличилось вдвое (22%).
Карьерные траектории внутри каждой категории менеджеров показывают общую тенденцию на неуклонное повышение по службе после завершения обучения на МВА.
В международных рейтингах бизнес-школ обычно используются реальные цифры годовой заработной платы, которые сообщают выпускники МВА. Отечественная ментальность не предполагает откровенности такого рода, поэтому в Народном рейтинге выпускник указывает лишь процент увеличения своего дохода и оценивает удовлетворенность его ростом по пятибалльной шкале. Иными словами, выпускник оценивает степень соответствия фактического результата зарплатным ожиданиям при поступлении.
В подавляющем большинстве случаев карьерный рост сопровождался увеличением дохода. Средний рост дохода по всем должностным категориям слушателей МВА через 2 года после окончания бизнес-школ в Москве составил 47%, в Санкт-Петербурге – 58%, в регионах – 34%.
БИЗНЕС-ШКОЛА | РОСТ ДОХОДА % |
МОСКВА | |
Международные программы МВА&EMBA Кingston/ РАНХиГС | 71 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | 64 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 63 |
Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС | 56 |
Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) | 55 |
Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ | |
Банковский институт НИУ ВШЭ | 54 |
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО | 53 |
Школа IT-менеджмента РАНХиГС | 52 |
Бизнес-школа МФЮА | 49 |
Международная школа бизнеса Финансового Университета при Правительстве РФ | |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС | 48 |
Международный институт менеджмента ЛИНК | |
Институт государственной службы и управления РАНХиГС | 47 |
Высшая школа бизнеса ГУУ | 45 |
Бизнес-школа «Синергия» | 43 |
Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ | 43 |
Бизнес-школа школа ВАВТ | 41 |
Академия PwC | 39 |
Плехановская школа бизнеса Integral РЭУ | 37 |
Moscow Business School | 36 |
Экономический факультет МГУ им М.В.Ломоносова | 31 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | |
Бизнес-школа Бизнес-школа ИМИСП | 67 |
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета | 66 |
Высшая экономичекская школа СПбГЭУ | 53 |
Бизнес-школа AMI | 50 |
Программа МВА Балтийского государственного технического университета “Военмех” (Санкт-Петербург) | 48 |
РЕГИОНЫ | |
Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань) | 51 |
Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления | 39 |
Бизнес-школа EMAS (Москва-Нижний Новгород) | 34 |
Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск) | 24 |
МВА-центр (Бизнес-школа) Уральского федерального университета (Екатеринбург) | 23 |
***
В шорт-лист участников VIII Народного рейтинга из 43 бизнес-школ по числу представленных анкет смогли пройти только тридцать. Как и в предыдущих рейтингах, для компенсации погрешностей, одно рейтинговое место присваивалось школам, итоговые суммы баллов которых различались между собой менее, чем на 0,03.
Участники VIII Народного рейтинга бизнес-школ совокупно представляют не менее 95% рынка российских программ МВА. Показатели по каждой школе бизнеса представлены ЗДЕСЬ.
Источник данных
С февраля по май 2017 г. на портале «MBA в Москве и России» было проведено онлайн-анкетирование выпускников бизнес-школ, получивших диплом MBA в период с 2013 по 2015 годы. В опросе приняли участие 980 выпускников 43 российских бизнес-школ из девяти регионов: Москва. Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Уфа, Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Иркутск.
Бизнес-школы, выпускники которых приняли участие в анкетировании на портале «MBA в Москве и России»
1. Байкальская международная бизнес-школа Иркутского государственного университета (Иркутск)
1. Академия PwC
2. Балтийский государственный технический университет “Военмех” (Санкт-Петербург)
3. Банковский институт НИУ «Высшая школа экономики» (Москва)
4. Бизнес-школа Всероссийской академии внешней торговли (Москва)
5. Бизнес-школа AMI (Санкт-Петербург)
6. Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург)
7. Бизнес-школа МФЮА (Москва)
8. Бизнес-школа EMAS (Нижний Новгород – Москва)
9. Бизнес-школа Уральского федерального университета (Екатеринбург)
10. Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ (Москва)
11. Высшая школа бизнеса Государственного университета управления (Москва)
12. Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета (Казань)
13. Высшая школа бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (Новосибирск)
14. Высшая школа корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Москва)
15. Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург)
16. Высшая школа управления проектами НИУ ВШЭ (Москва)
17. Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС (Москва)
18. Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Санкт-Петербург)
19. Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (Москва)
20. Институт государственной службы и управления РАНХиГС (Москва)
21. Институт коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ (Москва)
22. Институт мировой экономики и бизнеса Российского университета дружбы народов (Москва)
23. Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ (Москва)
24. Каспийская Открытая школа бизнеса «АстраханЛИНК» (Астрахань)
25. Международная школа бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ
26. Международный институт менеджмента ЛИНК (Москва)
27. Международные программы МВА и ЕМВА РАНХиГС с Kingston University (Москва)
28. Международный центр подготовки кадров в области логистики НИУ ВШЭ (Москва)
29. Московский государственный строительный университет (Москва)
30. Московская школа управления «Сколково» (Москва)
31. Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Москва)
32. Плехановская школа бизнеса «Intregral» Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова
33. Стокгольмская школа экономики в России (Санкт-Петербург-Москва)
34. Урало-Сибирский институт бизнеса (Екатеринбург)
35. Факультет финансов и банковского дела РАНХиГС (Москва)
36. Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России (Москва)
37. Школа бизнеса Линкама (Пермь)
38. Школа бизнеса “Синергия” (Москва)
39. Школа IT-менеджмента РАНХиГС (Москва)
40. Экономический факультет Московского государственного университета (Москва)
41. First_Business_School (Уфа)
42. City Business School (Москва)
43. Moscow Business School (Москва)
www.mba.su
Бизнес-школы получили оценки | Компетенция на РБК+
По результатам опроса выпускников портал «МВА в Москве и России» сформировал восьмой «Народный рейтинг» лучших российских школ МВА.
Слушатели бизнес-школ стали более требовательны к обучению и ждут эффективной отдачи от программ MBA и EMBA. Впрочем, результат оправдывает ожидания — до 80% линейных менеджеров, например, после завершения обучения растут по службе или открывают собственный бизнес.
Как отмечают авторы исследования, продвижение по карьерной лестнице после завершения обучения на МВА — общая тенденция внутри каждой категории менеджеров. И в подавляющем большинстве оно сопровождается увеличением дохода. Средний рост дохода по всем должностным категориям слушателей МВА через два года после окончания бизнес-школы Москвы составил 47%, в Санкт-Петербурге — 58%, в регионах — 34%.
В международных рейтингах бизнес-школ традиционно для оценки результатов обучения используют реальный годовой доход выпускников — они готовы раскрывать размер заработной платы. Российская ментальность такой откровенности не предполагает. Поэтому в «Народном рейтинге» выпускники традиционно указывают лишь процент увеличения своего дохода и оценивают удовлетворенность его ростом по отношению к зарплатным ожиданиям при поступлении по пятибалльной шкале.
Слушатели оценивали преподавание и отдельных дисциплин: экономика, менеджмент, маркетинг, финансы, управление проектами, информационный менеджмент. В подавляющем большинстве случаев оценки преподавания бизнес-курсов оказались выше показателей удовлетворенности результатами обучения в целом. Одно из наиболее вероятных объяснений — трудности реализации полученных знаний на практике, с которыми сталкиваются выпускники бизнес-школ.
Большинство слушателей МВА по-прежнему мужчины — 68%, но авторы рейтинга отмечают, что в последнее время на 6% прибавилось число дам на программах. 76% — это люди в возрасте от 31 до 46 лет.
Большинство выпускников МВА 2013–2015 годов до поступления занимали позицию менеджеров среднего (42%) и высшего (28%) звена. Оставшуюся треть составляли линейные менеджеры (19%) и владельцы бизнеса (11%).
Опрос проходил при поддержке ассоциаций выпускников большинства российских бизнес-школ. Как и в прошлогоднем рейтинге, позиции бизнес-школ определялись по сумме среднеарифметических оценок выпускников программ MBA и EMBA следующих параметров: увеличение дохода, карьерный рост, уровень установленных деловых связей, личное и профессиональное развитие. Каждый параметр выпускники оценивали от 1 («бесполезно») до 5 («отлично»). Все эти оценки выражают степень удовлетворенности выпускников результатами обучения и не всегда связаны с конкретными цифрами дохода, который выпускники получают через два года после окончания бизнес-школ.
Топ-30 бизнес-школ России
№ | Бизнес-школа | Место | Сумма баллов | Оценка параметров обучения | |||
(среднеарифметическая) | |||||||
«макс. польза» — 5, «бесполезно» — 1 | |||||||
Рост дохода | Карьерный рост | Деловые связи | Лично-стное и профес-сиональ-ное развитие | ||||
1. | Международные программы МВА&ЕМВА РАНХиГС / Kingston University London (UK) | 1 | 17,44 | 4,1 | 4,32 | 4,2 | 4,82 |
2. | Институт бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) | 17,43 | 4,26 | 4,11 | 4,17 | 4,89 | |
3. | Бизнес-школа ИМИСП (Санкт-Петербург) | 17,41 | 4,06 | 4,25 | 4,24 | 4,86 | |
4 | Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 2 | 17,18 | 4,3 | 4,18 | 3,93 | 4,77 |
5 | Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета | 17,15 | 3,8 | 3,9 | 4,5 | 4,95 | |
6. | Школа бизнеса и международных компетенций Московского государственного института международных отношений МИД России | 3 | 17,01 | 3,88 | 4,08 | 4,17 | 4,88 |
7. | Высшая школа корпоративного управления РАНХиГС | 17,01 | 4 | 4,14 | 4,07 | 4,8 | |
8. | Высшая школа бизнеса Государственного университета управления | 16,98 | 4 | 4,08 | 4,08 | 4,82 | |
9. | Школа IT- менеджмента РАНХиГС | 16,96 | 3,91 | 4,12 | 4,12 | 4,81 | |
10. | Экономический факультет Московского государственного университета | 4 | 16,79 | 4,04 | 4,25 | 3,71 | 4,79 |
11. | Международная школа бизнеса Финансового университета | 5 | 16,53 | 3,87 | 3,87 | 3,96 | 4,83 |
12. | Балтийский государственный технический университет «Военмех» (Санкт-Петербург) | 6 | 16,23 | 3,52 | 3,81 | 3,95 | 4,95 |
13. | Бизнес-школа EMAS (Нижний Новгород — Москва) | 16,22 | 3,63 | 3,7 | 4,11 | 4,78 | |
14. | Высшая школа бизнес-информатики НИУ ВШЭ | 16,2 | 3,81 | 3,98 | 3,47 | 4,94 | |
15. | Высшая школа бизнеса Казанского федерального университета | 7 | 15,96 | 3,82 | 3,68 | 3,75 | 4,71 |
16. | Институт налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ | 15,94 | 3,5 | 3,5 | 4,25 | 4,69 | |
17. | Плехановская школа бизнеса «Intregral» РЭУ им. Г.В.Плеханова | 15,93 | 3,44 | 3,72 | 3,83 | 4,94 | |
18. | Бизнес-школа Уральского федерального университета (Екатеринбург) |
plus.rbc.ru
Школа дела: где в России получить MBA | ForbesLife
Институт бизнеса и делового администрирования имеет аккредитацию с июня 2012 года на шесть своих программ, в том числе две программы EMBA, осуществляемые совместно с бизнес-школой университета Антверпена (на сайте AMBA речь идет о двух, хотя на сайте ИБДА упоминается только одна). Как и в других бизнес-школах при РАНХиГС, в ИБДА есть разнообразные скидки — временные, региональные и по рекомендации, которые в сумме могут составлять до 20%. Грантов не предполагается.
У международного института «Московская школа социальных и экономических наук» есть совместная программа MBA c британской бизнес-школой университета Kingston, выпускники которой получают два диплома. Она-то и аккредитована AMBA. Преподают в рамках этой программы профессора как из Кингстона, так и из России. Ездить по учебе в Великобританию можно, но совсем необязательно. Грантов, как всегда в РАНХиГС, не бывает. Для слушателей из-за пределов Москвы есть скидки.
Кроме того, аккредитация AMBA есть у Высшей школы корпоративного менеджмента при РАНХиГС, хотя на своем сайте школа скромно об этом умалчивает.
Аккредитация AMBA этого института на две программы — MBA «Стратегия» и MBA The Open University Business School — действует до 2016 года. При этом партнер института, Школа бизнеса Открытого университета Великобритании, имеет, помимо аккредитации AMBA, аккредитацию и двух других крупнейших ассоциаций — European Foundation for Management Development и The Association to Advance Collegiate Schools of Business. Всего в мире бизнес-школ с тремя аккредитациями порядка 50. LINK предлагает систему скидок (в сумме — до 15%), грантов на обучение в последние годы в институте нет.
В начале 2014 года «Мирбис» фигурировал в новостях в связи с приостановлением лицензии Рособрнадзора, но эта проблема успешно разрешилась, и институт сейчас имеет все необходимые по российским законам документы для обучения. А вот аккредитация «Мирбиса» от AMBA действует до июля 2014-го, и в конце июня в институт приедет комиссия для переаккредитации. Школа предлагает две аккредитованные программы MBA и одну — MA in management. Грантов и стипендий в «Мирбисе» не бывает, зато бывают скидки.
С сентября 2011-го у Integral действует аккредитация AMBA (программа была впервые аккредитована в России в числе первых в 2001-м году), а глава школы Лариса Карташова входит в международный аккредитационный совет ассоциации. В школе есть три программы MBA и базовая кафедра госкорпорации «Ростехнологии». Грантов и стипендий не бывает, для выпускников «Плешки» и тех, у кого уже есть экономическое или управленческое образование, — специальные условия.
У университета, предлагающего онлайн- и офлайн-образование, есть кампусы в Москве, Санкт-Петербурге и Дубае. «Синергия» одной из первых получила в России аккредитацию AMBA — в 2001 году. Нынешняя аккредитация восьми программ, обновленная в октябре 2011-го, вот-вот истечет: бизнес-школа ждет комиссию AMBA в ближайшие дни. Грантов «Синергия» не предлагает, зато предлагает скидки.
Три программы факультета СПбГУ аккредитованы AMBA до марта 2018 года. Среди них — MBA с двойным дипломом питерского университета и Высшей коммерческой школы Парижа (обучение ведется на английском языке). Помимо нее, в СПбГУ можно пройти программы Executive MBA и корпоративное обучение.
Четыре программы института (в том числе одна совместно с «Газпромом») имеют аккредитацию AMBA. На сайте ассоциации утверждается, что в одной из аккредитованных программ обучение ведется на испанском — сайт самого института, впрочем, об этом умалчивает. Системы грантов, стипендий или скидок петербургский институт не предлагает.
Напоследок — две школы, у которых нет аккредитации AMBA, но которые все равно заслуживают упоминания. Бизнес-школа СКОЛКОВО отличается тем, что в ее основании принимали участие известнейшие российские бизнесмены: до сих пор они регулярно выступают с гостевыми лекциями. В Сколково можно получить грант в размере до €30 000 на обучение. Стокгольмская школа экономики — учебное заведение из топ-100 рейтинга Financial Times, филиал которого работает в России без совместных программ с другими институтами, в отличие от остальных топовых западных школ. Она предлагает слушателям скидки по рекомендации и льготные кредиты на обучение.
www.forbes.ru
ИБДА РАНХиГС – №1 в Народном рейтинге МВА 2018
Народный рейтинг российских бизнес-школ составляется порталом “МВА в Москве и России” (MBA.SU) при участии Российской Лиги МВА. Информационными партнерами Народного рейтинга выступают российские деловые СМИ: газета “Известия”, ИД “КоммерсантЪ”, РБК, журнал “Профиль”.
Народный рейтинг является наиболее объективным рейтингом российских бизнес школ, поскольку основан непосредственно на оценках самих выпускников программ MBA и Executive MBA. Методика настоящего рейтинга не предполагает использования весовых или иных корректирующих коэффициентов, учета баллов или мнений какого-либо жюри или экспертов. Независимость рейтинга определяется отсутствием прямого или косвенного финансового участия бизнес школ в процессе создания рейтинга.
Всего в опросе 2018 года приняло участие свыше 1300 выпускников МВА и ЕМВА из 41 бизнес-школы из 9 городов. Опрашивались выпускники бизнес-школ 2014–2016 годов, то есть именно те люди, которые имеют самое свежее и адекватное впечатление о современных программах МВА. Важно и то, что за прошедшие 2–4 года после окончания МВА все они смогли оценить рост своего дохода.
Участвовать в опросе могли выпускники МВА любой российской бизнес-школы, которым есть что сказать по поводу своего обучения. Стоит отметить, что несколько заметных на рынке бизнес-школ не представлены в Народном рейтинге по причине низкой активности выпускников и небольшого числа анкет.
Помимо оценки качества учебного процесса в своих бизнес-школах (результаты опубликованы РБК) выпускники давали оценки своей удовлетворенности обучением на программах МВА или Executive MBA в целом, по четырем параметрам (рост дохода, карьерный рост, уровень деловых связей, личностное и профессиональное развитие). Последние показатели вошли в таблицу Народного рейтинга российских бизнес школ – 2018 (опубликована журналом “Профиль”).
Источники:
1. “Народный рейтинг MBA – 2018” – “Профиль”, 10.09.2018
2. Исследование MBA.SU качества учебного процесса и удовлетворенности обучением выпускников MBA российских бизнес-школ
3. Деловой подход. MBA. – “КоммерсантЪ”, (“Образование” Приложение №170 от 19.09.2018)
Рейтинг российских школ МВА – 2018
executive.ranepa.ru
TOP-25 российских школ бизнеса. Интегральный рейтинг MBA.SU-2006
Методики составления рейтингов пока несовершенны. В России это несовершенство сочетается с традиционной закрытостью российского бизнеса, благодаря чему получить полную и достоверную информацию об объектах исследования очень сложно. Тем не менее, рейтинги бизнес-школ составляются и будут составляться, несмотря на решения отдельных школ не участвовать в рейтингах, а также соответствующие рекомендации школам, принятые Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и Европейским советом по качеству бизнес-образования (EQUAL).
Все это происходит потому, что рынок нуждается в рейтингах. Потребителям очень важно иметь представление о табели рангов образовательных учреждений, поскольку цена вопроса (начиная со стоимости бизнес-образования и заканчивая его влиянием на карьеру) очень высока, а самостоятельно разобраться во множестве показателей этого товара трудно.
Поэтому так востребованы рейтинги школ бизнеса, даже при понимании очевидного факта их некоторой приблизительности. Анализ показателей различных рейтингов (особенно, если оцениваемые параметры четко определены и ранжированы) может о многом сказать будущему слушателю программы МВА.
Балл | Место | |
Высшая школа международного бизнеса АНХ при Правительстве РФ | 1,2 | 1 |
Институт бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ | 1,2 | 1 |
Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 2,05 | 2 |
Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ | 2,8 | 3 |
Высшая школа бизнеса МГУ | 3 | 4 |
Институт международного бизнеса «Классическая Бизнес – школа» | 3,85 | 5 |
Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли РФ | 4,48 | 6 |
Институт бизнеса и экономики АНХ при Правительстве РФ (California State University – Hayward) | 5,18 | 7 |
Институт экономики и финансов “Синергия” | 5,38 | 8 |
Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге | 5,4 | 9 |
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП) | 6,6 | 10 |
Высшая школа менеджмента ГУ Высшая школа экономики | 6,88 | 11 |
Институт мировой экономики и бизнеса (Международная Школа Бизнеса) РУДН | 7,15 | 12 |
Международный институт менеджмента ЛИНК | 7,8 | 13 |
Российско-немецкая высшая школа управления АНХ при Правительстве РФ | 7,9 | 14 |
Высшая школа финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ | 8,05 | 15 |
Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии при Правительстве РФ | 8,1 | 16 |
Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве | 8,95 | 17 |
Школа бизнеса Всероссийской академии внешней торговли | 9,43 | 18 |
Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов | 9,6 | 19 |
Институт магистерской подготовки Московского университета экономики, статистики и информатики | 9,63 | 20 |
МИПК по новым направлениям развития техники и технологии МГТУ им. Н.Э.Баумана | 11,4 | 21 |
Банковский институт ГУ Высшая школа экономики | 14,7 | 22 |
Факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета | 15,4 | 23 |
Факультет “Институт менеджмента и маркетинга” АНХ при Правительстве РФ | 16,1 | 24 |
Методика
В имеющихся рейтингах можно запутаться. Часто задаются вопросы: почему места, занимаемые школами в разных рейтингах, так различаются? Ответ очевиден: методики разные, а результат сильно зависит от того, какие школы включаются в листинг, какие параметры анализируются, какие весовые коэффициенты используются и т.д.
Между тем, очевидно, что большинство параметров школ бизнеса, оцениваемых в ходе составления различных рейтингов, или одинаковы или дополняют друг друга.
Для анализа мы взяли три рейтинга школ бизнеса, составленных РБК (июнь 2004 г.), Ассоциацией менеджеров (октябрь 2004 г.) и журналом «Финанс.» (июнь 2005 г.).
Почему только эти, ведь известны еще, по крайней мере, еще несколько? Например, рейтинг Executive «Топ-10 наиболее известных российских учебных заведений с программами МВА», рейтинг программ МВА журнала «Двойная запись», рейтинг журнала «Экономические стратегии» – 20 наиболее стратегичных бизнес-школ России?
Посмотрим на них повнимательнее. «Топ-10 наиболее известных российских учебных заведений с программами МВА» строго говоря, полноценным рейтингом не является, поскольку никакие параметры (кроме известности у опрашиваемых) бизнес-школ не учитывались. Да и этот результат весьма сомнителен, хотя бы потому, что например, опрашиваемые считают АНХ одной бизнес-школой, в то время как в составе АНХ их, по крайней мере, восемь и это хорошо известно любому, кто интересовался рынком программ МВА.
«20 наиболее стратегичных бизнес-школ..» – это поистине, вещь в себе. Очень уважаем «британо-российскую методику», использованную журналом «Экономические стратегии» для оценки школ бизнеса, однако понять, что и как оценивалось, не можем.
Рейтинг программ МВА журнала «Двойная запись» нами отводится по причине отсутствия в «рейтинге» программ лидеров рынка бизнес-образования, таких как: Высшая школа менеджмента ГУ ВШЭ, Высшая школа международного бизнеса, Высшая школа финансового менеджмента, Высшая школа корпоративного управления (все – АНХ при Правительстве РФ), Высшая школа бизнеса МГУ им. М.В. Ломоносова? Могут сказать, какие-то школы бизнеса, мол, не участвуют в рейтингах принципиально. Но для того ведь и существует самостоятельный сбор информации, благо ее сейчас в СМИ хватает. А иначе, какой же это рейтинг, если в нем нет тех, кто составляет четвертую часть рынка бизнес-образования?
Таким образом, круг анализируемых показателей был ограничен тремя рейтингами. «Рейтинг публичной репутации ТОП-20 лучших российских бизнес-школ», составленный Ассоциацией менеджеров, принимал во внимание такие показатели бизнес-школ, как: известность бизнес-школы, доступность информации о бизнес-школе, престижность диплома, приемлемость стоимости обучения, профессионализм преподавательского состава бизнес-школы, возможность выбора нужной формы обучения, контакты с компаниями, международные связи, профессионализм выпускников бизнес-школы, положительные отзывы о работе бизнес-школы и др.
Рейтинг «TOP-15 бизнес-школ Москвы», составленный РБК, оценивал: возраст школы, количество выпускников, стоимость обучения, наличие дневной/вечерней и очно-заочной форм обучения, размер группы, вступительные экзамены, из каких ВУЗов преподаватели, есть ли у преподавателей опыт работы в бизнесе, стажировались ли преподаватели за границей в бизнес-школах, сколько часов преподается иностранный язык, с какими зарубежными бизнес-школами есть сотрудничество, выдает ли школа государственный диплом MBA, есть ли у студента возможность получить международный MBA, качества дипломных проектов и т.д.
Рейтинг журнала «Финанс.» учитывал пять ключевых показателей: профессорско-преподавательский состав, круг слушателей, специализация программы, репутация школы.
У каждого из этих рейтингов есть свои плюсы и минусы, да и листинг их различен. Поэтому у членов МВА-сообщества «Российская Лига МВА» возникла идея, используя данные трех рейтингов, попытаться составить некий интегральный рейтинг школ бизнеса, который бы учитывал максимум значимых параметров и позволял сравнивать участников разных рейтингов. Необходимо было привести данные в сравнимую форму, для чего были сделаны некоторые допущения.
1. За основу нами были взяты места, занимаемые школами бизнеса, а не соответствующие ими в рейтингах баллы, поскольку информация о методиках подсчета рейтинговых баллов во всех случаях практически отсутствует, а в рейтинге Ассоциации менеджеров баллы отсутствуют совсем. В шорт-лист были включены те школы бизнеса, которые, по мнению членов сообщества, в наибольшей степени могут претендовать на ТОП-25.
2. В рейтинге номеру места в рейтинге присваивается такое же количество баллов. Поэтому победитель нашего рейтинга получает наименьшее количество баллов.
3. Каждый из этих рейтингов имеют разную достоверность. Рейтингу журнала «Финанс.», как наиболее детальному, был присвоен максимальный коэффициент достоверности – Кд1=0,7.
Рейтинг РБК получил Кд2, равный 0,55 из-за явно неполного перечня ведущих школ бизнеса с одной стороны, и очевидно завышенных оценок аутсайдеров – с другой.
Коэффициент достоверности Кд3 рейтинга Ассоциации менеджеров был принят равным 0,6 главным образом, из-за того, что этот рейтинг «публичности» не очень-то публичен – отсутствует открытая информация о количестве баллов, полученных за те или иные параметры. Вместе с этим, экспертная оценка в целом (без учета мест) совпадает с перечнем школ бизнеса в этом рейтинге.
4. Результирующий балл получается следующим образом:
Р = М1*Кд1 + M2*Кд2 + M3*Кд3 / Nrat
где Nrat – количество рейтингов (в нашем случае максимальное Nrat=3)
Полученные результаты, на наш взгляд, за небольшими исключениями, соответствуют картине российского рынка бизнес-образования. В рейтинге есть недостатки – поскольку рейтинг базируется на данных трех рейтингов, то он наследует их слабые места, главное из которых, пожалуй, степень адекватности оценки немосковских школ бизнеса (например, по экспертным ощущениям, позиции некоторых бизнес-школ Санкт-Петербурга должны быть выше). Однако, это особая проблема для любого рейтинга, составляемого московскими специалистами.
Представленный интегральный рейтинг, безусловно, является неплохим ориентиром для тех, кто собирается учиться на МВА.
www.mba.su