Законны ли поборы в школах и детских садах
Родители несовершеннолетних детей довольно часто сталкиваются с необходимостью внести деньги на покупку игрушек и нового линолеума в детском саду, на ремонт класса и подарки учителям в школе. И это лишь часть добровольно-принудительных сборов, которые заведующие, директора или родительский комитет просят устроить ради обеспечения комфортных условий обучения ребят.
Насколько законна такая практика, как проверить, куда ушли деньги и что делать, если «общественность» настоятельно требует скинуться на нужное дело, а вы с этим категорически не согласны. Ответам на эти непраздные вопросы мы и посвятили этот небольшой обзор.
Бесплатное удовольствие
Для начала напомним, что в России Конституция гарантирует бесплатность и общедоступность как дошкольного, так и школьного образования. Причем не только обучение в государственных детских садах и школах, но пользование игрушками и учебниками для каждого ребёнка бесплатно.
В детском саду родительская плата взимается только за уход и присмотр за воспитанником.
Никаких других обязательных платежей, связанных с обучением, попросту не существует.
– По закону «Об образовании», руководство дошкольного учреждения не может включить в родительские взносы расходы на нужды группы, содержание имущества образовательной организаций, детского сада, на подарки воспитателям и ремонт, – рассказывает специалист в области гражданского права Елена Сомова. Тем более никто не имеет право требовать за это деньги. Если сборы велись на добровольной основе, но вы все равно не сдали деньги, то к детям никакие санкции применить нельзя.
Дело добровольное
Однако добровольные пожертвования на нужды класса или группы нарушением закона не считаются.
– Воспитатель, учитель или родительский комитет вправе только предложить организовать какой-либо сбор на общие нужды, – поясняет Елена Сомова. Если сумма согласована, но вы не вошли в число финансовых доноров, заставить вас никто не сможет. Никакие звучащие в родительских группа и чатах формулировки «срочно» и «в обязательном порядке» силы закона не имеют.
А дискриминация ребёнка из-за отказа его родителями сдать деньги – хороший повод привлечь виновных к ответственности.
Впрочем, во многих школах и детских садах ребятам и их родителям предлагается дополнительные платные услуги. Речь может идти о дополнительных занятиях по иностранному языку или посещении секции восточных единоборств.
Эти мероприятия не входят в учебный план, а значит не оплачиваются из бюджета школы. На сайте образовательного учреждения такие занятия должны быть утверждены администрацией и размещены в разделе «платные услуги», а фактическая цена посещения должна совпадать с данными, указанными на интернет-ресурсе.
Если в школе собираются деньги на покупку бланков для участия детей в какой-либо олимпиаде или конкурсе, вносить средства вы можете, только если ребенок проявил интерес и готов попробовать силы в таких соревнованиях.
Нередко родителей просят скинуться на общие нужды детсада или школы – ремонт спортзала, покупку мебели в актовый зал или костюмов для новогоднего карнавала.
Такие предложения не нарушают закон, но, как правило, возможность подобных взносов упоминается в подписанном родителями договоре о дополнительных образовательных услугах. Но и в этом случае пожертвования – дело добровольное.
Извольте отчитаться
Но даже получив родительские деньги, образовательное учреждение обязано на своём сайте отчитаться о расходах. Если у родителей возникли какие-либо подозрения в целевом расходовании средств они вправе обратиться с заявлением (оно составляется в двух экземплярах, один остается у автора) к директору школы или заведующей детского сада с просьбой объяснить, куда были направлены деньги.
Если вы не желаете вносить деньги, но хотите помочь школе, то достойной альтернативой взносам может стать посильное содействие в планируемых полезных делах. Например, фото, видеосъёмка мероприятия, либо участие в уборке класса или пришкольной территории, или в уходе за детсадовским огородом.
Если с родителей настойчиво требуют деньги на нужды школы или детсада, они имеют полное право обратиться сначала в местное управление образования, затем в региональное министерство и Рособрнадзор. А в случае равнодушия этих ведомств, вы вправе направить свои претензии в прокуратуру. Куда бы не обращались родители, все организации обязаны ответить им в течение месяца.
Прокурор разъясняет – Прокуратура Курганской области
- 23 июня 2020, 14:21
Взносы в детском саду: право или обязанность родителей?
Текст
Поделиться
В прокуратуры районов области поступают жалобы родителей на постоянные денежные сборы в детских садах. Законны ли действия руководителей детских садов, устанавливающих эти сборы с родителей?Как показывают прокурорские проверки, в области действительно имеют место факты принуждения родителей учащихся к внесению так называемых вступительных взносов при приеме детей в школу, добровольных пожертвований на различные нужды учреждений, в том числе финансируемые их бюджета. С целью пресечения выявленных нарушений закона в 2009 году межрайгорпрокурорами принесено 26 протестов на локальные акты образовательных учреждений, содержащие незаконные положения о возложении обязанности на законных представителей оказать услуги образовательному учреждению.В судебном порядке прокурорами оспорено 143 договора, заключенных между администрациями образовательных учреждений с законными представителями несовершеннолетних, в соответствии с которыми родители обязаны оказывать помощь в проведении ремонта, приобретении игрушек, канцелярских товаров, средств гигиены и др.В соответствии со ст. 521 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка в указанных учреждениях. При этом размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может превышать 20% затрат на содержание ребенка, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат.
В прокуратуры районов области поступают жалобы родителей на постоянные денежные сборы в детских садах. Законны ли действия руководителей детских садов, устанавливающих эти сборы с родителей?Как показывают прокурорские проверки, в области действительно имеют место факты принуждения родителей учащихся к внесению так называемых вступительных взносов при приеме детей в школу, добровольных пожертвований на различные нужды учреждений, в том числе финансируемые их бюджета. С целью пресечения выявленных нарушений закона в 2009 году межрайгорпрокурорами принесено 26 протестов на локальные акты образовательных учреждений, содержащие незаконные положения о возложении обязанности на законных представителей оказать услуги образовательному учреждению.В судебном порядке прокурорами оспорено 143 договора, заключенных между администрациями образовательных учреждений с законными представителями несовершеннолетних, в соответствии с которыми родители обязаны оказывать помощь в проведении ремонта, приобретении игрушек, канцелярских товаров, средств гигиены и др.В соответствии со ст. 521 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка в указанных учреждениях.
При этом размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может превышать 20% затрат на содержание ребенка, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 849 утвержден перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы. Так при установлении родительской платы учитываются следующие виды расходов детского сада: оплата труда и начисления на оплату труда, приобретение услуг: услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование чужим имуществом, прочие услуги; прочие расходы; увеличение стоимости основных средств; увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. Таким образом, внося плату за посещение ребенком детского сада, родители уже оплачивают затраты и на ремонт, и на игрушки, и на канцелярские товары, и на все остальное.Вклад родителей в эмоциональную компетентность дошкольников: прямые и косвенные эффекты
Барон, Р. М., и Кенни, Д. А. (1986). Различие переменных модератора и посредника в социально-психологических исследованиях: концептуальные, стратегические и статистические соображения. Журнал личности и социальной психологии, 51 , 1173–182.
ПабМед Google Scholar
Бехар Л. и Стрингфилд С. (1974). Шкала оценки поведения дошкольника. Психология развития, 10 , 601–610.
Google Scholar
Борке, Х. (1971). Межличностное восприятие детей раннего возраста: эгоцентризм или эмпатия? Психология развития, 5 , 263–269.
Google Scholar
Бретертон, И., Фриц, Дж., Зан-Вакслер, К., и Риджуэй, Д. (1987). Учимся говорить об эмоциях: функционалистская точка зрения. Развитие ребенка, 56 , 529–548.
Google Scholar
Буллок, М., и Рассел, Дж. А. (1986). Представления об эмоциях в психологии развития. В CE Izard & P. Read (Eds.), Измерение эмоций у детей (Том 2, стр. 203–237). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Крокенберг, С. Б. (1985). Реакции малышей на материнский гнев. Merrill-Palmer Quarterly, 31 , 361–373.
Google Scholar
Denham, SA (1986). Социальное познание, социальное поведение и эмоции у дошкольников: контекстуальная проверка. Развитие ребенка, 57 , 194–201.
Google Scholar
Denham, SA (1989). Материнский аффект и социально-эмоциональная компетентность детей ясельного возраста. Американский журнал ортопсихиатрии, 59 , 368–376.
ПабМед Google Scholar
Денхэм, С.А. (1993). Эмоциональная отзывчивость матери и социально-эмоциональное функционирование детей ясельного возраста. Журнал детской психологии и психиатрии, 34 , 715–728.
ПабМед Google Scholar
Денхэм, С.А., и Бургер, К. (1989). Наблюдательная валидация оценок социальной компетентности и проблем поведения дошкольников. Журнал детских исследований, 21 , 185–201.
Google Scholar
Денхэм, С.А., Кук, М.С., и Золлер, Д. (1992). Малыш выглядит очень грустным: Обсуждения эмоций между мамой и дошкольником. Британский журнал психологии развития, 10 , 301–315.
Google Scholar
Denham, SA, & Couchoud, EA (1990a). Понимание эмоций младшими дошкольниками. Журнал детских исследований, 20 , 171–192.
Google Scholar
Denham, SA, & Couchoud, EA (1990b). Понимание младшими дошкольниками неоднозначных эмоциональных ситуаций. Журнал детских исследований, 20 , 193–202.
Google Scholar
Денхэм, С.А., и Гроут, Л. (1992). Эмоциональная экспрессивность и копинг матерей: топография и связь с социально-эмоциональной компетентностью дошкольников. Монографии по генетике, социальной и общей психологии, 118 , 75–101.
Google Scholar
Денхэм, С.А., и Гроут, Л. (1993). Социализация эмоций: путь к регуляции аффектов дошкольников. Журнал невербального поведения, 17 , 215–227.
Google Scholar
Denham, S.A., McKinley, M., Couchoud, E.A., & Holt, R. (1990). Эмоциональные и поведенческие предикторы статуса сверстников у младших дошкольников. Развитие ребенка, 61 , 1145–1152.
ПабМед Google Scholar
Денхэм, С.А., Ренвик-ДеБарди, С., и Хьюз, С. (1994). Аффективное общение между матерями и дошкольниками: отношения с социально-эмоциональной компетентностью. Merrill Palmer Quarterly, 40 , 488–508.
Google Scholar
Денхэм, С. А., Ренвик, С., и Холт, Р. (1991). Работая и играя вместе: прогнозирование дошкольной социально-эмоциональной компетентности от взаимодействия матери и ребенка. Развитие ребенка, 62 , 242–249.
Google Scholar
Денхэм, С.А., Золлер, Д., и Кушуд, Э.А. (1994). Каузальное понимание эмоций дошкольниками и их социализация. Психология развития, 30 , 928–936.
Google Scholar
Данн, Дж., Бретертон, И., и Манн, П. (1987). Разговоры о чувствах между матерями и их маленькими детьми. Психология развития, 23 , 132–139.
Google Scholar
Данн, Дж., и Браун, Дж. (1994). Влияет на выражение в семье, понимание детьми эмоций и их взаимодействие с другими людьми. Merrill-Palmer Quarterly, 40 , 120–137.
Google Scholar
Данн, Дж., Браун, Дж., и Бердсолл, Л. (1991). Семья говорит об эмоциях, а дети позже понимают эмоции других. Психология развития, 27 , 448–455.
Google Scholar
Данн, Дж., Браун, Дж., Сломковски, Тесла, К., и Янгблейд, Л. (1991). Понимание маленькими детьми чувств и убеждений других людей: индивидуальные различия и их предшественники. Детское развитие, 62 , 1352–1366.
ПабМед Google Scholar
Айзенберг, Н., и Фабес, Р. А. (1994). Реакции матерей на негативные эмоции детей: отношение к детскому темпераменту и гневному поведению. Merrill-Palmer Quarterly, 40 , 138–156.
Google Scholar
Айзенберг Н., Фабес Р. А., Бернцвейг Дж., Карбон М., Пулин Р. и Ханиш Л. (1993). Связь эмоциональности и регуляции с социальными навыками и социометрическим статусом дошкольников. Развитие ребенка, 64 , 1418–1438.
ПабМед Google Scholar
Айзенберг Н., Фабес Р. А., Карло Г. и Карбон М. (1992). Эмоциональная реакция на других: поведенческие корреляты и предпосылки социализации. В N. Eisenberg & RA Fabes (Eds.), Эмоции и их регуляция в раннем развитии. Новые направления развития ребенка , Том. 55 (стр. 57–73). Сан-Франциско: Джосси-Басс.
Google Scholar
Айзенберг Н., Фабес Р. А., Карло и Тройер Д., Шпеер А., Карбон М. и Свитцер Г. (1992). Отношение материнских практик и характеристик к заместительной эмоциональной отзывчивости детей. Развитие ребенка, 63 , 593–602.
Google Scholar
Фабес Р. А., Айзенберг Н. и Бернцвейг Дж. (1990). Шкала преодоления негативных эмоций у детей: Описание и оценка . Неопубликованная рукопись, Департамент семейных ресурсов и человеческого развития, Университет штата Аризона.
Фивуш, Р. (1989). Изучение половых различий в эмоциональном содержании разговоров матери и ребенка о прошлом. Половые роли, 20 , 675–691.
Google Scholar
Грусек, Дж. Э., и Гуднау, Дж. Дж. (1994). Влияние родительских дисциплинарных методов на интериоризацию ценностей детьми: переосмысление текущих точек зрения. Психология развития, 30 , 4–19.
Google Scholar
Хальберштадт, А. Г. (1991). Социализация экспрессивности: Влияние семьи в частности и модели в целом. В RS Feldman & S. Rime (Eds.), Основы эмоциональной выразительности (стр. 106–162). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Хоффман М.Л. (1984). Взаимодействие аффекта и познания в эмпатии. В CE Izard, J. Kagan и RB Zajonc (Eds.), , эмоции, познание и поведение, (стр. 103–131). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Хмель, Х. (1995). Возрастные и гендерные эффекты родительской депрессии: комментарий. Психология развития, 31 , 428–443.
Google Scholar
Кац, Л.Ф., и Готтман, Дж.М. (1995, март). Супружеский конфликт и детская агрессия. В J. Jenkins (председатель), Аффект, социализация и психопатология . Симпозиум, проводимый раз в два года на собрании Общества исследований детского развития, Индианаполис.
Копп, CB (1989). Регуляция дистресса и негативных эмоций: обзор развития. Психология развития, 25 , 343–354.
Google Scholar
Линехан, М.М., Пол, Э., и Иган, К.Дж. (1983). Тест родительского влияния: развитие, достоверность и надежность. Журнал клинической детской психологии, 12 , 161–166.
Google Scholar
Малатеста, К.З., и Хэвиленд, Дж.М. (1982). Обучение правилам отображения: социализация выражения эмоций в младенчестве. Развитие ребенка, 53 , 991–1003.
ПабМед Google Scholar
Олсон С.Л. (1984). Опросник дошкольных компетенций: Факторная структура, лонгитюдная стабильность и конвергенция с оценками дезадаптации . Неопубликованная рукопись Мичиганского университета.
Олсон С.Л. (1989). Оценка импульсивности у дошкольников: сходимость перекрестных мер, лонгитюдная стабильность и соответствие социальной компетентности. Журнал клинической психологии, 18 , 176–183.
Google Scholar
Парк, Р. Д. (1994). Прогресс, парадигмы и нерешенные проблемы: комментарий к последним достижениям в нашем понимании детских эмоций. Merrill-Palmer Quarterly, 40 , 157–169.
Google Scholar
Парк, Р. Д., Кэссиди, Дж., Беркс, В. М., Карсон, Дж. Л., и Бойюм, Л. (1992). Семейный вклад в компетентность сверстников среди детей младшего возраста: роль интерактивных и аффективных процессов. В RD Parke & GW Ladd (Eds.), Отношения между семьей и сверстниками: способы связи (стр. 107–134). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Робертс, В. Р. (1992). Программы для полевого сбора и анализа данных наблюдений: Учебное пособие . Неопубликованная рукопись, Колледж Карибу, Канада.
Рубин, К. Д., и Кларк, М.Л. (1983). Рейтинги поведенческих проблем учителями дошкольных учреждений: наблюдательные, социометрические и социально-когнитивные корреляты. Журнал аномальной детской психологии, 11 , 273–286.
ПабМед Google Scholar
Рубин, К.Д., и Дэниэлс-Бирнесс, Т. (1983). Параллельные и прогностические корреляты социометрического статуса у детей детского сада и 1-го класса. Merrill-Palmer Quarterly, 29 , 337–352.
Google Scholar
Саарни, К. (1990). Эмоциональная компетентность. В Росс Томпсон (ред.), , Небраска, симпозиум: социально-эмоциональное развитие, (стр. 115–161). Линкольн: Университет Небраски Press.
Google Scholar
Сроуф, Л. А., Шорк, Э., Мотти, Ф., Лавроски, Н., и ЛаФреньер, П. (1984). Роль аффекта в социальной компетентности. В CE Izard, J. Kagan и RB Zajonc (Eds. ), Эмоции, познание и поведение (стр. 289–319). Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
Google Scholar
Томкинс, С.С. (1963). Аффект, образы и сознание, тт. I и II . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Томкинс, С.С. (1991). Аффект, образы и сознание, Vol. III: Негативные аффекты: Гнев и страх . Нью-Йорк: Спрингер.
Google Scholar
Зан-Вакслер, К., Радке-Ярроу, М., и Кинг, Р. А. (1979). Воспитание детей и детские просоциальные инициации по отношению к жертвам бедствия. Развитие ребенка, 50 , 319–330.
ПабМед Google Scholar
Зан-Вакслер, К. Риджуэй, Д., Денхэм, С.А., Ашер, Б., и Коул, П. (1993). Стратегии исследования для оценки матерей интерпретации эмоций младенцев. В Р. Эмде, Дж. Ософски и П. Баттерфилд (ред.), Восприятие родителями детских эмоций (стр. 217–236). Вашингтон, округ Колумбия: Издательство международных университетов
Google Scholar
Скачать ссылки
Вклад языка родительского управления в исполнительную функцию у детей дошкольного возраста
. 2013 Лето; 28(3):529-539.
doi: 10.1016/j.ecresq.2013.03.003.
Саманта В Биндман 1 , Аннемари Х Хиндман, Райан П. Боулз, Фредерик Дж. Моррисон
принадлежность
- 1 Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн, 614 Psychology Building, 603 E Daniel St, Champaign, IL 61820.
- PMID: 23997425
- PMCID: PMC3755480
- DOI: 10. 1016/j.ecresq.2013.03.003
Бесплатная статья ЧВК
Саманта В. Биндман и др. Ранний ребенок Res Q. 2013 Лето.
Бесплатная статья ЧВК
. 2013 Лето; 28(3):529-539.
doi: 10.1016/j.ecresq.2013.03.003.
Авторы
Саманта В. Биндман 1 , Аннемари Х Хиндман, Райан П. Боулз, Фредерик Дж. Моррисон
принадлежность
- 1 Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн, 614 Psychology Building, 603 E Daniel St, Champaign, IL 61820.
- PMID: 23997425
- PMCID: PMC3755480
- DOI: 10. 1016/j.ecresq.2013.03.003
Абстрактный
В этом исследовании изучалась взаимосвязь между возникающими исполнительными навыками дошкольников и их взаимодействием с родителями, при этом особое внимание уделялось вербальным высказываниям, которые родители используют для управления поведением детей (например, язык управления). Диады родитель-ребенок ( N = 127) были записаны на видео во время структурированного игрового задания, и наблюдалась частота двух типов языка управления: Направление (высокий контроль) и Предложение (низкий контроль). Исполнительную функцию детей оценивали с помощью задачи «голова-пальцы-колени-плечи» (HTKS). Моделирование латентного роста использовалось для исследования взаимосвязи между языком управления и развитием исполнительной функции у детей. Управляющий язык (то есть команды) был отрицательно связан с управляющей функцией детей в возрасте трех лет, но не имел существенной связи со скоростью развития управляющей функции с течением времени. И наоборот, язык внушения (т. е. вопросы и утверждения, предлагающие детям некоторую степень выбора) был положительно связан с управляющей функцией в возрасте трех лет, но отрицательно связан с ростом. Обсуждается потенциальное значение языка управления как родительского поведения, которое способствует различным аспектам детской саморегуляции в дошкольном и детском саду.
Ключевые слова: предшественники раннего воспитания; исполнительная функция; взаимодействие родителей и детей; дети дошкольного возраста; саморегуляция.
Цифры
Рисунок 1
Модель кривой скрытого роста…
Рисунок 1
Модель кривой скрытого роста исполнительной функции с предикторами языка управления. Сообщенные коэффициенты…
Рисунок 1Модель кривой скрытого роста исполнительной функции с предикторами языка управления. Сообщаемые коэффициенты представляют собой стандартизированные коэффициенты регрессии * p < 0,05.
См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC
Похожие статьи
Исследование, объяснение и взаимодействие родителей и детей в музеях.
Калланан М.А., Легаре Ч., Собель Д.М., Джагер Г.Дж., Летурно С., МакХью С.Р., Уиллард А., Бринкман А., Финиас З., Рубио Э., Барнетт А., Гозе Р., Мартин Д.Л., Мейснер Р., Уотсон Дж. Калланан М.А. и соавт. Monogr Soc Res Child Dev. 2020 март;85(1):7-137. doi: 10.1111/mono.12412. Monogr Soc Res Child Dev. 2020. PMID: 32175600
Оценка саморегуляции у дошкольников с проблемами экстернализации поведения.
Грациано П.А., Славец Дж., Рос Р., Гарб Л., Харт К., Гарсия А. Грациано П.А. и соавт. Психологическая оценка. 2015 дек; 27(4):1337-48. doi: 10.1037/pas0000113. Epub 2015 30 марта. Психологическая оценка. 2015. PMID: 25822828
Пересмотренный вариант «Голова-пальцы-колени-плечи»: ссылки на академические результаты и показатели EF у детей младшего возраста.
Макклелланд М.М., Гонсалес К.Р., Кэмерон К.Е., Гельдхоф Г.Дж., Боулз Р.П., Нанкарроу А.Ф., Меркулиф А., Трейси А. Макклелланд М.М. и соавт. Фронт Псих. 2021 7 сент.; 12:721846. doi: 10.3389/fpsyg.2021.721846. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34557135 Бесплатная статья ЧВК.
Влияние родительской поддержки на исполнительную функцию дошкольников.