Родителям на заметку в детском саду – РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ – Детский сад №63

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ – Детский сад №63

РОДИТЕЛЯМ  ОБ  ОБРАЗОВАНИИ

Требования к внешнему виду детей

Уважаемые родители!

В нашем детском саду принято соблюдать некоторые правила, выполнение которых будет способствовать благополучному пребыванию Вашего ребенка в дошкольном учреждении. Надеемся на Ваше понимание и настрой на положительный результат общих усилий!

Прием детей осуществляется с 7.00 до 8.15,  забирать ребенка из детского сада необходимо 19 часов. Своевременный приход в детский сад — необходимое условие правильной организации воспитательно -образовательного процесса.

Воспитатели должны с самого начала знать весь круг лиц (родственников), которым Вы доверяете приводить и забирать своего ребёнка. Родители обязаны предоставить в письменном виде этот список (паспортные данные и контактные телефоны данных лиц). Иначе воспитатели не отдадут ребёнка в посторонние руки, кроме как родителям (это в Ваших интересах). Воспитателям категорически запрещается отдавать детей лицам в нетрезвом состоянии, лицам недостигшим  совершеннолетнего возраста, незнакомым лицам.

Если Ваш ребёнок заболел (выходит после болезни) постарайтесь сразу  поставить в известность, позвонив по телефону: Основное здание: 360-04-66, филиал: 360-37-52

РОДИТЕЛИ, помните!

Вы обязаны привести здорового ребенка!

Недолеченный ребенок не только заболеет сам, но и заразит здоровых детей.

Родители и ребёнок должны знать и соблюдать режим дня, расписание занятий.     Если Вы привели (или пришли забирать) после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним перерыва.
Воспитатели готовы пообщаться с Вами в тихий час с 13 часов 15 минут до 15 часов или с 18 часов 30 минут до 19 часов. В другое время педагог работает с группой детей, и отвлекать его не рекомендуется! 

Помните, что в детском саду Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью к любому специалисту по всем интересующим Вас вопросам относительно Вашего ребенка по предварительной договоренности или в часы приема.

Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей.

За игрушки, принесенные из дома, ребенок должен следить сам, воспитатели за эти игрушки не несут ответственности. ПРОСИМ Вас в семье поддерживать эти требования.

Запрещено: приносить в детский сад золотые и серебряные украшения,  мелкие или дорогие  игрушки, продукты питания, лекарственные препараты, а также игрушки, имитирующие оружие. 

Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребенка на наличие опасных предметов. 

Настоятельно не рекомендуем одевать ребенку золотые и серебряные украшения, цепочки, веревочки на шею.

Категорически запрещается приносить в детский сад острые, режущие стеклянные предметы (ножницы, ножи, булавки, гвозди, проволоку, зеркала, стеклянные флаконы), а также мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т. п.), таблетки, давать ребенку  жевательную резинку. 

Перед тем, как вести ребенка в детский сад, тщательно проверьте завязки и застежки на одежде и обуви. 

В отпуск воспитанник может уходить в любое время в зависимости от надобности родителей. При этом родители пишут заявление о сохранении места на период отсутствия ребенка, исключив предварительно все долги по оплате за детский сад.

Все дети возвращаются из отпусков, санатория и др. со справкой о состоянии здоровья из поликлиники.

Родители обязаны посещать родительские собрания, заседания Попечительского совета (члены совета), выполнять рекомендации специалистов  в отношении своего ребенка.

Смелее предлагайте свою помощь. Будем благодарны за помощь в оформлении группы, содержания участка для прогулок  (уборка листьев, построение снежных городков и пр.)

Каждому ребенку будет приятно получить похвалу за свой рукотворный труд – поделки, рисунки и т. п. Родители, не забывайте об этом!

На детских праздниках запрещается находиться в верхней одежде, головных уборах и без сменной обуви.

Запрещается:  курить на территории учреждения, ставить легковые машины в 50-метровой зоне от ворот детского сада, приводить животных.

В целях обеспечения безопасности детей во время проведения массовых мероприятий (для исключения случаев переполненности музыкального зала и как следствие этого — затруднение эвакуации воспитанников в экстренных  случаях) разрешается присутствие  только одного из родителей ребёнка. На утреннике необходимо выключить сотовый телефон. Не забывайте аплодировать детям после каждого выступления, поддерживайте их аплодисментами во время игр и конкурсов. После представления   похвалите ребёнка – для него очень важна поддержка близкого человека. Сменная обувь  родителям  в музыкальном зале обязательна.

К  педагогам группы, независимо от их возраста, необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству. Конфликтные спорные ситуации необходимо разрешать в отсутствие детей. Если вы не смогли решить какой-либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заместителю заведующего по УВР  или заведующему.

 

gdou63fr.ru

Материал по теме: На заметку родителям.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Рисунок карандашами:

– Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), не сжимая сильно, не близко к отточенному концу.

– Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе она может получиться неровной.

– Рисуя линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии; Рисуя линию слева – направо, рука находится внизу линии. Это необходимо для того, чтобы видеть, как рисуешь.

– Предметы прямоугольной формы и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

– Предметы округлой формы нужно рисовать одним движением руки, без остановки.

-Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки  туда – обратно.

– При закрашивании рисунка штрихи нужно накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

– При закрашивании рисунка нужно обратить внимание  на контур нарисованного предмета,  закрашивать нужно  аккуратно и только внутри контура, не выходя за линию.

– Закрашивать нужно без просветов.

– Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее, если нужно закрасить ярко, и слабо – если нужно закрасить светлее.

НА  ЗАМЕТКУ  РОДИТЕЛЯМ

Рисуем красками!

– Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сразу за железным наконечником, не сильно сжимая пальцами.

– Краску нужно набирать аккуратными круговыми движениями на влажный ворс кисти, не задевая её железным наконечником. Излишки краски снимать о край баночки.

– При рисовании различных линий кисть нужно вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

– При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

– При рисовании тонкой линии, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только самым  кончиком  кисти.

– При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, плотно, вести их только в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движения сверху-вниз или слева-направо.

– Каждую линию при рисовании вести только один раз.

– Вести линию нужно сразу не останавливаясь.

– При необходимости промывать кисть в стаканчике с водой плавными круговыми движениями.

– Краски смешивать на палитре (вместо неё можно использовать дополнительные листы бумаги).

Советы родителям малышей. 

            -Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся  в будущем в любых видах деятельности. Не упустите ранний, а затем и дошкольный возраст, наиболее благоприятные для этого.

            -Необходимо вовремя создать условия для развития изобразительной деятельности и позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались различные изобразительные материалы. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага разной фактуры и т.д. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание ребенка.                                                

             -Материал должен быть ярким, крепким, обеспечить свободу

 и разнообразие действия, находится в доступном месте.

            -Лепите, рисуйте на глазах у ребенка и для него, чтобы он, общаясь с вами, видел предназначение всех изобразительных предметов.

             -Очень важен «Период каракуль». Ребенок пытается замыкать линию, появляется что-то похожее на форму. Нужно показать, что в штрихах, линиях, «каракулях» можно видеть содержание, образ. Дайте возможность ребенку самому сделать «открытие», увидев в штрихах и линиях то зайчика, то зонтик, то машинку. Видение образа – новая ступенька  к развитию изобразительной деятельности.

              -Появление образа зависит от опыта и впечатлений ребенка. Ознакомление с окружающим миром вещей, живой и не живой природы, людей – основа работы воображения ребенка.

             -Пробуждайте увлеченность ребенка его собственной изобразительной  деятельностью: желание в рисунке рассказать о том, что его волнует, что радует. Помните: детский рисунок – это не только отражение того, что удивило и обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним.

              -Чтобы ребенок не потерял интерес к рисунку, незаметно, весело и легко, в игре знакомьте его с простейшими и доступными ему способами изображения. Научите пользоваться изобразительными материалами. Доступные способы: различные цветовые пятна. Мазки – «листочки» или «лепестки», штрихи – «дождь»,  линии – « дорожки», «ленточки».  Можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, ладошками, ватными палочками, поролоном, пробками и другими предметами, фантазируйте вместе с ребенком.

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ        

Правша или левша?

  Правши и левши есть и в животном мире и среди людей. Причем процент леворуких людей сравнительно не большой. Менее 10 человек из 100 предпочитают пользоваться левой, а не правой рукой.

  Левши ничем не отличаются от правшей по одаренности, интеллекту, способностям.

  Если ребенок охотнее пользуется левой рукой не стоит его переучивать. Не забывайте: эти дети развиваются абсолютно нормально. Считается, что стойкое предпочтение одной из рук формируется не ранее чем к 4-5 годам.

   Не забывайте о правильном освещении. При работе левой рукой лампу нужно ставить не слева, а справа. Приобретите специальные  ножницы для левшей, ребенку будет удобнее и проще осваивать этот инструмент.

  Постепенно учите ребенка пользоваться и правой рукой лучше в форме игры.

Рисуем двумя руками!

А можно ли потихоньку развивать «ленивые руки»?  Попробуем.

   Это очень увлекательно и полезно. В – первых, у ребенка  развивается амбидекстрия (умение пользоваться левой и правой рукой, работают оба полушария головного мозга). Во – вторых, пространственное воображение и, в-третьих, – мелкая моторика рук.

   Итак, начнем с самого простого. Проведем вертикальную линию через середину листа и в каждую руку возьмем по карандашу. Далее поставим их вместе в одну точку.

    А что же рисовать? Все что угодно, например осенние листья.  Какие они разные и красивые. Карандаши отталкиваются друг от друга и начинают описывать две окружности, но опомнившись, встречаются на той же вертикальной линии. Вот и готов березовый лист. Чтобы рисунок получился более четким, живописным, можно потрогать, посмотреть живой или засушенный лист, обвести его указательными пальцами, почувствовать его форму, повторить контур в воздухе и уж, потом рисовать. Очень легко рисовать таким способом пальцами или веточками на  песке.  Польза такого необычного способа рисования в том, что дети легче усваивают понятие симметрии.  Соответственно рисовать можно любой предмет, обладающий этим свойством. Малышам можно предложить простые предметы  (гриб, яблоко, сердечко, насекомые и т.д.) ребята постарше могут придумать сами интересные и неожиданные предметы, в том числе и различные рожицы, лица.

На песке рисунок мой,

Речка ты его не смой!

 -Твой рисунок так хорош,

И не хочешь, да слизнешь!

НА ЗАМЕТКУ РОДИТЕЛЯМ

Рисуем дома!

Создать обстановку в домашних условиях для развития художественно – изобразительных способностей детей, создать условия для проявления творчества ребенка:

– определенное место для занятий изобразительной деятельностью;

– средства изображения: кисти, краски, цветные карандаши, альбом

восковые мелки.  Цветная бумага, клей, ножницы, картон для занятий аппликацией.    Пластилин, стеки, доска для пластилина и различный природный материал.

– место для хранения детских работ.

Ежедневная совместная деятельность родителей и детей (20-30 мин.) даст ребенку возможность закрепить  знания, придумать что-то новое.

Посещение всевозможных выставок, музеев и последующее обсуждение полученных  впечатлений. У детей формируется эмоциональное отношение к искусству, развивается образность речи.

Общие прогулки, экскурсии, при которых взрослый и ребенок воспринимают красоту окружающей природы, архитектуры. Ознакомление  с окружающим миром вещей, живой и не живой природой, людей, – основа работы воображения ребенка.

В процессе художественно творческой  деятельности  необходимо следить за   правильной осанкой ребенка (ноги вместе, спина прямая). Источник света должен находиться  с левой стороны, если ваш ребенок правша, или справой, если ребенок левша.

Поддерживать желание ребенка заниматься творчеством!

Занимайтесь с ребенком, когда он здоров и спокоен!

Хвалите за малейшие начинания и успехи!

Учите ребенка использовать свободное время для реализации творческих замыслов и фантазий, развивая при этом положительное эмоциональное настроение и желание рисовать, лепить, конструировать!

НАРИСУЕМ МИР ВОКРУГ.

Рисуя, ребенок усваивает многие графические навыки, живописные умения, анализирует мир, природу, предметы и явления вокруг. Для того чтобы все эти процессы проходили полезно и эффективно, необходимо помогать ребенку, направлять его.

Если ребенок, хочет рисовать какой – ни будь определенный предмет, несложно дать его в руки, потрогать ощупать, – это поможет маленькому художнику лучше разглядеть качества и характеристики предмета.

Одной из важных задач при рисовании является передача контура – границы формы с внешней средой. Линия контура – одно из главных средств в рисовании.

Живописность в рисовании достигается передачей цветовой окрашенности предметов. Для этого необходимо знать  не только основные цвета, но и их оттенки, уметь смешивать краски, добиваться различной насыщенности и светлоты.

Ребенку будет интересно узнать о том, что существуют теплые цвета (красный, желтый, желто-зеленый) и холодные (синие, сине-фиолетовые, голубые). Поинтересуйтесь, какие цвета предпочитает ваш ребенок, – это многое может объяснить  в его поведении, характере.

 

УРОКИ ТВОРЧЕСТВА.

Попробуйте дома  с ребенком выполнить

графические и живописные упражнения:

– Провести на листе бумаги, расположенном горизонтально ряд горизонтальных линий, на одинаковом расстоянии друг от друга.

– Провести на листе бумаги расположенном вертикально, ряд вертикальных линий, на одинаковом расстоянии друг от друга.

– Нарисовать на листе бумаги, расположенном горизонтально, два прямоугольника среднего размера и заштриховать  первый наклонными линиями справа  налево, второй наклонными линиями слева направо.

– Поставить в противоположных углах листа бумаги точки и попробовать соединить их прямой линией.

– Поставить в центре листа точку и провести через нее несколько прямых линий.

– Начать рисовать предмет округлой формы можно с постановки точки, затем провести через нее крестиком две линии – отметить на линиях точки примерно на одинаковом расстоянии от центра, затем соединить их плавной линией.

– Предметы прямоугольной или квадратной формы начать можно с расстановки четырех точек. Затем соединить их прямыми линиями.

– Ровно закрасить одним тоном поверхность прямоугольника, круга, квадрата, нарисованного на весь лист бумаги, не выходя за границы.

– Нарисовать круг и ровно закрасить его по краям красной краской, ближе к центру оранжевой, в центре желтой. Таким образом, можно экспериментировать с любым цветом.

– Рисование в тетради по клеткам – графические диктанты, в соответствии с последовательными речевыми указаниями, от точки. Далее от нее  выстраивается узор или изображение по указаниям: клетка вверх, две вправо и т.д.

– Рисовать двумя руками, зеркальное рисование – в каждой руке по карандашу. Рисовать можно симметричные предметы – начиная с  вертикальной линии, а можно два отдельных предмета в зеркальном отображении.

– Нарисовать радугу акварелью, при этом цвета должны постепенно, без резких границ, переходить друг в друга. Можно рисовать в технике «по мокрому» – предварительно смочив бумагу водой с помощью широкой кисти или поролоновой губки.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.

 На что следует обратить внимание с детьми дома?

 Во-первых, на самостоятельность: сам придумал, вырезал, склеил, выстроил и т.д. В то же время не следует отказывать ребенку в помощи, когда он встречается с какими-то трудностями. Хвалите ребенка.

Во-вторых, следите за тем, чтобы он бережно хранил свои поделки. Любой труд нужно уважать.

Важно не упускать случая, чтобы подтолкнуть фантазию, воображение ребенка. Например, перебирая фасоль, рис, предложите ребенку выложить из них «дорожку»,  «цветочек» Или другие формы. Выпил ребенок компот, съел варенье или просто ягоды – остались косточки, подвигайте их по столу, что-нибудь получится. Еще их можно высушить и использовать в поделках, они очень хорошо крепятся на пластилин. Хороши для рассматривания воздушные рисовые хлопья. Их форма может напоминать кого-то или что-то. Вдруг узнается червячок или цыпленок. Гуляя по улице в небе можно обнаружить удивительные вещи, то проплывает слоненок, а может и настоящий дракон.

Попробуйте изготовить самоделки с детьми, учитывая их способности и возможности. Дети должны почувствовать, что самоделка доставляет радость и взрослым.

Приучайте детей собирать для поделок интересные по фактуре фантики от конфет, шоколада; шишки, желуди, арбузные и вишневые косточки, скорлупки от орехов, красивые камешки. Очень интересно детям использовать в работе семена клена, фасоль, горох, макаронные изделия.

Мало увлечь детей, вызвать интерес. Не менее важно научить ребенка дисциплине труда – доводить начатое дело до конца, даже если интерес уже потерян.

Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но зато она дает ребенку возможность приобщаться к творчеству, пережить радость созидания.

nsportal.ru

Информация в детском саду для родителей в картинках

Каждый из родителей был ребенком, а некоторые взрослые до сих пор ощущают себя детьми. Но когда на вас ложится ответственность за другого человека, то вы должны принимать правильные решения. Напомнить взрослым, как правильно воспитывать ребенка, помогут изображения консультаций из этой статьи. А украсить информационный стенд для родителей так же помогут рисунки из этой подборки.

Работа с родителями.

10 заповедей для родителей.

Уважаемые родители! Сведения о родителях и для родителей

Информация в детском саду о детях и родителях.

Изображение в хорошем качестве.

Для вас, родители. Пример стенда.

Для оформления плаката.

Консультация для детского сада.

Родителям на заметку!

Правила поведения.

Внимание родители!

Картинка для информации.

Для вас, родители.

pickimage.ru

Родителям на заметку! | Социальная сеть работников образования

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!!!

«Безопасность детей дошкольного возраста

дома и на улице»

Чтобы ребенок рос здоровым и счастливым родители должны обеспечить ему разумные меры предосторожности, как в доме, так и на улице.

Как обеспечить разумные меры предосторожности дома и на улице?

Профилактика несчастных случаев. Несчастные случаи — распространенная причина гибели детей; они составляют большую часть экстренных поступлений в больницу. А ведь большинства случаев могло бы и не произойти, если бы были приняты меры предосторожности по обеспечению безопасности дома и приложены некоторые усилия для снижения риска уличных происшествий.

Основные меры предосторожности

■ Храните все лекарства и химикаты в местах, недоступных для детей.

■ Оградите ребенку доступ ко всем видам открытого огня. • Не допускайте ребенка к кухонной плите, когда на ней готовится еда. Старайтесь готовить еду на дальних конфорках. Не оставляйте горячую еду на ближних конфорках. » Закройте электрические розетки специальными крышками.

■ Если вы живете в своем доме, снизу и сверху прикройте доступ к лестницам.

■ Убедитесь, что ваш ребенок не сможет «поиграть» с электробытовыми приборами, включить их.

■ Наклейте картинки на прозрачные стекла в дверях, чтобы сделать их более заметными.

■ Горячие батареи по возможности закройте решеткой или просто полотенцем.

■ Храните в закрытых помещениях садовые инструменты.

■ Не оставляйте ребенка без присмотра, когда он купается в ванне.

■ Научите ребенка правильно переходить дорогу.

■ Проверьте детский велосипед и убедитесь в его исправности.

■ Научите вашего ребенка плавать.

■ Обеспечьте ребенка безопасным и удобным снаряжением для спортивных занятий.

■ Следите за ребенком, когда вы гуляете на детской площадке. Если на горке много детей, контролируйте их игры, чтобы дети не толкали друг друга. Следите, чтобы ребенок не подходил к качелям, когда на них катаются, и не разрешайте ребенку бегать с палкой в руках, он может нанести вред себе и другим детям.

Безопасность нас и наших близких в наших собственных руках.

Родители, будьте бдительны!

nsportal.ru

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ | Детский сад № 9 “Журавлик”

Очень важная информация!

«Сначала мы учим детей ходить и говорить,
а потом хотим, чтобы они сидели и молчали»

Не бойтесь, уважаемые родители, это не очень страшные правила,

но все-таки следовать им придется,

если хотите в мире и дружбе жить.

1. В нашем саду все  друг друга уважают, поэтому желают здоровья, т.е. здороваются. Ну а если не хочется желать здоровья конкретной особе, то все равно нужно быть вежливым и хотя бы констатировать время суток: добрый день, добрый вечер и т.д.

2. Приходить необходимо не позднее 8.20. Если что-то  сказать хотите воспитателю, то и еще пораньше. В  9 часов начинаются занятия, а за 10 минут педагог готовится к его проведению: расставляет, развешивает, раскладывает (наши человечки маленькие и все знания воспринимают наглядно). Если Вы опоздали, тихонько сами разденьте ребенка и проведите его в группу. Короткий кивок воспитателя в этот момент не говорит о его надменности, просто «космонавт уже в полете».    

3. Завтрак с 8.20 до 8.50 (очень оперативно, как видите), и если Вы опоздали, придется человечку терпеть до 10 часов (и остаться без каши). В 8.55 прием пищи закончен (как в армии). Начало дня очень важно, постарайтесь не опаздывать.        

4. Одежда ребенка должна быть по сезону и такая, в которой ему (и воспитателю) «ничего не будет», если она, мягко говоря, испачкается. Конечно, воспитатель следит, чтобы подопечные не уподоблялись Ниф-Нифу с  Наф-Нафом, но… дети — народ свободный.

В  шкафу должны быть маечки (2), трусики (2), запасные колготки, носочки, сменный комплект одежды, если произойдет авария за приемом пищи. Дети… народ самостоятельный. Обязательно проверяйте опрятность вещей, не забывайте забирать стирать пижаму и спортивную одежду, ну а про ежедневную смену одежды мы даже не упоминаем. 

5. Обувь должна быть по размеру. Господа! Тапочки оставьте для дома, дети, конечно, чувствуют себя здесь в домашней обстановке, но обувь пусть будет «не тапочки».

6. Отдельный разговор – праздничная одежда. Она должна быть! Приносить ее нужно перед праздничным выступлением. Прически не возбраняются! Иногда девочки как истинные барышни в тихий час спят как их прапрапрабабушки — с «папильотками» на голове.

7. Ребенка родители (или лица, их заменяющие) «сдают» из рук в руки воспитателю. Если человечка вчера «высадили» с симптомами заболевания, а сегодня Вы уже в саду…, то такое скорое выздоровление нас настораживает, и мы предлагаем пройти в медицинский кабинет. Так что планируйте свое утро.

8. Состояние здоровья ребенка определяет по внешним признакам воспитатель, и  если его что-то  смущает, то от диалога с медиком не отвертеться. Убедительная просьба быть предельно корректными с педагогами  и  медиками, поймите  — нет никакой нашей заинтересованности отправлять домой ребенка. Но если «сопельки» и кашель Вас как маму не пугают, то у другой мамы может быть свое, отличное от Вашего, мнение.

9. Посещение занятий родители могут осуществить в любое время, поставив в известность педагога (воспитателя), их проводящих за день. Сменная обувь в этом случае необходима для посетителя.         

10. У воспитателя Вы можете узнать консультативные часы педагогов и, записавшись на встречу, задать все вопросы по успехам своего ребенка. На родительских собраниях обсуждаются общие вопросы не потому, что нечего сказать о каждом, а только из-за этических соображений.   

11. В часы проведения детских утренников присутствие родителей обязательно. Не забудьте выключить мобильный телефон. Хорошо, если после представления Вы поблагодарите ребенка, подарите ему цветочек как настоящему артисту. Сменная обувь обязательна! Про бахилы помните!         

12. Сложилась хорошая традиция отмечать день рождения ребенка в группе. Родители (немногие) приглашают артистов (по согласованию с администрацией МАДОУ), накрывают сладкий стол. Ребенок получает символический подарок от группы.

13. Дорогие родители, владельцы не менее дорогих собачек! К сожалению, вход в учреждение с четвероногим другом категорически запрещен!         

14. Уважаемые родители, как говорилось ранее, наше учреждение работает до 18.00. То есть администрация несет за жизнь ребенка ответственность с 7.30 до 18.00 часов, а после… Если Вы пришли без десяти минут шесть и  Вам  хочется погулять с ребенком и  пообщаться с воспитателями этак до 18.30… Постарайтесь свои желания сдерживать, т.к. воспитателям еще ехать домой. Помните: передав ребенка Вам в руки, воспитатель снимает с себя ответственность за него!     

15. В случае болезни ребенка Вам необходимо поставить в известность медиков учреждения о причине отсутствия.        

16. Если Ваш ребенок страдает аллергическими реакциями на «пух и перо» птицы, принесите ему гипоаллергенную подушку и одеяло. В детском саду подушки перьевые. Постельное белье стирается 1 раз в десять дней, а полотенце меняют по мере загрязнения. Если в сон случается «маленькая авария», постельное белье будет заменено.

17. Будьте активными родителями, не бойтесь спрашивать, высказывать свое мнение, рекомендовать что-то, главное – делать это корректно.  

18. Если Вы полагаете, что песок в детской песочнице может быть более белым, т.к. знаете один неплохой карьер, рады будем принять грузовик чистого песочка. Не стесняйтесь! Предлагайте свою помощь!        

19. Не забывайте обращать внимание на рукотворный труд ребенка (рисунки, поделки), хвалить ребенка и… педагога.        

20. Постарайтесь задавать правильный вопрос ребенку, если хотите узнать, чем он занимался в течение дня.          

21. Старайтесь не участвовать в негативных объединениях. Т.е. когда активная мама (недовольна всем, но упорно посещает д/с), пытается в своем старании «все исправить» и  привлекает Вас. Если проблема на  Ваш взгляд есть, то решать ее нужно конструктивно и лично. Фразой «Напишем куда следует…» и поступком «Пойдем куда следует» пугать не надо, хорошего не будет из этого точно.     

22. Въезд на личном автотранспорте на  территорию детского учреждения ЗАПРЕЩЕН!

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Гиперактивные дети

Рекомендации по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

ШКОЛА МОЕГО ПИТАНИЯ

Нетрадиционные методы в логопедии

Развивающие игры

Этапы развития речи

Работа по развитию речевого дыхания

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ВОСЕМЬ РЕЦЕПТОВ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игротерапия в работе с детьми

Памятки по ПДД

Рекомендации для родителей по ПДД

Детские страхи

130 лет Чуковскому

Уроки общения с ребёнком

Вопрос к маме

«Экспериментируем вместе с ребёнком» (автор Франтова Н.И., воспитатель группы №4)

«Произвольность поведения» (автор Долганюк Е.В., учитель-дефектолог группы № 6)

«Зачем и как развивать внимание?» (автор Долганюк Е.В., учитель-дефектолог группы № 6)

Любознательным родителям о последствиях «вредных» привычек детей (автор Васильева И.И., учитель-дефектолог)

Формирование речевого дыхания (автор Платонова Е.С., учитель-дефектолог)

Этапы развития речи (автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог)

Формирование  у дошкольников готовности школьному обучению (презентация, автор Герасимчук Н.Е., учитель-дефектолог)

Как организовать логопедические занятие дома  ( статья, автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог)

Ваш ребенок идет в первый класс (автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог) (.doc)

Почему и зачем учат дошкольника читать (автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог) (.doc)

В детский сад с радостью(автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог) (.doc)

Роль отца в жизни ребенка (автор Бозик Е.И., педагог-психолог) (.doc)

Особые дети — особое общение  (автор Бозик Е.И., педагог-психолог) (.doc)

Развитие речевого дыхания (презентация, автор Платонова Е.С., учитель-дефектолог)

Рекомендации по учёту индивидуального стиля восприятия ребенка (автор Бозик Е.И., педагог-психолог) (.doc)

Возрастные особенности развития детей 2-3 лет (автор Бозик Е.И., педагог-психолог) (.doc)

Создание благоприятных условий для развития речи ребенка  (автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог) (.doc)

О пользе объятий (автор Бозик Е.И., педагог-психолог) (.doc)

Игры с песком в работе с дошкольниками. (автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог) (.doc)

Если ваш ребенок дерется. (автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог) (.doc)

Как с пользой провести лето  (автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог) (.doc)

Рекомендации учителя-дефектолога на лето(автор Долганюк Е.В., учитель-дефектолог) (.doc)

Влияние западных мультфильмов на детей (Конышева Е.А., учитель дефектолог)

Что такое задержка психического развития? (автор Платонова Е.С., учитель-дефектолог)

Памятка для родителей (авторы — педагоги  группы № 3)

Консультация для родителей на тему: «Как провести выходной день с детьми»  (авторы — педагоги группы № 6)

Игры для дошкольников (автор — Васильева И.И., учитель-дефектолог)

Упражнения на внимание (автор — Васильева И.И., учитель-дефектолог)

Консультация для родителей на тему: «ИГРАЕМ НА КУХНЕ» (авторы — педагоги  группы № 3)

Игры с песком в работе с дошкольниками. (автор Конышева Е.А., учитель-дефектолог) (.doc)

Рекомендации для родителей по развитию мыслительной деятельности детей (авторы — педагоги  группы № 6)

Система работы над предложением со старшими дошкольниками (автор Долганюк Е.В., учитель-дефектолог) (.doc)

Консультация для родителей на тему: «Как научить ребёнка жить среди людей» (автор Тюрякова Е.В., воспитатель) (.doc)

Особенности эмоциональной сферы дошкольника (автор Егорова Л.Е., воспитатель) (.doc)

Как провести выходной с ребенком (автор Унискова Н.Ф., воспитатель) (.doc)

Если Ваш ребенок левша (автор Долганюк Е.В., учитель-дефектолог) (.doc)

Как помочь детям стать внимательными? (автор Тюрякова Е.В., воспитатель) (.doc)

Роль родителей в привитии детям навыков безопасного поведения на дорогах (автор Егорова Л.Е., воспитатель) (.doc)

Искусство хвалить ребенка (автор Унискова Н.Ф., воспитатель) (.doc)

Влияние музыки на психику ребенка (автор Берг Н.В., музыкальный руководитель) (.doc)

Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями (автор Унискова Н.Ф., воспитатель) (.doc)

Консультация для родителей «Летний отдых« (автор Унискова Н.Ф., воспитатель) (.doc)

Готовность к школе: Что мы не понимаем? (автор Тюрякова Е.В., воспитатель) (.doc)

Подготовка ребенка к школе (автор Долганюк Е.В., учитель-дефектолог) (.doc)

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

yuravlik.wordpress.com

Родителям на заметку. ГУО “Ясли-сад № 1 г. Круглое”

Кто и когда может забирать ребенка из детского сада?

Уважаемые родители, дедушки и бабушки! Из этой статьи вы узнаете – Кто и Когда может забирать ребенка из детского садика. Выполняйте эти правила и знайте, мы заботимся о ваших детях, как о своих собственных.

1. Ребенок переходит под ответственность воспитателя только в момент передачи его из рук в руки родителями и таким же образом возвращается под ответственность родителей обратно.

2. Если родители приводят ребенка раньше официального начала работы детского сада и оставляют его перед закрытой дверью – они нарушают свои обязанности, так как до прихода воспитателя ребенок еще не находится под ответственностью сотрудников детского сада. Родители, забирающие малыша позже установленного  времени, тоже нарушают свои обязательства перед  дошкольным учреждением. Но в случае задержки родителя воспитатель обязан продолжить присмотр за ребенком.

3.По окончании рабочего дня в детском саду воспитатель имеет право передавать ребенка только заранее оговоренным (внесенным в договор) лицам.

4. В случае опасности, грозящей ребенку со стороны забирающего взрослого (нетрезвое состояние, проявление агрессии и т. д.), воспитатель имеет право не отдать ребенка. Исключением являются ситуации, когда от желающего забрать ребенка человека (например, не обладающего родительскими правами биологического родителя) исходит угроза в адрес воспитателя – в таком случае работник детского сада не обязан подвергать себя риску.

5. Если ребенка забирает несовершеннолетний
С точки зрения закона это недопустимо, даже если будут написаны десятки заявлений. А за факт передачи ребенка несовершеннолетним, администрацию детского сад накажут штрафом, а заведующую могут уволить или даже дать вполне реальный срок (если с ребенком что-нибудь случится). Потому что именно она понесет ответственность в случае каких-либо претензий со стороны родителей.

Правила посещения детского сада

Родители обязаны утром привести ребенка в детский сад и отдать его лично в руки воспитателя. Вечером так же лично забрать ребенка из детского сада. Обязательно присутствовать в раздевательной комнате при раздевании детей.

Приход ребенка в детский сад и уход домой

Старайтесь не опаздывать. Для нас важно с самого утра настроить детей на прекрасное настроение, приободрить их, чтобы в течение дня они с большей готовностью занимались, играли, лучше воспринимали информацию в процессе обучения. Приводить ребенка в группу до 8 часов.

Вечером постарайтесь забрать ребенка вовремя, чтобы он не думал, что его забыли в детском саду.

В случае, когда ребенка забирают из детского сада старшие братья и сестры (обязательно достигшие 16-летнего возраста) или близкие родственники (тетя, дядя, бабушка, дедушка), родители обязаны написать заявление о том, кому доверяют забирать своего ребенка. Заявление подписывается заведующей учреждением дошкольного образования  и воспитателем. Помните – мы обязательно должны с самого начала знать весь круг лиц (родственников), которым вы доверяете забирать своего ребенка. Воспитатель не отдаст ребенка в посторонние руки. Также воспитатель имеет право не отдавать ребенка родителям в нетрезвом состоянии.

Для обеспечения результативности обучающего процесса просим вас не нарушать распорядок дня и, по возможности, не забирать детей с занятий. Если придя за ребенком, вы застали его за работой или за творческой игрой, наберитесь терпения и подождите, пока ваш ребенок закончит работу (игру) и спокойно уберет за собой игрушки и свое рабочее место.

Взаимодействие с воспитателем

Если ваш ребенок заболел, обязательно своевременно поставьте в известность воспитателя, чтобы мы не беспокоились напрасно, по каким причинам ребенок не пришел в детский сад. О выходе с больничного нужно известить воспитателя накануне.

Наилучшее время для бесед и консультаций с педагогом – до 8:15 и вечером после 16:00. В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его очень нежелательно.

К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на “вы”, по имени и отчеству.

Родители обязаны предоставить воспитателю максимально подробную и точную информацию о своем ребенке (особенностях характера, привычках, о состоянии здоровья и т.п.)

Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей. Если вы не смогли решить какой–либо вопрос с педагогами группы, обратитесь к заведующей.

Одежда

Одежда ребенка должна быть удобной и практичной, так как дети много играют, в том числе и на улице. Просим вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов. Одевайте ребенка по погоде, так как в детском саду обязательны ежедневные прогулки. Одежда ребенка не должна быть дорогостоящей, так как в случае ее пропажи или порчи администрация детского сада и воспитатели ответственности не несут.

Личные вещи (игрушки, предметы одежды, украшения и т.п.)

Если вы даете с собой ребенку любимые игрушки, помните, что в случае их порчи или потери администрация детского сада воспитатели не несут ответственности и не обязаны следить за сохранностью принесенных из дома игрушек и других вещей. То же самое относится и дорогостоящим ювелирным украшениям. Кроме того, в случае телесных повреждений ребенка этими украшениями администрация детского сада и воспитатели также ответственности не несут.

Сладости и лакомства

В интересах детей давайте детям с собой в группу сладости только в особых случаях (например, в день рождения). В детском саду существует правило: все “сладенькое и вкусненькое”, что приносится из дому, делится между всеми детьми группы поровну и съедается за столом во время завтрака или ужина. Этим мы стараемся преодолеть и столь сложную для детского понимания проблему как вредность поедания больших объемов сладостей, жадность. Запрещается давать ребенку с собой жевательные конфеты и резинки. В случае попадания этих конфет в дыхательные пути во время игры или разговора, а также в случае отравления принесенными из дома конфетами и сладостями администрация детского сада и воспитатели ответственности не несут.

Отпуск

Каждый ребенок имеет право на отдых. Проводите свой отпуск вместе с ребенком. Если вы в отпуске решили не водить ребенка в детский сад, напишите заявление на сохранение места за вашим ребенком на время отпуска.

 

Правила поведения родителей на детских утренниках:

Праздник в детском саду проводится не для родителей, а для детей.

Вход в  зал разрешается в сменной обуви и без верхней одежды ( в холодное время года)

Во время проведения утренника запрещается пользоваться сотовыми телефонами.

Фото и видео съемка может быть произведена только со своего места и с разрешения музыкального руководителя и администрации детского сада.

Нельзя отвлекать ребенка разговорами и выкриками с места

Во время утренника родителям запрещается переходить с одного места на другое, вставать со своего места.

 

В связи с небольшой площадью музыкального зала, а так же по правилам пожарной безопасности, к каждому ребенку приглашается только по одному родителю.

По просьбе музыкального руководителя и воспитателя родители могут принимать участие в проведении детского утренника (спеть вместе с детьми песню, станцевать с ребенком, поиграть, рассказать вместе с ребенком шутку-малютку или стихотворение).

В случае невыполнения вышеуказанных правил или другого неадекватного поведения со стороны родителей музыкальный руководитель и администрация детского сада оставляет за собой право не приглашать родителей на праздники и проводить праздники без родителей.

Так как несоблюдение этих элементарных правил отвлекает детей, мешает им почувствовать себя главными участниками действия..

 

ds1krugloe.schools.by

Родителям на заметку | Социальная сеть работников образования

Какие возможности для развития предоставляет ледяная горка?

Катание с гор – это традиционная русская зимняя забава, которая устойчиво сохраняется в детском быту по сей день, но, к сожалению, почти ушла как вид развлечения взрослых. Из века в век для каждого нового поколения воспроизводятся события на горках. Их участники приобретают ценный, во многом – уникальный опыт, достойный того, чтобы присмотреться к нему повнимательнее.

Спуск с ледяной горы – это всегда скольжение, не важно, на ногах или на заду. Скольжение дает совершенно особые переживания непосредственного динамического контакта тела с почвой, не похожие на обычные ощущения при ходьбе, стоянии и сидении. Скользящий вниз по крутой ледяной дороге человек чувствует малейшие изменения рельефа, ничтожные выбоины и бугорки той частью своего тела, которая непосредственно соприкасается с почвой (ступнями, задом, спиной). Эхом отдается это во всем теле, определяя его устойчивость и заставляя прочувствовать многочисленность телесных сочленений и сложную конструкцию всего нашего телесного хозяйства. Спуск с ледяной горы на ногах, на заду, на спине – это всегда непосредственное, остро ощущаемое человеком, протяженное во времени взаимодействие его собственного тела с плотью земли – вечной опорой всего движущегося.

Такого рода переживания были очень яркими и значимыми в ранний период жизни, когда ребенок только учился ползать, стоять, ходить. В более позднем возрасте они обычно притупляются, поскольку сидение, стояние, ходьба становятся автоматическими и осуществляются без контроля сознания. Однако снижение осознанности не уменьшает глубокого значения полноценного контакта нашего тела с почвой под ногами. В психотерапевтической практике хорошо известно, что качество этого контакта определяет “заземленность” человека в реальности: нормальный энергообмен с окружающей средой, правильную постановку фигуры и походку, но самое главное – “укорененность” человека в жизни, его самостоятельность, прочность фундамента, на котором держится личность. Ведь не случайно говорят: “У него есть почва под ногами!”

Оказывается, это выражение надо понимать не только в переносном, но и в буквальном смысле слова. Люди с серьезными личностными проблемами, связанными с недостаточной контактностью, действительно не наступают на землю всей стопой. Например, имеют неосознаваемую склонность переносить вес тела на носки и не опираться как следует на пятки. Поэтому в телесно ориентированной психотерапии разработано много практических способов налаживания контактов человека с миром через проживание и осознание контакта своего тела с различными видами опор, и прежде всего с почвой под ногами (см. Лоуэн “Биоэнергетика”).

В этом плане катание на ногах с ледяной горки – это идеальный вид естественного тренинга, который прекрасно укрепляет нижние конечности физически и помогает человеку прочувствовать гамму разнообразных переживаний на тему того, как надо в жизни держаться на ногах. Действительно, на носочках с горы не съедешь. А сейчас для полноты психофизиологической картины следует добавить, что катание с ледяных гор на ногах – это профилактика застойных явлений в нижней части тела, потому что при этом происходит активный выход энергии через ноги. Для современных людей это очень важно из-за постоянного сидения, малоподвижности, уменьшения объема ходьбы. (Конкретизируя мысль, можно сказать, что это профилактика кист яичников и миом матки у женщин и аденом простаты у мужчин. Как известно, наше время отмечено резким нарастанием этих заболеваний.)

Дети используют три основных способа скатывания с ледяной горки, соответствующих возрастающим степеням совершенства. Самый простой (так катаются маленькие) – на заду, второй, переходный, – на корточках (это уже на ногах, но еще в низкой позиции, чтобы не высоко было падать) и третий, соответствующий высшему классу, – на ногах, как должны уметь младшие школьники. Собственно, съехать с горки на ногах – это и есть, в детском понимании, съехать с нее по-настоящему. В пределах этих трех способов есть масса вариантов, которые можно увидеть в исполнении катающихся на горке детей.

Вот малыш лет четырех-пяти. Он уже катается без помощи мамы. Это трех-четырехлетним детям мамы обычно помогают ровно усесться на подстилку и аккуратно толкают их сверху в спину, чтобы началось движение. Этот все делает сам. Съезжает он прямо на заду, подстилки у него нет, но руки заняты. Взбираясь на горку он бережно несет в руках большой ком смерзшегося снега. Дождавшись своей очереди наверху, ребенок сосредоточенно усаживается на лед, оглядывается вокруг, прижимая ком снега к животу, собирается с духом и… пускает снег катиться перед собой вниз. Вид движущегося снега, прокладывающего ему дорогу и зовущего за собой, успокаивает малыша. Он отталкивается и съезжает вслед. Внизу подбирает своего компаньона и бежит с комом снега, довольный, наверх, где все методично повторяется снова.

Как мы видим, этот ребенок – “начинающий”. Он проживает саму идею самостоятельного спуска: как это – катиться? Как это – самому? Пример старших товарищей недостаточно вдохновляет – они другие. Малыш чувствует себя одиноким и нуждается в понятном ему образце поведения. Ком мерзлого снега, который ребенок принес и толкнул вниз перед собой, играет роль отделившейся частицы “Я” самого малыша, а ее движение задает ему схему действий. Если старший ребенок, приготовившись к спуску, в уме прикидывает, как он будет съезжать вниз, то маленькому это нужно увидеть воочию, на примере движения предмета, с которым у него есть внутренняя связь типа “это – мое”.

Дети семи-восьми лет в совершенстве владеют искусством катания на заду. Они знают, что подложить под себя, чтобы было хорошее скольжение: любят фанерки, куски толстого картона, но также ценят возможность съехать, усевшись на какую-нибудь занятную штуку (ящик от бутылок, таз и т. п.), что усложняет задачу и превращает спуск в игру. Опытные дети хорошо владеют ситуацией: умеют сильно отталкиваться наверху, добиваются максимального ускорения во время спуска, катятся внизу очень далеко. Они равно могут потом или быстро подняться, подобрав свою подстилку и уступая место детям, несущимся вслед, или могут картинно разлечься внизу, чтобы зафиксировать конечный момент спуска и получить полное удовольствие от состояния покоя.

Дети, съезжающие на заду, чувствуют себя в безопасности – падать им некуда. Они наслаждаются телесными ощущениями контакта с поверхностью льда, скольжения и скорости и даже пытаются заострить эти ощущения. Например, увеличивают площадь телесного контакта, когда скатываются на животе, на спине с раскинутыми руками и ногами, или устраивают внизу “кучу-малу” с другими детьми, а потом еще продолжают валяться на снегу, уже сойдя с ледяной дорожки.

Ребенок делает все для того, чтобы максимально оживить ощущение своих телесных границ, чувственно прожить присутствие себя в своем теле, ощутить свое витально-телесное бытие и – порадоваться этому. Переживание целостности “Я” всегда наполняет человека энергией и радостью. Недаром взрослого всегда поражает особая живость, с которой дети вскакивают внизу и опять несутся на горку.

Тут будет уместно вспомнить, что в русской народной культуре скатывание с горы всегда связывалось с идеей приобретения и ускорения тока жизненных сил как в человеке, так и в земле, с которой он взаимодействует. Поэтому во время зимних календарных праздников люди всех возрастов старались съехать с горы. Детям оживленная энергия была нужна для роста, молодоженам – для успешного начала совместной жизни, а старикам – для ее продолжения. Считалось, что если на Масленицу старик съехал с горы, то он доживет до следующей Пасхи.

В народной традиции утверждалось, что катание людей с гор также оказывает активизирующее влияние на землю – оно называлось “бужением земли”: катающийся народ будит ее, пробуждает в ней животворящую энергию будущей весны (см. “Круглый год. Русский земледельческий календарь”, сост. А.Ф. Некрылова).

В семь-восемь лет ребенок учится скатываться с ледяной горы на ногах, а к девяти-десяти обычно умеет это делать хорошо – способен съезжать с “трудных” гор, высоких, с длинным неровным спуском.

Осваивая это умение, ребенок решает целый комплекс двигательных задач и продолжает познавать, а также физически и психически прорабатывать свое тело. Необходимость держаться на ногах развивает их пружинистость, которая достигается благодаря подвижности суставов и согласной работе кинематической цепи: пальцы ног – лодыжки – колени – таз – позвоночник. Способность удерживать равновесие определяется сотрудничеством мышечных ощущений с работой вестибулярного аппарата и зрения.

Опять же – на ледяной горе происходит естественная тренировка того, что необходимо во многих ситуациях обыденной жизни. Ведь сохранять устойчивость и равновесие желательно везде.

Наблюдая за детьми, можно заметить, что каждый ребенок катается тем способом, который соответствует пределу его личных возможностей, но не превышает его. Ребенок хочет показать максимум своих достижений, но при этом не получить травму. Обычно нормальные дети хорошо чувствуют свой предел. Хуже ощущают его дети-невротики и психопаты: они или излишне пугливы, или, наоборот, лишены чувства опасности.

На горке ярко проявляется способность ребенка изобретать для себя все новые и новые задачи и тем самым делать постоянный вклад в обогащение ситуации. Так продлевает ребенок свое общение с игровым объектом (в нашем случае – с горкой) и превращает его в источник личностного развития. Дети вообще любят игрушки, не имеющие жестко заданного способа их использования: трансформеры и любые предметы с большим количеством степеней свободы – все они допускают много действий “от себя”, на усмотрение пользователя.

Когда дети более или менее освоили технические навыки съезда с ледяной горки каким-нибудь из описанных выше путей, их творческий поиск обычно идет за счет изменений позы и расширения способов спуска.

Например, ребенок хорошо съезжает на заду. Вероятнее всего, дальше он попытается научиться разгоняться в начале спуска, перепробует все, на что можно сесть, чтобы лихо съехать и катиться как можно дальше, исследует возможности совершения дополнительных вращений вокруг своей “пятой точки”, когда уже на медленной скорости катится по ровной ледяной дорожке на земле, и т. д. Ему будет интересно съехать вниз на животе, на спине, сидя задом наперед, чего дети обычно боятся, “паровозиком” – обнимая руками сидящего впереди ребенка, на пластмассовом ящике от бутылок, как на троне, и т. п.

Если дальше ребенок не решится перейти на более высокий уровень катания и попробовать на корточках или на ногах, то, вероятно, остановится на каком-нибудь наиболее приятном для него способе спуска и погрузится в игру: катаясь, будет воображать себя в какой-нибудь роли и проживать уже невидимые для внешнего наблюдателя события.

Хотя иногда эти воображаемые события тоже можно разгадать по внешнему поведению ребенка. Вот рядом с ледяной горкой съезжает по крутому снежному склону большой мальчик на санках. Ему лет тринадцать, а он как маленький, раз за разом скатывается на санях вниз, а потом сосредоточенно и бодро взбирается вверх, и все начинается снова. Почему ему не скучно? Ведь это простое занятие ему явно не по возрасту! Присмотревшись к его действиям внимательнее, мы обнаружим, что он, оказывается, не на санках едет.

Мальчик чернявый, с узкими глазами, похож на татарина. Он сидит на своих санях, откинувшись назад, крепко упираясь вытянутыми полусогнутыми ногами в передний изгиб полозьев, в руках у него длинная веревка, оба конца которой привязаны к передку саней. Он съезжает с высокого снежного склона. Главные события начинаются для него в момент, когда санки набирают скорость. Тогда лицо мальчика меняется, глаза сужаются, ноги еще сильнее упираются в переднюю округлость полозьев, как в стремена, он еще больше откидывается назад: его левая рука, сжимающая в кулаке середину двойной веревки, туго натягивает ее, как вожжи, а правая рука, перехватив торчащую из кулака левой длинную петлю той же веревки, страстно размахивает ею круговыми движениями, как будто крутит и свищет нагайкой, подгоняя своего коня. Это не мальчик съезжает с горы на санках, а степной всадник скачет во весь мах и что-то видит впереди. Для него и горка, и санки – это средство. Горка нужна, чтобы дать ощущение скорости, а санки – чтобы что-то оседлать. Единственное, что составляет непосредственное содержание игры, – это переживания мальчика, который мчится вперед.

Каждый катается самостоятельно, – это дело индивидуальное, акцентирующее внимание ребенка на собственной телесной самости и своих личных переживаниях. Но ситуация на горке, конечно, социальна, поскольку там собралось детское общество. Не важно, что дети могут быть совсем незнакомы и не общаются друг с другом. На деле они наблюдают за другими, сравнивают себя с ними, заимствуют модели поведения и даже красуются друг перед другом. Присутствие сверстников пробуждает в ребенке желание предстать перед народом в лучшем виде, что называется, подать товар лицом, и поэтому вдохновляет его на творческие поиски.

На горке можно приобрести богатый социальный опыт. Поскольку детский народец на ней разнополый и разнокалиберный, то там можно наблюдать разнообразнейшие образцы поведения и взять что-то для себя. Дети научаются друг от друга в мгновение ока. Для обозначения этого процесса взрослое слово “копирование” кажется слишком нейтрально-вялым. Детский термин – “слизывание” – гораздо точнее передает степень тесноты психологического контакта и внутреннего отождествления ребенка с избранной им моделью для подражания. Часто ребенок перенимает не только способ действования, но и побочные особенности поведения – мимику, жестикуляцию, выкрики и т. п. Итак, первое социальное приобретение, которое можно сделать на горке, – это расширение репертуара поведения.

Второе – это познание социальных норм и правил общежития. Их необходимость обусловлена ситуацией. Детей много, а ледяных спусков обычно один-два. Возникает проблема очередности. Если не учитывать возраста, подвижности, ловкости детей, едущих впереди и сзади, то возможны падения и травмы – поэтому возникает проблема соблюдения дистанции и общей ориентации в пространстве ситуации. Нормы поведения никто особенно не декларирует – они усваиваются сами собой, через подражание младших старшим, а также потому, что включается инстинкт самосохранения. Конфликты бывают относительно редко. На горке хорошо видно, как ребенок учится распределять свое поведение в пространстве ситуации, соразмеряя расстояния и скорости передвижения участников и свою собственную.

Третье социальное приобретение во время катания с горки состоит в особых возможностях непосредственного общения (в том числе – телесного) с другими детьми. Взрослый наблюдатель может увидеть на горке широкий спектр разных форм и способов установления отношений между детьми.

Некоторые дети всегда катаются сами по себе и избегают соприкосновений с другими. Съехав с горы, они стараются как можно быстрее убраться с дороги катящихся вслед за ними.

А есть дети, жаждущие телесного контакта: они не прочь устроить небольшую “кучу-малу” в конце ската с горы, где дети, движущиеся с разной скоростью, иногда натыкаются друг на друга. Им доставляет удовольствие на излете скорости спровоцировать столкновение или совместное падение еще одного-двух человек, чтобы потом повозиться, выкарабкиваясь из общей кучи. Это раннедетская форма удовлетворения потребности в контакте с другими людьми через непосредственное телесное взаимодействие. Интересно, что на горке его часто используют дети достаточно большого возраста, которые по каким-либо причинам не могут найти других способов установления социальных отношений со сверстниками, а также страдают от отсутствия необходимых детям телесных контактов с родителями.

Более зрелый вариант телесного общения детей состоит в том, что они договариваются кататься вместе, держась друг за друга “паровозиком”. Они делают это вдвоем, втроем, вчетвером, подначивая товарищей попробовать разные способы катания. Тем самым дети получают разнообразный двигательный и коммуникативный опыт, а также хорошую эмоциональную разрядку, когда вместе визжат, хохочут, кричат.

Чем старше и социально смелее ребенок, тем вероятнее, что на ледяной горке он будет не только испытывать самого себя, но и перейдет к небольшим социально-психологическим экспериментам. В предподростковом возрасте одной из самых заманчивых тем таких экспериментов становится исследование способов того, как можно налаживать взаимоотношения с другими детьми и оказывать влияние на их поведение: как привлечь их внимание, заставить уважать себя, включить в орбиту своих действий и даже – как манипулировать другими. Все это делается достаточно осторожно. Обычно детский народ соблюдает основной закон горки: катайся сам и дай кататься другим. Напористых лихачей не любят и держат по отношению к ним дистанцию.

Обычно дети экспериментируют, создавая трудные групповые ситуации (это чаще делается по отношению к знакомым) или устраивая для других небольшие эмоциональные встряски. Задача испытуемых состоит в том, чтобы оставаться выдержанными и самодостаточными.

Вот ребенок выжидающе стоит у края ледяного спуска на середине снежного склона и следит за скатывающимися вниз детьми. Когда мимо проезжает его приятель, ребенок резко прыгает сбоку и прицепляется к нему. В зависимости от устойчивости приятеля дети либо вместе падают, либо второму удается пристроиться к первому, и они стоя катятся “паровозиком” до самого конца.

Вот паренек лет двенадцати, который ловко, с разгону, катается на ногах, громко гикнул, разбегаясь наверху горки. Его очень удивило, что катившийся далеко впереди ребенок лет девяти неожиданно упал от этого крика. Тогда двенадцатилетний с интересом стал раз за разом проверять этот эффект, и точно: стоит громко свистнуть или гикнуть в спину тихоходным и неустойчивым детям, съезжающим с горки на ногах, как они тут же теряют равновесие и начинают шататься, а то и падать, как от посвиста Соловья-Разбойника.

Вообще на горке человек виден как на ладони. Катаясь, он проявляет свои личностные особенности: степень активности, находчивости, уверенности в себе. Очень хорошо виден уровень его притязаний, характерные страхи и многое другое. Недаром в народной общинной культуре катание с гор в зимние праздники всегда было предметом наблюдений, пересудов, толков присутствующего деревенского люда. На основании этих наблюдений делались даже прогнозы относительно дальнейшей судьбы катающихся, особенно если это были молодожены: кто первым упал – тот первым помрет. Если упали вместе на одну сторону – будут вместе и в жизненных трудностях. Повалились порознь по разные стороны ледовой дорожки – так и на дороге жизни поступят (см. “Круглый год. Русский земледельческий календарь”, сост. А.Ф. Некрылова).

Поэтому, пока ребенок катается, родитель тоже может не только скучать и мерзнуть, но с пользой для себя понаблюдать за своим детищем. Горка хорошо выявляет телесные проблемы детей: неловкость, плохую координированность движений, неустойчивость из-за недостаточного контакта стоп с почвой, неразвитости ног, смещения вверх центра тяжести тела. Там легко оценить общий уровень телесной развитости ребенка по сравнению с другими детьми его возраста. Замечательно то, что все эти проблемы могут быть отлично проработаны и отчасти изжиты именно на ледяной горке, которая является, с психологической точки зрения, уникальным местом познания и развития телесного “Я” ребенка в естественных условиях.

Существует целый комплекс детских проблем, связанных с развитием телесного “Я” и социализацией тела, которые практически не осознаются взрослыми. Собственно, и источником многих проблем подобного рода обычно являются нарушения в отношениях родителей со своим ребенком. Взрослые же не только не могут помочь ему справиться с этими трудностями, но даже начинают преследовать ребенка, когда он пытается делать это своими способами, раздражающими и непонятными для взрослого.

Например, некоторые дети обожают поваляться-покататься по полу, по траве, по снегу – под любым предлогом и даже без такового. (Мы уже отмечали это в поведении некоторых детей на горке.) Но это – неприлично, за это – ругают, этого – не позволяют, тем более если ребенок уже большой и ходит в школу. Хотя подобные желания могут обнаружиться и у подростка. Почему? Откуда они берутся?

Активное валяние (с перекатыванием, переворачиванием со спины на живот и т. д.) обеспечивает интенсивность ощущений прикосновения и давления на больших поверхностях разных участков тела. Это обостряет яркость переживания границ тела и осязаемой наличности его отдельных частей, переживание его единства и плотности.

В нейрофизиологическом плане такое валяние включает в работу особый комплекс глубинных мозговых структур (таламо-паллидарный).

Он обеспечивает регуляцию движений на основе мышечных (кинестетических) ощущений в пределах системы координат собственного тела, когда для человека главное – чувствовать себя, а не окружающий мир, когда его двигательная активность разворачивается в пределах шевелений своего тела и не направлена ни на какие объекты вовне.

В психологическом плане такое валяние обеспечивает возвращение к себе, контакт с самим собой, единение тела с душой: ведь когда человек самозабвенно валяется, его мысли и чувства не заняты ничем другим, кроме ощущения себя.

Зачем ищет ребенок такие состояния? Причина может быть как ситуативной, так и долговременной.

Желание поваляться часто возникает у ребенка, когда он психически устал – от учения, от общения, а других способов переключения для отдыха еще не освоил. Тогда ребенку нужно, чтобы его внимание, прежде вынесенное вовне и долгое время сосредоточенное на посторонних предметах: на задачах, поставленных учителем, на словах и действиях окружающих людей, – вернулось обратно, внутрь телесного пространства “Я”. Это дает возможность ребенку вернуться в себя и отдохнуть от мира, спрятавшись в своем телесном доме как моллюск в ракушке. Поэтому, например, есть дети, которым необходимо поваляться на полу после занятия в детском саду или даже после урока во время школьной перемены.

У взрослых людей поведенческим аналогом детскому стремлению поваляться будет желание полежать, лениво пошевеливаясь, с закрытыми глазами, в душистой воде теплой ванны.

Долговременной, устойчиво действующей причиной желания некоторых детей валяться является раннедетская проблема, которая может сохраняться и в старших возрастах. Это недостаток необходимого ребенку объема прикосновений и разнообразия телесного общения с матерью, а также неполнота проживания начальных стадий двигательного развития. Из-за этого у ребенка сохраняется инфантильная тяга вновь и вновь получать интенсивные ощущения прикосновения и давления, проживать состояние контакта своего тела с чем-то другим. Пусть это контакт суррогатный – не с мамой, которая гладит, обнимает, держит на руках, а – с полом, с землей. Для ребенка важно, что через эти соприкосновения, он телесно ощущает себя существующим – “я есть”.

У подросшего ребенка есть очень мало социально приемлемых способов добрать недополученный в раннем детстве нужный ему психотелесный опыт, не вызывая нареканий со стороны взрослых. Одним из лучших мест для этих целей является ледяная горка. Здесь всегда можно найти внешнюю мотивировку своим действиям и осуществить потаенные желания вполне законным образом независимо от возраста.

Вот, например, как решает эту проблему на ледяной горе длинный, нескладный, часто спотыкающийся подросток. Он постоянно дурачится, под этим предлогом демонстративно падает и в результате съезжает лежа. На самом деле худо-бедно, но с горки на ногах он умеет скатываться, что уже доказал поначалу. Также видно, что парень не просто боится упасть. При спуске лежа ему явно нравится чувствовать свою спину, ягодицы, все тело целиком – он старается шире распластаться, ищет как можно большего телесного контакта с поверхностью ледяной дорожки. Внизу он надолго замирает, проживая это состояние, потом нехотя встает, и… все повторяется снова.

Более зрелой и сложной формой проработки детьми темы познания телесного “Я”, но уже в социальной ситуации, является известная нам “куча-мала”. Дети часто устраивают ее в конце спуска с горки. Присмотревшись внимательнее, мы заметим, что “куча-мала” далеко не так проста, как может показаться. Это совсем не случайная свалка копошащихся детских тел. Дети не просто столкнулись и нечаянно упали друг на друга. Они (по крайней мере кое-кто из них) эту кучу спровоцировали и продолжают действовать в том же духе: выбравшись из-под тел других детей, ребенок опять нарочно падает на них сверху, и так может повторяться несколько раз. Зачем?

В “куче-мале” тело ребенка взаимодействует уже не с косной поверхностью земли, а с живыми, активными телами других детей – рукастыми, ногастыми, головастыми. Они налегают, толкаются, бьются, наваливаются со всех сторон. Это интенсивное общение движущихся человеческих тел, и у каждого – свой характер, бурно проявляющийся в действиях.

Тут ребенок уже не просто ощущает автономность своего тела, как это было при валянии. Через живое телесное взаимодействие с себе подобными он начинает познавать себя как телесную и одновременно социальную личность. Ведь “куча-мала” – это максимально сгущенное детское сообщество, сжатое до такой степени, чтобы не стало дистанции между его участниками. Это своего рода материальный конденсат детского социума. В таком плотном соприкосновении познание самого себя и друг друга идет гораздо быстрее, чем на привычном приличном расстоянии. Известно, что для детей познать – это потрогать.

Надеемся, что данная статья убедительно продемонстрировала родителям те уникальные возможности, которые дает ледяная горка детям для физического развития и решения многих психологических проблем.

Автор: М.В. Осорина

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *