Сайенс арт: Сайнс-арт (Science-art) на примерах мировых и российских арт-проектов – ARTandYou.ru

Что такое Science Art? — Творческая лаборатория “Цифровой мир”

Наука давно перестала быть чем-то отрешенным от повседневного мира, заключенным в стенах лабораторий. Сегодня каждый день в новостной ленте встречаются обзоры робототехнических достижений или открытий в генной инженерии. Наука для современного человека становится столь же доступной, как и искусство.

Работа группы «Электробутик». Выставка «Искусство для людей», Музей современного искусства, Пермь, 2015

Эстетика науки имеет визуальные образы. Они являются основной составляющей такого направления современного искусства, как Science Art. Science Art – это та незаметная грань между фундаментальной технической наукой и искусством. Направление формируется на основах трансдисциплинарности и современного искусства, привлекая внимание общества к новейшим достижениям науки. В дословном переводе термин звучит, как научное искусство. Это этап в развитии нового цифрового искусства, вдохновляемого лабораториями, космическими достижениями и инновационными технологиями. Художником становится тот, кто творит прекрасное. И не важно, что это – Венера Милосская или киборг. Главное то, какой смысл вкладывается в произведение нового искусства.

Технология — это только язык и средство, прежде всего, важна идея, содержание, —

говорит Дарья Пархоменко, основатель и директор Laboratoria Art&Science.

Сегодня это медиахудожники, которые и сами нередко имеют широкий кругозор в области технологических достижений науки. Полный симбиоз между такими разными «вселенными» кажется невозможным. Однако не всегда между наукой и искусством существовала такая пропасть. Если совершить экскурс в историю, то можно увидеть, что никакого разделения между ними не существовало. И даже более того, наука рождается в искусстве. Симбиоз же технического и эстетического продемонстрировал еще Леонардо да Винчи, создав такие объекты, которые в наши дни назвали бы сайнс-артом.

Сайнс-арт – это не всегда интерпретация художником научных идей. Сами ученые тоже вполне справляются с ролью творца, так в Пристонском университете проводится ежегодный конкурс Art of Science, где представляются достижения науки, которые превращаются в произведение искусства. Человеком, который перевоплотился из ученого в художника, является и Дрю Бэрри, который потрясающе визуализирует молекулярные процессы, делая прекрасным то, о чем даже не каждый задумывается.

Сегодня Science Art активно поддерживается мировым научным сообществом. Многие исследовательские центры не только приглашают художников к себе, но и принимают активное участие в создании инсталляций. Ярким примером является Массачусетский институт технологий, на его базе даже создан центр Science Art (MIT Center for Art, Science & Technology). Сформировалось множество направлений – эволюционный дизайн, роботизация, нейроинтерфейсы, тематические инсталляции, киборгизация, модификации тел и т.д.

Аристарх Чернышев, группа «Электробутик» (источник):

Современному автору нужны навыки программирования, он должен хорошо разбираться в робототехнике, биологии, генетике, генной инженерии, очень желательно в ядерной, еще лучше — в квантовой физике.

Из самых популярных объектов Science Art в эволюционном дизайне можно назвать инсталляцию «Расширенная рыбья реальность», автором которой является Кен Ринальдо. Это интерактивная инсталляция, целью которой было отражение особенностей межвидовых коммуникаций. Это произведение искусства позволяет не только увидеть мир глазами рыбки, но и «вступить с ней в контакт». Также он известен работой «Autopoiesis» — роботизированной скульптурной инсталляцией, созданной для выставки «Чужой разум» (Хельсинки).

При обсуждении модификации тела и научного искусства первым делом вспоминается авангардистское произведение австралийского художника Сталкера «Ухо на руке».  На его руке было выраженно еще одно ухо; главной идеей художника является повышение функциональности человеческого тела и его коммуникаций с глобальной сетью.

Тематические инсталляции нередко создаются посредством физических 3D моделей и компьютерной графики, проецируемых изображений и…кисти и холста. Художник Аристарх Чернышев считает, что хорошее произведение искусства надо тщательно отшлифовать, снабдить электрической системой и желательно дисплеем.

Science Art это еще и театр. Один из опытов медиа-спектакля был осуществлен Александрийским театром (Россия). Проект Нейроинтегриум – перфоманс, в котором используется нейроинтерфейс для управления аудиовизуальным представлением.

Сейчас практика междисциплинарных исследований широко распространена и вместе с тем современное искусство открыто для эксперимента. И Science Art выступает для них проводником в новый мир технологического искусства.

Юлия Ященко

Современное искусство. Сайенс-арт

Мы весь урок посвятили разным направлениям современного искусства. Давайте еще раз вспомним, о чем мы говорили.

*Мы используем направления, чтобы было проще ориентироваться в безграничном пространстве современного искусства — но четкой градации не существует. Современные художники часто сами против того, чтобы их относили к какому-то конкретному направлению.

🕔 Современное искусство начинается с 1950-х годов — это наиболее принятая трактовка. Также есть версия, что совриск берет начало от импрессионистов.

🧩 На совриск повлиял постмодернизм — целый комплекс процессов в философии, обществе, экономике, политике и культуре. Для искусства это значит отказ от «высокого» и «низкого», нелинейность, компиляцию, «смерть автора», отказ от единой реальности.

🟧 Абстрактный экспрессионизм. 1950-е, США. Полная свобода техники, главное — передача эмоции. Выделяют живопись действия и живопись цветового поля.
👨‍🎨 Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Франц Клайн, Марк Ротко.

️ Минимализм. 1960-е, США. Простота и лаконичность форм, чистые насыщенные цвета, акцент на пропорции.
👨‍🎨 Доналд Джадд, Ричард Серра, Дэн Флавин, Сол ле Витт, Фрэнк Стелла.

Ленд-арт. Работает с природным ландшафтом, стирает грани между скульптурой и архитектурой.
👨‍🎨 Роберт Смитсон, Ричард Лонг, Христо Явашев, Энди Голсуорси, Уолтер де Мария.

🍿 Поп-арт. 1950-е, Британия и США. Использует язык массовой культуры, технику коллажа, китч, стилизацию, серийное производство.
👨‍🎨 Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Ричард Гамильтон, Энди Уорхол.

🛍 Нео-поп. 1980-е. Эволюция поп-арта, работа с образами массовой культуры. Дорогие и скандальные произведения, коллаборации с крупными брендами.
👨‍🎨 Джефф Кунс, Такаси Мураками.

🖍 Неоэкспрессионизм. 1970-е. Художники писали эмоционально, грубо, неряшливо, используя подручные материалы и обыденные сюжеты. Многие не умели рисовать.
👨‍🎨 Георг Базелиц, Жан-Мишель Баския, Ансельм Кифер, Дэвид Салле, Франческо Клементе, Филипп Густон, Джулиан Шнабель, Дэвид Хокни.

🇬🇧 Лондонская школа. Разные художники с индивидуальной манерой. Все раскрывали ощущение катастрофы эпохи, сексуальность через фигуративность и телесность, деформацию, ощущение изломанности, обращение к мифологическим образам.
👨‍🎨 Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Леон Коссофа, Майкл Эндрюс.

👁 Концептуализм. Концепция важнее формы. Произведение искусства — не объект, а идея, которую можно выразить любыми способами. В том числе через новые жанры: инсталляцию, хэппенинг и перформанс.
👨‍🎨 Джозеф Кошут, Ив Кляйн, Роберт Раушенберг, Йозеф Бойс, Пьеро Мандзони, Христо Явашев, Марина Абрамович, Ай Вэйвэй, Илья Кабаков.

🧬 Сайенс-арт. Все формы искусства, которые используют науку как инструмент или осмысляют ее возможности.

Science Art – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Относится к научному искусству
  • биология искусство

11 Очаровательные художники, вдохновленные наукой

С самого начала художники также были учеными. Алхимики, которые сами смешивают краски, изучают эффекты цвета и узнают, как мы воспринимаем свет. Хотя наше научное понимание столь же велико, как и всегда, есть множество художников, которые продолжают использовать эти знания, чтобы открывать новые горизонты в своей работе.

Ниже представлены 11 художников, которые помогут вам и вашим ученикам исследовать междисциплинарные связи между миром искусства и миром науки.

Джен Старк

изображение с jenstark.com

Джен Старк — современная художница, большая часть работы которой связана с созданием невероятных бумажных скульптур. Она также работает с рисованием и анимацией. Ее работы черпают вдохновение из микроскопических узоров в природе, червоточин и анатомических срезов. Она также интересуется математикой, топографией и природными формами.

Веб-сайт: www.jenstark.com


Люк Джеррам

изображение с lukejerram.com

От стеклянных моделей микробов и вирусов до гигантских эоловых арф Джеррам использует науку, как немногие другие художники. Его исследования касаются восприятия всеми нашими чувствами (включая тот факт, что он дальтоник). Джеррам создает команды специалистов, включая инженеров и техников, и управляет ими, помогая создавать сложные работы, которые он задумал.

Веб-сайт: www.lukejerram.com


Сьюзен Олдворт

изображение с susanaldworth.com 

Нейробиология, изучение сознания и работы мозга, является предметной областью, которая дает художникам богатый источник вдохновения. Сьюзен Олдворт, работая бок о бок с нейробиологами, создает работы, посвященные именно этим темам; ее самые последние работы включают отпечатки, сделанные непосредственно из ткани человеческого мозга.

Веб-сайт: www.susanaldworth.com


Джеймс Таррелл

image via jamesturrell.com

Студенты всегда очарованы Джеймсом Тарреллом и его проектом «Кратер Роден». После непродолжительной карьеры летчика-истребителя Таррелл стал художником. Он решил купить спящий вулкан с целью превратить его в гавань света, пространства и цвета. Его видение этого вулкана — кратера Родена — было в центре его внимания на протяжении последних 40 лет. Сейчас близится к завершению, изображения просто потрясающие.

Веб-сайт: www.jamesturrell.com


Джанет Саад-Кук

изображение с janetsaadcook.com

Как она сама говорит, работа Джанет Саад-Кук «лежит на пересечении света, пространства и времени». Работая с астрономами, инженерами и архитекторами, она создает работы из металлов и стекла со специальным покрытием. Отраженные изображения и свет создают «Солнечные рисунки», которые движутся и меняются в зависимости от солнечного света и течения времени.

Веб-сайт: www.janetsaadcook.com


Фабиан Офнер

image via theverge.com

Фабиан Офнер — швейцарский фотограф, который использует фотографию, чтобы объединить искусство и науку. Его работы часто демонстрируют красоту научных явлений. Используя огонь, радужность, звуковые волны и центростремительные силы, он создает и фиксирует завораживающие изображения.

Веб-сайт:  www.fabianoefner.com


Джордж Сёра

изображение через The Art Story

Большинство людей знают Сёра по его работе с пуантилизмом и его картине «Воскресный полдень» над картиной «Ла Гранд Жатт». Но мало кто знает о том, как Сёра сосредоточился на науке о цвете, в частности на дивизионизме (или хромолюминаризме). Он тщательно изучал науку о цвете, в частности, как добиться максимальной яркости, и требовал от зрителя смешивать цвета оптически, а не смешивать пигменты на холсте.

Веб-сайт: www.georgesseurat.org


Дэвид Хокни

изображение с BBC

Дэвид Хокни сделал долгую и блестящую карьеру художника и гравера. Он сыграл важную роль в движении поп-арт и продолжал работать в течение десятилетий после этого (включая значительные набеги на цифровое искусство). В 2001 году его совместное исследование с физиком Чарльзом Фалько изменило наше представление об истории искусства. В диссертации Хокни и Фалько говорилось, что визуальные и реалистические достижения художников со времен Ренессанса обусловлены опорой на оптические инструменты. В частности — и это было спорно — они предположили, что многие старые мастера полагались не на технику и мастерство, а вместо этого использовали такие инструменты, как камера-обскура и изогнутые зеркала.

Веб-сайт: http://www.davidhockney.co


Рэйчел Суссман

изображение через Colossal

В течение последнего десятилетия Рэйчел Суссман путешествовала по миру и фотографировала самых старых живых существ в мире. Проводя исследования и работая с биологами, она создает потрясающие фотографии этих удивительных организмов (большинству из которых более 2000 лет). Ее выступление на TED и ее книга представляют собой увлекательное сочетание искусства, науки и путешествий.

Веб-сайт: www.rachelsussman.com


Мария Сибилла Мериан

Изображение с сайта www.alchetron.com

Известная как женщина, сделавшая науку красивой, Мария Сибилла Мериан была натуралистом и научным иллюстратором в 1600-х годах. Она опубликовала свою первую книгу иллюстраций в возрасте 28 лет, очаровав людей по всей Европе. Впоследствии она путешествовала из Европы в Южную Америку, чтобы рисовать, учиться и проводить исследования. Ее иллюстрации метаморфозы бабочки внесли значительный вклад в область энтомологии.

Веб-сайт: Мария Сибилла Мериан


Энди Голдсуорси

изображение через The Independent

Энди Голдсуорси создает поразительные, эфемерные скульптуры, в которых используются только элементы природы. Скручивает ли он палочки по спирали, расставляет листья или лепит из камней, его работы выглядят просто и естественно.

Веб-сайт: Энди Голдсуорти


Когда вы смотрите на пересечение искусства и науки, связи могут быть бесконечными. Используйте этих художников в своем классе, чтобы показать захватывающую глубину, которую предлагает мир науки, и то, как он может вдохновлять невероятное искусство.

Кто ваши любимые художники, вдохновленные наукой?

Кого из художников вы бы добавили в этот список?

Журнальные статьи и подкасты представляют собой мнения участников профессионального образования и не не обязательно представляют позицию Университета искусства образования (AOEU) или его академические предложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *