Самый главный в институте кто – Помогите разобраться в системе института! Кто такой ректор, проректор,декан и т.д.

Декан, доцент, куратор, методист — кто все эти люди? Ликбез для первокурсника

Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

Студент — учащийся вуза.

Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.

Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт и т. д.

Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.

К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как у ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре и т. д.).

Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).

Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

В вузах появятся свои президенты — Российская газета

Еще на стадии обсуждения этот документ вызвал немало нареканий. Дескать, он узаконивает назначение ректоров “сверху” и способствует появлению в вузах двоевластия.

О том, что же на самом деле предлагается в законопроекте, “РГ” рассказал его автор, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Николай Булаев.

Российская газета | Как приняли весть о появлении новой должности ректоры вузов?

Николай Булаев | Самое интересное, именно от них во многом исходило предложение о введении президентства. Думаю, что это нововведение поможет сделать вузовскую систему более демократичной. Ректоры понимают, что в сегодняшней ситуации необходимо сохранить жизненный и профессиональный опыт старших коллег – тех, кто по закону, определяющему возрастные ограничения для руководителя вуза, уже не может занимать это место.

РГ | Кто решает, нужен ли вузу президент?

Булаев | Ученый совет вуза, и только он. Никому другому такие полномочия не даются. После принятия решения оно согласовывается с федеральным ведомством, которое выдвигает кандидатуру на рассмотрение Ученого совета. Совет тайным голосование выбирает президента. Никакого давления сверху.

РГ | Всегда ли президент вуза – это бывший его ректор?

Булаев | В законе об этом не говорится, но во всех наших дискуссиях мы это подразумевали. Возможно, иногда будут такие ситуации, когда человек, работавший ректором, не вполне заслуживает должности президента. Федеральное ведомство не будет его рекомендовать. Но это не значит, что оно предложит человека со стороны. В законе четко прописано, что президент – это человек, имеющий опыт работы в вузе. Действует как бы система “двойного ключа”, которая гарантирует приход в систему образования только профессионалов.

РГ | Президент “разгрузит” ректора, возьмет на себя часть его обязанностей?

Булаев | Обязанности президента прописаны в законе, дабы избежать возможного двоевластия. Президентские полномочия определяются по согласованию с ректором. По закону президент автоматически входит в Ученый совет, есть у него и представительские функции. Но, согласитесь, все-таки их нужно обсуждать с ректором. Неловко получится, если на одно и то же мероприятие придут и ректор, и президент.

РГ | Так кто кому все-таки подчиняется?

Булаев | Жесткого подчинения не подразумевается. Но, естественно, ректор ни в коем случае не подчиняется президенту. Ректор – главное исполнительное лицо в структуре вуза, он отвечает за его деятельность. Хочу особо подчеркнуть, что и финансово-хозяйственные обязательства остаются в ведении ректора. Президент сможет участвовать в определении стратегии развития учебного заведения. Но двоевластия в вузах не будет.

РГ | Предусматривается переизбрание президента или это “пожизненная” должность?

Булаев | Законопроект говорит об избрание сроком до пяти лет. И не нужно соединять вместе выборы ректора и выборы президента. Смена одного вовсе не означает автоматическую смену другого.

РГ | Законопроект касается не только должности президента, но и процедуры выбора ректоров вузов. Ваши оппоненты уверяют, что теперь ректоров будут назначать “сверху”…

Булаев | Те, кто так говорит, искажают смысл, передергивают факты. Они попросту не читали законопроект. Подчеркиваю: мы не меняем процедуру выдвижения ректоров. Не меняем процедуру избрания – как было тайное голосование на конференции, так оно и остается. Но претендентам на должность ректора предстоит аттестация. Именно претендентам – аттестационная комиссия рекомендует вузовской конференции кандидатуры нескольких человек.

РГ | Кто входит в аттестационную комиссию?

Булаев | Федеральные органы власти и представители общественно-государственных организаций, в первую очередь Союза ректоров. Причем и тех, и других поровну, 50 на 50 процентов. При таком раскладе тот чиновничий беспредел, о котором говорят наши оппоненты, просто невозможен. Уверен, что такая комиссия будет ответственно подходить к оценке профессиональных качеств каждого из претендентов, особенно в тех случаях, когда на должность ректора претендует человек, не имеющий ни профессиональной подготовки, ни ученого звания. Есть и вообще вопиющие случаи, увы, не единичные, когда в ректоры “метят” люди с целями, далекими от образования. Ведь любой вуз – это достаточно большая собственность, как правило, земельный участок в центре города… Люди, нацеленные на “захват” этой собственности, не имеют права участвовать в конкурсе. Надеюсь, аттестационная комиссия будет разбираться с такими кандидатами.

РГ | Знакомиться с кандидатами комиссия будет по бумагам?

Булаев | Нет, конечно. Это будет “личное” знакомство с каждым после первоначальной экспертизы документов. Когда речь идет о региональном вузе, то в состав комиссии вводятся представители исполнительной, законодательной власти данного региона, регионального совета ректоров. Это сделает решение комиссии более взвешенным.

rg.ru

Кто такой декан? Функции, права, особенности должности

Кто такой декан? Этот вопрос возникает практически у каждого первокурсника, ведь в школе подобных должностей не существует. Ответ учащийся получит в первые же дни учебы. Декан – это руководитель факультета, управляющий структурной единицей в университете. Чем занимается человек этой должности и какими правами обладает?

Немного истории: происхождение слова, прямое значение

Получив ответ на вопрос о том, кто такой декан факультета, возникает мысль: откуда взялось это слово? Кажется, что оно не имеет ничего общего с Россией. Слово имеет греческое происхождение. Там его употребляли для обозначения людей, которые занимали промежуточную руководящую должность – управляли десятью людьми – десятников. Чаще всего такая организационная структура была характерна для монастырей и церквей. Но после она плавно перекочевала и в университеты. При этом подчиненных у деканов стало со временем намного больше.

Кто может стать главой факультета?

Декан – должность ответственная. Поэтому не каждый может занять этот пост. Для того чтобы выдвинуть свою кандидатуру на главу факультета, необходимо соответствовать некоторым критериям:

  • человек должен иметь научный или преподавательский опыт более пяти лет;
  • иметь оконченное высшее образование;
  • наличие ученой степени или звания – также обязательное условие.

В должность вступают после избрания на общем заседании из нескольких претендентов на пост. Иногда главу факультета может назначить ректор самостоятельно.

Место декана в структуре университета

Кто такой декан в вузе и кому он подчиняется? Это человек, руководящий конкретной структурной единицей – факультетом. Он подчиняется проректору по учебной работе и ректору.

На факультете, в свою очередь, декан имеет заместителей по учебной, научной, воспитательной работе, секретарей. Эту группу людей называют деканатом.

Факультет состоит из кафедр, которые возглавляют заведующие, подчиняющиеся непосредственно декану.

Таким образом, должность декана находится в середине структурной цепочки управления в университете.

Основные функции

Кто такой декан факультета, если он не знает досконально о происходящем в своем подразделении? Он обязан быть в курсе всех нюансов работы: научной, издательской, воспитательной, учебной, агитационной деятельности.

Основные задачи управляющего подразделением:

  1. Разрабатывать план развития факультета по всем направлениям.
  2. Организовывать учебный процесс, расписание, сессии, практики, стажировки.
  3. Контролировать работу преподавателей, проверять их на соблюдение образовательных стандартов.
  4. Руководить процессами зачисления, отчисления, допусков студентов к сессиям.
  5. Издавать приказы и распоряжения.
  6. Внедрять новые методики и технологии и др.

Какими правами располагает декан?

Кто такой декан факультета, если он не будет располагать индивидуальными правами? Согласно типовой инструкции, глава факультета может:

  • принимать участие в совещаниях как внутри факультета, так и в целом в университете;
  • издавать общеобязательные на факультете распоряжения;
  • приходить на любой экзамен, зачет, защиту;
  • входить в состав Ученого совета;
  • вносить свои предложения по совершенствованию работы факультета и университета;
  • пользоваться услугами социального, лечебного, бытового характера, предоставляемыми в вузе;
  • требовать письменных отчетов от подчиненных и др.

Должностная инструкция

Именно этим документом регулируется деятельность декана. В Должностной инструкции распределены основные обязанности, функции, полномочия и права, которыми он обладает.

Кроме того, обязанности декана можно узнать из Положения о факультете или Положения о деканате.

Все перечисленные документы утверждаются в каждой отдельно взятой организации. Учебное заведение вправе добавлять дополнительные положения, исходя из особенностей вуза. Однако существуют типовые документы, которые и являются основой для правовых отделов университетов при составлении собственных положений и инструкций.

Кто такой декан, должен знать каждый студент, ведь этот человек может решать не только дела факультета и университета, но и определить дальнейшую судьбу каждого своего учащегося.

fb.ru

Кто в институте главный » Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

Кто в институте главный

13.09.13

На днях в Москве прошло четвёртое заседание Совета по науке при Министерстве образования и науки России при участии ряда членов Общественного совета. В работе Совета приняли участие министр образования и науки Дмитрий Ливанов, заместитель министраЛюдмила Огородова.

Совет по науке поддержал принцип вневедомственности при оценке научных организаций (фото из архива STRF.ru)

Совет рассмотрел текущие задачи рабочих групп по ФЦП «Научные и научно-педагогическиекадры инновационной России на 2014–2020 годы» и ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы», обсудил предложения по формированию экспертных групп Совета.

Были обсуждены предложения рабочей группы «Модель института РАН» по вопросу реформирования организации научных исследований в РАН, а также правила оценки результативности научных организаций. Совет по науке поддержал принцип вневедомственности при оценке научных организаций. При этом для оценки эффективности различных секторов российской науки, финансируемых из госбюджета, целесообразно включать в одни и те же референтные группы организации разной ведомственной подчинённости (институты РАН, вузы, в которых есть научные подразделения, ГНЦ, национальные исследовательские центры типа Курчатовского института, Сколковский институт науки и технологий и т.д.).

Совет считает, что базовой исследовательской единицей в науке является лаборатория, научная группа или даже отдельный учёный. Институт лишь создаёт условия для эффективной работы этих исследовательских единиц. Поэтому оценка института как целого с неизбежностью приводит к эффекту замера «средней температуры по больнице». Как правило, даже в плохом институте есть несколько сильных лабораторий, а в хорошем – несколько неэффективных подразделений. В связи с этим заслуживает внимания предложение сделать одним из основных показателей оценки долю сотрудников лабораторий института, работающих на передовом мировом уровне, в общем числе сотрудников института.

Совет по науке выразил мнение о необходимости сочетания оценки научных организаций по количественным критериями с оценкой экспертными комиссиями. Эти комиссии должны формироваться из ведущих учёных в данной области, удовлетворяющих достаточно высоким квалификационным критериям. Не менее половины членов комиссии должны составлять зарубежные учёные, что соответствует общемировой практике. Основной целью оценки научных организаций должно стать выявление наиболее сильных лабораторий и отдельных учёных, с целью их дальнейшей поддержки.

Совет рассмотрел также текущие задачи рабочей группы по совершенствованию государственной системы аттестации научных и научно-педагогических работников, обсудил план работы по проблеме «мегасайнс», заслушал доклад о состоянии проекта «Карта российской науки», дал экспертную оценку ряду документов, подготовленных в Минобрнауки.

STRF.ru

netreforme.org

Президент высшего учебного заведения — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Президент высшего учебного заведения — в Российской Федерации должность в государственном или муниципальном высшем учебном заведении, учреждаемая по решению его ученого совета, согласованному с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. При этом в устав высшего учебного заведения в установленном порядке вносятся соответствующие изменения. Должность президента федерального университета учреждается при создании федерального университета и закрепляется в его уставе.

Президент участвует в разработке концепции развития вуза; представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами и общественными организациями; участвует в совершенствовании учебной, научной и управленческой деятельности вуза. А непосредственное управление высшим учебным заведением остается за ректором. Общее руководство государственным или муниципальным высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган – учёный совет.

Президент высшего учебного заведения входит в состав ученого совета[1], наряду с ректором, который является председателем учёного совета, и проректорами. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.

ru.wikipedia.org

Профессор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 мая 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 мая 2019; проверки требуют 4 правки. «Профессор читает лекцию», 1350 Аттестат профессора (СССР, 1946)

Профе́ссор (от лат. professor — преподаватель) — учёное звание и

ru.wikipedia.org

Что выше институт или академия?

Самый высокий статус учебного заведения университет, затем академия и затем институт, но все они дают высшее образование. Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений 1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. 2. Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей) ; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности. 3. Академия – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. 4. Институт – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. 5. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование. 6. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия) , наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Академия выше))

академия выше

Все одинаково, только названия разные. Раньше не было академий, были институты. Не от названия зависит, а от образования которое они дают.

Сначала институт, потом университет и самое высшее академия. Это у нас. <br>Раньше как раз всё это было. И институты и академии. А сейчас чёрте что.

Академия=&gt;институт=&gt;университет. В универе самый широкий выбор специальностей – и технические, и гуманитарные.

акадеимя конечно же выше

Это всё наравне. Университет – это высшее учебное заведение, в котором разнопрофильное обучение, много факультетов: юридический, экономический, филологический и т.д. А Академия – однопрофильное, например, Медицинская Академия, кроме как на врача больше ни на кого не выучат. Институт тоже самое. Так что выше-ниже, это не из этой области, разница тут в другом.

а у нас в городе есть академия сервиса-бывший институт сервиса, так он рангом ниже всех универов

Академия-потом университет-потом институт!!!

Сегодня все начинают называть себя “Академия”, “Университет” и т. д. (даже знаменитый МВТУ им. Баумана назвали МГТУ), т. е. было Московское Высшее Техническое Училище, а теперь Московский Государственный Технический Университет (хотя одноклассники, которые заканчивали “Бауманку”, гордятся, что закончили МВТУ). Так что насвание не главное, главное как преподают предметы.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *