Семинар практикум как провести: Как провести семинар – практикум?

Содержание

Семинар-практикум “Через инновации к качеству образования”

Тема: «Через инновации к качеству образования»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования

Задачи:

  1. Повысить мотивацию педагогов к применению современных технологий в образовательном процессе

  2. Способствовать повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе.

  3. Создать условия для активного взаимодействия всех участников семинара

Форма проведения: семинар-практикум.

Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, мультимедийное сопровождение.

Ожидаемые результаты: преподаватели осуществят практическое действие на основе применения современной образовательной технологии как инструмента повышения качества образования

Ход семинара

1. Организационный момент

Участникам семинара предлагается выбрать яблоко по цвету и занять свои места по цвету выбранного яблока за столом.

Ведущий

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и я очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

Я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будем мы с вами и инновации в образовательном процессе. Наше общение пройдет в форме семинара-практикума «Через инновации к качеству образования».

2. Создание ситуации успеха

Начнем мы с такой притчи:

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.

«О, вы, подданные мои»,- «У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».

Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.

«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» – спросил царь.

Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.

О, чудо – замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.

Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».

Нам педагогам, тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации инноваций в образовательном процессе (не просто их знать, а использовать в своей практической деятельности).

3. Вступительная часть

Эпиграф семинара

Кто не хочет применять новые средства, должен ждать новых бед.

Френсис Бэкон

Френсис Бэкон – один из величайших эрудитов XVII века, современник Галилея и предшественник Ньютона, автор трактата «Опыт и наставления нравственные и политические».

Учитель и ученик растут вместе: обучение – наполовину учение.

Ли Цзи

4. Теоретическая часть

Ведущий

Программа модернизации содержания образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Её задача состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях.

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения (ЗУНы). Преобразования белорусского общества в целом и образования в частности обусловили изменение требований к обучающимся.

В настоящее время перед любым учреждением образования стоит задача не просто дать учащимся определенный набор знаний по учебным дисциплинам, а сформировать творческую личность, обладающую современными компетенциями, способную к постоянному саморазвитию.

«Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентации. Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.

Давайте сейчас мы с вами выясним, каким должен быть педагог, чтобы подготовить сегодняшнего выпускника.

Для этого мы работаем в группах.

5. Практическая часть

Задание 1. Участники семинара делятся на три группы:

«обучающиеся»;

«педагоги»;

«эксперты».

Первый вопрос для обсуждения:

Группа обучающиеся отвечают на вопрос «Когда обучающемуся не интересно учиться?»

Группа педагоги отвечают на вопрос «Когда педагогу не интересно учить?»

Эксперты в роли администрации отвечают на оба вопроса.

В течение 5 минут методом мозгового штурма участники составляют перечень причин и представляют ответ группы. Затем один из участников группы отвечает на поставленный вопрос. «Эксперты» анализируют ответы групп «учащиеся» и «педагоги».

Предположим, что выделены следующие проблемы:

  1. Недостаточный уровень владения педагогом современными образовательными технологиями препятствуют формированию ключевых предметных компетенций.

  2. Развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных областях деятельности невозможно без практико-ориентированной направленности обучения.

  3. Противоречие между фронтальными формами организации обучения и «пассивными» методами обучения с одной стороны и необходимость обеспечения деятельностного характера обучения с другой стороны.

Второй вопрос для обсуждения

Обучающиеся отвечают на вопрос: «Какого педагога вы хотите видеть на своих занятиях?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.

Педагоги отвечают на вопрос: «Какого педагога – коллегу вы хотите видеть рядом с собой?» Отразите на листе бумаги сегодняшнего педагога.

Эксперты отвечают на вопрос: «Каким должен быть современный педагог?»

В течение 5 минут участники отвечают на вопрос и представляют ответ группы. Затем один из участников группы отвечает на поставленный вопрос. «Эксперты» анализируют ответы групп «учащиеся» и «педагоги».

Ведущий

Много восторженных, добрых, требовательных и самокритичных слов сказано об учителе простыми и выдающимися людьми. Давайте попробуем осознать суть этого понятия через осмысление сути букв, в него входящих.

У– устремление, Ч – человек, И – истина,

Т – творение, Е– единство, Л – любовь, – Ь.

В итоге получаем: Учитель – это устремлённый Человек к Истине, Творящий Единство и Любовь.

И основные качества педагога:

  • стремление к истине, т.е. к самосовершенствованию;

  • творение единства миропонимания и проявление любви.

Давайте стремиться воспринимать истину, осознавать истину и проявлять истину, тогда. Всё будет в нашем сознании, и счастье, и радость и восторг, а затем это станет достоянием наших  детей.

Задача педагога показать учащимся единство, красоту и гармонию мира, путь к раскрытию потенциальных творческих способностей и возможностей человека.

Третий вопрос для обсуждения

Обучающиеся и Педагоги отвечают на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы учащемуся стало интересно учиться, а педагогу учить?».

В течение 5 минут участники подбирают как минимум по 3 довода, которые, по мнению членов группы, помогут повысить интерес к процессу обучения.

Из ответов эксперты выделяют 2-3 наиболее эффективных довода.

Ведущий.

Как мы видим, что для того, чтобы образовательный процесс был организован эффективно и с пользой, как для преподавателя, так и для учащихся; чтобы одним было интересно учить, а другим учиться; чтобы качество образования и результат обучения были на достаточно высоком уровне, необходимо что-то менять в организации всего образовательного процесса, а также в организации и проведении учебных занятий в частности.

Одним из условий изменения подходов к организации образовательного процесса является внедрение инноваций. И здесь нам на помощь приходят современные образовательные технологии, которые выступают как инструмент повышения мотивации к обучению и развития творческих способностей учащихся, как средство повышения результативности обучения и качества образования в целом.

Образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности.

Поэтому главная задача каждого преподавателя – сформировать у обучающихся способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить учиться.

Возникает проблема: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе педагог-учащийся из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Для этого каждый педагог совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к учебной дисциплине и к деятельности в целом.

Инновации в образовании – это процесс совершенствования педагогических технологий, совокупность методов, приёмов и средств обучения, один из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.

Педагогические инновации – это нововведения в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Создание высокоэффективных инновационных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, управлять качеством образования, обеспечивать их творческое развитие.

Инновационная образовательная технология повышает производительность труда педагога. Контроль результативности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера.

Например, если один учащийся усваивает материал с первого раза, то другой может прорабатывать материал два-три раза и более. Перекладывание основной функции обучения на средства обучения освобождает время педагога, в результате чего он больше внимания может уделить вопросам индивидуального и личностного развития учащихся.

Для инновационной технологии цель определяется очень точно, поэтому использование объективных методов контроля даёт возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля, создание инновационных технологий обучения позволяет снизить зависимость результата обучения от уровня квалификации педагога. Технологизация создаёт предпосылки для решения проблемы преемственности образовательных программ профессионального образования.

Задание 2 для всех групп.

Перед вами «коробка», в которой лежат карточки с названиями образовательных технологий, которые вы используете на своих занятиях. На примере одной технологии расскажите, как она влияет на качество образования.

В течение 5 минут участники обсуждают ответ на вопрос и представляют ответ группы.

Выделены следующие технологии и как они влияют на качество образования:

личностно-ориентированные технологии предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве;

информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся;

игровые технологии позволяют управлять эмоциональным напряжением в процессе обучения, способствуют овладению умениями, необходимыми для познавательной и трудовой деятельности для общения. В процессе игры дети незаметно осваивают то, что трудным было ранее;

проблемно-развивающие технологии обучения способствуют развитию творческих способностей обучающихся; формированию критического мышления и положительных эмоций;

проектные технологии, суть которых состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты, проживает конкретные ситуации. В основе проектных технологий лежит метод проектов, который направлен на развитие познавательных навыков обучающихся, критического мышления, формирование умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве.

Ведущий

Так в чем же отличие инновационного обучения от традиционного?

И на этот вопрос я попрошу ответить Вас.

Для этого Вы должны заполнить следующую таблицу

«Сравнительная характеристика традиционного и инновационного обучения»

Критерий характеристики

Особенности технологии обучения

традиционная

инновационная

Место и роль преподавателя в образовательном процессе

Субъект, определяющий все аспекты процесса обучения

Субъект, который инициирует процесс обучения и стимулирует превращение учащихся в активных субъектов процесса обучения

Место и роль учащихся в образовательном процессе

Восприятие, усвоение и воспроизведение информации, предоставляемой преподавателем

Активное усвоение и генерирования знаний, полученных из различных источников

Тип

информационной коммуникации

Управляемая преподавателем информация

Многоканальная система, которая генерирует информацию между преподавателем и учащимися, а также обеспечивает информационное взаимодействие между ними

Методы управления процессом обучения

Тоталитарное или

авторитарное

управления

Демократическое управление

Уровень творчества

Творчество присуща преподавателю, учащемуся предлагается уже готовая информация

Творчество преподавателя становится все более разнообразной, а деятельность учащихся имеет ярко выраженный творческий характер

Проблемность процесса обучения

В лучшем случае имеет место описание проблем или проблемных ситуаций

Обучение происходит в основном на примерах и в условиях проблемных ситуаций, способствует формированию умений их определения и решения

Уровень контроля за процессом обучения

Формальные, не индивидуализированы формы контроля Жесткий контроль

Гибкие индивидуализированные формы контроля, обучение учащихся самоконтролю и рефлексии

Результат обучения

Совокупность знаний

Совокупность знаний, практических умений и навыков, способность их творческого использования в профессиональной деятельности

Ведущий

Как видим внедрение инноваций предполагает развитие профессиональных компетенций преподавателей и предъявляет свои требования к педагогам: поиску новых форм, методов, технологий обучения.

Педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Система технологических знаний является важнейшим компонентом и показателем педагогического мастерства современного педагога.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.

Однако, исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

6. Рефлексия

Ведущий

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

«Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).

Вывод: По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели.

Предлагаю оценить нашу работу сегодня. Перед вами «градусник». Выберите температуру своей группы по шкале, по которой определяется значение семинара:

34 – бесполезно, бесперспективно, безразлично;

36,6 – нужно, полезно, интересно, необходимо;

38 – сложно, страшно, неинтересно, обременительно.

7. Итоги семинара

Ведущий

Так из чего же складывается качество знаний:

  1. Качество успеваемости – качество знаний, умений, навыков.

  2. Интерес к обучению, мотив ответственности, высокая мотивация достижения успеха, социально – нравственные ориентации.

  3. Бесстрессовое обучение, особенно в кризисные периоды развития.

  4. Стабильность здоровья учащихся.

  5. Удовлетворённость педагога своей работой.

Все эти составляющие можно реализовать через эффективное использование современных образовательных технологий

Мы стремимся найти формы, которые помогут коллективу успешно освоить стратегию компетентностного обучения. И предлагаемая линия действий может нам в этом помочь: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.

В заключении я хотела подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: «Главное – не навредить!».

Как провести семинар в школе?

Портал для педагогов и родителей

Чтобы грамотно провести семинар для учителей, необходимо выбрать тему, которая будет интересна широкому кругу педагогов. Затем составить план работы семинара, в котором обязательно должны быть представлены разработки по данной теме учителей всех возрастных категорий и разного опыта работы.

Чтобы разговор по теме не превратился в скучную и пустую болтовню или простое перебрасывание умными фразами, раздайте (если вы проводите семинар в вашей школе) или разошлите по школам (если это будет объединённый семинар) вопросы и подтемы по нему и дайте реальные сроки исполнения, с учётом занятости каждого учителя. Хорошо, если вы сможете организовать выездной практикум на основе семинара в какой-нибудь школе, участвующей в его работе. И желательно, чтобы открытое мероприятие или

урок по теме семинара проводились учителем, который после этого поделится не только опытом, но и своим мнением по этому поводу.

Очень полезно будет пригласить преподавателей педагогических вузов по данной специализации и предложить им прочитать лекции о методах решения данной проблемы и сопутствующих ей. Однако надо учитывать тот момент, что живое общение между лектором и слушающими его педагогами должно стать обязательным пунктом в работе семинара. Иногда по ходу лекции среди учителей возникает ряд вопросов, которые полезно решить немедленно после её окончания. Чем больше вопросов, тем выше интерес к лекции. Поэтому каждый докладчик должен уметь отвечать на вопросы по тексту доклада и по сопутствующим моментам. Чтение лекций необходимо перемежать с докладами учителей о собственных разработках. Практикум обычно

проводится в конце семинара, в качестве своеобразного заключения и обобщения опыта.

Очень важно, чтобы в перерывах каждый учитель мог приобрести полезную для него литературу педагогического профиля. Для этого можно связаться с книжными магазинами и предложить им организовать выездную торговую точку на данный период времени со специальной литературой прямо в помещении, где проходит ваш семинар.

Если речь пойдёт о каких-то конкретных уроках или мероприятиях, хорошо иллюстрировать выступления педагогов видеофильмами, снятыми операторами во время их проведения. И, конечно, после каждого такого семинара у преподавателей, которые там присутствовали, должны остаться материалы семинара: полные копии докладов и лекций, планы практикумов и разработки открытых уроков, просмотренных в процессе его. Это необходимо, чтобы каждый педагог, вернувшись в родную школу, смог поделиться не только общим впечатлением от услышанного и увиденного с коллегами, но и донести до них все основные положения и

наработки семинарских занятий. Для этого необходимо распечатать и раздать всем присутствующим брошюры с текстами выступлений и остальными документами.

 

Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна

 

Последние добавленные комментарии

Как провести эффективный семинар

От Twitter до Netflix, от H&M до Slack — все клянутся силой семинаров. Но что в этом такого, и как вы на самом деле управляете им?

Вы знаете, это все в моде. От Twitter до Netflix, от H&M до Slack — все клянутся силой семинаров. Но что в этом такого, и как вы на самом деле управляете им?

Если вы предпочитаете посмотреть бесплатное обучающее видео с семинара, идите сюда и возьмите попкорн. В противном случае откиньтесь на спинку кресла и наслаждайтесь чтением. Ваша карьера мастерской вот-вот пойдет в гору.

  • 1. Вы хотите построить карьеру в сфере UX?
  •  Изучите принципы UX-дизайна
  • Освойте инструмент UX-дизайна

Зачем вам нужны семинары

Вы когда-нибудь участвовали в 4-часовом совещании в Zoom, когда большинство из вас просто делились мемами в Slack? Может быть, вы были частью цепи электронной почты Doom, где каждое письмо выглядит как исходное, но каким-то образом тащит за собой месяцы обломков проекта.

Чувство разочарования, потеря импульса, отсутствие сопричастности, отсутствие ясности, принятие решений за закрытыми дверями…

Переверните все это, и вы получите мастерскую.

Что такое мастерская?

Семинар — это безумно увлекательный и продуктивный способ совместного решения проблем. Это создает импульс и снова делает работу действительно увлекательной. Если говорить более конкретно, семинар — это структурированный и справедливый способ сотрудничества, ускорения работы и достижения четкого результата. Давайте распакуем это, хорошо?

1. Создает ясный результат

  • Он руководствуется ясной, конкретной и достижимой целью.
  • Весь процесс вынуждает принимать решение за решением, пока у нас не будет ясности.

2. Ускоряет работу

  • Мы нажимаем на паузу, когда заняты работой, и концентрируемся на одной задаче.
  • Мы отказываемся от хлама и используем методы, повышающие эффективность.
  • Он ограничен по времени и структурирован.

3. Это справедливо

  • Мы работаем анонимно, что предотвращает предвзятость.
  • Голосование гарантирует, что самые популярные идеи будут продвигаться вперед.
  • Ключевая заинтересованная сторона принимает информированные и прозрачные решения.

4. Превращает абстрактное в визуальное и конкретное

  • Техники (буквально) превращают абстрактные идеи в видимую форму.
  • Мы воплощаем идеи в жизнь и проверяем их.

5. Создает команды

  • Мы прислушиваемся к экспертам всех уровней.
  • Люди учатся эффективно работать вместе и ценить роли друг друга.

6. Индивидуальные ценности

  • Мы работаем «вместе в одиночку»: совершенствуем собственные идеи и комбинируем их.
  • Нельзя кричать и перекрикивать друг друга.

7. Раскрывает трещины

  • Мастерская прольет свет на дыры в проекте – это полезно!
  • Сложная командная динамика проявится, но структура и навыки фасилитации помогут смягчить их.

Мастерские бывают разных форм и размеров. Этот мастер-класс поможет вам справиться с любой задачей — от одного мероприятия, которое оживит скучную повестку дня встречи, до полноценного четырехдневного дизайнерского спринта.

Когда проводить семинар

Как видно из приведенных выше результатов, семинар поможет, если:

  1. Вам нужно быстро найти решение проблемы.
  2. Необходимо быстро и прозрачно принять решение.
  3. Дела буксуют; есть спутанность сознания или отсутствие внимания.
  4. Идеи застревают на стадии идеи и не воплощаются в реальность.
  5. Члены команды не чувствуют себя услышанными и наделенными полномочиями.

Чего не сделает мастерская

1. Ответьте на все вопросы за один сеанс

  • Вы можете добиться МНОГОго прогресса за один семинар, но вы не уйдете с готовым и работающим решением. Тем не менее, серия семинаров может привести вас к этому, и у вас будет несколько хороших, твердых идей даже после первого.

2. Превратите кого-то в свое мнение

  • Скрытый план не сработает. Появятся отличные потенциальные решения, о которых ни вы, ни кто-либо еще не подумали, объединив лучшее из идей нескольких людей.

Вызов принят, говорите? Вам повезло. Наше подробное руководство по семинару поможет на каждом этапе, от подготовки до последующего наблюдения после семинара.

Получите представление о фасилитации и семинарах

Узнайте больше

Получите согласие заинтересованных сторон

Вы решили провести семинар. Молодец, ты! Теперь все, что вам нужно сделать, это продать другим идею. Не так просто! Но если вы продемонстрируете, сколько времени, денег и усилий они сэкономят, работая над проблемой, вы, скорее всего, получите добро.

Первоначальный бай-ин

Составьте краткую презентацию, которая покажет вашим заинтересованным сторонам, какие конкретные результаты они получат от проведения семинара, которых они не получили бы в противном случае. Это могут быть:

Вряд ли они откажутся, но если откажут, не настаивайте — возможно, вы выбрали не то время или не ту проблему.

Определите цель

После того, как вы получили зеленый свет, возникает соблазн оставить веселые задачи по дизайну мастерской и выбору закусок. Но вот наш лучший совет для мастерской: решить правильную проблему для людей, которые в ней нуждаются .

Поговорите со своими заинтересованными сторонами о проблеме, которую они хотят решить, и сформулируйте ее как четкую и простую цель. Правильная цель может выглядеть так:

Семинар по определению масштаба

Если вы хотите совместить вышеперечисленное, вы можете провести небольшой семинар по определению масштаба с заинтересованными сторонами, чтобы определить правильную задачу и собрать требования. Это своего рода «воркшоп» перед реальным делом: он позволяет вам попробовать типичные занятия и демонстрирует, как быстро вы можете добиться прогресса вместе. В нашем учебном видео-семинаре с пошаговыми инструкциями показаны все шаги — почему бы не попробовать на этой неделе?

Подготовка к семинару

Во время планирования убедитесь, что все заинтересованные стороны вовлечены в процесс. Поделитесь повесткой семинара, настаивайте на том, чтобы они присутствовали (или прислали делегата) для принятия решений в этот день, и обязательно, обязательно поделитесь с ними результатами.

1. Что

Вы определили «что» – проблему, которую вы и ваши заинтересованные стороны хотите решить на семинаре. Это станет более конкретным в зависимости от дня вашей команды семинара.

Не лезь со скрытой целью. Ваша задача — дать возможность другим людям объединить свои знания и найти наилучшее решение.

2. Кто

Выясните, кто должен быть в комнате: мы рекомендуем 7 человек или меньше. В зависимости от масштаба вашей мастерской вам могут понадобиться не все из этого списка.

а. Кто дает право принятия решений? (менеджер по продукту, менеджер по маркетингу, руководитель отдела дизайна, генеральный директор и т. д.) 

  • Хотя вся команда мастерской будет задействована на каждом этапе пути, кто-то должен командовать и нести за это ответственность. Этот человек является вашим Решающим.

б. Кто приносит предметную экспертизу? (Исследователь, ассистент по обслуживанию клиентов, специалист по изучению потребителей, специалист по продажам и т. д.)

  • Они знают, какие проблемы возникают в результате исследований, непосредственного взаимодействия с клиентами или самих конечных пользователей.

в. Кто приносит строительную экспертизу? (Разработчик, дизайнер, контент-менеджер и т. д.)

  • Они знают продукт вдоль и поперек, знают, что возможно и достижимо.

д. Кто может продавать и продвигать продукт? (Маркетинг, PR, продажи и т. д.)

  • Они знают, что пользуется спросом, и обладают силой убеждения.

эл. Кто способствует? (любой отдел)

  • Этот человек знает, как вести за собой других, позволять им сиять и воплощать свои абстрактные идеи в конкретные решения. Этот человек – ты!

Когда у вас появится представление о том, кто должен быть там, спросите, заинтересованы ли они в участии. Нет ничего хуже, чем люди, которые активно подрывают вас, потому что не хотят быть рядом.

3. Планирование программы семинара

a. Выберите шаблон, который вы хотите использовать, и настройте его в соответствии с темой вашего семинара. (Позже вы можете создать свой собственный шаблон с нуля, но лучше сначала положиться на проверенный метод.) Мы рекомендуем сначала провести простой 10-минутный мозговой штурм.

б. Убедитесь, что программа вашего семинара включает перерывы и оставляет запас времени, особенно когда вы только начинаете.

в. Запустите повестку дня основных заинтересованных сторон, чтобы убедиться, что вы находитесь на той же странице.

4. Настройка физической среды

а. Если в комнате тесно, вы не можете передвигаться или вешать вещи на стену. Если это открытое пространство, будет шумно. Если кондиционер не работает, люди будут чувствовать себя медленно и некомфортно.

б. Важно позаботиться о физическом благополучии и подготовить достаточно места, так как даже самые хорошо спланированные мероприятия не сработают, если окружающая среда будет неподходящей. (Конечно, это не ваша работа, если вы проводите онлайн-семинар.)

5. Поставка инструментов и прохладительных напитков

a. Что вам понадобится в этот день? Белая доска с маркерами и десять тысяч стикеров? Цифровое рабочее пространство с учетными записями для всей команды? Подготовьте их заранее.

б. Если вы не хотите терять людей из-за кухни или кофемашины, позаботьтесь о том, чтобы в комнате были угощения: вода, чай, кофе, закуски. Если это однодневный или многодневный семинар, запланируйте легкий обед (не пищевую кому).

с. — Когда обед? довольно быстро стареет. Добавьте слайд или постер с повесткой дня, включая перерывы, и прикрепите его на видное место.

д. Включите стоимость инструментов и напитков в свой гонорар или расходы. Узнал это на собственном горьком опыте…

БЕСПЛАТНОЕ обучение: узнайте, как стать высокооплачиваемым фасилитатором.

1. Введение

а. Мы все ненавидим это, но это занимает всего несколько секунд: подойдите и скажите, кто вы, что вы делаете и что вы надеетесь получить на семинаре. Управляйте ожиданиями, если они не соответствуют действительности.

б. Подготовьте сцену: проведите их по шагам и расскажите, чего вы надеетесь достичь. Обратитесь к расписанию, которое вы показали в комнате или на цифровом рабочем пространстве.

в. Спросите разрешения: будь то 30-минутное мероприятие или четырехдневный семинар, спросите, согласны ли они с тем, что вы помогаете им, продвигаете их вперед и соблюдаете график. Не начинайте просто командовать ими.

2. Дайте четкие инструкции

a. Дайте четкие и простые инструкции и не давайте им несколько вариантов. Если это новая или сложная задача, попросите кого-нибудь воспроизвести инструкции, чтобы убедиться, что они поняли.

б. Сверяйтесь с расписанием в течение дня, чтобы было понятно, что происходит и что предстоит. («Голосуем до обеденного перерыва»)

3. Придерживайтесь графика

a. Покажите таймер и следите за повесткой дня – действия, а также время перерыва. Ваш 5-10-минутный буфер пригодится, когда в кофемашине закончится вода или обсуждение будет трудно завершить.

4. Перемещайте вещи

a. Сообщите им, сколько времени у них есть на занятие, и напоминайте им на протяжении всего («Мы на полпути» или «начинайте подводить итоги, осталось 2 минуты»).

б. Если люди поднимают неуместные вещи или застревают, не бойтесь припарковать вещи. Скажите им, что в текущей мастерской нет возможности исследовать это дальше, но вы сделаете снимок на (четко видимой) парковке, чтобы вы могли вернуться к ней позже.

5. Будьте отзывчивы

а. Это нечеткий момент, и его труднее всего сделать, но не просто доставляйте расписание, как робот. Если вы чувствуете какое-то сомнение или сопротивление, попросите их приостановить неверие на час (или день). Если они замедляются, перенесите перерыв вперед, а если они действительно чем-то увлечены, дайте им немного подождать. Вы можете сделать это в другом месте.

б. Позаботьтесь о фасилитаторе! Вы должны быть хорошо и уравновешенно, чтобы провести семинар. Делайте правильные перерывы, ешьте, пейте воду и берегите свою энергию.

Завершение семинара

1. Примите решение, прежде чем покинуть комнату

Семинар принесет много идей, но ваш Принимающий решение должен выбрать курс действий. Это может быть внедрение (или испытание) одного из предложенных решений; это может быть еще один семинар для изучения возможных вариантов; это может быть заказ нового исследования – суть в том, что это ДЕЙСТВИЕ. Убедитесь, что никто не выходит из комнаты, пока это не будет согласовано и зафиксировано.

2. Резюме

В конце подведите итоги того, чего вы достигли, чтобы вы все были на одной волне, и поблагодарите участников.

Поздравляем! Вы провели свой первый мастер-класс! Но пока воздержитесь от ответных ударов — вам нужно сохранить импульс, чтобы убедиться, что результаты претворяются в жизнь.

Действия после семинара

1. Распространите краткий отчет о семинаре

a. Каким бы ни был результат, кто-то должен будет его осуществить. Обсудите достигнутое, перечислите получившиеся задачи и назначьте их с четкими сроками. Это не обязательно должно происходить в комнате: это может быть быстрый звонок, за которым следует групповое электронное письмо.

б. Установите себе напоминание, чтобы зарегистрироваться до крайнего срока действия. Посмотрите, нужна ли людям дополнительная информация или помощь для выполнения своих задач. Еще одна вещь, которую я усвоил на собственном горьком опыте…

c. Если вы тестируете одно из решений, разработанных на семинаре, соберитесь вместе, чтобы посмотреть, сработало ли изменение. Решите, нужно ли вам попробовать другое решение, обдумать новую идею или вы все довольны тем, как обстоят дела сейчас!

2. Запросить отзыв

Возможно, это не самая любимая часть процесса мастерской, но она чрезвычайно ценна. Спросите свою команду, что они нашли полезным, что им понравилось и что можно было бы улучшить. Если у них остался сок, вы можете сделать это в конце мастер-класса; в противном случае отправьте короткую форму по электронной почте на следующий день.

3. Следующий семинар

Если есть аппетит, записывайтесь на следующий семинар! Вскоре вы почувствуете, какие проблемы и ситуации подходят для семинара, и, прежде чем вы это узнаете, все вышеперечисленное станет вашей второй натурой.

Для более подробного ознакомления с нашими лучшими советами и рекомендациями по проведению семинаров прочитайте наше исчерпывающее руководство по фасилитации семинаров. И если вы готовы получать шестизначный доход от проведения семинаров (нет, правда), посмотрите наше бесплатное обучающее видео о методах, которые помогут вам попасть в 1% лучших фасилитаторов.

Готовы сделать решительный шаг? Достаньте этот набор наклеек, возьмите кучу стикеров и попробуйте заняться делом СЕГОДНЯ. Этот мастер-класс сделает всю тяжелую работу за вас.

Команда AJ&Smart

Команда профессиональных ведущих семинаров с опытом работы более 9 лет.

Полный глоссарий по фасилитации: 50 терминов по фасилитации, которые вы должны знать (от А до Я)

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Дуис Курсус.

Как улучшить сотрудничество в команде

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Дуис Курсус.

Как проводить инклюзивные собрания

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Suspendisse varius enim in eros elementum tristique. Дуис Курсус.

Как провести успешный семинар за 18 простых шагов

Фасилитация семинара — это помощь или руководство участниками в процессе совместного творчества и активного диалога, чтобы помочь им вместе достичь определенной цели. Это требует, чтобы ведущие семинара использовали правильные навыки и методы для различных ситуаций, чтобы гарантировать, что люди направляются, а не управляются или контролируются на протяжении всего семинара.

Несмотря на то, что вести семинар отнюдь не легко, даже неопытный ведущий семинара может добиться отличных результатов, выполнив эти 18 простых шагов.

От подготовки к семинару до взаимодействия после семинара – вот краткий процесс, который будет раскрыт ниже:

  1. Познакомьтесь с участниками
  2. Определить цель
  3. Поставьте четкую цель
  4. Планируйте больше, чем на один день
  5. Готовьтесь к неожиданностям
  6. Установить сцену
  7. Завершить регистрацию
  8. Перейти к основным правилам 
  9. Поделитесь повесткой дня и определите ожидания 
  10. Завоюйте доверие с помощью ледокола 
  11. Способствовать, а не контролировать 
  12. Поощрение (мультимедийной) документации 
  13. Оценка достижения цели
  14. Полная проверка 
  15. Сообщить о следующих шагах
  16. Нарисуйте общую картину и сообщите о прогрессе 
  17. Активировать и включить
  18. Запросить отзыв

💡 Возьмите наш бесплатный шаблон для гибридных семинаров и получите вдохновение для следующего семинара!


Этапы также сгруппированы по трем основным этапам семинара: до, во время и после. В конечном итоге вы узнаете, что нужно учитывать при подготовке к семинару и как создать и структурировать успешный семинар на каждом этапе его разработки и далее. Вы можете применить эти шаги, независимо от того, является ли ваш семинар личным, виртуальным или гибридным (сочетание обоих).

Перед семинаром

Участие в семинаре неподготовленным очень похоже на то, как если бы вы наступили в лужу в носках: это гарантированно вызовет у вас холодные ноги и глубокое сожаление. Вот почему тщательная подготовка — это первый шаг к тому, чтобы стать фасилитатором успешных семинаров.

1. Познакомьтесь с участниками

Независимо от того, выступаете ли вы в качестве внешнего консультанта или организуете внутренний семинар, самое первое, что вы должны сделать, это сосредоточиться на людях. Постарайтесь понять, кто участники, какова их групповая динамика и как вы можете лучше всего согласовать семинар с их знаниями.

2. Определите цель

Как только вы поймете, кто будет присутствовать на семинаре, самое время засучить рукава и убедиться, что у вас есть кристально ясное представление о его цели. Независимо от того, чья идея была организовать семинар в первую очередь, на этом этапе хорошо собраться с некоторыми ключевыми заинтересованными сторонами, чтобы убедиться, что все согласны с тем, чего вы пытаетесь достичь. Только когда вы почувствуете уверенность в том, что у всех есть общий набор ожиданий, вы можете перейти к следующим шагам.

3. Поставьте перед собой четкую цель

Хорошим началом является то, что все будут на одной странице, но после этого вы также захотите иметь возможность измерить успех семинара. Тем не менее, цель не обязательно должна быть числовой или даже двоичной «да или нет» типа вопроса. Вместо этого подойдет все, что вы можете отследить и отследить, при условии, что у группы есть общее понимание цели и она может договориться о том, была ли она достигнута впоследствии.

4. Планируйте не только день

В Howspace мы всегда говорим о «работе вне мастерских ». » На самом деле, мы часто рассматриваем семинары как трехнедельные процессы, а не разовые мероприятия.

Вот почему важно планировать весь процесс заранее. Ведь мастерская редко бывает просто мастерской. На самом деле, это часто начало или вмешательство в то, что должно произойти в повседневной работе участников. Поэтому обязательно спланируйте не только семинар, но и то, что будет происходить до и после него.

Вот несколько хороших вопросов, которые следует задать себе на этапе планирования:

  • Какие упражнения и методы лучше всего подходят для выполнения поставленной задачи?
  • Учел ли я потребности разных людей?
  • Хватит ли времени на каждый элемент?
  • Как я могу активировать участников перед физической встречей?
  • С чем я хочу, чтобы участники ушли? Что делать участникам после?
  • Какая комната и обстановка лучше всего соответствуют потребностям группы?
  • Нужны ли нам какие-либо инструменты, оборудование или материалы?

5. Подготовьтесь к неожиданностям

Имея в голове четкий план действий, пришло время быть предельно честным с самим собой. Потому что даже при самых продуманных планах семинар может принять совершенно другой оборот, чем вы могли ожидать.

Но это нормально. Просто помните, что то, что вы запланировали, может не совпадать с тем, в чем больше всего нуждаются участники семинара, и в этом случае вам лучше оставаться открытым для их нужд. Потому что, как любит говорить наш генеральный директор Илкка, открытость, честность и искренность — самые важные качества квалифицированного фасилитатора.

Во время семинара

Теперь, когда подготовка к семинару завершена, пришло время немного повеселиться. Не забудьте хорошо выспаться в ночь перед семинаром, потому что как фасилитатору семинара вам понадобится вся энергия и сосредоточенность, которую вы можете получить.

6. Подготовьте сцену

До того, как участники семинара прибудут на место, вы можете многое сделать, чтобы создать нужную атмосферу. Вы хотите, чтобы люди чувствовали себя спокойными, энергичными или расслабленными? Подумайте, как устроена комната (даже если она будет виртуальной), как расставлена ​​мебель и даже какая музыка у вас будет играть фоном. Это мелочи, которые будут иметь значение.

7. Завершить регистрацию

Как только все устроятся, пора пройтись по комнате и завершить регистрацию . Это возможность для участников поделиться тем, что они приносят сегодня, что они чувствуют прямо сейчас и в каком настроении. Они в восторге от семинара или у них было ужасное время? отвозить детей утром? Вы никогда не узнаете, если не спросите.

8. Обсудите основные правила

Скучно, я знаю, но в качестве ведущего семинара вам следует уделить немного времени в начале, чтобы установить некоторые основные правила и обсудить логистику: Где туалеты, в какое время будут перерывы, и каковы правила участия в течение дня.

Однако также важно отметить, что правила взаимодействия не должны ограничиваться только физической средой. Вместо этого мы должны применять один и тот же подход друг к другу независимо от того, общаемся ли мы лично или через цифровую платформу. А если сделать очевидным, что те же правила будут применяться даже после семинара, будет намного проще вовлечься в цифровой мир.

Как только нижние уровни иерархии потребностей Маслоу будут удовлетворены, участники семинара смогут сосредоточиться на более важных вещах.

9. Обсудите повестку дня и сформулируйте ожидания

Прежде чем приступить к первому настоящему упражнению, хорошо бы обсудить повестку дня вместе с участниками. Не забудьте также сообщить о цели и задаче семинара, чтобы они могли понять, помогут ли их обсуждения в течение дня вам достичь общей цели.

Не забудьте также напомнить участникам, что работа не заканчивается с окончанием семинара. Установите реалистичные ожидания и убедитесь, что все в комнате знают, чего от них ожидают в будущем.

10. Завоюйте доверие с помощью ледокола

Особенно, если участники не знакомы друг с другом, хорошей идеей будет уделить некоторое время в начале дня, чтобы завоевать доверие и поделиться личной информацией или анекдотами. Такой ледокол может показаться глупым, но легкое настроение, которое вы получите в результате, будет стоить всей неловкости. Чтобы начать дискуссию, всегда полезно начать говорить о том, что вы знаете. И самый простой способ сделать это — лично представиться, поскольку люди любят говорить о себе.

11. Содействовать, а не контролировать

В качестве ведущего семинара вы должны вести обсуждение, не принимая в нем участия. Вы должны убедиться, что люди по большей части остаются в теме, но вы также должны быть непредвзятыми в отношении неожиданных тем, поскольку они на самом деле могут оказаться действительно ценными.

В течение дня следите за тем, чтобы всех участников было видно и слышно. Попробуйте чередовать различные методы и упражнения, чтобы создать сбалансированную повестку дня, которая будет поддерживать различные сильные стороны участников.

12. Поощрение (мультимедийной) документации

Традиционно ведущий семинара отвечает за документирование результатов семинара. Однако проблема с этим подходом заключается в том, что ответственность за то, что было сказано и сделано в течение дня, перейдет от группы к ведущему. Это не только снижает приверженность участников, но также увеличивает вероятность неправильного толкования. Вместо этого вы должны поощрять участников документировать прогресс в своем личном стиле.

Подсказка: Вместо того, чтобы полагаться только на текстовую документацию, изображения и видео — отличный способ задокументировать результаты. Аудиовизуальные свидетельства окружения помогут участникам впоследствии связать свои задачи.

13. Оценка достижения цели

Прежде чем вы выключите свет и отпустите всех по домам, пора вернуться к вашему вопросу «да или нет»: достигли ли вы цели, которую поставили перед собой на семинарах? Если ответ да, молодец! А если no , убедитесь, что вы понимаете, почему цель не была достигнута и можете ли и даже должны ли вы стремиться к ней.

14. Полная регистрация

Когда семинар близится к концу, участникам пора оформить регистрацию . Еще раз пройдитесь по комнате и попросите всех поделиться тем, что они берут с собой, что они узнали или что они собираются делать дальше.

15. Сообщите о следующих шагах

Последнее, что вам нужно сделать, это напомнить всем, что от них ожидается после семинара. Убедитесь, что все участники имеют четкое представление о своих следующих шагах и знают, как их задачи влияют на общую картину.

После семинара

Шаг 1: Похлопайте себя по плечу! Семинары могут быть довольно интенсивными, но после того, как вы немного отдохнете и зарядитесь энергией, самое время продолжить с того места, на котором вы остановились, и продолжить процесс.

16. Нарисуйте общую картину и сообщите о прогрессе

После семинара участники должны понять две вещи: 1) общую картину и 2) свою роль в ее достижении. Как фасилитатор семинара, вы можете обратиться к участникам и попытаться определить, знают ли они, что они делают дальше и почему они это делают. Убедившись, что каждый из участников привнес в процесс какое-то личное значение, вы, скорее всего, увидите гораздо лучшие результаты.

17.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *