3.2. Виды семинарских занятий. Учебная дискуссия как одна из форм проведения семинара
Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»
Выделяются следующие виды семинаров [6]:
семинар-дискуссия,
семинар-дискуссия с ролевой «инструментовкой»,
семинар-исследование,
семинар-практикум,
спецсеминар.
Семинар-дискуссия организуется как процесс диалогического общения участников,
входе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем, теоретико-практического мышления будущего специалиста.
На семинаре-дискуссии, являющемся моделью предметных и социальных отношений членов научного коллектива, обучаемый должен научиться точно выражать свои мысли
вдокладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе студент получает возможность для целеобразования и целеосуществления, т. е. построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.
Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются обучаемыми на предшествующих лекциях и в процессе самостоятельной работы с учебным материалом, а также специальной литературой. Участники семинара-дискуссии будут мотивированы на приобретение таких знаний, если лекции им читаются проблемно, отработано методическое обеспечение самостоятельной работы, во всей системе учебной работы просматривается контекст будущей профессиональной деятельности.
Показателем развития формы семинара-дискуссии может быть использование элементов «мозгового штурма» и деловой игры. В первом случае участники стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства или опровержения. Во втором – семинар-дискуссия дополняется ролевой «инструментовкой».
Семинар-дискуссия может быть дополнен своего рода ролевой «инструментовкой»,
отражающей реальные позиции людей, участвующих в научных или иных дискуссиях. Например, вводятся роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта и т. п., в зависимости от того, какой материал обсуждается и какие цели обучения и воспитания ставит преподаватель перед семинарским занятием.
Особая роль принадлежит, конечно, преподавателю. Он должен организовать такую подготовительную работу, которая обеспечит активное участие в дискуссии каждого обучаемого. Он определяет проблему и отдельные подпроблемы, которые будут рассматриваться на семинаре; подбирает основную и дополнительную литературу для докладчиков и выступающих; распределяет функции и формы участия обучаемых в коллективной работе; готовит слушателей к роли докладчика, оппонента, рецензента и т. п.; руководит всей работой семинара; подводит общие итоги состоявшейся дискуссии.
Владея содержанием семинарского занятия, зная пути решения обсуждаемых проблем, преподаватель не должен прямо обнаруживать это знание. Он задает вопросы, делает отдель-
49
Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»
ные замечания, уточняет основные положения доклада обучаемого, фиксирует противоречия в рассуждениях. Нужен доверительный тон общения с обучаемыми, заинтересованность в высказываемых суждениях, демократичность, доступность и принципиальность в требованиях. Еще до проведения семинара-дискуссии студенты должны получить опыт общения с преподавателем как с собеседником. Преподаватель заранее должен ознакомить их с правилами ведения дискуссии, возможными ролями. Это целесообразно сделать на проблемных лекциях, предшествующих семинарам, с использованием метода микродискуссии.
Одной из форм семинарского занятия может быть семинар-исследование, который используется прежде всего в спецкурсах. Использование данной формы также целесообразно в системе повышения квалификации и переподготовки. Данная форма позволяет охватить значительное количество наиболее важных вопросов. По предложению преподавателя в начале семинара обучаемые образуют несколько подгрупп по 7–9 человек, которые получают список из заранее заготовленных проблемных вопросов по теме занятия. Для того чтобы ответить на эти вопросы, слушатели должны обменяться мнениями, провести дискуссию, «доисследовать» проблему, пользуясь любыми источниками информации, опираясь на имеющийся практический опыт.
В течение получаса в подгруппах готовится выступление ее представителя с ответами на проблемные вопросы, отражающими согласованное мнение группы. Докладчик отмечает также особое мнение того или иного слушателя, если оно имело место. Подгруппа может выставить также содокладчика, уточняющего и дополняющего основной доклад. Докладчик и содокладчик отвечают на вопросы, заданные слушателями других подгрупп, преподавателем. Затем идут доклады других подгрупп, а на последнем этапе работы семинара вырабатывается позиция всей учебной группы, интегрирующая точки зрения подгрупп. Преподаватель подводит итоги, оценивает работу студентов.
Семинар-практикум предназначен для обсуждения различных вариантов решения практических ситуационных задач. В ряде случаев его целесообразно проводить перед деловой игрой в качестве дополнительной отработки ролевой задачи участников предстоящей деловой учебной или учебно-практической игры.
В системе высшего профессионального обучения все более широкое распространение получают спецсеминары – семинары исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которых является углубленное изучение отдельных научнопрактических проблем, с которыми столкнется будущий специалист. Спецсеминар, руководимый обычно крупным специалистом, приобретает характер научной школы, которая приучает обучаемых к совместной работе, коллективному мышлению и творчеству, формирует познавательную и профессиональную мотивацию слушателей.
Таким образом, преподаватель может разработать множество форм семинаров, отражающих формы реальных (а если это дидактически оправданно, то и нереальных) отношений людей, занимающихся профессионально-теоретическим трудом. Во всех этих формах обучаемые получают реальную практику формулирования и отстаивания своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т. е. превращения информации в знания, а знаний в убеждения и взгляды, что в целом способствует формированию профессионального мировоззрения и профессиональной креативности.
Коллективная форма взаимодействия и общения учит формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формиру-
50
Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»
ются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.
51
Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»
Подготовка к семинарским занятиям начинается задолго до непосредственного проведения занятия. В ряде случаев учебный процесс организован так, что лекции читает один преподаватель, а семинары проводит – другой. Это обстоятельство следует учитывать особо, так как в этом случае требуется их тесное взаимодействие, которое будет обеспечивать сохранение логики изучения темы, подготовленности обучаемых к восприятию и работе над следующими темами и, как следствие, последовательность и прочность усвоения изучаемого учебного курса. В этих обстоятельствах второй преподаватель должен быть своевременно и полно информирован о том, как было изложено основное содержание изучаемой темы на лекции, связанной по содержанию с предстоящим семинаром.
На этапе непосредственной подготовки семинара особое значение будет иметь то, как подготовлены вопросы для обсуждения и согласованы ли между преподавателем, ведущим лекции, и преподавателем, проводящим семинарское занятие:
–согласованность вопросов с материалом лекции;
–в какой форме они представлены – в вопросительной или в форме названия про-
блемы;
–требуют ли конкретного и короткого ответа или предполагают развёрнутый рассказ;
–содержатся ли в формулировках вопросов проблемы;
–требуют ли выносимые на обсуждение вопросы дополнительных доказательств, обоснований их значимости и т. д.
Когда эти организационные вопросы урегулированы, то при непосредственной подготовке к семинарскому занятию необходимо сделать следующее:
• чётко сформулировать цель семинарского занятия;
• определить задачи, которые предстоит решить на пути к достижению поставленной
цели;
• спланировать ожидаемые результаты семинарского занятия, предусмотрев как минимум два варианта сценария семинара: 1) когда планомерно обсуждаются все намеченные вопросы; 2) когда – в силу различных обстоятельств – обсуждение «застревает» на одном вопросе, и какой из вопросов может задержать продолжение работы;
• представлять основное содержание ожидаемого ответа;
• соотнести предполагаемый объём ответов с фактором времени;
• учесть и обратить внимание обучаемых на то, где, когда и каким образом будет использован изучаемый материал в последующей учебной и будущей профессиональной деятельности.
В ходе этой подготовительной работы следует также определить выбор методов организации и проведения семинарского занятия.
Учебная дискуссия как один из методов активного обучения [2].
Одним из основных методов активного обучения является дискуссия. Она позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность обучаемых. Наряду с этим она применима при любой форме занятий – семинарском, практическом и лабораторном. Даже на лекции, которой присуща форма монолога, возможно использование элементов дискуссии. Так, один вопрос, обращённый лектором к аудитории, вызывает общее раздумье и желание найти на него ответ. Один-два ответа, выслушанные лектором, позволяют обсудить мнение слушателей, а затем продолжить своё рассуждение, тем самым ещё более обострив интерес студентов и мобилизовав их внимание.
52
Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»
Если для лектора это не более чем риторический приём, используемый изредка в целях активизации внимания своих слушателей, то для групповых занятий вопрос преподавателя, вызывающий раздумья, неоднозначные суждения, разные варианты ответов, ведёт к заинтересованному диалогу, а часто к острой дискуссии. Дискуссия активизирует мышление обучаемых, которое направляется преподавателем в русло обсуждения изучаемых проблем для получения в коллективном размышлении выводов, усвоение которых и составляет цель занятия.
Организация учебной дискуссии имеет свои особенности в части её организации и проведения.
Дискуссия как умственная и речевая деятельность имеет следующую структуру:
–цель дискуссии – решение проблемы;
–средство – выдвижение гипотез и проверка их в споре;
–результат – вывод, который удовлетворит всех или большинство участников. Это произойдёт или потому, что убедительно была доказана правильность, или потому, что другого, более предпочтительного соображения выдвинуто не было.
Проведение учебной дискуссии позволяет получить следующие результаты:
–в ходе дискуссии осуществляется более глубокий анализ изучаемой проблемы, благодаря чему происходит более глубокое понимание её и, как следствие, лучшее усвоение всей темы;
–дискуссия даёт возможность активизировать мысль обучаемых, разжечь их любознательность, вызвать интерес к изучаемой проблеме, возбудить их познавательную деятельность, что также будет способствовать более прочному усвоению материала;
–участие в дискуссии позволяет сформировать у обучаемых практический навык цивилизованного поведения в ситуации спора, интенсивного обсуждения, а также умения организовывать и проводить дискуссию.
При подготовке к семинарскому занятию перед преподавателем чаще всего встают следующие вопросы:
–как добиться оптимального соотношения между шириной охвата обсуждаемых на занятии проблем (а точнее, их количеством) и глубиной их анализа и усвоения;
–как достичь не формального словесного отчёта о прочитанном, а размышления над изучаемыми проблемами, чтобы вместо заученных или просто вычитанных из книги выступлений были собственные раздумья и выводы из прочитанного и осмысленного;
–как поступить при неправильных рассуждениях или неверном толковании прочитан-
ного?
Другими словами, как отойти от простых, формальных ответов на вопросы и развернуть на занятии обсуждение, дискуссию?
Дискуссия как метод проведения семинарского занятия позволяет разрешить проблему оптимального соотношения между глубиной проникновения в обсуждаемую проблему и шириной охвата вопросов для обсуждения, так как логика говорит о том, что лучше разобраться в одном важном вопросе, чем десяток затронуть мимоходом, так и не поняв их толком. Также в дискуссии невозможен формальный словесный отчёт о прочитанном, а обязательно требуется высказывание плодов собственных раздумий, которые, сталкиваясь с оригинальными мыслями других участников семинара, и вызывают дискуссию. Ход обсуждения взглядов, точек зрения активных участников, как правило, задевает, заставляет задуматься и других, более пассивных слушателей, и тем самым включает в дискуссию. И наконец, дискуссия позволяет – в интересах лучшего усвоения материала – использовать даже
53
Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»
ошибочные, иногда явно неправильные высказывания – они могут стать предметом обсуждения всех участников: «Высказана такая-то мысль. Есть ли на этот счёт другие мнения?»
Проведение дискуссии во многом зависит от подготовленности самого преподавателя к такой форме работы с обучаемыми.
Определяющим моментом в выборе дискуссии как метода проведения семинарского занятия является фактор владения данной темой самим преподавателем.
При подготовке семинарского занятия в форме дискуссии следует – наряду с ранее перечисленными действиями (см. Подготовка к семинарскому занятию) учесть и подготовить следующее:
–к каждому основному вопросу подготовить дополнительные, которые позволили бы уточнить обсуждаемый материал, детализировать его, расширить, выявив связи с другими вопросами и (или) с другими темами, областями применения данных знаний;
–учитывая сложность некоторых вопросов, предусмотреть вопросы, которые позволяют разбить их на более мелкие и конкретные части;
–учесть вопросы, которые могут вызвать вопросы со стороны обучаемых;
–обратить внимание на вопросы, которые требуют определить позицию, отношение отвечающего и др.
Студенты приходят на семинарское занятие после определённой подготовки по заданным в плане семинара вопросам (задачам), и у каждого из них по одним и тем же вопросам может быть собственное мнение. Теперь во многом от самого преподавателя, от его методики будет зависеть активность обучаемых, их готовность высказать свою точку зрения, свою позицию. Спор, дискуссия имеет место только тогда, когда выступающие на семинаре высказывают разные точки зрения. Это может быть только при наличии у говорящих собственного мнения и внимательного отношения со стороны преподавателя, выражающегося
вготовности выслушать отвечающего.
Проведение семинарского занятия. Основные действия преподавателя во время проведения семинарского занятия заключаются в умелом управлении ситуацией. В состав этих действий входят следующие:
•внимательное прослушивание ответов;
•при необходимости своевременное включение в ход ответа;
•контроль времени;
•привлечение к активному высказыванию и последующему обсуждению различных точек зрения других слушателей;
•контроль своих высказываний во времени – они должны быть предельно короткими. В основном они сводятся к следующей схеме [2] (схема 7).
Схема 7
Структурно-логическая схема действий преподавателя – педагогический алгоритм подготовки и проведения семинарского занятия
54
Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»
55
Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»
56
Н. В. Солнцева. «Управление в педагогической деятельности: учебное пособие»
57
Лекции, семинары, коллоквиумы и сессии
Наши лекции и семинары – это основа классического гуманитарного образования, которым мы так гордимся. У каждого типа занятия есть свои особенности.
Согласно Уставу МГУ, посещение лекций является обязательным для студентов. Однако на практике это правило соблюдается не всегда. Но следует помнить, что некоторые преподаватели ведут списки студентов и требуют посещения всех своих лекций. Если студент побывал на всех занятиях, это может помочь ему на экзамене.
Лекции – самый привычный и «почтенный» тип занятия на истфаке. Лекции для всего курса, например, по истории России или всеобщей истории, читаются в самых больших − «поточных» − аудиториях, которые расположены в крыле «Д» на первом этаже Шуваловского корпуса.
Читать лекции здесь – почетное занятие для любого преподавателя. Наиболее важные курсы часто читаются почетными профессорами МГУ, заведующими кафедр. Например, часть курса истории России до начала XIX века читает Н.С. Борисов, а часть курса истории Средних веков – С.П. Карпов. Все основные лекции читаются одними и теми же преподавателями в течение многих лет, что позволяет преподавателям из года в год совершенствовать материал своего курса.
Проучившись некоторое время на истфаке, студент побывает на самых разных лекциях. На каких-то будет очень шумно, на других – очень тихо, где-то будет сидеть сто студентов, а где-то – пятнадцать. Некоторые лекционные курсы будут следовать материалу учебника (ведь часто факультетские учебники написаны тем же коллективом, который читает лекции), а некоторые будут авторскими и не похожими ни на одно пособие.
Семинары – это занятия, ориентированные на развитие практических навыков студента. В случае студентов-историков это, конечно же, работа с источниками.
Базовые семинары, которые посещает каждый будущий бакалавр – это семинары по истории России (с первого по третий курс включительно) и по всеобщей истории (с первого курса по четвертый включительно). Каждая группа получает своего преподавателя, который будет заниматься с ней целый год.
Первая половина годового семинара посвящена изучению источников и историографии соответствующего периода. Например, в первом семестре студенты-первокурсники анализируют Русскую Правду и Песнь о Гильгамеше, читают труды Рыбакова, Дьяконова и других выдающихся ученых. Благодаря этому мы получаем представление о самых разных периодах мировой истории, что помогает выбрать будущую специализацию (кафедру).
Вторая половина годового семинара посвящена написанию и защите доклада. До того, как программа бакалавриата сменила специалитет, на факультете писали курсовые работы по русской или всеобщей истории (по выбору студента).
Доклад – это, пускай небольшая (20-40 страниц), первая научная работа студента. Всем будущим историкам нужно научиться не просто анализировать источник, но делать определенные выводы на основе этого анализа, грамотно их описывать, правильно оформлять результаты своего исследования, работать с литературой по теме. Более конкретные требования к докладу зависят от конкретного преподавателя. Некоторые предоставляют и тему доклада и список литературы, а некоторые требуют, чтобы студент все нашел сам. Но главное – все наши преподаватели готовы помочь студенту сделать первый шаг в науке и довести работу до совершенства. Если студент этого хочет, конечно!
Кульминационный момент семинара – это защита доклада. На это обычно уходит целое занятие. 10-15 минут студент представляет результаты своего исследования, потом отвечает на вопросы. Обязательно выступают его оппоненты (их назначает преподаватель из числа студентов группы) и следует дискуссия – так мы учимся конструктивной критике.
Обычно посещению семинаров уделяется больше внимания, чем посещению лекций. В небольших группах гораздо легче контролировать прогульщиков, да и восполнить пропущенные занятия сложнее – здесь нельзя отделаться одалживанием конспектов. Многие преподаватели требуют устно или письменно сдавать им каждую пропущенную тему – или писать рецензию, если была пропущена защита чужого доклада. Регулярно пропуская занятия и легкомысленно относясь к написанию доклада, студент серьезно рискует получит незачет в семинаре. Это значит, что его не допустят к сдаче соответствующего экзамена (иными словами, незачет по истории России XIX века приведет к автоматической пересдаче по экзамену по истории России XIX века).
Семинары были и остаются основой образования на нашем факультете. Из всех семинаров, которые студент посещает, часто складывается впечатление о всем периоде обучения. Это и память о преподавателях, и о других студентах из родной группы, и о неделях упорного труда в библиотеке.
Слово коллоквиум происходит от латинского colloqium и означает «беседа». На историческом факультете так называется способ промежуточной оценки знаний студента. Так можно еще до сессии понять, насколько хорошо учащиеся усваивают материал курса.
Такие проверки проходят не по всем предметам, но все равно остаются важной частью учебного процесса, особенно на первом курсе. Коллоквиумы помогают студенту подготовится к экзамену и потренироваться устно отвечать преподавателю – своеобразная репетиция настоящего экзамена.
Коллоквиум по археологии
Этот коллоквиум студенты сдают на первом курсе (в ноябре). В один из назначенных дней учащиеся приходят на кафедру, чтобы устно ответить на два вопроса – один по каменному веку, другой по бронзовому веку. После десяти минут на подготовку каждый отвечает преподавателю или аспиранту. При этом “камень” сдается в одной аудитории, а “бронза” – в другой. В итоге студент уходит с двумя оценками.
Бывает и так, что нерадивые первокурсники получают одну или даже две двойки за коллоквиум. Это означает, что на экзамене по археологии в зимнюю сессию они получат дополнительный вопрос по соответствующему периоду.
Коллоквиум по этнологиии
Этот коллоквиум обычно сдается в то же время, что и археология – иногда на одной неделе. Точно так же студенты приходят на кафедру и получают вопрос (только один, это может быть вопрос по теории этнологии или по конкретному региону), а после подготовки отвечают преподавателю или аспиранту.
Полученная оценка не влияет на результат экзамена, но к нему гораздо проще готовиться, если студент уже готовил те же вопросы к коллоквиуму.
Коллоквиум по истории южных и западных славяни
Этот коллоквиум сдают студенты второго курса в весеннем семестре. Традиционно принимают этот коллоквиум преподаватели, которые читают лекции. Он сдается всем курсом в один день. Вместо вопросов студенты получают десять понятий, названий или имен, и им нужно кратко описать, что это такое. Например: девширме, Чипровецкое восстание, Казимир Ягеллончик. За каждый ответ можно получить от 0 до 1 балла, а за весь коллокивум – от 0 до 10 баллов.
Если студент хорошо написал коллоквиум, это должно помочь ему на экзамене. Но если коллоквиум написан плохо или вовсе не написан, это не значит, что “отлично” получить нельзя.
Другие коллоквиумы
В процессе обучения на историческом факультете студенты иногда сдают и другие коллоквиумы. Например, некоторые предподаватели семинаров любят проводить их в середине семестра. Например, на первом курсе некоторые группы сдают основные факты о древних языках Передней Азии, а на втором – хронологию Средних веков.
В любом случае, это не то событие в жизни студента, которого стоит бояться, как это часто делают первокурсники. Надо помнить, что коллоквиумы не определяют судьбу, а только помогают освоить большое количество материала до начала сессии.
Сессий в МГУ всего две: зимняя и летняя. Всегда сначала сдаются зачеты (в конце декабря и конце мая), а потом – экзамены (январь и июнь).
В отличие от зачетов, практически все экзамены на факультете сдаются устно (исключение – экзамен по исторической информатике на втором курсе). Это значит, что в назначенный день ты приходишь и отвечаешь экзаменационный материал преподавателю по билетам. Иногда студенты тянут билеты, иногда экзаменатор сам их распределяет. Так или иначе, тебе дается время на подготовку, после которой ты должен быть готов представить свои знания по предмету во всем их многообразии и великолепии.
К некоторым экзаменам требуется прочитать дополнительную литературу – одну-две монографии, обычно из особо составленного списка. Иногда это просто формальность, а иногда – фактор, определяющий оценку. Кстати, их проставляют по пятибалльной шкале, а в зачетке оценка всегда будет написана словом («Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»).
От того, какие оценки ты получаешь, зависит размер стипендии на будущий семестр, а так же цвет диплома (красный или зеленый). Если ты учишься на четверки и пятерки, все будет в порядке. Конечно, некоторые преподаватели любят объяснять, что тройка – это тоже хорошая оценка. В конце концов, «Удовлетворительно» – это же не «Плохо»! Сойдет. Если ты не согласен с этим, всегда можно побороться за четверку или попросить пересдачу. Это значит, что сейчас ты не получишь никакой оценки, а в следующем семестре придешь сдавать заново.
Что делать, если тройки все-таки появились в зачетке, а в диплом их переносить стыдно? Ты можешь пересдать не более трех экзаменов (по своему выбору) на четвертом курсе, до декабря. При этом пересдавать можно не только тройки, но и четверки.
Что такое семинары?
FutureLearn использует куки-файлы для повышения удобства использования веб-сайта. Все файлы cookie, кроме строго необходимых, в настоящее время отключены для этого браузера. Включите JavaScript, чтобы применить настройки файлов cookie для всех необязательных файлов cookie.
Узнайте, как подготовиться к семинарам и получить пользу от их посещения.
© British Council
Когда вы посещаете лекции, вы обычно посещаете большую группу студентов, и у вас практически нет возможности для обсуждения. Семинары, однако, представляют собой занятия в небольших группах, которые дают вам возможность более подробно обсудить темы. Они часто связаны с лекциями, но, кроме того, вам могут дать работу заранее. В зависимости от вашей академической области вас могут попросить;
- прочитать пример из практики
- расследовать некоторые исследования
- прочитать и оценить журнальную статью
Во всех случаях от вас ожидается участие в обсуждении на семинаре, выдвижение собственных точек зрения, согласие или несогласие с высказанными мнениями и просьба к кому-либо разъяснить свои идеи, если вы не уверены в том, что было сказано. Выражение своих идей и мнений в устной форме поможет вам прояснить их в своей голове, а ответы, которые вы получили от других учащихся, могут дать вам разные взгляды на тему. В университетах Великобритании этот процесс считается важным аспектом обучения.
Если вы нервничаете перед речью, подумайте об использовании некоторых идей, изложенных ниже, которые были предложены другими иностранными студентами.
- Хорошо подготовьтесь — если вам нужно прочитать статью, сделайте это заранее. Подумайте о теме — согласны ли вы с тем, что говорится? Запишите некоторые мнения, которые вы хотели бы высказать.
- Решите, что на каждом семинаре вы будете делать хотя бы один вклад, даже если ваше сердце бьется сильнее; таким образом, вы можете шаг за шагом укреплять свою уверенность.
- Внимательно слушайте, что говорят другие ученики. Иногда ученики так стремятся высказать свое мнение, что не обращают внимания на то, что говорят другие.
- Если вам нужно начать семинар с подведения итогов статьи, потренируйтесь заранее; выделите ключевые моменты, сделайте краткие заметки и повторите их вслух, чтобы укрепить свою уверенность.
Это не то же самое, если вы тренируетесь в своей голове.
- Возможно, вы будете удивлены, узнав, что довольно многим домашним ученикам также трудно выступать на семинарах.
Онлайн-семинары и групповая работа
Если семинар проводится в режиме онлайн, вас могут попросить говорить, используя звук вашего компьютера в определенные моменты или используя функцию комментирования или «чата». Многие онлайн-инструменты для совместной работы имеют функции, облегчающие онлайн-общение, и ваш преподаватель на семинаре объяснит, как они ожидают, что вы будете их использовать в начале. Не бойтесь присоединиться только потому, что семинар онлайн. Попробуйте общаться со своей группой, как если бы вы учились в классе.
В вашем университете может быть установлен кодекс поведения для общения в Интернете, но вот несколько советов:
- Не перебивайте других
- Старайтесь отвечать на комментарии других, а не начинать новую тему
- Не используйте все прописные буквы
- Задавайте «открытые вопросы» (вопросы, требующие большего, чем просто ответ «да/нет»)
© Британский Совет
Эта статья из бесплатного онлайн
Study UK: подготовка к учебе и жизни в Великобритании
Created by
Присоединяйся сейчас
Наша цель — изменить доступ к образованию.

Мы предлагаем широкий выбор курсов от ведущих университетов и учреждений культуры со всего мира. Они предоставляются поэтапно и доступны на мобильных устройствах, планшетах и компьютерах, поэтому вы можете приспособить обучение к своей жизни.
Мы считаем, что обучение должно быть приятным, социальным опытом, поэтому наши курсы дают возможность обсудить то, что вы изучаете, с другими, помогая вам делать новые открытия и формировать новые идеи.
Вы можете открыть новые возможности с неограниченным доступом к сотням кратких онлайн-курсов в течение года, подписавшись на наш безлимитный пакет. Развивайте свои знания в ведущих университетах и организациях.
Узнайте больше о том, как FutureLearn меняет доступ к образованию
Что такое семинар? Семинар: определение и преимущества
Семинары — отличный способ получить новую информацию и новые навыки. Они также могут быть очень веселыми! В этом сообщении блога мы обсудим, что такое семинар, различные типы доступных семинаров и преимущества посещения семинара. Мы также дадим несколько советов о том, как получить максимальную отдачу от вашего следующего семинара.
Что такое семинар? Определение семинара
Семинар — это образовательное мероприятие, на котором группа людей собирается вместе, чтобы узнать больше об определенной теме или предмете. Семинары обычно включают презентации, обсуждения и интерактивные мероприятия, которые помогают участникам получить больше знаний. Обычно они длятся от одного часа до нескольких дней, в зависимости от сложности представляемого материала.
Преимущества семинаров: чем может быть полезна такая группа #1 Получите новые знания Основное преимущество посещения семинара заключается в том, что вы можете приобрести ценные навыки межличностного общения, которые помогут вам в профессиональной или личной жизни. Курс семинара часто ведут специалисты с многолетним опытом работы в своей области, поэтому информация, которую они предоставляют, актуальна и полезна. Если каждое отдельное собрание регулярно приносит пользу, посещение даже одного семинара может быть весьма полезным.
Еще одним преимуществом посещения семинара является то, что он может предоставить вам отличные возможности для общения. Семинар дает вам возможность встретиться и пообщаться с единомышленниками и участниками, разделяющими ваши интересы и увлечения. Эта аудитория может открыть для вас новые возможности работы или карьеры в будущем.
#3: Учитесь у опытных профессионаловНаконец, семинары дают вам возможность учиться у опытных профессионалов, обладающих обширными знаниями и опытом. Эти профессионалы могут помочь вам получить ценную информацию в выбранной вами области, что поможет вам добиться большего успеха в долгосрочной перспективе.
Типы семинаров #1 Семинары по личному развитию Семинар по личному развитию фокусируется на таких темах, как самосовершенствование, профессиональное развитие и взаимоотношения. Они часто предназначены для того, чтобы помочь участникам развить свои сильные стороны и укрепить уверенность в различных аспектах своей жизни.
Технологический семинар, цель которого – научить участников основам или передовым концепциям определенной технологии и потенциальным проблемам или преимуществам, связанным с ней. Они часто включают демонстрации и практические занятия, чтобы помочь участникам лучше познакомиться с технологией. Может присутствовать в том или ином университете или на других мероприятиях.
#3 Семинар в учебных заведенияхШкольный округ, колледж, университет или любое другое учебное заведение могут проводить такие семинары для обучения своих учащихся. Этот пример семинара может быть посвящен чему угодно, от естественных наук и математики до истории искусств и экономики — независимо от того, что относится к конкретному месту, университету или компании.
#4 Семинары по обмену информацией Чтобы обменяться информацией и узнать что-то новое, вы можете проводить обсуждения на мероприятии. Семинар по определенной теме может собрать вместе профессионалов с разным опытом, чтобы поделиться своими знаниями и навыками, например, о маркетинге или маркетинге событий.
Независимо от того, является ли целевая аудитория небольшими группами или крупномасштабным мероприятием, эти примеры можно использовать для предоставления продвинутым учащимся и другим участникам дополнительных знаний и навыков в определенной области. С приглашенными докладчиками (например, владельцами малого бизнеса) даже небольшая группа может многому научиться по конкретному предмету или углубленному изучению.
Рекомендации для семинара #1 Проведите исследование Каждая конкретная тема требует исследования, чтобы гарантировать актуальность и актуальность представленного содержания и материалов. Сделайте домашнее задание перед организацией или посещением семинара, чтобы убедиться, что информация, которой вы делитесь, является точной.
Чтобы потенциальные участники оставались заинтересованными на протяжении всего семинара, важно проводить веселые и интерактивные мероприятия. Постарайтесь включить несколько открытых вопросов, игр и других практических занятий, чтобы семинар был интересным и увлекательным для всех.
#3 Пригласите спикеровПриглашение внешних спикеров может помочь группе с разными взглядами на определенную тему или отрасль. Это даст участникам возможность получить дополнительную информацию и примеры от целого ряда профессионалов и экспертов.
#4 Составление подробного бюджетаПри составлении бюджета необходимо учитывать ваших докладчиков, оборудование и местоположение. Наличие точного бюджета поможет вам более эффективно спланировать семинар и убедиться, что в вашей компании все идет гладко.
#5 Создавайте словоформы Создавайте словоформы, чтобы убедиться, что у вас есть вся необходимая информация до, во время и после семинара. Такие формы, как регистрация, обратная связь от группы или места проведения, а также оценка, могут помочь вам отслеживать участников, анализировать успех мероприятия и планировать будущие семинары.
Основное отличие успешного семинара от неудачного заключается в возможности анализа своей работы. Оценка всего процесса поможет вам определить, что сработало хорошо, а что нет, и как вы можете внести улучшения в будущем мероприятии.
Создайте комнату для семинаров с LiveWebinarХотите расширить свой онлайн-курс или семинары новыми встречами? Конференции вашей компании теряют ту искру и тему, которые сумели привлечь многих участников и посетителей? Добавьте семинары к рассадке.
С LiveWebinar вы можете создавать онлайн-семинары с высококачественным видео, аудио и интерактивным контентом. Кроме того, вы можете создать привлекательную атмосферу с помощью опросов, сеансов вопросов и ответов, интерактивных досок и прямых трансляций.
LiveWebinar также позволяет вам увидеть аналитику вашего семинара в режиме реального времени! Вы можете отслеживать демографию, просматривать отзывы участников и легко экспортировать данные в другое программное обеспечение. С помощью этой платформы вы можете быть уверены, что ваша конференция-семинар всегда собирает нужных людей для обсуждения актуальных тем и изучения чего-то нового.
Заключение Новые практики проведения семинаров вашей компании помогут вам создать лучшую атмосферу для обучения и обмена идеями. С правильными исследованиями, мероприятиями, приглашенными докладчиками, бюджетированием и инструментами оценки вы можете организовать успешные семинары, которые будут интересны всем участникам. А имея достаточно времени в рукавах, вы можете подготовиться заранее и создать потрясающие мастер-классы. LiveWebinar здесь, чтобы помочь вам сформировать такую группу и провести для них отличное мероприятие, встречу, дискуссию или виртуальную конференцию с семинаром.