Сенсорная комната это что: что это такое, виды и где используются.

Содержание

что это такое, виды и где используются.


Что это такое?

Сенсорная комната (иногда ее называют комнатой для релаксации) – это специально организованная среда, оснащенная оборудованием для стимуляции систем восприятия человека: зрительной, слуховой, обонятельной, тактильной, вестибулярной. 

Она погружает человека в реальное и интерактивное пространство и создает особые условия для его взаимодействия с окружающим миром через свет, цвет, звуки, запахи и массажные поверхности. Органы чувств реагируют на действие раздражителей и отправляют сигналы в нервную систему. Затем специалист подбирает комплекс занятий. Так работает эта методика.


Содержание:

Виды сенсорных комнат

Светлые сенсорные комнаты

Оборудование для светлой сенсорной комнаты

Варианты оснащения

Темная сенсорная комната

Оборудование для темной сенсорной комнаты

Варианты оснащения

Сенсорная комната в детском саду

Сенсорная комната в школе

Сенсорная комната в медицинских учреждениях

В чем польза сенсорной комнаты?

Пример оснащения сенсорной комнаты (видео)

Виды сенсорных комнат

Комнаты для релаксации делятся на два типа: светлую (активную) и темную (пассивную). У каждой из них свои особенности и назначение. 


Светлые сенсорные комнаты

Яркие и красочные. Игровое оборудование светлой сенсорной комнаты помогает восстановить психоэмоциональное равновесие. Спортивное оборудование необходимо для физической подготовки. Занятия проводятся в игровой форме и активном темпе. Это позволяет ребенку получить заряд положительных эмоций. В светлой комнате для релаксации ребенок восстанавливает внутреннее равновесие, пробует освободиться от страхов, негативных эмоций, а также побороть агрессию и научиться самообладанию. 

Главный действующий элемент активной сенсорной комнаты – это свет. Светооптические эффекты наполняют атмосферу ощущением праздника, развивают умственную и физическую активность. Для усиления света, в комнате устанавливают зеркала, зрительно увеличивающие площадь помещения. 

Тактильные ощущения часто стимулируют массажными приборами, например, акупунктурными ковриками. Покалывания воздействуют на активные точки поверхности кожи и рецепторы, которые посылают нервные импульсы в ЦНС. Светлые комнаты устраивают в школах, интернатах, садиках, развлекательных центрах.


Оборудование для светлой сенсорной комнаты

В активной комнате должно быть много света и ярких игровых элементов. Пример наполнения:


  • Прожектора, светодинамические приборы – устройства, которые проектируют узоры на стены
  • Бизиборды – тактильные панели с набором разных деталей – кнопок, замков, прищепок и прочих
  • Сенсорные дорожки – дорожки с разными материалами, массирующие стопы, ладони
  • Сухие бассейны квадратной, круглой или другой формы, наполненные мягкими шариками
  • Мягкая мебель, наполненная гранулами – пуфы, кресла-мешки
  • Тактильное игровое панно – игровая панель из мягкого материала
  • Мягкие пазлы, домики, лабиринты

  • Столы для рисования песком, мольберты, ширмы

Для детей младшего школьного возраста занятия в светлой сенсорной комнате проводятся в форме игры, которая проходит по сценарию «волшебного мира» (леса, поляны, сказочного государства и пр. ). Путешествуя по нему дети выполняют интересные задания. Это помогает им преодолеть стеснительность, учит взаимопомощи, делает сообразительными. Услышанные сказки способны мотивировать детей на хорошие поступки и формируют систему ценностей.


Варианты оснащения светлой сенсорной комнаты:

  • Вариант 1

    Набор для оснащения светлой сенсорной комнаты для детей. Рекомендуемая площадь помещения не менее 16 кв.м. Подробнее
  • Вариант 2

    Готовое решение для оснащения светлой сенсорной комнаты. Рекомендуемая площадь помещения не менее 20 кв.м. Подробнее
  • Вариант 3

    Набор для оснащения светлой сенсорной комнаты для детей. Рекомендуемая площадь помещения не менее 50 кв.м. Подробнее

Темная сенсорная комната

Для расслабления больше подходят темные (или пассивные) сенсорные комнаты. Их главная задача – восстановление психологического состояния. Занятия со специальными оборудованием помогают снять нервное напряжение. Интерактивные модули, световые панели, фонтаны, мягкие массажные комплексы, проекции на потолке создают подходящие условия для решения этой задачи.

Пассивная сенсорная комната — важный инструмент помощи людям, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в систему комплексной реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи. Это повышает эффективность проводимого лечения.


Оборудование для темной сенсорной комнаты

Пассивную сенсорную комнату оборудуют световыми приборами, которые рассеивают свет, а также расслабляющими устройствами. Пример наполнения:


  • Световые шторы, воздушно-пузырьковые трубки, оптоволоконные пучки

  • Светильники “Звездное небо”, “Океан”, “Пламя”, лава-лампы

  • Зеркальные шары и световые пушки к шарам
  • Светодинамические приборы
  • Мягкая мебель, наполненная гранулами
  • Соляные лампы, ароматизаторы воздуха
  • Сухие бассейны с подсветкой

Варианты оснащения темной сенсорной комнаты:

  • Вариант 1

    Набор подходит для оснащения сенсорной комнаты детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рекомендуемая площадь не менее 40 кв.м. Подробнее
  • Вариант 2

    Этот набор подходит для оснащения сенсорной комнаты для студентов. Помещение площадью не менее 35 кв.м. Подробнее
  • Вариант 3

    Набор для оснащения сенсорной комнаты детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рекомендуемая площадь не менее 40 кв.м. Подробнее

Сенсорная комната в детском саду

Сегодня комнаты для релаксации применяются в детских садах, школах, школах-интернатах, больницах и кабинетах психолога.

Психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от того, насколько богатыми и разнообразными будут его сенсорные ощущения. Комната для релаксации предназначена для формирования у дошкольника представлений о мироустройстве. 

Комнату обустраивают при помощи сухих бассейнов с разноцветными шариками, воздушно-пузырьковых колонн, интерактивных панелей с сенсорными датчиками, мягких конструкторов, звукового оборудования, бескаркасной мебели (пуфики, кресла-мешки, мебель в форме мягких кубиков, матрасы с сухим наполнителем). Занятия проходят в игровой форме. Упражнения направлены на развитие логического мышления и раскрытие творческого потенциала ребенка, они способствуют улучшению мелкой моторики, концентрации внимания, памяти и воображения, а также повышают физическую и двигательную активность.

Комната делится на несколько изолированных зон: 

  • Стимулирующая зона с интерактивными элементами и декором, побуждающими у ребенка фантазию (интерактивные панели, конструкторы, бизборды, сухой бассейн). 

  • Зона реабилитации и развития с тренажерами, тактильными панелями и дорожками, пазлами, напольными конструкторами и домами-трансформерами с интерактивными элементами. 

  • Зона релаксации – уютная, затемненная, с обилием мягких элементов и бескаркасной мебелью. Здесь располагаются воздушно-пузырьковые колонны, лава-лампы, проекторы, генераторы запахов. 

Не всегда есть возможность оборудовать несколько изолированных помещений в рамках одной сенсорной комнаты, поэтому нередко их делают универсальными – такими, в которых можно изменять техническое оснащение, интенсивность освещения и звуковое сопровождение по мере необходимости, убирая ненужные элементы обстановки, например, за ширмы.


Сенсорная комната в школе

Комната для релаксации в школе – это «лечебное» пространство для учеников любого возраста. Оно помогает ученикам справляться с переутомлением, эмоциональным напряжением вместе с психологом или педагогом в безопасном месте. Такая комната без оценок и критики для подростков – настоящее спасение. Старшеклассники часто с недоверием относятся ко взрослым. Сенсорная комната создает комфортную зону общения со специалистом. 


Сенсорная комната в медицинских учреждениях

Помещение сенсомоторной коррекции в больнице организовывают для реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и психологическими расстройствами, а также для того, чтобы предупреждать детские неврозы, корректировать поведение и одновременно развивать детскую познавательность. Они оснащены ортопедической мебелью, сухими бассейнами, сенсорными панелями и массажными тренажерами.


В чем польза сенсорной комнаты?

Каждый может получить пользу от занятий в комнате для релаксации. Они стимулируют активность детей с низкой мотивацией к учебе, аутичными или психомоторными расстройствами, расслабляют детей с повышенной агрессией и тревожными расстройствами. Гиперактивным детям занятия в сенсорной комнате помогают справиться с чрезмерным возбуждением, а замкнутому ребенку – открыться и научиться проявлять интерес к окружающему миру и другим людям. Занятия в сенсорной комнате также помогают обрести новые грани чувств детям с ОВЗ. На занятиях со слабовидящими детьми, например, используют яркий точечный свет, который расставляет световые акценты на предметах интерьера или игры. Это благоприятно воздействует на работу зрительных рецепторов, мышц, нервных окончаний и стимулирует зрение.

Комната для релаксации – это особая среда которая улучшает настроение, делает ребенка живым, физически и социально активным.


Пример оснащения сенсорной комнаты (видео)

Вы можете ознакомиться с примером оснащения сенсорной комнаты в ГПОУ “Сыктывкарском политехническом техникуме”.


Купить оборудование для оснащения сенсорной комнаты, школы или профильных кабинетов, а также приобрести средства обучения можно по телефону +7(8212) 32-25-25 или оставить заявку на сайте. 

Сенсорные комнаты

Компания сертифицирована по
менеджменту качества ISO9001:2015 

Заказать дизайн-проект сенсорной комнаты БЕСПЛАТНО

Внимание! С 15 июня снижение цен на 10-15% на оборудование для сенсорных комнат.

Искать…

Искать…

  1. Главная
  2. Комнаты релаксации

Сенсорная комната – светящаяся сказка в реальности

Сенсорной называют комнату, где с помощью различных стимуляторов можно воздействовать на нервную систему человека, добиваясь определенного результата. Помещение может быть оборудовано в соответствии со стандартными проектами, которые разрабатывались и дорабатывались на протяжении определенного времени, или же заказать индивидуальное оснащение. Дизайнеры и инженеры нашего предприятия смогут разработать по заказу индивидуальное оформление сенсорной комнаты с получением картинки фотографического качества расположения всех элементов оборудования и эффектов от световых приборов.

Весь дизайн помещения направлен на то, чтобы сделать его комфортным для взрослого или ребенка. Человек, который впервые оказался в сенсорной комнате должен чувствовать себя в комфорте и безопасности. Самостоятельно или вместе со специалистом предлагается изучить окружающее пространство, где находится много стимулов для повышения интереса.

Свет является основным стимулом в сенсорной комнате. Его выбор обусловлен тем, что согласно данным исследований, 90% всей информации человек получает с помощью зрения. От того, какое световое оборудование применяется, в каких местах помещены световые приборы и какое их количество зависит, как будут располагаться остальные элементы оборудования.

Основные технические объекты сенсорной комнаты

В нашей компании заинтересовались направлением сенсорных комнат еще в далеком 1999 году, так что уже более 15 лет мы занимаемся проектированием, производством, поставкой, комплектацией и установкой оборудования для сенсорных комнат. Мы первыми в России начали производить профессиональное специализированное оборудование для сенсорных комнат.

За это время наши инженеры-конструкторы и дизайнеры создали целый ряд световых приборов и другого оборудования для сенсорных комнат. При создании каждой позиции учитывались советы и рекомендации ведущих психологов и педагогов.

Сенсорная комната – это не просто дизайн помещения, а мощный инструмент, который может расширить мировоззрение, развивать сенсорные и познавательные способности человека. Очень хорошо обстановка сенсорной комнаты подходит для любого кабинета психологических консультаций.

На тему насколько эффективно использование сенсорных комнат было проведено много исследований, как в России, так и в зарубежных странах. Исследования показали, что технологии сенсорной интеграции в терапевтической и реабилитационной практике действительно дают положительные результаты. Ученые отмечают, что выздоровление человека очень сильно зависит от его психоэмоционального состояния. У людей с ослабленными функциями организма или утративших некоторые функции, это психо-эмоциональное состояние, как правило, сильно негативное, поэтому лечение замедляется, а иногда и останавливается.

От центральной нервной системы человека зависит протекание заболеваний неврологической, психосоматической и сердечнососудистой природы. Сейчас многие ученые пытаются открыть новые способы достижения нервного и мышечного расслабления без применения медикаментов. На данный момент используют медикаментозный метод, однако, это не решение проблемы.

Среди немедикаментозных способов релаксации, которые показали лучшие результаты, выделяют методики занятий и проведения реабилитационных процедур в сенсорной комнате. С их помощью восстановление утраченых функций организма и восстановление работоспособности сильно ускоряется. Сеансы в сенсорной комнате показывают длительный положительный эффект.

Сенсорная комната наполнена волшебством, способным тронуть любого

Для воздействия на психическое состояние человека в комнату, кроме светового оборудования помещают много других стимулов. К таким стимулам можно отнести ароматы и запахи, музыку, цветовое оформление, оформление самого интерьера помещения и тактильные ощущения. Все эти стимулы могут присутствовать в разных конфигурациях в зависимости от того, какие цели должны достигаться посредством занятий или реабилитационных процедур.

Некоторые комнаты оборудованы так, что находящийся в них посетитель успокаивается и расслабляется. Его психическое и эмоциональное состояние приходит в норму. На задний план уходят проблемы, вызывающие нервные расстройства. При подборе оборудования для таких комната (релаксации) упор должен быть сделан на релаксационную часть оборудования: воздушно-пузырьковые колонны с зеркальными уголками, ряд проекторов релаксационного плана (Плазма-250, Жар-птица и т. п.), фибероптические эффекты (“звездное небо”, “звездный дождь”, “Веселый фонтан”, “Разноцветная гроза” и т.п.), зеркальный шар или зеркальная полусфера (из обычных или разноцветных зеркал), пуфики, кресла, напольные и настенные маты, сухие бассейны, подушечки с гранулами и другое мягкое оборудование. В ряде случаев целесообразно использовать и комнаты, оказывающие стимулирующее, тонизирующее и восстанавливающее действие. В таких комнатах наравне с релаксационным добавляется активационное оборудование: интерактивные сенсорные панели, звукоактивированные проекторы (“Русская пирамида”), проекторы слайдов и вращающихся колес (“Солнечный-250” и “Солнечный-100”, “Болид”), тактильно-развивающие панели и оборудование и др.

Основные задачи и цели, ставимые и решаемые посредством сенсорных комнат следующие:

  1. Стимулирование всех видов сенсорных процессов – то есть ощущений, которые появляются при поиске, опознавании, обнаружении, распознавании.
  2. Создание оптимистического, положительного эмоционального фона, который в последствие будет способствовать преодолению проблем в эмоционально-волевой сфере.
  3. Возбуждение интереса к выполнению исследовательской деятельности, то есть для изучения, как минимум, содержимого сенсорной комнаты.
  4. Помощь в протекании корректирующих процессов при нарушениях в высших функциях коры головного мозга.
  5. Сенсорные комнаты способствуют исправлению и излечению двигательных нарушений, а также – выработке и развитию мелкой и общей моторики.
  6. Помощь в установлении контакта психолога, психотерапевта (или другого специалиста) с пациентом или посетителем.

В сенсорных комнатах проводят специальные тренинги и занятия под руководством специалистов. Специалисты должны следить за тем, как человек, испытывая простые ощущения, начинает их воспринимать на новом для него осознанном уровне и при необходимости вносят коррективы в процесс. Процесс перехода ощущений на осознанный уровень в свою очередь запускает функцию саморегуляции центральной нервной системы человека. Таким образом, психоэмоциональная сфера уже сама будет оберегать человека в стрессовых ситуациях, чтобы его эмоциональный фон не менялся в худшую сторону.

Сенсорная комната показана для людей независимо от возраста и состояния здоровья. В то же время в сенсорной комнате можно проводить самостоятельные процедуры реабилитации, где никто не будет мешать человеку расслабиться или наоборот собраться с мыслями, настроиться на позитивную волну. Нередко специалисты проводят и групповые занятия. Занятия и пребывание в сенсорной комнате может стать подготовительным процессом перед использованием более сложных и действенных медико-психологических мероприятий. Наконец, сенсорная комната – это основное средство для успешного проведения реабилитационного лечения и упражнений.

Обычно сеансы и занятия в сенсорной комнате делят на три типа:

  • самостоятельная реабилитация;
  • дополнительное реабилитационное мероприятие;
  • подготовка к различным процедурам медицинского и психологического характера.

Широкий ассортимент производимой и поставляемой продукции, огромный опыт работы в области оборудования для сенсорных комнат, многие тысячи успешно оборудованных комнат в России, Беларуси, Казахстане позволяют считать ООО «Юго-Западную Световую Компанию» ведущим российским производителем и поставщиком в сфере оборудования для комнат сенсорной интеграции (сенсорных комнат). Многое наше оборудование не имеет аналогов ни у других производителей, ни за рубежом. Именно разработанное и производимое нашей компанией оборудование, задает современные моду и стиль в оформлении сенсорных комнат и является объектом попыток копирования и создания упрощенных аналогов другими производителями (часто примитивных и неудачных).

Сегодня большое количество организаций самого различного профиля деятельности обращает внимание на технологии сенсорных комнат. Это, конечно же, детские (и в первую очередь детские дошкольные учреждения), Кризисные центры и центры социального обслуживания населения, психо-неврологические интернаты и лечебницы, дома престарелых, образовательные (в том числе и высшие учебные заведения), силовые структуры, учреждения Минздрава, банки, корпорации, промышленные и торговые предприятия, институты, и наконец частные дома и квартиры.

Большой опыт работы в этой сфере, а также научно-производственная база нашего предприятия помогут справиться со всеми возникающими задачами комплектации и оборудования сенсорных комнат.

Сенсорная комната для взрослых

Человечество всегда стремилось изобрести что-нибудь новенькое, новаторское, полезное и функциональное. То космос его манит, то морские глубины или современные биотехнологии. Идей для творчества может быть сколько угодно много, но некоторые изобретения поистине гениальны. Например, сенсорная комната, как для детей, так и для взрослых. Может быть, не все еще слышали об этом, однако это гениальное изобретение уже начало победное шествие в европейскую и отечественную жизнь.

Изначально сенсорная комната была создана в Европе, конкретно, в Голландии в 70-ых годах прошлого века. В 80-ые годы к производству этих новинок (по тем временам) присоединилась и Великобритания. Сенсорные комнаты распространяются в медицинских учреждениях Европы и Америки. В конце 90-х годов 20-го века сенсорные комнаты приходят и в Россию. За прошедшее время многое изменилось в методиках применения, в комплектациях и в конструкциях оборудования и самого помещения. Современная сенсорная комната по сравнению с ранними предшественниками существенно расширила диапазон своего применения. Но ее главное предназначение – реабилитация пациентов, имеющих проблемы медицинского и психологического характера, или психоэмоциональные проблемы, что, увы, не редкость в современном мире стресса и тотального одиночества в окружении людей.

Сейчас сенсорные комнаты как для детей, так и для взрослых – общепринятая практика в Европе, в странах СНГ – да практически на всех континентах, включая даже Африку. Это говорит о многом.

В каких случаях используется темная сенсорная комната?

Следует помнить, что сенсорная комната – это мощный инструмент, используемый для воздействия на чувственную сферу человека, для активизации его развития и нормализации психического и психологического состояния. Причем, это актуально не только больным, но и здоровым людям.

Несомненно, сенсорная комната помогает решать проблемы адаптации современного человека в окружающем мире. Кому не знакомы тревожность, склонность к депрессиям, трудности в общении с окружающими, нервно-психическая нагрузка, что оборачивается головными болями, проблемами сна, утратой концентрации, внимания и ослаблением мыслительных процессов?

Очень активно сенсорные комнаты используются специалистами реабилитационных центров в работе даже с самыми тяжелыми больными психоневрологического профиля, для которых характерно и значительное снижение интеллекта, девиантное поведение. Сенсорная комната для детей и взрослых послужит существенным подспорьем для социальной адаптации.

Но это еще не все. Знаете ли вы, что это чудо науки и техники, соединенное воедино – сенсорная комната для детей и взрослых из-за своей изолированности, а также необычности обстановки способна естественным образом создать настрой релаксации, защиты от стресса и с помощью оптических эффектов переключает внимание в нужное русло. Световая, звуковая и тактильная стимуляция может быть сравнима по силе воздействия разве что и с природными объектами, оказывающими аналогичное воздействие.

Занимаясь в сенсорной комнате для детей и взрослых вы сможете подавить в себе приступы гнева. Если вас захлестывают эмоции, откройте свой внутренний мир с помощью танца. Может быть, вы представите себя каким-нибудь животным? Эмоции и релаксация – вот что нужно современному человеку.

Сенсорная комната для детей и взрослых – необходимое условие сенсорного развития.

Знаете ли вы, что именно сенсорному развитию отводится огромная роль в развитии ребенка как личности – в его психологической и социальной адаптации. Сенсорное голодание – вот основная причина стресса, результатом которого могут быть нарушения слуха, зрения, психологического развития.

Сенсорная комната для упражнений

Как необходима сенсорная комната для того, чтобы ребенок ( да и взрослый тоже) получал самые разные стимулы: тактильные, зрительные, слуховые. Все это оказывает различные виды воздействия и дает эффекты:

  • Тонизирующие эффекты;
  • Восстанавливающие эффекты;
  • Расслабляющие эффекты;
  • Успокаивающие эффекты;
  • Стимулирующие эффекты;
  • Укрепляющие эффекты и прочие воздействия.

Сенсорная комната для детей и взрослых использует стимулы для каждого анализатора. При этом восприятие активизируется и ускоряется образование межанализаторных связей.

Как показывает мировой и отечественный опыт реабилитации, сенсорная комната для детей и взрослых положительным образом сказывается на социальном, эмоциональном и речевом развитии всех пациентов.

Если сочетать работу сенсорной комнаты для детей и взрослых с работой психолога, то, несомненно, это позволит:

  • Избавить человека от страхов;
  • Способствовать созданию эмоционально – спокойного состояния;
  • Избавиться от тревожных невротических переживаний;
  • – Породить в душе пациента приятные и эстетические ассоциации.

Темная сенсорная комната: есть ли противопоказания?

Да, необходимо учитывать то, что данный метод воздействует интенсивно на психику, поэтому необходимо соблюдать все правила по работе с темной сенсорной комнатой для взрослых и детей.

Как вы знаете,в процессе работы используются разнообразные источники запаха, света, звука. Поэтому важно перед тем, как начать процедуры, ознакомиться со световыми приборами, научиться концентрировать на них свое внимание, а также быть готовым воспроизводить те или иные действия, не стесняться принимать любые позы, удобные для занятий. Надо быть готовым к тому, что периодически в сенсорной комнате для детей и взрослых будут включаться определенные световые эффекты, что воздействуют на восприятие. И важно не использовать сразу раз большое количество приборов, воздействующих на человеческий организм и психику. Все должно быть сбалансировано и находиться в гармонии. К примеру, пузырьковая колонна, что устанавливается на специальной мягкой платформе, должна сочетаться с приятной мелодичной музыкой. Включение других приборов в таком случае не предусмотрено. К мелодии, что играет в сенсорной комнате нужно относиться внимательно и только специалисты могут подобрать соответствующее сочетание. Важно прислушиваться к рекомендациям врача, который, в свою очередь, должен хорошо знать пациента, прежде чем назначать те или иные процедуры.

Темная сенсорная комната. Рекомендации.

Итак, как вы поняли, это инструмент огромного воздействия, мощного и благодатного. сенсорная комната для взрослых и детей требует в обращении с собой определенные правила или рекомендации.

  • Необходимо определить опытным путем стимуляторы, которые способны вызвать наибольший эффект, которые радуют посетителя и приятны ему, а также те из них, что вызывают утомление и отторжение. Все это познается опытным путем для каждого человека. Те раздражители, что вызывают утомление и раздражение не следует использовать;
  • Особенно важно быть внимательным со зрительными раздражителями, так как неумелое их использование в сенсорной комнате для взрослых и детей может вызвать агрессию, расторможенность и фобию.
  • Темная сенсорная комната должна быть использована дозировано, в зависимости от состояния пациента – психического, эмоционального и физического.

Темная сенсорная комната. Ограничения.

  • Если у взрослых и детей наблюдается астенический синдром. Это приводит к быстрой утомляемости. Поэтому важно заканчивать процесс воздействия до того, как начнется спад активности. В таком случае необходимо составлять индивидуальный график занятий, продолжительность воздействия может варьироваться 20-30 минут в каждом отдельном случае. Это касается взрослых и детей – всех пациентов.
  • При коммуникативных нарушениях следует выбирать только “комфортные” раздражители, то есть те, что создают идеальный эмоциональный комфорт. Другие же выбирать не рекомендуется.
  • Часто у детей бывает синдром гиперактивности. В таком случае упражнения в сенсорной комнате необходимо регламентировать. Обязательна предварительная консультация со специалистами – психоневрологом и невропатологом. Возможно, врач разрешит, но вот время использования будет ограничено. Кроме того, заранее оговаривается применение различных специальных эффектов, звуковых раздражителей и пр. Некоторые приборы, например, проектор “Солнечный” применять не следует вовсе.
  • Склонность к эпилептическим припадкам. В таком случае темная сенсорная комната тоже должна использоваться по согласованию с врачом. Свет в ней уже должен быть включен, когда пациент входит в нее.
  • Нарушения зрения. Это одно из самых распространенных нарушений, как среди взрослых, так и среди детей. Следует обратить внимание на особые зрительные раздражители, что не вызывают напряжения зрительного аппарата. Использование ультрфиолетовых ламп и материалов в этом случае исключается.
  • Нарушение слуха. Сенсорная комната затрагивает все органы восприятия: зрение, слух, тактильные ощущения. Поэтому надо учитывать, что слуховое восприятие для таких людей зачастую недоступно и это тоже необходимо учитывать.

Сенсорная комната – это особая среда, что заполнена разнообразными стимуляторами и раздражителями. Они воздействуют на органы зрения и слуха взрослых и детей.

Красивая мебель, спокойная цветовая гамма, приятные ароматы, оказывающие положительное воздействие – вот она темная сенсорная комната, загадочная и манящая.

Примечательно, что сенсорная комната считается интерактивной средой. Оборудование представляет собой часть кабинета психолога. Эта комната – оружие, способное творить чудеса с психикой человека и его физическим состоянием, его восприятием мира.

Сенсорное восприятие – основа жизнедеятельности.

В оборудовании темной сенсорной комнаты для взрослых и детей можно выделить активационный блок. Он включает оборудование, оказывающее светооптические и звуковые воздействия. Содержит сенсорные панели для конечностей, массажные отсеки и пр. Для детей применяется и сухой бассейн. Примечательно, что колоритные, насыщенные цветами эффекты оказывают активационное воздействие.

С помощью зрительной и звуковой среды, например, музыки, звукоактивированных световых эффектов, управляемых настенных интерактивных панелей и др. стимулируется двигательная активность.

Тактильный блок – одаривает новыми ощущениями и стимулирует тактильную чувствительность, способствует различению свойств предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

Благодатная среда запахов – происходит воздействие с помощью эфирных масел. А терапия запахами, как известно, существует еще с древнейших времен.

В дополнение сенсорная комната может быть оснащена растениями (зелень, деревья), другими предметами интерьера, создающими атмосферу уюта и комфорта. Кроме того, там желательно использование увлажнителя воздуха, в ряде случаев: вентилятор, кондиционер. Само помещение должно быть оборудовано вентиляцией. Возможно использование фотообоев, картин.

Рекомендуемые параметры комнаты психологической разгрузки

Снятие стрессовых состояний

Повышение работоспособности

Восстановление нормального сна

Нормализация общего психоэмоционального состояния

Полноценный отдых

Вернуться назад

 

Перейти в каталог

Благодарности, отзывы

Наши клиенты

  • Университет САФУ им. Ломоносова

  • Университет МГСУ

  • РОСЭНЕРГОАТОМ

  • МВД по республике Чувашия

  • Министерство здравоохранения РФ

  • Министерство образования Оренбургской области

  • Министерство образования и науки Удмуртской республики

  • Министерство образования и науки республики Хакасия

  • МЧС России

  • Департамент образования города Москвы

  • Департамент образования Белгородоской области

Вся информация, представленная на сайте, носит ознакомительный характер, и не является офертой в понимании статей 435, 437 ГК РФ.

Сенсорные комнаты: школьный путеводитель

Школы могут быть занятыми местами с большим количеством активности и шума . Для некоторых детей стимулирующая среда в школе может временами превращать ее в проблемное и стрессовое место. Создание сенсорной комнаты в школе — это эффективный способ обеспечить безопасное и успокаивающее место для учащихся с расстройством спектра аутизма и другими особыми образовательными потребностями.

Сенсорная комната представляет собой контролируемую сенсорно-ориентированную среду, специально созданную для удовлетворения сенсорных потребностей учащегося и для того, чтобы учащийся мог участвовать в обучении. Помимо того, что они являются альтернативной средой для детей с сенсорными расстройствами, они также предоставляют терапевтическое пространство для облегчения других видов вмешательства, таких как Лего-терапия. В этой статье мы рассмотрим, как школы использовали эти места для удовлетворения потребностей детей.

Сенсорная комната – это спокойное место, предназначенное для отдыха и развития чувств. В отличие от обычного класса, где каждый ученик в основном должен слушать учителя, сенсорная комната предоставляет детям автономию и свободу анализировать окружающую среду, используя свои чувства в свое время.

Внутренняя спокойная обстановка сенсорной комнаты может включать специальное освещение. В нем есть зона отдыха с пузырьковой трубкой, сенсорное освещение и волоконно-оптические зеркала с пузырьковой трубкой. Обычная сенсорная комната имеет мягкое расположение сидений и множество интересных вещей для оценки, а также может содержать мультисенсорное оборудование, такое как кресло-мешок с музыкальной сенсорной стеной и тихую музыку.

Оборудование, на которое следует обратить внимание:

  • Интерактивные настенные панели
  • Сенсорное освещение
  • Кресло-мешок
  • Бесконечный туннель
  • Сенсорные ванные
  • Возможность превратить комнату в темное пространство 30 6 6 ковриков 900
  • Художественное оборудование
  • Строительные блоки, создающие тактильные ощущения

Сенсорные комнаты для развития зрения

 

Наличие Сенсорные комнаты в общеобразовательных школах не являются обычной практикой, но они играют важную роль для многих детей. Например:

  • Сенсорная комната предлагает терапевтическое пространство для детей и взрослых с аутизмом и другими особыми потребностями.
  • Выбор оборудования может быть использован для улучшения различных физических и когнитивных навыков.
  • Спокойная обстановка сенсорной комнаты может помочь учащимся с поведенческими проблемами.
  • Учащиеся учатся саморегуляции эмоций в контролируемая среда , без чувства наказания или изоляции.
  • Сенсорные комнаты — идеальное место для сеансов ELSA, консультирования и терапии.

Однако в безопасном пространстве классной комнаты сенсорные вмешательства (ресурсы/занятия) предпочтительнее сенсорных комнат.

Также сенсорная комната не во всех школах обязательна, и не каждому ученику она пригодится. Учитывая, что строительство, обслуживание и эксплуатация Сенсорных Пространств может занять много времени, средств и ресурсов, каждая школа должна критически осмыслить свою потребность в Безопасной среде сенсорной комнаты.

Терапия сенсорной интеграции

Школы должны оценить преимущества предоставления дополнительных ресурсов, таких как сенсорные комнаты. Некоторые люди считают, что сенсорные комнаты — это дополнительная возможность, а не важный обучающий ресурс.

В Великобритании примерно 1 из 100 человек находится в спектре аутизма. Следовательно, в школе на 500 учеников может быть 5 или более учеников с РАС. Несмотря на то, что аутизм влияет на каждого человека по-разному, проблемы с обработкой сенсорной информации являются обычным аспектом состояния здоровья.

Люди с аутизмом или любыми другими сенсорными проблемами могут проявлять либо гиперчувствительность (при которой учащиеся не чувствуют такой же степени интенсивности, как другие), либо гиперчувствительность (при которой учащиеся не могут справиться со слишком большим количеством раздражителей. Использование удобного пространства для разработка соответствующих возрасту занятий для учащихся — один из способов наиболее эффективного использования сенсорной комнаты

Общим компонентом сенсорных пространств является пузырьковая трубка . Ее часто держат в одном углу с двумя пузырьками. Для создания иллюзии трех трубок вместо одной В большинстве случаев создается платформа вокруг трубки, так что зрачки могут сидеть близко и касаться трубки Существует много причин для установки Пузырьковые трубки в сенсорных комнатах:

1. Сенсорная стимуляция

Пузырьковые трубки обеспечивают визуальную сенсорную стимуляцию. У них часто есть светодиодные фонари, которые меняют цвет, и наблюдение за всплывающими пузырьками через различные световые эффекты обеспечивает сенсорный ввод. Некоторые пузырьковые трубки также имеют вибрирующий компонент, который обеспечивает мультисенсорный опыт.

2. Успокаивающий зрительный фокус

Широко распространено успокаивающее действие, заключающееся в том, чтобы найти место, где можно сосредоточиться, расслабляя свой ум. Большинство учащихся будут мотивированы, чтобы сосредоточиться на своем сердцебиении, дыхании или «визуализировать» объект. В большинстве случаев учащимся легче сосредоточить свое внимание на чем-то внешнем. Гармоничное движение пузырьковой трубки предлагает успокаивающий, конкретный визуальный фокус.

3. Достижение IEP или достижение учебных целей

Некоторые пузырьковые трубки снабжены переключателями, которые позволяют учащимся менять цвета, включать и выключать их или изменять режим освещения. Учителя будут использовать эти переключатели для обучения различным целям IEP, включая причину и следствие, цвета или другие атрибуты, такие как включение и выключение).

Сенсорные пространства в школах позволяют детям с аутизмом справляться со всеми видами сенсорных эмоций в успокаивающей и расслабляющей, но в то же время вызывающей обстановке.

4. Сенсорная стимуляция

Пузырьковые трубки могут вызывать зрительную сенсорную стимуляцию. Пузырьковые трубки в основном имеют светодиоды, меняющие цвет, и наблюдение за тем, как пузырьки дрейфуют через широкий спектр эффектов освещения, дает сенсорный ввод. Многие пузырьковые трубки содержат вибрирующий компонент, который способствует мультисенсорному восприятию.

Сенсорные пространства предлагают умственную и физическую стимуляцию для людей с сенсорными нарушениями, задержкой развития и физическими недостатками. Людям с ограниченными физическими возможностями взаимодействие с мультисенсорной средой может помочь развить осязание, слух, зрение, слух и автономию. Использование сенсорного оборудования может позволить детям с нарушениями развития развивать и применять различные навыки, в том числе:

  • распознавание цветов
  • мелкая и крупная моторика
  • зрительно-моторная координация
  • сенсорные навыки

Проведение времени в успокаивающей сенсорной комнате положительно влияет на мелкую и крупную моторику, а также как тактильная, слуховая и визуальная обработка. Предлагая чувство комфорта и спокойствия, успокаивающее пространство сенсорной комнаты позволяет учащимся самостоятельно регулировать свое негативное поведение, что в конечном итоге улучшает концентрацию.

Эрготерапевты (ОТ) используют концепцию сенсорной комнаты в течение многих лет, но преимущества «Мультисенсорной среды сенсорных комнат» настолько огромны, что многие люди создают успокаивающую среду в сенсорную комнату в своих школах или домах.

Предполагается, что некоторым детям с особыми потребностями может быть полезно провести не менее получаса в сенсорной среде под наблюдением физиотерапевта, эрготерапевта и воспитателя. Педагог, эрготерапевт и физиотерапевт будут работать вместе, чтобы создать планы уроков и программы ухода за людьми с особыми потребностями.

Обучение происходит не только в классе. На самом деле, для многих учащихся с трудностями в обучении среда обычного класса не подходит для обучения и усвоения информации. Однако среда сенсорной комнаты может позволить этим учащимся учиться в своем собственном темпе.

Оборудованная такими вещами, как кресла-мешки, зеркала, коврики, подушки, светильники и игрушки, стимулирующая учебная среда сенсорной комнаты может дать каждому учащемуся возможность развиваться. Каждый человек имеет уникальный стиль обучения: некоторые могут лучше усваивать новую информацию, когда им предоставляют информацию визуально, в то время как другие могут предпочесть более практическую стратегию (тактильное обучение). Мультисенсорная стратегия сенсорной комнаты делает ее подходящей для всех учащихся с разными стилями обучения, предлагая обучение, адаптированное для удовлетворения всех потребностей учащихся.

Зачем учащимся нужны сенсорные комнаты в школах

Администрация, учителя и родители часто задаются вопросом:

  • Зачем учащимся в школах нужны сенсорные комнаты?
  • Что такое «сенсорный перерыв»?
  • Как определить, что учащимся это нужно?

Это отличные вопросы для групповых дискуссий о программировании для всего ребенка. В течение многих лет Педиатрическая терапевтическая служба (PTS) была идейным лидером в этой области. Мы постоянно создаем новые ресурсы, помогающие учащимся изучать и внедрять новые стратегии саморегуляции.

Это важно как никогда, поскольку мы продолжаем решать проблемы, созданные пандемией COVID-19, и поддерживать потребности учащихся в поведенческом и психическом здоровье в наименее ограничительной среде.

Вот то, что мы знаем о том, как перерывы в сенсорных комнатах не только помогают детям управлять своими чувствами и поведением, но также способствуют заботе о себе, устойчивости и восстановлению.

Зачем учащимся сенсорные комнаты?

Наша нервная система получает и воспринимает сенсорную информацию через зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, движение и равновесие, положение тела и управление мышцами. Способность адаптивно и целенаправленно реагировать на этот ввод называется «сенсорной интеграцией» или «сенсорной обработкой».

Сенсорные перерывы (или мозговые перерывы) — это действия, которые помогают восстановить концентрацию и улучшить саморегуляцию. Они переключают количество и тип сенсорной информации, которую наша нервная система принимает и обрабатывает. Если наши системы чрезмерно стимулированы, нам нужны успокаивающие сенсорные перерывы, а при недостаточной стимуляции — более тревожные.

Что такое сенсорная комната?

«Сенсорная комната» — это общий термин для широкого спектра терапевтических пространств, предназначенных для содействия самоорганизации и позитивным изменениям. Они содержат специальное сенсорное оборудование для саморегуляции, предназначенное для облегчения проблем с сенсорной обработкой.

Многопрофильные команды должны сотрудничать для достижения целей учащихся в соответствии с правильно выполненным протоколом сенсорной комнаты. При правильном использовании сенсорные комнаты в школах могут:

  • Помогать создать безопасное пространство.
  • Дают возможность успокоить или пробудить нервную систему.
  • Увеличение приобретения навыков для социально-эмоционального развития.
  • Способствовать стратегиям предотвращения и деэскалации.
  • Улучшить связь.
  • Способствуйте заботе о себе/заботе о себе, устойчивости и выздоровлению.
  • Воспитывать у учащихся большую самостоятельность и успехи в учебе.

Чем занимаются учащиеся в сенсорной комнате?

Безопасный и веселый опыт в сенсорной комнате может помочь учащимся успешно вернуться в наименее ограничивающую среду — общеобразовательный класс. Некоторые из занятий, которые учащиеся получают в сенсорной комнате, включают:

  • Подпрыгивания, сидя на большом терапевтическом мяче.
  • Удар по боксерской груше.
  • Залезание в тельняшку.
  • Медленно раскачивайтесь на платформе.
  • Бросание ударного мяча об пол.
  • Прыжок на аварийную площадку.

Терапевты обычно адаптируют сенсорные стратегии для удовлетворения конкретных потребностей человека.

Кому полезны сенсорные комнаты?

Определенное оборудование и действия могут иметь терапевтический эффект практически для любого человека, в зависимости от того, как, когда и почему они используются.

Учащиеся, имеющие доступ к предметам в сенсорной комнате в течение учебного дня, могут помочь удовлетворить свои собственные эмоциональные, поведенческие и сенсорные потребности. Это важно иметь в виду, поскольку в результате пандемии COVID-19 учащиеся сталкиваются с новыми или усугубляющимися проблемами с поведением или психическим здоровьем.

Учащиеся с расстройством сенсорной обработки

Сенсорные комнаты могут особенно помочь людям с расстройством сенсорной обработки (НОР). ШРЛ вызывает трудности с эффективным восприятием, правильной интерпретацией и адекватным реагированием на сенсорную информацию. Это может иметь последствия для повседневного функционирования, взаимодействия с другими людьми, правильного поведения, регулирования эмоций и обучения.

К счастью, различные методы лечения сенсорной интеграции могут лечить ШРЛ. Эрготерапевты (ОТ) используют различные методы и инструменты, чтобы стимулировать и воздействовать на все чувства, чтобы человек мог приобрести и разработать более эффективные стратегии саморегуляции. Большая часть этой работы выполняется в школьных сенсорных комнатах.

Почему вашим учащимся нужны сенсорные комнаты в рамках постпандемических программ

Закрытие школ и нарушение распорядка во время пандемии COVID-19 и самоизоляции привели к увеличению проблем с поведением и психическим здоровьем среди учащихся. Используя наше запатентованное программное обеспечение BudgetWatch™, мы собирали и продолжаем собирать данные из округов-партнеров во время закрытия школ из-за пандемии.

Эти данные показывают регресс навыков у учащихся из-за виртуального обучения и непоследовательных процедур. Регресс был особенно заметен в навыках исполнительного функционирования и саморегуляции, что привело к увеличению:

  • избегания школы
  • Беспокойство
  • Прогулы

Наши данные также показывают, что учащиеся менее привыкли к загруженной школьной среде и школьной рутине. Из-за этого некоторые дети, например учащиеся с аутизмом или ШРЛ, могут легко увлечься прикосновениями, движением, зрелищами или звуками, связанными с учебной средой в классе.

В то время как сенсорные комнаты обычно используются OT, проблемы с поведенческим здоровьем также можно решить, включив сенсорные перерывы. Сенсорные комнаты создают безопасную среду для 90 220 всех учащихся 90 221, чтобы они могли регулировать свою нервную систему, а не только для студентов, занятых по делу.

Как внедрить сенсорные комнаты в распорядок дня ваших учащихся безопасным для COVID способом

Сенсорные комнаты могут принести учащимся много очевидных преимуществ, но важно внедрить сенсорные комнаты безопасным для COVID способом. Вот несколько способов сделать это:

  • Создание индивидуальных сенсорных корзин и материалов для каждого ученика вместо использования общего оборудования. Это может быть сохранено в индивидуальном ящике, закрепленном за учеником.
  • Тщательная очистка всего оборудования сенсорной комнаты после каждого сеанса.
  • Использование сенсорной комнаты небольшими группами.
  • Замена мягких вещей на непористые подушки и другие материалы, которые легко стирать и дезинфицировать. Используйте чехол или чехол для оборудования, которое нельзя стирать (например, качели и утяжеленные одеяла).
  • Создание естественных перегородок в комнате, чтобы ученики находились на безопасном расстоянии друг от друга.
  • Продолжать следовать протоколам, рекомендованным CDC, таким как ношение масок и мытье рук.

Как максимально эффективно использовать сенсорную комнату в вашем школьном округе

В PTS мы разработали ресурсы, которые такие терапевты, как вы, могут использовать, чтобы помочь учащимся стать «сверх-я». Эта понятная для детей фраза описывает, на что похожи учащиеся, успешно использующие стратегии саморегуляции для поддержания оптимального уровня концентрации внимания на обучении.

Вот пять ключевых вещей, которые, как мы обнаружили, должны произойти, чтобы максимально использовать сенсорную комнату в школе:

1. Определите учащихся, которые могут принести наибольшую пользу
Учителя и персонал должны заполнить простую анкету о как учащиеся, присутствующие в классе, избавляются от догадок при выявлении детей с наиболее насущными сенсорными потребностями.

2. Следуйте сфокусированному плану сверхсамостоятельности
Тщательное создание и реализация конкретного плана действий по саморегуляции в сенсорной комнате помогает всем сотрудникам, работающим с ребенком, лучше понять, как им лучше всего учиться.

3. Анализ данных для определения эффективности
Документирование и анализ того, что работает и не работает для учащегося, наряду с самоанализом и проверкой достоверности данных сотрудниками, позволяет постоянно улучшать и уточнять план ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *