Сенсорное развитие: Сенсорное развитие детей раннего возраста — сенсорное воспитание дошкольников

Сенсорное развитие детей в домашних условиях

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37

Мастер- класс для родителей

«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

в рамках проведения родительского собрания

Подготовила: Нистратова

Наталья Александровна

педагог – психолог МБДОУ №37

 

Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях.

Задачи:

  • познакомить родителей с понятием сенсорные эталоны;
  • познакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
  • создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.

Сенсорное развитие ребенка— это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир. В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка.

Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

И сегодня, уважаемые родители, я хочу предложить Вам очень простые, но в тоже время очень интересные, а главное познавательные игры, которые Вы можете организовать с детьми прямо на кухне. А самое главное, что такие игры не требуют особой подготовки, ну а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.

игра 1 «Песочница» на кухне.

 Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша.

И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.

игра 2 «Мозаика из пробок»

Подберите пуговицы разного цвета и размера, а еще, можно использовать разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).

игра 3 «Шагаем в пробках»

Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук.

Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы».

А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…
Какое? Ну конечно!
«Мишка косолапый, по лесу идёт…»
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.

4. Пальчиковая гимнастика.

Устали пальчики от такой ходьбы?! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
(Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе:
«Кыш!».

 

А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – СОЛНЫШКО!

А солнышко, какое? – КРУГЛОЕ!

А какого оно цвета? – ЖЁЛТОЕ!

И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.

А здесь можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать…что?

ЯБЛОКО! А еще?

 

5. игры с крупами

 Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не бралив рот, поэтому чаще в своей работе я использую фасоль и более крупные крупы.

Итак, давайте немного поиграем!

В глубокую ёмкость насыпаем фасоль и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».

А если использовать фасоль и горох вместе, тогда ребёнку можно предложить отделить маленькое от большого – опять таки еёвеличество Сенсорика!

Я уже говорила, что сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх, неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным…получается?, а деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее.

А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета), поверьте, восторгу не будет предела!

Я сегодня познакомила Вас лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить . Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!

Сенсорное воспитание детей

Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр

Сенсорное воспитание детей младшего возраста с использованием развивающих игр сСенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Сенсорное воспитание детей младшего возраста через восприятие

Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. На занятиях по сенсорному воспитанию ребенок знакомится с такими образцами, как цвет (красный, желтый, зеленый, синий), геометрическая форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, средний, маленький).

В овладении сенсорными эталонами как средством восприятия можно выделить несколько этапов:

Этап – появление предметных предэталонов, когда при восприятии одного предмета другой используется в качестве образца (например, треугольные предметы называют крышами). Обычьно это происходит на третьем году жизни. Последующие этапы характерны для четвертого года жизни ребенка.

Этап – переход от использования предэталонов к применению собственно эталонов; средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а образцы их свойств (основные цвета, геометрические фигуры, величина).

Этап – более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических фигур, отдельными параметрами величины.

Процесс развития сенсорных способностей включает не только усвоение эталонов, но и действия по их использованию.

Существует три вида действий по использованию сенсорных эталонов, т.е. перцептивных действий. Самыми простыми являются действия идентификации, т.е. установления тождества какого – либо качества воспринимаемого объекта эталону.

Наиболее трудными для дошкольников являются действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, “раскладывание” их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

Развитие сенсорных способностей дошкольника сконцентрировано в одном возрастном этапе, во второй младшей группе, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия. Сенсорные задачи, как правило, включены в интересную для детей деятельность (игру, экспериментирование, продуктивную деятельность). Здесь дети оказываются перед необходимостью выделять то или иное свойство предмета, что является значимым для успешного выполнения данной деятельности. Другими словами, интерес к усвоению эталонов возникает у самих детей, так как знание эталонов определяет успех игровой или практической деятельности. При таком подходе постепенно у детей появляется собственный познавательный интерес, который приходит на смену игровому интересу. В результате ребенок начинает пользоваться эталонами представлениями для анализа свойств предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, дети могут использовать их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств вещей.

На занятиях по сенсорному воспитанию решаются задачи по развитию начальных форм сотрудничества детей друг с другом. Это одно из необходимых условий активизации познавательного интереса дошкольников. Детям предлагаются специальные задания, при выполнении которых они вступают в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий. Младшие дошкольники могут взаимодействовать друг с другом попарно при работе со знакомым материалом. Выделяются два основных типа сотрудничества: по роли (функции) и по правилу (чередование действий, разделенность операций и т.п.).

1.1 Сенсорное восприятие цвета.

Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но все это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание. Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, то есть при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Сначала в определении цвета большую роль играет промеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенку не сложно обнаружить их одинаковость или неодинаковость. При этом он может еще и не владеть восприятием цвета, не знать, что оба предмета красные или один из них красный, а другой желтый, но увидит, что цвета одинаковые или что они разные.

Когда малыш научится определять цвета при их непосредственном контакте, то есть путем наложения и приложения, можно переходить к задаче выбора по образцу (к настоящему восприятию цвета), а затем к обучению его названиям цветов.

На основе восприятия цвета формируются и соответствующие представления о нем. Благодаря этому дети могут не только применять цвет в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать его как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

Особенно важна цветовая характеристика дидактического материала. Цвет характеризуется двумя измерениями: светлотой и чистотой. Он может быть темным или светлым (хотя это один и тот же цвет). Вторым измерением цвета является его чистота, которая зависит от примеси серого цвета. Малейшая примесь серого делает цвет “грязным”.

Подбирая дидактический материал, также необходимо стремится к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то одинаково насыщенным, ярким должен быть и оранжевый, и желтый, и синий, и т.д. В противном случае ребенок с нарушением цветового зрения может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность. Тогда светло-красный и светло-зеленый предметы он отнесет к одной группе, а темно-красный объединит с темно-синим или темно-зеленым.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

1. 2 Сенсорное восприятие формы.

Форма является одним из основных признаков предмета. Не выделив и не опознав форму, невозможно узнать предмет.

Простейшие виды различения предметов по форме становится возможны для детей очень рано, в возрасте уже нескольких месяцев. Но на протяжении детства восприятие формы претерпевает ряд существенных изменений.

Действие ребенка с реальными вещами окружающего мира начинаются еще в младенческом возрасте, но в течении детства они существенным образом меняются и усложняются, становятся осмысленными и целенаправленными. С возрастом ребенка переходит от примитивных действий типа манипуляций с предметом к более сложным, так называемым продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию и др.

Глубокие качественные изменения, происходящие на протяжении детства в зрительном восприятии формы, заключаются в том, что ребенок переходит постепенно от примитивных форм анализа фигуры, состоящих в вычленении в ней отдельных составляющих частей, к более сложному анализу объектов, заключающемуся в сравнении, сопоставлении воспринимаемого объекта (целиком или отдельных его частей) с другими объектами или с предложенным образцом.

Большое влияние на развитие зрительного анализа формы оказывает, в частности, конструктивная деятельность детей. Практика конструирования у дошкольников – это, как правило, работа с каким – либо строительным материалом. Обычно отмечают два вида конструктивной деятельности детей дошкольного возраста:

  1. Свободное конструирование – это такое конструирование, при котором ребенок не связан никаким внешним образцом: из имеющегося материала ребенку представляется возможность строить все, что он захочет. В процессе такого конструирования ребенок может неоднократно менять свой замысел и объединять отдельные элементы как угодно.
  2. Конструирование по образцу. В качестве образца при этом ребенок получает рисунок, на котором обозначены контуры всех элементов, составляющих данное изображение. Поскольку контуры формы, цвет и расположение отдельных элементов указаны, задача ребенка при этом виде конструирования состоит в том, чтобы воспроизвести в своей конструкции то, что изображено на рисунке. Этот вид в самостоятельной деятельности встречается редко и обычно имеет место лишь на занятиях.

Только одной практики конструирования по образцу недостаточно для того, чтобы сформировать также качество восприятия, как зрительный анализ формы. Для развития восприятия необходимо организовать практическую деятельность ребенка, поставить его перед необходимостью анализа предложенной конструкции по форме.

Исследованиями было показано, что процессы восприятия, имеющие место при анализе формы предмета, могут рассматриваться как своеобразные ориентировочные действия, обслуживающие действия практические и находящиеся с ними в сложных отношениях. Первоначально, на более низких стадиях развития, эти ориентировочные действия тесно связаны с практическими, исполнительскими действиями, затем, в процессе развития, они все больше отдаляются от исполнительской деятельности и складываются в относительно самостоятельную систему ориентировочно – исследовательской деятельности, при помощи которой осуществляются предварительное ознакомление с объектом, обследование его и подготовка к практическим действиям с ним.

Таким образом, действия с предметом направляют развитие восприятия, но, становясь все более точным, восприятие, в свою очередь, выполняет по отношению к практическим действиям ориентирующую и регулирующую функцию. Тесная взаимосвязь и взаимозависимость обеих этих частей действия – ориентирующей и исполняющей – говорит о необходимости внимания к каждой из них.

Характер ориентировочно-исследовательской деятельности на протяжении детства меняется. Движения по обследованию предмета из беспорядочных и хаотичных постепенно становятся все более целенаправленными, планомерными. Вместе с тем основную роль в процессе обследования начинает выполнять глаз, а не рука, как это было раньше. Благодаря этому действие становится более быстрым. Однако, как показывают исследования, без специального обучения ребенок довольно поздно научается правильно сопоставлять между собой отдельные, наиболее характерные признаки фигуры и, опираясь на них, правильно находить форму среди других.

Лишь к четырем годам дети научаются делать элементарные вещи по образцу. Это говорит о том, что сложный анализ, заключающийся в сопоставлении объектов, в течение длительного времени остается у детей – дошкольников на относительно низкой ступени развития.

Наблюдения за действиями детей при конструировании показывают, что первоначально ориентировка в условиях происходит также с помощью внешних действий с объектами или их заместителями. Так, прежде чем осуществить конструирование, ребенок осматривает, ощупывает объект, Таким образом, он как бы производит моделирование последующего практического решения задачи.

Однако не всегда и не все дети производят такие действия правильно и хорошо. Поэтому процесс овладения зрительным анализом фигуры в естественных условиях, без специального обучения, идет неравномерно и с большим количеством ошибок. Но если моделирование воспринимаемого объекта будет складываться не Стихийно, а под систематическим руководством взрослого и если при этом ребенку будут даны адекватные средства и способы такого моделирования, то оно может достигнуть значительно более высокого ровня развития и на его основе смогут сложиться у ребенка адекватные приемы чисто зрительного анализа сложной формы.

Если детей дошкольного возраста целенаправленно обучать способам анализа фигуры, дав им для этого определенные средства, то умение анализировать сложные формы, выделять в них отдельные элементы, а на этой основе выполнять конструирование по образцу возникает у ребенка значительно раньше и формируется значительно более быстрыми темпами.

1.3 Сенсорное восприятие величины.

Особый характер носит восприятие величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования – особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно).

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака – это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Таким образом, в качестве эталонов величины выступаю представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других (“большой”, “маленький”, “самый большой” и т.д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух – трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для совершенствования глазомера необходимо учить детей решению все более сложных глазомерных задач. Простой глазомерной задачей, доступной для детей трех лет, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем – выбор предмета по образцу (когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему). Еще сложнее произвести глазомерное “сложение” – подобрать на глаз два предмета, которые по своей суммарной величине равны третьему. Наконец, на протяжении дошкольного возраста дети могут научиться соизмерять на глаз не только величины отдельных предметов, но и отношения между ними, т.е. овладеть зрительной оценкой пропорций.

В процессе обучения детей способам обследования величины предметов полезно научить их пользоваться простейшей меркой, выступающей в качестве промежуточного средства при переходе от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к глазомерному действию. Так, выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец полоской бумаги, а затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Глава 2. Становление опыта.

Как показывает опыт, начать процесс формирования сенсорного воспитания необходимо с более раннего возраста с 2–4 лет.

Исходя из результатов диагностики и анкетирования родителей, выяснилось, что некоторые дети значительно опережают своих сверстников, они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Работая с родителями, выяснилось, что детям дома уделяется большое внимание, с ними занимаются, прислушиваются к рекомендациям педагога.

Такие дети после непродолжительной работы поднимаются на более высокий уровень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности.

Для этого необходимо создать хорошую среду, максимально отвечающую потребностям ребенка. В целях эксперимента можно использовать Игровую технологию интеллектуального творческого развития детей. В.В Воскобовича “ Фиолетовый лес”.

“Фиолетовый лес” представляет собой некое сказочное пространство, в котором каждая игра имеет свою область и своего героя. Играя у детей формируется сенсорный опыт.

Учитывая психологические особенности детей младшего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) большую роль надо уделять игре – роль сближает детей в работе парами, группами. Итогом становится получение совместных результатов деятельности, это необходимо для личностного развития детей.

Сенсорные/социальные навыки: от 2 до 12 лет

Сенсорное развитие связано с нашими чувствами (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), которые позволяют нам исследовать окружающий мир. Социальные навыки относятся к нашему взаимодействию с другими людьми.

Почему важны социальные навыки и сенсорные навыки?

Социальные навыки помогают детям позитивно взаимодействовать друг с другом, заводить и поддерживать дружеские отношения. Социальные навыки для детей младшего возраста включают понимание того, как относиться к другим. Делиться игрушкой с другими детьми, извиняться, когда об этом просят, и ходить по очереди — важные навыки для взаимодействия с друзьями и сверстниками. По мере взросления детей социальные взаимодействия становятся более сложными. Навыки более позднего детства включают в себя сотрудничество с запросами взрослых, демонстрацию хорошего спортивного мастерства, участие в групповой игре с соблюдением правил и надлежащее начало разговора.

Дети используют свои органы чувств, чтобы исследовать окружающий мир и пытаться понять его смысл. Они делают это, осязая, пробуя на вкус, обоняя, видя, двигаясь и слыша. Сенсорная игра помогает развитию речи, когнитивному росту, мелкой и крупной моторике, навыкам решения проблем и социальному взаимодействию.

Вот общие рекомендации по сенсорному и социальному развитию детей в возрасте от 2 до 12 лет:

2 года

  • Обращается к себе по имени
  • Некоторое зависимое поведение от опекуна, но прилипчивость снижается
  • Возможность играть в одиночку
  • Присутствуют приступы фрустрации (но не более 6 в день или продолжительностью более 10 минут)
  • Может переносить различную одежду (не настаивает только на определенной одежде — например, только рубашки с длинными рукавами, бирки должны быть вырезаны из одежды и т. д.)
  • Ест разнообразную пищу (не ограничиваясь определенным цветом или текстурой)

3 года

  • Имеет некоторые трудности при переключении между видами деятельности (например, играми в помещении и на улице)
  • Участвует в интерактивных играх, по очереди играя с другими

6-8 лет

  • Стремление осваивать новые навыки и выполнять задачи
  • Может делиться с другими и преуспевать в групповых занятиях
  • Способен справляться с групповыми ситуациями (например, стоять в очереди), не реагируя агрессивно на прикосновения
  • Способен оставаться на месте (не ерзать все время)
  • Любит играть на игровой площадке (не кажется испуганным, когда ноги отрываются от земли)
  • Комфортный переход между видами деятельности
  • Кажется организованным в рабочем/игровом пространстве (не всегда теряет вещи)
  • Уровень двигательных навыков аналогичен уровню интеллекта
  • Возможность работы в шумной среде

9-12 лет

  • Считают себя личностями, а также тратят время и энергию на отношения со сверстниками

Занятия, помогающие развитию сенсорики и навыков у маленьких детей

Вы можете помочь своему маленькому ребенку развить сенсорные навыки:

Преднамеренно… Важно предоставить ребенку возможность исследовать различные текстуры, вкусы и запахи. . Добавьте новый продукт в свой список покупок для вашего ребенка, чтобы помочь вам приготовить его на кухне и попробовать во время еды. Совершите прогулку на природе и соберите «сокровища», такие как листья, ветки, цветы и камни. Играйте в «Твистер» или «Саймон говорит», чтобы побудить вашего ребенка принять новое положение тела и головы.

Расскажите об этом… Разговор о том, как предметы пахнут, ощущаются на вкус или на вкус, помогает вашему ребенку лучше познакомиться с различными органами чувств в окружающем мире. Повседневная деятельность полна чувств, нам просто нужно обратить на это внимание! Поговорите о том, каким пушистым кажется полотенце во время купания, какой холодной бывает вода, когда вы моете руки, или как хрустят картофельные чипсы во рту.

Вы можете помочь своему ребенку развить социальные навыки по телефону:

Вовлечение… Подавайте пример! Моделирование хода, соблюдение правил в игре и способ проигрыша, как у спортсмена, могут иметь большое значение для развития у ребенка социальных навыков. Используйте игры, в которых есть центральный инструмент или предмет, например игральные кости или спиннер, чтобы создать естественную структуру для чередования. Намеренно выигрывайте и проигрывайте во время игры, чтобы показать ребенку, как реагировать на разочарование и успех.

Думайте вне дома… С закрытием, отменами и сдвигом в виртуальном направлении, это был сложный год, чтобы предложить детям личное общение с другими. Если позволяют ограничения и состояние здоровья, ищите возможности общаться с детьми того же возраста на игровой площадке, в спортивных командах, а также в церковных или общественных группах. Подумайте о том, чтобы узнать, что ваш местный общественный центр или YMCA предлагает в связи с уходом за детьми или лагерями. Проведение времени с другими детьми важно для развития и укрепления социальных навыков и компетентности.

Что делать, если меня беспокоит развитие сенсорных и социальных навыков моего ребенка?

Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, эрготерапевты могут оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие сенсомоторных или социальных навыков у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.

Наши эрготерапевты помогают решать проблемы, связанные с когнитивными, повседневными, моторными, сенсорными процессами, развитием социальных и зрительных/перцептивных навыков. Примечание. Трудотерапия занимается проблемами, связанными с когнитивными, бытовыми, моторными, сенсорными процессами, развитием социальных и визуальных/перцептивных навыков.

Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:

  • Bon Air Therapy Center 804-323-9060
  • Кампус Брук Роуд 804-228-5818 
  • Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485
  • Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656 
  • Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
  • Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337

Информация предоставлена ​​Салли Тидман, OT/L, директором службы терапии, Мелани Кох, эрготерапевтом, и Сарой Филлипс, эрготерапевтом.

Сенсорное развитие | Encyclopedia.com

Все, что делают люди, связано с использованием одного или нескольких органов чувств. Через органы чувств младенцы познают мир. Без органов чувств мозг был бы вечным узником внутри черепа. Люди испытывают эти ощущения через взаимодействие с окружающей средой; интерпретация значения этих ощущений для действий называется сенсорной обработкой. Когда ребенок использует свои чувства, чтобы обнаружить новый объект, он создает нейронный путь в мозгу. Чем чаще она стимулирует свои чувства из окружающей среды, тем больше вероятность того, что она создаст новые нейронные пути и укрепит старые нейронные пути в мозгу.

Сенсорное развитие начинается во время беременности и продолжается в детстве. Существует семь сенсорных процессов: вкус, обоняние, осязание, слух, зрение, ощущение положения тела (называемое проприоцепцией) и ощущение движения (называемое вестибулярным входом). Ниже приводится краткое обсуждение каждого чувства, его назначения и стадий развития; как младенцы стимулируют свои чувства; и почему сенсорная стимуляция важна для младенцев.

Осязание

Соматосенсорная система состоит из нескольких рецепторов осязания. Младенец испытывает осязание при любом прямом контакте с кожей. Сенсорные рецепторы прикосновения посылают в мозг через нейроны сообщения о температуре, боли, текстуре и давлении объектов, приложенных к коже.

Соматосенсорная система начинает развиваться во время беременности. Нервная система, которая является носителем сообщений в мозг для органов чувств, начинает развиваться на третьей неделе беременности. На девятой неделе беременности сенсорные нервы развились и касаются кожи. К двадцать второй неделе беременности плод чувствителен к прикосновению и температуре. При рождении осязание можно наблюдать по рефлексам младенца, когда он вступает в контакт с различными раздражителями. Одним из примеров является реакция укоренения. Это когда младенец рефлекторно поворачивает голову в сторону прикосновения к щеке.

Взрослым важно понимать, какие виды сенсорной стимуляции нужны конкретному ребенку. Например, младенцы, которые засыпают, только когда их укачивают, и любят, когда их обнимают, могут предпочесть сильное давление на тело. Одним из способов оказания такого давления является пеленание младенцев. Это твердое давление расслабляет возбужденные нейроны, которые посылают сообщения туда и обратно с поверхности кожи в мозг. Некоторым младенцам достаточно лежать или сидеть и играть на одном месте; это не означает, что они не так любопытны, как другие младенцы, но они могут воспринимать только ограниченное количество стимуляции за один раз. Напротив, другие младенцы, которые постоянно исследуют, протягивая руку, чтобы прикоснуться к различным объектам и текстурам, с большей вероятностью ищут стимуляцию.

Вкус и обоняние — это химические чувства; они обрабатывают информацию, обрабатывая химические изменения в воздухе и в объектах на языке. Это примитивные сенсорные системы, тесно связанные с деятельностью на раннем этапе развития, такой как кормление, прием пищи и узнавание членов семьи по сравнению с незнакомцами. Таким образом, это защитные чувства; они позволяют организму выжить как за счет узнавания знакомых в целях безопасности, так и за счет того, что младенец может идентифицировать пищу для питания.

Вкусовые рецепторы проявляются на восьмой неделе беременности, а к четырнадцатой неделе формируется вкусовое ощущение. При рождении младенцы выражают положительные и отрицательные реакции лица на вкусы. Обоняние проявляется при рождении, когда младенец начинает распознавать запах своей матери и предпочитает его. Когда дети начинают развиваться, важно наблюдать за их реакцией на различные ощущения сладкого, кислого, горького и соленого, а также на текстуры, чтобы знать, что им нравится или не нравится.

Ощущения движения

Ощущения движения, или вестибулярная система, — это сенсорная область, которая не часто обсуждается в литературе, но важна для развития. Вестибулярная система включает в себя баланс и работает в сочетании с другими чувствами. Вестибулярная система предназначена для ответа на вопросы, относящиеся к человеческому телу, такие как «Какая дорога вверх?» и «Куда я иду?» Это достигается путем измерения положения головы совместными усилиями пяти органов чувств во внутреннем ухе, что позволяет сохранять равновесие.

Во время беременности вестибулярная система незрела, но начинает функционировать к девятой неделе и продолжает созревать на протяжении всей беременности и после рождения. Вестибулярная система важна для того, чтобы младенец мог устойчиво удерживать голову, когда его держат в вертикальном положении, сидя, стоя и ходя. Легко распознать, когда вестибулярная система посылает в мозг сообщения, отличные от того, что происходит на самом деле. Примеры включают падение младенцев при сидении и при ходьбе. В этих случаях вестибулярная система посылает в мозг младенца другое сообщение в зависимости от того, что происходит с его телом.

Слуховая система

Далее начинает развиваться слуховая система. Примерно на пятой неделе беременности начинает формироваться ухо, а к двадцать четвертой неделе беременности все органы слуха находятся на месте. К концу беременности слуховая система достаточно зрелая и продолжает развиваться в течение первого года после рождения. Младенцы демонстрируют это чувство, поворачивая голову или глаза в сторону звука. Новорожденные чаще реагируют на более высокие частоты, чем на более низкие. Кроме того, повторение и большая продолжительность увеличивают вероятность того, что младенцы услышат звук и отреагируют на него. Взрослые могут поощрять стимуляцию младенцев с помощью музыкальных игрушек, в которых используются повторяющиеся звуки и более высокие тона.

Зрительная система

Зрительная система начинает развиваться примерно на девятой и десятой неделе беременности и продолжает развиваться до трех лет после рождения. При рождении младенцы способны обнаруживать движение, могут фокусироваться на объекте на расстоянии около восьми дюймов, чувствительны к яркости и имеют красное и зеленое цветовое зрение. К концу второго месяца младенцы способны отслеживать плавные движения по рисунку и начинают различать цвета. В течение третьего месяца младенцы лучше способны фокусироваться на объектах, находящихся дальше, и начинают развивать восприятие глубины, оба из которых продолжают развиваться до двух-трех лет. Многие производители игрушек выпускают игрушки геометрических форм и черно-белые для новорожденных, а также яркие игрушки с узорами для детей от трех месяцев и старше. Эти игрушки стимулируют развитие по мере формирования нейронных путей младенца.

Чувство положения тела

Седьмое чувство, чувство положения тела, или проприоцепция, работает в сочетании с другими чувствами. Проприоцепция – это движение и положение конечностей и тела по отношению к пространству. Проприорецепторы расположены в мышцах и суставах и активируются движениями тела. Проприорецепторы в сочетании со зрением, осязанием и входной информацией от вестибулярной системы помогают младенцам достичь таких этапов, как переворачивание, ползание и ходьба.

Сенсорные системы в концерте

Сенсорные системы работают согласованно друг с другом, позволяя младенцу взаимодействовать с окружающей средой и обрести контроль над телом и его способностями. Рассмотрим сенсорное объяснение того, что можно наблюдать, наблюдая за шестимесячным младенцем, играющим в мяч, используя все семь органов чувств. Когда он касается и ударяет по мячу, младенец получает сигналы о том, твердый мяч или мягкий, гладкий или шероховатый. Он обнаруживает текстуру и вкус, облизывая мяч языком, когда он находится рядом или во рту, а также любые запахи, нюхая мяч. Младенец получает визуальную стимуляцию по цвету мяча и по тому, как он катится или подпрыгивает. Слуховая система срабатывает, когда издается шум, такой как удар, звон или писк, когда младенец ударяет по поверхности мяча, бросает его или встряхивает. Вестибулярная система активируется, когда младенец садится, сохраняя равновесие. Наконец, младенец использует проприоцепцию, когда он двигает руками и ногами в пространстве, бросая, толкая или ударяя по мячу, наблюдая за ним глазами и сохраняя равновесие.

Взрослые могут стимулировать сенсорное развитие своих младенцев, создавая безопасную и стимулирующую среду для открытий. Сенсорное исследование важно для развития младенцев, особенно для создания новых нейронных путей в мозге и укрепления уже развитых нейронных путей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *