Сенсорные комнаты для детей: Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно

Содержание

Сенсорная комната для детей. Для чего нужна и как сделать самостоятельно


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Многие детские капризы связаны с расстройствами нервной системы. Малыш кричит, услышав громкую музыку? Или катается по полу, не желая надевать новые колготки? Вероятно, у него не сформированы адекватные реакции на внешние раздражители. Исправить ситуацию поможет сенсорная комната. Рассказываем, как ее самостоятельно обустроить дома и в детском саду.

Зачем нужна сенсорная комната

Каждое мгновение наш организм получает сигналы — зрительные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Через органы восприятия информация поступает в мозг, который ее обрабатывает. Если восприятие притупляется или наоборот обостряется, то мозг неправильно интерпретирует полученную информацию. У детей это часто приводит к нарушениям сенсорной интеграции — организации сенсорных сигналов, которая позволяет мозгу формировать адекватные реакции тела и поведения.  

Если у ребенка все в порядке с обработкой сенсорных сигналов, то колючий свитер или тесные колготки станут лишь поводом пожаловаться маме и попросить купить другие. У малыша с нарушением сенсорного восприятия любые незначительные факторы провоцируют истерику.

Именно поэтому все специалисты по детскому развитию и психологи рекомендуют развивать детям мелкую моторику, давать трогать и пробовать на вкус все в пределах разумного, ходить босиком по траве и камням. К сожалению, в условиях урбанизации сделать это становится все сложнее. Поэтому нейропсихологи рекомендуют создавать такую среду искусственно — в сенсорных комнатах.

Освойте профессию логопеда с нуля и приступайте к практике прямо в процессе обучения!

Что будет?
Азы коррекционной работы со взрослыми и детьми, много практических заданий и обратная связь от экспертов.

А что в итоге?
Востребованная специальность и диплом установленного образца.

Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Каким детям поможет сенсорная комната

Сенсорная комната — это место, где ребенок развивает свои сенсорные ощущения: трогает разные на ощупь предметы, слушает музыку, играет с песком и водой. На таких занятиях дети получают богатый опыт, который помогает им наладить процессы сенсорной интеграции.

Сенсорный опыт особенно необходим детям с:

  • нарушениями речи, развития, поведения; 
  • расстройством аутистического спектра;
  • детским церебральным параличом;
  • синдромом дефицита внимания. 

В такой комнате они могут расслабиться, снять тревожность, выбрать те ощущения, которые им необходимы. Например, походить босиком по гороху, чтобы снять напряжение после ортопедической обуви, или покидать мягкий конструктор в стену после ссоры с другом.

Для нормотипичных детей (то есть без особенностей развития) такая комната тоже станет «местом силы».

Малышам нравятся необычные игры с разными текстурами, они любят отдыхать на мягкой мебели или забавляться с водой.

Идеи для сенсорной комнаты дома и в детском саду

Создать сенсорную комнату дома или в детском саду не так сложно, как кажется на первый взгляд. Это может быть даже не отдельное помещение, а отведенный угол в комнате. Главное — начать, а потом при взгляде на какой-нибудь предмет вы уже будете думать, сможет ли он вписаться в вашу зону сенсорики. 

Сенсорные коробки

Для развития мелкой моторики и чувствительности пальчиков хорошо подойдут разнообразные сыпучие материалы: песок, гречка, рис, макароны, гидрогель, галька, ракушки. Пригодятся любые доступные «сыпучки» — чем разнообразней, тем лучше. Достаточно купить небольшой стеллаж, наполнить его контейнеры разными материалами — и мини-сенсорная комната готова.


Пример стеллажа из блога Лизы Черниковой

Как играть: перебирать руками, сортировать по формочкам, прятать мелкие игрушки в содержимое контейнера, работать с пинцетом. Полезно сделать «ферму» в коробке: в контейнер с гречкой или песком добавить деревья из веток, сена или травы, фигурки животных. Такие игры в фермеров развивают не только моторику и сенсорику, но и фантазию. Макароны или рис можно покрасить в разные цвета и сортировать их по коробочкам. Кроме того, детям очень нравится играть с кинетическим песком — благодаря силикону в его составе, он отлично лепится и не рассыпается по всей комнате.


«Сенсорная ферма» 

«Сухой дождь» 

Делается «сухой дождь» очень просто: в дверном проеме вешается тесьма с кучей разных ленточек. Необходимо, чтобы ленты были не просто разноцветные, но и из разного материала: ткань, бумага, фольга, полиэтилен. В дошкольном отделении столичной школы № 1368 первым предметом, который появился в сенсорной комнате, стали именно ленточки, прикрепленные к потолку. 


«Сухой дождь» в школе № 1368 

Как играть: танцевать внутри «портала», пробегать под «дождиком», прятаться, плести косички.

Салон красоты

Тут все просто: берем старые, ненужные кисти для макияжа, зубные щетки, щеточки для рук — и складываем в коробку. Туда же можно положить ненужные тени для глаз, румяна, помады. 

Как играть: кисточки и щетки подойдут для массажа: по пальцам, ручкам или ножкам вначале проводим мягкой кисточкой, затем жесткой, постоянно их чередуя. Потом добавляем еще один контраст: чередовать прикосновения мокрой и сухой кисточкой, холодной и теплой. Тени и румяна используем как пальчиковые краски и рисуем ими на бумаге или картоне. Дома получится рисовать и на теле, но сначала нужно попробовать на маленьком участке, чтобы исключить аллергию.

Запахи

Сенсорные игры развивают в том числе и обоняние. Для этого в любые баночки насыпаем разные ароматные специи (корицу, шафран, гвоздику, паприку, зиру), чай, кофе и лавровый лист. «Нюхательные» баночки можно сделать и с эфирными маслами. Необязательно сразу создавать большую коллекцию банок — начинайте с того, что есть у вас на кухне, постепенно расширяя ассортимент.

Как играть: нюхать, сравнивать запахи, называть ассоциации. Можно поиграть в своеобразное лото: подготовить фотографии специй и соединять картинки с их ароматами.


Аромакоробка в ДОУ «Золотая рыбка»

Сенсорная мебель

Если у вас достаточно места, то сенсорную комнату получится оборудовать и специальной мебелью: бескаркасными креслами, гамаками, качелями, тяжелыми одеялами. Немецкий эрготерапевт Улла Кислинг придумала «яйцо совы», или, как его теперь называют, «яйцо Кислинг» — мягкий шарообразный мешок, в который малыши помещаются целиком. Забираясь в него, дети чувствуют себя более защищенными, как в утробе матери. Его получится купить или сшить самостоятельно. Стены и пол можно «украсить» ортопедическими ковриками и сортерами из мягкого коврика-пазла, например, как в школе № 1368.


На стенах наклеены сортеры со зверями и ортопедические коврики

Как играть: расслабляться под музыку и звуки природы, покачиваясь в гамаке или развалившись в кресле. Или поиграть в подвижные игры. Учитель-дефектолог Людмила Вайс часто играет с детьми с помощью обычного одеяла: она заворачивает в него ребенка, как сосиску в тесто, а он оттуда выкарабкивается. В таких одеялах дети еще катаются «колбаской» по полу или ползают «гусеничкой». Настроение улучшается не только у участников процесса, но и у наблюдателей.

Вода

Любимая игра детей всех возрастов, которая не требует сложных приготовлений, — налить воды в тазик или контейнер, дать формочки, губки, ложки и половник. 


Вариант «водной коробки» от Людмилы Вайс

Как играть: в воде плескаются, запускают кораблики, вылавливают фигурки. Идея — выдать ребенку губки, которыми он будет набирать воду и отжимать ее в чашку. Вариант — выдавливать в воду пену для бритья или бросать лед. Детям очень полезно играть с разными консистенциями и температурами.


«Корабль» в сенсорной комнате школы № 1368

Педагог-дефектолог Людмила Вайс советует родителям, кроме занятий в сенсорных комнатах, давать детям больше свободы в доме. И одновременно больше обязанностей: помогать на кухне, мыть посуду, убирать за собой, подметать. А еще не забывать наводить порядок в комнате и убирать игрушки. Еще один совет — устраивать с детьми показ мод: давать им мамины платья или папины брюки, шляпы и пальто. Или делать собственные «коллекции» из простыней.

Наша нервная система — это цепь: если хоть одно из звеньев сломано, то она перестает нормально работать. Сенсорные комнаты помогают «починить» эти звенья. Организуйте место, где ваш ребенок сможет развивать все пять чувств, и через некоторое время колючий свитер перестанет быть поводом для истерики.


Материалы по теме:

  • Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, коррекция
  • «Мы лэпбук построим сами!»: кому нужна самодельная книга
  • Людмила Вайс: «В работе логопедов все перевернулось с ног на голову»

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

типы и виды сенсорных комнат релаксации для детей и взрослых

Понятие “сенсорная комната” впервые было введено Марией Монтессори (итальянский врач, ученый, педагог). С точки зрения Монтессори – это среда, насыщенная автодидактически материалом для занятий детей.

Сама же идея искусственной стимуляции восприятия в специально созданной среде зародилась в Голландии более 40 лет назад.

Сенсорная комната психологической разгрузки предназначена для релаксации, наполнения энергией, обучения, развития и может стать отличным инструментом для пробуждения чувств путем действий и экспериментов. В зависимости от методологии, может применяться для стимуляции и развития детей, в т.ч. с аутизмом, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей, а также с теми, чья профессия связана с высокой нервной или умственной нагрузкой.

Возможна работа в двух направлениях – используя непрямую терапию, во время которой терапевт/методист только наблюдает за пациентом, или прямое воздействие, когда специалист направляет действия пациента.

Несколько десятилетий комнаты психологической разгрузки используются психологами для снятия стресса и психологических травм у взрослых, для обучения и лечения детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. 

Содержание:

  • Сенсорная комната в детском саду
  • Типы сенсорных комнат
  • Светлая сенсорная комната
  • Темная сенсорная комната
  • Оборудование для сенсорной комнаты
  • Сенсорная комната игр/приключений
  • Сенсорная комната для взрослых

Сенсорная комната в детском саду и школе

Нужна ли сенсорная комната в школе или ДОУ для обычных детей? Так ли она необходима детям, посещающим детский сад и еще не знающим слова “стресс”?

Для того, чтобы аргументировать положительный ответ на этот вопрос, рассмотрим используемое оборудование и чем оно может помочь детям.

Простейшая сенсорная комната в детском саду – это помещение с сухим бассейном, воздушно пузырьковыми трубками, мягким или тактильным оборудованием. “Купание” в разноцветных шариках бассейна помогает развивать моторику и улучшать реакцию, снимать излишнюю эмоциональность. Положительное действие оказывается сразу на несколько важнейших органов.

  • Вестибулярный аппарат: хаотичные перемещения шариков при движениях ребенка создают эффект средний между плаванием и состоянием невесомости. Попытки удержать равновесие развивают скорость реакции и устойчивость.
  • Зрение: плавно меняющаяся интенсивность освещения и смена цветов помогают выработать безболезненную реакцию глаз на меняющуюся интенсивность освещения.
  • Слух: тихая приятная мелодия снизит влияние обычного шумового фона, научит различать чуть заметные оттенки звука.
  • Тактильные ощущения: при игре в бассейне, шарики будут мягко массировать активные точки на коже, стимулируя их и улучшая восприятие прикосновений к предметам.

В последние годы сенсорная комната в кабинете психолога являются неотъемлемой частью при работе с детьми-инвалидами, аутистами и с проблемами адаптации в большом коллективе.

Занятия направлены на достижение баланса системы чувств человека. Лечение детей-инвалидов и с диагнозом “аутизм” включает: 

  • ароматерапию
  • светотерапию
  • звукотерапию
  • сенсорную интеграцию 
  • релаксацию

Приглушенный свет создает атмосферу частичной изолированности от окружающих и привыкание к совместным играм проходит быстрее.

Тактильные или интерактивные панели, установленные в комнате, помогут пробудить интерес даже у самых пассивных малышей и сделать процесс обучения незаметным и желанным. У детей быстрее развивается воображение, улучшается память.

Благодаря занятиям в сенсорной комнате релаксации у детей с диагнозом “аутизм” появляется интерес к исследовательской деятельности, развивается мелкая моторика, корректируются нарушения движения и возникает положительный эмоциональный фон.

Школьникам комнаты психологической разгрузки с фиброоптическими изделиями помогут снять напряжение и создадут в помещении одновременно расслабляющую и праздничную обстановку. Эмоциональное состояние ребенка после занятий улучшается, и он снова готов сконцентрировать все внимание на занятиях.

Можно сделать вывод, что сенсорная комната в детском саду или школе, это не роскошь, а необходимость. Она поможет детям:

  • снизить утомляемость, а значит, сохранить интерес к обучению и развитию;
  • предотвратить вероятность появления страхов или агрессивности;
  • проявить пока еще скрытые способности;
  • развить музыкальный слух и восприятие цветов

Типы сенсорных комнат:

Сенсорные комнаты бывают различных типов, но они имеют единые задачи – восстановить внутреннюю гармонию и гармонию с окружающим миром, душевное равновесие, разгрузить и укрепить нервную систему. С точки зрения видов активности делятся на 2 вида:

  • пассивные: объект находится в среде, которая стимулирует его чувства
  • активные: в них предполагается участие пользователя в обучении/расслаблении (причина-следствие)

С точки зрения материалов и экипировки, комнаты психологической разгрузки делятся на 3 типа: светлая, темная сенсорная комната, а так же игровая.

В сенсорных комнатах используется как тактильное, так и световое оборудование. Наибольшему расслаблению также способствует использование ароматерапии и музыки.

Светлая сенсорная комната

Тут преобладает дневной свет.

Светлые сенсорные комнаты чаще используютя в развлекательных центрах, детских садах, школах. Оборудование в таких помещениях монтируется яркое, красочное, предназначенное для активных игр и занятий.

Пример изделий, рекомендованных для светлой комнаты:

  • панели для игровых зон (“Цветные стеклышки”, “Калейдоскоп”, “Тактильные ячейки”, “Лабиринт” и т.д.)
  • игровой комплекс “Домик”
  •  “кресло-лепесток”
  • ·мягкие игровые наборы: “Маленький гимнаст”, “Арка”, “Камушки”, “Полоса препятствий”, “Городок”, “Бассейн”, “Уголок”.
  • развивающее оборудование для подвижных игр: колесо-трансформер, лестница-мостик, лабиринты для опорно-двигательного аппарата.
  • развивающее обучающее оборудование: стол-мозаика, мольберты, ширмы (“За кулисами”, “Кукольный театр”, “Цветные фишки” и пр.)

Темная сенсорная комната

Её характеризует наличие световых элементов, которых обычно нет в светлых комнатах. Главной задачей темной сенсорной комнаты является расслабление, стабилизация псхиоэмоционального состояния. Она является одним из важнейших средств для коррекции и реабилитации.

Занятия в сенсорной комнате – важнейшая часть реабилитационного курса при лечении таких проблем, как задержки речевого и психомоторного развития, адаптационные расстройства, неврозы, гиперактивные состояния.

Стимуляторы, размещенные в темной сенсорной комнате, воздействуют на органы слуха, осязания, обоняния. Мягкий приглушенный свет, тихая расслабляющая музыка, нейтральная цветовая гамма оборудования, – призваны для создания ощущения гармонии, покоя и умиротворенности.

Оборудование, рекомендованное для темной сенсорной комнаты:

  • воздушно пузырьковые трубки
  • сухие бассейны с подсветкой
  • фиброоптические изделия (фиброоптические занавесь, душ, потолок “Звездное небо”, фиброоптическое волокно)
  • светозвуковые панели (“Вращающееся колесо”, “Фонтан”, “Бесконечность”, “Музыкальные классики”)
  • мягкие формы (“Пуфик круглый”, Пуфик”, “Остров”, “Ромашка”)
  • интерактивные системы (“Оми Виста”, “Лайт Бим”, “Интерактивная песочница – умный стол”)

Сенсорная комната игр/приключений

Такой тип предназначен для развития моторики, ознакомления с различными формами, поверхностями, текстурами, изучения окружающей среды.

Сенсорная комната для взрослых

Комнаты психологической разгрузки также используются для релаксации и реабилитации взрослых людей.

Впервые сенсорные комнаты для взрослых стали использовать в Европе в учреждениях, сотрудники которых подвержены наиболее высокому уровню стресса (военнослужащие, пожарные, пилоты гражданской авиации, полицейские и пр.)

И в России в настоящий момент комнаты релаксации и психологической разгрузки пользуются большим спросом.

Помимо вышеперечисленных учреждений, их также устанавливают на крупных промышленных производствах. 


идей сенсорной комнаты для детей с аутизмом: PediaPlex:

идей сенсорной комнаты для детей с аутизмом: PediaPlex:

Что такое сенсорная комната?

Сенсорная комната или комната сенсорной интеграции предназначена для обеспечения спокойствия, сосредоточенности и комфорта людей с проблемами сенсорной обработки, к которым часто относятся люди с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Дети в спектре аутизма могут быть сверхчувствительными к резкому освещению, резким запахам и громкой музыке. Хотя сенсорные проблемы могут различаться, есть общие аспекты, которые применимы к большинству детей.

Некоторые сенсорные комнаты могут быть простыми и практичными, в то время как другие могут быть более продуманными и высокотехнологичными. Наблюдение за сенсорной комнатой или пространствами в PediaPlex может помочь вам придумать идеи сенсорной комнаты и узнать, как построить сенсорную комнату дома.

 

Что должно быть в сенсорной комнате?

Вот некоторые предметы и продукты, которые вы можете включить в свое собственное сенсорное пространство. Эти предложения основаны на потребностях детей с нарушением сенсорной обработки.

 

Утяжеленные одеяла

Утяжеленные одеяла — это более тяжелые одеяла, предназначенные для обеспечения глубокого давления, которое помогает детям чувствовать себя обнимаемыми и успокаивающими. Известно, что эти одеяла помогают детям с РАС лучше спать. Утяжеленные одеяла имеют разный вес для разных возрастных групп.

 

Тактильные подушки

Тактильные подушки имеют более четкое ощущение и текстуру, чем обычные подушки. Если вашему ребенку приятны текстуры, ему могут понравиться тактильные подушки как часть его сенсорной спальни.

 

Подсветка настроения

Небольшое исследование показало, что дети с аутизмом испытывают проблемы с чувствительностью к свету в своих классах и из-за этого им трудно сосредоточиться на своих задачах. В ходе исследования они выражали физический дискомфорт и беспокойство от освещения в комнате.

Дома обычное освещение, такое как флуоресцентные лампы и яркие лампы, может не помочь ребенку с аутизмом чувствовать себя спокойно и готовиться ко сну. Родители обнаружили, что сенсорные лампы и сенсорные лампы, такие как пузырьковые и лавовые лампы, могут творить чудеса, помогая их ребенку уснуть и отдохнуть.

 

Аккуратные и доступные контейнеры для хранения

Дети с аутизмом могут испытывать сенсорную перегрузку даже с игрушками и гаджетами. Упорядоченные, помеченные и легкодоступные контейнеры для хранения помогут ребенку освободить свое пространство и не загромождать его вещами. Контейнеры для хранения идеально подходят для того, чтобы дети могли открывать и закрывать содержимое, не позволяя им отвлекаться, когда они должны заниматься чем-то другим.

 

Успокаивающие звуки/музыка

Некоторые дети с расстройствами аутистического спектра любят слушать повторяющиеся звуки, в то время как другие предпочитают тихую музыку. Что бы ни нравилось вашему ребенку, есть десятки сенсорных устройств для создания ощущения спокойствия и умиротворения в спальне.

Для воспроизведения звуков и музыки подойдет обычный проигрыватель компакт-дисков. Однако есть машины с белым шумом, если это больше подходит вашему ребенку. Если ваш ребенок не хочет слышать громкие звуки, доносящиеся извне, могут помочь наушники с шумоподавлением.

 

Игрушки для сенсорной комнаты

Детям с аутизмом нужно время, чтобы успокоиться и поиграть после напряженного дня. Хотя установление режима отхода ко сну может помочь, иногда все, что им нужно, это последний раз «поиграть» перед сном.

В отличие от других игрушек, которые могут быть у вашего ребенка, сенсорные игрушки предназначены для снятия напряжения у детей и повышения концентрации внимания и осознания. Утяжеленное мягкое животное отлично подходит для того, чтобы положить ребенка на колени во время чтения сказки на ночь, в то время как расслабляющая игрушка-непоседа, такая как Tactile Tangle Relax, предназначена для быстрой и тихой активности рук.

 

Сенсорные стены

Сенсорная спальня не будет полноценной без настенных украшений, которые помогают создать успокаивающую сенсорную комнату. Вы можете использовать различные материалы для создания картинок или коллажей и попросить ребенка помочь в этом процессе. Несмотря на то, что в Интернете можно найти множество коммерчески доступных настенных декораций, вы можете сделать своими руками и получить сенсорные идеи для стен с таких досок, как наша, на Pinterest. Цель сенсорной стены – создать комфорт и спокойствие для вашего ребенка.

В наши дни нет недостатка в информации и ресурсах для создания успокаивающих сенсорных комнат. Присоединяйтесь к группе Facebook, поговорите с другими родителями или зайдите на Pinterest, и вы получите много полезной информации. Важно, чтобы вы знали, что предпочитает ваш ребенок и какую пользу он/она получит от сенсорно-дружественной комнаты.

 

Первоначально опубликовано на: https://www.autismparentingmagazine.com/best-sensory-room-ideas/

У моего ребенка проблемы с едой: можете ли вы помочь?

Еда обычно является приятной частью дня ребенка. Тем не менее, у некоторых детей часто возникают трудности с кормлением, которые могут отрицательно сказаться на их росте и развитии. Оценка кормления может дать столь необходимые ответы.

Понимание различных типов аутизма

У каждого ребенка есть уникальные навыки и разные задачи. Раннее вмешательство предоставляет детям с аутизмом наилучшую возможность освоить новые навыки и изменить поведение, чтобы процветать и реализовать свой потенциал.

Важность раннего вмешательства, если ваш ребенок заикается

Повторение слов или частей слов обычно является первым признаком заикания у детей. Ранняя логопедия является проверенным и ценным вмешательством для восстановления беглой речи, если ребенок начинает заикаться.

Почему раннее вмешательство важно при аутизме

Диагноз аутизм может быть надежно поставлен у детей в возрасте 18 месяцев. Раннее вмешательство может изменить то, как развивается мозг, и помочь вашему ребенку добиться больших успехов в развитии.

Может ли прикладной анализ поведения (ABA) быть правильным для вашего ребенка?

Дети с расстройствами аутистического спектра обладают уникальными способностями и проблемами. ABA — это терапия, основанная на доказательствах, которая предоставляет семьям ресурсы, необходимые для наилучшей поддержки своих детей.

Сенсорная комната 101 | Edutopia

Сенсорная комната — терапевтическое пространство с разнообразным оборудованием, которое предоставляет учащимся с особыми потребностями индивидуальный сенсорный ввод — помогает этим детям успокоиться и сосредоточиться, чтобы они могли лучше подготовиться к обучению и взаимодействию с другими. В апреле Edutopia опубликовала историю государственных школ Мериден в Коннектикуте, в том числе видео о сенсорной комнате округа в начальной школе Ганновера, которая предоставляет услуги поддержки учащимся с широким спектром особых потребностей.

видео

Каковы преимущества сенсорной комнаты?

Улучшение услуг: учащихся государственных школ Мериден с особыми потребностями ранее направлялись за пределы округа для получения услуг. По словам Патрисии Салливан-Ковальски, директора по работе с учащимися в Меридене, это привело к тому, что учащиеся почувствовали себя менее связанными со своим сообществом. Создав собственную сенсорную комнату, администраторы получили возможность удерживать учащихся в своем сообществе и предоставлять им безопасное место в среде с наименьшими ограничениями.

© Edutopia

Учащийся начальной школы Ганновера использует магнитные буквы для развития мелкой моторики.

Улучшение успеваемости учащихся: Салливан-Ковальский говорит, что сенсорная комната в Ганновере оказала положительное влияние на учащихся, которые «могут лучше следовать указаниям и уделять больше времени выполнению задания», — говорит она. «При этом мы видим снижение негативного поведения. Студенты очень мотивированы. Они хотят пойти в сенсорную комнату».

Экономия средств: Установка сенсорной комнаты стоит меньше, чем отправка студентов за услугами поддержки. Чтобы заплатить за сенсорную комнату в Ганновере, Марк Бениньи, окружной суперинтендант Мериден, перераспределил средства службы поддержки, покрывая комнату и ее оборудование, персонал и профессиональное развитие.

Как используется сенсорная комната? Каким студенческим целям он соответствует?

Сенсорная комната в Ганновере была разработана в первую очередь для учащихся, страдающих аутизмом, но со временем она была расширена, чтобы поддерживать всех учащихся, в том числе детей с нарушениями зрения, языковыми проблемами, нарушениями обучаемости, эмоциональными расстройствами, всех воспитанников детского сада и всех учащихся, нуждающихся в безопасном , тихая комната, чтобы успокоить свое тело. «Мы часто обнаруживаем, что методы, разработанные для удовлетворения потребностей самых сложных учеников в школе, эффективны для всех детей», — говорит Питер Путиатин, координатор по выбору школ Edutopia, который исследует успешные школьные методы.

© Edutopia

Учащиеся Ганноверской начальной школы начинают занятия в сенсорной комнате, подпрыгивая в такт метроному, чтобы сосредоточиться.

При создании сенсорной комнаты преподаватели Meriden сосредоточились на включении проприоцепции, осознания того, где ваше тело находится в пространстве, и вестибулярной системы, чувства равновесия. Учащиеся с проблемами проприоцепции кажутся неуклюжими — например, они не могут встать в очередь, не оказавшись прямо над следующим учеником. Педагоги дают этим ученикам много так называемой тяжелой работы, такой как подпрыгивания и прыжки, чтобы помочь развить это чувство. У учащихся с вестибулярными нарушениями возникают проблемы с равновесием, поэтому они используют качание платформы, которое помогает улучшить это чувство. Когда учащиеся работают над своей проприоцептивной и вестибулярной системами, это помогает им осознать, как двигается их тело и как они могут контролировать свои движения.

Сенсорная комната может использоваться для решения нескольких задач в зависимости от потребностей каждого ученика. В комнате Ганновера на видео выше есть множество станций, которые были разработаны в первую очередь для того, чтобы помочь учащимся с проприоцептивными и вестибулярными проблемами лучше научиться саморегуляции. Комната имеет площадь около 1200 квадратных футов — раньше в ней был детский сад.

Работая с трудотерапевтом и физиотерапевтом, учащиеся с особыми потребностями посещают сенсорную комнату по полчаса в день. Преподаватели Meriden адаптируют следующую программу для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся:

  • Прыгающий мяч: Учащиеся всегда начинают с того, что прыгают на мяче в такт метроному. Очень важно обеспечить последовательность, а начало (и завершение) каждого занятия на прыгающем мяче облегчает переход и обеспечивает предсказуемость. Затем учащиеся либо чередуют станции, либо делают свой собственный выбор.
  • Вращение по кругу или выбранные действия: После бала учащийся может выполнить заданное вращение, посетив несколько станций в течение трех-пяти минут. Это обеспечивает большой сенсорный ввод и знакомит учащихся с различными областями комнаты. Или учащийся может выбрать желаемое занятие и оставаться там в течение заданного времени. Очень важно, чтобы у студентов было достаточно времени на выбранной станции, чтобы почувствовать желаемый эффект.
  • Йога: Эрготерапевты и физиотерапевты разместили изображения поз йоги на стенах сенсорной комнаты в Ганновере и при необходимости готовы помочь.
  • Прыгающий мяч: В конце каждого занятия ученики подпрыгивают на мяче.

Кто спроектировал комнату?

Руководитель отдела трудотерапии государственной школы Мериден Кэтлин Фриц Румыния и ведущий физиотерапевт Хизер Макдоннелл разработали дизайн комнаты. Они работали с другими, в том числе с ведущим поведенческим аналитиком округа, речевым и языковым патологом и учителем специального образования, чтобы убедиться, что программа поддерживает конкретные цели, касающиеся поведения, общения и академических навыков.

Что нужно для начала работы с сенсорной комнатой?

Команда Meriden согласна с тем, что вам не нужно тратить много денег, чтобы начать. «Если вы расстелите ковер, покрасите стены в успокаивающий цвет и наденете на свет светлую ткань, ваши ученики сразу почувствуют перемену, когда войдут в комнату», — говорит Макдоннелл, физиотерапевт.

Вы также можете использовать недорогое оборудование: терапевтические мячи, боевые канаты и доски для скутеров очень недороги и имеют множество применений у студентов. Вы также можете сделать свои собственные сенсорные контейнеры — подойдут пластиковые контейнеры для мытья посуды, наполненные рисом и сушеными бобами.

Какое оборудование есть в сенсорной комнате?

В сенсорной комнате начальной школы Ганновера есть оборудование, предназначенное для предоставления учащимся различных сенсорных данных. Например:

  1. Прыгающие мячи: Когда учащиеся входят в сенсорную комнату, они идут прямо в зону прыжков для открытия круга — упражнение, в котором они прыгают на мячах в такт метроному. Это обеспечивает полное участие тела, но может легко привести к чрезмерной стимуляции некоторых учащихся, поэтому за этим занятием следует внимательно следить. Сотрудники также используют мячи, чтобы «раздавить» студентов, прижимая их к спине, когда они лежат на полу, что обеспечивает глубокое давление. Педагоги Meriden рекомендуют Bosu (половина мяча), лечебные мячи и кувшинки. Мячи предназначены только для терапевтического использования, а не для игр.
  2. Белая доска: После прыжков учащиеся идут к станции с белой доской, где они могут использовать магнитные буквы или делать ленивые восьмерки с маркерами для развития мелкой моторики. Эта станция также является зоной выбора, где студенты решают, какие станции они хотят посетить. Выбрав станцию, они остаются там на три-пять минут, а затем либо перемещаются по комнате, либо возвращаются к доске, чтобы сделать другой выбор.
  3. Световая стена, боксерская груша и боевые канаты: 9 шт.0004 Легкая стена позволяет выполнять тяжелую работу, что дает учащимся безопасную проприоцептивную информацию, необходимую им для успокоения тела и большей ориентации в пространстве. Учащиеся могут использовать тяжелые красные шары, чтобы поразить свет. Есть много игр, в том числе Simon и Connect Four. В Ганновере студенты используют световую стену индивидуально или парами. Боксерская груша и толстые боевые канаты также дают возможность выполнять тяжелую работу.
  4. Зеркальная стена: Эта станция позволяет учащимся использовать визуальную обратную связь во время игры. Вы можете создать его, прикрепив к стене небьющиеся зеркальные плитки. Студенты могут писать или рисовать на зеркале небольшой ложкой крема для бритья, что дает возможность успокаивающего тактильного воздействия.
  5. Стенка Lego: Стенка Lego — отличное упражнение для развития мелкой моторики для учащихся, которое делается путем привинчивания баз Lego к стене, чтобы учащиеся строили из стены, а не из пола или стола. Студенты любят лего, и, по словам Салливана-Ковальски, директора по работе с учениками Меридена, «эрготерапевты тоже их любят». Сборка вещей — отличный способ организовать ребенка и обеспечить успокаивающее занятие.
  6. Пузырьковая трубка: Сенсорная пузырьковая трубка — стеклянная трубка, которая освещается изнутри и имеет пузырьки, создающие меняющиеся световые узоры, — расположена в тихом месте и создает расслабляющую атмосферу благодаря успокаивающим визуальным эффектам и звукам. Учащиеся могут принести в эту зону книгу или какое-нибудь тихое занятие, лечь в кресло-мешок и просто расслабиться, собираясь и готовясь вернуться в класс.
  7. Носки для тела: Используемые в тихой зоне, носки для тела представляют собой полноразмерные костюмы, которые обеспечивают учащимся глубокое воздействие на суставы, успокаивающее большинство детей. При использовании носков учащиеся могут видеть, но не снаружи. Это отлично подходит для тех студентов, которым требуется тихое время, которые предпочитают находиться в небольших помещениях и нуждаются в минимальной практической поддержке. Салливан-Ковальски отмечает, что «студентов следует спрашивать, не хотят ли они, чтобы их запирали в носке, и их пожелания нужно уважать».
  8. Тактильный центр: В Ганновере педагоги расставили пластиковые корзины и контейнеры с фасолью, рисом и песком. Учащиеся работают самостоятельно или используют карточки с заданиями для создания последовательностей и шаблонов, используя только один материал за раз, чтобы предотвратить смешивание. Ощущение от материалов в этом разделе очень успокаивающее и терапевтическое, и это занятие не требует особого внимания со стороны учащихся, в то же время обеспечивая большой сенсорный ввод через руки.
  9. Гребцы : Пока учащиеся работают веслами на гребном тренажере, они получают безопасную тяжелую работу, которая улучшает их концентрацию и ориентацию, а также помогает им успокоиться. Если весла слишком тяжелые, сотрудники разрешают учащимся толкать и тянуть весла ногами. Ведущий физиотерапевт Меридена Хизер МакДоннелл предупреждает, что преподаватели должны позаботиться о том, чтобы гребные тренажеры использовались надлежащим образом, чтобы учащиеся получали желаемый эффект и чтобы предотвратить повреждение тренажеров.
  10. Качели на платформе: Качели обеспечивают соответствующий вестибулярный сигнал, необходимый для успокоения и ориентации ученика. В Ганновере учащиеся могут сидеть или лежать на животе на качелях, но не стоя. Только один ребенок может использовать его одновременно. Некоторые учащиеся могут подумать, что это развлечение, поэтому важно соблюдать правила: «Если у вашего учащегося не выявлены потребности, требующие особого протокола, рекомендуется использовать качели на улице», — говорит Салливан-Ковальский.

Когда учащиеся используют сенсорную комнату?

В Ганновере есть пять классов по восемь или девять учеников с аутизмом. Каждый из этих классов приходит в сенсорную комнату на полчаса в день. Специалисты также могут запланировать время с физиотерапевтами и/или эрготерапевтами на один час в неделю. Физиотерапевт и эрготерапевт сотрудничают с каждым специалистом, чтобы предоставить программы, музыку и планы уроков.

Помогает ли сенсорная комната детям, пережившим травму?

Всего в Меридене есть три сенсорные комнаты, каждая из которых предназначена для удовлетворения различных потребностей учащихся. При работе с учащимися, пережившими травму, важно получить информацию от команды, обычно включающей школьного психолога или социального работника, обученного оказанию помощи при травмах, относительно того, что уместно, а что нет.

Кто управляет сенсорной комнатой?

Обученные сотрудники заботятся о каждой из трех сенсорных комнат. Этих сотрудников обучают руководитель отдела трудотерапии государственных школ Мериден Кэтлин Фриц Румыния и ведущий физиотерапевт Хизер Макдоннелл.

Передовой опыт и рекомендации, которых следует избегать

Убедитесь, что ваша команда по эксплуатации находится на борту. «Они смогли помочь нам со строительством на начальном этапе и дали нам информацию о том, что мы можем и что не можем перемещать», — говорит Румыния. «Это сделало логистику реального физического пространства более гладкой».

©flaghouse.com

Качели на платформе, подобные этой, обеспечивают учащимся вестибулярный сигнал, который помогает им улучшить чувство равновесия.

Разработайте программу и протокол того, как персонал должен использовать и обслуживать комнату, и убедитесь, что ваш персонал обучен. «Каждый должен понимать назначение комнаты, для чего нужен каждый предмет в ней и как его убрать после использования. Студенты также должны следовать распорядку, чтобы они не приходили и не вели себя так, как будто они в Диснейленде, тряслись вокруг, а затем оставляли его в полном опустошении», — говорит Румыния.

Подкрепляйте правильное поведение. Вам следует тесно сотрудничать со школьной командой и специалистом по поведению, особенно с учащимися, работающими над планом поведения, чтобы убедиться, что дети получают правильное сообщение от своего пребывания в сенсорной комнате. Салливан-Ковальски, директор по персоналу учеников, предостерегает, что детей не следует отправлять в сенсорную комнату за отыгрыванием, «потому что вы только что закрепили: «Разыгрывайте в своем классе, вы выйдете и сделаете это».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *