Основные сведения
Основные сведения
Информация о дате создания образовательной организации
Образовательная организация создана на основании решения исполнительного комитета Курчатовского городского совета народных депутатов Курской области №66 от 19 апреля 1988 г. «Об открытии в г.Курчатове восьмилетней школы №6 с 1 августа 1988 г.». На основании решения исполнительного комитета Курчатовского городского совета народных депутатов Курской области №148 от 25 июля 1989 г. «О реорганизации восьмилетней школы в среднюю школу №6 города Курчатова» образовательная организация реорганизована в среднюю школу с 15 августа 1989 г. На основании постановления Главы города Курчатова от 28 марта 2011 г. №480 «О правовом положении муниципальных учреждений города Курчатова» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
Информация об учредителе, учредителях образовательной организации
Учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова и собственником её имущества является муниципальное образование «Город Курчатов» в лице исполнительно-распорядительного органа – администрации города Курчатова. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «Город Курчатов» исполняет Комитет образования города Курчатова.
Руководитель |
Председатель Комитета образования города Курчатова- Сахарова Марина Владимировна |
Местонахождение |
307251, Российская Федерация, Курская область, город Курчатов, проспект Коммунистический, д. 33 |
Контактный телефон |
8 (47131) 4-92-58, 2-40-54 |
Факс |
8 (47131) 4-92-58 |
Адрес электронной почты |
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript |
График (режим) работы |
Понедельник-пятница с 8:00 до 17:00; Обеденный перерыв с 13:00 до 14:00 Выходные дни – суббота, воскресенье |
Информация о месте нахождения образовательной организации и её филиалов (при наличии)
Юридический адрес: 307250, Российская Федерация, Курская область, город Курчатов, ул.
Фактический адрес: 307250, Российская Федерация, Курская область, город Курчатов, ул. Набережная, д.9а
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова не имеет филиалов.
Информация о режиме и графике работы
Режим работы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова работает в одну смену. Вторая смена отсутствует.
Учебные занятия начинаются в 8.00.
Для обучающихся 1-7 классов установлена пятидневная учебная неделя, для обучающихся 8-11 классов – шестидневная учебная неделя.
График работы
Понедельник – пятница с 8.00 до 20.00
Суббота с 8.00 до 14.00
Воскресенье – выходной день
Информация о контактных телефонах
Канцелярия 8 (47131) 4-06-02
Директор 8 (47131) 4-13-90
Факс 8 (47131) 4-06-02
Информация об адресах электронной почты
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Решение учредителя о создании учреждения
Устав
Документы о государственной регистрации
Решение учредителя о назначении руководителя
Ассоциация по содействию в развитии и совершенствовании образования
Ассоциация по содействию в развитии и совершенствовании образования МБОУ “СОШ №6” информирует о продолжении своей деятельности в 2019 году.
Устав Ассоциации по содействию в развитии и совершенствования образования в школе
Лист записи ЕГРЮЛ
Протокол №1 учредительного собрания
Выписка из реестра лицензий по состоянию на 13 февраля 2023 г
Документы
РАЗДЕЛ 1. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
ПОЛОЖЕНИЕ о нормативном локальном акте МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
Положение о школьном сайте МБОУ “СОШ №6” г. Курчатова
Коллективный договор
Должностные инструкции работников ОО:
-Должностная инструкция директора
-Должностная инструкция заместителя директора по УВР
-Должностная инструкция заместителя директора по ВР
-Должностная инструкция заместителя директора поАХЧ
-Должностная инструкция заместителя директора по безопасности
Должностная инструкция учителя
Должностная инструкция учителя начальных классов
-Должностная инструкция воспитателя
-Должностная инструкция логопеда
-Должностная инструкция психолога
Должностная инструкция педагога дополнительного образования
Должностная инструкция педагога-организатора
Должностная инструкция педагога-библиотекаря
Должностная инструкция социального педагога
Должностная инструкция педагога-организатора
Должностная инструкция тьютора
ПОЛОЖЕНИЕ о режиме занятий обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
Положение о порядке приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
Положение о порядке ведения личных дел обучающихся МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №6” г. Курчатова
Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
Правила внутреннего распорядка обучающихся МБОУ «СОШ №6
Правила внутреннего трудового распорядка работников ОО
Положение о защите персональных данных работников ОО
ПОЛОЖЕНИЕ о защите персональных данных обучающихся, родителей обучающихся
Штатное расписание
ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по охране труда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по трудовым спорам МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
Положение об организации пропускного режима в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта
ПОЛОЖЕНИЕ о платных образовательных услугах в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о комисии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
ПОЛОЖЕНИЕ об организации питания
Предписание об устранении нарушений
ПОЛОЖЕНИЕ о языках образования (обучения) и об изучении «Родного (русского) языка», «Литературного чтения на родном (русском) языке» и «Родной (русской) литературы»
Положение о проведении социально-психологического тестирования среди обучающихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа №6” г. Курчатова
Результаты специальной оценки условий труда (сводная ведомость результатов спец. оценки )
Положение о порядке рассмотрения обращений граждан МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №6” г. Курчатова
РАЗДЕЛ 2. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Локальные акты, регламентирующие организацию образовательной деятельности
ПОЛОЖЕНИЕ о календарно-тематическом планировании МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о государственной итоговой аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о журнале группы продлённого дня МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатов
ПОЛОЖЕНИЕ о формах обучения и формах получения образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о группе продлённого дня в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о получении НОО,ООО, СОО в форме семейного образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.
ПОЛОЖЕНИЕ об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке взаимодействия с родителями при осуществлении ими семейного образования
ПОЛОЖЕНИЕ о формировании части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.
КурчатоваПОЛОЖЕНИЕ о языке образования в МБОУ «СОШ №6» г. Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ об условном переводе обучающихся, в следующий класс МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о постановке обучающихся и их семей на внутришкольный учет в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о классах компенсирующего обучения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке обучения по индивидуальному учебному плану и организации ускоренного обучения в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчато
Положение об оказании логопидеческой помощи в МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №6” г. Курчатова
Положение о тьюторском сопровождении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
2.2. Локальные акты, регламентирующие реализацию образовательных программ
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о делении обучающихся на группы при изучении отдельных предметов учебного плана в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о формировании профильных классов и организации профильного обучения на уровне получения среднего общего образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке освоения учебных предметов, курсов (модулей) за рамками основной программы, одновременного освоения нескольких основных программ в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
2.3. Локальные акты, регламентирующие организацию дополнительного образования и внеурочную деятельность
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о ведении журнала учета часов внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «СОШ №6» г. Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о программе дополнительного образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
ПОЛОЖЕНИЕ об организации дополнительного образования в МБОУ “СОШ №6”
Положение о программе воспитания советника директора по воспитательной работе школы
2.4. Локальные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных достижений обучающихся
ПОЛОЖЕНИЕ о работе с одарёнными обучающимися в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о ведении классного журнала в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ об основных требованиях к одежде бучающихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
Изменения (приказ) в положении локальноного акта о требованиях к школьной одежде обучающихся
ПОЛОЖЕНИЕ о мерах поощрения и взыскания обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающихся
2. 5. Локальные акты, регламентирующие открытость и доступность информации о деятельности ОО
ПОЛОЖЕНИЕ об электронном дневнике и электронном классном журнале МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
Регламент доступа в сеть Интернет обучающихся, учителей и сотрудников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
Регламент работы с электронной почтой в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о Центре дистанционного обучения Базовой школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
РАЗДЕЛ 3. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ С РАБОТНИКАМИ И ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПОЛОЖЕНИЕ о правах, обязанностях и ответственности иных работников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6г.Курчатова Курской области
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова, обучающимися и (или) родителями (законными представителями) обучающихся
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года
ПОЛОЖЕНИЕ об организации методической работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о «Школе молодого учителя» в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ об учебном кабинете в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о методическом объединении в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о методическом совете МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о внутреннем школьном контроле качества образования в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ об оплате труда работников МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о порядке пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
РАЗДЕЛ 4. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ МБОУ “СОШ №6”
ПОЛОЖЕНИЕ о педагогическом совете МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о совете родителей (законных представителей) обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ о совете обучающихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
ПОЛОЖЕНИЕ об общем собрании работников школы
ПОЛОЖЕНИЕ о совете школы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Курчатова
Ассоциации по содействию в развитии и совершенствовании образования в «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Курчатова
<span style=”color: #ff0000; font-family: ‘ar
Курчатов Игорь | Encyclopedia.com
Родился 8 января 1903 г.
Симский завод,
Южный Урал, Россия
Умер в феврале 1960 г.
г. Саров (или Арзамас-16),
Россия, Советский Союз
физик-ядерщик и разработчик советской атомной бомбы
Выдающийся физик-ядерщик Игорь Курчатов возглавлял разработку атомной бомбы в Советском Союзе. Успешная разработка Курчатовым бомбы сыграла важную роль в политике холодной войны. Холодная война была ожесточенным политическим и экономическим соперничеством между Соединенными Штатами и Советским Союзом, продолжавшимся с 19С 45 по 1991 год. Когда Соединенные Штаты с помощью самолетов-шпионов обнаружили, что Советский Союз взорвал свою первую атомную бомбу, они почувствовали необходимость ускорить свою собственную программу создания ядерного оружия. Как и его американский коллега Дж. Роберт Оппенгеймер (1904–1967; см. статью), Курчатов в последние годы жизни подчеркивал, что атомная энергия должна использоваться только в мирных целях.
Молодость
Игорь Курчатов родился 8 января 1903 года в семье Василия и Марии Курчатовых на Южном Урале в России. У него была старшая сестра Антонина и младший брат Борис. Василий был лесником, когда родился Игорь, но вскоре стал очень уважаемым землемером. Мария была учительницей. Супруги поселились в Симском фабричном местечке, где Василий за свою работу получил государственные награды и был причислен к дворянам. Этот статус позволил троим его детям посещать школу.
Когда Курчатову было девять лет, его семья переехала в Симферополь в Крыму, на берегу Черного моря. В юности Курчатов был очарован красотой и родного Урала, и гор и моря Крыма. Он с отличием окончил Симферопольские народные училища и только через три года, в 1923 году, окончил Таврический (впоследствии Крымский) университет. В университете он изучал математику и физику. По окончании учебы Курчатов ненадолго уехал в Петроград изучать кораблестроение, ибо когда-то мечтал о морской карьере. Там он написал свою первую научную работу; предметом была радиоактивность, обнаруженная в снегу. Затем Курчатов устроился на работу в Павловскую обсерваторию и опубликовал свою статью.
Карьера начинается в Ленинграде
В 1925 году известный физик Абрам Иоффе (1880–1960) пригласил Курчатова в свой институт в Ленинграде. Институт был главным советским центром ядерной физики, и Курчатов быстро завоевал репутацию блестящего молодого ученого. Там он вновь познакомился с Мариной Синельниковой, с которой познакомился еще в Симферополе. Они поженились 3 февраля 1927 года.
К 1932 году Курчатов и несколько других советских ученых решили посвятить себя изучению ядерной физики. Это была новая увлекательная область, но не ожидалось, что она принесет какое-либо практическое применение в течение десятилетий. Ленинградская группа Курчатова построила циклотрон для изучения ядра атома. (Циклотрон — это ускоритель частиц или ускоритель атомов, в котором маленькие частицы заставляют двигаться очень быстро, а затем сталкиваются с атомами, в результате чего атомы распадаются на части. ) Ученые охотно следили за опубликованными исследованиями по ядерной физике из Кавендишской лаборатории в Англия, часть Кембриджского университета и долгое время место сбора лучших физиков мира. Они также следили за работами американского физика итальянского происхождения Энрико Ферми (19 лет).01–1954) и его команда в Римском университете в Италии. В 1938 году немецким ученым удалось расщепить ядро элемента урана. Эта реакция, называемая ядерным делением, высвободила огромное количество энергии и стала первым шагом в разработке атомной бомбы.
Вторая мировая война (1939–1945 гг.) началась в Европе в 1939 году. Когда немцы вторглись в Советский Союз в 1941 году, Курчатов и его советская исследовательская группа прекратили свою работу. Курчатов был направлен в Крым для защиты советского Черноморского флота от мин, установленных немцами. В течение следующих нескольких лет Курчатов и другие советские ученые проницательно заметили, что ранее обильные публикации ядерных исследований в научных журналах прекратились. Вскоре они предположили, что это молчание может означать только одно: другие физики-ядерщики должны тайно работать над бомбой.
На самом деле Соединенные Штаты собрали группу лучших физиков мира, включая американских, английских и канадских физиков, а также немецких физиков, бежавших от нацистского режима. В 1943 году эти ученые собрались в пустыне Нью-Мексико в недавно созданном месте, известном как Лос-Аламос. Они были там, чтобы работать над сверхсекретным Манхэттенским проектом, кодовым названием американской программы разработки атомной бомбы. Лидеры США опасались, что Германия возьмет мир в заложники, если разработает первую атомную бомбу. Чтобы предотвратить это, правительство США попросило ученых из Лос-Аламоса создать атомную бомбу раньше, чем немцы. В то время никто не осознавал, что мировая война остановила немецкие исследования бомб.
Все исследования в Лос-Аламосе проводились под завесой секретности. Тем не менее, советский лидер Иосиф Сталин (1879–1953; см. статью) вскоре получил сообщения о Манхэттенском проекте от советских шпионов. В конце 1943 года Сталин назначил Курчатова руководителем собственной секретной разработки Советского Союза по созданию атомной бомбы. Через полтора года, 16 июля 1945 года, США успешно испытали атомную бомбу. 6 и 9 августа Соединенные Штаты сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Япония, чтобы окончательно положить конец Второй мировой войне.
Сталин приказал Курчатову ускорить разработку советской атомной бомбы. Он ясно заявил о срочности проекта и потребовал, чтобы Курчатов разработал советскую атомную бомбу к 1948 году. Советы опасались, что, если американцы останутся единственными, у кого есть атомная бомба, они продвинут интересы США дальше в другие страны — даже в Советский Союз. — и в конце концов завладеть миром. Хотя Курчатов был руководителем научной группы, Сталин назначил Лаврентия Берию (189 г.9–1953), лидера страшной советской тайной полиции, КГБ, для организации и управления советским проектом бомбы. Берия также оказал давление на Курчатова, чтобы он быстро разработал и построил атомную бомбу. Имея жестокого Сталина в качестве своего окончательного начальника, Курчатов уже находился под значительным давлением; Берия намекнул ему, что провал проекта бомбы может означать смертный приговор.
Курчатов взялся за дело с большим энтузиазмом, отчасти из-за страха, но и из чувства патриотического долга перед Советским Союзом, опустошенным немецкими нападениями во Второй мировой войне. И Курчатов, и Берия обладали исключительными организаторскими способностями. Пока Курчатов планировал проектирование и изготовление бомбы, Берия мобилизовал тысячи рабочих. Большинство рабочих были заключенными из обширной системы советских трудовых лагерей, известных как ГУЛАГ. Они будут добывать уран (один из видов сырья, необходимого для производства атомной бомбы), строить ядерный реактор и строить объекты для производства бомб.
Весной 1946 года в маленьком городке Саров, примерно в 250 милях (402 км) к востоку от Москвы, была разработана сверхсекретная лаборатория атомного оружия, в которой должна была быть создана первая советская плутониевая бомба. Вместе лаборатория и новое сообщество, которое она породила, получили название Арзамас-16. Благодаря чувству юмора Курчатова «Арзамас-16» вскоре получил прозвище «Лос-Арзамас» — каламбур от Лос-Аламоса, американской лаборатории атомной бомбы. Первоначальное название города, Саров, исчезло с карты, и советские ученые приступили к своей работе в условиях полной секретности. Им хорошо платили, и Сталин не ограничивал бюджет проекта.
Курчатов и его команда получили информацию о Манхэттенском проекте США. Такие шпионы, как Клаус Фукс (1911–1988), Дэвид Грингласс (1922–) и Теодор Холл (1925–1999), все из которых работали в Лос-Аламосе, в период с 1943 по 1945 год передавали подробные планы в КГБ Берии. Фукс, физик , был беженцем из Германии, который также оказался коммунистом. Сначала он работал над бомбой в Англии, затем попал в команду Лос-Аламоса. 19 июля США испытали атомную бомбу плутониевого типа.45; всего за несколько недель до этого Фукс отправил в Советы подробные описания бомбы. Берия передал Курчатову секреты США. Историки сходятся во мнении, что эта информация помогла ускорить успешную разработку советской атомной бомбы на один-два года. Тем не менее Курчатову еще предстояло перепроверить всю информацию и воссоздать бомбу советскими умами и руками.
К ноябрю 1946 года Курчатов строил полномасштабный плутониевый реактор, а 25 декабря он и его коллеги-ученые произвели цепную ядерную реакцию, первый шаг к созданию атомной бомбы. Это также была первая цепная ядерная реакция, произведенная в Европе или Азии. Два с половиной года спустя, после более интенсивной работы и ряда технических проволочек, Курчатов и его команда были готовы испытать плутониевую атомную бомбу. Они собрались при свете раннего утра 29 августа.1949 год, Семипалатинский полигон у реки Иртыш на северо-востоке Казахстана. Пробный тест получил название «Первая молния». Берия присутствовал на испытании; он очень скептически относился к тому, что это будет успех. Курчатов и его команда знали, что провал может означать, что их расстреляют. Но команда справилась. Ровно в 7 утра 100-футовая (30,5-метровая) башня, в которой находилась бомба, взорвалась устрашающим огненным шаром. Зрители взорвались облегчением и торжеством.
Несколько дней спустя B-29 ВВС СШАво время метеорологической миссии над северной частью Тихого океана обнаружил очень высокий уровень радиоактивности в атмосфере. Из этой информации американские ученые поняли, что Советы взорвали плутониевую атомную бомбу. Президент США Гарри С. Трумэн (1884–1972; служил в 1945–1953; см. статью) сообщил новости потрясенной Америке 23 сентября 1949 года. Соединенные Штаты думали, что они лидируют в гонке вооружений холодной войны; теперь стало ясно, что Советы догнали.
Курчатов, мужчина
Курчатов был человеком с широким кругозором и заразительным энтузиазмом. С начала 1940-х годов он носил длинную косматую бороду. Он и его жена Марина были преданной парой, которые счастливо прожили вместе тридцать три года. Последние четырнадцать лет жизни Курчатова они жили в построенном для них двухэтажном доме в сосновом лесу недалеко от главной лаборатории Арзамаса-16. Чтобы попасть в лабораторию из своего дома, Курчатов пошел зигзагообразной тропой через лес. Его дом назывался «Хижина лесника». В нем было восемь просторных комнат, в том числе большая библиотека с более чем тридцати с половиной тысячами книг, вторая библиотека-бильярдная, личный кабинет Курчатова и оранжерея, где Марина выращивала экзотические растения многих видов.
Многие картины, свидетельствующие о тонком понимании искусства, украшали стены Хижины Лесника. Одними из любимых были акварели Крыма в разные времена года. (Курчатовы оба выросли в Крыму и отдыхали там, как только могли. Там Игорь любил подниматься на вершину горы Ай-Никола, встречать восход солнца и слушать пение птиц.) Курчатовы любили развлекаться. в своем доме, пригласив к себе в гости научную группу Игоря, а также других друзей и гостей. Среди их многочисленных друзей были ученые со всего мира. В 1947-го, в канун Нового года, Курчатовы открыли свой дом для всего персонала лаборатории Игоря, чтобы провести ночь смеха и танцев. Даже в обычные дни из дома Курчатовых часто доносилась музыка. Марина играла на фортепиано, а Игорь на балалайке (треугольный восточноевропейский струнный инструмент) и мандолине. У Курчатовых была большая коллекция записей многих исполнителей, включая Рахманинова, Чайковского, Бетховена, Брамса и Моцарта.
Курчатов любил сады вокруг своего дома. Он часто встречался со своей командой ученых за столом на открытом воздухе в окружении кустов жасмина и сирени. Там они работали над задачами, а Курчатов давал им рабочие инструкции на следующий месяц. Всего через несколько часов после того, как они возвращались к работе, он шел через лес в лабораторию, чтобы посмотреть, чего они добились.
Курчатов обладал огромной энергией, его мыслительный процесс был исключительно четким, организованным и сосредоточенным на поставленной задаче. Он учил студентов и коллег не обращать внимания на беспорядок и не относящиеся к делу детали и сразу переходить к главному. Как отмечается на сайте Российского исследовательского центра Курчатовского института, бывший коллега вспоминает его слова: «Всегда делай главное и в жизни, и в работе. всю вашу жизнь, потребляют всю вашу энергию и мешают вам добраться до корней». Всегда добрый и отзывчивый, Курчатов любил устанавливать прочные связи со студентами и коллегами-учеными. Они, в свою очередь, проявили к нему большую лояльность. Курчатов оставался человечным и естественным, обладал прекрасным чувством юмора. Он также был очень патриотичен и предан своей советской родине.
После 1949 года
После успеха в разработке советской атомной бомбы Курчатов приобрел большой статус и уважение в Советском Союзе. Но, понимая огромную разрушительную силу бомбы, Курчатов постоянно подчеркивал, что атомная энергия должна использоваться в мирных целях, на благо человека.
Однако гонка ядерных вооружений между СССР и США только ускорилась. Ученые обеих стран начали работу над термоядерной бомбой, также известной как водородная бомба или водородная бомба, которая была гораздо более мощной, чем атомная бомба (атомная бомба). США испытали свою первую водородную бомбу 1 ноября 19 г. 52; Советы испытали свою водородную бомбу 12 августа 1953 года. Советы снова сравняли счет с Соединенными Штатами, и Курчатов признал, что Андрей Сахаров (1921–1989; см. статью), главный советский конструктор водородной бомбы, оказал огромную помощь России. Тем не менее подавляющая мощь ядерных бомб заставила Курчатова усомниться в продолжающемся наращивании ядерных вооружений. В 1956 году он отказался от руководства ядерными испытаниями.
Тем временем Сталин умер 19 марта.53 и Никита Хрущев (1894–1971; см. статью) поднялся на высшую руководящую должность в Советском Союзе. В феврале 1956 года Хрущев пригласил Курчатова выступить перед Двадцатым съездом партии, который также известен тем, что Хрущев произнес свою знаменитую речь «Преступления Сталина», в которой он осудил поведение своего предшественника. На встрече Курчатов настоятельно призвал ученых всего мира к совместной работе над использованием ядерной энергии в гражданских целях. Он специально упомянул американских ученых, но сказал, что Соединенные Штаты должны принять предложение Советов о запрещении всего ядерного оружия.
В апреле 1956 года Курчатов отправился с Хрущевым в Великобританию. Хрущев был настолько уверен, что Курчатов не станет разглашать секреты или пытаться дезертировать, что позволил Курчатову самому отправиться в британские лаборатории и встретиться с британскими физиками. Как отмечалось на веб-сайте The American Experience: Race for the Superbomb , Хрущев прокомментировал: «Само собой разумеется, что такой замечательный человек, такой великий ученый и такой преданный патриот заслуживают нашего полного доверия и уважения».
В Великобритании Курчатов выступил перед аудиторией международных ученых в ядерном центре Харуэлл. Впервые в истории мир услышал описание советских ядерных исследований. Курчатов призвал к международному сотрудничеству, попросив все страны рассекретить свои ядерные проекты, укрепить доверие и понимание друг друга и использовать ядерную энергию на службе мира. За его преданность делу мира Всемирный совет мира наградил его медалью Жолио-Кюри в 1919 г. 59, награда, которой Курчатов очень гордился.
Проблемы со здоровьем скоро оборвут жизнь Курчатова. В 1958 году Курчатову удалили нарост возле ключицы. Он умер в феврале 1960 года.
Для получения дополнительной информации
Книги
Глинн, Патрик. Закрытие ящика Пандоры: гонки вооружений, контроль над вооружениями и история холодной войны. Нью-Йорк: Basic Books, 1992.
Херкен, Грегг. Оружие-победитель: атомная бомба и холодная война, 1945–1919 гг.50. Нью-Йорк: Кнопф, 1980.
Исаакс, Джереми и Тейлор Даунинг. Холодная война: иллюстрированная история, 1945–1991 гг. Boston: Little, Brown, 1998.
Моррис, Чарльз Р. Железные судьбы, упущенные возможности: гонка вооружений между США и СССР, 1945–1987. Нью-Йорк: Harper and Row, 1988.
Веб-сайты
Общественное вещание штата Орегон. «Гражданин Курчатов: сталинский бомбостроитель». Cold War I. http://www.opb.org/lmd/coldwar/citizenk (по состоянию на 9 сентября, 2003).
Служба общественного вещания. «Гонка за супербомбой». Американский опыт. http://www.pbs.org/wgbh/amex/bomb/peopleevents/pandeAMEX59.html (по состоянию на 9 сентября 2003 г.).
Российский научный центр Курчатовский институт. http://www.kiae.ru/index.html (дата обращения: 9 сентября 2003 г.).
Российский научный центр “Курчатовский институт”
Российский научный центр “Курчатовский институт” основан Игорем Курчатовым 19 декабря43 в Арзамасе-16, в нескольких сотнях миль к востоку от Москвы. Первоначально называвшийся Лабораторией № 2 АН СССР, исследовательский центр претерпел несколько изменений названия во время холодной войны: в 1949 году он назывался Лабораторией измерительных приборов АН СССР; в 1956 г. он стал Институтом атомной энергии; а в 1960 г. он был переименован в Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова. Свое нынешнее название центр получил в 1991 году.
Первоначально, в начале 1940-х годов, около ста ученых работали в лаборатории над сверхсекретным проектом советской атомной бомбы. В январе 2002 г. в Курчатовском институте активно занимались научными исследованиями около 5300 сотрудников. Международные научные встречи регулярно проводятся на
институт. Дом Игоря Курчатова в Арзамасе-16, известный как «Хижина лесника», сохранился как музей в садах института.
16 Отдельные проблемы исправления в Российском исследовательском центре — Курчатовский институт — Рой Э. Гефарт
Ниже приведен неисправленный машиночитаемый текст этой главы, предназначенный для предоставления нашим собственным поисковым системам и внешним системам очень богатой информации о главах. репрезентативный доступный для поиска текст каждой книги. Поскольку это НЕИСПРАВЛЕННЫЙ материал, рассмотрите следующий текст как полезный, но недостаточный заменитель для авторитетных страниц книги.
16 Избранные проблемы исправления на Российском Научный центр – Курчатовский институт Рой Э. Гефарт, экологические молекулярные науки Лаборатория Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории Российский научный центр — Курчатовский институт (РНЦ — КИ) — головной Институт в бывшем Советском Союзе, посвященный военной и гражданской ядерной программы. Основанный в 1943 году на окраине Москвы, этот участок площадью 100 га почти неосвоенная элитная недвижимость теперь окружена густонаселенными городскими и деловые кварталы. Часть государственного жилья примыкает к внешнему периметру участка. Сегодня растет озабоченность по поводу общественной безопасности и экологической безопасности площадка в результате все более устаревших ядерных установок и наследия неадекватные методы обращения с отходами, которые привели к выбросам загрязняющих веществ и сложные проблемы восстановления. Кроме того, растет беспокойство по поводу наличие ядерных объектов в городских районах, создающих потенциальные цели для теракты. Во время нашего визита в RRC-KI официальные лица рассказали, что полезный срок службы для всех местные реакторы почти завершены, и институт работает над выводом из эксплуатации остановке этих реакторов и удалении всего отработавшего топлива к 2015 г. Эти усилия будут согласован с работами по достройке очередного объекта и проведению экологических восстановительные мероприятия. График уборки зависит от финансирования. На основе встреч с сотрудниками RRC-KI и чтения информации о история и ликвидация загрязнения на объекте, следующие комментарии предлагаются. Инвентаризация ядерных материалов и отходов на площадке. Генеральный план ре- 110
ВЫБРАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ 111 посредничество RRC-KI должно содержать перечень ядерных материалов и отходы, остающиеся на месте. Это позволяет лицам, принимающим решения, понять потенциал радиологические и химические риски, а также изменения профилей рисков и мощностей доз в результате восстановительных работ. Письменные записи, интервью с бывшими рабочими. исследования, экстраполяции и новые целевые исследования мест формируют основу для этих запасы. Составление такой инвентаризации затруднено из-за неполного а иногда и противоречивые данные. С подобным столкнулось Министерство энергетики США. проблемы при производстве ядерных материалов, производстве оружия и испытании сайты. Этот перечень может включать, например, информацию о количественных оценках ущерба. состарившиеся по сравнению с неповрежденными экспериментальными отработавшими твэлами, захороненными отходами, почвой и загрязнение подземных вод, опасности наземных объектов и бесхозные радиоактивные источников или разбросанных загрязненных мест. Такие знания помогают лицам, принимающим решения. в построении фактических аргументов в пользу финансирования программ реабилитации участков. Согласно Постановление Правительства Москвы № 641-ПП «Об ускоренной ликвидации» создание радиационно-опасных объектов РНЦ-КИ, цель реабилитации деятельность заключается в «ликвидации всех потенциально опасных источников радиации, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а также превратить РРЦ-КИ в безопасный и безопасного центра ядерных исследований в черте города Москвы» (Волков и др., 2003). Поддержание актуальной инвентаризации материалов и отходов имеет важное значение для достижения этого разрешения. Подземные водопроводы и дренажные системы. Расторгуев и др. (2005) говорил о подъеме уровня грунтовых вод в среднем на 3 м плюс изменения грунтовых вод направления потока и пик стронция-90 деятельности в неглубоком водоносном горизонте под RRC-KI происходил в период с конца 1980-х по начало 1990-х годов. Отчет продолжил, заявив, что эти изменения, вероятно, были связаны с «утечкой из городскую канализацию, пересекающую полигон захоронения РАО», что привело к частичному затопление некоторых мест захоронения отходов и вымывание загрязнений. Волков и др. (2003) писали, что канализационная система института «подверглась ремонтов не было» с момента строительства обследования выявили разрывы трубопроводов, и городская канализационная система, по-видимому, пересекающая участок, является потенциальным «источником неблагоприятное воздействие на окружающую среду», которое может вызвать сильное затопление площадки. Эти вызывают серьезную озабоченность в связи с усилиями по минимизации миграции загрязняющих веществ под землей с сайта RRC-KI. Следует уделить внимание проверке структурной целостности ключевой воды. и сточные трубопроводы, оставление и заливка сомнительной целостности или те из «несуществующих ветвей» (Волков и др., 2003), и установка новых линий по мере необходимый. Следует также уделить внимание РРЦ-КИ, устанавливающему собственные дренажная система для перехвата, контроля и очистки (при необходимости) стока воды, особенно особенно во время проливных ливней, когда возможно повторное взмучивание поверхности загрязнение максимальное. Это устранило бы одну из основных неопределенностей в моделирование гидрологических условий на площадке и оценка внешней радиации дозы за счет уменьшения основного источника распространения загрязняющих веществ, а также потенциального
112 ОЧИСТКА МЕСТ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ РАДИОАКТИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ изменение режима и расхода подземных вод. Эти рекомендации требуют применение стандартных инженерных практик, общих для муниципалитетов и отрасли. Контаминационные барьеры. Волков и др. (2009) сообщили, что использование цеолитов и апатиты в проницаемых подповерхностных барьерах для поглощения стронция-90 или смеси- серной и фосфорной кислот для выщелачивания цезия-137 из-под земли отложений было слишком дорого и экспериментально для применения на РНЦ КИ подземные хранилища отходов. Тем не менее, продолжение изучения таких инновационные технологии или использование наземных барьеров для контроля воды инфильтрация (и, следовательно, миграция радионуклидов) поощряется. Следует уделить внимание изучению целесообразности наземные барьеры, такие как те, что установлены на площадке в Хэнфорде в США штат Вашингтон. Построен в 1994, Хэнфордский барьер покрывает 2 га и построен из нескольких слоев естественных отложений и искусственных материалов. а также для контроля проникновения влаги, растений и животных при минимизации эрозии и просачивание влаги даже при экстремальных штормовых явлениях. Такие барьеры почти без обслуживания в течение сотен лет, а также будет контролировать приостановку загрязненная пыль. Кроме того, был использован проницаемый подземный реактивный испытательный барьер длиной 90 м. связывание апатита для подавления миграции стронция-90– загрязненный сток подземных вод в близлежащую реку Колумбия также устанавливается на Сайт Хэнфорд. Такая технология может быть применима для контроля распространения плюм стронция-90 под РРК-КИ. Раскопки хранилищ отходов. В период с 2003 по 2006 год 3 400 м3 извлечено ТРО из 10 старых подземных бетонных могильников в RRC-KI. Для доступ, удаление и переупаковка отходов для утилизации на месте или отправки за пределы предприятия Объединенный эколого-технологический научно-исследовательский центр радиоакадемии по обезвреживанию отходов и охране окружающей среды (МосНПО «Радон»). Радиационно-защищенные зоны были построены для роботизированного извлечения отходов на промежуточных этапах. были обнаружены высокорадиоактивные материалы. Исследования, описанные в Volkov et al. (2009 г.) предположил, что быстрое удаление этих репозиториев обойдется дороже эффективнее, чем возведение инженерных барьеров, и ускорит удаление подземных источников загрязнения. Рекомендуемый подход к исправлению казались разумными, хотя вызывают озабоченность некоторые наблюдения относительно безопасность работника. Для сравнения я буду использовать несколько аналогичный, хотя и неурбанизированный экс-центр. достаточна для РНЦ — удаление могильника РАО КИ — Ускоренное извлечение Проект в карьере 4 Национальной инженерно-экологической лаборатории Айдахо. (INEEL) в штате Айдахо. При очистке карьера 4 было сооружено палаточное сооружение. ограждение, охватывающее всю территорию захоронения низкоактивных и трансурановых отходов. Этот полностью закрыто все землеройное оборудование и рабочие. Брызги воды иногда были используется для пылеподавления в теплое время года на площадке РНЦ-КИ. В противном случае,
ВЫБРАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ 113 большая часть восстановительных работ проводилась на открытом воздухе. Все рабочие карьера 4 en- Закрытие носило полностью защитную, заклеенную лентой одежду и маски с фильтром на все лицо. На фотографиях вывоза отходов РРЦ-КИ часто были видны рабочие без каски или защитные маски и ношение свободной уличной одежды. Пока посещение РНЦ-КИ 8 июня 2007 г. и наблюдение за вывозом твердых низкоактивных отходов Используя тяжелое оборудование, рабочие на площадке поднимали трубы и другие тяжелые предметы. выбрасывает наверху и взбалтывает пыль. Тем не менее, основные средства безопасности появились отсутствуют — нет защитных шлемов, масок частиц и минимальное пылеподавление с использованием периодическое распыление воды. Близлежащие жилые дома (возможно, в 100 м) остались незащищенными и, возможно, не осведомлены о мероприятиях по очистке. Волков и др. (2009 г.) писал, что обнаружение фрагментов высокоактивных отходов в удаление твердых отходов осуществлялось с помощью камер с гамма-счетчиком и отображение сигнала на мониторе оператора. Возникают вопросы о возможности для острого облучения рабочего между моментом обнаружения фрагмента и использованием защитное экранирование кровли и робототехника для дальнейшей обработки материалов. Основанный на доступной информации, также существуют опасения по поводу эффективности отбора проб воздуха. для альфа- и бета-содержащих аэрозолей, взвешенных вокруг рекультивационных объектов, когда фильтры для отбора проб доставляются в лабораторию для спектрометрического и радиохимического анализы до того, как будет выявлено потенциальное облучение работников, а также необходимо реализовать меры по усилению борьбы с пылью. Сбор и очистка сточных вод, образующихся при мойке грузовиков удаление твердых отходов и мусора с поверхности земляных работ перед выездом на дороги общего пользования приветствуются. Моделирование подземных вод и мониторинг окружающей среды. Существующая дрологические модели не основаны на «очень строгих характеристиках, специфичных для конкретного места» и, поэтому считалось полезным для «первого приближения» и вывода о потоке и транспортные оценки (Новиков и др., 2005; Новиков, 2007). Недостающая информация получен расчетно-аналитическими методами. Есть потребность в большем специфическая для объекта информация о таких параметрах, как гидравлическая проводимость отложений, сток воды, гидравлический напор, влажность почвы, инфильтрация воды и физико- химические характеристики захороненных отходов и подземных загрязняющих веществ для обоснования датировать вычислительные модели, уменьшить неопределенность моделирования и более надежно использовать результаты моделирования для предсказания текущего и будущего поведения гидросистемы. Зная гидравлические свойства и распределение сильно переработанного, неоднородного сланца. низкие смеси почвы и мусора (например, от прошлых сносов зданий, отложений раскопки, засыпка оврагов), выброшенные за эти годы, имеет решающее значение, поскольку они могли доминировать в инфильтрации воды на загрязненных территориях. Новиков (2007) отмечает проницаемость этих отложений «не изучалась». альтернативные, хотя и одинаково достоверные, потоковые и транспортные модели? Следует рассмотреть возможность установки почвенных лизиметров для количественного определения инфильтрация воды и малообъемная (для минимизации забора воды) гидравлическая испытания, проводимые для измерения проницаемости наносов. Распределение гидравлического напора Карты также могут быть полезны для моделирования потенциалов бокового и вертикального потока.
114 ОЧИСТКА МЕСТ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ РАДИОАКТИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Расторгуев и др. (2005) заявили, что наблюдения за уровнем воды в скважинах прекращено, за исключением внутренних скважин, пробуренных с 2002-2003 гг. На основании инфор- Об этом сообщается в Novikov (2007), Rastorguev et al. (2005) и Волков и соавт. (2003), для отбора проб воды используется от 17 до 30 скважин. Настоящий номер был неясен. Пробы воды взяты из разных подповерхностных горизонтов? определить латеральную и вертикальную степень загрязнения подземных вод и миграция сайта? Неизменная приверженность долгосрочному мониторингу окружающей среды на отдельных участках для установления базовых уровней радиационного облучения необходимо количественно экологические риски и получить выгоду от усилий по восстановлению участка. Автор предполагает, что периодический мониторинг подземных вод и окружающей среды отчеты о торах публикуются. К ним относятся, например, загрязнители. разводки, пункты дозиметрического контроля и отбора проб окружающей среды, а также средние и максимальные эквиваленты эффективной дозы для работников и населения от воздействие загрязняющих веществ RRC-KI. Было бы полезно сообщить о распространении экологических рисков, которые общественность получает от различных путей—воды, воздух, еда. Такая информация позволяет лицам, принимающим решения, сосредоточить усилия по очистке где будут иметь место наибольшие выгоды от снижения риска. Общественное участие. Новиков (2007) рассматривает проблему сокращения «общественного беспокойство» по поводу радиоактивных выбросов из RRC-KI. Эта озабоченность также была отмечена в презентации Волкова 5 июня 2007 г., а также в других беседах обсуждение хода реабилитации загрязненных территорий по всей России. Однако, было предоставлено несколько подробностей, описывающих взаимодействие с заинтересованными сторонами. Почти 30 лет опыта в США по внедрению федерального управления отходами и правила очистки в соответствии с Законом об охране и восстановлении ресурсов и Закон о всеобъемлющем воздействии на окружающую среду, компенсации и ответственности продемонстрировал сильную корреляцию между общественным принятием очистки отходов действий и снижение обеспокоенности населения степенью их вовлеченности в процесс ввода решений. Примеры успешных действий должностных лиц РКР-КИ по изучение включает (а) открытые обсуждения за круглым столом с заинтересованными сторонами, где предоставляются услуги и серьезно относятся к общественным проблемам; (б) публикация легко понятные брошюры и веб-источники информации, которые обобщают история сайта, результаты мониторинга и действия по очистке; (c) независимая общественность или экологический групповой мониторинг окружающей среды (например, вода, воздух, радиация уровни) вне границ РРК-КИ; (d) экскурсии по объектам для общественности и средств массовой информации; и (e) формирование консультативного комитета, представляющего общественность, бизнес, город правительства и других интересов. Управление институциональной памятью. Институциональная память об истории сайта, запасы отходов, и усилия по восстановлению легко теряются, поскольку загрязненные участки восстанавливаются, и работники уходят на пенсию или переходят на другую работу. Это может быть особенно верно поскольку нарастает давление с целью использовать землю института в целях городского развития. Это рекомендуется, чтобы RRC-KI создал постоянный, всеобъемлющий и архивный система управления данными и учета в доступной форме и формате чтобы убедиться, что будущие операторы или владельцы сайтов понимают, например, что
ВЫБРАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПРАВЛЕНИЯ 115 действия по очистке, почему были выбраны эти действия, мониторинг результаты, записи о здоровье и безопасности, а также о том, какие загрязняющие вещества остаются на объекте. Другое- В противном случае будущим поколениям будет сложно реконструировать сегодняшние решения по очистке и понять оставшиеся потенциальные экологические риски. Потеря институциональной памяти может быть быстрой. Например, в Соединенных Штаты, в течение 2 лет после свалки химических отходов на канале Лав в Нью-Йорке. Состояние было продано, на участке построены дома и школа, хотя передача в акте конкретно указаны потенциальные опасности для здоровья. Спустя годы публичное был объявлен из-за болезней, запахов и загрязнений, просачивающихся из земля. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Новиков В., изд. 2007. Ядерное наследие в урбанизированных районах: общие проблемы и Тематическое исследование (RR-07-001). Лаксенбург, Австрия: Международный институт прикладных систем Анализ. Новиков В.М., Лагутов В.В., Сазыкина Т.Г., Ю.В. Э. Горлинский, О. А. Никольский, В. И. Пав- ленко. 2005. Оценка влияния пунктов временного хранения радиоактивных отходов на территории РНЦ Курчатовский институт по населению и окружающей среде мент. Атомная энергия 99(2):588-595. Расторгуев А., К. Бухарин, В. Волков, Д. Цуриков, Ю. Зверков, И. Расторгуев, Е. Волкова. 2005.