Школа лузы рф электронный журнал: Во время обработки запроса произошла ошибка

Содержание

Проектирование и организация сетевого взаимодействия образовательных организаций по обеспечению качественного доступного образования детей с ОВЗ на базе опорной школы | Педагогический опыт

Проектирование и организация сетевого взаимодействия образовательных организаций по обеспечению качественного доступного образования детей с ОВЗ на базе опорной школы

Автор: Сорокина Наталья Николаевна

Организация: КОГОАУ СШ

Населенный пункт: Кировская область, г. Луза

Сетевое взаимодействие – наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе и образовательной. Она предполагает взаимоотношения участников, которые основаны на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, обеспечивает эффективность деятельности в достижении образовательных задач. В настоящее время в связи с активным внедрением информационно- коммуникационных технологий, возникают все новые виды образовательной деятельности, новые педагогические технологии и в сложившихся условиях необходимо модернизировать ранее разработанную систему сетевого взаимодействия со всеми субъектами образовательного кластера.

КОГОАУ СШ г.Лузы, опорная школа Лузского района, строит свою работу на основании Распоряжения министерства образования Кировской области от 29.08.2018г. № 5-312 «Об опорной школе в Кировской области и образовательном кластере в Кировской области». Заключены соглашения с образовательными организациями Лузского района: МОКУ СОШ № 2 г.Лузы, МОКУ СОШ пгт Лальск, МОКУ Фабричная ООШ пгт Лальск, МОКУ ООШ д.Папулово, КОГПОБУ «КМТ» г.Лузы, МКУ ДО ДЮСШ г.Лузы, МБОУ ДО ДШИ г.Лузы, МКУ ДО ДДТ г.Лузы. Модель работы опорной школы была создана с целью распространения опыта и оказания оперативной методической помощи и организации взаимодействия педагогов, проведения информационно-методической работы средствами информационно- методической, организационно-педагогической поддержки по приоритетным направлениям системы образования.

В опорной школе Лузского образовательного кластера, на протяжении многих лет накоплен опыт организации различных дистанционных мероприятий через сайт дистанционного обучения, который работает на платформе Moodle.

Неслучайно с 2020 года была выбрана новая тема региональной инновационной площадки: «Модель методической работы опорной школы как системообразующего элемента единого образовательного пространства муниципалитета», целью которой стало усовершенствование ранее разработанной системы эффективного сетевого взаимодействия со всеми субъектами образовательного кластера.

Основная идея: новые, практикоориентированные формы методической работы, смешанная модель (очно-дистанционно) и системная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров.

В период пандемии, который изменил систему образования, особенно остро встал вопрос о методической работе кластера. Решением стало- проведение ключевых мероприятий, наполнение страницы о каждом мероприятии в рамках работы РИП на электронном методическом ресурсе, размещение пост-релизов на информационно-образовательном портале.

Ежегодно в дистанционной форме проходят часть мероприятий опорной школы: районные и окружные семинары, конференции, сетевые презентационные площадки, методические дни, профессиональные конкурсы для педагогов по самым актуальным вопросам.

Это направление деятельности известно в области.

Из 640 обучающихся КОГОАУ СШ г.Лузы более 100 имеют статус дети с ОВЗ, из них 22 человека обучаются в обычных общеобразовательных классах, остальные – в специальных коррекционных классах для детей с умственной отсталостью. Эти дети приходят из разных образовательных организаций Лузского района. Именно поэтому одним из главных направлений опорной школы является проектирование и организация сетевого взаимодействия по обеспечению качественного образования детей с ОВЗ. Основанием для проектирования и организации сетевого взаимодействия в этом направлении послужил комплекс факторов, среди которых:

– государственная образовательная политика, нацеленная на обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ и раскрытая в нормативно-правовых документах;

– национальная и региональная образовательная политика, направленная на организацию условий непрерывного профессионального роста педагогов, в том числе в инклюзивных школах;

– актуальная образовательная парадигма личностно-развиваюшего образования и гуманистической педагогики;

– востребованность идей системной оценки личностных ресурсов и личностных результатов образования ребенка с ОВЗ и организации его комплексного сопровождения, нацеленного на анализ интегративного потенциала системы «человек с ОВЗ — жизненная среда», включающего находящиеся в динамическом соответствии персональные возможности человека с ОВЗ и ресурсы среды, что составляет основу системно-ресурсного и ресурсно-средового подходов.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. В данную группу входят дети- инвалиды от 0 до 18 лет. Дети с ОВЗ школьного возраста имеют разные нарушения развития. В результате мониторинга, проведенного в образовательных организациях сетевого взаимодействия, выявлено несколько нозологических групп детей: интеллектуальные нарушения, тяжелые множественные нарушения, задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

Различия в развитии детей с ОВЗ велики: от практически нормально развивающихся, испытывающие временные и легко устранимые трудности до детей с тяжелым поражением центральной нервной системы, от детей, которые способны при специальной поддержке обучаться вместе с обычными детьми до тех, кто обучаться может только в адаптированных условиях по индивидуальной программе. Необходимым условием эффективности инклюзивного образования являются учет особых образовательных потребностей детей различных нозологических групп, ориентирование на максимальное удовлетворение потребностей детей наряду с необходимостью реализации государственного стандарта.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в том числе определения формы обучения, решается исходя из потребностей и возможностей ребенка при непосредственном участии его родителей (законных представителей). При этом обязательно соблюдается гарантированные государством права детей с ОВЗ. При планировании работы по обеспечению качественного образования детей с ОВЗ мы поставили перед собой следующие задачи:

  • создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение, как общих, так и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
  • обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения, его социального опыта и ресурсов;
  • построение обучения: постановка задач, использование специальных методов, приемов и средств обучения для достижения поставленных задач;
  • интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития жизненных компетенций;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, оказание помощи ребенку, семье, педагогам;
  • координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ;
  • формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям в развитии и детям с ОВЗ;

В школе реализуются следующие программы: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированная основная образовательная программа для слабослышащих и позднооглохших детей, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для реализации адаптированных программ в школе разработаны необходимые локальные акты, регламентирующие инклюзивный процесс: «Положение о психолого-педагогическом консилиуме КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение об обучении на дому КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение о текущем контроле для обучающихся с ОВЗ КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение об организации внеурочной деятельности для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение об индивидуальном учебном плане КОГОАУ СШ г. Лузы», «Положение о структуре, порядке разработки, реализации и внесении изменений в АООП НОО обучающихся с ОВЗ КОГОАУ СШ г. Лузы».

КОГОАУ СШ г.Лузы создает необходимые материально-технические условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Разработан паспорт доступности здания образовательной организации, доступ в основное здание школы для лиц с ОВЗ оборудован пандусом. В 6 учебных кабинетах обучаются дети из специальных классов с интеллектуальными нарушениями. Оборудованы 2 кабинета для занятий практической деятельностью по предмету «Профильный труд» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Библиотека укомплектована общими и специализированными для детей с ОВЗ печатными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана. Имеется научно-методическая литература по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике, печатными образовательными ресурсами и ЭОР. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям обеспечен из каждого учебного кабинета, в локальной сети 92 ПК, в том числе в кабинетах, где обучаются дети из специальных (коррекционных) классов. В школе работают 2 кабинета информатики: стационарный (11 ПК) и мобильный (16 ноутбуков), кабинеты используются в общеобразовательных и специальных (коррекционных) классах. В основном здании расположена столовая, которая обеспечивает питание льготных категорий детей (более 200 человек) и 2-разовое питание обучающихся специальных (коррекционных) классов, а для детей, проживающих в интернате, организовано 5-разовое горячее питание.

Созданы условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе для лиц с ОВЗ. Имеется лицензированный медицинский кабинет, фельдшер, где могут получить необходимую помощь дети и общеобразовательных, и специальных (коррекционных) классов. Подвоз детей из отдаленных территорий осуществляется двумя школьными автобусами.

Успешной реализации проекта способствуют и кадровые условия. В 2021-2022 в школе работает 48 педагогов, включая административный персонал школы, состоящий из 3 человек. С детьми с ОВЗ непосредственно работают из них 36 человек. Для эффективной работы по обеспечению качественного образования детей с ОВЗ учителя и специалисты проходят обязательную курсовую подготовку. Средний возраст педагогов 48 лет: 98% женщин (45человек) и 6% мужчин (3 человека). Высшее профильное образование имеют 32 человека, среднее специальное – 13. Имеют высшую педагогическую категорию 8 человек, первую – 24. С детьми с ОВЗ в школе работают 35 человек. Награждены ведомственными наградами 8 человек, Почетной грамотой Министерства образования Кировской области – 32, нагрудным знаком «Педагогическая слава» – 4, победитель конкурсного отбора лучших учителей Кировской области – 2, победитель конкурсного отбора лучших учителей РФ – 1.

Процесс обучения детей в специальных коррекционных классах строится следующим образом: учреждение реализует адаптированные программы начального общего и основного общего образования; проводятся групповые занятии по расписанию класса, индивидуальные занятия и коррекционно-развивающие занятия с педагогом- психологом и учителем-логопедом. В школе обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода обучения. Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному администрацией школы, группы формируются по заявлению родителей и рекомендации ЦПМПК. В школе действует система поддержки детей с ОВЗ, в которую входят учитель-логопед, педагог-психолог, учитель начальных классов, курирующий работу школы 1 ступени, учитель начальных классов, курирующий работу коррекционных классов, социальный педагог, по необходимости фельдшер школы. Созданы структурные подразделения: психолого-педагогический консилиум, служба сопровождения детей с ОВЗ, рабочая группа по внедрению ФГОС с ОВЗ, районное методическое объединение учителей специального (коррекционного) и инклюзивного образования.

Формированию личности детей с особенностями развития способствует внеурочная деятельность, в организации которой помогают социальные партнеры: МКУ ДО «Детский дом творчества», МКУ ДО «Детско- юношеская спортивная школа», МКУ ДО «Детская школа искусств», МКУК «Лузская библиотечно- информационная система», филиал КМТ г.Лузы, общественная организация инвалидов г.Лузы, КОГБУЗ «Лузская ЦРБ», Лальский историко- краеведческий музей, Лузское отделение социального обслуживания населения, Введенский храм д.Озера. Дети с ОВЗ с большим желанием принимают участие в мероприятиях этих учреждений. Выпускники школы (дети с ОВЗ) продолжают обучение в филиале Кировского многопрофильного техникума г. Лузы.

Как педагоги, работающие в специальных коррекционных классах, так и обучающиеся принимают участие в различных школьных, районных, областных конкурсах. Так, в 2020-2021 учебном году в рамках работы опорной школы был проведен окружной конкурс методических разработок по организации внеурочной деятельности, в котором принимали участие 32 педагога (участники и члены жюри). Среди представленных работ заняли призовые места методические разработки для детей с ОВЗ. В январе 2022 года на окружном дистанционном конкурсе фотографий и видеороликов «Точка роста. Снимаю науку» так же представлены работы детей с ОВЗ. В декабре 2021 года на районном семинаре «Профориентация и сопровождение самоопределения обучающихся. Из опыта работы школы» представлен опыт работы педагогов района, в том числе по работе с детьми с ОВЗ. В феврале 2022 года организован районный семинар классных руководителей по теме «Подростковая и детская агрессия: причины, диагностика и коррекция», где педагоги школы поделились опытом работы ,в том числе и с детьми с ОВЗ.

Опорная школа является для муниципальных общеобразовательных организаций ресурсным центром, где сконцентрированы современные материально-технические ресурсы и высокопрофессиональные педагогические кадры, способные оказать методическое сопровождение и поддержку. Постоянно школам района оказывается консультативная и методическая помощь и по организации работы с детьми с ОВЗ. Ежегодно образовательная организациям кластера предоставляется возможность использования библиотечного фонда, использование спортивной инфраструктуры и помещений. Так для проведения спортивных кружков от ДЮСШ на базе КОГОАУ СШ г.Лузы предоставляются помещения спортивных залов, данные кружки посещают и дети с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Для проведения семинаров, заседаний РМО предоставляются кабинеты и компьютерное оборудование: ПК, проекторы, интерактивные доски, программное обеспечение.

В процессе реализации проекта есть свои плюсы и минусы. Положительные моменты- повышение профессиональной компетентности педагогов, возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, а также адаптацию и внедрение технологий, инструментов и методик, направленных на совершенствование образовательного процесса с детьми с ОВЗ. Изменение состава педагогических работников и сложность планирования мероприятий в постоянно меняющихся условиях- отрицательные моменты в реализации проекта.

Таким образом, в совместной деятельности с другими образовательными организациями мы даем возможность обучаться детям образовательного кластера с особыми образовательными возможностями получать образовательные услуги и психолого-педагогическую поддержку, помогаем педагогам организовать эффективную работу в классах инклюзии, создаем условия для успешной социализации детей с ОВЗ, формируем у всех детей ценность образования, толерантное отношение к людям, умение сопереживать и помогать тому, кто рядом, кто в этом нуждается.

 

Список использованных источников:

  1. Афанасьева Ю.В., Еремина А.А., Моргачева Е.В..Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения в интегративной среде детей с нарушениями интеллектуального. М.: РУДН, 2008.
  2. Бгажнокова И.М. Определение уровня развития ребенка с ОВЗ.- М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Концепция Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М.:Просвещение, 2014.

Опубликовано: 26.06.2022

“Зеленый сват” – так называли его в Лузе

“Зеленый сват” – так называли его в Лузе.


 В  краеведческом сборнике “По – совести, по-коммунистически”, изданном  Волго – Вятским книжным издательством есть очерк  о человеке, чьё имя носит Лузская районная  библиотека – Василии Афанасьевиче Меньшикове. Накануне  5 июня – Всемирного дня охраны окружающей среды библиотека переиздала очерк отдельной брошюрой и предлагает познакомиться с трудовой биографии этого замечательного человека, энтузиаста – озеленителя и защитника природы.

Очерк о Василии Афанасьевиче Меньшикове.

  Впервые мне довелось услышать о «зеленом свате» лет восемь назад… Однажды в Великом Устюге ранним солнечным утром шли мы с инженером Григорием Яковлевичем Фрейдиным вдоль студеной Сухоны-реки. Переливаясь, блестели ее неутомимые струи. Едва трепетали листья тополей и кленов, растущих по берегам. Воздух был удивительно свеж и чист.

  Затем мы вышли на Советский проспект. По проспекту тянулись густые аллеи, у домов были скверы, а неподалеку от Яикова – поселка сплавщиков – мы вошли в огромный сосновый парк, окаймленный широкой полосой березовых рощ.

  – Гордость устюжан, – Григорий Яковлевич вытянул руку навстречу шумящей на легком ветру зеленой громаде,

  – Рукотворный…

  И действительно, парк поражал именно «рукотворностью» и какой-то особой, не навязчивой опрятностью. Он был под стать городу с его строгой красотой, прямыми улицами, белыми зданиями.

  Григорий Яковлевич рассказал мне историю рождения парка. Когда-то были здесь два сада рядом: в одном были сосны, в другом березы. Устюжанам не понравилось это разделение и они соединили их в один городской парк культуры и отдыха. И получилось, будто сосновая роща надела белый наряд с черными узорами сарафан.

А помог всему этому бывший подпольщик большевик Васендин Александр Никанорович, сорок с лишним лет назад работавший здесь председателем губисполкома. . До сих пор помнят его устюжане. Александр Никанорович любил свой город и поддерживал все новое, что предлагали устюжане, чтобы он был лучше и краше. Это был энергичный, инициативный человек. И такие же люди подобрались вокруг него.

  К дедушке Васендину, как любовно звали в городе, так и льнула молодежь. Но особенно подружился с ним белобрысый, немалого роста, длиннорукий парень лет девятнадцати. Васендин любил сады, а длиннорукий приехал из Вельской лесной школы. Устроившись на работу в лесной отдел губернского земуправления, он сразу же … учинил скандал в исполкоме: «Город-красавец, а сада хорошего у вас нет. А что есть, так все запущено. Позор!».

  Досталось от лесного кондуктора, как тогда называли окончивших лесные школы, и Васендину, хотя тот ему в деды годился. Васендин с удовольствием выслушал молодого лесовода и назначил его руководителем работ по озеленению города.

  Потом не раз видели их вместе: председателя – старика с живыми, задорными глазами – и лесовода – долговязого и задиристого юношу. Видели в исполкоме у карты – схемы города, на субботниках по озеленению улиц. А ведь в это время полыхало пламя гражданской войны. Интервенты пробирались от Архангельска и Котласа к Великому Устюгу. Так вот, длиннорукий…

   – Почему все длиннорукий да длиннорукий? Имени, что ли у него не было?

   – Было, конечно. Но точно не помню: то ли Мишаков, то ли Меньшиков. Говорят, он жив – здоров и где-то заготовляет лес. Чуть ли не в Сибири. Кажется, в должности начальника треста или комбината.                           

  А золотые же у него были голова и руки! Он сам планировал, где сажать деревья, составлял эскизы садов и скверов и с группой энтузиастов осуществлял задуманное. Парк этот – его детище. В нем он, можно сказать, проложил каждую аллейку, каждую тропинку, каждую беседку поставил на свое место. На могиле героев гражданской войны посадили цветы, а около нее белокурые кудрявые березки – тоже по его инициативе.

  Да, пожалуй, и всей этой зеленой благодати – Фрейдин повел рукою вокруг – дал он путевку в жизнь. Приглашали его и в Вологду, и в другие места. Там он тоже занимался реконструкцией бывших купеческих и архиерейских садов, разбивал бульвары и скверы. Не один, конечно…

  – Так все же, Мишаков или Меньшиков?

  Фрейдин с сожалением пожал плечами.

  – Не помню. Узнать можно… Старожилов надо спросить.

  Но узнать точно фамилию длиннорукого садовода мне пришлось через много лет, и не берегах Сухоны, а в Кировской области, в Лузе, «столице вятских лесопильщиков».

  В Лузу я ездил по своим журналистским делам. Красив этот небольшой городок! Почти у каждого дома клумбы, кустарники, деревья самого неожиданного разнообразия.

  Очень гордятся жители городским парком. Два года тому назад лузяне, стар и мал – лесопильщики и сплавщики, рабочие и служащие, пенсионеры и школьники – привели в порядок большой сосновый бор, благоустроили его, построили эстраду, на широких аллеях и тенистых тропах поставили скамейки, в укромный местах – беседки. И назвали его Парком Мира.

  Долго ходил я по парку, дышал воздухом, наполненным запахом сосны, и радовался созданной человеком красоте. И все это время меня не покидало странное чувство, будто где-то я уже видел этот парк. Но где, когда?

  И вспомнил: да в Великом Устюге! Восемь лет назад! Там план парка примерно был тот же.

  Кто же проектировал этот парк в Лузе?

  – Меньшиков проектировал его, – сказал мне один из местных старожилов, любитель-садовод Арсений Кошкин. – Василий Афанасьевич в нашем городе живет. Депутат горсовета, сейчас пенсионер. «Зеленым сватом» зовут его лузяне. И неспроста.

  “Меньшиков? Любопытно!… Нужно с ним увидеться”, – подумал я.

  К сожалению, застать «зеленого свата» дома не удалось. Сказали, что он куда-то уехал и вряд ли скоро вернется. А любопытство мое возрастало.

  Через несколько дней оно было случайно удовлетворено: я вместе со знакомым партийным работником Михаилом Николаевичем Штанько ехал в Мураши. Нашим соседом в купе оказался высокий сутулый старик с упрямым твердым подбородком и длинными руками с узловатыми пальцами. Видно было, что человек потрудился на своем веку основательно. Старик тяжело дышал, часто облизывал полные синеватые губы.

  – Вы не знакомы? – сказал Штанько.- Василий Афанасьевич Меньшиков. А это …

  – Любишь ли ты, корреспондент, сады? – внезапно и несколько грубовато спросил Меньшиков. – Если любишь,садись ко мне поближе. Будем друзьями.

  Разговор завязался быстро. Вели его чистосердечно. Втроем бранили тех руководителей леспромхозов, которые гонятся за кубометрами и забывают о запросах и интересах людей. Решили сообща пропагандировать идею: каждый лесной рабочий поселок – цветущий сад!

  В пути обо всем не успели поговорить. Поэтому мы с Меньшиковым отказались от гостеприимства Штанько и до утра просидели в зале ожидания на станции Мураши. Он много рассказал мне о своей хлопотливой жизни. Я спросил его, почему он не побережет себя.

  – Мне шестьдесят три, – задумчиво ответил он – На многое уже не рассчитываю… Вот и хочу успеть…

  Когда работал в лесу, бывало ведь и так: рубили больше, чем вывозили. Поэтому я перед народом должник. А как лучше свой долг отдать? Думаю, что насадить сады, чтобы цвели они людям на радость. Помнишь, как Ленин мечтал о цветах, а садах, о красоте жизни. Ленинская мечта и в   новой Программе партии отразилась. Прочитал я Программу первый раз – даже совестно стало, много, ой как много погубил я красоты на своем лесорубском веку…

  Неприятны мне «раскаивающиеся грешники». Душу от них воротит. Но Меньшиков не был таким человеком. Он не каялся, бия себя в грудь, а искренне и честно, по велению сердца старался как-то восстановить тот ущерб, что нанес природе.

  – Василий Афанасьевич, – спросил я его как бы между прочим, – где вы начали свою лесную карьеру?

  – В Великом Устюге, – ответил он.- Помню, попросил меня председатель губисполкома Александр Никанорович…

  – Васендин!

  – Он самый. А откуда о нем знаешь?

  – Не только о Васендине – о многих друзьях ваших, товарищах. Ищут они вас до сих пор…

  – Плохо ищут, – улыбнулся Меньшиков. А потом откровенно.- Да и как найти-то, когда я, словно цыган, по белу свету скитался. Часто переводили с места на место, и все почему-то на трудные или новые предприятия.

 – И Василий Афанасьевич рассказал о своем житье – бытье. Очень запомнился мне тот рассказ, несмотря на длинную бессонную ночь. Приложилось к нему и то, что поведали о Меньшикове в Лузе. И какой же чудесный предстал передо мной человек!

  Сначала работал Меньшиков в Великой Устюге, Вологде и других местах тогдашнего Северного края, а затем приехал на станцию Пинюг. Там он много лет работал директором леспромхоза. Знаменитый, можно сказать, был директор. За отличный труд лесорубы Пинюга получали переходящие Красные знамена. В сезоне тридцать пятого – тридцать шестого годов они получили знамя даже от рабочих Эльзас – Лотарингии. Позднее Меньшикова перевели в Сибирь. А в конце пятидесятого года он приехал в Лузу и стал во главе треста «Комилузтраслес» (спустя несколько лет трест ликвидировали, а начальника его перевели в Лузскую сплавную контору).

  Через несколько дней после приезда в Лузу Василий Афанасьевич поспешил в гости к местным властям.

  – Да, здорово вы тут, братцы, живете! – резко сказал он председателю горсовета. – И не стыдно: на всю Лузу четыре тополя? А ведь Луза-то, дорогой товарищ, в сосняке строилась. Куда ты этот сосняк девал?

Председатель попытался было объяснить, что к исчезновению зелени в Лузе он не имеет никакого отношения. Но куда там!

  – Нет, имеешь! – наступал на него Меньшиков. Потому имеешь, что махнул на все рукой и не подумал о будущем города. Коммунизм строим. А строитель коммунизма должен не только отлично работать, но и жить красиво. Где же в Лузе эта красота, когда от прежней лесной благодати остался один песок да грязь? Луза – река и та пересохла.

   Пришлось согласиться с Меньшиковым: против правды что возразишь!

  Потом собрал Меньшиков всех своих работников и поговрил с ними по душам. «Буду ссориться с теми, – заявил, – у кого дома окажутся голыми – без цветов и деревьев вокруг». Не поленился он обойти всю Лузу и с глазу на глаз побеседовать со многими жителями. И всюду твердил одно и то же: «Наряжайте город в зеленый наряд. Что нужно, просите – помогу».

  Не бросал слов на ветер Василий Афанасьевич. Хоть немало он леса вырубил, заготовляя его на нужды страны, но о новых насаждениях, о садах, цветниках не забывал ни на минуту и многих сговорил за это дело взяться.

  С тех пор и прозвали его «зеленым сватом».

 С его легкой руки стала постепенно хорошеть Луза, одеваться в зеленый наряд. Но вот ушел Василий Афанасьевич на пенсию. Неужели захиреет доброе дело? Пожалуй, не до цветов будет больному человеку…

   А Меньшиков, получив пенсионную книжку, ни дня не отдыхал после самоотверженного многолетнего труда. Снова пришел к людям.

   – Что я без вас? Нуль. А вместе с вами… Не смотрите, что я тяжело дышу. Сил у меня еще хватит!

  И люди поняли его душевный порыв. Они с радостью предложили ему большую и почетную работу: Василий Афанасьевич стал заместителем председателя городского совета, причем заместителем необычным – на общественных началах.    Собственно, после того, как он взял в руки пенсионную книжку, вся деятельность Меньшикова стала проходить только на общественных началах.

  Он горячо взялся за дело. И снова – за зеленые насаждения. Обошел всю Лузу, побывал в каждом доме, записал, что кому нужно. Получился довольно объемистый список названий деревьев, кустарников, цветов, которые захотели иметь у себя лузяне. А потом, несмотря на нездоровье, поехал на Алтай, в Барнаул, к известному садоводу академику Михаилу Афанасьевичу Лисавенко и крепко там с ним подружился.

  Дружбу, к слову сказать, еще больше скрепила небольшая брошюра Меньшикова «Опыт по озеленению Лузы», которую автор подарил академику, Сам страстный пропагандист садоводства, Лисавенко очень любил людей пишущих, но знатоков того или иного дела: «Грешно под спудом хорошую идею держать. На свет ее надо!».

  Академик поддержал меньшиковскую идею – превратить Лузу и другие города Севера и лесные поселки в города и поселки – сады – и дал добрые советы и напутствия. А главное – помог получить восемнадцать тысяч саженцев и пять тысяч луковиц цветов из Горно-Алтайского и Ново-Алтайского питомников. И ассортиментом не поскупился: повез Меньшиков на север яблони чуть ли не двадцати сортов, крыжовник, вишню, смородину, облепиху, черноплодную рябину.

  Привез он все это богатство в Лузу – и с огорчением узнал, что кое-кто из лузян посчитал его поездку на Алтай путешествием «в свое удовольствие», с какими-то выгодами – корыстями для себя. Видели бы злопыхатели, как этот «корыстный» человек под проливным сибирским дождем, утопая в грязи, харкая кровью и глотая валидол, пробирался в питомник Чемал или форсировал на чем бог послал буйный Чарыш, чтобы договориться с работниками Белоглазовского питомника о Белом наливе или Боровинке.

  Опешил было Меньшиков, но быстро взял себя в руки. Злопыхателей оказалось раз-два и обчелся. А другие –  таких было очень много – проголосовали за идею Меньшикова тем, что буквально расхватили драгоценный груз до последней веточки, до последнего семечка.

Как – то сам собой образовался актив садоводов – любителей – предшественников общественного совета садоводов Лузы.

  Машинист паровоза Михаил Пензин с супругой, садовод сплавной конторы Кондрат Рон, пенсионер Николай Вольхин, бухгалтер лесобиржи Тамара Пономарева, заведующая детским садом Лидия Бутакова, пожарник Николай Цепилев, учителя Василий Савинский и Валентин Нечаев и еще многие стали рьяными пропагандистами озеленения Лузы.

  Горячо поддержал это дело и председатель городского Совета Василий Иванович Потокин. Пожалуй, не проходит теперь ни одной сессии горсовета, на которой он не говорил бы о преображении родной Лузы. В актив садоводов следует записать и редакцию местного радиовещания, и районную газету, которые чуть ли не в каждой передаче, в каждом номере призывали жителей к украшению города вятских лесопильщиков.

  И нужно еще отдать должное лузским школьникам, пионерам. Это они завязали оживленную переписку – дружбу с академиком Лисавенко, с садоводами – пионерами нескольких городов и рабочих поселков области и страны, создали посты по охране зеленых насаждений, взяли шефство над Парком Мира.

  Начало было положено. И хорошее начало. Лесопильщики Лузы поверили в то, что их город будет городом-садом. Привезенных саженцев, луковиц на всех не хватило. Появились недовольные. Особенно после того, как оделись многие дома лузян в зеленые наряды. Кому не любо жить в окружении деревьев, цветов!   Недовольные – к Меньшикову, к Потокину:

  – Что же это получается? Кругом цветы будут, того и глядя фрукты появятся, а нас обошли.

  – Так вы же сами не заказывали.

  – Мало ли что бывает…

  Пришлось Меньшикову снова собираться в дальний путь. Неонила Семеновна, супруга Василия Афанасьевича, поворчала было для порядка, но в дорогу мужа собрала.

  Вернулся из Барнаула Меньшиков, как и прежде, не с пустыми руками. Двадцать четыре тысячи саженцев из Ново-Алтайского, Горно-Алтайского, Белоглазовского, Чемальского питомников пришли следом за ним в Лузу. А библиотека Меньшикова пополнилась интересной книгой «Пермские садоводы». На титульном листе ее написано: «Дорогому Василию Афанасьевичу Меньшикову с пожеланиями написать такую же книжку об опыте садоводов Кировской области. М. Лисавенко».

  Много раз еще ездил Меньшиков в далекие алтайские края. Не однажды пришлось ему испытать сибирское бездорожье. Однако Василий Афанасьевич не пасовал перед трудностями – шагал туда куда надо, один на один со своим больным сердцем, которое поддерживавали мужество и самоотверженность этого настоящего человека.

  …Однажды, совершенно случайно – пусть простит меня – побывала в моих руках личная записная книжка–дневник Меньшикова. И, прежде всего, попалась на глаза такая запись:

  «В чем мое счастье? Жить и работать ради счастья других. Маркс говорил: «Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это – жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам». Запомнил на всю жизнь стихи юноши Маркса:

                       Не могу я жить в покое,

                       Если вся душа в огне,

                       Не могу я жить без боя

                       И без бури, в полусне.

  – В этом и мое счастье».

  Василий Афанасьевич старался преобразить не только родной город. Да и одна Луза это еще что, город из молодых – двадцатилетний. На него зеленой одежды не так много требуется. Но подали голоса Лальск, Опарино, Пинюг, Юрья и многие рабочие поселки вятских лесов. Все звали «зеленого свата» к себе. А вкусы, запросы всюду были разные: одним подавай яблоню, другие хотят вишню, третьи – сирень или же акацию. Меньшиков старался всем дать просимое. И люди горячо благодарили его.

  Правда, однажды было и так. Поехал Василий Афанасьевич на Алтай. Дали ему командировку на определенное количество дней. Но он пробыл дольше: опять помешал Чарыш. Он никак не хотел пропускать через свою ледяную кипень какого-то приезжего упрямца. А тут неожиданно дал знать о себе тяжелый недуг. Не управился в срок Меньшиков, и оправдательных документов на причину задержки у него не оказалось. Нарушение, конечно… И в организации, пославшей его в командировку, решили денег нарушителю не давать.

  – На нет, и суда нет, – махнул рукой Василий Афанасьевич. – Не для себя стараюсь – для людей. А они – поймут!

  – Вот ведь как иной раз в жизни бывает…

  Но вернемся к главному.

  Хорошее, отзывчивое сердце у «зеленого свата». Хозяин его дал жизнь в рабочих поселках десяткам тысяч деревьев и кустарников. А цветам – нет числа.

  Суть конечно, не только в самом озеленении. Меньшиков придает ему значение большого благородного дела. Сколько убедительных, зажигающих бесед провел он с людьми.

  – Садоводство – дело великое. Оно имеет глубокий коммунистический смысл. Послушайте, – и он доставал из кармана небольшую памятную книжечку. Послушайте, что писал   много лет назад молодой Энгельс:

                     Цветущим садом станет вся земля,

                     И все растенья страны переменят,

                     И пальма мира север приоденет,

                     Украсит роза мерзлые поля.

  Это стихи о коммунизме, преобразующем землю в цветущий сад!

  Пророческим оказались слова Энгельса! В нашей стране и пальма север приодела, и роза украсила мерзлые поля, и растения Алтая переместились в Кировскую область.

  Со стихами Энгельса, как с паролем, появлялся Меньшиков и в квартире лесоруба, и в конторе леспромхоза, и в партийных комитетах, и в обкоме профсоюза, и в облисполкоме. Бывал Василий Афанасьевич и в министерствах и государственных комитетах, когда требовалась от них срочная и необходимая помощь садоводству, в рабочих поселках вятских лесов.

  У меня хранятся   (знаю, они есть у многих других, к которым обращался Меньшиков) чудесные меньшиковские письма. Они, как правило, украшены рисунками – лесным пейзажем или цветами. Привычка доставлять людям радость сказалась и тут. Кроме рисунков, обязательны стихотворные эпиграфы по теме письма. И многие письма Василий Афанасьевич начинает стихотворной строфой молодого Энгельса.

 Энгельс подсказал, а встречи с людьми, беседы в партийных, профсоюзных, комсомольских организациях родили в сердце коммуниста Меньшикова идею, горячо поддержанную лузянами и жителями соседних поселков: превратить каждый город и лесной поселок в цветущий сад!

  В самой Лузе осуществляется теперь шестилетний план озеленения города. Ученики Лузской средней школы №1 решили к 1970 году, к столетию со дня рождения В.И. Ленина, превратить школьный двор в большой сад. Каждый ученик посадит деревья и около своего дома.

  Планы озеленения есть у каждого предприятия и организации.

  Вот какие дела породил меньшиковский почин!

 Много людей в тех местах, где жил и работал Меньшиков, добрым словом поминают его, присущие ему честность и прямоту, требовательность и чуткость. И скольким людям помог он в последние годы, работая в городском Совете…

  – Любит людей Василий  Афанасьевич.

  Живет у Меньшиковых одинокая женщина Пелагея Карповна, которая пришла в дом к этим добрым людям много лет назад. Карповна теперь для них родной человек. И мало кто из лузян знает, что она не состоит ни в каком родстве, ни с Василием Афанасьевичем, ни с его женой Неонилой Семеновной.

  Есть у Меньшиковых сын Юрий. Хорошего человека они из него вырастили. По стопам отца пошел Юрий Васильевич Меньшиков. Сейчас он работает мастером на Волжском деревообрабатывающем комбинате.

  … Восемь лет назад я дал себе слово, во что бы то ни стало найти того, кто создал в старинном русском городе Великой Устюге чудесный парк. И вот я разыскал его. Теперь он крепко, навсегда вошел в мою жизнь, как и в жизнь многих людей.

  Спасибо ему, что он такой!

А.Власихин, 1965г.

Факультетские исследования и лаборатории – Исследования и последипломное образование

Исследования по академическим единицам:

  • Искусства и науки
    • Антропология
    • Школа биологических наук
    • Школа молекулярной биологии
    • Креативные медиа и цифровая культура
    • Уголовное правосудие
    • Критическая культура, гендерные и расовые исследования
    • Английский
    • Школа экологии
    • Изобразительное искусство
    • Иностранные языки и культуры
    • История
    • Математика и статистика
    • Интегративная физиология и неврология/ветеринарная медицина
    • Психология
    • Связи с общественностью
    • Социология
  • Бизнес
  • Инженерия и информатика
  • Образование
  • Человеческое развитие
  • Библиотека
  • Сестринское дело

Искусства и науки

Антропология

  • Антропология
    Эдвард Х. Хаген, доктор философии; Николь Хесс, доктор философии; Барри Хьюлетт, доктор философии; Бонни Хьюлетт, доктор философии, RN; Стивен А. Вебер, доктор философии; Клэр Уилкинсон-Вебер, доктор философии.
  • Эволюция сотрудничества в малых группах
    Николь Хесс, доктор философии.

Вернуться к началу

Школа биологических наук

  • Экология на горе Сент-Хеленс; реакция популяций, сообществ и экосистем на катастрофические нарушения
    Джон Бишоп, доктор философии.
  • Эволюция признаков у симбиотических организмов; влияние динамической среды на распространение хостов и симбионтов
    Стефани Портер, доктор философии.
  • Слух и общение
    Кристин Портфорс, доктор философии.
  • Биология сохранения
    Шерил Шульц, доктор философии.

Вернуться к началу

Школа молекулярных биологических наук

  • Биология пигментных клеток рыбок данио
    Cynthia Cooper, Ph. D.
  • Репродуктивные процессы на молекулярном уровне; химия окружающей среды и токсикология
    Стив Сильвестр, доктор философии.

Вернуться к началу

Креативные медиа и цифровая культура

  • Электронная литература; виртуальная среда отслеживания движения
    Дене Григар, доктор философии.
  • Мобильные приложения; мультимедийные книги
    Уилл Люерс, M.F.A.

Вернуться к началу

Уголовное правосудие

  • Усмотрение сотрудника службы пробации; социологические последствия размещения в тюрьмах; внедрение и функционирование терапевтических судов; траектории отказов от правонарушений среди молодежи
    Лори А. Драпела, доктор философии.

Вернуться к началу

Критическая культура, гендерные и расовые исследования

  • Транснациональные и иммиграционные исследования
    Лус Мария Гордильо, доктор философии.

Наверх

Английский

  • Экокритика, экофеминизм; литература по экологической справедливости; Американская литература 20-го и 21-го веков; британская литература 17 века; Писательское творчество; вопросы гигиены окружающей среды; бездомность; устная история; гражданские свободы; общественные движения
    Дезире Хеллегерс, доктор философии.
  • Мужественность; гонки и спорт; феминизм
    Табити Льюис, доктор философии.
  • Дискурс в обществе и культуре
    Венди Олсон, доктор философии.
  • изображений Холокоста; эмигрантская литература; критическая теория и история критики
    Леонард Орр, доктор философии.
  • Пол и сексуальность; Готы
    Кэрол Сигел, доктор философии.

Наверх

Школа экологии

  • Водная экология
    Стив Болленс, доктор философии; Гретхен Роллваген-Болленс, доктор философии.
  • Глобальные изменения и водораздел биогеохимии
    Джон Харрисон, доктор философии.
  • Волны, течения и перенос наносов в прибрежных водах океана
    Стивен Хендерсон, доктор философии.
  • Климат, биосфера и педосфера
    Марк Г. Крамер, доктор философии.
  • Гидрология, экогидрология и динамика ландшафта
    Кеван Моффет, доктор философии.

Вернуться к началу

Изобразительное искусство

Комитет художественной галереи

  • Авантика Бава
  • Шерри Беннетт
  • Харрисон Хиггс
  • Ной Маттеуччи

Наверх

Иностранные языки и культуры

  • Критические издания лирики средневековых французских рыцарей
    Жоан Гренье-Винтер, доктор философии.

Вернуться к началу

История

  • Изучение мира Африки и Атлантики
    Кэндис Гуше, доктор философии.
  • Программы коренных американцев
    Стивен М. Фонтейн, доктор философии.
  • Гендерные границы в промышленных сообществах Канады, западной части США и Австралии
    Лори Мерсье, доктор философии.
  • французских колониальных текстов; рабство
    Сью Пибоди, доктор философии.
  • Национализм, этническая принадлежность и империализм
    Ван Сююй, доктор философии.

Наверх

Математика и статистика

  • Математическая и вычислительная неврология
    Александр Димитров, к.б.н.
  • Алгебраическая топология, дискретная оптимизация, вычислительная медицина и вычислительная биология
    Бала Кришнамурти, доктор философии.
  • Влияние ветряных сооружений на орлов в США; эффективность морских охраняемых районов в северной части Атлантического океана
    Лесли Нью, доктор философии.
  • Математическая экология и моделирование окружающей среды
    Стригул Николай Николаевич, канд.

Вернуться к началу

Интегративная физиология и неврология/ветеринарная медицина

  • Волосковые клетки и слух
    Эллисон Коффин, доктор философии.
  • Кокаиновая зависимость, предотвращение рецидива
    Барб Зорг, доктор философии.

Наверх

Психология

  • Мультикультурная психология; наркомания
    Art Blume, Ph.D.
  • Здоровье и хорошее самочувствие подростков
    Джессика Фалес, доктор философии.
  • Нейронные механизмы толерантности к морфину
    Майкл Морган, доктор философии.
  • Коалиция за здоровые и справедливые рабочие места
    Тахира Пробст, доктор философии.
  • Психология хронических заболеваний
    Карен Шмалинг, доктор философии.

Вернуться к началу

Связи с общественностью

  • Политика в отношении инвалидов и нейроразнообразие
    Дана Ли Бейкер, доктор философии.
  • Международный конфликт; политическая психология; эволюционная теория
    Энтони С. Лопес, доктор философии.
  • Экологическое руководство; политика изменения климата на субнациональном уровне
    Марк Стефан, доктор философии.

Наверх

Социология

  • Гендерная организация оплачиваемого и неоплачиваемого труда
    Катрина Леупп, доктор философии.
  • Социальное неравенство
    Алэр Маклин, доктор философии.

Наверх


Бизнес

  • Корпоративное управление; рынок капитала; акционер тяжба
    Ли Сюй, к.т.н.
  • Процессы и методы предпринимательского рассказывания историй
    Рони Сейлорс, доктор философии.
  • Предпринимательство; предубеждения в принятии решений; интернет и электронная коммерция; количественные маркетинговые модели; статистические модели
    Умеш Умеш, к.т.н.
  • Индивидуальные исследования безопасности; синтез ИТ в бизнесе
    Майкл Карри, D.B.A.
  • Гостеприимство и туризм
    Флориан Зак, доктор философии.
  • Организационная справедливость; конфликт на рабочем месте; переговоры
    Том Трипп, к.т.н.
  • Практическая этика в действии
    Джейн Кот, доктор философии.
  • Восстановительное правосудие в организациях; организационная этика; организационное управление
    Джерри Гудштейн, доктор философии.

  • Разработка и внедрение инноваций в области программного обеспечения; Интернет-системы и межкультурные проблемы
    Грег Роуз, доктор философии.

  • Туристический опыт и цифровые технологии
    Iis Tussyadiah

Вернуться к началу


Образование

  • Дома в школе (AHAS)
    Сьюзен Финли, доктор философии.
  • Общее и специальное образование в сельской местности; подготовка/введение учителей; юридические последствия решений о приеме и увольнении из профессиональных программ
    Джун Канти, доктор философии.
  • Язык и образование в культурно и лингвистически разнообразных условиях с использованием этнографических и социолингвистических подходов
    Гизела Эрнст-Славит, доктор философии.
  • Руководящие роли в школах; структура образования и влияние социальной и организационной сложности
    Шарон Круз, доктор философии.
  • Математические рассуждения и доказательства; STEM-образование
    Кристин Лессиг, доктор философии.
  • Северо-Западный проход: Журнал образовательной практики
    Ричард Сойер, Эд.Д.
  • PRiSSM: Партнерство за реформы в области средней науки и математики
    Тамара Холмлунд Нельсон, доктор философии; Давид Славит, к.т.н.
  • Расизм в школах; критическая расовая теория; послешкольные программы; взаимодействие с общественностью
    Шамим Ракха, доктор философии.
  • STRIDE Проект
    Давид Славит, к.т.н.
  • Практическая мудрость: онлайн-журнал практических исследований
    Линда Мабри, доктор философии.
  • Написание интервенций с использованием технологий
    Майкл Данн, доктор философии.

Вернуться к началу


Инженерия и информатика

  • Передовые материалы и производство
    Дэйв (Дэ-вук) Ким, доктор философии.
  • Компьютерная инженерия
    Линда (Сяолинь) Чен, доктор философии.
  • Исследовательская лаборатория распределенных систем
    Xinghui Zhao, Ph. D.
  • Лаборатория электрохимического машиностроения
    Сун Унг Ким, доктор философии.
  • Гидродинамика и теплопередача
    Стивен А. Соловиц, к.т.н.
  • Лаборатория межфазной гидродинамики
    Хуа Тан, доктор философии.
  • Микро-нано-биосистемы
    Джонг-Хун Ким, доктор философии.
  • Лаборатория микро/наноэлектроники и энергетики
    Фэн Чжао, к.т.н.
  • Наноматериалы и датчики
    Правин Сехар, доктор философии.
  • Параллельное и распределенное хранилище
    Xuechen Zhang, Ph.D.
  • Радиочастотная (РЧ) исследовательская лаборатория
    Тутку Караколак, к.т.н.
  • Робототехника и автоматизация
    Хакан Гурокак, к.т.н.

Вернуться к началу


Человеческое развитие

  • Семьи в бедности; сельские семьи; совместное воспитание; проблемы со здоровьем
    Йоши Сано, доктор философии.
  • Здоровое старение; семейная геронтология; депрессия во взрослом возрасте; горе, преодоление и потеря; развитие личности
    Кори Болкан, доктор философии.
  • Молодежь, выросшая на бесчеловечной периферии демократического общества
    Марсело Диверси, доктор философии.

Наверх


Библиотека

  • Глобальное совместное использование ресурсов; электронные книги и межбиблиотечный абонемент; электронные резервы; покупка по запросу
    Линда Фредериксен, M.L.S.
  • Влияние физического пространства на учебу; обучение информационной грамотности
    Карен Диллер, доктор философии.
  • Удобство использования и доступность ресурсов веб-библиотеки; системные обзоры как доказательная практика для библиотекарей
    Николь Кэмпбелл, M.L.I.S.

Наверх


Сестринское дело

  • Дети с ограниченными физическими возможностями и их взаимосвязь со злоупотреблением алкоголем и наркотиками, а также их семейные последствия
    Линда Эдди, доктор философии
  • Совместное исследование на уровне сообществ; межкультурный перевод; разработка приборов с использованием методов структурного эквационального моделирования; обзорные исследования с использованием анализа хи-квадрат и многомерной логистической регрессии; качественный, тематический анализ исследований
    Конни Нгуен-Труонг, доктор философии, RN, PCCN
  • Культурная компетентность/культурная безопасность в здравоохранении; разнообразие сестринского персонала; межкультурная этика
    Дон Дутрич, доктор философии, RN, CNS
  • Глобальное здравоохранение, здоровье детей и подростков; разработка учебного плана; организационные системы; лидерство
    Анита Хантер, доктор философии, MSN, RN, FAAN
  • Значение и практика культурной безопасности в сестринской практике и образовании
    Лида Деккер, EdD, MN, RN, PHCNS-BC
  • Схемы предписаний для детей с СДВГ у пациентов Орегона и Вашингтона Medicaid; оценка практикующей медсестрой и лечение травм головы у детей
    Трейси Кляйн, доктор философии, FNP, ARNP, FAAN, FAANP

Наверх

радиоволн | Управление научной миссии

 
ЧТО ТАКОЕ РАДИОВОЛНЫ?

В 1932 году Карл Янски из Bell Labs обнаружил, что звезды и другие объекты в космосе излучают радиоволны. Предоставлено: NRAO/AUI

Радиоволны имеют самую большую длину волны в электромагнитном спектре. Они варьируются от длины футбольного мяча до размеров нашей планеты. Генрих Герц доказал существование радиоволн в конце 1880-х годов. Он использовал искровой разрядник, прикрепленный к индукционной катушке, и отдельный разрядник на приемной антенне. Когда волны, создаваемые искрами передатчика катушки, улавливались приемной антенной, искры также выскакивали из ее зазора. Герц в своих экспериментах показал, что эти сигналы обладают всеми свойствами электромагнитных волн.

Вы можете настроить радиоприемник на определенную длину волны или частоту и слушать любимую музыку. Радио «принимает» эти электромагнитные радиоволны и преобразует их в механические колебания в динамике, чтобы создать звуковые волны, которые вы слышите.

РАДИОИЗЛУЧЕНИЕ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ

Астрономические объекты с изменяющимся магнитным полем могут излучать радиоволны. Радиоастрономический прибор под названием WAVES на космическом корабле WIND зафиксировал дневные всплески радиоволн от солнечной короны и планет в нашей Солнечной системе.

Данные, представленные ниже, показывают излучения различных источников, включая радиовсплески Солнца, Земли и даже ионосферы Юпитера, длина волны которых составляет около пятнадцати метров. Крайний правый угол этого графика показывает радиовсплески от Солнца, вызванные электронами, которые были выброшены в космос во время солнечных вспышек, движущихся со скоростью 20% скорости света.

Авторы и права: NASA/GSFC Wind Waves Майкл Л. Кайзер

 
РАДИОТЕЛЕСКОПЫ

Радиотелескопы смотрят в небо, чтобы увидеть планеты, кометы, гигантские облака газа и пыли, звезды и галактики. Изучая радиоволны, исходящие от этих источников, астрономы могут узнать об их составе, структуре и движении. Радиоастрономия имеет то преимущество, что солнечный свет, облака и дождь не влияют на наблюдения.

Поскольку радиоволны длиннее оптических, радиотелескопы изготавливаются иначе, чем телескопы, используемые для видимого света. Радиотелескопы должны быть физически больше, чем оптические телескопы, чтобы получать изображения сопоставимого разрешения. Но их можно сделать легче, проделав в тарелке миллионы маленьких отверстий, поскольку длинные радиоволны слишком велики, чтобы их «видеть». Радиотелескоп Паркса с тарелкой шириной 64 метра не может дать более четкое изображение, чем небольшой оптический телескоп на заднем дворе!

Авторы и права: Ян Саттон

ОЧЕНЬ БОЛЬШОЙ ТЕЛЕСКОП

Чтобы сделать радиоизображение более четким или с более высоким разрешением, радиоастрономы часто объединяют несколько небольших телескопов или приемных тарелок в массив. Вместе эти тарелки могут действовать как один большой телескоп, разрешение которого задается максимальным размером площади. Радиотелескоп Very Large Array (VLA) Национальной радиоастрономической обсерватории в Нью-Мексико является одной из ведущих астрономических радиообсерваторий в мире. VLA состоит из 27 антенн, расположенных в виде огромной Y-образной диаграммы диаметром до 36 км (примерно в полтора раза больше Вашингтона, округ Колумбия).

Методы, используемые в радиоастрономии на длинных волнах, иногда могут применяться на более коротком конце радиоспектра — в микроволновом диапазоне. Изображение VLA ниже зафиксировало 21-сантиметровое излучение энергии вокруг черной дыры в правом нижнем углу и линии магнитного поля, притягивающие газ, в левом верхнем углу.

Авторы и права: VLA и NRAO, Фархад Юсеф-Зедехет и др. Northwestern

НЕБО ПО РАДИО

Если бы мы посмотрели на небо с помощью радиотелескопа, настроенного на частоту 408 МГц, небо выглядело бы совершенно иначе, чем то, что мы видим в видимом свете. Вместо точечных звезд мы увидели бы отдаленные пульсары, области звездообразования и остатки сверхновых, которые доминировали бы в ночном небе.

Радиотелескопы также могут обнаруживать квазары. Термин квазар является сокращением от квазизвездного радиоисточника. Название происходит от того факта, что первые идентифицированные квазары излучают в основном радиоэнергию и очень похожи на звезды. Квазары очень энергичны, некоторые из них излучают в 1000 раз больше энергии, чем весь Млечный Путь. Однако большинство квазаров скрыто от глаз в видимом свете пылью в окружающих их галактиках.

Авторы и права: NASA/JPL-Caltech/A.Martinez-Sansigre

Астрономы идентифицировали квазары с помощью радиоданных с радиотелескопа VLA, поскольку многие галактики с квазарами кажутся яркими при наблюдении с помощью радиотелескопов. На приведенном ниже изображении в искусственных цветах инфракрасные данные космического телескопа Спитцер окрашены в синий и зеленый цвета, а радиоданные телескопа VLA показаны красным. Галактика с квазаром выделяется желтым цветом, потому что она излучает как инфракрасное, так и радиоизлучение.

 

К началу страницы  | Далее: Микроволны


Цитата
APA

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, Управление научной миссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *