Школьная форма за или против: Зачем нужна школьная форма? 5 «за», о которых вы не думали

Зачем нужна школьная форма? 5 «за», о которых вы не думали

Частные школы первыми в России ввели форму, рассказываем, какой смысл она несет и чему учит ребенка.

В Европе правило ходить в школу в форме не только никого не возмущает, а, напротив, вызывает гордость, определяет принадлежность ребенка к определенному сообществу.

В России по-прежнему ведутся споры по поводу школьной формы, а сторонники и противники приводят все новые и новые аргументы “за” и “против”. Несмотря на неоднозначное отношение родителей, первыми ввели форму частные школы, придерживаясь определенного стандарта. Разбираемся, в подходах к выбору школьной формы и смысле, который она несет в себе.

1. Ребенок чувствует сопричастность к школьному сообществу

Форма играет роль имиджевой составляющей и помогает в сплочении коллектива. Ребенок чувствует свою причастность к сообществу — определенной школе, а внутри нее — к разным ступеням, которые отличаются, например в «Дубравушке», цветом галстука. В начальной школе он желтый, в средней — красный, а в старшей — синий.

Дети выглядят не разношерстной массой, а командой.

2. Ребенок концентрируется на более важных вещах, меньше тревожится

● Фокус на важных вещах

Дети всегда найдут повод для конкуренции: гаджеты, письменные принадлежности, обувь, разговоры о том, кто как отдыхает, где живет и на чем приезжает в школу. Форма исключает еще один источник неуместной соревновательности и отвлечения внимания — одежду. Она помогает создать законченный, лаконичный образ, благодаря которому дети не отвлекаются на то, кто в чем пришел, не сравнивают, не оценивают, постепенно пропадает необходимость удивлять друг друга внешним видом.

И если в школе созданы условия для учебы и развития, то фокус смещается на учебу, общение, совместный досуг, творчество. Дети становятся более чуткими и непредубежденными. На первый план выходят качества, способности, достижения ребят, ценности, которые они разделяют, а не обсуждение гардероба.

Кроме этого, строгая, элегантная и примерно одинаковая одежда снимает тревогу первой встречи, помогает чувствовать себя уверенней в течение учебного года, воспитывает скромность и чувство меры.

● Простота выбора и экономия времени

Ношение школьной формы облегчает утренний выбор одежды: не нужно ежедневно выбирать из множества вариантов, комбинировать вещи, расстраиваться, что нечего надеть. Это помогает сократить и упорядочить время сборов, сфокусироваться еще на чем-то, кроме выбора одежды, например, общении с близкими, чтении книги, повторении домашнего задания, завтраке, прогулке, зарядке и другом.

3. Ребенок учится сочетать цвета и разбираться в стиле

Современная школьная форма стильная и и элегантная. Она развивает эстетическое восприятие у ребенка, помогает ему понять, как правильно сочетать цвета, разобраться в стиле, оценить уместность своего наряда для определенного мероприятия.

4. Ребенок учится правилам дресс-кода, принятым в обществе

В современном мире одежда — самое простое средство передать информацию о себе окружающим. Научиться владеть им стоит с детства. Ребенок должен понимать, как одеваться в школу, в театр или на выставку, на спортивные мероприятия, прогулку, экзамен. Он постепенно учится нести ответственность за то, как одеться в разных случаях.

Так почему же так много вопросов к ношению формы? Образовательный процесс требует определенного настроя и атмосферы, и форма его создает. Также она помогает привыкнуть к деловому стилю, который является нормой в бизнес-организациях.

Конечно, даже школьная одежда должна отражать стиль и индивидуальность ребенка, и это легко можно сделать с помощью прически, стрижки, обуви и аксессуаров, например, галстука, бабочки, ремня у мальчика или блузки у девочки. Задаются основные требования к внешнему виду, в границах которых вполне можно экспериментировать.

5. В школьной форме ребёнку удобно

● Комфорт

В хорошей школьной форме ребенок чувствует себя комфортно: она удобного кроя, легкая, не мешает двигаться — жестикулировать, ходить, бегать, не меняет положение на теле, не вызывает аллергию. Спокойные, приглушенные цвета выбираются не случайно, так как яркие повышают утомляемость, могут вызывать скрытое раздражение.

● Качество и прочность

Форма “дышит”, тянется, не впитывает влагу, что особенно важно в начальной школе, когда дети активны, много двигаются, потеют, поэтому школьная одежда шьется из натуральных материалов: хлопка, вискозы и других, с добавлением синтетических. Благодаря небольшому проценту синтетики, вещи быстрее сохнут, меньше мнутся, лучше гладятся, не теряют форму при ежедневном ношении. При этом одежда приятна на ощупь, без “дешёвого” блеска и неприятного запаха.

Хорошая школьная одежда отличается качеством отделки и фурнитуры: молнии аккуратно прошиты, строчки ровные, нитки не торчат, пуговицы пришиты крепко. Если продуманы даже такие, на первый взгляд, мелочи, вещь прослужит долго, не потеряет привлекательность после многочисленных стирок.

К детской одежде в принципе предъявляются более строгие требования, у нее должны быть сертификаты соответствия, подтверждающие качество и безопасность, а также маркировка «для детей» или «для подростков».

Итак, мы видим, что у школьной формы нет цели уравнять, обезличить, лишить индивидуальности, наоборот, в ее ношении заложен глубокий развивающий и эстетический смысл. Школьная форма — норма для хороших частных школ, она помогает создать атмосферу здоровой конкуренции среди детей, а каждому ребенку — почувствовать свою сопричастность к школьному сообществу, его истории и традициям. Требование школьной формы устраняет множество бессмысленных разговоров и предубеждений, помогает детям концентрироваться на более важном.

В нашей школе-пансионе все ученики носят школьную форму – отличительный знак, определяющий сопричастность каждого к большому, дружному сообществу «Дубравушки», его истории и традициям. Мы поддерживаем в наших учениках раскрытие индивидуальности и талантов. Но считаем, что для этого есть другие инструменты, кроме ярких волос и вызывающей одежды.

Нужна ли единая школьная форма? Изучаем аргументы за и против

Новости

Статьи

Карточки

Тесты

Black science

На спорте

Спецоперация

статьи

Новости

Статьи

Карточки

Тесты

Black science

На спорте

Спецоперация

18 ноября 2022 04:51

Владимир Смирнов/ТАСС

Многие считают, что школьная форма стирает классовые различия. Но выдать разный семейный достаток может не только одежда

В Минпросвещении предложили снова ввести в России единую школьную форму — соответствующий законопроект уже внесли в Госдуму. Сейчас правила ношения формы устанавливаются на региональном уровне, и по факту школы сами утверждают внутренний распорядок. В итоге где-то дресс-код строгий, а где-то форме учеников не уделяется никакого внимания. У идеи ввести единую школьную форму есть как сторонники, так и противники. Рассмотрим аргументы каждой из сторон.

Где впервые стали носить единую школьную форму?

Впервые школьную форму в образовательном учреждении ввела Великобритания. В 1552 году лондонская школа Christ’s Hospital предоставила своим ученикам бесплатную форму — там учились сироты и дети из малообеспеченных семей, которым было не в чем ходить на занятия. Администрация школы выдавала ученикам длинные плащи синего цвета, похожие на солдатскую униформу. Синяя краска в то время была самой дешевой и, по задумке администрации, должна была указывать детям на смирение и покорность.

christs-hospital

Традицию носить единую школьную форму переняли и другие учебные заведения, а вскоре и государства-колонии, входившие в состав Британской империи. Так, в Индии, Сингапуре, Австралии и Новой Зеландии ношение формы до сих считается обязательным, при этом каждое образовательное учреждение устанавливает свои правила.

Другие европейские страны не оценили по достоинству идею с единой школьной формой, хотя ввести ее все равно пробовали. Во Франции ее носили в 1927-1968 годах, в Польше — до 1988 года, в других европейских странах просто установили строгий дресс-код без единых предметов гардероба. В Америке одинаковую школьную форму преимущественно носят в частных заведениях, и то скорее как мерч.

В России школьную форму впервые ввели в 1834 году, но только для мальчиков. Она состояла из мундира, фуражки, гимнастерки, шинели и черных брюк. Фасон костюма меняли в 1855, 1868, 1896 и 1913 годах. Школьную форму для девочек утвердили лишь спустя полвека — в 1896 году. Они носили коричневые платья с воротником-стойкой и черные фартуки, по праздникам надевали белые фартуки и пелерину.

В 1918 году, с приходом большевиков, школьную форму отменили. Каждый ходил на учебу в том, что могли купить его родители. В 1949 году форму неожиданно вернули. Одежда для мальчиков все так же имела милитаристские черты — военные гимнастерки с воротником-стойкой, ремни с пряжкой и фуражки. Школьный наряд девочек фактически не изменился с царских времен.

С приходом коммунизма дети стали носить еще и пионерский галстук. В 1960-х военно-школьную форму для мальчиков заменили на модный серый шерстяной костюм, а в 1970-х — на синий костюм с эмблемой. Любые отклонения от стандарта — стрижки, макияж, украшения — полностью исключались. Нарушителей наказывали замечаниями в дневниках, а иногда отстраняли от уроков.

Д. Мулярчук/ТАСС

В 1984 году всех старшеклассников обязали носить темно-синюю форму: мальчики продолжили носить синие костюмы, а девочки впервые за долгое время сменили фартук на синие юбки-трапеции со складками спереди, жилет и пиджак. С развалом Советского Союза обязательное ношение формы отменили. Однако в 2013 году в силу вступил новый закон «Об образовании», согласно которому школы получили право на свое усмотрение вводить школьную форму.

Аргументы за введение единой школьной формы

1. Дисциплинированность. Единая школьная форма дисциплинирует ребенка. По мнению сторонников этой идеи, форма помогает детям настроиться на рабочий режим и переключаться между школьной и внешкольной деятельностью. Однако последние исследования не выявили прямой зависимости между ношением формы и успеваемостью ребенка, что ставит под сомнение этот аргумент.

2. Подготовка ко взрослой жизни. Ношение одинаковой формы готовит учеников к единообразию в одежде после окончания школы и университета. Потому как в некоторых профессиях единая униформа тоже обязательна (в их числе полицейские, пожарные, врачи или офисные сотрудники в консервативных компаниях).

3. Чувство единства. Престижные частные школы используют единую форму, чтобы ученики различали «своих» и «чужих», а также осознавали свою принадлежность к заведению — особенно в Великобритании и США. Некоторые считают, что формирование такой общности улучшает отношения в коллективе и предотвращает буллинг. Идеологом этой точки зрения стал 42-й президент США Билл Клинтон, который еще в 1996 году предположил, что одинаковая форма снижает уровень насилия в учебных заведениях. Однако его теория не была подкреплена научными данными.

4. Социальное равенство. Считается, что одинаковая школьная форма стирает классовые и имущественные различия людей. Если бы школа не устанавливала четкий дресс-код, то дети пользовались бы этим, чтобы соревноваться друг с другом в яркости, оригинальности и брендах одежды. Однако сейчас даже единая форма не способна всех уравнять: у детей из семей с разным достатком все равно будут разные телефоны, гаджеты, аксессуары или средства передвижения.

Аргументы против введения единой школьной формы

1. Навязывание гендерных стереотипов. Исторически школьная форма у мальчиков и девочек была разной. Если первые носили рубашку с брюками, то вторые — однотипные платья и юбки. Эта разница навязывала детям гендерные стереотипы и символику — к примеру, фартук у девочки ассоциировался с кухней и домашними обязанностями. Исследования показали, что ношение юбок мешает ученицам активно проводить время на переменах и пользоваться велосипедами, на которых они иногда добираются до школы. В последние десятилетия форма во многих странах — в том числе и России — уже стала более нейтральной, и девочки сами решают, какой низ им надеть.

2. Доступность формы. Обязательное ношение школьной формы обязывает родителей учащихся покупать дополнительную одежду. Такие расходы могут позволить себе не все. В некоторых малообеспеченных семьях и вовсе покупается один школьный комплект сразу на нескольких детей. Таким образом, для бедных людей единая форма не преодолевает, а создает барьер к образованию.

3. Неудобство. Порой школьная форма не отвечает удобству ученика и сковывает его в движениях. Речь не только о форме у девочек, но и у мальчиков. Многим учащимся было бы комфортнее носить в школу повседневную одежду. Ведь свитер или толстовка с джинсами куда уютнее классических брюк и рубашки, а кроссовки — комфортнее ботинок и туфель.

4. Отсутствие самовыражения. Одежда — один из главных инструментов выражения внутреннего мира человека. Дети тоже хотят показывать свою индивидуальность, а школьная форма их ставит в жесткие рамки. Поэтому ученики пытаются привлечь внимание с помощью другого: причесок, цвета волос и ногтей, яркого макияжа, пирсинга. Психологи подтверждают, что в одинаковой форме школьники чувствуют себя скованно. Из-за этого они теряют интерес к учебе, а вследствие снижается общая успеваемость.

Можно ли ввести единую форму в российских школах?

Дискуссия вокруг введения единой формы в России ведется вот уже последние десять лет и все никак не достигнет консенсуса. После внесения законопроекта в Госдуму первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга высказал мнение, что решение о введении формы должны принимать школы совместно с родителями учеников. По мнению Мажуги, для каждой школы имеет смысл сделать свою форму.

На новость о введении одинаковой формы также отреагировала мусульманская община России. «Верующие рассчитывают, что в законопроекте о единой школьной форме будет прописано право учащихся одеваться в соответствии с религиозными предписаниями, в частности девочкам позволят носить платок», — подчеркнули в там. Так, в 2012 году школьниц в хиджабе не пустили на занятия на Ставрополье, потому что они были одеты не по форме.

Тем временем первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин утверждает, что введение единой формы может стать финансовым бременем для малообеспеченных россиян. Смолин предложил взять ответственность за покупку формы государству. Однако, считает депутат, оно вряд ли согласится компенсировать эти затраты из бюджета.

поделиться

Читайте также

Сексуальная эксплуатация и «героиновый шик»: самые провокационные кампании Calvin Klein

«Самое главное — терпение»: как научить дедушек и бабушек финансовой грамотности?

Магагашечки: может ли Трамп снова стать президентом в 2024 году?

Плюсы и минусы школьной формы

Ходили ли вы в школу, где требовалась форма? Ваши дети сейчас носят школьную форму? Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, вы, вероятно, серьезно относитесь к требованиям школьной формы. Даже если у вас нет личного отношения к униформе, вам может быть интересна эта тема. Если это так, ознакомьтесь с нашим руководством о плюсах и минусах школьной формы ниже. Вы также можете увидеть, как требования к школьной форме относятся к штатам с самым высоким рейтингом образования.

Преимущества ношения школьной формы

Школьная форма, хотя и вызывает бурные споры, может принести пользу как детям, которых просят носить ее, так и самой школе. Вот почему многие частные школы требуют униформы и почему все больше и больше государственных школ начинают следовать этой тенденции. Вот четыре основных преимущества школьной формы:

1. Они могут разрушить классовые барьеры между учащимися

Когда учащиеся не носят школьную форму, легко определить детей с наибольшими и наименьшими экономическими привилегиями. в зависимости от того, что они носят в школу. Один из аргументов, используемых в пользу школьной формы, заключается в том, что когда дети носят форму, видимые классовые маркеры между богатыми и бедными детьми уменьшаются или исчезают, что может привести к большему социальному смешению по экономическому признаку.

2. Они могут повысить внимание учащихся

Еще один аргумент, который часто приводится в пользу школьной формы, заключается в том, что она может повысить внимание учащихся. Доказательства этого кажутся скудными, но многие сторонники униформы утверждают, что, когда учащиеся не имеют одежды, чтобы замечать, комментировать или реагировать на них, они могут тратить больше умственной энергии на обучение. Униформа, утверждает этот аргумент, способствует дисциплинированному обучению в школе.

3. Они могут усилить чувство общности в школе

Униформа также может создать сообщество в школе, поскольку учащиеся всех возрастов, а также выпускники, связывают или сочувствуют одежде, которая ассоциируется у них со школьными днями. Когда школы, в которых традиционно требовалась униформа, играют с отменой требования об униформе, часто именно выпускники выступают за сохранение традиции школьной формы.

Воспользуйтесь нашим калькулятором бюджета.

4. Школьная форма может способствовать безопасности

В районах, где учащиеся могут быть связаны с бандами, униформа может повысить безопасность, не позволяя учащимся носить одежду, которая намеренно или ненамеренно указывает на принадлежность к банде. Некоторые сторонники школьной формы утверждают, что форма может повысить безопасность учащихся в школе и за ее пределами, а также повысить способность учащихся сливаться с учебой и сосредоточиться на учебе, не беспокоясь о том, что их выбор одежды может сделать их мишенью.

Недостатки ношения школьной формы

При всех достоинствах школьной формы есть и недостатки. Все они связаны с личными последствиями, которые требование может оказать на ребенка или семью ребенка, которого просят носить эту форму. Четыре самых больших минуса ношения школьной формы:

1. Это может быть дорого для родителей

Содержать ребенка в школьной форме может быть дороже для родителей и опекунов, чем покупка обычной одежды. Часто униформу можно приобрести только у ограниченного числа поставщиков, а отсутствие конкуренции (и ограниченного рынка) удерживает цены на высоком уровне. Или униформа будет включать в себя более дорогие предметы, такие как блейзеры и туфли, которые некоторые семьи могут себе позволить.

2. Униформа ограничивает самовыражение учащихся

Еще один аргумент, выдвигаемый против форменной одежды и за ношение гражданской одежды в школе, заключается в том, что она ограничивает самовыражение учащихся. Подростки, в частности, известны своей потребностью выражать свои эмоции и свои вкусы в музыке, моде и искусстве через одежду, прически и пирсинг. Школа может быть жесткой для детей и подростков, как она есть, не лишая их одной из немногих областей, где они могут проявлять некоторый контроль и выражать себя, говорят противники школьной формы.

3. Униформа может быть сексистской

Некоторая форма может показаться учащимся и родителям сексистской. Например, если школьная форма требует, чтобы девочки носили юбки, а брюки не допускаются, некоторые ученики и родители могут возражать, что приводит к конфликту с администрацией школы.

Не все девушки хотят носить юбки, и некоторые могут возмутиться, когда им говорят носить традиционно «женскую» одежду. Кроме того, если учащийся не уверен в своем месте в гендерном спектре или экспериментирует с различными формами гендерной презентации, школьная форма может стать настоящей проблемой.

4. Униформа ведет к усилению контроля над учащимися

Если в школе есть политика в отношении униформы, она обычно пытается обеспечить соблюдение этой политики, следя за одеждой учащихся и наказывая учащихся за нарушение требований к униформе. Конечно, даже школы, в которых не требуется форма, могут контролировать одежду учащихся, если она считается слишком откровенной или оскорбительной, но форма может привлечь внимание к одежде учащихся.

Это может вызвать у учащихся ощущение, что их внимательно изучают и наказывают за их внешний вид, что может негативно сказаться на самооценке учащихся или их отношении к школе. А если учеников отправят домой за нарушение формы, они упустят драгоценное учебное время. Кроме того, охрана студенческой формы требует времени и усилий со стороны администраторов.

Итоги

Если покупка школьной формы в вашей семье связана с покупкой школьной формы, вы можете быть знакомы с некоторыми аргументами за и против школьной формы. По некоторым данным, школьная форма становится все более популярной в США, а это означает, что в ближайшие годы все больше домохозяйств могут начать обсуждать достоинства формы.

Советы по оплате школы
  • Оплата обучения в частной школе или колледже для ваших детей может быть дорогостоящей. Важно составить финансовый план, чтобы знать, что у вас есть нужная сумма для ваших детей, когда придет время. Лучший способ сделать это может быть с финансовым консультантом. Найти финансового консультанта не составит труда. Бесплатный инструмент SmartAsset подберет вам до трех проверенных финансовых консультантов, которые обслуживают ваш регион, и вы можете бесплатно взять интервью у своих консультантов, чтобы решить, какой из них подходит именно вам. Если вы готовы найти консультанта, который поможет вам достичь ваших финансовых целей, начните прямо сейчас.
  • Если вы пытаетесь определить, сколько вам нужно накопить, чтобы ваши дети могли учиться в школе, или вы сами, важно использовать калькулятор студенческого кредита.

Фото: ©iStock.com/Wavebreakmedia, ©iStock.com/DGLimages, ©iStock.com/Tomwang112

Амелия Джозефсон Амелия Джозефсон — писательница, увлеченно освещающая темы финансовой грамотности. Ее области знаний включают выход на пенсию и покупку жилья. Работы Амелии появились в Интернете, в том числе на AOL, CBS News и The Simple Dollar. Она имеет ученые степени Колумбийского и Оксфордского университетов. Родом из Аляски, Амелия теперь называет Бруклин своим домом.

Школьная форма не улучшает поведение детей, показало исследование

Вопреки мнению многих родителей и учителей, школьная форма не оказывает никакого влияния на поведение или посещаемость учащихся в целом, как показало новое национальное исследование.

Но учащиеся, которые посещали школы, требующие школьной формы, сообщали о более низком уровне «принадлежности к школе» в пятом классе, чем учащиеся школ без школьной формы.

Результаты были получены на основе данных о более чем 6000 детей школьного возраста.

 

Арья Ансари

«Многие основные аргументы о том, почему школьная форма хорошо влияет на поведение учащихся, не подтверждаются нашей выборкой, — говорит Арья Ансари, ведущий автор исследования и доцент кафедры гуманитарных наук Университета Университет штата Огайо.

«Мы не заметили большой разницы в наших поведенческих показателях, вне зависимости от того, была ли в школах единая политика или нет».

Ансари провел исследование с Майклом Шепардом, аспирантом гуманитарных наук в штате Огайо, и Майклом Готфридом, адъюнкт-профессором педагогики Пенсильванского университета.

Их результаты недавно были опубликованы в Интернете в журнале Early Childhood Research Quarterly .

Вопрос важен, потому что школьная форма становится все более популярной, сказал Ансари, и не только в частных школах.

Около 20% государственных школ нуждались в форме в 2011–2012 годах по сравнению с 3% в 1995–1996 годах. Около 6 из каждых 10 частных школ нуждались в форме в 2011-2012 гг.

«За последние 20 лет или около того не проводилось много исследований ценности школьной формы, особенно с учетом того, насколько увеличилось ее использование», — сказал Ансари, который также является сотрудником факультета Кранового центра штата Огайо. Исследования и политика в области раннего детства.

Сторонники школьной формы утверждают, что, среди прочего, она способствует лучшей посещаемости и более сильному чувству общности, что приводит к меньшему количеству издевательств и драк.

Чтобы проверить это, исследователи использовали данные Продольного исследования раннего детства, в котором приняли участие репрезентативные для страны выборки из 6320 учащихся от детского сада до конца пятого класса.

Каждый учебный год учителя оценивали каждого учащегося по трем параметрам: внутренние поведенческие проблемы (такие как тревога и социальная изоляция), внешние поведенческие проблемы (такие как агрессия или порча имущества) и социальные навыки.

Учителя также сообщили, как часто каждый ученик отсутствовал.

В целом школьная форма не влияла ни на один из трех аспектов поведения в любом классе, даже с учетом множества других факторов, которые потенциально могли повлиять на поведение учащихся.

Исследование действительно показало, что учащиеся с низким доходом в школах, где требовалась форма, имели немного лучшую посещаемость, но эта разница составляла менее одного дня в году, сказал Ансари.

Исследователи также оценили показатели самооценки тех же учеников, когда они были в пятом классе. Учащиеся сообщали о своем чувстве принадлежности к школе, например, о том, насколько близко они чувствовали себя к учителям и одноклассникам. Они также сообщили о своем опыте издевательств и социального беспокойства.

Школьная форма не была связана с какими-либо различиями в агрессивности или социальной тревожности у детей. Но те, кто был вынужден носить форму, сообщили о более низком уровне принадлежности к школе, чем те, кто посещал школы без требований к форме.

Данные этого исследования не могут объяснить это открытие, сказал Ансари, но есть несколько правдоподобных причин, по которым это может быть так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *