Эксперты разобрали самые популярные методики раннего развития детей
Общество 23599
Поделиться
В наши дни только ленивый родитель не пытается вырастить из своего чада если не гения, то по крайней мере талантливого и разностороннего человека. Для раннего развития малышей любого возраста предлагаются десятки методик и сотни развивающих пособий на любой вкус и кошелек. Некоторые педагоги предлагают начинать учить малыша высоким материям чуть ли не на выходе из роддома, другие утверждают, что грузить дошкольника излишней информацией, наоборот, ни в коем случае нельзя.
Не потеряться в этом противоречивом потоке советов и методик непросто даже продвинутым родителям. Мы рассмотрели плюсы и минусы самых популярных методик раннего развития и узнали, что о них думают опытные взрослые.
Фото: pixabay.comПсихологи и педагоги отмечают, что современные родители буквально помешались на раннем развитии своих детей. И, к сожалению, очень часто такой фанатизм приносит малышу не пользу, а реальный вред. Буквально с 2–3-летнего возраста взрослые начинают таскать малышей по различным кружкам или пробовать на них новомодные методики, стремясь охватить все и вся.
При этом родители часто не замечают, в чем истинный талант их малыша, и не дают детям выбирать и гармонично развиваться в нужном им направлении.— Современные родители очень часто зависят от текущей моды на образование и бесцельно пытаются ей следовать, — считает детский психолог Алена Крутицкая. — Например, учить малыша читать с колыбели или заниматься с ним олимпиадной математикой на горшке. В результате занятия становятся узконаправленными, что совершенно не полезно ни для какого ребенка. По сути, любая система раннего развития так или иначе предполагает разносторонние занятия с малышом. В дошкольном возрасте практически невозможно понять, в чем талант того или иного ребенка, поэтому нужно дать ему возможность гармонично развиваться в совершенно разных направлениях. Безусловно, ни одна из существующих педагогических систем раннего развития не является идеальной. На мой взгляд, имея представление об основных из них, родители могут составить свою собственную программу, подходящую именно для их ребенка.
По мнению педагогов и психологов, современным родителям стоит знать основные методики развития детей, созданные педагогами разных стран. Из них всегда можно выбрать методику, подходящую семье по духу и потребностям, или вообще использовать в воспитании своего чада элементы и советы разных систем. Возможно, в конце концов, методом проб и ошибок у кого-то из взрослых получится создать свою собственную систему воспитания гения. Ведь не секрет, что авторами методик раннего развития были люди совершенно разных профессий.
Методика Монтессори
Возраст: 0–12 лет
Девиз: «Помоги мне это сделать самому!»
Методика Марии Монтессори на протяжении долгих лет остается одной из самых популярных систем раннего развития. В России ее чаще всего используют родители для самостоятельных занятий с детьми, а также широко практикуют в частных детских садах и школах. Суть данного метода в предоставлении ребенку полной свободы в познании и развитии.
Система не предполагает никаких поощрений и наказаний, то есть системы оценивания, и не загоняет малыша в определенные рамки. Родители и педагоги вмешиваются в процесс только тогда, когда ребенку действительно требуется помощь. В центре системы обучения всегда находится ребенок, который полностью свободен в своем развитии.Система Монтессори предполагает обучение детей в помещениях, условно разделенных на тематические зоны, которые можно организовать и в обычной квартире: жизненной практики, сенсорного развития, математического развития, языкового развития и космического развития (естественнонаучных знаний). В каждой тематической зоне должны размещаться специальные пособия, которые помогают детям самостоятельно получать знания. Особое внимание в методике уделено развитию сенсорных и сенсомоторных способностей ребенка, так как именно они больше всего влияют на умственное развитие.
Несмотря на большую популярность, противников у данного метода тоже немало. В частности, говоря о данной системе, многие вспоминают, что ее автор Мария Монтессори сдала своего собственного сына в интернат сразу после рождения и не занималась его воспитанием. Впервые мать встретилась с сыном, лишь когда он стал взрослым. Однако это не помешало Монтессори достичь потрясающих успехов в воспитании чужих детей, в том числе умственно отсталых, с которыми она работала в начале своей карьеры.
Фото: en.wikipedia.org За: ребенок учится самостоятельности с раннего возраста, раньше сверстников осваивает навыки самообслуживания, свободен в своих действиях, в связи с этим нередко развивается быстрее, осваивая более сложный материал раньше других детей.Против: после обучения по системе Монтессори детям намного сложнее привыкать к обучению в традиционной школе, кроме того, в методике практически не уделяется внимания творческому развитию ребенка, нет сюжетно-ролевых игр. Система больше подходит для открытых и общительных детей, замкнутым ребятам по ней заниматься сложно.
Мнение родителей:
Валентина, мама девочек-погодков: «До школы мы занимались по этой методике дома самостоятельно, и мне она очень нравилась. Девочки действительно развивались быстрее основной массы сверстников, при этом интересы у них были весьма разносторонние: и музыка, и рисование, и естественнонаучные опыты. Традиционной подготовкой к школе мы не утруждались, и это стало нашей главной ошибкой. Дочери привыкли заниматься тем, что им нравится, поэтому, когда в 1-м классе нужно было четко выполнять указания учителя, было очень тяжело. Полностью привыкнуть к традиционной системе девочки смогли только через год. Так что я считаю, что в целом методика Монтессори хорошая, но имеет смысл использовать в развитии ребенка ее отдельные элементы, не забывая, что потом детям придется учиться в традиционной школе. Реально эффективней всего данная система подходит дошкольникам.
Вальдорфская методика
Возраст: 0–16 лет
Девиз: «Познавай мир без принуждения!»
Вальдорфская педагогическая система основывается на религиозно-мистических (антропософских) представлениях о методах саморазвития с помощью мышления.
Чаще всего данная система обучения используется родителями при домашнем обучении ребенка и практикуется в частных школах. Суть методики в том, что ребенок должен познавать мир свободно и естественно, без принуждения со стороны взрослых. Согласно вальдорфской методике ребенка до 7 лет вообще нельзя загружать лишней информацией, а в начальной школе результаты обучения школьника не принято оценивать традиционными отметками.Стержнем обучения по данной методике является любовь к природе и окружающему миру. В качестве игрушек и учебных материалов дети используют изделия из природных материалов — например, лист дерева, шишки или кубик льда. Основной принцип системы — уважение к личности ребенка и индивидуальный подход к каждому малышу. В рамках системы существует запрет на слово «нет» со стороны взрослых, оно может использоваться лишь тогда, когда ребенок может поранить себя или окружающих, то есть когда его действия опасны. В остальных случаях ребенку дозволено практически все, а взрослые не должны вмешиваться в процесс его познания мира.
Большое значение в вальдорфских школах играет творчество, все пособия так или иначе должны возбуждать творческий порыв у всех ребят. При этом идею раннего развития ребенка данная система полностью отрицает; считается, что различные знания нужно давать человеку только в том возрасте, когда он дорос до них. Обучение не делится на отдельные дисциплины, а преподается так называемыми эпохами, длящимися 3–4 недели. В целом данная система хорошо подходит для домашнего обучения, так как даже в вальдорфских школах детей до 12 лет всему учит только один наставник.
За: основной упор делается на раскрытие личности малыша, это позволяет каждому проявить свою индивидуальность и раскрыть себя; большое внимание уделяется обучению ремеслу: рукоделию, садоводству и др.; вальдорфские дети обладают хорошим воображением и фантазией, увлечены творчеством; методика предполагает запрет на просмотр телевизора.
Против: сложно оценить уровень ребенка, так как методика не предполагает оценок, перейти в обычную школу будет весьма проблематично из-за принципиально разных учебных программ и подхода к обучению, система больше подходит гуманитариям, а не детям с аналитическим складом ума.
Мнение родителей:
Юлия, педагог, мама второклассника: «Я работаю репетитором на дому, поэтому у меня была возможность обучать сына самостоятельно. От коллег я слышала много восторженных отзывов о Вальдорфской системе, поэтому решила испробовать ее на своем сыне. К сожалению, моему ребенку она совершенно не подошла: за полгода мы практически не сдвинулись с мертвой точки, он просто не хотел ничем заниматься, даже вроде бы интересные творческие проекты и задания его совершенно не занимали. В результате я взяла его в ежовые рукавицы и стала учить по старинке, с «двойками» и «тройками» за не сделанные задания; вскоре все наладилось. Очевидно, система подходит детям с определенным творческим типом мышления, которых не нужно постоянно пихать и подталкивать к занятиям».
Методика Сесиль Лупан
Возраст: с рождения
Девиз: «Родители — главные учителя!»
Методика француженки Сесиль Лупан относится к системам суперраннего развития ребенка. Лупан не имеет никакого отношения к науке и педагогике и разработала свою методику в ходе воспитания собственных дочерей. Однако ее система неизменно находит последователей по всему миру уже не первый год. Главная роль в данной методике отдана родителям, они должны выступать для ребенка самыми важными педагогами и наставниками.
Малыш с рождения должен обучаться в строго игровой форме, без определенного графика и переутомления. Взрослым предлагается постоянно создавать для ребенка условия для новых открытий и развития любознательности. Система Лупан предполагает в том числе обязательное обучение малышей плаванию прямо с рождения, сразу после выхода мамы из роддома. Само раннее обучение строится на постоянной игре. Например, чтобы малыш запомнил буквы и цифры, Сесиль предлагает сочинять ему песенки и стихи на известные мотивы.
Главная задача обучения детей до года — стимулировать пять чувств малыша, на втором году ребенок уже учится складывать слова в предложения с помощью специальных карточек, начинает учить иностранный язык, изучает географические карты и пытается запомнить сложные слова из энциклопедий. А с 3–4 лет предполагается, что ребенок должен начать осваивать игру на каком-либо музыкальном инструменте и серьезный спорт из серии верховой езды. Вся методика Лупан уложена в таблицу, где подробно расписано, как и чем в разном возрасте нужно заниматься с ребенком. Масштаб умений, как правило, впечатляет даже самых требовательных мам.
За: подходит для детей любого возраста и уровня развития, сближает родителей и детей, в некоторых случаях дети, с которыми занимались по этой методике, действительно показывали блестящие успехи в дальнейшем.
Против: требует больших временных затрат от взрослых, не предполагает активного общения ребенка с другими детьми, методика очень перегружена и отнимает у взрослых и детей все время и силы, не предполагает развития мелкой моторики и сенситивных навыков.
Мнение родителей:
Екатерина, мама 5-летних мальчиков-двойняшек: «На мой взгляд, данная методика вполне имеет право на существования и хороша для раннего развития малышей. Но, на мой взгляд, не следуют строго следовать всем ее рекомендациям, часто это просто нереально. Каждая мама сможет найти в этой системе что-то интересное и полезное для себя и включить это в домашние занятия с малышом, все должно быть в меру, тогда этот метод действительно будет работать. Мы, например, делали с сыновьями собственные книги, изучали географические карты, но отказались от бессмысленного заучивания энциклопедических терминов».
Методика Масару Ибука
Возраст: 0–4 года.
Девиз: «После 3-х уже поздно».
Масару Ибука является одним из основателей и главным инженером корпорации Sony. Изучением методик раннего развития японец занялся из-за того, что его собственный сын отставал в развитии из-за тяжелого заболевания. На основе консультаций с известными педагогами и психологами Ибука разработал собственную авторскую методику раннего развития ребенка. Система японца говорит о том, что в реальности не бывает отсталых детей, так как развитие ребенка зависит только от обучения малыша в раннем детстве.
По мнению Масару, основные знания, которые влияют на дальнейшее будущее и развитие ребенка, приобретаются им в возрасте до 4 лет, поэтому именно в данный период нужно уделять занятиям с малышом как можно больше внимания. По сути, ребенок — это чистый лист, на котором родитель может написать или нарисовать все что угодно. При этом грузить малыша информацией нужно с умом, по специальной системе. Бояться перегрузок совершенно не стоит, так как детский мозг на самом деле способен решать весьма сложные задачи.
Согласно методике, детям как можно раньше, буквально в несколько месяцев, следует давать краски, пластилин и карандаши, знакомить их с картинами великих художников и включать классическую музыку. Кроме того, знакомить ребенка с миром нужно не с помощью игрушек, а с помощью нормальных взрослых вещей. В идеале до 3 лет ребенок должен перепробовать в жизни практически все, что не опасно для его здоровья.
За: малыш свободен в выборе своих занятий и исследований, это способствуют более раннему развитию по сравнению со сверстниками, раннее изучение иностранных языков, музыки и рисования дают впечатляющие результаты в будущем.
Против: методика рассчитана на детей с восточным менталитетом, послушных и склонных к созерцанию, ребенку в данной системе позволено практически все, поэтому родителям придется регулярно приводить в порядок квартиру после разгрома.
Мнение родителей:
Александр, многодетный папа: «К сожалению, просто по книгам Ибуки использовать данную методику для воспитания детей европейским людям непросто. В системе много непонятного для нашего менталитета, часто идет отсылка к тому, что родители должны идеально чувствовать, чем в том или ином возрасте нужно занимать малыша. А это далеко не у всех получается, особенно с первым ребенком. Мы остановились на том, что в воспитании наших детей использовали лишь отдельные советы японца, в том числе знакомили его с миром с помощью предметов, которые реально используются взрослыми».
Методика Гленна Домана
Возраст: 0–5 лет.
Девиз: «Тренируем мозг с рождения».
Данная методика уже давно пользуется большой популярностью у родителей, мечтающих растить гениев буквально с пеленок. При этом изначально система была создана американским врачом-физиотерапевтом для детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Спустя время выяснилось, что методика отлично работает и при обучении здоровых малышей. Гленн Доман считал, что мозг ребенка нужно активно тренировать с самого рождения, иначе уже к 5–6 годам детям будет сложно учиться и запоминать информацию. Дело в том, что в период активного роста до 2–6 лет мозг ребенка нацелен на познание, малышу еще не нужно иметь мотивацию для обучения.
В системе Домана ребенку предлагаются определенные нарисованные карточки со словами, точками (математика) и картинками (окружающий мир), благодаря которым малыши учатся запоминать слова, читать и считать. Рекомендуется буквально с рождения показывать ребенку картинки, громко и отчетливо называя их. Такие действия формируют даже у грудничка четкую связь между тем, что он слышит, видит и воспринимает в целом.
Помимо карточек система Домана также предполагает особое творческое и физическое развитие ребенка. Доман рекомендует как можно раньше приобщать детей к различным видам спорта: плавание, лыжи, коньки, бег и т.д. Считается, что если начать заниматься с ребенком по данной системе с первого месяца жизни, к одному году он уже будет обладать значительным словарным запасом, а впоследствии сможет быстро читать и считать и легко запоминать большой объем информации.
За: обучение по методике не занимает большого количества времени, система понятна, проста и доступна для любого родителя.
Против: система направлена на развитие зрительной памяти, при этом не предполагает развития тактильных навыков, подходит только для усидчивых детей.
Мнение родителей:
Оксана, мама второклассницы: «До трех лет я занималась с дочкой по этой методике, и действительно она сработала. В 4 года дочка уже научилась читать и хорошо считала. Сейчас у нее нет никаких проблем с обучением, нас даже взяли сразу во 2-й класс, минуя первый. Карточки я показывала дочке уже с 3 недель, но времени мы тратили на них значительно меньше, чем изначально было положено по системе. От получаса в день в первый год жизни до часа в 2–3-летнем возрасте. Конечно, помимо системы Домана мы использовали и другие модели обучения, поэтому сейчас трудно сказать, что именно повлияло на результат».
Методика Никитиных
Возраст: 0–16 лет.
Девиз: «Мама, папа, я — спортивная семья».
Борис и Елена Никитины — педагоги-новаторы и родители семерых детей. На собственном опыте они создали уникальную систему раннего развития малышей.
Суть методики заключается в полной свободе действий ребенка. Нет никаких системных занятий и прочих ограничений. Дети могут заниматься сколько хотят, в то время, когда им удобно, сочетая спортивные и интеллектуальные занятия. Методика предполагает закаливание малыша с раннего возраста, детей нужно одевать в легкую одежду, они должны как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Спорт в этой методике выходит на первое место, с раннего детства малыши учатся пользоваться различными спортивными снарядами, которые становятся для них такой же неотъемлемой частью интерьера, как мебель.
Центром системы выступают родители, которые на собственном примере приучают детей к здоровому образу жизни, закаливанию и тренировкам. Задача взрослых — как можно больше общаться с малышами, всячески поощрять и хвалить. При этом метод не приемлет принуждения, ребенок должен делать все с радостью без принуждения. Безусловно, методика предполагает, что все члены семьи должны быть увлечены спортом и следовать правилам ЗОЖ.
За: уделяет достаточное внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка, проста в использовании, может применяться родителями, далекими от педагогики.
Против: нет индивидуального подхода к ребенку, отсутствует творческая составляющая и элементы развития мелкой моторики, предполагает радикальный подход к закаливанию малыша, полезность которого с медицинской точки зрения весьма спорна.
Мнение родителей:
Полина, многодетная мама: «В методике Никитиных меня больше всего заинтересовала система закаливания детей с рождения. Первого ребенка я по неопытности в этом вопросе упустила, а двух младших стала закаливать буквально сразу же после выписки из роддома. Результат получился потрясающий, в отличие от старшей дочки младшие практически не болели ни в детском саду, ни в школе. Кроме того, врачи всегда определяли группу здоровья детей как первую, что в наши дни уже считается редкостью».
Методика «Школа семи гномов»
Возраст: 0–6 лет.
Девиз: «Все лучшее — в одном флаконе».
Школа семи гномов, по сути, собрала в себе элементы многих популярных педагогических методик. Она базируется на шести китах: умственное, физическое, эмоциональное, эстетическое, личностное и социальное развитие. В специальных книгах, разделенных по возрастам, так или иначе затрагиваются все эти сферы развития ребенка.
Учебные пособия «Школы семи гномов» состоят из 12 книг для детей в возрасте от 0 до 6 лет. С помощью них ребенок поэтапно осваивает информацию, в том числе учится делать различные поделки, клеить и вырезать, что способствует развитию мелкой моторики.
За: по методике можно заниматься самостоятельно, она четко систематизирована, в каждой книге есть четкая инструкция для родителей, для детей предусматриваются поощрительные призы в виде наклеек.
Против: не все книги одинаково хорошо сделаны, в некоторых встречаются не очень удачные задания и рисунки, брошюры четко распределяются по возрастам, детям неинтересно проходить книги для более старших детей.
Мнение родителей:
Елена, мама первоклассника: «Мы занимались по этой методике до школы, в целом она весьма неплохая. Правда, мне не показалась, что эта методика способствует именно раннему развитию ребенка в его классическом понимании. Скорее это хорошая помощь для родителей для поэтапных занятий с малышом в разном возрасте и его дальнейшей подготовке к школе».
Методика Вячеслава Воскобовича
Возраст: 2–16 лет.
Девиз: «Развитие — в игре!».
В начале 90-х годов, когда бывшие советские граждане испытывали проблемы с приобретением качественных и недорогих игрушек для своих детей, инженер-физик Вячеслав Воскобович создал первую в стране систему развития мышления, основанную на развивающих играх. Все игры являются многофункциональными, в них можно играть много раз в различных комбинациях. В ходе игры дети с помощью родителей учатся читать и считать, логически мыслить, кроме того, развивается их воображение и фантазия.
К большинству игр прилагаются методические пособия, проиллюстрированные известными сказками, с помощью которых дети выполняют различные задания и отвечают на вопросы.
За: игры Вячеслава Воскобовича вызывают большой интерес практически у всех детей, постоянные занятия по системе способствуют развитию памяти, внимания и мышления, способности к анализу большого объема информации и развитию пространственного воображения.
Против: игры Воскобовича очень сложно изготовить самому, для занятий их придется приобретать в специальных магазинах, кроме того, система не является полноценной для гармоничного развития ребенка, игры придется сочетать с другими занятиями.
Мнение родителей: Артем, папа дошкольника: «Мои родители играли со мной в детстве в игры Воскобовича, мне кажется, что они оказали большое влияние на мое развитие и способность к анализу и логическому мышлению. Уже в начальной школе мне хорошо давались сложные задачи для более старших классов, а учиться я пошел на мехмат МГУ. Сейчас я уже занимаюсь по этой системе с собственным сыном, надеюсь, ему она тоже поможет, хотя в наши дни подобных игр других авторов появилось уже очень много».
Подписаться
Авторы:
- org/Person”>
Светлана Цикулина
МГУ Россия Спорт Школа Дети Книги Наука ЗОЖ
Опубликован в газете “Московский комсомолец” №28128 от 18 ноября 2019
Заголовок в газете: Как вырастить гения с пеленок
Что еще почитать
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Пентагон подделал видео крушения беспилотника под Крымом
31618
КрымФОТО: T. ME/KRYUCHKOVOLEG
Власти Кузбасса обвиняются по самому крупному антимонопольному делу в России в сфере транспортного планирования
28626
КузбассИнна Богданова
Группа Cream Soda подтвердила гибель своего продюсера
Фото 26799
ЯрославльКакие изменения ждут жителей Германии в апреле 2023 года
10430
ГерманияВ Севастопольской бухте остановили движение транспорта утром 28 марта
9043
Крымфото: МК в Крыму
Из-за размытия дороги в селе Мельгуново под Рязанью закрыли проезд для транспорта
7175
Рязань
В регионах:Ещё материалы
Методики раннего развития
Сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития – методики Марии Монтессори, Николая Зайцева, Екатерины и Сергея Железновых, Глена Домана и его последователя – Андрея Маниченко и т. д. Современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в Интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… Однако справиться с обилием всей информации непросто. К тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? Давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.
Сначала о том, что мы понимаем под термином “раннее развитие”. В данном случае – это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: “Читать раньше, чем ходить” (П.В.Тюленев), “Математика с пеленок” (А.А. Маниченко), “После трех уже поздно” (Масару Ибука).
Итак, пробуем подобрать методику. Сразу оговоримся – идеальной методики развития не существует! Потому что все родители разные, и все дети разные. То, что нравится и подходит одним – совершенно не радует и не подходит другим. Более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии “западающих” направлений. Так, например, у большинства методик не затрагивается развитие двигательной активности (а, как известно, движение – это жизнь) и эмоциональной сферы, которая наряду с игровой деятельностью в дошкольном периоде является ведущей.
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МАРИИ МОНТЕССОРИ
Это один из самых популярных методов развития.
Принцип: Следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
Направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
Что нужно? Развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным Марией Монтессори. Потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. Хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т. д.).
Как заниматься. Ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. Все материалы должны находиться в свободном доступе. Ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. Например, он подходит к “Розовой башне”. Если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. Далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с “Розовой башней”. После завершения игры пособие убирается ребенком на место. Взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду. Например, ребенок увлекся счетом. Это сигнал для взрослого: пора дополнить математическую зону счетным материалом (всевозможные грибочки, палочки, кубики), карточками и плакатами с цифрами т.п.
Кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя Монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. И внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
Пробелы. В системе не предусмотрено творческое, эмоциональное и физическое развитие. Нет места ролевым играм.
Как можно адаптировать. Развивающая среда – это всегда хорошо. И не обязательно заполнять её только монтессори-материалами – подойдут любые развивающие игрушки. Хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести – они действительно уникальны и интересны. Ещё вариант – посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по Марии Монтессори.
КАРТОЧКИ ДОМАНА-МАНИЧЕНКО
Эту методику разработал американский врач-нейрофизиолог Глен Доман. А российский педагог-психолог Андрей Александрович Маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
Принцип: В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.
Направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
Что нужно? Цель занятий по Доману — познакомить ребенка с множеством систематизированных по разделам понятий (посуда, города, птицы и т.д.). Доман предлагает показывать ребенку карточки, на которых размещены изображения предметов, цифры или слова.
Как заниматься. Несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. При этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. Каждый раз подборка карточек должна обновляться (Доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
Пробелы. Система Домана-Маниченко – одна из самых спорных систем раннего развития.
Предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. Задача малыша – познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь – через тактильные каналы. Методика же Домана-Маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы.
Из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка.
Маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает.
Изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.
Кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за “раннее обучение”, которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.
Как можно адаптировать. Можно купить несколько комплектов карточек для общего развития и в спокойном режиме смотреть их с ребенком, обсуждать, сравнивать с реальными предметами, придумывать с ними игры (хотя сейчас на сайте “Умница” появились методические пособия с готовыми играми для занятий с детьми).
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ СЕСИЛЬ ЛУПАН
Последовательница метода Глена Домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.
Принцип: Обучение должно приносить радость малышу и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.
Направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
Что нужно? Сесиль Лупан считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
Она разработала систему игр и упражнений, направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «Поверь в своё дитя». Книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
Кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить “репертуар” занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
Как можно адаптировать. Сесиль Лупан сама дает совет на этот счет: “Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого”. Золотые слова!
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
Принцип: Ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. Склад – это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па – 3 склада, э-к-ра-н – 4 склада).
Направления: обучение чтению и счёту.
Что нужно? Нужно купить кубики Зайцева (они все разные – по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. И заниматься. Для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). Он сразу будет учиться пропевать склад. Пропевать – потому что “обучаться чтению с пением гораздо эффективнее”. И ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. Поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.
Пробелы. В школе у детей из-за отсутствия проработки буквенного состава слова могут возникнуть проблемы с написанием слов, к тому же придется переучивать ребенка со “складов” на “слоги”.
Кому подходит. Высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.
Как можно адаптировать. Ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. Хотя кубики Зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по традиционной методике. Только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.
ДИНАМИЧЕСКИЕ КУБИКИ ЕВГЕНИЯ ЧАПЛЫГИНА
Евгений Чаплыгин – последователь методики Зайцева. Он разработал динамические деревянные кубики, с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. В наборе намного меньше кубиков (20 штук – 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте Зайцева. Двойные кубики Чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
Чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое “Домино”, направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения.
“Кубики” и “Домино” рекомендованы для детей от трех лет.
В настоящий момент Чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики Андрею Маниченко (компании “Умница”).
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДИСКИ ЖЕЛЕЗНОВЫХ
Екатерина и Сергей Железновы разработали методику раннего музыкального развития «Музыка с мамой». В репертуаре Железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
Методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.
СКАЗОЧНЫЕ ИГРЫ ВОСКОБОВИЧА
Вячеслав Воскобович разработал многофункциональные игры – конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. Таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою Гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку.
Самые известные игры – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», “Волшебная восьмерка” (изучаем цифры), “Конструктор букв” (изучаем буквы”), “Складушки” (учимся читать).
Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.
Игры Воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. Одной игры вашему ребенку хватит надолго. Так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. Подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНЫХ
Борис и Елена Никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. Никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. Надо сказать, что система Никитиных в советское время произвела фурор. Хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о “первопроходцах”.
Борисом Никитиным был придуман ряд игр, направленных на развитие творчества и логического мышления. Также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых – не показывать, как надо. Малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
Самые популярные игры Никитина: “Рамки и вкладыши”, “Сложи узор”, “Сложи квадрат”, “Уникуб” и другие. Играть в эти игры можно всей семьей. Получите массу положительных эмоций.
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Блоки Дьенеша – это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. Выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. В наборе блоков Дьенеша имеются методические указания с примерами игр. В дополнение можно приобрести специальные альбомы, Логические блоки Дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. Блоки Дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).
ЦВЕТНЫЕ СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
Палочки Кюизенера – это набор, в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Игры с палочками на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое.
Для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. Пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.
КОМПЛЕКТЫ «ШКОЛА СЕМИ ГНОМОВ»
“Школа Семи Гномов” – это комплексная система развития ребенка от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
Принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
Направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. В зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг.
Что нужно? Нужно заниматься со своим ребенком по пособиям “Школы Семи Гномов”. В каждой книге ШСГ имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. Пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. Задания в пособиях “Школа Семи Гномов” продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. Почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
Как заниматься. В этом вам помогут разноцветные гномики. Вместе с самым младшим Фиолетовым Гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. Дальше за дело возьмется Синий Гномик. Годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. Чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. Голубой Гномик – позанимается с 2-3-летним ребенком, Зеленый Гномик – 3-4-летним, Желтый Гномик – 4-5-летним, Оранжевый Гномик – 5-6-летним, Красный Гномик – 6-7-летним.
Кому подходит. Всем детям и всем родителям. “Школа Семи Гномов” активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях.
Как можно адаптировать. Книги ШСГ можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. Задания в книгах целесообразно дополнять “живыми” играми и занятиями.
Автор статьи: Дарья Колдина.
Преобразование систем раннего детства
Первые несколько лет жизни закладывают основу для будущего ребенка. Опыт в раннем детстве (от родового до детского сада) влияет на социальное, эмоциональное и когнитивное развитие, а также на общее состояние здоровья, определяя в раннем возрасте, настроен ли ребенок на достижение оптимального здоровья.
Знание того, какое большое влияние могут оказать инвестиции и вмешательства на эту критически важную должность g e развития, NICHQ работает через различные проекты и партнерства, чтобы мобилизовать различные секторы, включая семьи, сообщества и политиков, для преобразования систем раннего детства, чтобы в конечном итоге улучшить показатели здоровья детей младшего возраста по всей стране.
Продолжайте прокручивать или используйте эти быстрые ссылки, чтобы узнать больше.
Краткие факты | Текущие инициативы | Виртуальное сообщество | Связанный контент | Партнеры | Новости
Краткие факты
Социальные детерминанты здоровья
Здоровье детей в первые годы часто зависит от обстоятельств, в которых они родились. Доступ к хорошим школам, жилью, питанию, общественной поддержке — все эти детерминанты влияют на здоровье и развитие детей. Узнайте больше о том, как социальные детерминанты здоровья влияют на справедливость в отношении здоровья.
Подходы двух поколений:
Когда семьи испытывают трудности из-за обстоятельств окружающей среды, таких как их работа, сообщество или экономический статус, здоровье детей также страдает. Подход двух поколений признает, что здоровье родителей и ребенка взаимосвязаны, и направлен на комплексное удовлетворение потребностей семьи. Генеральный директор NICHQ обсуждает, как здесь. Или посмотрите это видео, в котором объясняется, почему подходы двух поколений могут оказать большое влияние на результаты раннего детства.
Скрининг развития
Дети должны пройти три скрининга развития, прежде чем им исполнится три года. Эти скрининги оценивают, достигают ли дети своих основных этапов развития, подсказывают упреждающие меры и помогают всем детям начать школу, готовые к успеху. Узнайте больше на этом веб-семинаре или прочитайте о путешествии по скринингу развития в одном штате.
Помощь родителям и опекунам:
Родители закладывают основу для будущего своих детей. Вот почему мы стремимся помочь семьям понять, насколько важно развитие детей в раннем возрасте, какие ресурсы они могут использовать и какие действия они могут предпринять. Узнайте больше о мощной государственной системе, которая расширяет возможности родителей, или прочитайте статью о том, как открыть в вашем районе академию для родителей дошкольного возраста.
Наши инициативы
NICHQ реализует три текущие инициативы, направленные на различные аспекты систем раннего детства. Нажмите на заголовок ниже, чтобы перейти на страницу с более подробной информацией о проекте.
The Collaboratory — это виртуальное место, где участники ECCS CoIIN и заинтересованные лица могут обмениваться идеями и передовым опытом, задавать вопросы и получать полезные советы для продвижения своих усилий по изменению. С философией «все учат, все учатся» и «бессовестно воруют» NICHQ открывает сотрудничество для всех, кто работает над улучшением систем раннего детства.
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Хотите присоединиться? Заполните эту форму, чтобы запросить доступ.
Связанный контент
Гендерно-аффирмирующее здравоохранение последовательно снижает неравенство в отношении здоровья среди молодежи
Февральский отчет Американской медицинской ассоциации подтвердил, что отсутствие доступа к блокаторам полового созревания или гормональной терапии тесно связано с плохим психическим здоровьем и суицидальными мыслями среди транс-молодежи. И наоборот, и это очень важно, исследование, опубликованное 29 марта.показывает, что трансгендерные и небинарные молодые люди, которые открыто заявили о своей гендерной идентичности и имели высокую поддержку семьи, сообщали о более низких показателях рассмотрения и попыток самоубийства в прошлом году.
Как клиницисты и поставщики медицинских услуг могут поддерживать уход, подтверждающий гендерные аспекты
Как врачи, работники общественного здравоохранения и поставщики медицинских услуг, приверженные справедливости в отношении здоровья, мы обязаны поддерживать молодежь с уникальными медицинскими потребностями, которая подвергается повышенному риску негативных последствий для здоровья от дискриминации, включая травлю, физическое насилие и самоубийство. Присоединяйтесь к нам, участвуя в содержательном диалоге о передовых методах для детей с гендерным разнообразием, чтобы улучшить качество жизни, уменьшить неравенство в психическом здоровье и, что наиболее важно, помочь наиболее исторически маргинализированным детям достичь оптимального здоровья.
Поддержка доул улучшает здоровье матери и ребенка, вовлечение пациентов и семей , CD/PCD(DONA), владелица службы доулы Birth Sisters. В настоящее время Роуз является сопредседателем по взаимодействию с пациентами и семьями Исполнительного комитета Национальной сети сотрудничества в области перинатального качества и вошла в совет директоров NICHQ в марте 2022 года.
Поддержка семей коренных народов для улучшения показателей здоровья
Матери и роженицы, отцы, партнеры, опекуны и семьи из числа коренных народов могут говорить сами за себя. Итак, убедитесь, что места доступны и заполнены в ваших проектах, ваших командах, ваших досках. Во многих проектах в области ЗМР есть руководящие комитеты, и во всех проектах должна быть представлена семья. Надеюсь, вы интуитивно поняли, что недостаточно просто передать сообщение. Когда я думаю о справедливости, равноправии, разнообразии и инклюзивности в отношении наших комитетов, наших преподавателей-экспертов или даже наших консультантов по улучшению, я начинаю задавать вопрос: есть ли здесь люди из общин американских индейцев и коренных жителей Аляски?
Лучшие ресурсы NICHQ для достижения изменений в 2022 году
Просмотрите подборку статей, вебинаров и ресурсов NICHQ, которые ваше сообщество сочло наиболее ценными в 2022 году.
Ищите NICHQ на Ежегодном собрании Американской ассоциации общественного здравоохранения 2022 года
Присоединяйтесь к Национальному институту качества здоровья детей (NICHQ) 6 ноября в 14:00 для «Постоянно развивающийся путь к справедливости в отношении здоровья детей» , панели, освещающей эволюцию работы NICHQ по обеспечению справедливости на Ежегодном собрании Американской ассоциации общественного здравоохранения 2022 года.
Партнеры по сотрудничеству
Преобразование систем раннего детства — в отличие от реализации индивидуальных вмешательств — требует сотрудничества множества традиционных и нетрадиционных партнеров. Ниже перечислены организации, которые мы с гордостью называем нашими партнерами в этой важной работе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы узнать больше о работе каждой организации в области раннего детства. Напишите нам по адресу [email protected] или заполните форму ниже, чтобы узнать, как вы можете принять участие.
- Корпорация прикладного инженерного менеджмента
- Ассоциация программ охраны здоровья матери и ребенка
- Центр изучения социальной политики
- Детская больница в Медицинском колледже Монтефиоре/Альберта Эйнштейна
- Управление ресурсов и услуг здравоохранения Бюро охраны здоровья матери и ребенка
- Медицинская школа Икана на горе Синай
- Институт улучшения здравоохранения
- Дж. Б. и М.К. Фонд семьи Притцкер
- Национальные институты здравоохранения
- Фонд Роберта Вуда Джонсона
- Общественный фонд Силиконовой долины Фонд поддержки родителей через педиатрию
- Борьба вместе
- ОТ НОЛЯ до ТРИ
Новости по теме
Исследование NICHQ о содействии безопасному сну и грудному вскармливанию младенцев во время пандемии COVID-19 было опубликовано Nursing for Women’s Health
BOSTON — Опыт клиницистов по охране материнства в содействии безопасному сну и грудному вскармливанию младенцев во время COVID-19Пандемия подробно описывает результаты исследования, проведенного исследователями NICHQ служб охраны материнства в 10 больницах США с апреля по сентябрь 2020 года. Участников спросили о проблемах и возможностях, способствующих безопасному сну и грудному вскармливанию младенцев во время пандемии. Опубликовано: 10 марта 2023 г. | Сестринское дело для женского здоровья
NICHQ объявляет о кадровых изменениях в отделе коммуникаций и развития
Национальный институт качества здоровья детей (NICHQ) рад объявить о недавнем повышении в должности двух преданных своему делу членов наших команд по связям с общественностью и развитию. Присоединяйтесь к NICHQ, чтобы поздравить наших сотрудников и поприветствовать их на новых должностях.
Исследование NICHQ по пропаганде безопасного сна и грудного вскармливания среди населения, опубликованное BMC Public Health
BOSTON – Подходы сообщества к пропаганде безопасного сна и грудного вскармливания младенцев: качественное исследование , проведенное Национальным институтом качества здоровья детей ( NICHQ) подробно описывает возможности и проблемы, связанные с улучшением пропаганды безопасного сна младенцев (ISS) и грудного вскармливания на уровне сообществ в сообществах, подверженных неравенству в отношении безопасного сна младенцев и грудного вскармливания. Опубликовано: 7 марта 2023 г. | BMC Общественное здравоохранение
Имена NICHQ Доктор Зсакеба Хендерсон Старший советник по вопросам здравоохранения
Доктор Зсакеба Хендерсон присоединится к Национальному институту качества здоровья детей в качестве старшего медицинского советника, где она будет консультировать президента и генерального директора NICHQ Скотта Д. Бернса, доктора медицины, магистра здравоохранения, FAAP, чтобы помочь продвинуть работу организации, чтобы обеспечить каждому ребенку оптимальное здоровье.
NICHQ получает неограниченное пожертвование в размере 4 млн долларов от филантропа Маккензи Скотт
БОСТОН. Национальный институт качества здоровья детей (NICHQ) получил щедрое пожертвование в размере 4 миллионов долларов в виде неограниченного финансирования от филантропа Маккензи Скотт для продвижения своего видения достижения оптимального здоровья каждым ребенком. «Дарить неограниченный подарок — значит оказывать огромное доверие и ответственность некоммерческой организации», — сказал генеральный директор NICHQ Скотт Бернс, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения в Boston Globe. «Я обещаю, что мы достойное дело».
NICHQ создает инновации Департамента справедливости в отношении здоровья для устранения системных несправедливостей в отношении здоровья
БОСТОН. Национальный институт качества здоровья детей (NICHQ) недавно открыл новый отдел инноваций в области справедливости в отношении здоровья, возглавляемый вице-президентом по инновациям в области справедливости Стейси Скотт, доктором философии, магистром здравоохранения, с целью ускорения стратегий, направленных на устранение системных неравенств в отношении здоровья. Часть текущей работы, которую будет поддерживать Департамент инноваций в сфере здравоохранения, — это Инструмент аудита систем справедливости, созданный совместно NICHQ и Глобальным центром безопасного сна для младенцев (GISS) для оценки скрытых и явных предубеждений в системах здравоохранения. Департамент также будет поддерживать внутреннее участие в акционерном капитале и поддерживать существующие проекты, чтобы гарантировать, что они эффективно используют капитал. В течение следующих нескольких месяцев будут определены и определены приоритеты новых проектов, связанных со справедливостью в отношении здоровья.
Партнер с нами
Заинтересованы ли вы в использовании этих идей изменений для улучшения здоровья детей в населении, штате или в медицинских учреждениях? Свяжитесь с NICHQ для обсуждения:
- Возможности для поиска партнеров и стратегии для получения поддержки партнеров
- Инструменты, используемые для отслеживания данных и улучшения совместной работы
- Обучение последовательному обмену сообщениями и консультированию
Обширный опыт NICHQ в области управления изменениями помогает нам подобрать для вас наилучшее решение, начиная от поддержки отдельных организаций и заканчивая национальными программами.
Узнайте больше и свяжитесь с нами
Раннее развитие детей | ЮНИСЕФ
Программа
Для каждого ребенка важны ранние моменты.
ЮНИСЕФ/UNI333166/Бхардвадж
Перейти к
Наука показывает, что жизнь — это история, тон которой задает начало. Это делает ранние годы детства временем больших возможностей, но также и большим риском.
Мозг детей формируется момент за моментом, когда они взаимодействуют с окружающей средой. В первые несколько лет жизни каждую секунду формируется более миллиона нейронных связей — темп, который больше никогда не повторяется. Качество раннего опыта ребенка имеет решающее значение по мере развития его мозга, обеспечивая прочную или слабую основу для обучения, здоровья и поведения на протяжении всей жизни.
В первые несколько лет жизни каждую секунду формируется более миллиона нейронных связей — темп, который больше никогда не повторяется.
Раннее детство предоставляет критически важную возможность для формирования траектории целостного развития ребенка и создания основы для его будущего. Чтобы дети полностью реализовали свой потенциал, что является их правом человека, им необходимы здравоохранение и питание, защита от вреда и чувство безопасности, возможности для раннего обучения и чуткая забота – например, разговоры, пение и игры – с родителями и опекунами. кто любит их. Все это необходимо, чтобы питать развивающийся мозг и подпитывать растущие тела.
Для многих миллионов самых обездоленных детей в мире, включая детей, живущих в бедности или затронутых конфликтами и кризисами, детей в движении, детей, принадлежащих к сообществам, сталкивающимся с дискриминацией, и детей с ограниченными возможностями, мы часто упускаем это окно возможностей.
Миллионы детей не получают необходимого питания и медицинской помощи, растут в условиях насилия, загрязненной окружающей среды и сильного стресса. Они упускают возможность учиться и лишены стимуляции, необходимой для процветания их развивающегося мозга. Их родители и опекуны изо всех сил пытаются получить время, ресурсы и услуги, необходимые для обеспечения заботы о своих детях в этих условиях.
Когда дети упускают эту уникальную возможность, они расплачиваются утраченным потенциалом — умирают, не успев вырасти, или проживают жизнь с плохим физическим и психическим здоровьем; пытаясь учиться, а затем и зарабатывать на жизнь. И мы все платим цену. Неспособность обеспечить детям наилучшее начало жизни увековечивает циклы бедности и неблагополучия, которые могут охватывать поколения, подрывая силу и стабильность наших обществ.
Изучите темы раннего развития детей
Когда мы даем детям лучший старт в жизни, преимущества огромны для каждого ребенка и для общества, которое мы разделяем. Предоставление вмешательств по развитию детей младшего возраста (РДРВ) всем маленьким детям и семьям является одним из самых мощных и экономически эффективных средств выравнивания, которые мы имеем в нашем распоряжении, чтобы гарантировать, что наиболее уязвимые дети могут полностью раскрыть свой потенциал.
Поддержка родителей
Поскольку родители и опекуны являются наиболее важными поставщиками заботы о детях раннего возраста, ЮНИСЕФ работает над тем, чтобы у них было время, ресурсы и услуги, необходимые для этого. Мы предлагаем информацию и ресурсы непосредственно родителям, а также работаем с поставщиками услуг и работодателями, чтобы предложить поддержку для родителей, от удобных для семьи рабочих мест и ухода за детьми до детских пособий для семей и поддержки благополучия лиц, осуществляющих уход.
Узнать больше
Поддержка правительств и партнеров
Содействие оптимальному развитию детей требует скоординированных усилий в рамках систем здравоохранения, питания, образования, защиты детей и социальной защиты и не только. ЮНИСЕФ работает с правительствами, предприятиями, гражданским обществом и академическими кругами над укреплением этих систем, чтобы дети получали услуги, необходимые для удовлетворения их потребностей в развитии, и над тем, чтобы учреждения, формирующие жизнь детей и семей, работали вместе, чтобы создать благоприятную среду для их.
Узнать больше
Раннее развитие детей в чрезвычайных ситуациях
Для детей младшего возраста в гуманитарных и нестабильных условиях доступ к услугам РДРВ является вопросом жизни и смерти. ЮНИСЕФ вместе с правительствами, донорами и другими партнерами выступает за то, чтобы РДРВ рассматривалось и финансировалось как приоритет во всех гуманитарных мероприятиях, в том числе в условиях затяжных кризисов. Мы также работаем с партнерами над предоставлением основных услуг РДРВ — от здоровья и питания до игр и возможностей раннего обучения — для удовлетворения потребностей детей и опекунов в чрезвычайных ситуациях.
Узнать больше
Отслеживание развития детей раннего возраста
Данные и фактические данные о РДРВ необходимы для выявления детей, подвергающихся наибольшему риску неполного раскрытия своего потенциала, улучшения и адресности услуг, а также для обоснования адекватных инвестиций в маленьких детей и их семьи. ЮНИСЕФ работает с правительствами и другими партнерами над мониторингом РДРВ и созданием инструментов измерения, которые помогают ликвидировать пробелы в наших знаниях о развитии детей младшего возраста.