Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ
Библиографическое описание:Булыгина, Д. А. Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ / Д. А. Булыгина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 320-322. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2197/ (дата обращения: 26.03.2023).
Современная ситуация в образовании характеризуется
тем, что школа должна представлять собой особую образовательную
среду, в которой, с одной стороны, осуществляется выполнение
обществом его обязательной функции по формированию социально
адаптивной личности, а с другой стороны, реально происходит
социальное, профессиональное и гражданское самоопределение
выпускников. На это указывает и национальная образовательная
инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи
современной школы – раскрыть способности каждого ученика,
воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота
своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
мире.
Под социализацией личности мы понимаем процесс включения индивида в жизнь общества через усвоение личностью норм поведения в обществе, приобщение ее к ценностям общества, осознание личностью себя как части общества, своей ответственности перед людьми. «Первичная социализация осуществляется в семье, в кругу сверстников, в начальной школе; вторичная – в основной и средней школе», – отмечает В.И. Загвязинский» [3, с.27].
Социализация учащегося предполагает включение
обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих
ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное
осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.
Между тем практика показывает, что основная школа сегодня не
учитывает названную выше проблему и продолжает предоставлять учащимся
лишь набор определенных знаний. Учителя не учитывают, с одной
стороны, специфику подросткового возраста, а с другой –
современную ситуацию в информационном развитии нашего общества.
Решением проблемы, на наш взгляд, могло бы стать
создание такой образовательной среды, в которой учащийся вынужден
занимать активную личностную и социальную позицию и наиболее полно
раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Речь
идет об информационно-коммуникационной среде ОУ, вовлекающей
учащихся в процесс межличностного и межкультурного общения, в том
числе и интерактивного, «в котором каждый учится
аргументировать, доказывать, обосновывать свою позицию, используя
средства информационных технологий» [4, с. 115].
Информационно-коммуникационная среда – особая образовательная среда, базирующаяся на широком использовании информационных технологий. Как отмечает И.Г.Захарова, «информационно-коммуникационная среда – это сложная система, включающая следующие главные компоненты: интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие среды в ходе образовательного процесса; средства коммуникационных технологий, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам среды» [3, с. 168].
Информационно-коммуникационная среда ОУ развивается, как правило, на трех уровнях:
на первом уровне в качестве основы формируется медиатека с выходом в Интернет;
на втором уровне происходит развитие за счет наработок педагогов;
на третьем уровне – за счет наработок учащихся.
Информационно-коммуникационная среда активизирует творческие процессы в ОУ, предоставляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов в сочетании со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем самым дополнительные возможности познания окружающей действительности, развития и социализации личности.
Язык информатики в информационно-коммуникационной среде выступает как средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к мировым культурным ценностям, что позволяет включить язык информатики в коммуникативную надпредметную деятельность, соотносимую с сензитивным периодом речевого развития школьника. Главными участниками процесса обучения в информационно-коммуникационной среде являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном информационном партнерстве.
Основные принципы построения информационно-коммуникационной среды таковы:
1. Информационная
2. Функциональность предполагает, что освоение любого предмета происходит в информационно-коммуникативной деятельности, в которой учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу средствами информационных технологий: подтверждает мысль, утверждает собственную точку зрения, презентует собственную позицию [7, с. 69-71].
3. Ситуативность – ролевая организация учебного занятия: письма по Интернету, слайд-фильмы, мультимедийное сопровождение и др..
4. Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса обучения, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условие успеха каждого является успехом остальных [7, с. 71-75].
6. Моделирование: объем знаний представлен в
концентрированном, модельном виде: схемы, таблицы, диаграммы,
гистограммы и др.
Особенности методики в информационно-коммуникационной среде заключаются в следующем:
1. Упражнения должны быть по характеру информационно-речевыми, то есть упражнениями с презентацией результата средствами информационных технологий.
2. Пространство общения представляет собой «погружение» в информационно-коммуникационную среду через интегрированные уроки информатики и других предметов различных образовательных областей, а также социальная практика: знакомство с работой информационных центров, рекламных агентств и др. [5, с. 190-195].
Важное место в реализации личности в информационно-коммуникационной среде занимает проект учащихся как способ эффективно выстраивать какой-либо тип деятельности: проект позволяет так спланировать деятельность, конструкторскую разработку, управление, чтобы достичь результата оптимальным способом.
Особенностью практической реализации описанной
информационно-коммуникационной среды обучения в МБОУ Лицей г. Нижний
Тагил Свердловской области является вовлечение школьников в активный
информационный процесс обучения, что значительно повышает возможности
воспитательного характера урока. Организатором процесса обучения на
уроке остается учитель, однако существенно меняется его роль. Учитель
регулирует ход работы учащихся на уроке, согласует воздействие и
взаимодействие учащихся, тренирует их в использовании средств
информационных технологий и этим формирует способность учащихся к
осуществлению ответственного выбора в той или иной социальной
ситуации в насыщенной информационной среде. При этом учащийся
действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями,
занимает творческую, авторскую позицию при взаимодействии, что
способствует социализации его личности.
В позитивных результатах реализации
информационно-коммуникационной
среды ОУ убедил нас социально-психологический портрет выпускников
девятых классов МБОУ Лицей в
2011 году.
Он продемонстрировал желание юношей и девушек в дальнейшем
связать свою профессиональную деятельность с социальной сферой (85%)
и словесностью (87%). Отмечалось повышение самооценки выпускников:
98% учащихся утверждало, что умеют вступать в диалог, отстаивая
собственную позицию, а 81% делает это с удовольствием; 89% говорило о
готовности самостоятельно оценивать собственные действия и действия
своих оппонентов в коммуникации; 96% говорило об умении использовать
ИКТ в межличностной и межкультурной коммуникации. Полученные
результаты доказали, что в условиях информационно-коммуникационной
среды обучения происходит «

Учитывая, что процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого, мы считаем, что создание в ОУ информационно-коммуникационной среды обучения станет обязательным условием социализации личности.
Литература:
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 2000. – 559 с.
Медведев Д.А. О национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». – Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.
Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998. – 256 с.
Снежневская М.
А. Учебное пособие для учащихся 6 классов средней образовательной школы. – М.: Московский учебник, 2003. – 175 с.
Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
Хренова О.М. Методические рекомендации. Методические советы к учебнику для 6 класса Литература. – М.: «Мнемозина», 2002. – 203 с.
Основные термины (генерируются автоматически): информационно-коммуникационная среда, информационно-коммуникационная среда обучения, образовательная среда, образовательный процесс, особая образовательная среда, профессиональная деятельность, собственная позиция, современная ситуация, социализация личности, стихийная социализация.
Построение
образовательной среды современной школыОбразовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если
– пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся
К вопросу о структуре
образовательной среды учебных…В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.
Социализация личности младшего школьника на уроках…информационно–коммуникационная среда, социализация личности, современная ситуация, собственная позиция, профессиональная деятельность, особая образовательная среда, образовательный процесс. ..
Инновационные технологии
социализации дошкольников…Ключевые слова: социализация дошкольника, инновация, технологический процесс, личность ребенка, развивающее образовательное пространство, интеграция современных технологий, социальное окружение.
Деловая игра в воспитательном пространстве
образовательной…образовательная среда, среда, образовательный процесс, социокультурное пространство, образовательный материал, психодидактический компонент
Построение образовательной среды современной школы.
Формирование информационно–образовательной среды вуза.
Проектирование
современной информационной.
образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационно–образовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение…
Образовательная среда вуза: типология, функции, структураВ статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический…
Интегрированная
информационно–коммуникационная…В данной статье предложена модель интегрированной информационно–коммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационно–коммуникационными технологиями в обучении детей. ..
Организация проектной
деятельности по обеспечению…Ожидаемые результаты: выявление содержания понятий «позитивная социализация», «личностное развитие», «образовательная среда» в контексте темы проектной площадки…
Основы социализации школьников: социализация в школе
Что такое социализация детей в школе
Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию и развитие школьников к общению между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.
Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.
Чтобы социализироваться, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация детей в школе часто довольно однобокая. Дело в том, что на протяжении одиннадцати лет школьник проводит большую часть дня в обществе одних и тех же детей, взаимодействует с одними и теми же учителями, находится в стенах одного и того же здания.
Правильнее считать школу частью социализации, но не обязательным пунктом.
<<Блок перелинковки>>
Факторы социализации школьников
Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.
Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?».
<<Форма демодоступа>>
Семья
Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.
В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине.
Улица
Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык.
Интернет
В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.
Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.
Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда.
Кружки и занятия
Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.
Источник: freepik.comСредства социализации школьников
Средства — то, с помощью чего происходит социализация. «Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?».
Бытовые навыки
В первую очередь закладывается умение обслуживать себя — есть, умываться, причёсываться, чистить зубы, завязывать шнурки, убираться в квартире. Чем старше ребёнок, тем больше свободы и самостоятельности ему положено. Но не только в «хотелках» вроде погулять с друзьями допоздна, а ещё и в делах по хозяйству — сходить в магазин или погулять с собакой.
Элементы духовной культуры
Книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе. В процессе социализации учащиеся школы узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту.
Образование
Уровень образования в стране — важное условие социализации школьников. От качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок. В населённых пунктах без доступа к полноценному образованию процесс социализации нарушается — ребёнок усваивает ограниченную и замкнутую систему ценностей, не имея возможности развиваться вне этих рамок.
<<Форма бесплатного курса>>
Общение на ранних этапах развития
В науке известны случаи, когда дети росли в условиях крайней социальной изоляции и воспитывались животными. Учёные установили, что люди, которые жили в отрыве от общества первые 3,5-6 лет жизни, уже не смогут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми. Это демонстрирует, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. То, как взрослые общаются с ребёнком, напрямую влияет на процесс его социализации.
Методы поощрения и наказания
Способы воспитания играют большую роль в социализации младших школьников.
Поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. Оно даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Для успешной социализации важно, чтобы школьника чаще хвалили, чем ругали.
Что делать, если ребёнок учится дома
Мнение, что ребёнок на дому лишён социализации, в то время как в традиционной школе дети социализируются по полной, — ошибочно. Как мы выяснили, социализация личности школьника — это усвоение определённой системы ценностей и норм во время взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий.
Иначе говоря, социализация — это вся жизнь. Чтобы без проблем интегрироваться в общество, ребёнку на семейном обучении достаточно взаимодействовать с семьёй, ходить в кружки и секции, гулять с друзьями на площадке и во дворе, посещать культурные места, путешествовать. Просто живите и приобретайте новый опыт!
Почему общение важно для студентов?
Обладая обширным опытом в области онлайн-обучения, мы знаем, что социальные и эмоциональные потребности учащихся имеют решающее значение для их успеха в образовании и психического здоровья. Мы предлагаем учащимся широкие возможности для общения со своими сверстниками как онлайн, так и лично, чтобы они могли завязать ценные дружеские отношения, которые способствуют их развитию и всестороннему академическому опыту.
Как школы помогают учащимся общаться
Социальное развитие является важной частью качественного образования, и то же самое относится и к онлайн-школе. Благодаря интерактивным обсуждениям в классе, внеклассным клубам, экскурсиям и многому другому учащиеся школ на базе K12 узнают, как преуспеть в онлайн-среде обучения.
Часто задаваемые вопросы о социализации учащихся
Почему социальные навыки важны для учащихся?
Социальные навыки необходимы учащимся, потому что то, чему они учатся в школе, находит применение в их личной и профессиональной взрослой жизни. Обладание сильными социальными навыками полезно не только для их психического здоровья, но и для их будущего благополучия и успеха. Сильные социальные навыки помогают учащимся обрести уверенность, улучшить разговорные навыки, развить эмпатию, отточить навыки ведения переговоров, укрепить доверие, улучшить навыки межличностного общения и многое другое.
Учащиеся, обучающиеся на дому, менее общительны?
Многие эксперты считают, что учащиеся, обучающиеся на дому, имеют широкие возможности для участия в значимой общественной деятельности. Дети, обучающиеся на дому, и дети, которые посещают онлайн-школы, не ограничиваются своим домом. Скорее, их поощряют участвовать в различных мероприятиях на свежем воздухе и общаться с друзьями и сверстниками. Это могут быть экскурсии в зоопарк, на спектакль или в музей; заниматься спортом; заниматься художественной деятельностью; или иным образом участвовать в их сообществах.
Как общение помогает учащимся?
Социализация позволяет учащимся полноценно функционировать как дети, подростки и взрослые. Воздействие различных социальных ситуаций и опыта может помочь учащимся обрести уверенность и преодолеть застенчивость, предоставляя им больше возможностей для профессионального и эмоционального роста в будущем. У них также улучшается психическое здоровье в целом.
Социализация позволяет учащимся получить доступ к уникальным точкам зрения сверстников, которые, возможно, выросли иначе, расширяя их мировоззрение и открывая для них большее разнообразие. Эти навыки в значительной степени являются производными от социальных взаимодействий, которые начинаются с самого раннего возраста, и именно поэтому социальное взаимодействие жизненно важно для учащихся всех возрастов.
Как онлайн-обучение влияет на социальные взаимодействия учащихся?
Социальная составляющая обучения не исчезает, когда школа проходит онлайн, но выглядит по-другому. Студенты участвуют в групповых проектах через секционные заседания. Они также могут совместно выполнять домашние задания для решения проблем и преодоления трудностей. Студентам рекомендуется относиться к онлайн-классу как к традиционному опыту, оставляя свои камеры и микрофоны включенными, чтобы помочь им более эффективно общаться.
Вне классной комнаты ученики собираются на онлайн-клубы, конкурсы, экскурсии, семинары и другие внеклассные мероприятия.* Эти инструменты могут быть особенно полезны для застенчивых учеников, у которых уже может быть что-то общее с другими учениками, зачисленными в клуб. , что облегчает начальные подключения.
Способствуйте социализации вашего ученика с помощью K12
Важность общественной деятельности для учащихся очевидна. В то время как может показаться, что онлайн-школа может уменьшить взаимодействие и усилить изоляцию, школы на базе K12 предлагают множество социальных онлайн-мероприятий для учащихся, которые помогают сочетать безопасность и комфорт виртуальной среды с социальным взаимодействием в традиционной физической среде. школа. Мы готовим студентов к будущему миру с необходимыми навыками и эмоциональным здоровьем.
*Внеклассные мероприятия и программы различаются в зависимости от школы. Некоторые возможности, в том числе программы повышения квалификации, могут иметь связанные с этим расходы для участника.
Социализация учащихся в государственных школах
Просмотры сообщений: 56 376
Социализация, можно сказать, это то, как ребенок взаимодействует со своими сверстниками. Есть много определений, но в школе социализация в основном связана с тем, как дети играют и ладят друг с другом. Мы думаем об отдыхе, когда говорим о социализации. Мы задаемся вопросом, сколько социализации пропускают дети, когда у них нет перемен.
Государственные школы могут иметь большое значение для объединения детей, и социализация кажется критически важной для общества в целом, но некоторым родителям не нравится социализация в государственных школах. Они не верят, что это необходимо для хорошей учебы.
Одним из критических замечаний по поводу домашнего обучения является то, что дети могут не иметь возможности общаться, но большинство родителей, которых я знаю, которые посещают домашнюю школу, прилагают все усилия, чтобы их дети общались с другими. Некоторые домашние школы создают сети, где учащиеся знакомятся с другими, которые учатся в основном дома.
Текущие образовательные реформы вызывают опасения, что дети в государственных школах не могут общаться должным образом.
Что родителям нравится или не нравится в социализации в государственных школах?
Негатив вокруг социализации в государственных школах
Вот несколько причин, по которым родителям не нравится упор на социализацию в государственных школах.
- Они думают, что обучение в школе должно быть больше связано с учебой, и что социализация переоценивается.
- Родители могут позволить церквям обучать терпимости и пониманию.
- Некоторые опасаются, что ученики будут отвлекаться на слишком много общения.
- Дети в школе общаются в основном со сверстниками, что некоторые считают недостатком.
- Школьное общение может включать в себя культурные тенденции, которые родители не одобряют.
- Родители указывают, что невнимательный учитель из-за смущения может разрушить шансы ребенка завести друзей.
- Некоторые опасаются гуманистической программы в государственных школах, которая противоречит определенным религиозным убеждениям.
- Другие считают, что когда школы сосредотачиваются на социализации, они терпят неудачу в других областях.
- Родители также могут быть обеспокоены проблемами социализации, с которыми сталкиваются государственные школы. См. ниже.*
Позитивность Социализация в государственных школах
Родители, которые обращаются в государственные школы, чтобы помочь учащимся в социализации, одобряют это по следующим причинам.
- Дети узнают о других людях, которые могут отличаться от них самих.
- Учащиеся узнают о мире и других культурах.
- Успеваемость подростков в учебе может быть связана с признанием сверстников, включая социализацию (Lynch, Lerner, & Leventhal, 2013).
- Дети могут получить навыки для своей будущей профессии и работы с другими.
- Социализация в школе может привести к тому, что учащиеся станут более осведомленными в политике в более позднем возрасте (Мерельман, Р. М. и Г. Кинг, 19 лет).
86).
- Ценятся внеклассные и спортивные мероприятия.
- Многие родители ценят разнообразие детей, которые общаются вместе, независимо от их происхождения.
- Дети из семей, говорящих на втором языке, получают пользу от социализации (Cervantes, C.A. & D.R. Perez-Granados).
- Дети приобретают когнитивные навыки по мере общения.
- Некоторые считают, что социализация в государственной школе укрепляет американскую демократию.
- Дети учатся навыкам ведения переговоров, решению проблем и самоконтролю.
Проблемы социализации в государственных школах, требующие решения*
Это проблемы, связанные с внедрением хороших программ социализации в государственных школах.
- Запугивание во время социализации может иметь долгосрочные негативные последствия для детей.
- Государственные школы слишком много внимания уделяют тестированию с высокими ставками, чтобы обеспечить хорошую социализацию.
- Многие государственные школы отказывают учащимся в перерывах или переменах.
- Из-за реформы образования во многих государственных школах мало социализации.
- Некоторые школы настаивают на том, чтобы ученики молчали большую часть дня, включая обеденные перерывы.
- Расовые предрассудки могут повлиять на то, как ученики общаются.
- Дети с особыми потребностями нуждаются в лучшем общении со сверстниками.
- Государственные школы, в которых не предусмотрены перерывы или перемены, наносят вред детям.
- Дети проводят слишком много времени в Интернете и недостаточно времени на личные контакты.
То, как учащиеся общаются в школе, повлияет на то, как они будут общаться во взрослой жизни. Социализация имеет решающее значение для детей на любом уровне развития. Школы должны предоставлять учащимся достаточно времени для социального взаимодействия.
Ссылки
Бурман, Г. «Американцы думают, что школа предназначена для общения».