Социально бытовые навыки это: Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада | Статья (младшая группа) на тему:

Содержание

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада | Статья (младшая группа) на тему:

Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего

                  дошкольного возраста в условиях детского сада

     Дошкольный возраст – это значительный период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень большой путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад и семья. Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых навыков осуществляется по большей мере в рамках именно трудового воспитание. Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. совершенствование умений и навыков состоит не только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослого. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования социально-бытовых навыков так важна в общем процессе обучения и воспитания детей. Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Достижения в психическом развитии ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим.

  Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными социально-бытовыми навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками социально-бытовыми навыками – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость

На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий,  улучшается координация . Дети начинают овладевать умениями действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому.

В младших группах основной задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду.

Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно помнить в общении с детьми застенчивыми, робкими. По отношению к ребенку избалованному, имеющему склонность к зазнайству, следует поощрение использовать осторожно.

Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и др.), в дидактических играх типа «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др.

Ребенку трехлетнего возраста присуще стремление действовать самостоятельно. «Я сам! – заявляет он, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор в формировании его трудолюбия.

Огромное трудолюбие и педагогический такт требуются от воспитателя, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать его развитию. Решающее значение имеют игровые приемы, поскольку именно они позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.

Эффективным приемом может стать положительный прием сверстников. «Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!», – говорит педагог. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование эмоциональных песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету. Так, во время умывания воспитатель дает детям новое мыло в красивой обертке, предлагает развернуть посмотреть и говорит: «Какое гладкое мыло, как хорошо оно пахнет! А как наверно хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!».

Весьма действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо и т. п. сюжеты воспитатель может придумать сам.

Воспитателю необходимо помнить, что, если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие ( как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь), у него не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки

 ( небрежность, неряшливость и т. д.).

Важно побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброжелательному отношению друг к другу. Но пользоваться этим приемом следует осторожно, чтобы ребенок не привык к постоянной помощи.

    Хозяйственно-бытовой труд в данном возрасте в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Содержание труда не сложно – это отдельные действия, которые ребенок производит на первых порах совместно со взрослым. И пусть их труд совсем незначителен, но его следует всячески поощрять, поскольку он содержит зачатки коллективного труда и способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых.

   Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у малыша интереса к трудовой деятельности взрослых. Давая малышам элементарные представления о труде няни, дворника, шофера, повара, нужно обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе. В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым, рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть результат труда. Так у ребенка складывается представление о том, что в основе каждого трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. На основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинает складываться представление о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду, желание принимать в нем посильное участие.

  В течение дня важно найти для каждого ребенка полезное и важное дело. Можно дать одно и тоже поручение нескольким детям одновременно

 например протереть стулья. Это самая первая ступень к коллективному труду – труд рядом.

Со второго полугодия детям начинают прививать умения и навыки дежурства по столовой. Готовят их к этому постепенно. Путем поручений у ребенка исподволь воспитывают умение выполнять несколько трудовых действий, связанных с накрыванием на стол. Например, сначала его учат ставить салфетницы и хлебницы на стол, затем раскладывать ложки. После этого, как ребенок освоит эти действия, его учат расставлять тарелки. На первоначальных этапах привития навыков дежурства дети накрывают на стол с помощью воспитателя, затем с незначительной помощью. При этом используются дидактические игры. В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает развитие социально-бытовых навыков, связанных с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью деятельности которого является развитие детей. Существуют различные методы формирования социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с конкретными условиями и т.д. Овладение данными навыками способствует развитию необходимых умений для социализации человека, для формирования самостоятельности, независимости в бытовом отношении, что, безусловно, является и фактором личностного развития.

Формирование социально-бытовых навыков происходит постепенно и планомерно. Очень важно при этом активное сотрудничество детского сада и семьи, так как в первую очередь ребенок берет пример со своих родителей.

Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната

Библиографическое описание:

Чирова, Т. А. Формирование социально-бытовых навыков младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната / Т. А. Чирова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО “Издательство АСГАРД”, 2017. — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11889/ (дата обращения: 09.11.2022).



В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В. А. Сухомлинского: «Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать».

Социально-бытовая ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом — нарушением познавательной деятельности. В отличие от детей с нормой интеллекта, у которых социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность ребенка с ОВЗ формируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.

Труд — важнейшее средство воспитания. Весь процесс воспитания школьников с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Формирование социально-бытовых навыков — процесс приобщения воспитанников к различным педагогически организованным видам общественно полезной работы с целью передачи им определенного опыта, развития у них трудолюбия и сознания человека труда. Дети, занятые различными видами труда, сообразительны, изобретательны, они сталкиваются с различными орудиями труда, материалами, узнают об их назначении, обогащают свой словарный запас.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Создание оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ в условиях интерната является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире. Необходимо так организовать труд воспитанников, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, обеспечил всестороннее развитие воспитанников, помог им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки. Чтобы добиться значимых результатов должна проводиться систематическая работа с воспитанниками.
Воспитание любви к труду, формирования трудовых умений и навыков требует постоянной работы с воспитанниками, а неучастия в ней от случая к случаю. Работа должна быть систематической, доступной. Непосильный труд порождает неуверенность воспитанника в собственных силах, нежелание выполнять её.

Основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания:

Формирование навыков одевания.

Формирование навыков одевания — это первый доступный ребенку вид трудовой деятельности. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребенку чувствовать себя уверенно и независимо. Перед тем как начать работать над процессом одевания, необходимо убедиться, что ребенок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия.

Чаще всего дети не знают или нарушают последовательность при одевании. В этом случае воспитатель должен их направлять и помогать выполнять действия в правильной последовательности. Необходимо многократно показывать воспитаннику одни и те же действия, систематически проводить эту работу и не менять порядок ее выполнения. Обучая ребенка одеванию, нельзя спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить; одежда должна быть просторной, ее легче снимать и надевать. Формируя тот или иной навык, необходимо помочь ребенку проделать целиком совместно с ним всю процедуру, проговаривая каждый этап. Необходимо воспитанников научить, не только надевать и снимать одежду, но и складывать, и убирать ее в определенное место. Тем самым мы воспитаем у него привычку к аккуратности и сформируем положительные навыки поведения. Параллельно с этим необходимо включать в работу дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются предметно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.

Формирование навыков культуры еды.

Во время посещения столовой формируем элементарные навыки сервировки стола. Учить воспитанников по мере возможности складывать посуду на поднос, составлять правильно стулья. Необходимо формировать навыки аккуратности еды у воспитанников. Приучать детей садиться за стол и принимать правильное положение. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами, пищу брать понемножку, бесшумно, не набивать едой полный рот, по мере необходимости пользоваться салфеткой. Не разговаривать за столом во время приёма пищи.

Формирование навыков аккуратного ибережного обращения с вещами личного пользования.

Учим воспитанников замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок, вылезла рубашка из брюк и т. п.) и самостоятельно их устранять или обращаться за помощью к воспитателям.

В работе с детьми я использую такой способ коллективной деятельности, как совместно-индивидуальный: каждый ребенок, хотя и работает одновременно с другими, не испытывает никакой зависимости от них. Например, наведение порядка в своих тумбочках, полках для одежды и т. п., что дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе — это особенно важно на этапе овладения навыком. В свою очередь я имею возможность учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка: один нуждается в дополнительном показе, другой — в физической помощи (рука в руке), третий — в подсказке, напоминании, наводящих вопросах, четвертый — в поддержке, чтобы действовал увереннее.

Формирование культурно гигиенических навыков.

Гигиенические процедуры следует многократно повторять в строго определённое время: утром, до еды, после еды, после занятий, вечером и т. д., чтобы действия вошли в привычку. Для совершенствования навыков самообслуживания организовываются коррекционные практикумы: «Чистим правильно зубы», «Ногти — предмет особого ухода», «О гигиене тела», «Чистые носки», «Уход за обувью», «Уход за волосами». Объясняем воспитанникам, что ходить в туалет необходимо в определённое время, а не в самую последнюю минуту своего желания. Учим пользоваться туалетной бумагой, спускать в унитазе воду, мыть после туалета руки. Все это представляет собой сложную цепочку действий. В своей работе в режимные моменты включаю игры и упражнения, просмотр мультфильмов на заданную тему, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Формирование навыков поддержания порядка вокружающей обстановке.

В условиях школы большое значение имеет создание уюта в спальном корпусе, в своём «жилом помещении». Воспитанники осваивают приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме. Поэтому учим раскладывать аккуратно в шкафу одежду, убирать в гостиной на места игрушки, в классе учебные принадлежности. Учим по мере возможности застилать за собой постель, ставить на место обувь. Дети учатся приемам работы с инвентарем при уборке помещения (подметание и мытье пола, вытирание пыли, поливка комнатных растений). При проведении экскурсий в СБО воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в социальной среде.

Мы знакомим воспитанников с различными бытовыми и кулинарными приспособлениями: мясорубка, чеснодавка, яйцерезка, различные виды тёрок, приспособление для красивой обрезки изделий из теста и т. д. Дети учатся пользоваться всем этим, знакомятся с техникой безопасности. Нашим воспитанникам очень интересно всё это видеть и они учатся всем этим пользоваться.

Формирование навыков культурного поведения и вежливых взаимоотношений.

Учим воспитанников здороваться и прощаться с взрослыми и сверстниками; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям, товарищеские взаимоотношения с взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на вопросы. В своей работе использую сюжетно-ролевые игры для изучения многих тем, например: «Знакомство», «Поведение в общественных местах», «Мы в театре», «Подарок», «Приём гостей», «В магазине» и т.

д.

Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но воспитанников необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитанник, навык, всестороннее развитие воспитанников, мера возможности, одежда, работа, трудовая деятельность, формирование навыков, формирование навыков одевания.

Что такое социальные навыки? | SkillsYouNeed

Социальные навыки — это навыки, которые мы используем для общения и взаимодействия друг с другом, как вербально, так и невербально, с помощью жестов, языка тела и внешнего вида.

Люди — существа общительные, и мы разработали множество способов передачи наших сообщений, мыслей и чувств другим.

На то, что говорится, влияет как словесный язык , так и то, как мы его используем — тон голоса, громкость речи и слова, которые мы выбираем, — а также более тонкие сообщения, такие как язык тела, жесты и другие методов невербального общения .

Тот факт, что некоторые люди лучше « социальных взаимодействующих », чем другие, привел к детальным исследованиям природы и функции межличностного взаимодействия.

Развитие социальных навыков заключается в том, чтобы понимать, как мы общаемся с другими , сообщения, которые мы отправляем, и как можно улучшить методы общения, чтобы сделать наше общение более эффективным и действенным.


Хорошо развитые социальные навыки дают явные преимущества.

Вот пять:

1. Больше и лучше отношения

Хорошее отождествление с людьми ведет к большему количеству отношений, а иногда и к дружбе.

Развивая свои социальные навыки, вы становитесь более харизматичным , желательной чертой. Люди больше интересуются харизматичными людьми, поскольку харизматичные люди больше интересуются (или, по крайней мере, кажутся) ими.

Большинство людей знают, что без крепких межличностных отношений далеко не продвинешься. Сосредоточенность на отношениях поможет вам найти работу, получить повышение и завести новых друзей. Хорошо отточенные социальные навыки могут увеличить ваше счастье и удовлетворение и дать вам лучший взгляд на жизнь.

Больше отношений также может помочь уменьшить негативные последствия стресса и повысить вашу самооценку .

2. Лучшее общение

Общение с людьми и возможность работать в больших группах естественным образом развивают коммуникативные навыки.

В конце концов, вы не можете обладать отличными социальными навыками без хороших коммуникативных навыков, а способность выражать свои мысли и идеи может быть самым важным навыком, который вы можете развить в жизни..

3. Большая эффективность

Если вы хорошо ладите с людьми, вам будет легче избегать общения с людьми, которые вам не нравятся так же сильно, как другие.

Некоторые люди боятся общения, потому что не хотят проводить время с людьми, у которых нет схожих интересов и взглядов. Гораздо проще посетить встречу на работе или вечеринку в личной жизни, если вы знаете хотя бы некоторых людей, которые там будут.

Если вы находитесь в социальной ситуации и не хотите проводить время с «Джоном», потому что он вам не нравится или он не может помочь вам в конкретном вопросе, хороший набор социальных навыков позволит вам вежливо сообщить об этом. вам нужно проводить время с другими людьми на сборах.

См. наши страницы повышение самооценки и укрепление уверенности .

4. Перспективы развития карьеры

Большинство достойных должностей связаны с «человеческим фактором», а самые прибыльные должности часто связаны с большим количеством времени, затрачиваемым на взаимодействие с сотрудниками, СМИ и коллегами.

Редко, когда человек может оставаться изолированным в своем офисе и при этом преуспевать в своей работе. Большинство организаций ищут людей с определенным тактическим набором навыков: способностью хорошо работать в команде, а также влиять на людей и мотивировать их на достижение цели.

См. наши страницы: Навыки трудоустройства и Переносимые навыки для получения дополнительной информации о видах навыков, которые ищут работодатели.

5. Увеличение общего счастья

Умение ладить и понимать людей поможет открыть многие двери в личной жизни и карьере.

Уверенность в себе, чтобы начать разговор на конференции, связанной с работой, может привести к предложению новой работы с более высокой зарплатой. Улыбка и «привет» в социальной ситуации могут привести к формированию дружбы.

См. наши страницы: Личная презентация и Эмоциональный интеллект , чтобы узнать больше.

Характеристики социальных навыков


  • Социальные навыки целенаправленны.
  • Социально обусловленное поведение взаимосвязано в том смысле, что один человек может использовать несколько видов поведения одновременно для одной и той же цели.
  • Социальные навыки должны соответствовать ситуации общения. Различные социальные навыки будут использоваться для профессионального и личного общения.
  • Социальные навыки можно определить как определенные типы поведения, по которым о человеке можно судить по тому, насколько он социально квалифицирован.
  • Социальным навыкам можно обучать, практиковать и изучать.
  • Социальные навыки должны находиться под когнитивным контролем человека — их изучение включает в себя изучение того, когда использовать определенные модели поведения, а также какие модели поведения использовать или как их использовать.

Используйте характеристики социальных навыков, чтобы лучше понять, что означает термин «Социальные навыки».

Признание социальных навыков таким образом приводит нас к мысли, что социальным навыкам действительно можно научиться, обычно через практику и опыт, но их также можно научить.



Дополнительная литература из книги «Навыки, которые вам нужны»


«Навыки, которые вам нужны» Руководство по навыкам межличностного общения в электронном виде.

Развивайте навыки межличностного общения с помощью нашей серии электронных книг. Узнайте и улучшите свои коммуникативные навыки, займитесь разрешением конфликтов, выступите посредником в трудных ситуациях и развивайте свой эмоциональный интеллект.


Развивайте свои социальные навыки

Поскольку социальные навыки предполагают эффективное общение, полезно дополнительно изучить модели общения и понять, как можно поощрять и развивать эффективное общение.

У нас есть много дополнительной информации, которая может помочь в этой разработке. Для получения дополнительной информации перейдите по ссылкам ниже.

Общепризнанно, что социальные навыки и развитие характера труднее приобрести и сложнее изменить, когда люди становятся старше, поэтому чем раньше вы начнете, тем лучше.

Пройдите нашу самооценку навыков межличностного общения, чтобы определить свои сильные и слабые стороны.

Социальные навыки – Развитие ребенка с чувством ребенка

Что такое социальные навыки?

Социальные навыки — это навыки, которые мы используем каждый день для взаимодействия и общения с другими людьми. Они включают вербальную и невербальную коммуникацию, такую ​​как речь, жесты, выражение лица и язык тела. Человек обладает сильными социальными навыками, если он знает, как вести себя в социальных ситуациях и понимает как письменные, так и подразумеваемые правила при общении с другими. Дети с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС), первазивное расстройство развития (не уточненное иначе) и синдром Аспергера испытывают трудности с социальными навыками.

 

Почему важны социальные навыки?

Социальные навыки жизненно важны для того, чтобы человек мог иметь и поддерживать позитивное взаимодействие с другими людьми. Многие из этих навыков имеют решающее значение для создания и поддержания дружеских отношений. Социальные взаимодействия не всегда проходят гладко, и человек должен уметь применять соответствующие стратегии, такие как разрешение конфликтов, когда возникают трудности во взаимодействии. Для людей также важно иметь «эмпатию» (т.е. быть в состоянии поставить себя на чье-то место и распознать их чувства), поскольку это позволяет им с пониманием и заботой реагировать на то, что чувствуют другие.

 

Какие строительные блоки необходимы для развития социальных навыков?
  • Внимание и концентрация: Устойчивое усилие, выполнение действий без отвлечения и способность удерживать это усилие достаточно долго, чтобы выполнить задание.
  • Восприимчивый (понимающий) язык : Понимание языка.
  • Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
  • Игровые навыки: Добровольное участие в мотивированных действиях, которые обычно связаны с удовольствием и удовольствием, где действия могут быть, но не обязательно, ориентированы на достижение цели.
  • Доязыковые навыки: Способы нашего общения без использования слов, включая жесты, мимику, подражание, совместное внимание и зрительный контакт.
  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации, социально приемлемым образом.
  • Исполнительные функции : Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.
  • Планирование и определение последовательности: Последовательное многошаговое выполнение задачи или действия для достижения четко определенного результата.

 

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с социальными навыками?

Если у ребенка есть трудности с социальными навыками, он может:

  • Использовать мимолетный зрительный контакт, непостоянно смотрит в глаза или пристально смотрит на вас.
  • Не иметь возможности по очереди разговаривать со своим партнером по общению.
  • Борьба с использованием соответствующего языка тела (например, стоит слишком близко/далеко от другого человека).
  • Неумение использовать вежливые формы общения (например, сказать: пожалуйста, спасибо, привет и до свидания).
  • Невозможно правильно начать и завершить разговор.
  • Часто прерывайте других.
  • Не может поддерживать тему разговора и дает неуместные комментарии во время разговора.
  • Говорите «на себя» в разговоре, а не вступайте в двусторонний разговор «с» вами.
  • Не задавать уместных вопросов.
  • Повторять информацию в разговоре и, как правило, говорить о темах, которые им интересны (например, о поездах, любимом телешоу/человеке).
  • Не проявляйте особого интереса к тому, что говорит другой человек.
  • Непонимание шуток и выражений, таких как сарказм, идиомы и небуквальная информация (например, «Это место — свинарник!»).
  • Толкуйте то, что вы говорите, очень буквально (например, когда вы говорите: “Вы можете открыть дверь?”, ребенок “да”, не двигаясь, чтобы открыть дверь).
  • Говорите с необычной скоростью, ударением, ритмом, интонацией, высотой и/или тоном голоса.
  • Быть неспособным понимать различные оттенки голоса или читать сигналы лица.
  • Не попросить разъяснений, если они запутались или если ситуация им неясна.
  • Пытаются правильно реагировать, когда их просят изменить свои действия.
  • Склонен раскрывать (чрезмерно) личную информацию малознакомым людям или незнакомцам.
  • Выглядит неосведомленным о других и не может понять чувства других людей на основе их вербальных и невербальных сигналов.
  • Быть неспособным адекватно реагировать на поддразнивание, гнев, неудачу и разочарование.
  • Не могут корректировать или изменять свой язык соответствующим образом в зависимости от ситуации общения.
  • Отсутствие эмпатии (т.е. неспособность представить, каково это быть кем-то другим или в их ситуации).
  • Отсутствие воображения.
  • Выглядеть эгоцентричным.
  • Непонимание последствий своих действий.

 

Какие другие проблемы могут возникнуть, когда у ребенка возникают трудности с социальными навыками?

Если у ребенка есть трудности с социальными навыками, у него также могут возникнуть трудности с:

  • Поведением: Действиями ребенка, обычно связанными с окружающей средой (например, событий, включая дни рождения, или вести себя неприемлемым образом, например, дергать сверстников за волосы или кричать на кого-то, чтобы привлечь их внимание).
  • Сенсорная обработка: У ребенка могут быть проблемы с вниманием или концентрацией внимания, а также с трудностями в интерпретации информации, которую он получает из окружающей среды.
  • Завершение академической работы (например, ребенок может неправильно истолковывать устные или письменные инструкции к заданиям и/или испытывать трудности с образным письмом).
  • Рецептивная (понимающая) речь: Понимание языка.
  • Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
  • Артикуляция: Четкость звуков речи и разговорной речи.
  • Беглость: Плавность или плавность, с которой звуки, слоги, слова и фразы воспроизводятся при разговоре.
  • Голос: Звук, который мы слышим, когда кто-то говорит, уникальный для каждого человека.
  • Саморегуляция: Способность получать, поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации, социально приемлемым образом.
  • Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.

 

Что можно сделать, чтобы улучшить социальные навыки?
  • Играйте с ребенком в игру , чтобы помочь ему развить совместное внимание, очередность, общие интересы, сотрудничество и правильную игру с игрушками.
  • Эмоции: Помогите ребенку понять и показать свои эмоции и распознать эти эмоции у других людей.
  • Эмпатия: Помогите ребенку понять и распознать, что другие люди чувствуют в определенных ситуациях.
  • Социальные истории: Это истории, которые используются для обучения детей определенным социальным навыкам, которые они могут счесть трудными для понимания или сбивающими с толку. Цель рассказа — расширить понимание ребенка путем подробного описания конкретной ситуации и предложения соответствующей социальной реакции.
  • Группы социальных навыков: Это группы, созданные специально для овладения навыками социального взаимодействия с другими людьми.

 

Какие занятия могут помочь улучшить социальные навыки?
  • Наглядные материалы: Составьте плакат с правилами, которые следует помнить при начале разговора (например, использовать дружелюбный голос, устанавливать зрительный контакт, использовать соответствующие приветствия, такие как «привет»).
  • Ролевая игра: Разыграйте сценарии игровой площадки/вечеринки, где ребенок никого не знает. Смоделируйте и составьте список различных вещей, которые вы можете сказать:
    • Чтобы присоединиться к другим играющим (например, «Можно я тоже поиграю?»).
    • Чтобы представиться (например, «Привет, меня зовут…»).
    • Вежливо договариваться со сверстниками (например, «Я не хочу эту машину. Можно мне синюю машину, пожалуйста?»).
  • Спойте песенки , например «Если ты счастлив, и ты это знаешь», чтобы научить ребенка различным эмоциям.
  • Маски: Сделайте маски вместе, чтобы улучшить зрительный контакт.
  • Ход игры: Играйте в игры с чередованием (например, в настольные игры), чтобы побудить ребенка сказать, чей сейчас ход в игре (например, «Моя очередь», «Твоя очередь»).
  • Игры: Поиграйте с ребенком в настольные игры. Убедитесь, что ребенок не всегда является «победителем», чтобы он узнал о «проигрыше» в игре и мог лучше справляться, когда это происходит со сверстниками.
  • Беседа в мешочке с фасолью: Бросьте мешочек с фасолью по кругу, и каждый ребенок по очереди будет участвовать в беседе. Подумайте о разных способах внести свой вклад в беседу (например, задать вопрос, прокомментировать сказанное, добавить что-то по теме).
  • Смотрите и комментируйте: Разыгрывайте по ролям различные ситуации и комментируйте уместные и неуместные попытки общения (например, стоять слишком близко или слишком далеко от другого человека, не использовать соответствующий зрительный контакт, прерывать разговор).

 

Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю трудности с социальными навыками у своего ребенка?

Терапевтическое вмешательство, направленное на помощь ребенку с трудностями социальных навыков, важно для:

  • Помогите ребенку правильно взаимодействовать с другими во время игры, разговора и взаимодействия.
  • Помогите ребенку развить дружеские отношения в школе и во внешкольных мероприятиях (например, заниматься спортом, посещать такие группы, как скауты).
  • Помогите ребенку сохранить дружеские отношения со сверстниками.
  • Помогите ребенку вести себя надлежащим образом во время общения со знакомыми людьми (например, с родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями семьи) и незнакомыми людьми (например, со взрослыми и детьми, с которыми ему может понадобиться общаться во время экскурсий и при посещении таких мест, как парк или бассейн) бассейн).
  • Помогите ребенку развить его осведомленность о социальных нормах и овладеть определенными социальными навыками (например, по очереди вести разговор, использовать соответствующий зрительный контакт, вербальное мышление, понимание образного языка).
  • Разработайте соответствующие социальные истории, чтобы научить ребенка тому, как реагировать в определенных социальных ситуациях.
  • Некоторым детям требуется подробное обучение тому, как взаимодействовать и общаться с другими людьми, поскольку эти навыки не даются им естественным образом.

 

Если не лечить, к чему могут привести трудности с социальными навыками?

Если у детей возникают трудности с социальными навыками, у них также могут возникнуть трудности с:

  • Заведением новых друзей.
  • Поддержание дружбы со сверстниками.
  • Эффективное общение с незнакомыми людьми в ситуациях, включая просьбы о помощи в магазине, просьбы о направлении, если они потерялись, и переговоры с кем-то, с кем у них возникли разногласия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *