Специальности челгу: Факультеты и институты ЧелГУ – Челябинский государственный университет

Факультеты и институты ЧелГУ – Челябинский государственный университет

454001, г. Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129

Поступление +7 (900) 073-30-49

Довузовское образование +7 (351) 799-72-43

Личный кабинет

Сведения о зачисленных

faculties

Факультеты, институты – new

454001, г. Челябинск, ул.Братьев Кашириных, 129

Поступление +7 (900) 073-30-49

Довузовское образование +7 (351) 799-72-43

Личный кабинет

Сведения о зачисленных

Перевод текстов на иностранный язык.

Дистанционное обучение

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция E3S.

Том 295, 2021

Международный научный форум по устойчивому развитию и инновациям (WFSDI 2021)
Номер статьи 05014
Количество страниц) 7
Секция Образование в области устойчивого развития
ДОИ https://doi.org/10.1051/e3sconf/202129505014
Опубликовано онлайн 26 июля 2021 г.
  1. БЫТЬ. Стариченко, Педагогическое образование в России, 3, 23 (2013). [Google Scholar]
  2. Выводы по состоянию образования 2002 г. : нетрадиционные студенты (отчет № NCES 2002-012). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство образования США, Национальный центр статистики образования, (2002 г.) [Google Scholar]
  3. Д. Мэтьюз, Журнал, 27 (2), 54 (1999). [Google Scholar]
  4. К. Свон, П. Ши, Э. Фредериксон, А. Пикетт, В. Пельц, Г. Махер, Journal of Educational Computing Research, 23(4), 389 (2000) [Google Scholar]
  5. Я Ни, Журнал образования по связям с общественностью, 19 (2), 199 (2013) [Google Scholar]
  6. Н. М. Нестерова, Вестник ЧелГУ, 25(240), 58, 112 (2011) [Google Scholar]
  7. А.И. Новиков, Языковое сознание, Содержание и функционирование: Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации, 170 (2000) [Google Scholar]
  8. А.И. Новиков, Текст и его смысловые доминанты (Азбуковник, 2007). [Google Scholar]
  9. М. Каськова, Т. Дугина, А. Заболотских, 10-я Международная конференция по образованию и новым технологиям обучения, 2556 (2018) [Google Scholar]
  10. Каськова М.Е. Практикум по реферированию и аннотированию текстов на итальянском языке (РУДН, 2020) [Google Scholar]

Текущие показатели использования показывают совокупное количество просмотров статей (полные просмотры статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

Образовательные медиапроекты в информационной среде университета

Реферат

Статья посвящена роли медиапроектов в журналистском образовании. Сегодня для формирования медиаграмотности уже недостаточно одной теории – необходимо получить практические навыки разработки и производства медиапродуктов различных форматов. С этой целью факультет журналистики Новгородского государственного университета реализует ряд образовательных медиапроектов в рамках дисциплин «Медиатехнологии: газетное производство» и «Сюжетное редактирование: теория и практика». В их основе лежит принцип проектного обучения: студенты учатся генерировать идеи и реализовывать их, получая конкретный результат. Под руководством преподавателя-наставника студенты разрабатывают концепцию образовательной газеты, выбирают темы публикаций, разрабатывают систему рубрик, вычитывают выпуск, обсуждают результаты на итоговом брифинге. Кроме того, студенты снимают и монтируют видеоролики на актуальные для молодежи темы: о событиях, происходящих в университете, о студенческой жизни, об увлечениях и стажировках. Постоянное включение студентов в процесс разработки и производства медиапроектов различного формата позволяет формировать у студентов профессионально значимые компетенции и развивать устойчивый интерес к журналистике. В статье показаны эффективные механизмы внедрения проектного обучения в журналистское образование и подчеркивается, что проекты должны быть профильными, по выбранной специальности, т.е. журналисты должны заниматься журналистикой, врачи – медициной и т.д. добиться необходимого результата и избежать нареканий со стороны педагогического коллектива, родителей и самих учащихся.

Ключевые слова: интернет-проектжурналистикамедиа-проектгазетная продукциявидео-выпуск

Введение

Некоторые российские вузы активно внедряют инновационную образовательную траекторию – проектное обучение.

Проектное обучение предполагает привлечение студентов, начиная с первых курсов, к практической реализации полученных теоретических знаний.

Проект – ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение общественно значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая достижение ожидаемых результатов путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков. (Яковлева, 2014, с. 14)

Постановка проблемы

Внедрение проектного обучения в вузах часто сталкивается с сопротивлением со стороны профессорско-преподавательского состава, родителей и учащихся. Традиционные методы обучения кажутся более проверенными, надежными, фундаментальными, к тому же количество часов на разработку проектов увеличивается за счет сокращения часов, отводимых на изучение профессионально значимых дисциплин. Поэтому представляется очевидным, что внедрение проектного обучения может быть плодотворным только в творческих сферах образования.

Медиаобразовательные практики и связанная с ними проектная деятельность активно изучаются в современной исследовательской среде:

В своей учебе и в регулярной практической работе в рамках курсов «Медиатехнологии: Газетное производство» и «Сюжетное редактирование: теория и практика» мы также опирались на работы зарубежных авторов, например, Кауна (2014) , Орлик (2014), Маклюэн (1962).

Исследовательские вопросы

3.1. Какова эффективность включения студентов в разработку и выпуск медиапродуктов различных форматов?

3.2. Насколько эффективны образовательные медиапроекты?

3.3. Каковы перспективы проектного обучения в вузе?

Цель исследования

Выявить роль медиапроектов в медиаобразовании и рассмотреть эффективные алгоритмы организации работы студентов в разработке проектов.

Методы исследования

Методологическую основу данной статьи составляет функциональный и структурный анализ, анализ научных работ российских и зарубежных ученых, кроме того, значительную роль в исследовании сыграли эмпирические методы, например, наблюдение.

Находки

Проектное обучение на факультете журналистики НовГУ.

Производство учебной газеты

На протяжении 5 лет на кафедре журналистики НовГУ ведется работа над медийными проектами. В рамках дисциплины «Медиатехнология (газетное производство)» студенты под руководством преподавателя работают над выпуском Антоновка познавательная газета.

Изучение данной дисциплины не предполагает наличия вступительных требований – учащиеся осваивают ее на первом курсе, поэтому основывается на знаниях и умениях, полученных учащимися в общеобразовательной школе.

Основной целью дисциплины является формирование у студентов профессиональных компетенций в области новейших технических и технологических процессов производства современных печатных изданий. Первая часть курса состоит из теории – студенты изучают специфику работы в печатных СМИ и основные этапы производства газетного номера.

Но эта теоретическая база не даст должного эффекта, если студент не посетит редакцию и не увидит своими глазами, как там организована работа. Поэтому, чтобы добавить к теории практический, наглядный аспект, преподаватель организует ознакомительные поездки в редакции городских и региональных печатных изданий, где студенты имеют возможность не только увидеть производственный процесс изнутри, но и пообщаться с сотрудников и задать вопросы главному редактору

После этого учащиеся приступают к воплощению теории в жизнь – начинается выпуск учебной газеты, который включает в себя следующие этапы.

Распределение ролей – должностных обязанностей среди студентов. Это главный редактор, заместитель главного редактора, ответственный секретарь, дизайнер, фотокорреспондент, корреспонденты и корректоры. Иногда возникают трудности даже на этом этапе – мало кто соглашается на должность корреспондента – большинство хочет занять руководящие должности, необоснованно полагая, что в этом случае им нужно будет только координировать работу, совершенно не работая с текстами. Естественно, это ложный стереотип. Поэтому на данном этапе преподаватель должен развенчать этот стереотип и объяснить учащимся, что главный редактор и заместитель редактора не только руководят коллективом и контролируют сроки подачи материалов, но и зачитывают каждый текст, отправляют его авторам на доработку или просто не разрешают ее публикацию – очень часто это является причиной конфликтов, которые преподаватель должен вовремя пресечь. Баканов (2017) точно выразил эту мысль,

Определение концепции, тематики, значимых информационных поводов для публикаций и рубрик, а также планирование сети (графики со сроками подачи материалов, жанры, количество знаков, авторы). Для повышения творческой конкуренции педагог делит группу учащихся на две подгруппы: в первой учащиеся выполняют традиционную Антонов ка; вторая группа делает альтернативную образовательную газету. Как показывает практика, студентам гораздо интереснее работать над альтернативной газетой – если Антоновка уже имеет определенную редакционную политику, концепцию, систему рубрик, студенты, которые начинают работу над альтернативной газетой, начинают с нуля – придумывают название, логотип, слоган, разрабатывают концепцию, дизайн.

Сбор информации корреспондентами. На этом этапе важно правильно определить источники информации – часто это слухи, сплетни, молва, поэтому учителю необходимо акцентировать внимание на достоверности сведений, на проверке источников.

Реализация плана. Студенты в «полях». Они посещают мероприятия, определенные на планерке, фотографируют ключевые моменты, общаются с экспертами и участниками мероприятий, а затем на основе полученного материала пишут текст. Здесь проблемы дисциплинарного характера – не все вовремя присылают материалы, некоторые отказываются от взаимодействия с редактором и не реагируют на его комментарии, а некоторые перестают ходить на занятия. Как показывает опыт, такие проблемы возникают из-за того, что некоторые студенты начинают обучение на факультете журналистики, не имея абсолютно никакого опыта написания медиатекстов – ведь наличие творческого портфолио является необязательным условием поступления. Поэтому активное участие преподавателя, особенно на данном этапе, очень значимо, иногда преподавателю приходится брать на себя обязанности главного редактора и применять дисциплинарные меры в виде снижения баллов к обучающимся, срывающим сроки. Для коллективного обсуждения проблем создается специальная беседа в социальных сетях, в мобильном приложении Trello студенты создают доски, списки и карточки с текстами, систематизируя их и расставляя приоритеты. Кроме того, Trello позволяет всем участникам видеть, на каком этапе находится работа и сколько текстов уже готово.

Когда все материалы собраны, начинается верстка полос в компьютерной программе Adobe InDesign. Следует отметить, что несколько лет назад один студент из группы набирал газету, раньше был главным редактором, но такая работа, когда один человек берет на себя массу обязанностей, а остальные даже не представляют, что такое программа верстки, похоже, не может быть продуктивной, поэтому было решено предоставить возможность каждому ученику составить полосу из своего материала. На данном этапе важно, чтобы каждая полоса соответствовала макету всего номера, разработанному студентом-дизайнером совместно с ответственным секретарем. Когда каждый хочет составить по-своему, выпуск получается сумбурным — необходимо соблюдать единообразие в оформлении иллюстраций, заголовков, шрифтов.

Процесс выпуска учебной газеты на факультете журналистики обычно занимает один месяц, в течение семестра студенты изготавливают четыре номера. После печати номера всегда проводится брифинг, на котором преподаватель анализирует каждый текст, а студенты озвучивают свои впечатления и пожелания.

Монтаж видео

Отвечая на вызовы времени, в 2017 году кафедра журналистики НовГУ разработала новый учебный курс «Сюжетный монтаж: теория и практика», в ходе обучения студенты снимают и монтируют видеоролики для нового ведомственного интернет-проекта «Видеомастерская ИГУМ», которую планируется разместить в официальной группе Гуманитарного института НовГУ в социальной сети ВКонтакте и на видеохостинге YouTube.

В рамках данного курса студенты учатся не бояться камеры – самой главной проблемой в самом начале изучения данной дисциплины является отказ студентов от записи стендапов из-за стеснительности и недостатков речи. Поэтому перед отправкой учащихся на стрельбу «в поля» преподаватель объясняет им основы ораторского искусства: при подготовке закадрового текста они учатся несколько раз произносить его вслух, меняя интонацию, темп, ритм. Кроме того, на занятиях студенты работают над постановкой голоса, выполняют артикуляционные упражнения. Очень полезна «Работа над ошибками»: поиск ошибок или неточностей в чужих текстах учащихся, их исправление.

Значение техники речи для тележурналиста подчеркивают многие исследователи:

Изучение курса проблематично без посещения редакции; поэтому студенты выезжают в ознакомительные поездки на областные телестанции, где знакомятся с редакторами, редакторами новостных телепередач, ведущими.

В проектной работе очень важна роль учителя-наставника – учитель не должен оставаться в стороне и играть только роль охранника, надзирателя, учитель должен вовремя координировать работу учащихся, разрешать споры, избегать конфликтов (юношеский максимализм часто мешает работе над проектом), умейте вовремя поставить точку, но не забывайте хвалить, поощряя активность и творчество.

Заключение

Проектное обучение в области журналистики помогает студентам:

Тем не менее, при разработке и реализации студенческих медиапроектов возникают следующие сложности:

Большое значение имеет тот факт, что авторы рассматриваемых нами студенческих газет и сюжетов одновременно являются целевой аудиторией этих проектов, что значительно упрощает разработку концепции и содержательно-тематической модели таких медиапродуктов.

Анализируемые медиапроекты обладают не только образовательным, но и PR-потенциалом для вуза. И в образовательной газете, и в рассказах студенческого видеомастерства преобладает вузовское содержание: студенты рассказывают о значимых событиях, интересных людях, образовательных траекториях своей альма-матер, что особенно важно в преддверии приемной кампании .

Таким образом, студенческие медиапроекты позволяют студентам приобрести медиакомпетенции, коммуникативные навыки, а их содержание формирует информационную среду вуза. Образовательные проекты позволяют студентам занять активную жизненную позицию, что пригодится им в профессиональной деятельности.

Ссылки

  1. Баканов Р. П. (2017). Педагогические приемы, направленные на эффективное освоение студентами дисциплины «Выпуск учебного медиапроекта» (опыт Казанского университета). Знак. Проблемное поле медиаобразования, 4, 34-45.
  2. Фатеева, И. (2007). Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. ЧелГУ.
  3. Федоров, А. (2009). Медиаобразование: вчера и сегодня. Информация для всех.
  4. Каун, А. (2014). Я действительно не люблю их! – Изучая критику СМИ граждан. Европейский журнал культурных исследований, 5, 489-506.
  5. Казун А. П., Пастухова Л. С. (2018). Практики применения проектного метода обучения: опыт разных стран. Журнал образования и науки, 20 (2), 32–59..
  6. Красавина, Ю. В., и Аль Аккад, М. (2014). Развитие профессиональной информационной и коммуникативной компетенции методом проектов в электронной среде. Журнал «Образование и наука», 10, 93–104.
  7. Маликова А. М. и Макулбеков А. Т. (2019). Ораторское искусство телерадиожурналиста. Мир науки, культуры, образования, 3(76), 442-444.
  8. Малкова, И.Ю., и Киселева, П.В. (2011). Образовательное проектирование в высшей школе: разработка проектов педагогической практики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *