Стерлибашево сош 1: МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево – Новости

Содержание

МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево – Документы

Устав образовательной организации:

Копия устава МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево

Изменения в Устав школы (февраль 2019 г.)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложением)

 

 

Приложение к лицензии

 

 

 

Свидетельство о государственной аккредитации (с приложением)

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы – 13 мая 2028 года. 

 

 

Приложение к свидетельству

 

 

План финансово-хозяйственной деятельности

План финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год доступен для скачивания, документ в формате pdf

План финансово-хозяйственной деятельности на 2021 год доступен для скачивания, документ в формате pdf

План финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год доступен для скачивания в формате pdf

План финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год доступен для скачивания в формате pdf

План финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год доступен для скачивания архива (rar) в формате pdf

План финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год доступен для скачивания в формате pdf

План финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год доступен для скачивания в формате pdf

 

Локальные нормативные акты:

Следующие локальные акты доступны для скачивания в pdf формате:

Положение о Совете школы

 

Положение о педагогическом совете

 

Правила приема обучающихся 

 

Режим занятий обучающихся

 

Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

 

Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся

 

Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся

 

Правила внутреннего распорядка обучающихся

 

Правила внутреннего трудового распорядка

 

Коллективный договор

 

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

 

Положение о внутренней системе оценки качества образования МБОУ СОШ №1 с. Стерлибашево

Положения об оплате труда:   Положение об установлении стимулирующих выплат; Положение о комиссии по установлению стимулирующих выплат

Форма заявления на прием в школу для родителей

Положение о ведении электронного классного журнала

Положение о дистанционном обучении

Положение о порядке доступа родителей (законных представителей) обучающихся для контроля качества оказания услуг питания обучающихся в МБОУ СОШ № 1 с.Стерлибашево

График оценочных процедур в МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево на 2022-23 учебный год

 

Муниципальное положение об организации учета детей, подлежащих обучению 

Положение об организации учета детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан (Постановление №46 Администрации муниципального района, с изменениями по постановлению №710 от 23. 10.2019 г.))

Административный регламент предоставления муниципальной услуги “Зачисление детей в муниципальные общеобразовательные учреждения» в муниципальном районе Стерлибашевский район Республики Башкортостан” (Постановление №249 Администрации муниципального района)

 

Отчет о результатах самообследования

Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево за 2021 год доступен по этой ссылке

Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево за 2020 год доступен по этой ссылке

Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево за 2019 год доступен по этой ссылке

Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево за 2018 год доступен по этой ссылке

Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево за 2017 год доступен по этой ссылке

Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 с. Стерлибашево за 2016-17 учебный год доступен по этой ссылке

Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево за 2015-16 учебный год доступен по этой ссылке

Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево за 2014-15 учебный год доступен по этой ссылке

Отчет о результатах самообследования МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево за 2013-14 учебный год доступен по этой ссылке 

 

Положение о порядке оказания платных образовательных услуг

По состоянию на 01.09.2020 г МБОУ СОШ №1 с.Стерлибашево не оказывает платных образовательных услуг.

Положение об оказании платных услуг

Образец договора на оказание платных услуг

 

Предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования

Предписание Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан №03-14/280 от 15.05.2019 г по результатам выездной проверки (сканированный документ в pdf формате) 

Предписание Управления по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан №03-15/136 от 03.

04.2014 г по результатам выездной проверки (сканированный документ в pdf формате) 

 

Отчеты об исполнении предписаний

Об исполнении предписания Управления по контролю и надзору в сфере образования РБ №03-15/136 от 03.04.2014 г по результатам выездной проверки

 

МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО, Стерлибашево (ИНН 0241002928, ОГРН 1020201337166) контакты, сайт, реквизиты, телефон, отзывы

Репутация компании

Все отзывы

Отзывы клиентов

Отзывы сотрудников

Отзывы партнеров

Отправить жалобу

Пожаловаться

Уставный капитал, ₽

Информация отсутствует

Баланс, ₽

Информация отсутствует

Чистая прибыль, ₽

Информация отсутствует

Выручка, ₽

Информация отсутствует

Налоги, ₽

Информация отсутствует

Взносы, ₽

Информация отсутствует

Основные реквизиты

Дата создания: 

05. 02.2001

ИНН: 

0241002928

КПП: 

024101001

ОГРН: 

1020201337166

Все реквизиты (ФНС / ПФР / ФСС)

Банковские счета

Руководитель

Директор:

Галиев Рамиль Шамильевич

с 09.11.2022

ИНН: 024102081190

Все руководители
Юридический адрес
453180, республика Башкортостан, р-н Стерлибашевский, с. Стерлибашево, ул. 50 лет октября, д.2
Контакты

Телефон: 

+7 (347) 392-20-35

E-mail: 

[email protected]

Количество сотрудников

Информация отсутствует

Средняя зарплата

Информация отсутствует

Реестр МСП

Информация отсутствует

Налоговый орган
МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 3 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

с 01.01.2013

Основной вид деятельности
Образование среднее общее (85.14)
Сведения Росстата

ОКПО: 

55811748

Не участвует в рейтинге

Данные сформированы с учетом общепринятых методологий на базе собственной нейросети TenChat и не носят рекомендательный характер

Некоммерческие организации
и государственные структуры

Индекс финансового доверия

Уникальный инструмент для оценки риска дефолта и принятия управленческих решений о сотрудничестве с компанией на основании рекомендованного лимита аванса.
Данные сформированы с учетом общепринятых методологий на базе собственной нейросети и не носят рекомендательный характер.

Оцените лимит аванса с компанией

Вероятность риска
—Сумма аванса

Не подлежит оценке

Актуально на 14.01.2023

МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО ИНН 0241002928 ОГРН 1020201337166 создано 05.02.2001 по юридическому адресу 453180, РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН, Р-Н СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ, С. СТЕРЛИБАШЕВО, УЛ. 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ, Д.2. Статус организации: действует. Руководителем является: Галиев Рамиль Шамильевич. Основной вид деятельности – Образование среднее общее. Организация состоит на учете в налоговом органе МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ № 3 ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН с 01.01.2013. Регистрационный номер в ПФР – 002843000783, в ФСС – 024100023102031

Искали другую одноименную компанию? Можете посмотреть все организации с названием МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО

Финансы

Данные по финансовым показателям приведены на основании бухгалтерской отчетности за 2012–2020 годы

10-1₽

Госконтракты

Организация МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО выступила поставщиком в 73 госконтрактах на сумму 15,63 млн ₽

  • АГЛИУЛЛИНА ЗАРИНА РИМОВНА

    16 контрактов на сумму  2 092 455 ₽

  • МУП “СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ ЖИЛКОМСЕРВИС”

    14 контрактов на сумму  6 427 774 ₽

  • ООО “ЭСКБ”

    8 контрактов на сумму  980 076 ₽

  • ООО “ДЖИ ПИ СИ РУС”

    4 контракта на сумму  867 429 ₽

РНП

По данным ФАС организация не внесена в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверки

За весь период в отношении МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО проведено 13 проверок

Плановые
9

Внеплановые
4

Нарушений
1

Предстоит проверок
0

Все проверки

Исполнительные производства

Не найдены сведения о наличии исполнительных производств в отношении МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО.

Жалобы ФАС

Данные о жалобах в отношении организации в ФАС отсутствуют.

Лицензии

Организация имеет 3 лицензии

Всего лицензий

3

Все лицензии

Конкуренты по величине баланса

Ближайших конкурентов для МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО в результате анализа баланса и участия в гос.закупках не выявлено.

Учредители

Согласно данным ЕГРЮЛ учредителями МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО являются: 1 государственная структура

Башкортостан Респ

Доля:

Все учредители

Связи

Сведения о связях в отношении МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО отсутствуют.

Арбитражные дела

Сведения об участии в судебных процессах: 3 открытых дела

  • № А07-3349/2015

    Открыто

    от 24.02.2015

    экономические споры по гражданским правоотношениям

    Сумма: 116 932 ₽

    Истец: ООО “ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ УФА”

    Ответчик: МБОУ СОШ № 1 с. Стерлибашево МР Стерлибашевский район

  • № А07-32/2014

    Открыто

    от 09.01.2014

    экономические споры по гражданским правоотношениям

    Сумма: 131 520 ₽

    Истец: ООО “ДиМакс”

    Ответчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан

  • № А07-4933/2013

    Открыто

    от 25.03.2013

    экономические споры по гражданским правоотношениям

    Сумма: –

    Истец: Прокуратура РБ

    Ответчик: МУП Стерлибашевский жилищно-коммунальный сервис СП Стерлибашевский сельсовет МР Стерлибашевский район РБ

Все дела

Филиалы и представительства

Сведения о филиалах для МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО отсутствуют.

Одноименные компании

Одноименные компании МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО отсутствуют.

Похожие компании по ИНН

Наименование компании
Инн

  • МБОУ СОШ №2 С. СТЕРЛИБАШЕВО0241002935
  • МБОУ СОШ С. ЯШЕРГАНОВО0241002981
  • МБОУ НОШ С. СТЕРЛИБАШЕВО0241003054
  • ГБОУ СТЕРЛИБАШЕВСКАЯ КШИ0241003061

Секреты компании

Сведения, предсказанные искусственным интеллектом приложения TenChat

  • Вероятность проверки:

  • Срок задержки оплаты:

  • Просроченные контракты:

  • Блокировка банк. счетов:

  • Количество клиентов:

Отзывы о компании

Отзывы сотрудников о работодателе МБОУ СОШ №1 С. СТЕРЛИБАШЕВО отсутствуют. Отзывы клиентов не найдены.

События

  • Добавлен руководитель

    | Регистрационные сведения

    Добавлен руководитель: ГАЛИЕВ РАМИЛЬ ШАМИЛЬЕВИЧ

  • Удален руководитель

    | Регистрационные сведения

    ХАЛИКОВА ГУЛЬНАЗ РАДИКОВНА больше не является руководителем

  • Смена адреса

    | Регистрационные сведения

    Изменен юридический адрес c 453180 РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН Р-Н СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ С СТЕРЛИБАШЕВО УЛ. 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ Д.2 на 453180 РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН Р-Н СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ С. СТЕРЛИБАШЕВО УЛ. 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ Д.2

  • Смена адреса

    | Регистрационные сведения

    Изменен юридический адрес c 453180 РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН РАЙОН СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ СЕЛО СТЕРЛИБАШЕВО УЛИЦА 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ 2 на 453180 РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН Р-Н СТЕРЛИБАШЕВСКИЙ С СТЕРЛИБАШЕВО УЛ. 50 ЛЕТ ОКТЯБРЯ Д.2

Исторические сведения (11 изменений)

Население села Стерлибашево Стерлибашевского района Республики Башкортостан, численность, занятость, безработица, половой состав

7 352
человек

По состоянию на 1 января 2023 года численность населения (постоянных жителей) в д. Стерлибашево Стерлибашевского района Республики Башкортостан составляет 7 352 человека, в том числе детей в возрасте до 6 лет – 732 человека, подростки (школьники) в возрасте от 7 до 17 лет – 870 человек, молодежь от 18 до 29 летлет – 879 человек, взрослые в возрасте от 30 до 60 лет – 3 164 человека, пожилые люди старше 60 лет – 1 603 человека, и долгожители села Стерлибашево Стерлибашевского района РБ старше 80 лет – 103 человека.

9

место занимает Россия в рейтинге стран по численности населения

Численность населения села Стерлибашево Стерлибашевского района Республики Башкортостан по возрастным группам

Дети в возрасте до 6 лет

732 / 9,96%

подростки с 7 до 17

870 / 11,84%

молодые люди от 18 до 29

879 / 11,96%

взрослые от 30 до 59 000 40009

3 39 / 164 / 43,04%

Пожилые старше 60 лет

1 603 / 21,8%

Долгожители старше 80 лет

103 / 1,4%

Гендерный состав населения с.

0012

Всего в деревне Стерлибашево Стерлибашевского района Республики Башкортостан постоянных жителей 3 283 мужчины (44,66%) и 4 069 женщин (55,34%).

Возраст

Мужчины

Женщины

процент женщин

0 – 4

245 / 7,4%

230 / 5,7%

47,5%

5 –

218 / 6.6%

2304

5,7%

50,5%

10 – 14

199 / 6,0%

206 / 5,1%

49,6%

15 – 19

182 / 5,5%

182 / 4,5%

48,9%

20 – 24

199 / 6,0%

210 / 5,2%

50,0%

25 -20002 210 / 5,2%

50,0%

25 -20002 210 / 5,2%

50,0,0% 9000 40002 25 -5,0002 210 / 5,2%

50,0,0% 9000 40002,

210 / 5,2%

50,0,0%

,

210 / 5,2%

50,0,0% 9000.

210 / 5,2%

50,0,0% 9000,0% 29

288 / 8,7%

295 / 7,3%

49,4%

30 – 34

265 / 8,0%

275 / 6,8%

49,7%

35 – 39

212 / 6,4%

35 – 39

212 / 6,4%

35 – 39

212 / 6,4,7%

– 39

212 / 6,49,7%

251 / 6,2%

52,9%

40 – 44

212 / 6,4%

255 / 6. 3%

53.4% ​​

45 – 49

238 / 7.2%

259 / 6.4%

50.7%

50 – 54

265 / 8.0%

319 / 7.9%

53.3%

55 – 59

275 / 8.3%

348 / 8.6%

54.7%

60 – 64

192 / 5.8%

275 / 6.8%

57.7%

65 – 69

119 / 3,6%

198 / 4,9%

61,1%

70 – 74

50 / 1,5%

117 / 2,9%

68,8%

75 – 79

86 / 2,6%

198 / 4,9%

68,6%

8059

66 / 2,00009

66 / 2,00009

66 / 2,00009

9 / 4,8%

74,0%

Уровень образования

Уровень образования жителей д. Стерлибашево Стерлибашевского района РБ: имеют высшее образование 17,8% (1 309 чел.), неполное высшее образование — 2,2% (162 чел.), среднее специальное — 42,0% (3 088 чел.), 11 классов — 14,4% (1 059люди), 9 классов — 9,0% (662 чел.), 5 классов — 8,9% (654 человека), не имеют образования — 0,7% (51 человек), неграмотные — 0,3% (22 чел.

).

Высшее образование

1 309 / 17,8%

Неполное более высокое

162 / 2,2%

Вторичная профессиональная школа

3 088 / 42,0%

начальная школа

1 059 / 14,4%

Middle School

662 662 662 662 662 662 66262 1 059 / 14,4%

Middle School

662 662 662 662 662 662 662 662 662 662 662 60002 1 059 / 14,4%

. / 9,0%

Средняя школа

654 / 8,9%

Без образования

51 / 0,7%

Неграмотные

22 / 0,3%

Занятость, безработица и пенсионеры в д. Стерлибашево Стерлибашевского района РБ

Всего в д. Стерлибашевский р-н РБ Башкортостан численность официально занятого населения составляет 4 382 человека (59,6%), пенсионеры 2 132 чел. (29%), официально зарегистрированных и зарегистрированных безработных 426 человек (5,8%).

Занятое население

4 382 / 59,6%

Безработные

426 / 5,8%

Пенсионеры

2 132 / 29% 1 Инвалидность Всего в селе Стерлибашево Стерлибашевского района Республики Башкортостан имеют инвалидность 551 человек, что составляет 7,49 % от всего населения. Инвалидов I группы 69 (0,94%), инвалиды II группы – 251 (3,41 %), инвалиды III группы – 231 (3,14%), дети-инвалиды 35 (0,48%).

Всего отключено

551 / 7,49%

Отключено из группы I

69 / 0,94%

Отключено из группы II

251 / 3,41%

Отключение группы III

231 / 3,14%

Дети-инвалиды

35 / 0,48%

Башкиры | Encyclopedia.com

РАСПОЛОЖЕНИЕ: Республика Башкортостан, в России (на Южном Урале)
НАСЕЛЕНИЕ: 1,8 млн (2002)
ЯЗЫК: Башкирский; Русский
РЕЛИГИЯ: Ислам

ВВЕДЕНИЕ

Башкиры — тюрко-мусульманский народ, проживающий на территории Российской Федерации. Впервые башкиры появляются в исторических источниках в 10 веке нашей эры как жители Южного Урала, территорию которого они занимают и по сей день. Происхождение башкир неясно. Хотя сегодня башкиры говорят на тюркском языке, некоторые историки считают, что они изначально были носителями венгерского языка, которые остались в Уральских горах, когда предки современных венгров начали миграцию, которая в конечном итоге привела их к оседлости в Центральной Европе. Так это или нет, но мало кто сомневается в том, что среди башкир всегда был сильный тюркский этнический элемент, и этот элемент стал доминирующим до конца средневековья. Традиционно башкиры были скотоводческим кочевым народом, ведя свои стада овец, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов по установленным маршрутам миграции, но под властью России башкиры все чаще занимались сельским хозяйством.

В политическом отношении башкиры всегда были подданными более могущественных соседей. Самые ранние источники идентифицируют их как подданных Волжско-Булгарского государства с центром в Среднем Поволжье. До подчинения России в XVI веке башкиры оказывались подданными различных степных политий. К ним относятся Монгольская мировая империя, Золотая Орда, Ногайская Орда и Казанское ханство. После завоевания Россией Казанского ханства в 1552 году башкирские вожди также стали подданными России. До конца 17 века подчинение России было в значительной степени формальным делом, но влияние России на башкирских землях постепенно возрастало в результате русской крестьянской и военной колонизации и увеличения налогов. Несмотря на серию жестоких башкирских восстаний, в течение 18 века башкиры и их земли все больше интегрировались в Российское государство.

С приходом русской революции 1917 года башкиры оказались разделенными между различными политическими силами и втянутыми в Гражданскую войну в России. Хотя в то время не возникло реального движения за независимость башкир (башкиры были единственным тюркским народом, добровольно присоединившимся к Советскому Союзу), башкиры в конечном итоге получили от советских властей в Москве «автономную» территорию в составе Российской республики. Эта территория со временем стала называться Башкирской Автономной Советской Социалистической Республикой (АССР), а после распада Советского Союза в 19 г.91.

РАСПОЛОЖЕНИЕ И РОДИНА

Башкирская территория традиционно охватывала Южный Урал, а также прилегающие степные районы на юге и в Западной Сибири, т. е. на воображаемой линии, разделяющей Европу и Азию. Большинство башкир проживает в Российской республике, где 1,2 миллиона башкир составляют чуть менее 30% населения республики. Остальные башкиры в основном проживают в провинциях и республиках соседнего Башкортостана. За исключением пересеченной местности центрального Южного Урала, для территории Башкирии характерна смесь вечнозеленых и березовых лесов со степями или прериями. Около 40% территории республики занимают леса. Северные части территории Башкирии наиболее лесистые и получают наибольшее количество осадков, в то время как южные районы часто страдают от недостаточного количества осадков и имеют гораздо более редкий лесной покров. Центральная часть Южного Урала в основном покрыта лесами, а самой высокой точкой Башкортостана является Ямантау, высота которого составляет 1638 м (4,9 м).00 футов). Большая часть территории Башкирии не обрабатывается и является домом для богатого разнообразия диких животных, особенно в районе Уральских гор, где есть большие популяции медведей, волков, оленей, мелких млекопитающих и птиц.

Климат Башкортостана резко континентальный, характеризуется продолжительной суровой зимой и прохладным сухим летом. Средняя температура января составляет от -16°C до -14,5°C (от 0°F до 4°F), а июля от 18,5°C до 20°C (от 69°F до 72°F).

Территория Республики Башкортостан составляет 144 000 кв. км (56 000 кв. миль), что немного меньше площади штата Айова. Согласно 19По данным советской переписи 79, башкиры насчитывали 1 371 000 человек, но составляли менее 25% населения Башкортостана, занимая в этническом составе республики третье место после русских и татар. Считается, что 1,8 млн башкир сейчас составляют менее 20% населения республики.

ЯЗЫК

Башкиры говорят на башкирском языке, который является тюркским языком кыпчакской, или северо-западной, ветви тюркской языковой семьи. Башкирский наиболее тесно связан и взаимно понятен с татарским, тюркским языком, на котором широко говорит татарское население Башкортостана, а также соседних регионов. Башкирский также тесно связан с казахским. Двуязычие характерно для сельских башкир, но в городах преобладает русский язык. В северном и западном Башкортостане, где проживает большое количество татар, языковое разделение между башкирами и татарами практически исчезло.

В основе башкирского литературного языка лежат диалекты крайнего юго-востока республики, диалекты, наиболее далекие в языковом отношении от татарского и наиболее близкие к казахскому. Тем не менее он широко используется, наряду с русским, башкирами для повседневного общения. На башкирском языке издаются газеты и книги, а также радио и, в меньшей степени, телепередачи.

Поскольку башкиры мусульмане, башкирские имена обычно заимствованы из арабских имен, а также из некоторых тюркских. Некоторые распространенные мужские имена Äkhmät, Mökhämet, Ildus, и Bulat . Некоторые распространенные женские имена: Гульнара, Гельфия, и Зухра . Однако и среди башкир все чаще встречаются русские и западные имена.

ФОЛЬКЛОР

Как и другие традиционно скотоводческие кочевые народы Внутренней Азии, башкиры обладают богатым фольклорным репертуаром, который включает песни, стихи и сказки. Однако самым замечательным жанром в башкирском фольклоре является героический эпос. В то время как башкирский фольклор (особенно эпическая традиция) уходит своими корнями в кочевое прошлое башкир во Внутренней Азии, обращение башкир в ислам в 14 веке привело к включению исламских тем и интерпретаций в башкирский фольклор. Некоторые из наиболее известных эпосов включают Урал батыр , древний эпос о формировании башкирского народа, и Идхеугей менэн Морадхим , описывающий исторические события в Золотой Орде в 15 веке.

Башкирские богатыри традиционно соответствовали героям былин; поэтому неудивительно, что исторические личности, считавшиеся героическими, становились героями героического эпоса. Наиболее видным среди этих деятелей был Салават Юлаев, башкирский полководец во время Пугачевского восстания 1770-х годов. Юлаев, сам прекрасно владевший башкирским языком, стал героем большого цикла башкирского фольклора. Он был канонизирован в советское время как национальный герой башкир и остается таковым по сей день. Массивная бронзовая статуя советской эпохи в столице Башкирии Уфе во многом является национальной достопримечательностью Башкирии.

Башкирский фольклор сохраняет богатый цикл мифов. Помимо мифов, повествующих о сотворении мира, у различных башкирских племен и родов сохранились мифы о формировании собственных групп. К категории мифов можно также отнести исламские легенды, особенно о пророках и знаменитых суфийских шейхах.

РЕЛИГИЯ

Исторически башкиры были преимущественно мусульманским народом. Обращение башкир в ислам, по-видимому, началось в больших масштабах в 14 веке с обращением в ислам Золотой Орды. Однако легенды об исламизации башкир довольно многочисленны и сильно различаются, включая рассказы об их обращении руками самого пророка Мухаммеда, миссионеров волжских болгар или суфиев из Центральной Азии, таких как Ахмад Ясави. После распада Советского Союза и отмены советской антирелигиозной политики наблюдается возрождение интереса к исламу и резкое увеличение строительства мечетей в башкирских деревнях. Семьдесят лет советских репрессий против религий, включая ислам, привели к маргинализации исламских знаний и ритуалов в башкирском обществе. Пережитки традиционной башкирской религиозной жизни наиболее ярко проявляются в сельских башкирских общинах, особенно среди старшего поколения. Эти исламские обычаи включают чтение Корана, ритуальный пост и паломничество к близлежащим гробницам мусульманских святых.

Традиционные, особенно башкирские верования столь же укоренились, особенно в сельской местности. К ним относятся верования в различных духов, которые, как считается, обитают в разных зданиях и природных объектах, а также в духов-покровителей домашнего скота и амулетов. Однако такие верования часто искусственно отделяются от исламских верований, поскольку духами-покровителями часто являются мусульманские святые, а амулеты содержат стихи из Корана, а сами башкиры понимают свои верования как часть единой мусульманской системы верований.

БОЛЬШИЕ ПРАЗДНИКИ

Исторически сложилось так, что башкиры отмечают большие и малые мусульманские праздники, самым известным из которых среди башкир является Корбан байрамы (ознаменование суда над Авраамом и его готовности принести в жертву своего сына), который обычно занимает место в начале июня. Исторически этот фестиваль включал в себя жертвоприношение животных и большие коллективные застолья. Сегодня Гурбан Байрамы является официальным праздником, и люди получают выходной день с работы, чтобы расслабиться. Соблюдаются также различные праздники не строго исламского характера, а скорее соответствующие сельскохозяйственному календарю. Одному такому фестивалю Сабантуй (также называемый Хабантуй ), или «праздник плуга», который проводится после весенней посевной. Сабантуй гулянья сегодня связаны с играми в стиле пикника. Другим традиционным праздником является собрание кланов и племен, называемое Yïyïn , которое обычно проводится в начале лета. Раньше на этих сборищах приносили в жертву животных, а теперь есть только пиршества и различные игры и танцы. Мусульманский сезон Рамадан большинство башкир строго не соблюдает.

В то время как такие фестивали все еще распространены в сельской местности и рассматриваются башкирами как полностью «башкирские», праздники, официально пропагандируемые в советское время, также широко отмечаются, особенно в городских районах, где башкиры интегрированы в более крупные, преимущественно русские среды. В то время как конкретно советские праздники, такие как Первомай и Годовщина Октябрьской революции, обычно игнорируются, менее политические советские праздники, такие как Новый год (1 января) и День Победы (9 мая).) широко празднуются.

РИТУАЛ ПЕРЕХОДА

Традиционно башкиры соблюдали многочисленные и сложные ритуалы, отмечающие основные ритуалы жизненного цикла рождения, брака и смерти. Башкиры считали, что новорожденный особенно уязвим для «дурного глаза» (qatï küdh) в течение первых 40 дней после рождения, и вокруг его кроватки вешали ряд амулетов. Другой ритуал заключался в мнимой продаже ребенка акушерке в качестве защиты от злых духов, которые могли попытаться навредить настоящим родителям. Через 40 дней имя ребенку давал по традиции мулла. В какой степени эти ритуалы практикуются сегодня, неясно. Домашние роды по-прежнему распространены в сельской местности, но имянаречение обычно осуществляется родителями ребенка.

Обряды полового созревания per se у башкир плохо задокументированы, но призыв молодых башкирских мужчин в армию, обычно в возрасте 18 лет, обычно функционировал как де-факто и де-юре право на половое созревание. У призыва в вооруженные силы также были свои ритуалы, призванные защитить жизнь молодого солдата.

Башкирские свадьбы, особенно в сельской местности, традиционно были достаточно сложными, включали бесчисленные обряды и масштабные пиршества. В прошлом невесте было около 15 лет, а жениху — около 18. Сегодня жениху и невесте обычно от 18 до 20 лет. Свадьбы в сельской местности по-прежнему сохраняют старые ритуалы, но городские свадьбы обычно исполняются гражданскими властями и соответствуют свадебным традициям русского общества.

Смерть и погребальные обряды у башкир оказались наиболее невосприимчивыми к изменениям, внесенным советским и российским обществом. Сегодня, как и во все советское время, умерших хоронят на мусульманских кладбищах. Умершего обычно заворачивают в саван и хоронят с надгробием с арабской или башкирской надписью. На третий, седьмой, сороковой день и в первую годовщину смерти устраиваются поминальные пиры. Поминальные пиры по усопшим в основном проводятся в течение Корбан Байрамы, , когда семьи идут на кладбища и трапезничают на могиле родственников или читают молитвы.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Внешне межличностные отношения башкир мало чем отличаются от отношений российского общества в целом, особенно в городских условиях. Однако, особенно в сельской местности, до сих пор соблюдаются традиции башкирского гостеприимства. В традиционном башкирском обществе к гостям относились с большим уважением, и в сельской местности до сих пор принято устраивать изысканные застолья в честь гостей.

ЖИЗНЕННЫЕ УСЛОВИЯ

В городских районах башкиры, как правило, имеют доступ к больницам, хотя качество обслуживания в этих больницах в целом низкое. В сельской местности клиники и врачи могут быть очень удалены от башкирских поселений, и башкиры, как городские, так и сельские, обычно в значительной степени зависят от традиционных форм медицины, особенно фитотерапии.

Большинство городских башкир живут в многоквартирных домах. Для городских башкир, как и для городских жителей России в целом, свободные квартиры трудно найти, так как квартиры редко переходят из рук в руки. Городские квартиры редко имеют более двух спален, а во многих случаях состоят только из одной комнаты с общей ванной комнатой и кухней. Квартиры часто неделями остаются без газа и горячей воды. В Башкортостане номера телефонов закреплены за физическими лицами, а не за жилыми домами. Чтобы получить телефонную услугу, человек должен зарегистрироваться, что обычно включает ожидание в очередях и заполнение форм для бюрократического утверждения. Затем человек должен найти того, кто может установить телефонную линию в его или ее дом или квартиру.

В сельской местности башкиры, как правило, живут в деревянных домах. В башкирских деревнях обычно есть электричество, но нет водопровода и частных телефонов. Воду обычно добывают из колодцев. Типичным традиционным жилищем башкир является войлочная юрта (тирмя) , которая была традиционным жилищем степных кочевников Внутренней Азии. Это была круглая палатка с конической крышей, состоящая из решетчатых конструкций, окружающих длинные деревянные шесты палатки, поверх которых был накинут толстый войлок. Хотя сегодня такие палатки уже не используются башкирами, они сохраняют для башкир мощное символическое значение.

Очень немногие башкиры владеют личными автомобилями, поэтому большинство башкир зависят от общественного транспорта. В сельской местности автобусное сообщение часто ходит нерегулярно, и многие башкиры используют в качестве транспорта животных, в первую очередь лошадей.

В целом, однако, уровень жизни башкир значительно улучшился с конца 1990-х годов по мере роста российской экономики.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

В традиционном башкирском обществе у большинства мужчин была только одна жена, хотя состоятельные башкиры могли иметь до четырех жен. Однако полигамия, особенно с более чем двумя женами, была очень редкой и стала незаконной после 19 лет.17. Башкирские женщины традиционно работали либо на сельскохозяйственных работах, либо в городах на оплачиваемой работе. До 1917 года башкирские семьи, как правило, были очень большими: женщина обычно рожала 15–16 детей за всю жизнь. Однако из-за высокого уровня детской смертности, возможно, только четверо или пятеро детей доживут до зрелого возраста. В позднесоветскую эпоху размер семьи у башкир был в целом аналогичен размеру семьи этнических русских в целом: менее двух детей на семью, что намного ниже уровня рождаемости для большинства мусульманских групп в бывшем Советском Союзе.

Башкиры сохранили большую и разветвленную сеть родственных связей и глубоко укоренившуюся систему родовой и племенной идентичности. Некоторыми из основных башкирских племенных групп были усерган, мин, кыпсак и бурджан. Племена делятся на кланы и подкланы, и осознание своей принадлежности к родам и племенам остается высоким, даже несмотря на то, что в советские годы границы между этими племенами были размыты. После распада Советского Союза среди башкир возникло несколько политических движений, основанных на племенах.

ОДЕЖДА

Традиционная одежда башкир находилась под сильным влиянием сурового климата региона, а также башкирских представлений об исламских заповедях. Традиционная зимняя одежда башкир состояла из длинных толстых шапок, обычно сделанных из меха животных, таких как дикие кошки или лисы. Пальто и куртки шили также из меха диких животных, а также из вывернутой овчины. Также были распространены высокие сапоги из мягкой кожи.

Исламские головные уборы, особенно тюбетейка, когда-то широко носили башкиры. Женщины обычно покрывали голову платками, а до 1917 некоторые башкирки также носили чадру. Исламские головные уборы до сих пор иногда носят башкирские мужчины и женщины, особенно старшее поколение.

Сегодня повседневная одежда башкир насквозь прозападна и ничем не отличается от той, что носят русские.

ПРОДУКТЫ

Основные продукты питания башкир сегодня состоят из черного хлеба, картофеля, мяса и различных овощей, особенно капусты, лука и свеклы. Традиционные продукты включают колбасу из конины, мед, баранину и ферментированное кобылье молоко 9.0299 (кумыс) . Важным элементом башкирского диетического обычая являются массовые застолья, как по религиозным праздникам, так и по случаю приема гостей. Определенные блюда подаются для определенных религиозных мероприятий, таких как поминальные пиршества и жертвоприношения животных.

Башкиры часто едят вак-беляш круглую лепешку с начинкой из мяса и картофеля для быстрого перекуса. Татары в Башкортостане могут есть уч-почмак , который похож на вак-беляш , за исключением того, что тесто треугольное. Башкиры славятся своими кулама , разновидность супа, в который каждый кладет то, что ему нравится. Каждый ингредиент готовится отдельно в своей посуде. Типичные ингредиенты кулама включают конину, лук, лапшу (квадратную лапшу) и морковь. Каждый человек кладет то, что он или она хочет, в миску, а затем наливает немного бульона сверху. Бульон, традиционно приготовленный из конины, теперь обычно готовят из говядины.

ОБРАЗОВАНИЕ

До 1917 года большинство башкир имели доступ к исламскому образованию. Почти при каждой деревенской мечети была пристроена исламская начальная школа 9. 0299 (mäktäp) и средняя школа (mädräthä) . Хотя доступ к обучению в значительной степени зависел от материального положения села и энергии деревенского имама (лидера общины), детей и старших школьников обучали основам грамотности на арабском и башкирском языках. Несколько крупных и престижных медратов также располагались на территории Башкирии (в Стерлибашево и Стерлитамаке), и башкирским студентам было свойственно учиться в крупных центрах исламского образования как в России (Казань и Оренбург), так и в Средней Азии (Бухара и Самарканд).

После 1929 года исламское образование было фактически объявлено вне закона, а башкирское образование перешло к государству. В советское время образование стало обязательным, а высшее образование было полностью на русском языке. Башкиры обычно получают одиннадцатилетнее образование, хотя некоторые выбирают высшее образование в университетах столицы, Уфы, или в других учебных заведениях России. В Башкортостане действует неоднозначная образовательная программа позитивных действий, которая поощряет сельских башкир к получению университетского образования в Уфе. Программа включает систему квот, при которой одна треть студентов должна быть из городских районов (таких как Уфа), одна треть из села и одна треть из сельской местности. Среди горожан (в основном этнических русских) большая конкуренция за поступление в вузы, потому что очень многие борются за ограниченное количество мест. Однако в деревнях и сельских районах университет должен активно набирать студентов только для того, чтобы выполнять свои квоты. В результате конкуренция за место для жителей села и сельской местности (которые, скорее всего, являются башкирами) не такая жесткая. Для поддержания этой программы в университете созданы отдельные классы коррекционного обучения. Большинство башкир, закончивших университет, остаются в Уфе в поисках работы, а не возвращаются домой.

На территории Башкортостана расположено несколько крупных учебных заведений, в том числе Башкирский государственный университет в Уфе, ряд технических и педагогических институтов в Уфе и небольших городах республики. Многие башкиры также учатся в крупных городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, а также за границей, особенно в Турции и Западной Европе.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Башкиры сохранили богатое культурное наследие, и башкирская музыка особенно завораживает своей архаичностью внутриазиатских традиций. Наиболее интересна музыкальная традиция горлового пения (ödhläü) , который больше нигде не встречается в западной части Внутренней Азии, но хорошо известен в Монголии и Южной Сибири. В ödhläü, певец может одновременно издавать две ноты в своем горле. Еще одной особенностью башкирского пения является то, что оно основано большей частью на пентатонике (пять тонов на октаву). Особенно характерным башкирским музыкальным инструментом является курай , представляющий собой разновидность тростниковой флейты, удерживаемой вертикально. Традиционный башкирский танец также архаичен и обычно исполняется на собраниях и религиозных мероприятиях.

Хотя башкиры хорошо известны своей устной литературой, особенно устной эпической поэзией, башкирская письменная литература, основанная на арабском письме, была хорошо развита до 1917 года. а также исторические хроники. Башкирская исламская литература также была хорошо развита до 1917 г. и остается практически неизученной. Эта литература была написана как на арабском, так и на тюркском языках; фактически значительная часть литературы, созданной башкирами, была написана на арабском языке.

Начиная с 1917 года советские власти поощряли создание формальной башкирской культуры, включающей европейскую литературу, классическую музыку, классический танец и т.д. Экономический кризис 1990-х годов и сокращение государственных дотаций культурным учреждениям сильно повлияли на культурную жизнь Башкирии, от которой она в настоящее время восстанавливается.

ТРУД

Экономика башкир исторически основывалась на полукочевом скотоводстве, зерновом и смешанном земледелии, охоте и сборе лесных продуктов. Сегодня животноводство, сельское хозяйство (в том числе пчеловодство) вместе с промышленным производством, нефте- и нефтехимией, сферой услуг составляют основу экономики Башкирии.

СПОРТ

Одним из самых популярных видов спорта у башкир, как и у многих других тюркских народов, является борьба. Кроме того, довольно популярны скачки как развлечение во время башкирских праздников. Самые популярные у зрителей виды спорта – хоккей и футбол.

РАЗВЛЕЧЕНИЯ И ОТДЫХ

Конкурсы, связанные с Сабантуем , являются излюбленным занятием башкир. Одной из таких традиционных игр является бой подушками между двумя соперниками, которые стоят на вершине коротких столбов и пытаются опрокинуть друг друга. Есть также гонки на мешках с картошкой и лазание по бревнам (с призом для победителя). Популярное развлечение нардой , тюркская игра, похожая на шашки, в которую играют на большой доске. Традиционно общей чертой народных гуляний были конкурсы импровизированных стихов, известные как айтыс.

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, РЕМЕСЛА И ХОББИ

Особенно хорошо башкиры ткут ковры, особенно шерстяные. Башкирские ковры, как правило, безворсовые, с простым геометрическим орнаментом. Ремесленничество в целом по-прежнему широко распространено, отчасти для получения дополнительного дохода, но особенно из-за отсутствия розничных предприятий в сельской местности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Башкиры разделяют многие социальные проблемы, с которыми сталкиваются в России и других странах бывшего Советского Союза. Это включает в себя рост уровня алкоголизма, преступности, безработицы и бедности. В отдельных районах Республики Башкортостан сельская бедность среди башкир особенно велика. Несмотря на этническое разнообразие Башкортостана, ни одна этническая группа не составляет большинства, и этническая напряженность не переросла в насилие. Башкирское движение за полную политическую независимость получает ограниченную поддержку среди башкир в целом.

Самая острая социальная проблема, стоящая перед башкирами, – это, без сомнения, ухудшение состояния окружающей среды в их республике. Положение Башкортостана как умеренного производителя нефти и особенно наличие нефтехимических производств в городах Уфа и Нефтекамск привели к катастрофическому загрязнению воздуха и воды региона. Наиболее серьезными являются высокие уровни токсинов, таких как диоксин, в городских районах, особенно в Уфе.

ГЕНДЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

В традиционном башкирском обществе существовали резкие и четкие гендерные разделения в плане разделения труда и социального взаимодействия. До 1917 Как башкирское обычное право, так и исламское право регулировали права и обязанности мужчин и женщин, а исламское право становилось все более заметным вплоть до большевистской революции 1917 года. . В частности, он регулировал развод, раздел домашнего имущества и опеку над детьми. Точно так же исламский закон допускал раздел имущества, как мужского, так и женского, между наследниками. До 1917 года многие башкирские женщины имели доступ к исламскому образованию. Маленькие мальчики и девочки получали образование вместе, а старшие девочки и молодые женщины получали образование отдельно от женщин, обычно жен деревенского имама. Как и в большей части исламского мира, женщины были особенно заметными чтецами Корана. Женщины также активно участвовали в определенных религиозных ритуалах, особенно в паломничестве к местным святыням.

Воспитание детей традиционно в советское время и с 1991 года, как и конкретные домашние обязанности, возлагались на женщину. Хотя женщины всегда вносили значительный вклад в сельское хозяйство и животноводство, в советское время, во время и после Второй мировой войны башкирские женщины в большом количестве поступили на службу и в промышленную рабочую силу и получили более широкий доступ к советскому образованию.

БИБЛИОГРАФИЯ

Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкирский, XIX–XX 903:00 . Москва: 1991.

Доннелли, Олтон. Завоевание Башкирии русскими . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1968.

Франк, Аллен Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность среди татар и башкир России. Лейден-Бостон: Brill Academic Publishers, 1998.

Руденко С. Башкирии . Москва-Ленинград: 1955.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *