Судья каким должен быть: Ошибка выполнения

Судьи должны быть независимы и защищены от политического и экономического давления

Бывшие коммунистические страны в Центральной и Восточной Европе пережили тяжелый этап перехода от системы, в которой судьи служили политическим интересам режима, к системе, основанной на верховенстве права. И хотя прогресс был достигнут во многих областях, я убедился, что независимость судей не совсем защищена в некоторых из тех стран, которые я посетил. В ряде случаев, как представляется, суды по-прежнему находятся под политическим и экономическим давлением.

 

Это – серьезная проблема, которая требует своего решения. Те лица, которые пытаются оказать влияние на судей, в любом случае должны быть наказаны по закону. Коррумпированность одного судьи может опорочить всю систему в целом – и коррумпированных судей необходимо преследовать согласно закона.

 

Политическое вмешательство и коррупция подрывают авторитет всей судебной системы и угрожают праву на справедливое судебное разбирательство, как это определено в Европейской конвенции о защите прав человека:

“…Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом” (пункт 1 статьи 6). И нарушения этих положений должны рассматриваться в приоритетном порядке и регулярно.

 

Независимость и справедливость судебной системы является главным средством для обеспечения верховенства права и должны быть защищены юридически. Ведь европейские страны закрепили в конституции принцип разделения между исполнительной, законодательной и судебной властями.

 

Этот принцип должен быть подкреплен рядом мер, например, следующими:

 

  • Должна существовать такая система назначения судей, которая была бы защищена от партийной политики. Судей не должны принимать на должность ни правительства, ни администрация.

 

  • Судьи не должны опасаться увольнения за принятие неудобного решения и поэтому им должна быть обеспечена безопасность пребывания на должности до достижения обязательного возраста ухода на пенсию или установленного срока пребывания на этой должности. Дисциплинарные меры в отношении судей должны регулироваться точными правилами и процедурами самой судебной системы.

 

· Судьи должны получать достойную зарплату, которая соответствовала бы их ответственности, а также нормальное пенсионное обеспечение. Это может также способствовать снижению риска коррупции.

 

Авторитет судебной системы зависит, разумеется, также и от поведения самих судей. Они должны рассматривать дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом. Судьи должны пользоваться доверием всего общества, а это подразумевает, что они должны проявлять беспристрастность при вынесении решений в случае противостояния сторон.

 

Поэтому со стороны судьи или суда не должно проявляться предубежденности. А если у стороны есть обоснованные сомнения в отношении беспристрастности судьи, то это следует воспринимать всерьез. Правосудие должно не только реально вершиться, но люди должны видеть, что оно действительно существует:

 

· Распределение дел не должно находиться под влиянием какой-либо одной из сторон.

· Судья не должен отстраняться от дел без весомых на то оснований.

· Решения судьи не должны подвергаться какому-либо пересмотру, за исключением соответствующей процедуры обжалования.

 

Для защиты репутации судебной власти необходимо также гарантировать высокую квалификацию. Судьи должны быть людьми высоких моральных качеств и с высоким уровнем знаний в своей области. Естественно, страны на переходном этапе сталкивались с определенными проблемами в этом отношении. Однако и другим странам необходимо обеспечить постоянную переподготовку судей. К другим факторам, которые совершенно необходимы для обеспечения компетентности, относятся следующие:

 

  • Назначения и продвижение по службе должны основываться на таких критериях как заслуги, квалификация, честность и эффективность.
  • При назначении судей не должно быть дискриминации по каким-либо признакам.
  • Для того чтобы проблемы решались на национальном уровне, необходима подготовка судей в области правовой практики Европейского суда по правам человека.

 

Еще одним ключевым фактором является эффективное функционирование судебной системы – потому что запоздалое правосудие означает отказ в правосудии. Страсбургский Суд наводнен жалобами на длительные судебные процедуры. Эта проблема затрагивает весь континент, хотя отдельные страны особо поражены этой болезнью и попытались решить эту проблему своими внутренними способами, сокращая чрезмерно длительные судебные процедуры. Эффективность правосудия требует:

 

  • Должных условий работы. На практике это означает, что должно иметься достаточное число судей.
  • У судей должны быть необходимые сотрудники и оборудование.
  • Судьям следует обеспечивать безопасность. Государства должны добиваться создания таких безопасных условий для судей, включая охрану в помещениях суда или, когда это необходимо, предоставляя судьям защиту правоохранительных органов.

 

Некоторые из этих рекомендаций могут быть обращены ко всем государствам-членам Совета Европы. И сама природа этих проблем такова, что везде требуются дополнительные меры для гарантирования независимости, беспристрастности, компетентности и эффективности судей.

 

И хотя политикам необходимо избегать любого давления на судебную систему, они должны рассматривать в качестве одного из важнейших приоритетов не только уважение, но защиту честности судей. Государства-члены должны предпринять необходимые меры для того, чтобы добиться высокого уровня авторитета правосудия. Судьи должны внушать доверие.

 

Томас Хаммарберг

Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года

Учитывая, что в Уставе Организации Объединенных Наций народы мира заявляют, в частности, о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, с тем чтобы обеспечить международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без каких-либо различий, 

учитывая, что во Всеобщей декларации прав человека воплощены, в частности, принципы равенства перед законом, презумпции невиновности и права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом, 

учитывая, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах гарантируют осуществление этих прав и что, кроме того, Пакт о гражданских и политических правах гарантирует также право быть судимым без неоправданной задержки, 

учитывая, что все еще часто имеет место несоответствие между представлением об этих принципах и фактическим положением, 

учитывая, что при организации и отправлении правосудия в каждой стране следует руководствоваться этими принципами и что следует предпринимать усилия для их полного претворения в жизнь, 

учитывая, что нормы, касающиеся осуществления функций судьи, должны быть нацелены на то, чтобы обеспечивать судьям возможность действовать в соответствии с этими принципами, 

учитывая, что на судей возлагается обязанность принимать окончательное решение по вопросам жизни и смерти, свободы, прав, обязанностей и собственности граждан, 

учитывая, что шестой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в своей резолюции 16 просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней включить в число первоочередных задач разработку руководящих принципов, касающихся независимости судей и отбора, профессиональной подготовки и статуса судей и прокуроров, 

учитывая, в этой связи, что надлежит в первую очередь рассмотреть вопрос о роли судей в системе правосудия и важности их отбора, подготовки и поведения, 

правительствам следовало бы принимать во внимание и уважать в рамках своего национального законодательства и практики, доводить до сведения судей, адвокатов, работников исполнительных и законодательных органов и широкой общественности следующие основные принципы, сформулированные с тем, чтобы помочь государствам-членам в решении задач обеспечения и укрепления независимости судебных органов. Принципы сформулированы главным образом для профессиональных судей, однако при необходимости они в равной степени применимы и к непрофессиональным судьям, если таковые имеются в наличии. 

Независимость судебных органов

1. Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов. 

2. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам. 

3. Судебные органы обладают компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное им дело в их установленную законом компетенцию. 

4. Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру. Этот принцип не препятствует осуществляемому в соответствии с законом судебному пересмотру или смягчению приговоров, вынесенных судебными органами. 

5. Каждый человек имеет право на судебное разбирательство в обычных судах или трибуналах, применяющих установленные юридические процедуры. Не должно создаваться трибуналов, не применяющих установленных должным образом юридических процедур, в целях подмены компетенции обычных судов или судебных органов. 

6. Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон. 

7. Каждое государство-член обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

Свобода слова и ассоциаций

8. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека члены судебных органов, как и другие граждане, пользуются свободой слова, вероисповедования, ассоциаций и собраний; однако, пользуясь такими правами, судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость судебных органов.  

9. Судьи обладают свободой организовывать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости. 

Квалификация, подбор и подготовка

10. Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения; однако требование о том, чтобы кандидат на юридическую должность был гражданином соответствующей страны, не должно рассматриваться в качестве дискриминационного. 

Условия службы и срок полномочий

11. Срок полномочий судей, их независимость, безопасность, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию должны надлежащим образом гарантироваться законом. 

12. Судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен. 

13. Повышение судей в должности, где существует такая система, следует осуществлять на основе объективных факторов, в частности способностей, моральных качеств и опыта. 

14. Распределение дел между судьями в судах, к которым они относятся, является внутренним делом судебной администрации. 

Профессиональная тайна и иммунитет

15. Судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением случаев открытого судебного разбирательства, и не должны принуждаться к даче показаний по таким вопросам.  

16. Без ущерба для какой-либо дисциплинарной процедуры или какого-либо права на апелляцию или компенсацию со стороны государства в соответствии с национальными законами судьям следует пользоваться личным иммунитетом от судебного преследования за финансовый ущерб, причиненный в результате неправильных действий или упущений, имевших место при осуществлении ими своих судебных функций.

Наказание, отстранение от должности и увольнение

17. Обвинение или жалоба, поступившие на судью в ходе выполнения им/ею своих судебных и профессиональных обязанностей, должны быть безотлагательно и беспристрастно рассмотрены согласно соответствующей процедуре. Судья имеет право на ответ и справедливое разбирательство. Рассмотрение жалобы на начальном этапе должно проводиться конфиденциально, если судья не обратится с просьбой об ином. 

18. Судьи могут быть временно отстранены от должности или уволены только по причине их неспособности выполнять свои обязанности или поведения, делающего их несоответствующими занимаемой должности.  

19. Все процедуры наказания, отстранения от должности и увольнения должны определяться в соответствии с установленными правилами судебного поведения. 

20. Решения о дисциплинарном наказании, отстранении от должности или увольнении должны быть предметом независимой проверки. Этот принцип может не применяться к решениям верховного суда или к решениям законодательных органов, принятым при рассмотрении дел в порядке импичмента или при соблюдении аналогичной процедуры. 

Кто является правильным судьей в этом деле?

Выбор судьи первой инстанции для громкого дела является важным решением, которое может повлиять на простоту и эффективность ведения дела или управления им. По ряду причин не все судьи имеют одинаковую квалификацию для ведения громкого дела. Невозможно переоценить важность ведения громкого дела на самой ранней стадии. Заблаговременное назначение судьи первой инстанции имеет решающее значение для обеспечения надлежащего ведения дела с момента признания его резонансным.

Выбор судьи первой инстанции по громкому делу должен быть деликатным и обдуманным решением, которое не должно быть оставлено на волю случая. В этом разделе рассматриваются соответствующие соображения для определения того, кто подходит для выполнения поставленной задачи.

  • Судья первой инстанции в громком деле должен иметь репутацию справедливого и беспристрастного со стороны всех сторон.
    • Судья должен быть опытным, иметь признанный авторитет в юридическом сообществе и иметь репутацию человека, проводящего полное и беспристрастное слушание каждой стороны судебного процесса. Суд не должен поручать громкое дело судье, которого справедливо или несправедливо считают судьей штата, судьей истца или судьей ответчика.
    • Любое восприятие предрасположенности или особой ориентации со стороны судьи в ситуации, когда этот судья выбирается индивидуально, усугубляет возможность критики и создает сложную атмосферу в и без того сложном деле. Средства массовой информации будут тщательно изучать биографию судей, как профессиональную, так и личную, и с готовностью сообщат о любой предполагаемой предвзятости со стороны судьи.
  • Судья должен быть спокоен в стрессовых ситуациях, невозмутим и иметь уравновешенный темперамент.
    • Другими важными качествами являются способность судьи вести дела со СМИ упорядоченным и разумным образом, а также самодисциплина, позволяющая придерживаться его или ее собственных стандартов надлежащего взаимодействия судей со средствами массовой информации.
    • Проницательный знаток характера и личности может использовать ценные таланты и знания для решения многих вопросов, которые могут разрядить потенциально взрывоопасные ситуации.
  • Рассмотрите любые политические вопросы, которые могут повлиять на выбор судьи.
    • Назначенные или избранные члены судебных органов избираются в результате политического процесса. При назначении судьи первой инстанции важно осознавать политические коннотации и последствия, которые может иметь выбор, и принимать это решение с целью смягчения или преуменьшения любых политических предубеждений.
    • Если в юрисдикции есть выборные судьи, судья первой инстанции не должен быть переизбран в ближайшем будущем. Это помогает гарантировать, что на принятие судьей решения в ходе судебного разбирательства не повлияет возможность принятия непопулярных решений. Это также предотвратит потенциальное появление на публике.
  • Судья первой инстанции должен обладать хорошими управленческими навыками и умением хорошо работать в команде.
    • Выбор судьи должен обеспечить разумное и компетентное управление судебным процессом под микроскопом ежедневного внимания и принятие обдуманных и рациональных решений, касающихся механики судебного процесса.
    • Судья первой инстанции в громком деле должен иметь возможность взять на себя полное управление залом суда, сформулировать ожидания суда и следить за их выполнением.
    • Судья также должен обладать хорошими управленческими навыками и здравым смыслом, чтобы созывать и направлять соответствующий персонал суда, чтобы он служил эффективной «судебной группой».
  • Из-за физической нагрузки, связанной с продолжительным делом, любой, кто считается судьей в громком деле, должен быть в добром здравии и не отвлекаться на личные заботы.
  • Судья первой инстанции должен хорошо разбираться в вопросах Первой поправки, касающихся средств массовой информации, и иметь значительный опыт ведения судебных процессов по тем же типам дел, что и громкие судебные процессы.
  • Разработайте план Б на тот случай, если первый судья заявит самоотвод или получит безапелляционный отвод.

    Судебные проступки и общественное доверие к верховенству закона

    Дэвид Дж. Сачар

    Дэвид Дж. Сачар в настоящее время является исполнительным директором Комиссии по судебной дисциплине и инвалидности в Арканзасе, США, и членом консультативного совета Национального центра судов штатов. Ранее он приобрел опыт судебного разбирательства и прокурора в Соединенных Штатах. Г-н Сашар недавно поделился своим мнением о неправомерных действиях судей с УНП ООН в рамках текущей работы Организации по обмену передовым опытом в расследовании неправомерных действий. Все мнения, выраженные в этом материале, принадлежат исключительно автору как внешнему эксперту и не обязательно отражают официальную позицию УНП ООН.

    ______________________________

    Неправомерное поведение судей разрушает саму суть того, что необходимо для функционирующей судебной системы – граждан, которые верят, что их судьи справедливы и беспристрастны. Судебная система не может существовать без доверия и уверенности народа. Поэтому судьи должны нести ответственность за соблюдение правовых и этических норм. При привлечении их к ответственности за свое поведение контроль за поведением судей должен осуществляться без нарушения независимости принятия судебных решений. Эта задача может быть сложной.

    В большей степени, чем любая другая ветвь власти, судебная власть построена на фундаменте общественной веры — судьи не командуют армией или полицией, у них нет власти кошелька для финансирования инициатив, и они не принимают законы. Вместо этого они принимают решения по закону. Решения, которым должны верить люди, исходили от компетентных, законных и независимых судебных чиновников.

    Неправомерные действия судей проявляются во многих формах, и этические нормы касаются сомнительных действий, бездействий и отношений, которые подрывают общественное доверие. Общие жалобы на этические проступки включают ненадлежащее поведение; неспособность должным образом отстранить судью, когда у судьи есть конфликт интересов; участие в ex parte сообщение и несвоевременное выполнение своих судебных обязанностей. Поведение за пределами зала суда также может вызывать вопросы. Надзор за поведением судей не должен пытаться регулировать чисто личные аспекты жизни судьи. Однако судья может совершить неправомерное поведение, проявляя личное поведение, которое ставит под сомнение его юридическую честность. Это верно даже в том случае, если такое же поведение было бы просто сочтено неразумным для среднего гражданина. Как говорится, одежда возвышает поведение. Очевидными примерами являются нарушения уголовного законодательства, сексуальные домогательства с персоналом/адвокатами/сторонами, присоединение к дискриминационным организациям и использование судейского положения в личных интересах.

    Многие кодексы поведения судей также содержат общие формулировки, призывающие судей сохранять неподкупность судебной власти и избегать даже видимости нарушений. Например, в преамбуле Арканзасского кодекса поведения судей говорится, что «судьи должны всегда поддерживать достоинство своей должности и избегать как непристойности, так и видимости непристойности в своей профессиональной и личной жизни». [1]

    В какой момент решение судьи настолько выходит за рамки прецедентного и правового кодекса или настолько вопиющим нарушением основных прав, что кажется, что судья действует безнаказанно по отношению к закону? Как правило, решения судьи должны быть оставлены для судебного рассмотрения, а не для критики комиссией по поведению. Однако случаи, когда людей сажают в тюрьму без соблюдения надлежащей правовой процедуры, когда судьи изобретают ненадлежащие средства правовой защиты для дел, или нарушения верховенства закона могут быть приравнены к неправомерным действиям судей. Регулирование такого поведения без нарушения разделения властей или независимости в принятии решений становится хождением по острию ножа.

    Внедрение действенного способа защиты населения от неправомерных действий судей является жизненно важным — необходимо провести проверку. Кроме того, это должно быть сделано с минимальным риском незаконного вмешательства сил, пытающихся не допустить непопулярных, но правильных постановлений закона. Конечно, должна существовать надлежащая система защиты прав судей на оспаривание этических обвинений. Если будет установлено, что судья нарушил нормы судейской этики, то определение санкции или средства правовой защиты будет следующим шагом. Хорошо оснащенная комиссия по поведению должна иметь соответствующие средства правовой защиты. Общественная дисциплина служит двойной цели: исправлению соответствующего судьи, а также обучению других судей. Комиссии по поведению обычно имеют право публиковать предупреждения или выговоры за неэтичное поведение. Могут быть назначены меры по исправлению положения, требующие, например, наставничества, наблюдения или дополнительного обучения. Редкие и серьезные санкции в виде отстранения от должности или отстранения от должности применяются только в самых вопиющих случаях неправомерного поведения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *