Техникум и колледж это одно и тоже: в чем разница, и что лучше, Колледжи и Техникумы – “Навигатор Образования”

в чём разница — Блог Тетрики

После 9 класса каждый ученик сталкивается с выбором: продолжить обучение в школе или получить среднее специальное образование. Отправиться за востребованной профессией можно не только в вуз. Не дожидаясь ЕГЭ, можно поступить в колледж, лицей или техникум. В чём же их отличия и преимущества? Рассказываем в новой статье.

Лицей

Прежде всего, начнём с определения. Лицей — это среднее общеобразовательное учебное заведение. Основная его задача заключается в подготовке старшеклассников к поступлению в вузы. 

Лицеи бывают двух типов — общеобразовательные и профессионально-технические. В первых упор делают на углублённое изучение гуманитарных, или естественнонаучных предметов и точных наук. Вторые включают в обучение профильные дисциплины, которые не входят в программу обычной школы. Например, в Санкт-Петербургском Оптико-механическом лицее получают квалификацию фотографа или мастера печатного дела. А в художественно-профессиональном лицее имени Карла Фаберже готовят ювелиров.

ЕГЭ здесь, увы, не избежать. По окончании лицея выпускник получает стандартный аттестат об основном общем образовании, но с приложением особого образца, в котором указываются дополнительные учебные предметы.

Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика

Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок

Техникум и колледж

Право заниматься профессиональной деятельностью даёт обучение в колледже или техникуме. На первый взгляд между двумя этими учреждениями много общего. Например, выпускники получают документ о среднем специальном образовании и звание «младшего специалиста», а по окончании учёбы могут подавать документы в вуз. Но есть и различия:

  1. в колледжах учатся 3–4 года, в техникумах — 2–3;
  2. техникумы направлены на базовую подготовку профессионалов, колледжи — на базовую и углублённую, поэтому включают более широкий выбор образовательных программ;
  3. российские колледжи на манер американских имеют связь с вузами соответствующего профиля. Выпускники таких заведений получают льготы при поступлении в университеты.

В колледжах и техникумах дают образование по 900 специальностям в самых разных сферах: педагогика, геология, сервис, химия, искусство, морская техника, программирование и других. Есть из чего выбрать, если у старшеклассника нет тяги к академическим дисциплинам, но он не против поработать руками.

Преимущества среднего профессионального образования

Поступление без ЕГЭ

И на базе 9 класса, и на базе 11-го в большинство учреждений среднего профессионального образования (СПО) зачисляют абитуриентов на основе конкурса по среднему баллу аттестата. Некоторые организации проводят собственные дополнительные испытания. Но они не идут в сравнение со сдачей ЕГЭ при поступлении в вуз.

Практикоориентированное обучение

Уже в первые месяцы учащиеся лицеев, колледжей и техникумов попадают в мастерские. Они берут в руки настоящие инструменты парикмахеров, маляров, радиоинженеров и от сухой теории переходят к реальным задачам. Для многих это более увлекательно, чем учёба в старших классах школы.

Ранний старт карьеры

Чтобы освоить рабочую профессию после 9 класса в среднем потребуется около 3–4 лет. Следовательно, и на рынок труда этот специалист выйдет на 3–4 года раньше, чем выпускник 11 класса после университета. При этом спрос на некоторые рабочие специальности будет только расти.

Международные конкурсы Wordskills

С 2017 года российские студенты СПО сдают экзамен по стандартам Wordskills и могут участвовать в соревнованиях молодых профессионалов. Конкурс Wordskills похож на олимпиады для школьников. Сначала нужно стать лучшим в своём учреждении, а затем пройти на региональный уровень. И только после этого показать своё мастерство на всероссийском конкурсе. Лучшие специалисты из разных регионов России получают не только денежные призы, но и представляют нашу страну на европейских соревнованиях.

Что лучше выбрать?

Если старшеклассник решил освоить рабочую профессию, стоит выбирать не тип учреждения, а специальность. Сформулируйте, что для вас важно. Готов ли абитуриент учиться только в своём регионе или поехать в другой? Какие навыки хочет освоить, где планирует работать? Думает ли продолжать обучение в вузе или мечтает поскорее зарабатывать? В какой лицей, колледж или техникум есть шансы поступить на бюджет? Готовы ли вы платить за профессиональное образование? 

Из ответов на эти вопросы сложится общая картина. Вы поймёте: где, в какие сроки и за какие деньги лучше получать образование. Обязательно сходите на дни открытых дверей, чтобы почувствовать атмосферу образовательной организации и лично задать вопросы студентам и директору.

Четыре мифа о колледжах и техникумах – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В колледжи и техникумы поступают 42% выпускников девятых классов школы. Однако СМИ все еще продолжают считать среднее профессиональное образование (СПО) невостребованным и несовременным. Федор Дудырев рассказал, как на самом деле живут колледжи и техникумы. Он представил в НИУ ВШЭ новый Мониторинг качества подготовки кадров в системе СПО, который проводится по заданию Минобрнауки.

Миф 1: студенты предпочитают вузы, а не колледжи

В массовом сознании существует клише о том, что программы среднего профобразования непопулярны и молодежь «единогласно» выбирает вузы.

На деле количество учащихся колледжей и техникумов составляет 2,73 млн человек. Учебу в вузах выбирают вдвое больше студентов (5,2 млн в 2014-2015 учебном году). Тем не менее, аудитория у колледжей и техникумов весьма существенная. И «эхо» демографического спада 1990-х годов — уменьшение числа абитуриентов — гораздо больше отразилось на высшей школе, чем на СПО (рис. 1). Так, с 2005 по 2015 год ежегодный прием в вузы упал на 600 тысяч человек. А на программы подготовки специалистов среднего звена (колледжи) — на 155 тысяч человек.

Рисунок 1. Аудитория высшего и среднего профессионального образования.

Источник: Мониторинг качества подготовки кадров, 2016 год.

Если в высшей школе с 2013 по 2015 год количество поступающих продолжало падать, то в колледжах прием, наоборот, подрос.

Ширится «транзитный поток» учащихся — это те, кто идут «в вуз через колледж». Такие ребята с помощью учебы в организации СПО упрощают себе поступление в высшую школу. Дело в том, что у техникумов и колледжей есть партнерские программы с университетами, вузы могут иметь свои подразделения среднего профобразования и пр. “Доля людей с образованием СПО в общем приеме на программы высшего образования выросла с 28% в 2013 году до 37% в 2015 году”, — говорит аналитик Института образования НИУ ВШЭ Алексей Шабалин. — Однако только 18% от выпуска СПО в 2015 году сразу же отправились в университет. Остальные выпускники колледжей и техникумов перед вузом успели поработать и отслужить в армии. 

Среднее профобразование в цифрах:

  • 4,6 тысяч колледжей и техникумов обучают молодежь по программам среднего профобразования. Большинство регионов говорят о намерении «нарастить» долю поступающих в колледжи и техникумы;
  • 80% студентов учатся на специалистов среднего звена, 20% — готовятся быть квалифицированными рабочими и служащими;
  • 72% — доля бюджетного приема в учреждения СПО. Особенно важно, что колледжи и техникумы широко доступны для малообеспеченных людей. Около трети учащихся — ребята из неблагополучных семей, 4-6% — сироты.

Миф 2: в техникумы идут только слабые учащиеся

Социальный «резервуар» для двоечников — так СМИ нередко расценивают организации среднего профобразования. Считается, что в колледжи и техникумы идут те, кто «не потянет» учебу в старших классах.


В действительности в систему СПО идут ребята с разной успеваемостью. Средний балл основного государственного экзамена (ОГЭ, ранее — ГИА) у абитуриентов колледжей и техникумов — 3,77, но он малоинформативен. По специальностям картина неоднородна. Так, в медицинские колледжи и колледжи культуры (музыкальные, хореографические и пр.) поступают ребята со средними баллами ОГЭ от 4,5 до 4,7. В то же время у тех, кто выбирает сельскохозяйственные профессии, средний балл ниже среднего — в районе 3,2.

Миф 3: колледжи предлагают мало специальностей

В учреждениях СПО небольшой набор и недостаточно профилей обучения — таково еще одно клише.

На деле в большинстве заведений учатся до 1000 человек. Есть и организации-рекордсмены — например, в Пензе (7,5 тысяч студентов) и в Тюмени (6,5 тысяч учащихся). Это многопрофильные колледжи. Количество специальностей в них может доходить до двадцати. Стандартный «джентльменский набор» — от восьми до пятнадцати программ.

Сельские колледжи — как правило, узкоспециализированные, они действительно принимают намного меньше учащихся (бывает до сотни). Это связано с объективными проблемами: сокращением жителей села, «исходом» молодых людей в город. Однако такие организации играют огромную роль: удерживают молодежь на селе, помогают ей социализироваться и обучают профессиям, нужным местному хозяйству.

Самые популярные специальности

  • все охотнее учащиеся выбирают профессии повара-кондитера и автомеханика. Также молодежь идет в техникумы за дипломом специалиста по компьютерному программированию и информационной безопасности, дизайну, гостиничному сервису.
  • востребованы также транспортные специальности: в колледжах учатся будущие железнодорожники и моряки.
  • в регионах растет популярность строительных специальностей. Если в СССР в области СПО лидировало машиностроение, то теперь быстро и уверенно развиваются строительные колледжи.

Миф 4: педагоги пожилые и несовременные

В техникумах и колледжах преобладают пожилые педагоги (штатные преподаватели и мастера производственного обучения), считают СМИ.

Но по факту во многих регионах идет омоложение кадров. «Видны управленческие воздействия — например, система грантов для молодых преподавателей», — пояснил исследователь.

Доля педагогов пенсионного возраста (50-59 лет и более 60 лет; рис. 2) составляет 46%. Доля совсем молодых преподавателей, а также тех, кому 30-39 лет и 40-49 лет, суммарно достигает 54%. Причем среди них преобладают педагоги «золотого возраста» — от 30 до 49 лет (41,2%), достаточно опытные, но в то же время открытые для профессионального развития и инноваций.

Рисунок 2. Возрастные категории штатных преподавателей и мастеров производственного обучения.

Источник: Мониторинг качества подготовки кадров, 2016 год.

Таким образом, система профобразования развивается достаточно успешно. У нее есть и господдержка, и востребованность со стороны семей, заключил Федор Дудырев.
IQ

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Федор Дудырев, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ.

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 ноября, 2016 г.

Все материалы автора

Образование образование


В чем разница между профессиональными и техническими учебными заведениями

Программы поиска