Технология в школе до какого класса: От уроков труда до «Технологии»: как и зачем дети в школах учатся работать руками

Как устроены уроки технологии в российских школах и почему мальчиков и девочек до сих пор учат по-разному

В СССР на уроках труда у девочек и мальчиков были разные программы, а практику они проходили на разных производствах. Современные школы могут сами определять, как и чему учить детей на технологии. Но многие все еще работают по советской инерции — делят программы по гендерному признаку. Почему так происходит и могут ли родители это изменить?

Что происходит с технологией в школе

IT-специалист из Москвы, отец пятиклассницы и еще двоих девочек Артём Субботин перед 1 сентября узнал из родительского чата, что в средней школе программа на уроках технологии разделена по гендерному признаку. Мальчики будут изучать информационные технологии (сначала родители написали, что «информатику»), девочки — классические готовку и шитьё.

Артём Субботин относится к такому принципу настороженно. «Я не воспитываю их как приложение к кухонному гарнитуру — пытаюсь объяснить, что они самостоятельные и самодостаточные личности и не нужно полагаться ни на кого, кроме себя», — говорит он.

Учитель средних классов в подмосковной школе Анна Наумова (имя изменено по просьбе героини — Прим. ред.) преподаёт технологию только у девочек. На уроках есть теория и практика. Например, сначала они изучают технологию какого-то блюда, а потом готовят его. Мальчики там же изучают технологию обработки металла или дерева и практикуют это в мастерских, чертят — уже с другим педагогом. «Здесь многое зависит от учителя, — подчёркивает Наумова. — Он включает в рабочую программу те рекомендованные модули, в которых сам более компетентен».

Фото: РИА Новости / Кирилл Каллиников

По словам директора Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы Андрея Зинина, в современной нормативной базе никак не упоминается гендерное разделение для изучения курса технологии на любом уровне образования.

«Направление обучения должно зависеть не от гендера школьников, а от потребностей ребёнка и его выбора», — уверен эксперт. Он также считает, что современный рынок труда не разделён на мир женских и мужских профессий, поэтому такое деление в школах бессмысленно.

По мнению отца трех дочерей Артёма Субботина, современным школьникам лучше всего подходит модульное обучение, когда и мальчики, и девочки могут попробовать себя в разных областях. Он также считает, что программу технологии нужно «осовременить» и поддерживать её в актуальном состоянии, чтобы детям было интереснее учиться.

«Думаю, мальчики скоро будут проходить в том числе моделирование одежды и кулинарию, а девочки — робототехнику, 3D и прототипирование, — говорит Анна Наумова. — Каждый учебный модуль хоть по чуть-чуть должны пройти все. Сейчас получается, что мы зажимаем мальчишек, из которых могли бы получиться прекрасные дизайнеры. А они никогда в жизни даже не попробуют себя в этом деле».

На уровне начального образования гендерного разделения в школах, как правило, нет

Например, по программе гимназии № 1 в Серпухове третьеклассники участвуют в художественной, чертежной, конструкторской и рукодельной мастерских. На них рисуют, сгибают картон, обсуждают простые механизмы и детали, делают лекала и учатся простым стежкам.

Учитель начальных классов гимназии Наталья Ларкина говорит, что родители некоторых мальчиков недовольны тем, что их детям приходится шить или вязать вместе с девочками. Тем не менее дети любят эти занятия: на них можно отдохнуть от более интенсивных или информационно нагруженных предметов. По словам Натальи, профориентационные задачи в основном выполняет внеурочная деятельность. В частности, в некоторых школах есть робототехника, программирование, шахматная азбука.

«В старшей школе технология уже не обязательный предмет. Однако она даёт самые большие возможности, чтобы построить интересную и полезную программу», — уверен Андрей Зинин.

Современная программа включает в себя и элективные курсы, входящие в основное расписание, и внеурочную деятельность, и программы дополнительного образования, которые подхватывают общее направление, объясняет эксперт.

По его словам, многие школы вводят в старших классах элективные курсы по аддитивным технологиям, data science, интернету вещей, цифровым сервисам умного города и искусственному интеллекту.

Как должна измениться технология и что этому мешает

30 декабря 2018 года Минпросвещения утвердило инновационную концепцию преподавания технологии. В ней рекомендовано вводить в программу технологии, которые соответствуют трендам современного рынка труда: робототехника, 3D-моделирование, интернет вещей, система автоматического управления.

Анна Наумова говорит считает эту концепцию оправданной. При этом учитель подчёркивает, что большинство школ не готовы к таким изменениям. «Есть масса школ, в которых даже нет швейных машинок и плит для готовки. Там максимум могут предложить девочкам и мальчикам поплести из бисера или повязать на спицах», — рассказывает Наумова.

Она объясняет, что нередко педагогическую переподготовку на учителя технологии получают бывшие специалисты по пищевой промышленности или мастера швейного производства, учителя ИЗО и черчения.

Учителям сейчас сложно перестроиться на преподавание универсального предмета

«Я не возьмусь за робототехнику, для этого нужен специальный человек. У нас он есть — он ведёт занятия у мальчиков. Получается, мы должны как-то распределить модули. Либо нужно брать учителем технологии универсального специалиста, а таких людей сложно найти».

Поэтому в школе, где преподаёт Анна, пока учатся по старой, гендерно-ориентированной программе технологии. Но педагог уверена, что если новая программа будет вводиться грамотно и школам будут предоставлять оборудование, то совместное обучение можно было бы организовать.

Фото: РИА Новости / Игорь Зарембо

«В Москве существует система профессиональной переподготовки, чтобы обучать педагогов новым навыкам», — говорит Андрей Зинин. По его словам, более короткий путь для достижения той же задачи — приглашать людей из других профессиональных сфер, сотрудничать с вузами, научными организациями или компаниями, которые могут стать работодателями для учеников.

Специалисты могут работать в школе по совместительству и вести отдельные модули, кружки, элективные курсы. Также можно привлекать студентов-старшекурсников технических вузов.

Например, ребёнок читательницы «Мела» Веры Мельниковой учится в лицее № 32 в Вологде, а на технологии проходит робототехнику в Доме научной коллаборации Вологодского государственного университета.

Что могут сделать родители

После публикации на Facebook и внимания СМИ Артёму Субботину предложили написать заявление и зачислить дочь на занятия к мальчикам. Но при этом ходить на занятия к девочкам она уже не могла. Дочь Артема с начала учебного года проучилась информационным технологиям, но через две недели решила перевестись обратно на занятия с одноклассницами: программа у мальчишек показалась ей слишком простой и неинтересной, к тому же школьнице стало скучно без подруг.

«Современные семьи могут информировать управляющие советы школ о своих запросах по программе технологии, — советует Андрей Зинин. — Они обрабатывают эти запросы и могут что-то поменять».

Даже если на уровне программы всё остается по-прежнему, учителя могут идти навстречу школьникам по собственной инициативе. «У нас в школе есть 3D-принтер. В том числе девочкам могут показать, как он работает, — рассказывает Анна Наумова. — Я веду занятия для девочек, к нам иногда просятся мальчики: они устают от чертежей и других заданий, которые есть на их уроках. Я могу им что-то показать: например, как складывать салфетки для сервировки».

Программа технологии формально может меняться и модернизироваться. Но на деле не все школы к этому готовы. Даже если родители напишут заявление, может не найтись педагогов, которые хорошо преподают и кулинарию, и программирование. А просто перевод девочек к мальчикам и наоборот не всегда приносит желаемый результат. Если всё больше родителей будут вести диалог с учебными заведениями о содержании программ, возможно, предмет изменится — и сможет заинтересовать школьников, помочь им получить реальные знания в какой-то области.

Фото на обложке: ТАСС / Николай Кузнецов

чему сегодня учат на уроках технологии?


Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Около 20 лет назад на замену урокам труда пришел предмет «Технология». Что современные школьники изучают в рамках этой дисциплины и почему некоторых взрослых не устраивает существующая программа?

Как это было

Воспоминания об уроках труда у советских школьников овеяны романтикой. В младших классах дети, как их сверстники сегодня, делали аппликации, поделки из бумаги и природных материалов, лепили из пластилина и учились пришивать пуговицы, а вот в средней школе начиналось гендерное разделение: девочек обучали основам домоводства, а мальчиков — работать по дереву и металлу, на токарных и сверлильных станках.

«Они делали табуретки, ремонтировали парты, вытачивали детали для подшефных предприятий, а нас учили шить, готовить», — вспоминает пенсионерка Татьяна Валентиновна. 

Теорию, изученную в классе, приходилось отрабатывать в домашних условиях:

«В нашем классе стояло только две или три швейные машинки, поэтому в основном мы шили дома. На уроках учительница объясняла и показывала все на примере. У нас стоял большой раскройный стол, на котором она учила нас делать выкройки. В первой четверти мы проходили технику безопасности, шитье. Во второй — кулинарию. В пятом классе изучали салаты, а в шестом — гарнир. У нас не было плиты в кабинете, поэтому на уроке записывали рецепты, а дома готовили с родителями, под присмотром. Потом приносили свои блюда на проверку». 

Девочки угощали мальчиков выпечкой и салатами, а мальчики вытачивали для них на станках деревянные скалки и толкушки.

В старших классах была обязательной профориентация, первая ступень к освоению профессии. Девушки могли получить специальность швеи-мотористки, секретаря-машиниста, продавца непродовольственных товаров. Юноши изучали слесарное дело, электромонтаж. 

«Престижным считалось отучиться на автодело, но туда еще надо было пробиться. Мест на всех не хватало, — рассказывает Владимир Сергеевич, сварщик на пенсии. — Нас тогда часто водили на экскурсии по заводам, мы присматривались к разным профессиям».

Чему учат сегодня

Технология сейчас — компонентный предмет, выстроенный по блочно-модульной системе. Учителя могут менять рабочие программы в зависимости от условий в школе и потребностей учеников. 

Блоки, которые могут входить в программу:

  • робототехника;
  • информационные технологии;
  • ведение хозяйства;
  • деревообработка;
  • знакомство с металлом;
  • домоводство;
  • оформление дома; 
  • дизайн;
  • домашняя экономика.

Каждая школа самостоятельно решает, как реализовать рабочую программу. Это зависит от того, есть ли специальные помещения для уроков технологии, насколько оборудованы кабинеты, достаточно ли нужного материального обеспечения. 

Например, в школе «Точка будущего» г. Иркутска есть гончарная мастерская и станок для создания гравюр. Кроме прочего, старшеклассников учат программировать на Python на примере беспилотного летательного аппарата. 


Школа “Точка будущего” в Иркутске

В школе №10 г. Королева стоят слесарные станки, на которых мальчики учатся работать по металлу. 

Инженерный корпус школы № 548 в поселке совхоза им. Ленина в Москве располагает кухней, столярными и архитектурными мастерскими, а также телестудией и студией звукозаписи. 


Кухня в Инженерном корпусе школы №548

В «началке» в большинстве школ учатся создавать различные поделки, планируя свои действия и делая выводы. 

«Мне нравятся уроки технологии! Мы делаем разные проекты: «Волшебный мир космоса», «Кем я хочу стать». Мы клеим, вырезаем, рисуем. Родителям нравятся мои поделки. Иногда они чуть-чуть помогают мне с подготовкой», — говорит Маша Д., ученица третьего класса из подмосковного Королева. 

В средней школе преобладает ведение домохозяйства у девочек и различные работы по дереву и металлу у мальчиков, при условии, что в школе есть оборудование. Ученица восьмого класса лицея № 19 г. Королева Эмилия Г. считает, что технология — очень полезный предмет:

«В прошлом году мы почти целую четверть проходили салаты. Накормили всю школу! В этом году, как сошьем платья, будем учиться выпечке. Думаю, нашим одноклассникам и учителям понравится».

Десятиклассник Артем Х. из Королева уверен, что занятия робототехникой на технологии помогают лучше понять информатику: 

«Технология дала нам очень много: мы научились основам работы за компьютером, когда собирали роботов и управляли ими. Сейчас на уроках информатики мне легко учиться. Хотел бы связать свою жизнь с программированием».

Гендерный вопрос

Как и в СССР, в современной школе на уроке технологии преобладает гендерное разделение. По новым ФГОСам скоро оно будет упразднено. Классы поделят не на девочек и мальчиков, а на подгруппы (как в случае с иностранным языком). Мальчики смогут разобраться в домоводстве, а девочки попробуют себя в программировании и деревообработке.

Такой подход в современном мире более актуален. Некоторые учреждения уже перешли на этот формат преподавания.

Но возможность перейти из одной группы в другую есть уже сейчас. Если девочке интереснее собирать роботов, а мальчик хочет научиться готовить, достаточно написать заявление и перевестись.

«Технология моему сыну очень нравится, он с удовольствием ходит на занятия, — говорит Елена, мама шестиклассника лицея № 19 г. Королева. — Ребята программируют роботов, устраивают гонки радиоуправляемых машинок. А недавно в группу к мальчикам попросились и две девочки». 

Все ли перемены к лучшему? 

Один из самых «модных» и востребованных модулей — это робототехника. Однако некоторые родители не считают, что конструирование «умных» машин важнее умения работать руками. 

«В школе не хватает нормальных уроков труда, — считает Павел В., отец семиклассника, изучающего робототехнику в школе г. Королёва. — Роботы — это хорошо, за ними будущее.

С другой стороны, мы все больше отходим от практики. Где еще детям эту практику получать? Всегда было два варианта: семья и школа. Хорошо, если мама умеет шить и готовить, а папа — менять проводку. Отлично, если в школе учитель ведет уроки по программе, включающей вышеперечисленное. А если нет? Современные дети не могут ни работать отверткой, ни вбить гвоздя, они их и в глаза не видели. А работе с компьютером они и сами научатся». 

Однако, по мнению учителя технологии высшей категории лицея № 19 г. Королева Татьяны Григорович, отказ от классических «трудов» — это ответ на требования времени:

«Многие школы делают упор на цифровые компоненты образовательной программы и отходят от практической деятельности. И это обоснованный шаг. Дети должны адаптироваться к современному, быстро меняющемуся миру. Сейчас даже швейные машинки новые, универсальные, программируемые».

При этом педагог все же считает, что полностью отказываться от обучения ручному труду нельзя: 

«Если упор будет делаться только на информационные технологии, мы рискуем в недалеком будущем остаться, например, без швейной промышленности. Возможно, никто из нынешних школьников не пойдет на швейное или кулинарное производство. Но умение заштопать порвавшуюся деталь одежды, приготовить ужин или разобраться с электрической розеткой все равно пригодится в жизни». 


Материалы по теме:

  • Нужна ли школе религиозная грамотность?
  • От эпиграмм до мемов: три века школьных баек;
  • Как приучить ребенка к физическому труду.

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

Эффективное использование технологий в начальной школе

После нескольких месяцев виртуального обучения и настройки устройства для синхронного и асинхронного обучения многие учителя и учащиеся в этом году были рады отказаться от цифрового опыта и вернуться к аналоговой учебной деятельности.

Многие занятия в начальной школе вовлекают детей в практические, динамичные занятия, не требующие использования технологий, что ограничивает количество времени, которое учащиеся проводят перед экраном. Однако есть способы, с помощью которых технологии могут развивать и поддерживать уникальные возможности обучения в школах.

Как педагог-технолог, я сотрудничаю с учителями для внедрения технологий, улучшающих обучение учащихся. Я расскажу и поделюсь примерами того, как учителя могут использовать технологии в классе, чтобы обеспечить руководство и поддержку, поощрять самоанализ учащихся и пробуждать творческий потенциал.

Использование технологий в качестве учебного пособия

Учителя могут создавать короткие аудио- или видеоклипы, чтобы дополнить и расширить обучение в классе. Многие преподаватели обнаружили, насколько просто создать короткое видео, которое учащиеся могут использовать для ознакомления с концепцией или перечитывания набора инструкций во время дистанционного обучения.

Вы можете создавать подробные инструкции или давать информацию, чтобы помочь учащимся выполнить серию упражнений для урока или проекта. Спланируйте занятие в классе, в котором учащиеся, например, чередуются между разными станциями (индивидуально или в небольших группах) для выполнения ряда независимых заданий.

Каждая станция может иметь собственное устройство, например iPad или Chromebook, на котором учащиеся могут просматривать предварительно записанные инструкции или пересматривать короткие презентации, выполняя действия на этой станции. Вы можете создать скринкаст в качестве учебного пособия или объяснить, как заполнить контрольную таблицу по математике.

Учащиеся используют технологии для самоанализа своего обучения и прогресса

Учащиеся могут использовать технологии для отслеживания своего прогресса. Они могут использовать изображения или короткое видео для документирования особых моментов в классе, занятий, проектов или презентаций, а затем создать презентацию, в которой будет подчеркнуто, что они узнали из этих снимков.

Например, учащийся третьего класса, изучающий состав клетки, может создать презентацию, включающую фотографию схемы клетки, описание того, почему были включены определенные части клетки, объяснения того, какие материалы использовались для создания модель клетки и письменное отражение того, что они узнали о частях клетки. В качестве основы того, как написать самоанализ, вы можете предоставить учащимся протоколы, такие как алгоритм мышления Project Zero «Раньше я думал… Теперь я думаю». Сообщение в блоге Джона Спенсера о цифровых портфолио — еще один ресурс, который вы можете использовать, чтобы побудить учащихся к самоанализу.

Чтобы помочь учащимся развивать свои метакогнитивные навыки, вы можете комбинировать учебные снимки с возможностями для их самоанализа. Во время презентации в большой или малой группе учащиеся могут представить слайд-шоу с закадровым голосом или объяснить, что они делали и чему научились в данный момент. Они могут ответить на такие вопросы, как «Получил ли этот опыт обучения, что вы чувствуете себя успешным?» и «Что бы вы сделали по-другому в следующий раз?» Студенты могут вернуться к этим размышлениям позже в течение года, чтобы оценить и отметить свой прогресс.

Например, в одной старшей начальной школе, которую я посетил, ученики пробовали разные стратегии обучения, чтобы понять, какие из них лучше всего подходят для них. После того, как они завершили формирующее оценивание, учитель попросил их подумать о том, чувствовали ли они себя успешными во время оценивания благодаря использованию стратегий обучения.

Учитель попросил учащихся определить, какие стратегии они использовали и считают ли они, что эти стратегии эффективны для изучения нового содержания и идей. Одна ученица рассказала, как использование карточек и перечитывание главы помогло ей подготовиться и пройти контрольную по естествознанию.

Вы можете позволить учащимся размышлять с меньшим количеством конкретных подсказок, поскольку они привыкнут обдумывать свою работу и чувствовать себя комфортно, исследуя, как они думают в процессе обучения.

Использование технологий для предоставления выбора и стимулирования творчества учащихся

Вы можете разрабатывать проекты, позволяющие учащимся выбирать, как они хотят использовать технологии. Студенты могут создавать цифровое искусство, используя различные веб-сайты и инструменты. Они могут создавать оригинальные художественные работы или учебные ресурсы, такие как математические манипуляции, используя школьные принадлежности для рисования, а затем записывать короткое видео, объясняющее или демонстрирующее их работу.

Комиксы, слайд-шоу, изображения на зеленом экране, инфографика, временные шкалы, цифровые плакаты, видео, подкасты, мини-портфолио и видеокниги — это другие формы цифрового студенческого творчества. Когда учащиеся комбинируют эти различные модальности, у них появляется еще больше возможностей для творчества и самовыражения.

С помощью технологий делиться такими цифровыми творениями очень просто. Настройки общего доступа Google могут публиковать слайд-шоу или документы Google. Сайты Google также являются отличным инструментом для студентов, чтобы отслеживать свои задания. Учащиеся могут добавлять видео, изображения, файлы Google Диска, PDF-файлы и многое другое на сайт Google. Инструменты Microsoft Office 365, Flipgrid и Padlet — это некоторые из других платформ для создания, курирования и обмена студенческими работами.

При использовании технологий в начальных классах будьте осмотрительны и преднамеренны. Прежде чем внедрять его, подумайте о целях его использования и о том, обеспечивает ли он функциональное улучшение учебной задачи. Документирование обучения учащихся, предоставление дополнительной поддержки учащимся с помощью аудио или видео, а также расширение возможностей учащихся по творчеству — все это отличные способы для технологий улучшить процесс преподавания и обучения.

Все, что нужно знать о технологиях, ученики сейчас изучают в 9 классе школы0001

Технологии затрагивают каждую часть нашей жизни, наших сообществ и наших домов. Тем не менее большая часть высшего образования отстает, когда дело доходит до интеграции технологий в учебную деятельность.

Студенты технологии

Многие колледжи и университеты только начинают изучать свой истинный потенциал для преподавания и обучения. При правильном использовании технологии могут помочь студентам-медсестрам приобрести навыки, необходимые для выживания в сложной, высокотехнологичной, основанной на знаниях системе здравоохранения.

Интеграция технологий в учебные программы, будь то очные или онлайн, означает больше, чем обучение основным навыкам работы с компьютером и программным обеспечением. Эффективная интеграция технологий должна происходить через учебную программу и должна углублять и улучшать процесс обучения. Эффективная интеграция технологий достигается, когда использование технологий является рутинным, прозрачным и поддерживает учебные цели. Этот тип интеграции стал обычной практикой в ​​системе образования K-12. С другой стороны, сестринские программы в высших учебных заведениях не так легко восприняли эти изменения.

Новые технологии влияют на то, как проходит обучение в K-12. Будь то использование Makerspaces для совместной работы, использование ноутбуков и iPad для выполнения заданий или разработка и использование полезных приложений для отслеживания домашних заданий, интеграция технологий повсеместна. В результате студенты начинают поступать в высшие учебные заведения более технически подкованными, чем их преподаватели.

Кроме того, они привыкли передвигаться и учиться с помощью интерактивных стратегий, а не сидеть и смотреть презентации PowerPoint. Что станет переломным моментом? Достаточно ли сильно давление на высшее образование сегодня, чтобы коренным образом изменить процесс обучения? Каким образом современные технологические достижения могут изменить высшее образование в том виде, в каком мы его знаем? Будет ли новая система высшего образования лучше существующей?

В Переосмыслении роли технологий в высшем образовании Управление образовательных технологий Министерства образования США сообщает, что технологии должны сыграть большую роль в создании системы высшего образования, ориентированной на учащихся. Призыв к действию указывает на то, что это будет успешным только в том случае, если работа будет выполняться иначе, чем в прошлом:

Однако для того, чтобы любое технологическое решение оказало преобразующее влияние на обучение и успех учащихся, оно должно иметь в своей основе конкретные цели, потребности и интересы самих учащихся. В то время как технологии могут быть добавлены к существующим структурам с целью сделать их немного более эффективными и гибкими, технологии также дают возможность катализировать более значительные реформы в образовательных структурах и практиках.

Высшее-Ed-NETP, с. 9

Переосмысление роли технологий в высшем образовании

Темп изменений в здравоохранении увеличился, и программы обучения медсестер должны быть гибкими, чтобы не отставать от темпов изменений. Перед нами стоит задача сделать обучение более осмысленным, контекстуальным и интерактивным, чтобы удовлетворить потребности растущего поколения учащихся. Если высшее образование не будет идти в ногу со временем, будут ли наши студенты обладать знаниями и способностями к адаптации, необходимыми для процветания в среде здравоохранения, которая постоянно меняется, разнообразна, взаимосвязана и глобальна?

Технологии меняют способ обработки информации детьми и методы обучения учителей. Он предлагает преподавателям эффективные способы охвата различных типов учащихся и оценки понимания учащимися с помощью различных средств. Это также улучшает отношения между учителем и учеником. Когда технологии эффективно интегрируются в предметные области, учителя вырастают в роли консультантов, экспертов по содержанию и тренеров. При интеграции с учебными целями технологии помогают сделать преподавание и обучение более значимыми и увлекательными.

В конечном счете, технология — это инструмент, который можно использовать для улучшения процесса обучения. Хорошо подготовленные и обученные медсестры могут интегрировать технологии в свои курсы, чтобы положительно повлиять на результаты и подготовить студентов к переходу в высокотехнологичную, динамичную среду практики. Поезд отошел от станции, и необходимо получить образование медсестер.

Эта статья была переиздана из блога NLNTEQ с разрешения. Чтобы узнать больше о том, как интегрировать инструменты цифрового обучения в учебную программу медсестер, просмотрите презентацию ниже 9.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *