Тренер и спортсмен: Спортивный тренер – это призвание

Содержание

8.6. Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен»

Психология спорта ↓

Факторы, обусловливающие отношения «тренер-спортсмен»:

  • задачи деятельности;
  • система ценностей и потребности тренера;
  • представления тренера и спортсменов об их взаимных отношениях.

Естественно, тренер должен подбирать учеников с пригодными для данного вида спорта качествами. Он подбирает таких воспитанников, которые способны реализовать на практике все концепции и взгляды, планы и замыслы тренера, содействуя ему в удовлетворении его потребностей, связанных со стремлением занять более высокий статус в обществе. На характер восприятия тренером своих учеников влияют: пол, возраст, уровень спортивного мастерства и т.д.

Данную проблему следует рассматривать также и со стороны отношения спортсмена к тренеру. Главной отличительной чертой такого отношения является возраст спортсмена.

Действительно, как показывают опыты психологов, подростку, делающему первые шаги в спорте, трудно оценить, насколько его тренер профессионально грамотен.

В этом случае спортсмен в первую очередь дает оценку тренеру как личности, он достаточно ясно понимает: добрый или злой человек его тренер, любит ли он детей, может ли он шутить или всегда строг, уважительно ли относится к окружающим и т.п.

В дальнейшем на отношение спортсменов к тренеру оказывают влияние их потребности, мотивация, направленность и система ценностей – факторы, которые формируются в процессе занятий самим же тренером. Значит, на последующих этапах отношение учеников к своему тренеру практически зависит от самого тренера и его деятельности.

В значительной мере определяющим отношение спортсменов к тренеру фактором следует считать их представление о том, как тренер относится к ним. Спортсменам свойственно во всех случаях оценивать своего тренера выше, чем он их. Обычно истинная оценка тренером учеников не совпадает с их представлениями о том, как к ним относится тренер. При анализе отношения спортсменов к тренеру, в зависимости от стажа занятий у этого тренера, оказалось, что отношение к своему первому тренеру не меняется на протяжении нескольких лет.

Отношение к тренеру формируется у спортсменов в первый год занятий и остается неизменным на многие годы.

Исключение составляют спортсмены, не сумевшие достичь значительных результатов, у которых в результате этого сложилось мнение о низком профессионализме своего тренера. Однако в практике есть случаи, когда спортсмены первого разряда, выполнив мастерские нормативы, меняют негативное отношение к тренеру, уже высоко оценивая его как специалиста.

Таким образом, одним из самых главных факторов, определяющих отношение спортсменов к тренеру, является способность тренера создать все условия, чтобы его ученики могли удовлетворить свои потребности в спорте.

Как показывают психологические исследования, самым негативным и болезненным для спортсмена (в 70% случаев) в системе отношений «тренер – спортсмен» является переход от одного тренера к другому, даже если это связано с повышением уровня спортивной специализации (переход из юношеской команды во взрослую и т.п.).

Похожие материалы в разделе Психология спорта:

  • 9. 2. Психологические основы диагностики в спорте
  • 7.4.1. Социометрия и оценка группы
  • Авторитарность – демократичность тренера
  • 7.4.4. Оценка общей психологической устойчивости, психической надежности и самооценка личности спортсмена
  • Идеомоторная тренировка
  • Особенности саморегуляции психических состояний в спорте высших достижений
  • Основные направления психологической подготовки в спорте
  • 9.7. Специальная психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям
  • Работа практического психолога в спорте
  • Возникновение и развитие спортивной психологии

/**/

Роль тренера в спортивной подготовке

lerasafronkova, Конный спорт зарубежья, Конный спорт Украины, Полезности,

Тренер. Кто же он? Наставник, советчик, друг? Или всего лишь человек, который за определенную плату расскажет, как сидеть в седле и выполнять элементы?
Хотелось бы разобраться в чем заключается роль тренера и как эта роль связана с эффективностью тренировок, достижением результата.
Спортсмен, особенно юный, требует постоянной мотивации и эмоциональной поддержки. А это возможно только в том случае, если и сам наставник на 100% заинтересован в результате, а не в элементарном заработке. Тренер проводит с учеником большое количество времени и оказывает влияние на его поведение, эмоциональное состояние, веру в собственные силы и настрой. Именно поэтому так важно разобраться в психологии спортсмена, найти индивидуальный подход и общий язык. Ведь то что подходит одному, может совершенно не подойти другому.

Всегда необходим диалог. Тут следует заметить, не пререкания с тренером, а диалог. Важно уметь взаимодействовать на тренировке, уточнять если что-то не понятно, не стесняться предлагать свои варианты решения той или иной проблемы. Грамотный тренер всегда выслушает своего спортсмена, попробует донести информацию и повторит элементарное 20 раз,при этом контролируя свои эмоции и оставаясь абсолютно спокойным. Но для такого диалога и совместного поиска решений необходимо доверие. Если спортсмен боится тренера ( а это встречается сплошь и рядом) или наоборот не признает его авторитет, полноценных тренировок не будет.
В первом варианте появляется страх сделать что-то не так и это мешает тренировочному процессу, ведь мы работаем с животными к которым ищем подход и ошибок здесь не избежать. Ошибаются все. Даже именитые всадники и не менее именитые тренера. Но только настоящий профессионал умеет признавать свои ошибки. Когда тренировки выходят на более высокий уровень, чем начальная подготовка, тут не избежать ошибок причём с обеих сторон. Совместный поиск оптимального решения проблем- залог успешных тренировок.
Очень часто тренер срывается на крик и ругань . Это указывает на неумение донести информацию ученику под тем углом под которым её увидит именно этот спортсмен, по той или иной причине не воспринимающий её так, как видит наставник. Тренер- это всегда психолог. Я с большим уважением отношусь к тем профессионалам, которые садятся на лошадь своего ученика и показывают, что выполнить тот или иной элемент вполне реально, пытаются “сверху” разобраться почему же у его спортсмена возникли проблемы.
Такой метод очень эффективен в работе с молодыми всадниками. Не только из-за поднятия собственного авторитета, но ещё и из-за возможности посмотреть на проблему глазами ученика.
Серьёзной преградой на пути к результату может стать непринятие авторитета тренера. Можно находиться в дружеских, доверительных отношениях со своим учеником, но на тренировках необходима субординация и непоколебимый авторитет, иначе начнутся пререкания, сомнения в эффективности предлагаемых упражнений и обиды. А ещё на определённом этапе у спортсмена включается кнопочка ” я и сам все знаю”. Спорить бесполезно. Наиболее разумный метод ‘выключения ” этой кнопочки – разрешить сделать учёнику, так как он это видит и при отсутствии результата вернуться к своему тренировочному плану. Как я уже говорила важен диалог, в нем рождается уважение.
Тренерам, которые достигли высот как всадники или продолжают выступать и показывать результаты в этом плане легче. Так как они на своём примере демонстрируют , что их методы эффективны и такой стиль тренировок приносит свои плоды.

Тем наставникам, которые по большей части теоретики сложнее удерживать авторитет, так как не садясь в седло очень сложно давать грамотные и эффективные советы. Для авторитета такого типа тренеров важную роль играют их спортсмены, уже достигшие результат, которые могут выступить примером для молодого всадника.
Тренер должен оставаться тем человеком к мастерству которого ты стремишься, тогда проблем с принятием авторитета не будет. Важна уверенность в том, что наставник поможет тебе достичь поставленных целей.
Другая сторона медали – это вера тренера в своего спортсмена. Она должна быть непоколебима. Ведь этой веры в период поражений должно хватить на двоих. Большинство спортсменов очень привязаны к своим наставникам и тонко чувствуют неискренность, сомнения или незаинтересованность. Это на психологическом уровне блокирует настрой на позитивный результат и часто приводит к разочарованию в своих силах или в своём учителе.
Поверьте, когда тренер буквально живёт твоими успехами, стремится к совершенствованию и безгранично верит в тебя, когда ты знаешь, что для него ты всегда лучший, то эмоциональный подъем, нацеленность на победу и вера в собственные силы буквально сносят все, что стоит на твоём пути к пьедесталу.
Конечно, появляется огромный страх разочаровать, не оправдать доверие, но это тоже мотивирует, ты не позволяешь себе даже мысли о поражении.

Психологи выделяют положительные и отрицательные типы тренеров, определив тип часто можно судить и о эффективности тренировочного процесса.
К положительным типам относятся:
– “поддерживающий” – всегда рядом со спортсменом, готов поддерживать морально в трудных ситуациях ( даже не связанных со спортом), предостерегает от возможных ошибок и мотивирует на будущие успехи;

– “Хладнокровный” – сохраняет спокойствие в напряженных ситуациях и принимает в них верное решение, всегда является примером самообладания, критические замечания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсмена;
– “Психолог” – может подвести спортсмена к соревнованиям с оптимальным уровнем возбуждения, успешно корректирует эмоциональное состояние ученика после поражения, может превратить страх в преимущество, тонко чувствует настрой спортсмена на соревнованиях;
– “Оратор” – удачно пользуется словом, настраивает ученика на более активную работу без лишнего давления.
К отрицательным типам относятся:
– “Оскорбляющий” – тип тренеров, который больше всего не любят. Позволяющий себе переходить на личности и оскорблять ученика;
– “Крикун” – считающий, что от громкости напрямую зависит восприятие информации спортсменом;
– “Мститель” – внушающий спортсмену, что тот его позорит, портит его репутацию. Такой тип готов мстить спортсмену за недостаточное старание на тренировках;
– “Профессор” – научно настраивающий себя и своего спортсмена с помощью сверхсложных установок и планов на соревнования.
Профессиональному тренеру всегда необходимо помнить, что в процессе спортивного совершенствования своего ученика он выступает в разных ролях:
На ранних этапах спортивной деятельности, когда есть необходимость общения с родителями ученика, это роль тренера-опекуна, которому доверили своё чадо.
В роли наставника ( “тренер-старший брат”) на более поздних этапах спортивной деятельности, когда ещё продолжается становление личности спортсмена, тренер становится старшим товарищем, другом.
На этапах высшего спортивного мастерства возникает необходимость тонкого руководства с целью выбора наиболее оптимальных путей подготовки к соревнованиям и целевых установок, именно тогда всаднику необходим руководитель ( “тренер-учитель”).
Важно уделять должное внимание психологической подготовке спортсмена. И не только в стартовый период, но и в тренировочном процессе в целом. Некоторые тренера нередко объясняют неудачное выступление эмоциональной неустойчивостью и нехваткой мотивации, подчёркивая, что данные проблемы вне их компетенции. Мол, психологической подготовкой должны заниматься родители и психологи. Но именно поддержка и работа тренера является важнейшим составляющим правильного настроя спортсмена, ведь он профессионал в этой области и авторитет для ученика.
Олимпийская чемпионка по выездке Изабель Верт сказала: ” Для любого необходима регулярная работа с тренером. Только тренер увидит все недочеты в вашей работе, укажет на них.” Всегда нужно помнить о важности роли тренера на пути к медалям. Это как пирамидка: всадник-лошадь-тренер и если хотя бы одна из составляющих будет отсутствовать или перестанет выполнять свою функцию, то конструкция не будет завершённой.
Но ведь многие опытные всадники тренируются без тренеров. Да, на определённом уровне ( очень и очень высоком) , тренер выступает скорее в роли консультанта и советчика. Он может и не стоять со своим учеником в манеже каждую тренировку, но все ровно время от времени смотрит со стороны и подсказывает. “Свежий” взгляд необходим даже лучшим всадникам мира, ведь “сверху” все чувствуется совсем иначе.
Закончить хотелось на том, что иногда связь спортсмена и тренера настолько сильная, что кажется будто слышишь мысли наставника во время выступления. Эти моменты бесценны. В такие минуты понимаешь, что ты представляешь ваше общее дело на арене, а он как серый кардинал всегда остаётся в тени побед, но эти общие победы дарят ему столько гордости и счастья, что не сравнятся даже с собственными.
Не забывайте говорить спасибо тем, кто каждый день помогает, наставляет, мотивирует и поддерживает вас на пути к успеху. Такие тренера любят учеников, как своих детей и готовы сделать все, чтобы они достигли своей цели.

 

Кто в сети

Никого нет on-line

©2023 Ansme Media

ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ГИПЕРССЫЛКА НА ESU ОБЯЗАТЕЛЬНА. АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА МОЖЕТ НЕ РАЗДЕЛЯТЬ МНЕНИЕ АВТОРА И НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА АВТОРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Forgot your details?

 Log in with Facebook

или

Create Account

советов для крепких отношений между тренером и спортсменом однако успешные тренеры понимают, что формирование прочных отношений между тренером и спортсменом так же важно, как и достижение побед. Установление отношений со спортсменами помогает тренеру понять, что мотивирует или движет каждым человеком. Это также подчеркивает личный, заботливый подход со стороны тренера, демонстрируя, что тренер видит в игроке больше, чем просто билет к победе. Создание отношений с каждым спортсменом помогает улучшить общий командный дух, а также помогает гарантировать, что команда достигнет своих целей.

Однако есть и другие преимущества, связанные с установлением прочных отношений между тренером и спортсменом. Например, спортсмены могут обнаружить, что они могут сообщить тренеру о своем разочаровании и своих идеях, а тренер, в свою очередь, может разработать лучшую стратегию, понимая спортсменов.

Способность создавать отношения между тренером и командой — это уникальный навык, который тренеры должны развивать. Это требует решения проблем, терпения, понимания и взаимного доверия — и именно тренер должен проложить путь к созданию внутрикомандных связей.

Тренеры могут развить несколько навыков, которые помогут им наладить тесные связи со своими спортсменами. Примеры включают коммуникативные навыки, способность использовать положительное подкрепление, способность завоевывать доверие и готовность сделать себя доступными для спортсменов, которым нужен совет или поддержка.

1. Общение

Одним из наиболее важных аспектов взаимоотношений между тренером и спортсменом является общение. Благодаря четкому общению тренеры могут более эффективно руководить, направлять и управлять своими командами. В свою очередь, команда и отдельные спортсмены могут свободно выражать идеи и опасения на благо всех.

Тренеры должны рассматривать каждую ситуацию и каждого спортсмена индивидуально, чтобы выбрать наилучшую форму общения. Хотя демократический стиль коучинга обычно является лучшей стратегией, автократический стиль также может иметь свои преимущества.

Автократический коучинг известен тем, что говорит вместо того, чтобы слушать, и может быть полезен, когда присутствует конкретное доверие. С другой стороны, демократичный коучинг — это стиль, при котором тренер и отдельные спортсмены открыто общаются и ведут совместные обсуждения.

Общение является важным элементом хороших отношений между тренером и спортсменом. Без этого тренеры могут обнаружить, что их спортсмены не будут так охотно слушать. Они также могут заметить отсутствие сплоченности в команде.

2.

Позитивное подкрепление

Воспитание спортсмена посредством позитивной поддержки и поощрения может помочь ему в достижении личных целей и конструктивной поддержке команды. Тренеры, которые помогают своим командам визуализировать положительный результат, могут увеличить шансы команды на достижение успеха.

Тренерам не обязательно быть уверенными во всех аспектах, чтобы достичь своих целей. Они могут признать, где их спортсмены преуспевают, а также показать им, что им нужно улучшить. Важно отметить, что положительное подкрепление зависит от эффективного общения. Одна из обязанностей тренера — помочь своим игрокам расти как спортсмены, а также помочь им обрести уверенность в своих навыках как на поле, так и за его пределами.

Тренеры могут обнаружить, что при положительном подкреплении их игроки обретут собственную внутреннюю мотивацию и продолжат совершенствоваться индивидуально. Команда, которая мотивирована самомотивацией, может подняться над трудностями и добиться успеха.

3. Искренний интерес

Для того, чтобы тренер заслужил уважение своих спортсменов, он должен уважать их в ответ. Чтобы создать прочные отношения, тренеры должны проявлять интерес, который выходит за рамки непосредственных вопросов, связанных с командой. Например, люди часто положительно реагируют, когда кто-то вспоминает об их увлечениях.

Разница между проявлением интереса и искренним интересом заключается в искренности. Тренер с неподдельным интересом соберет информацию об игроках, которая может помочь в стратегии игры, тренировках и общекомандном сплочении.

4. Доступность

Отношения между тренером и спортсменом зависят от того, насколько открыт тренер к установлению межличностных отношений. Как наставник и советник, коуч должен ясно дать понять всей команде, что он или она доступны для разговора, когда это необходимо. Младшие студенты-спортсмены часто нуждаются в совете, а иногда, возможно, ищут кого-то, за кем можно последовать. Будучи доступными и вовлеченными, тренеры имеют возможность положительно влиять на своих спортсменов. Тренеры, которые делают себя доступными для своих спортсменов, прокладывают путь к установлению и развитию крепких отношений.

5. Доверие

Доверие является краеугольным камнем крепкой связи, и оно формируется, когда коуч дает четкие инструкции, позитивно подкрепляет и проявляет неподдельный интерес. Как только доверие установлено, спортсмены обычно слушают более внимательно, следуют инструкциям с большей готовностью и, как правило, получают больше удовольствия от всей команды. Взаимное доверие выгодно команде, тому, как спортсмены занимаются своим видом спорта, и часто приводит к положительным результатам.

Другие советы по формированию позитивных отношений между тренером и спортсменом

Несмотря на то, что тренеры обладают властью, они также должны следить за тем, чтобы их спортсмены считали их доступными, а также образцом для подражания или наставником. Задача коучинга состоит в том, чтобы сбалансировать рациональную логику с эмпатией и эмоциональным осознанием. Крепкие отношения между тренером и спортсменом важны не только для роста спортсмена как позитивной, этичной и нравственной личности, но и для результативности команды в целом.

Развитие навыков позитивных взаимоотношений

Тренеры, которые сосредотачиваются на создании эффективных личных отношений со своими спортсменами, скорее всего, получат пользу независимо от побед команды, потому что они помогли сформировать позитивное моральное и этическое поведение. Благодаря крепким отношениям и целостному подходу к тренировкам молодые спортсмены развиваются как личности и лучше играют в команде.

Навыки, которыми обладают эффективные коучи, основаны на честности и позитивном настрое. Они должны принимать, поддерживать и уважать своих спортсменов, а также окружающих их людей. Они должны понимать, что быть образцом для подражания — это работа 24/7. Доступные и заинтересованные тренера привлекут игроков, как заинтересованных в отношениях, так и тех, кто не знает, хотят ли они их.

Если коучи хотят создать отношения, но не знают, с чего начать, они могут попробовать несколько простых методов. Они могут проводить командные мероприятия вне спортивной программы, такие как обед или веселье в выходные дни. Это дает спортсменам возможность общаться со своим тренером вне обычной структуры отношений.

Помните об отрицательных характеристиках отношений

Отношения между тренером и спортсменом считаются особенно важными из-за их влияния на спортсмена. Молодые спортсмены восприимчивы к окружающей их среде и к идеям других, что делает отношения между тренером и спортсменом критически важными для развития спортсменов как личностей, так и участников спорта. Если тренер сосредоточен исключительно на победе и его единственная цель — победа, он может достичь этой цели. Тем не менее, это связано с большой вероятностью возникновения этических и профессиональных дилемм.

Успех без эффективных отношений дает спортсменам способности, но без личностного роста. Тренеры должны понимать, что их работа заключается не только в физическом прогрессе, но и в подготовке своих юных спортсменов к успеху в жизни. Отсутствие интереса, отстраненность, обман и пессимизм — ключевые характеристики, которых тренеру следует избегать. Апатия и раздражительность подают плохой пример и ведут к неэффективным отношениям.

Эти характеристики не создают здоровой основы для позитивных отношений, более того, они эксплуатируют впечатлительный ум спортсменов, ориентированных на погоню за победами на поле. Настоящие победы кроются в командной работе и личных связях.

Сосредоточьтесь на развитии эффективных и успешных отношений между тренером и спортсменом

Когда поднимается человек, поднимается и команда. Искренние отношения между спортсменами и тренерами порождают больше доверия, улучшают общение и настраивают на победу. Открытая линия связи помогает всем быть более честными друг с другом, что приводит к более сильным тренировкам, спортивному прогрессу и личностному росту. Победа станет побочным продуктом отношений, созданных командой и тренером.

Достижение побед, успехов и целей возможно без отношений, но у этого подхода есть существенные недостатки. Тренеры могут стать отчужденными и отстраненными, а игроки могут занять позицию «выиграть любой ценой», которая характеризуется эгоизмом и плохим спортивным поведением. Создавая благоприятную конкурентную среду, спортсмены могут получить возможность значительного личного роста как на поле, так и за его пределами.

Поднимите свою тренерскую карьеру на новый уровень

Успешные тренеры — это больше, чем просто голос во время тренировок и в игровой день; они советники и наставники, на которых спортсмены могут положиться. Профессионалы, работающие в этой области, вероятно, обнаружат, что получение высшего образования, такого как онлайн-магистр спортивного администрирования, может дать навыки и сообразительность для общения со спортсменами как на поле, так и за его пределами.

Онлайн-программа магистра спортивного администрирования Университета Огайо специализируется на подготовке межшкольных спортивных директоров. Это программа, разработанная для тех, кто страстно желает служить молодым студентам-спортсменам и желает в конечном итоге возглавить очень успешный спортивный отдел. Узнайте больше о том, как онлайн-программа магистра спортивного администрирования в Университете Огайо может помочь вам поднять свою тренерскую карьеру на новый уровень.

Рекомендуемая литература

Блог Университета Огайо, «Роль группы поддержки в легкой атлетике средней школы»
Блог Университета Огайо, «Поощрение спортсменов, занимающихся многоборьем»
Блог Университета Огайо, «Выявление проблем с психическим здоровьем у спортсменов старших классов»

Источники:

Оценка спортсменов, Отношения между тренером и спортсменом — фактор результативности
Frontiers in Psychology, «Communication Стратегии: топливо для качественных отношений между тренером и спортсменом и его удовлетворенности»
Psychology Today, «Вдохновляйте своих спортсменов»
Psychology Today, «Инвестируйте в отношения между тренером и спортсменом»
Psychology Today, «Развитие отношений между тренером и спортсменом»
Shape America, «Применение гуманистической теории обучения: «искусство» коучинга»
VertiMax, 5 ключей к построению отношений со спортсменами»

Важность тренера Взаимоотношения со спортсменами · Frontiers for Young Minds

Abstract

Задумывались ли вы, почему тренеры часто являются первыми людьми, к которым обращаются спортсмены, как когда они плохо выступают, так и когда побеждают? Это потому, что отношения между тренером и спортсменом являются наиболее важными отношениями в спорте. Спортсмены проводят со своими тренерами больше времени, чем с любым другим человеком в своей жизни. Они смотрят на своих тренеров и полагаются на них в технических, тактических и личных советах. Олимпийские спортсмены, завоевавшие золотые медали, такие как Уэйд ван Никерк, Симона Байлз, Майкл Фелпс, Лаура Мьюир и Леброн Джеймс, говорили, что их тренеры являются причиной их успеха. В этой статье мы обсудим, что делает отношения между тренером и спортсменом успешными, опишем влияние отношений между тренером и спортсменом на успех спортсмена и дадим советы, которые вы и ваши тренеры можете использовать для развития хорошего рабочего партнерства.

Почему важна связь между тренерами и спортсменами?

Формирование значимых отношений с другими людьми является важной частью нашей жизни. Мы развиваем много важных отношений — с нашими друзьями, семьями, учителями и романтическими партнерами. В спорте спортсмены также формируют несколько важных отношений — со своими сверстниками, менеджерами и тренерами. Вы когда-нибудь задумывались, почему спортсмены первыми обращаются к тренерам, когда у них что-то не получается или когда они побеждают? Это потому, что отношения, которые спортсмены развивают со своими тренерами, являются ключом к успеху и удовлетворению спортсменов. Тренеры – это люди, с которыми спортсмены проводят большую часть своего времени. Они полагаются на своих тренеров в плане их опыта, рекомендаций и суждений в отношении отбора на соревнования, команды и матчи. Коучи играют и другие важные роли: они могут быть наставниками и мотиваторами, а также могут подставить плечо, на котором можно поплакать. Например, Усэйн Болт, восьмикратный олимпийский чемпион, признался, что «иногда хочется сомневаться в себе, но тренер всегда готов сказать: «Не волнуйся, я знаю, что я могу сделать, чтобы ты бежал быстрее». , и что нужно сделать, чтобы ехать быстрее» [1]. Связь между тренером и спортсменом может повлиять на большую часть жизни спортсмена. Вот почему тренеры и спортсмены должны сосредоточиться на развитии отношений, которые были бы эффективными (любовь, забота и уважение друг к другу) и успешными (помогая друг другу побеждать/быть успешными).

Есть ли только один тип отношений между тренером и спортсменом?

Существует четыре основных типа взаимоотношений между тренерами и спортсменами, которые мы наблюдаем в спорте [2]. Во-первых, это эффективные и успешные отношения между тренером и спортсменом. Это идеальные отношения, к развитию которых стремятся все тренеры и спортсмены. Эти отношения не только приносят успех, но тренеры и спортсмены также развивают глубокую взаимную заботу и уважение друг к другу. Прекрасным примером такого типа отношений являются отношения между Майклом Фелпсом и его тренером Бобом Боумэном [2]. Боуман начал тренировать Фелпса, когда Фелпсу было 11 лет. Боуман помог Фелпсу стать самым успешным олимпийцем всех времен, завоевав 28 олимпийских медалей (23 из которых были золотыми)! Фелпс также сказал, что его тренер знал его лучше, чем кто-либо, кроме его матери! Боуман заметил, что он был для Фелпса больше, чем тренером; он также был другом, советником и доверенным лицом. Можете ли вы привести какие-либо другие примеры такого типа отношений между тренером и спортсменом в спорте?

Второй тип отношений между тренером и спортсменом эффективен, но безуспешен. В этих отношениях тренеры и спортсмены строят хорошие отношения. Эти прочные связи позволяют тренерам влиять на спортсменов и способствовать развитию психологических, эмоциональных и социальных навыков спортсменов, а также их физических, технических и тактических навыков. Примеры такого типа отношений можно найти в детско-юношеском спорте, где основное внимание уделяется тому, чтобы «быть лучшим, каким ты можешь быть», получать удовольствие от спорта и получать удовольствие, не беспокоясь о победе. Если вы занимались спортом раньше или занимаетесь спортом сейчас, возможно, у вас были такие отношения.

Третий тип отношений — неэффективные, но успешные отношения. Эти отношения могут иметь спортивный успех, но тренер и спортсмен не ладят. В таких случаях тренеры и спортсмены могут либо попытаться наладить отношения, либо расстаться. Классический пример — отношения между сэром Алексом Фергюсоном и Дэвидом Бекхэмом [2]. Нет никаких сомнений в том, что это партнерство было чрезвычайно успешным. Вначале они любили друг друга и заботились друг о друге, и Бекхэм часто называл Фергюсона отцом. Хотя они продолжали добиваться успеха, личные отношения между ними испортились в 2003 году. В результате Бекхэм покинул Фергюсон и «Манчестер Юнайтед».

Последний тип отношений между тренером и спортсменом — неудачный и неэффективный. Это самые нежелательные отношения между тренером и спортсменом, поскольку они не приносят никакой пользы ни тренерам, ни спортсменам. Обычно мы не видим много примеров таких отношений, поскольку затраты на сохранение таких отношений перевешивают выгоды, поэтому они часто распадаются.

Модель отношений между тренером и спортсменом 3+1 C

Остановитесь на мгновение и подумайте о своем собственном опыте — что делает отношения между тренером и спортсменом хорошими? Как бы вы описали качественные, эффективные, функциональные, вознаграждающие и приносящие удовлетворение отношения между тренером и спортсменом?

Наиболее изученная структура взаимоотношений между тренером и спортсменом называется моделью 3+1 C (рис. 1). В этой модели отношения между тренером и спортсменом определяются как ситуация, состоящая из чувств, мыслей и поведения спортсменов и тренеров [2]. Элемент «чувства» этой модели определяется как близость, отражающая силу эмоциональной связи между тренером и спортсменом. Например, насколько тренер и спортсмен любят, доверяют и уважают друг друга. Элемент «мысли» определяется приверженностью. Например, намерение тренера и спортсмена работать вместе в краткосрочной и долгосрочной перспективе. «Поведенческий» аспект этих отношений называется комплементарностью, то есть степенью, в которой тренер и спортсмен чувствуют себя комфортно в присутствии друг друга и занимают дружеское (а не враждебное) отношение. Взаимодополняемость также затрагивает уникальные роли тренеров и спортсменов в отношениях. Например, ожидается, что тренер будет руководить и направлять спортсмена, в то время как спортсмен будет выполнять инструкции тренера.

  • Рис. 1. Компоненты успешных отношений между тренером и спортсменом.
  • Исследования показывают, что спортсмены с высоким уровнем 3+1 Cs с большей вероятностью работают лучше, чувствуют себя более мотивированными к тренировкам и соревнованиям, имеют лучшие отношения с товарищами по команде и больше верят в себя и в потенциал своей команды.

Первоначально эта модель называлась моделью 3С, поскольку она включала в себя близость, приверженность и взаимодополняемость. Однако, на основании результатов нашего исследования, он был пересмотрен, чтобы включить соориентацию в качестве дополнительного компонента. Соориентация отражает степень сходства восприятия тренеров и спортсменов. Эти представления могут варьироваться от их мыслей о своих отношениях до ожиданий в отношении тренировок и соревнований. Каждый спортсмен и его тренер развивают взаимное сходство и понимание, что указывает на их уникальную общую основу. Исследования показывают, что тренеры и спортсмены, сообщающие о высоком уровне 3 + 1 C, имеют лучшие рабочие отношения. Важно отметить, что отношения между тренером и спортсменом не остаются прежними — они постоянно развиваются. По мере того, как тренер и спортсмен проводят время вместе, добиваются успехов и сталкиваются с трудностями, качество и характер отношений будут меняться и колебаться.

Что показали исследования?

Исследования, проведенные за последние 20 лет, показали, как отношения между тренером и спортсменом связаны с успехом спортсменов [3–5]. Исследование показывает, что спортсмены, которые лучше сотрудничают со своими тренерами (например, имеют высокий уровень 3 + 1 C), сообщают о более положительных результатах. Эти спортсмены с большей вероятностью будут показывать лучшие результаты, у них будет больше мотивации к тренировкам и соревнованиям, и у них будут лучшие отношения со своими товарищами по команде. Кроме того, они сообщают о более высоком уровне жизнеспособности, а также о большей вере в себя и в потенциал своей команды. Спортсмены, которые сообщают о более низком качестве отношений (например, о низком уровне 3+1 Cs), сообщают о меньшем количестве благоприятных результатов. Они, скорее всего, плохо выступят, у них меньше мотивации тренироваться и соревноваться, и они, скорее всего, будут чувствовать себя перегруженными и напряженными.

Как наладить эффективные и успешные отношения между тренером и спортсменом

Если вы спортсмен, после прочтения этой статьи вы, вероятно, поймете, что в одиночку добиться успеха невозможно! Чтобы стать успешным спортсменом, вам понадобится тренер, который готов общаться с вами, поддерживать и направлять вас через взлеты и падения соревновательного спорта. В таблице 1 приведены некоторые советы о том, как наладить партнерские отношения между тренером и спортсменом, которые принесут пользу как вам, так и вашему тренеру [3].

Характеристика связи Наконечник 1 Наконечник 2 Наконечник 3
Развитие близости Находите время, чтобы хвалить, поощрять, поддерживать и конструктивно отзываться друг о друге во время тренировок, соревнований и в других ситуациях, не связанных со спортом. Участвуйте в светской беседе: вспоминайте дни рождения друг друга, проявляйте интерес к мероприятиям, не связанным со спортом. Участвуйте в тимбилдинге и общественной деятельности, в которой участвуют другие (спортсмены, помощники тренера, родители).
Развитие приверженности Следите за тем, чтобы не пропускать соревнования и тренировки и приходить вовремя. Будьте морально и физически готовы к тренировке (например, приходить первым и уходить последним). Будьте готовы уделить свое время тренеру/спортсмену (например, оставаться дольше на спортивной площадке, чтобы тренироваться, получать/давать инструкции или отзывы, планировать/посещать дополнительные занятия). Слушайте и учитесь друг у друга и вместе ставьте индивидуальные (и командные) цели
Развитие взаимодополняемости Установите четкие командные правила и ожидания (например, кодекс поведения, который знают и понимают тренеры и спортсмены, а также последствия несоблюдения правил или кодексов). Убедитесь, что и тренеры, и спортсмены вносят свой вклад и активно участвуют в тренировках. Достигните баланса между порядком и свободой — создайте четкую структуру тренировок или соревнований.
Развитие соориентации Убедитесь, что цели согласованы тренерами и спортсменами, понятны всем и соответствуют способностям, ожиданиям, надеждам и стремлениям каждого. Будьте любопытны, задавайте вопросы и активно слушайте ответы друг друга. Будьте чуткими и понимающими потребности друг друга; постарайтесь понять взгляды и точки зрения друг друга.

  • Таблица 1. Советы тренерам и спортсменам по развитию эффективных и успешных партнерских отношений между тренером и спортсменом.

В целом, в этой статье подчеркивается важность отношений между тренером и спортсменом, различные типы отношений, которые могут существовать между спортсменом и их тренером, а также конкретные компоненты этих отношений (например, близость, приверженность, взаимодополняемость и сотрудничество). -ординация), которые были рассмотрены в рамках исследования. Мы надеемся, что, прочитав эту статью, вы лучше поймете, что делает отношения между тренером и спортсменом «кликабельными», а также усвоите несколько полезных советов о том, как вы можете внести свой вклад в построение успешного и эффективного спортивного партнерства.

Глоссарий

Отношения : Отношения – это социальная ситуация, включающая связь между двумя людьми производительность.

Модель 3+1 C : Модель 3+1C представляет собой структуру, описывающую ключевые составляющие взаимоотношений для успешного партнерства между тренером и спортсменом.

Соревновательный спорт : Соревновательный вид спорта, в котором участие в спорте сосредоточено на соревнованиях и тренировках для достижения улучшений и достижения успеха.

Эффективные отношения : Эффективные отношения — это степень, в которой партнерство тренера и спортсмена удовлетворяет личные и эмоциональные потребности друг друга (или друг друга).

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.


Ссылки

[1] BBC Sport. 2012. Познакомьтесь с тренерами лучших олимпийских команд мира . Доступно в Интернете по адресу: https://www.bbc.co.uk/sport/olympics/19253531 (по состоянию на 17 февраля 2021 г.).

[2] Джоуэтт, С., и Почвардовски, А. 2007. «Понимание отношений между тренером и спортсменом», в «Социальная психология в спорте», , под ред. С. Джоуэтт, С., и Д. Лавалле (Шампейн, ИЛ: Кинетика человека), 3–14.

[3] Джоуэтт, С., и Шанмугам, В. 2016. «Реляционный коучинг в спорте: его психологические основы и практическая эффективность», в Handbook of International Sport Psychology , eds RJ Schinke, KR McGannon, and B. Smith ( Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж), 471–84.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *