Трудоустройство после вуза: А вуз и ныне там: как выпускнику найти работу | Статьи

Сколько выпускников вузов и ссузов сразу находит работу

Сергей Антонов

работал со второго курса

Профиль автора

Две трети соискателей, опрошенных «Хедхантером», посоветовали бы своим детям начать работать уже с 16 лет.

Половина респондентов сами начали зарабатывать еще до совершеннолетия. В то же время только каждый пятый опрошенный младше 18 лет хотел бы трудоустроиться как можно скорее.

Как правило, отправной точкой поиска работы все же служит получение специальности. Мы посмотрели на статистику и узнали, как обстоят дела с трудоустройством у россиян после окончания вуза или ссуза.

С каким образованием проще найти работу

Раз в несколько лет Росстат проводит большое исследование, которое посвящено трудоустройству выпускников вузов и ссузов. Последнее по времени охватывает тех, кто окончил учебное заведение в 2016—2020 годах. Всего за эти пять лет профессию получили 6,3 млн россиян: 3,6 млн окончили вузы, 1,9 млн — колледжи или техникумы, 750 тысяч — ПТУ или лицеи, еще 31,6 тысячи воспользовались программами по подготовке кадров высшей квалификации — окончили аспирантуру, докторантуру, адъюнктуру, ординатуру и так далее.

Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников — 2021, Росстат

Если верить этой статистике, девять из десяти выпускников находят работу в течение года или уже имеют ее к моменту завершения учебы. Лучше всего ситуация с выпускниками вузов, которые оканчивали ординатуру, адъюнктуру и так далее: 97,2% трудоустроены. Правда, эти люди, скорее всего, просто повышали свою квалификацию и к моменту получения диплома уже имели работу.

Однако выпускники вузов в принципе имеют более высокий шанс на трудоустройство. После окончания высшего учебного заведения безработными остаются всего 6,9% специалистов и 6,5% магистров. После окончания колледжа или техникума — 13,9% выпускников, ПТУ или профлицея — 14,5%. Интересно, что у людей с дипломом бакалавра шанс найти работу почти такой же, как и у тех, кто получил среднее профобразование.

/education-prons-cons/

За и против: нужно ли получать высшее образование

Источник: Росстат Источник: Росстат

Как находят работу

Изучая трудоустройство выпускников, статистики делят их на три большие группы. Первая — те, кто искал работу после окончания вуза или ссуза и нашел ее. В 2016—2020 годах таких было 3,5 млн.

Вторая — те, кто не проявлял в этом направлении никакой активности. Их 2,5 млн человек. Сюда Росстат относит не только безработных, но и людей, которые к тому моменту уже работали, открыли свой бизнес, продолжили обучение, пошли в армию и так далее.

Третья группа — это люди, которые пытались трудоустроиться, но не нашли работу. Таких выпускников за последние пять лет было меньше всего: 259 тысяч человек.

Оказалось, что самый действенный способ найти первую работу — через родственников или знакомых. Это получилось у 1,1 млн человек, то есть у каждого шестого выпускника. Сами обратились к интересующему работодателю 887,5 тысячи вчерашних студентов, изучали опубликованные вакансии — 770,5 тысячи.

/rabota-v-moskve/

Как я без опыта искала работу в Москве

Источник: Росстат Источник: Росстат

Почему не работают по специальности

Из более чем 6 млн выпускников высших и средних учебных заведений 2016—2020 годов 1,8 млн работают не по специальности. Почти половина из них — потому что не нашли вакансий по профилю. Каждого третьего не устроила зарплата, график или другие условия, которые предлагали наниматели.

Еще одна проблема с поиском работы по специальности — качество полученного образования. Например, 5% бывших студентов сказали статистикам, что полученные во время учебы знания не соответствовали требованиям работодателя.

/problems-of-education/

«Никому ничего не надо»: 6 проблем российского образования

Источник: Росстат Источник: Росстат

Если говорить о регионах, чаще всего по специальности устраиваются выпускники в Рязанской области и Ханты-Мансийском автономном округе: почти 83% от всех обучавшихся в вузах и ссузах в 2016—2020 годах. Также в лидерах Санкт-Петербург с показателем 82,4%, Москва — 81,5%, Кировская и Сахалинская области — 76,3%.

Сложнее всего найти работу по профессии в Марий Эл, Ингушетии, Ненецком автономном округе, а также в Брянской, Орловской и Архангельской областях. Здесь в первый год после окончания учебного заведения трудоустраиваются по профилю менее половины выпускников.

/work-stat/

Человеку какой профессии проще найти работу



Порядка 90% выпускников вузов устроились на работу

В 2021 году из российских вузов выпустилось 746 597 человек. По данным мониторинга на середину июля 2022 года*, трудоустроились в течение года 89% из них.

Минобрнауки России активно работает над содействием занятости выпускников. С конца апреля 2022 года при министерстве заработал Экспертный центр карьеры и реализации профессиональных возможностей молодежи, который проводит бесплатное обучение для руководителей и сотрудников центров карьеры в вузах.

Показатели трудоустройства за 2021 года по сравнению с 2020 годом выросли больше всего выросли в Ленинградской и Брянской областях (на 13% в обоих регионах), в Курганской области и Камчатском крае (на 11% в обоих субъектах) и в Смоленской, Липецкой областях и Ставропольском крае (на 10% в каждом регионе).  

Руководители российских вузов в регионах, где за год выросли показатели трудоустройства, отмечают, что в последнее время серьезно переформатирована работа с выпускниками. Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков отмечает, что сейчас она сосредоточена в Центре трудоустройства и развития карьеры вуза – это позволяет сделать ее системной и планомерно отслеживать результаты деятельности и ситуацию на рынке труда. 

«В целом выпускников, трудоустроенных после окончания университета, становится больше. Если в 2019 доля занятых (в том числе продолживших обучение в магистратуре или аспирантуре) составляла 83%, то в 2020 – 95%. Особенно я хотел бы отметить, что все больше студентов устраиваются на работу еще во время обучения. Так, в первый год пандемии мы присоединились к программе Минобрнауки России и в рамках поддержки наших студентов трудоустраивали их в университете, сейчас программа не сократилась. Очень приятно, что наши выпускники остаются работать в вузе и занимаются разными направлениями», – делится опытом Михаил Артеменков.

По словам ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академика РАН Андрея Рудского, успешное трудоустройство выпускников является важным мерилом качества образовательного процесса любого вуза.

 «В Политехе мы внимательно следим за карьерой наших выпускников и с гордостью можем сказать, что значительная их часть занимает ведущие позиции в лучших российских компаниях. По данным платформы «Факультетус», 93% выпускников 2020 года трудоустроены официально, а среди выпускников 2021 года число трудоустроенных студентов составляет 97%, – отмечает Андрей Рудской. – Содействие развитию карьерного пути студентов в Политехе ведется по нескольким направлениям. Наши студенты получают качественное фундаментальное образование в одном из лучших технических вузов страны. У университета серьезные связи с индустриальными партнерами: это позволяет студентам в рамках обучения решать реальные практические кейсы действующих производств в тесной связке с сотрудниками компаний.

Благодаря этому многие студенты получают предложения о трудоустройстве задолго до получения диплома».

Ректор Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Дмитрий Беспалов отмечает, что взаимодействие университета с работодателями сейчас выходит на новый уровень, так как обучение становится все более практикоориентированным. В вузе проводятся различные чемпионаты, хакатоны, классические ярмарки вакансий, а также карьерные мастерские – сообщества молодых людей, уже более опытных в вопросах трудоустройства, которые помогают своим однокурсникам адаптироваться на рынке труда и найти работу.

«Мы создаем базовые кафедры совместно с ключевыми партнерами, работодатели привлекаются к разработке образовательных программ, участвую в создании кадровых резервов из числа обучающихся и так далее. Одна из главных задач при взаимодействии студентов и работодателей – это познакомить ребят с особенностями работы разных компаний определенной отрасли. Чтобы студент еще на первом курсе смог получить понимание о том, где и кем он хочет работать по окончании обучения», – рассказывает ректор СКФУ.

О значимости сотрудничества вузов и работодателей говорят и представители компаний. По словам Татьяны Авдеевой, бизнес-партнера по управлению персоналом Ставропольского отделения Юго-Западного банка Сбербанк, потенциальному нанимателю важно, чтобы студент, получая статус выпускника, обладал не просто багажом накопленных теоретических знаний, но и был погружен в профессиональный контекст, создавая серьезную конкуренцию на рынке труда. 

«Именно поэтому Сбер заключил соглашения с ключевыми учебными заведениями Ставрополья, в рамках которых студенты, которые рассматривают Сбер как потенциальное место работы, могут попасть на практику или стажировку в крупнейший банк страны. Помимо этого, благодаря плотной работе с Центрами развития карьеры и молодежного предпринимательства учебных заведений в регионе растет число совместных проектов, а эксперты Сбера регулярно выступают на образовательных мероприятиях и делятся опытом с подрастающим поколением специалистов», – отмечает Татьяна Авдеева.

В Госкорпорации «Росатом» также уделяют большое внимание привлечению талантливых студентов на работу. Ежегодно в атомную отрасль трудоустраиваются около 2 тыс. выпускников вузов и колледжей. Как отмечает Юлия Ужакина, генеральный директор Корпоративной Академии Росатома, подбор потенциальных соискателей проводится путем проведения собственных мероприятий в вузах, участия в федеральных проектах для школьников и студентов и поиска новых форматов, таких как открытие диджитал-центров в ННГУ и ОЦ «Сириус». Также Росатом ежегодно организует стажировки и практики для более 5 тыс. студентов, так как невозможно понять специфику работы, не попробовав в нее погрузиться.

«Один из примеров такого взаимодействия – совместная магистерская программа «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство», которую в 2021 году запустили Центр Цифрового Инжиниринга (ЦЦИ) ООО «Центротех-Инжиниринг» и СПбПУ им. Петра Великого. Каждый год в группу ЦЦИ попадает 11-12 студентов, которым предприятие предлагает актуальные темы магистерских работ. При желании студенты могут трудоустроиться в ЦЦИ на неполный рабочий день и получить практический инженерный опыт уже во время учебы. А к моменту получения диплома такой выпускник-магистр уже имеет два года реальной практики и портфолио с реализованным рабочим проектом», – рассказала Юлия Ужакина.

Напомним, в марте этого года Минобрнауки России запустило Экспертный центр, в задачи которого будет входить трансформация центров карьеры в университетах. Он осуществляет аналитическое, методологическое, экспертное и информационно-техническое сопровождение центров карьеры, а также координировать вопросы их цифровой трансформации, включая систему мониторинга, сбора и анализа данных.

*данные подсистемы «Аналитика трудоустройства» единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа России.

Что я могу сделать с этим майором?

Четыре года назад вы выбрали специальность в колледже, потому что интересовались этим предметом. Теперь вы начинаете искать работу, надеетесь найти работу и думаете: «Окей, что я могу сделать с этой специализацией?» Не волнуйтесь. Вам не обязательно становиться учителем истории только потому, что вы специализировались на истории. Вместо этого подумайте о навыках, которым вы научились за последние четыре года, как о способе найти подходящую работу.

В каждом объявлении о вакансии перечислены навыки, которые работодатель ищет в идеальном кандидате. Имейте в виду, что есть soft skills и hard skills. Навыки межличностного общения — это то, о чем ваши преподаватели много говорят: критическое мышление, командная работа и коммуникабельность. (Все эти групповые проекты в конечном итоге окупятся в долгосрочной перспективе.) Жесткие навыки, с другой стороны, — это те вещи, которые вы осваивали допоздна: компьютерное программирование, анализ данных, бухгалтерский учет, редактирование, статистика и даже набор текста.

А теперь подумайте о навыках, которым вы научились, и о том, в каких из них вы действительно хороши. Сосредоточение внимания на них при поиске работы приблизит вас к поиску подходящей работы. Все еще не уверены, как это будет работать? Вот руководство по сопоставлению навыков, которые вы приобрели в разных специальностях, и должностей, требующих этих навыков. И для дополнительной оценки мы добавили несколько хороших описаний для вашего резюме.

Что я могу делать с этой специализацией: Гуманитарные науки

Есть много специальностей, которые подпадают под гуманитарные науки, включая психологию, социологию, философию, историю, творческое письмо, театр, английский язык и журналистику. После четырех лет обучения по специальности «гуманитарные науки» вы стали опытным писателем с сильными навыками межличностного общения и способностью четко синтезировать информацию. Вы любознательны, критически мыслите, красноречивы, креативны и отлично разбираетесь в исследованиях.

Вам подойдут:

  • Маркетинг
  • Обучение
  • Социальная работа

Что я могу сделать с этой специальностью: STEM

Рост занятости STEM опережает любую другую профессию. Наука, технологии, инженерия и математика сейчас пользуются большим спросом. Вы хорошо разбираетесь в математике (разумеется!), решении проблем, исследованиях, понимании данных, совместной работе и письменных работах. Вы изобретательны, любопытны, аналитичны, организованны и методичны.

Вам подходят:

  • Кибербезопасность
  • Статистик
  • Специалист по поддержке ИТ

Что я могу сделать с этой специальностью: здоровье и медицина

Если вы интересуетесь здоровьем и медициной, вы можете специализироваться в области психологии, биологии, общественного здравоохранения, медицинских исследований, химии, ухода за больными, статистики, социологии, или даже антропология. Вы преуспеваете под давлением и отлично разбираетесь в исследованиях. Вы заботливы, аналитичны, внимательны к деталям и целеустремленны.

Вам подойдут:

  • Физические упражнения
  • Клинические исследования
  • Здравоохранение

Чем я могу заниматься по этой специальности: Бизнес

После изучения финансов, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга, продаж, статистики или предпринимательства вы развили сильные лидерские качества. Вы умеете налаживать связи и мотивировать команду. Вы проницательны, внимательны к деталям, решительны, мотивированы, склонны к сотрудничеству и убедительны.

Вам подходят:

  • Коммерческие операции
  • Управленческий консалтинг
  • Планирование мероприятий

Что я могу делать с этой специальностью: право

В большинстве школ нет традиционного юридического или предюридического профиля, поэтому вы могли изучать политологию, историю, уголовное правосудие, философию, психологию, экономику или бизнес. Вы отлично разбираетесь в критическом мышлении и публичных выступлениях, а также обладаете сильными навыками межличностного общения. Вы аналитичны, организованы, решительны, конкурентоспособны, внимательны к деталям и решительны.

Вам подходят:

  • Уголовное правосудие
  • Помощник юриста
  • Правоохранительные органы

Major Asset

Сопоставление ваших навыков с объявлением о вакансии — это первый шаг к поиску подходящей работы. Не могли бы вы воспользоваться помощью, чтобы начать свою карьеру? Загляните на сайт выпускников Monster, чтобы найти всю необходимую информацию о резюме, собеседованиях, предложениях о работе и многом другом.

Насколько сложно найти работу после колледжа?

Трудоустроиться после окончания колледжа. Процесс поиска работы часто может восприниматься как работа на полный рабочий день. Здесь мы рассмотрим способы сделать шаг в дверь, чтобы вы могли начать карьеру своей мечты.

Автор: Лора Корпар

Выпускной может стать концом вашего обучения в колледже, но это только начало вашей карьеры.

Найти работу после окончания учебы может быть непросто. По данным Вашингтонского университета (UW), «в среднем выпускнику колледжа требуется от трех до шести месяцев, чтобы найти работу после окончания учебы».

Чтобы оплатить счета или получить дополнительный опыт, 73% выпускников 2020 года, опрошенных Monster, устроились на работу, которая не соответствовала их карьерным целям. Данные UW добавили, что 53% выпускников колледжей были безработными или работали на работе, не требующей степени бакалавра.

Так как же сломать эту тенденцию? Каждый должен где-то начинать свою карьеру.

Я поговорил с Кейси Дозье, директором программы карьерного консультирования, консультирования и обучения в Университете штата Флорида, а также с Лесли Митлер, карьерным коучем для студентов и выпускников колледжей и соучредителем Early Stage Careers, чтобы обсудить, как найти работу после окончания учебы.

Почему так трудно найти работу после окончания колледжа

По данным Intuit, людям трудно найти работу после окончания вуза по многим причинам. Возможно, они не подготовились к работе, воспользовавшись сетевыми возможностями в школе. Или они недостаточно изучили работодателя перед собеседованием.

Дозье сказал, что другая проблема заключается в том, что критерии поиска слишком специфичны.

«Как правило, чем более гибким и открытым вы можете быть, тем больше возможностей открывается», — сказал Дозье. «Но это помогает иметь некоторые критерии, потому что многие порталы в первую очередь спрашивают вас о местонахождении и отрасли. Таким образом, установление некоторых из этих критериев, но при этом сохранение гибкости может помочь вам».

Кроме того, Митлер сказал, что выпускники часто не учитывают потребности работодателя при приеме на работу.

«Выпускники действительно не знают, как позиционировать себя для эффективного поиска работы, — сказал Митлер. «Я думаю, что одна из главных вещей заключается в том, что потребности работодателей в плане навыков и опыта не всегда совпадают с навыками и опытом, которыми обладают выпускники колледжей, потому что то, чему они учатся в школе, не обязательно является тем, что работодатели ищут в будущем. с точки зрения наборов навыков».

Ресурсы по поиску работы для выпускников колледжей

Митлер предлагает получить фору в поиске работы после окончания учебы, начав заблаговременно.

«Чем раньше вы начнете готовиться, тем лучше и сильнее будет ваше резюме», — сказал Митлер. «Я думаю, что к тому времени, когда наступит второй год обучения, вы должны начать думать о… общении с людьми, которые выполняют ту работу, которая может вас заинтересовать, узнавать о них, узнавать о компаниях, которые нанимают таких людей, и пытаться получить соответствующие сведения. опыт.”

Северный Центральный Колледж рекомендует попрактиковаться в прохождении собеседования и подготовить резюме к началу выпускного года. Таким образом, вы будете готовы, если ваша школа предлагает ярмарки вакансий или если вы найдете какие-либо возможности для карьерного роста в течение года.

Дозье также рекомендует пройти стажировку, пока вы еще учитесь в колледже. Стажировки — отличный источник резюме, а некоторые стажировки могут превратиться в работу на полную ставку.

«[Стажировки — это] важная возможность познакомиться с организацией», — сказал Дозье. «Они часто могут быть взаимовыгодными, так как студент может опробовать эту организацию, чтобы понять, хочет ли он этим заниматься и что его интересует».

Онлайн-агрегаторы объявлений о вакансиях являются наиболее распространенными местами для поиска открытых вакансий, но они не являются единственным доступным ресурсом. Митлер говорит искать специализированные доски объявлений. Они специализируются на области карьеры, местоположении или обоих. Или найдите на веб-сайте интересующую вас компанию, потому что некоторые компании нигде больше не публикуют свои открытые вакансии. Кроме того, Дозье посоветовал посмотреть объявления в ближайшей торговой палате, если вы хотите работать в местном бизнесе. Кадровые агентства также являются хорошим вариантом для подачи резюме в ведущие компании.

Митлер сказал, что связи в LinkedIn могут быть отличным ресурсом, если вы хотите работать в конкретной компании. Посмотрите, есть ли у вас какие-либо связи первой или второй степени с кем-то, кто работает в компании, или работают ли там выпускники вашего колледжа. Затем пообщайтесь с ними, чтобы они думали о вас, когда появляются новые вакансии.

«Нетворкинг — важнейший компонент [поиска работы]», — сказал Дозье. «И дело не обязательно в том, кого вы знаете. Часто речь идет о построении и установлении этих связей».

Дозье рекомендует вести журнал каждой должности, на которую вы подаете заявку. Подождите две недели после подачи заявки, затем позвоните или отправьте электронное письмо, чтобы связаться с работодателем. Это позволит уточнить, была ли вакансия заполнена, и даст возможность поговорить с работодателем.

«Тогда вы можете обратиться к [работодателю] за советом или советом для кого-то вроде вас, кто ищет», — сказал Дозье. «Это может дать вам больше информации, и, если в будущем у них появится вакансия, они могут помнить о вас. По моему опыту, иногда, если у них есть вакансия месяц спустя, два месяца спустя, вы можете взять этот телефон и позвонить им снова, и вы будете в начале их списка на собеседование».

«Если вас порекомендует внутренний сотрудник, то ваше заявление будет гуманизировано, и из-за этого у вас будет больше шансов пройти собеседование — по крайней мере, на первом уровне», — добавил Митлер.

Митлер сказал, что нетворкинг наиболее эффективен, когда человек, с которым вы общаетесь, близок вам по возрасту. Кроме того, тот, кто несколько лет назад закончил школу, будет лучше осведомлен о процессе собеседования и переходе в компанию.

«Сейчас [нетворкинг] необходим, — сказал Митлер. «И если у вас будет возможность пообщаться с кем-то, вы должны провести исследование, быть готовым и сосредоточиться на том, что вы хотите узнать из этого звонка. Задайте два-три вопроса – краткими. Дайте им знать, что вы подготовились к этому».

Составление плана поиска работы

Прежде чем приступить к поиску работы, Митлер рекомендует составить план, чтобы сохранять мотивацию и относиться к процессу поиска работы как к работе.

«Вы должны установить для себя какое-то расписание, [потому что] вы не можете заниматься этим 40 часов в неделю», — сказал Митлер. «Но что вы можете сделать, так это разработать недельный график, в котором у вас есть блоки времени, когда вы собираетесь общаться в сети, искать работу и делать приложения».

Митлер и Дозьер также рекомендуют документировать процесс поиска работы, сохраняя список вакансий, на которые вы подавали заявки, и людей, с которыми вы общались.

«Если вы будете отслеживать свой прогресс, это будет хорошим мотиватором», — сказал Митлер. «Таким образом, вы можете посмотреть в конце недели и сказать: «Я подал заявку на 10 вакансий, я общался с пятью людьми». И такие вещи заставляют вас чувствовать, что у вас есть некоторый импульс вперед».

Дозье предлагает установить еженедельную цель приложения.

«Установите управляемое число, потому что иногда даже подача заявок на три-пять вакансий в неделю занимает много времени», — сказал Дозье. «Так что ведите журнал, знайте, на какие должности вы подаете заявку каждую неделю, и ставьте перед собой эту цель».

Иногда нам приходится искать «на данный момент» работу, которая не связана с нашей сферой деятельности, несмотря на все наши усилия. Дозье сказал, что работа «на данный момент» стала более распространенной с начала пандемии. Сейчас мы можем ценить работу из дома или получение более высокой зарплаты больше, чем раньше, поэтому важно взвешивать эти ценности во время поиска работы.

«В конце концов, это действительно поиск того, что является наиболее важным и где эти ценности падают, но также необходимость поставить еду на стол и оплатить эти счета», — сказал Дозье. «И именно здесь иногда временные должности или временное найм персонала могут помочь с оплатой этих счетов».

Еще один способ избежать резкого спада в поиске работы — расширить область поиска. Dozier предлагает расширить поиск на несколько городов, если вы изо всех сил пытаетесь найти работу в своем районе. Митлер сказал, что вы также можете найти больше вариантов работы, получив онлайн-сертификаты по различным навыкам.

«Возможно, вам придется найти способ заполнить пробел между тем, что написано в вашем резюме, и тем, что ищет работодатель», — сказал Митлер. «Существует множество онлайн-возможностей для развития этих навыков и возможности продемонстрировать их».

Хотя в процессе поиска работы широко распространены отказы, другие варианты всегда доступны. Дозьер и Митлер говорят, что нужно двигаться вперед.

«Если вы получите достаточно заявлений, если ваше резюме достаточно сильное, вы получите интервью», — сказал Митлер. «И чем больше интервью вы получите, тем больше вероятность того, что одно из них приведет к предложению. Но ты должен придерживаться плана».

«Продолжай упорствовать», — добавил Дозье. «Полезно иметь человека, от которого можно отталкиваться от идей и быть вашим защитником в процессе, потому что в это время может быть много самоанализа».

Основные выводы

Как найти работу после окончания колледжа

  • Выпускникам колледжей могут потребоваться месяцы, чтобы найти работу по специальности, поэтому гибкость является ключевым фактором.
  • Начните готовиться к поиску работы еще до окончания учебы, найдя возможности для стажировки и налаживания связей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *