«СИРИУС» – УНИКАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Интервью с заместителем директора Фонда «Талант и успех» по направлению «Наука», «Учителем года России – 2010» Михаилом Ильичом Случом
Образовательный центр «Сириус» – это, безусловно, особое явление на всем поле современного российского образования, расскажите, пожалуйста, немного из истории создания «Сириуса». У кого и как появилась идея собрать вместе одаренных детей из разных образовательных организаций Российской Федерации? В чем главная идея образовательного центра, какие цели Вы ставите перед собой?
Инициатива создания «Сириуса» принадлежит Президенту Российской Федерации. Владимир Владимирович лично обсуждал концепцию работы центра, проводил встречи и проговаривал основные принципы с ключевыми персонами, которые взяли на себя ответственность за формирование отдельных направлений.
Ему же принадлежит идея сделать образовательный центр не моно-, а полипрофильным.
«Сириус» был создан на объектах олимпийской инфраструктуры. При решении вопроса, кому отойдет олимпийское наследие, было принято знаковое решение: самое лучшее, самое передовое, самое современное передается одаренным детям.
Для направления «Спорт» это решение определило два ключевых спортивных направления, которые развиваются в «Сириусе»: хоккей и фигурное катание. Под них были переданы так называемые арена «Шайба» и тренировочная арена.
Уникальным кампусом стал один из лучших четырехзвездочных отелей олимпийского кластера. И ребята, которые попадают в «Сириус», с благодарностью ощущают эту уникальность.
И важно отметить, что эта тема олимпийского наследия не закончилась со стартом «Сириуса». Через год после запуска центр получил один из наиболее амбициозных (уж точно по размеру) объектов Олимпиады – так называемый Главный Медиацентр, в котором почти сразу же начали работать лаборатории и мастерские и в котором планируется создать современный музей науки.
Как попасть в «Сириус»? Что нужно для этого? Каков механизм отбора детей в тематические смены?
«Сириус» – это образовательный центр. Соответственно, критерии попадания на смену связаны исключительно с достижениями школьника – спортивными, художественными, учебными.
Направление «Искусство» комплектуется в результате рассмотрения заявок и портфолио. Направление «Спорт» – по рейтингам, командным или индивидуальным.
Ребята, которые попадают на программы «Науки», – это школьники, проявившие себя на олимпиадах и исследовательских, проектных конкурсах высокого уровня.
При этом на протяжении двух лет работы в «Сириусе» уже сложилась некоторая типология научных смен. Есть смены самого высокого уровня, например, расширенные сборы национальной команды, куда школьники попадают по рейтингу, в том числе, по результатам выступления на заключительном этапе Всероссийской олимпиады.
Есть региональные смены, которые направлены на работу с регионами, и здесь олимпиадные достижения не так высоки. Тут приходится лишь отчасти ориентироваться на понятные достижения отдельных школьников (просто потому, что таких школьников достаточно мало), а в целом прибегать к особым механизмам отбора.
Этот отбор совершенно открыт и прозрачен. Он проводится, как правило, в два этапа. Вначале – дистанционная олимпиада для очень широкого круга школьников. Затем – очный этап для тех, кто хорошо написал I этап. Очный этап – достаточно сложная тема. Его приходится проводить в регионах. Для объективного проведения приходится посылать наблюдателей, проводить централизованную проверку и т. д. Но все это важно, если мы хотим сделать «Сириус» действительно доступным для сильных школьников независимо от места проживания.
География «Сириуса» обширна: более 13 000 школьников уже побывали здесь, около 2000 педагогов прошли повышение квалификации.
О «Сириусе» говорят, как о лаборатории развития юных талантов, так ли это?
Звучит немного пафосно. Мы, прежде всего, – образовательная организация с очень интенсивными программами и с очень высокого уровня преподавателями и учащимися.
Для нас очень важно, чтобы программы были действительно эффективными, чтобы школьники за 24 дня получили максимум. Для этого они учатся по профильной программе (тренируются, репетируют) минимум шесть уроков в день.
Но решение задач (если мы говорим о направлении «Наука») – не является единственной целью смены.
Важно, чтобы школьники увидели горизонты науки и технологий, чтобы они встретились с теми людьми, которые этот фронтир определяют. Также важно, чтобы ребята и в других областях встретились со знаковыми личностями. Иными словами, школьники не могут замыкаться на решении коротких задач. Они должны увидеть перспективу.Другой ключевой момент – сопровождение школьников после окончания смены. Многим учащимся из разных регионов такое сопровождение очень нужно. Если оно обеспечивается, эффективность смены кратно увеличивается.
В этом смысле можно говорить о лаборатории, поскольку решаются не исключительно узкопредметные задачи, а действительно задачи широкого развития конкретных детей.
Помимо прочего «Сириус» – это не только образовательная площадка, но и прекрасное место для отдыха и, главное, оздоровления детей. В перерывах между занятиями, тренировками и репетициями дети посещают оздоровительный центр, открытый бассейн, спортивные площадки, пляж, кинотеатр, библиотеку.
Как строится образовательный процесс в «Сириусе»? В чем «секрет» его образовательных программ?
Образовательный процесс в «Сириусе» достаточно интенсивный. Если мы говорим о ребятах направления «Наука» – это минимум три учебных пары в день. То есть более 100 часов за смену.
Для того, чтобы организовать такой процесс, разделить школьников по силе (и, соответственно, по уровню программ), приходится готовить смену минимум за полгода. Это и подбор педагогов, и выбор материала, и согласование программ отдельных курсов. На смене с 200 школьниками по направлению «Наука» работает порядка 30 педагогов.
Нам важно также составить научную программу смены. Пригласить ведущих ученых, которые бы рассказали ребятам о переднем крае науки, представителей высокотехнологичных компаний, в которых этим школьникам, может быть, в будущем предстоит работать.
Еще один момент – проектная и исследовательская деятельность в рамках смены. Для ребят важно не просто учиться, но получать конкретные результаты в интересной для них области. Присматриваться к научному исследованию, к проектной работе. Делать первые профессиональные пробы.
Частью образовательной программы являются также «школьные» уроки в «Сириусе». Все же школьники уезжают из своих школ почти на месяц. У нас складывается свое видение этой школьной части. Оно очень дифференцировано (одно дело – школа для пятиклассников-хоккеистов, другое – поддержка мотивированных ребят из направления «Наука», которые имеют высокие результаты далеко не только в математике). Оно опирается на особенности одаренных школьников: высокий уровень мотивации, готовность к самостоятельной работе, серьезный академический уровень.
Используется ли в «Сириусе» поурочная система преподавания? Или применяются сетевые образовательные модули, о которых сегодня много говорят? Как они используются в практике работы образовательного центра?
В «Сириус» приезжают школьники разных направлений и возрастов. Это определяет большое разнообразие методов.
Если говорить о школьниках направления «Наука», то собственно уроков почти нет. Есть лекции. Но и их относительно мало. Довольно много того, что в вузе называют семинарами. Во время которых ребята работают самостоятельно, решают задачи, делают опыты, занимаются проектами.
Роль преподавателя при этом – не столько в объяснении нового материала (это, конечно, присутствует, но в целом школьники достаточно сильные и материал скорее изучают самостоятельно), сколько в индивидуальных собеседованиях, в приеме задач. Только так можно понять, в чем ученик ошибается, где его аргументация хромает, что он недодумывает.
Если говорить о «школьных» уроках, то мы пытаемся комбинировать разные методы. Приглашаем ярких «предметников», причем не обязательно школьных. В таких случаях цель – новое впечатление о предмете, новый опыт. Договариваемся перед сменой со школой об индивидуальных заданиях и затем уже в «Сириусе» помогаем ребятам справиться с ними в режиме индивидуальных консультаций.
На самом деле мы отдаем себе отчет в том, что взаимодействие со школами только выстраивается. Что оно должно укрепляться и по линии профильных программ (в конце концов, своими достижениями школьники обязаны не только своим личным усилиям, но и педагогическому мастерству замечательных учителей, с которыми они работают ежедневно в своих школах), и по линии изучения общеобразовательных предметов.
Есть и другое направление сетевых программ. Сразу же после открытия «Сириуса» стало ясно, что очная работа на сменах должна обязательно быть дополнена дистанционным сопровождением после. В ряде случаев такое сопровождение уже выстраивается, и тут помогают цифровые форматы. Но мы стараемся также дополнить дистанционные курсы модулями, в реализацию которых включаются и наши партнеры, – прежде всего, ведущие вузы. И возникают реальные сетевые программы.
Как формируются детские коллективы? В целом это единый коллектив или спортсмены сами по себе, а юные изобретатели сами по себе? Не возникает ли извечный философский спор между лириками и физиками?
Школьники разных направлений очень не похожи друг на друга. Специфика очень чувствуется, ведь ребята – почти профессионалы.
Поскольку ключевым является профильная программа, ребята объединяются в команды именно профильного характера, и далее команда движется по расписанию.
Но в школе и особенно в свободные часы (а также в те моменты, когда ребята включаются в программы дополнительного образования) участники смены перемешиваются в соответствии со своими склонностями и интересами. И это – самое ценное. Нам кажется очень важным именно взаимодействие школьников разных направлений, мы надеемся, что оно обогатит их.
При всех различиях у ребят есть и общие черты. Они – в отличие от многих сверстников – нашли то, что их увлекает, научились подчинять свою жизнь любимому делу. В них чувствуются взрослая воля и настойчивость.
Давайте поговорим о педагогическом составе, на какой основе он подбирается? Каковы условия для педагогов и принципы их отбора?
В центре почти нет своих постоянных педагогов. «Сириус» работает с очень сильными школьниками, и для этой работы он просто обязан привлекать самых сильных педагогов, имеющих результативный опыт взаимодействия с таким «особым» контингентом. Еще один момент связан с тем, что хочется построить программы на встречах ребят со взрослыми, с которыми они в обычной жизни не всегда смогут пересечься. Это и профильные педагоги, работающие в лучших физматшколах, и преподаватели ведущих вузов, и настоящие ученые, и те, кто определяет будущее отдельных отраслей и компаний.
В «Сириус» приезжают педагоги, отвечающие за олимпиадное движение, приезжают нобелевские лауреаты. Но мы приглашаем и совсем молодых людей, студентов, аспирантов, готовых работать в проектных командах, лишь бы они были нацелены на высокий результат и готовы к той интенсивности и глубине, которую задают участники смен.
Как можно использовать уже накопленный опыт работы образовательного центра? Можно ли повторить модель «Сириуса» в других регионах или отдельной образовательной организации?
Это – большая отдельная тема. Президент в послании Федеральному Собранию (в конце 2016 года) призвал регионы создавать центры по работе с одаренными школьниками, опираясь на опыт Образовательного центра «Сириус». И в ряде регионов эта работа началась.
Мы подходим к ней очень ответственно. Здесь важно учесть все нюансы, многочисленные региональные особенности, огромный опыт, который накоплен в регионах, существующую инфраструктуру, наработки ведущих вузов, заинтересованность высокотехнологичных компаний. Разработаны примерное соглашение с регионами, «дорожная карта» взаимодействия по созданию таких центров. Работа началась.
Где и как можно познакомиться с опытом работы «Сириуса», проводите ли вы семинары, конференции, вебинары для организаторов и педагогов других образовательных центров?
В январе 2017 года была проведена большая конференция по работе с одаренными школьниками (с упором на направление «Наука»). Это было первым опытом, которому предшествовали семинары, собиравшие наших партнеров скорее по отраслевому принципу. Мы планируем сделать такие конференции традиционными.
Помимо этого ежемесячно организуются семинары для учителей. Формат повышения квалификации очень важный и потенциально очень плодотворный. По сути, к реализации таких программ привлекаются те же ведущие педагоги, которые работают в это время со школьниками. И в ряде случаев удается договориться не просто о лекционных форматах, но и о мастер-классах. Тогда слушатели могут увидеть, как предъявленный опыт работает на реальном уроке с сильными школьниками. Это очень ценно.
Каковы планы развития, какие траектории совершенствования деятельности образовательного центра «Сириус» вы намечаете?
Планов очень много. Мы еще не до конца выстроили даже предметные программы. «Сириусу» меньше двух лет, начинали мы с кампуса и очень простых учебных классов. Никакой речи о лабораториях, о сложных мастерских не было. Теперь постепенно выстраивается образовательная инфраструктура и мы можем последовательно запускать сложные программы по химии, биологии, информатике, смены, ориентированные на проектную деятельность.
Другое важное направление – о котором уже говорилось выше – это расширение границ «Сириуса». Во времени: мы пытаемся «продлить» смены, продолжая начатые программы в дистанционных форматах. В пространстве: взаимодействуя с регионами, с вузами и выстраивая работу на основе региональных центров.
Еще одна линия – популяризация тех направлений, которые работают в «Сириусе». Мы начали работу по созданию Парка науки и искусства на базе Главного медиацентра Олимпиады. Собственно, мы уже создали год назад в этом особенном здании первые проектные лаборатории, с сентября 2016 года мы открыли их перед школьниками города Сочи. И далее планируется работать в открытых форматах, чтобы наука, искусство, спорт, культивируемые в «Сириусе», стали бы достоянием максимально широкого круга людей.
Беседу вела ответственный редактор,
корреспондент Д.О. Николаева
Главная
>1 3 2 1 1 3 2 1 1 1 3 2- Важная информация для вашей безопасности!
- Основные направления деятельности
- Наука
- Искусство
- Проект “ТОК: Театр. Открытия. Кузбасс”
- Спорт
- Дистанционное обучение
- Безопасность
- Контакты
- О нас
- Противодействие коррупции
- Информируем о возможном участии
- Новости
- Конкурсы и Мероприятия
- Все
02.05.2023
Три конкурсных отбора на образовательные. ..
02.05.2023
Сказка живет в Кузбассе – старт регионального…
02.05.2023
Дежурный по планете: итоги 2023 года
02.05.2023
НПК “Диалог”: итоги заочного этапа.
28.04.2023
Проектируя будущее: всероссийские проекты. ..
25.04.2023
Региональный этап всероссийский конкурс на…
25.04.2023
Дизайн городского пространства. Отбор на смену!
25.04.2023
Эрудит. Итоги Конференции.
21.04.2023
Олимпиадная математика: время приема заявок!
Смотреть все
Партнеры
Важные ссылки
Подписаться на рассылку
Согласие на обработку персональных данных
Д-лог.
Сочи, Россия. Сириус – это образование… | Stock Video Сэкономьте до 20% на первом заказе •
Применить HELLO20
Похожие запросы
московский государственный университет улица россии Московская улица с высоты птичьего полета Университет штата МонтанаПохожие категории
- школьники,
- образование,
- Сочи,
- Россия,
- бревно,
- крыша,
- Сириус,
- антенна,
- перспектива,
- вид,
- сентябрь г.
- обучение,
- проценты,
- освещение,
- корпус,
- город,
- дом,
- организация,
- учеба,
- кровля
Развитие саморегуляции у одаренных подростков в Образовательном центре «Сириус»
Открытый доступ
Проблема | Веб-конференция SHS. Том 79, 2020 Международная научно-практическая конференция «Теория и практика управления проектами в образовании: горизонты и риски» | |
---|---|---|
Номер статьи | 03008 | |
Количество страниц) | 6 | |
Секция | Управление проектами школы | |
ДОИ | https://doi.org/10.1051/shsconf/20207903008 | |
Опубликовано онлайн | 19 августа 2020 г. |
СВС Web of Conferences 79 , 03008 (2020)
Ларионова Людмила Игнатьевна 1 * , Цаплина Ольга Викторовна 1 , Зверев Олег Михайлович 2 , Михалева Дарья Викторовна 3 и Караиванова Мария 4
1 Московский городской педагогический университет, факультет психологии, Москва, Россия
2 Московский городской педагогический университет, кафедра физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Москва, Россия
3 Образовательный центр «Сириус», Образовательный фонд «Талант и успех», Сочи, Россия
4 Академия Музыки, Танца, Изобразительных Искусств Республики Болгария, г. Пловдив, Болгария
* Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Реферат
В данной статье представлены результаты изучения и самосовершенствования -регуляция одаренных подростков. Авторами разработана специальная программа психолого-педагогической поддержки подростков с литературными способностями с целью улучшения их саморегуляции. Эта программа прошла апробацию в Образовательном центре для одаренных детей «Сириус», созданном образовательным фондом «Талант и успех» в Сочи. Авторы использовали В.И. Моросановой концепции саморегуляции для апробации и формирования указанной программы. Результаты исследования демонстрируют повышение саморегуляции одаренных подростков, основными компонентами которой являются следующие: способность планировать, моделировать, оценивать и корректировать психические состояния и действия для достижения определенных целей.
© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2020
Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.